Научная статья на тему 'Очередные задачи по укреплению санитарных кадров'

Очередные задачи по укреплению санитарных кадров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очередные задачи по укреплению санитарных кадров»

Г

НАРОДНЫЙ .КОМИССАРИАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ГИГИЕНА и САНИТАРИЯ

Отв редактор А. Я. КУ ЗНИЦОВ, зам. отв. редактора А.Н.СЫСИН Члены редколлегчи: Н. А. БАРАН, Ф. Е. БУДАГЯН, Н. П. КОМИССАРОВА, А. В. МОЛЬКОР, Н. А. СЕМАШКО, 3. Б. СМЧЛ ЯНСКИЙ, Т. Я. ТКАЧЕВ Отв. секретари: Р. М. БРЕЙНИНА, Ц. Д. ПИК

1945 10-и ГОД ИЗДАНИЯ № 1—2 * ■

ч И т / б«С |_г Н К 2

санитарный инспектор СССР А. Я. КУЗНЕЦОВ

Очередные задачи по укреплению санитарных кадрив1

Великая отечественная война поставила перед работниками здравоохранения и прежде всего перед санитарно-эпидем'ическими работниками задачу укрепить санитарный тыл, добиться образцового санитарного порядка, чтобы оградить фронт и тыл от эпидемий — неизбежного спутника всех предыдущих войн.

За годьр войны наша прекрасная родина не имела эпидемий; отдельные вспышки эпидемических заболеваний — сыпного тифа и других инфекций — быстро ликвидировались своевременно принимаемыми энергичными мерами. Поэтому, несмотря на очень тяжелые условия войны', в стране было меньше 'инфекционных заболеваний, чем в довоенный период и, в частности, в 1940 г.

Эти данные были оглашены! в докладе т. Митерева на последнем пленуме санитарно-эпидемиологического совета в начале 1944 г.; нет необходимости их повторять.

Чему мы этим обязаны? К ййчалу войны была создана крепкая санитарная организация с большими, хорошо подготовленным«, квалифицированными кадрами и очень мощно развитой сетью санитарно-эпидемм-ческих учреждений. Этот очень немаловажный фактор способствовал тому, что во время войны мы так неплохо справились с серьезной задачей — задачей укрепления санитарного тыла.

Как же была представлена санитарная организация в части кадров? Государственная санитарная инспекция имела по всему Союзу 6 256 штатных должностей госсанинспекторов и 8 225 должностей помощников госсанинспекторов. Укомплектовано было госсанинспекторами 81% должностей (5 110 занятых должностей) и помощниками госсанинспекторов — 86°/о (7 082 заняты«' должности). Правда," из числа занятых должностей госсанинспекторов 23% были укомплектованы не врачами, а преимущественно фельдшерами .(1 189 должностей). %

Как санитарная организация была представлена в смысле укрепления ее специалистами? Очень богато. Госсанинспекторов-специалистов

(ГЛбТДЛ^^к¡Ш?^Днума"по кадрам от 17.Х.1!

ил» -t*im:mf b00Sjl

1 Доклад на сЖтарЬоЪ сё кцни пленума по кадрам от 17.Х.1944 г. «мтм WVBM*»

(пищевиков, коммунальников, промышленных, школьных врачей) было 44,1% из общего числа, а в абсолютных числах 2 229 врачей.

Одновременно, помимо указанного, в стране к этому же времени должностей эпидемиологов было 1 031, помощников эпидемиологов 1119, большая армия оспопрививателей и дезинфекторов (более 7 500 должностей).

Какие кадры в этот момент имелись на санитарно-эпидемиологиче-ских станциях? К началу войны занятых врачебных должностей было

4 057 и 15 000 с лишним среднего медицинского персонала. Таким образом, накануне войны всего в системе только Народного комиссариата здравоохранения мы имели санитарно-эпидемиологических врачебных

у кадров около 14 000 и средних медицинских работников 48 000.

В течение еще довоенного периода было достигнуто, далее, и значительное снижение эпидемических заболеваний, а некоторые из них были совсем ликвидированы (оспа, возвратный тиф). Правда, теперь в историческом! аспекте мы видим, что возвратный тиф, видимо, полностью ликвидирован не был и какие-то маленькие очажки его теплились в песках Кара-Кума; в 1943—1944 гг. они дали некоторую вспышку заболеваний.

Что же происходило в течение войны с нашей санитарно-эпидемиологической организацией и с санитарно-эпидемиологическими кадрами? Успехами, которые мы имеем в данное время на санитарно-эпидемическвм фронте, мы обязаны прежде всего тому обстоятельству, что в течение всей войны шла неустанная, непрерывная борьба за укрепление санитарной организации, в частности, за укрепление санитарных кадров страны. Поэтому, подводя итоги состоянию санитарных кадров, можно относительно кадров Государственной санитарной инспекции сообщить следующие цифры: мы имеем* по состоянию на 1.IX.1944 г. по Союзу 6 716 штатных должностей госранинспекторов (больше, чем до войны) с укомплектованием! 5 644 должностей, т. е. 84°/о (выше, чем в довоенный период). При этом мы имеем уже только 571 должность госсанинспекторов, занятые не врачами (т. е. примерно около 13,5% общего количества укомплектованных должностей против 23% до войны).

Из этого числа государственных санитарных инспекторов около 1 400 должностей заняты молодыми врачами выпусков 1941 —1943 гг., в основном с санитарных факультетов, что к общему числу составляет около 30%. Эти молодые врачи очень неплохо справляются со своей ра)5отой, в особенности, если с ними правильно работают, правильно ими руководят и немного их подучивают..

Эти цифры объединены для всех республик Советского Союза, в том числе и для освобожденных республик. Совершенно понятно, что темпы воссоздания санитарной организации в недавно освобожденных республиках и областях еще не таковы, чтобы за короткий срок после освобождения можно было бы считать процесс законченным. Прежде всего это относится к Украине, Белоруссии, Молдавии и Прибалтийским республикам. Поэтому понятно, что теперешнее наличие наших санитарных кадров вместе с этими республиками несколько снижает картину того, что было бы, если бы эти республики не претерпели тяжелого гнета фашистской оккупации. Поэтому более поучительны цифры, касающиеся РСФСР и 8 союзных республик, без Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских республик. По РСФСР и 8 союзным республикам {Кавказ и Средняя Азия) на 1940 г. было 4 900 штатных должностей госсанинспекторов, укомплектовано из них 81%, причем врачей было 2 940. По этим же республикам на 1.IX. 1944 г. было уже

5 920 должностей; укомплектовано было 5 065 должностей, т. е. 87%, и врачей стало 4 225 (против 2 940).

К сожалению, значительно хуже обстоит дело со средними санитарными кадрами. Это положение вызывает серьезную тревогу. При том огромном масштабе работы, которая возлагается на плечи санитарной организации, естественно, что с таким наличием санитарных врачей в стране решить все вопросы организации санитарных мероприятий и санитарного контроля — дело, совершенно немыслимое, если мы в помощь этим санитарным врачам не создадим достаточно мощную сеть среднего медицинского звена — помощников санитарных врачей. К сожалению, и до войны, и в особенности в ходе войны с задачей этой мы справляемся неважно. Задача эта в количественном отношении определялась так: в течение последних лет настаивали, чтобы соотношение среднего и врачебного эвена составляло 2:1, т. е. чтобы на одного санитарного> врача было 2 средних работника.

Подготовка среднего звена в течение войны даже ослабела, и поэтому в настоящее время этот требуемый показатель выполнен пока! только в двух республиках — Казахской и Литовской. РСФСР, Армянская и Узбекская республики имеют 4 помощников на 3 врачей. В1 Азербайджанской республике 1 помощник приходится на 1 врача; Грузинская республика дает показатель 6 помощников на 10 врачей, Туркменская республика — 5 помощников на 10 врачей.

Всем нам совершенно ясно, какое значение могут иметь средние медицинские кадры при правильном их использовании и Аакие тяжелые обязанности в области текущего надзора снимутся с санитарного врача, если эти кадры будут на местах (подворные обходы, надзор за дворами, наблюдение за состоянием палаток и ларьков и т. д.).

Поэтому задача укомплектования среднего медицинского звена для нашей санитарно-эпидемиологической организации чрезвычайно ответственна.

Надо добавить, что укреплению санитарно-эпидемиологических станций уделяется также совершенно недостаточное внимание. В этом разделе работы нужна особая настойчивость как по укомплектованию станций кадра'ми медицинских работников, так и по оснащению их необходимым оборудованием.

Какие другие факторы решали вопрос, поставленный партией и правительством по санитарному укреплению тыла в нашей стране? Заслуга в сохранении санитарного благополучия страны принадлежит далеко не только санитарно-эпидемическим работникам. С самого первого года войны на санитарно-эпидемический фронт были брошены все медицинские работники страны, а медицинские работники в свою очередь поднимали на проведение санитарных мероприятий и население. И поэтому /прав был т. Митерев, когда он в своем докладе говорил, что мы должны с величайшей благодарностью вспомнить сегодня о работе центральной фигуры здравоохранения по массовому медицинскому обслуживанию населения — об участковом враче города и участковом враче села.

Поэтому все мероприятия, которые проводились по комплектованию врачебных участков на селе, по комплектованию и правильному руководству участковыми врачами в городе, в значительной мере помогли оградить страну от эпидемий.

Характеризуя работу непосредственно санитарно-эпидемиологических организаций во время войны, нужно сказать совершенно определенно,, что рлеративность наших мероприятий и новые методы в этой работе-сильно вооружили нашу санитарную организацию.

По поводу этих новых методов и форм работы можно только в порядке перечисления сказать, что много приходилось работать по обслуживанию движущихся масс населения (эвакуируемых, реэвакуируемых),

по перевозке всякого рода спецконтингентов и т. д. Сейчас получили широкое распространение и полные права лражданства такие мероприятия, как массовые подворные обходы. С какой настойчивостью проводится сейчас закон военного времени о полной госпитализации не только инфекционных, но и подозрительных на инфекцию больных. В период войны' вся коечная больничная сеть была предоставлена в наше распоряжение. При необходимости развертывалось огромное количество временных дополнительных инфекционных коек там, где это требовалось. Усилился массовый разворот прививочных кампаний, совершенно по-новому проводились методы массовой очистки городов и колхозных селений.

Наука вооружила нас на противоэпидемическом фронте новыми, очень мощными средствами, которые получили свое применение в основном в период войны. Для примера можно назвать фаги в борьбе с желудочно-кишечными инфекциями, частично сыпнотифозную вакцину в борьбе с сыпным тифом.

Ряд областей сейчас показывает замечательные примеры новых методов работы. Таков, например, интересный опыт санитарно-эпидемической работы в Вологодской области, где зав. облздравотделом т. Горшковым и областным государственным санитарным инспектором т. Агишевой проведено очень хорошее мероприятие — наличие в каждом колхозе колхозного общественного санитарного инспектора за счет колхоза. В результате этого 4 ООО колхозов из 5 ООО в области имеют уже таких подготовленных инспекторов, которые и работают на местах. В ряде других областей подготовляются кадры колхозный сестер. В некоторых колхозах имеются санитарные уполномоченные — по одному на каждые 10 дворов, и, таким образом, во главе с фельдшером, заведующим фельдшерским участком, и врачом, заведующим врачебным участком, на селе создается огромная масса медицински грамотных людей. В результате в той же Вологодской области, начиная с 1942 г., почти совсем не имеется эпидемических заболеваний.

Этот опыт нужно широко популяризировать.

Из новых форм работы в ряде областей получили распространение и такие методы работы, как создание медико-санитарных советов при о!5ластнык, городских и районных отделах здравоохранения. Идея эта не новая. И раньше существовали такие организации, но эти формы работы были забыты, а сейчас они восстанавливаются и дают очень много.

Правительство высоко ценит санитарно-противоэпидемическую работу органов здравоохранения; за период войны десятки тысяч медицинских работников получили правительственные награды. В самой формулировке указов о награждении медицинских работников отмечались наши достижения на противоэпидемическом фронте. Среди награжденных много врачей, как непосредственно возглавляющих санитарно-эпидемиологические организации, так и рядовых санитарно-эпидемических работников. Многие санитарные работники награждены значкам« «Отличнику здравоохранения»; последним правительственным актом — постановлением СНК РСФСР —20 врачам, санитарно-эпидемическим работникам федерации, присвоено звание заслуженного врача республики.

Но все же не во всех отношениях дело идет так удовлетворительно, как это могло бы казаться с первого взгляда. Есть еще много круп-нейших недостатков в нашей работе на противоэпидемическом фронте, по работе с санитарными кадрами.

Можно привести ряд примеров. Таково положение дела с санитарными кадрами в Узбекистане, где за первые два года войны это положение резко ухудшилось. В 1940 г. там была 191 штатная должность

госсанинспекторов, занята была 171 должность. Правда, врачей было только 59. Несмотря на огромный наплыв эвакуированных врачебных кадров, в 1941 г., т. е. в начале войны, руководители здравоохранения Узбекистана разрушили санитарную организацию. В частности, госсанинспекторов в Узбекистане осталось к концу 1941 г. только 13 штатных единиц; из них было замещено 11 должностей и только 8 — врачами. А рост общих кадров определялся в 10 раз по сравнению с довоенным. И только тогда,- когда бездарные руководители были сняты (т. Муми-нов был снят с поста народного комиссара здравоохранения республики) и во главе были поставлены способные люди, когда была восстановлена санитарная организация в конце 1943 г., дело пошло лучше. В начале 1944 г. было восстановлен^ 275 должностей госсанинспекторов, из них замещено 224, в том числе врачами, — 205. В настоящее время отмечается уже значительное снижение эпидемических заболеваний.

Санитарню-эпидемическая работа в Таджикистане поставлена также плохо вследствие малочисленности санитарной организации. В Таджикистане из 85 должностей госсанинспекторов 30 вакантных.

По Туркменистану было до войны замещено 29 должностей, а на сегодняшний день вместо 29 замещено 33 врачебных должности. Значит, за годы войны там сумели мобилизовать на санитарную работу всего лишь 4 врачей. Поэтому и Туркменистан не может похвастаться большими успехами на санитарно-эпидемическом фронте.

Несколько примеров и в отношении санитарно-эпидемиологической организации областей по РСФСР. В Тамбовской области до войны было 547 врачей, сейчас — 577, а с эвакогоспиталями — 988. Врачей эвакогоспиталей можно было бы широко использовать для обслуживания гражданского населения, но это не делается. Что представляет собой санитарная организация этой области? Мы имеем здесь 7 врачей отраслевых, т. е. работающих в областном и городских аппаратах ГСИ, а не на периферии. Таким образом, в Тамбовской области с многочисленными районами и большим количеством населения лишь 12—13 районов имеют санитарного врача.

В Омской области, вследствие невнимания к санитарным кадрам, вследствие неправильного их использования в военные годы, санитарно-противоэпидемическая работа проходила тоже неудовлетворительно. СНК РСФСР в своем) постановлении от июля 1944 г. признал руководство делом здравоохранения и положение с санитарно-эпидемическим делом в Омской области неудовлетворительным.

В Куйбышевской области облздравотдел вопросом обеспечения медико-санитарного обслуживания промышленных предприятий, вопросами санитарно-пищевого надзора занимается плохо. В области промышленной санитарии только 2 санитарных врача. В 1943 г. наиболее крупные пищевые отравления были по Куйбышевской области, именно потому, что <в этом разделе работы область оказалась наиболее слабой. И в «ьп-нешнем, 1944 г., заболевания септической ангиной оказались наиболее многочисленными снова в Куйбышевской области.

Помимо отрицательных, нужно дать и хорошие примеры работы, а таких примеров работы значительно больше.

Прежде всего следует остановиться на работе ленинградской санитарной организации. Руководитель ленинградской организации т. Никитин бьил выдвинут на эту работу уже во время войны. В период войны и особенно в годы тяжелой блокады в невероятных условиях жизни, при невероятных лишениях Ленинград не имел эпидемий. В этом большая заслуга санитарной организации Ленинграда.

Надо, далее, упомянуть и о работе Московской области. Вследствие того, что Мооковская область правильно понимала свои задачи, настой-

чиво боролась за укрепление санитарной организации, она дает за годы войны и особенно за последние годы прекрасные показатели во всех направлениях, особенно по санитарной работе.

Возьмем вопросы массовой очистки населенных мест. Московская область в этом деле широко привлекает население и имеет хорошие результаты. Наиболее крепкий промышленный санитарный надзор имеется в Московской области. Область почти не имеет пищевых отравлений. Тов. Шухман, главный санитарный инспектор области,— молодой санитарный работник, но она показаЛа себя с очень хорошей стороны.

Орловская область пережила тяжелый период фашистской оккупа-гдои со всеми ее страшными последствиями. В годы войны она имела .'наиболее неблагополучный показа-гйць по сыпному тифу, получив страшное наследство после фашистской оккупации, и все же теперь она по сыпному тифу становится в ряд наиболее удовлетворительных областей федерации. В Орловской области т. Гуслиц, настойчивый, энергичный работник, при всем недостатке с кадрами сумела добиться того, чтобы ш® области было 96 штатных должностей; занято пока только 77, из них врачами — 58.

В Калининской области штат должностей госсанинспекторов 78, за- , мещено 75, врачей — 70. Калининская облить прошла такие же этапы, как и Орловская. Сейчас она является образцовой в части организации саиитарно-эпидемических мероприятий (госсанинспектор области т. 06-новленский). Так же хорошо работает и Ярославская, и Горьковская область.

Какие задачи стоят сейчас в отношении дальнейшей работы по укреплению санитарных кадров?

Мы должны во что бы то ни стало добиться полного укомплектования санитарных кадров — госсанинспекторов, эпидемиологов и работников санитарно-эпидемиологических станций, причем' задачей ближайшего времени должны поставить, чтобы каждый район имел санитарного врача, а если говорить о широкой перспективе, то нужно, чтобы в районе было не меньше двух санитарных врачей: один санитарный врач — руководитель района, а другой — работник санитарно-эпидемиологической станции.

Мы должны продумать и Обсудить все мероприятия по укреплению санитарной организации, по поднятию ее авторитета. За время войны немало было уже сделано, чтобы поднять авторитет санитарной организации и укрепить ее. Таковы три крупных правительственных акта в этом направлении. Во-первых, постановление СНК Союза и ЦК ВКП(б) от 13.XII.1942 г. о повышении заработной платы медицинским работникам. Во-вторых, постановление 1943 г., по которому государственным! санитарным инспекторам всех рангов были предоставлены, права заместителей соответствующих руководителей органов здравоохранения. В-третьих, распоряжение об усиленном продовольственном снабжении работников госсанинспекции.

Несомненно, все эти мероприятия способствовали укреплению сани-. тарной организации. Сейчас мы можем уже говорить и о следующих этапах: улучшения положения работников санитарно-эпидемического фронта.

Эти новые дальнейшие мероприятия должны быть направлены к тому, чтобы создать для медицинских работников санитарно-эпидемиоло-гической организации и другие дополнительные преимущества, бытовые и служебные; надо расширить и содержание их работы.

Это тем более необходимо, что с окончанием войны перед работниками санитарно-эпидемиологической организации встанут еще и новые очень большие задачи. Мало того, что надо запереть на замок ворота

от всякой инфекции,— надо войну кончить быстрее, победоноснее, без лишних потерь. Мы должны серьезно думать о больших задачах но ликвидации санитарных последствий войны, а их неисчислимое количество.

В работе здравоохранения сейчас выдвигаются, например, такие большие вопросы, как борьба с туберкулезом, борьба с венерическими заболеваниями. Мы будем иметь огромное число этих заболеваний, когда к нам будут возвращаться все те, кто угнан в фашистскую неволю, если не будут приняты необходимые меры по этой линии, в том числе и санитарно-профилактические. Мы все понимаем, какое огромное значение имеет санитарная организация с точки зрения борьбы с эпидемическими и другими массовыми заболеваниями, и поэтому задача развертывания всех этих санитарных мероприятий — очень серьезная задача. Какие требования на протяжении всех лет войны предъявлялись к санитарной организации в каждом правительственном акте? Это, помимо общих санитарных мероприятий,— усилить санитарный контроль, шире применять суровую карательную политику. Что это значило в переводе на другой язык? С нас требовалось: не делайте никаких послаблений, требуйте выполнения санитарных правил в полной мере-Война должна не ослабить требовательн'ость, а повысить ее. В военных условиях нужно санитарный порядок навести еще крепче, чем это было до войны. К сожалению, мы этого до сих пор не понимаем; у нас очень много и руководителей, и рядовых работников, которые идут на поводу у хозяйственников. Всякие «объективные причины» и условия военного времени заставляют этих работников ослаблять требования, а в таких случаях всегда бывают тяжелые последствия.

Наконец, перед нами стоят такие крупные вопросы, как восстановление ряда сооружений и предприятий в освобожденных районах, планировка населенных мест и их благоустройство, восстановление промышленности и нашего промышленного санитарного надзора, который мы резко ослабили за годы войны.

Предстоит пересмотр содержания санитарной работы в смысле усиления роли госсанинспекции как организатора санитарных мероприятий, борьбы с эпидемиями и другими массовыми болезнями и т. д. Поэтому в нашей работе сейчас и выдвигается задача качественного укрепления санитарной организации и частный вопрос, вопрос специализации. Много санитарных специалистов потеряно в ходе войны. До войны в кадрах ГСИ было 44% специалистов: жилищно-коммунальных, пищевых, промышленных и школьных санитарных врачей. Мы сильно растеряли свои кадры. Следовательно, необходимо решить вопросы и подготовки специалистов санитарных аврачей.

Серьезным вопросом является и вопрос подготовки общесанитарных врачей, в особенности сейчас, кЬгда решается вопрос о шестилетнем обучении. В довоенное время коэфициент студентов на санитарных факультетах к общему количеству студентов медицинских институтов составлял 1 : 10, т. е. примерно 10%. В 1944 г. он возрос до 1:9, т. е. примерно до 11%. Сейчас работает 19 санитарных факультетов. Прием на первый курс 1944 г. был таков: при плане 2 800 принято 4 ООО студентов. Распределение по курсам: первый курс — 4 300 человек, второй курс —2 900, третий курс— 1 800, четвертый курс — 1 300, пятый курс — 600 человек. Санитарные факультеты в 1941/42 г. переживали очень тяжелый период: они начали свертываться. С некоторым! запозданием были приняты меры по их восстановлению. Пока санитарным факультетам помогают мало. Прежде всего это относится к областям и республикам. Когда эти требования были предъявлены к руководителям санитарной организации на местах, в особенности после совещания

деканов в 1944 г. и приказа НКЗдрава Союза, произошел некоторый поворот, но недостаточный.

По линии государственной санитарной инспекции, мы должны считать работу санитарных факультетов своим делом и всеми мерами помогать в подготовке санитарных врачей. Надо прямо сказать, что на санитарных факультетах еще имеется ряд крупных дефектов и прежде всего в отношении ведущих кадров этих факультетов (кафедры гигиены и эпидемиологии). Семь кафедр обшей гигиены не замещено; не замещены также две кафедры эпидемиологии и семь кафедр частной гигиены. Надо все это исправить. Споры о санитарно-гигиенических факультетах должны быть кончены. Факультеты эти должны остаться в давать стране квалифицированные санитарные кадры.

Нужно серьезно обдумать и проблему роста научных кадров. Мы гордимся старыми кадрами, которые работают сегодня среди нас, но ведь эти кадры стареют. Молодых же научных работников у нас нет или мало. По нашему учету мы имеем* из санитарных врачей, без эпидемиологов и микробиологов, 111 докторов медицинских наук и 216 кандидатов медицинских наук. Кроме 'того, на данный период ВГСИ на основании собранных данных выделила из состава оперативных санитарных работников еще 170 человек, которые по своей подготовке, навыкам и способностям могут быть причислены к научным работникам или могут вести научную работу. Конечно, этот список далеко не полный. Я должен с радостью сообщить о том, что у нас во время войны выросли новые научные кадры из практических работников; ряд товарищей защитил диссертации и ведет научную и преподавательскую работу в вузах (Рязанов — Молотовская область, Серебрянников — Свердловская область, Глезеров — Горьковская область, Литвинов — Сталинградская область и ряд других).

Следовательно, несмотря на тяжелую обстановку, была возможность научно расти, и отрываясь от практической деятельности. Это надо всячески поощрять и помогать такому выдвижению.

В росте и укреплении нашей санитарной организации и санитарных кадров очень большое значение имеет вопрос формирования наших руководящих кадров. Нужно сказать, что в этом разделе имеется очень много недостатков. Постановление правительства о tomi, что госсанинспекторам предоставляются права заместителей соответствующих руководителей здравоохранения, одновременно установило порядок, по которому каждый областной госсанинспектор должен быть утвержден приказом союзного наркомздрава.

Такое утверждение областного госсанинспектора гарантирует то, что отдельные попытки расправиться с неугодными лицами на местах своими средствами ограничиваются возможностью вмешательства вышестоящей организации. Это положение в отношении областных руководителей соответственно относится (в другом масштабе) и к руководителям городским и районным. Между тем по РСФСР в настоящее время утверждено из 73 только 48 зам. наркомов здравоохранения АССР и зам. заведующих обл(край)здравами руководителей госсанинспекции; в 7 областях до сего времени, имеются лишь «исполняющие», а в 5 областях их совсем нет. Только недостаточным знанием своих людей республикой можно объяснить такое положение при той огромной врачебной армии санитарных работников, которую мы имеем в РСФСР. Не лучше обстоит дело на Украине. Там имеется только 12 областных госсанинспекторов на 25 областей, а на утверждение представлено только 3. Надлежащего учета санитарно-эпидемиологических кадров на Украине еще нет. Ряд работников, работающих в госсанивспекции в других союзных республиках, после реэвакуации на Украину используется неправильно.

Главная государственная санитарная инспекция Украинской ХХР не принимает достаточных мер по заполнению кадров госсанинспекции. В результате около 500 должностей госсанинспекторов не замещено.

В наших предложениях мы вводим новый порядок аттестации наших санитарных работников, который будет в дальнейшем сообщен на места особым приказом.

И, наконец, совершенно недостаточно проводятся на местах Мероприятия для того, чтобы улучшить материальное положение санитарных работников. Нам нужно за своих работников бороться, ничего не щадить для этого, потому что люди работают на тяжелом участке и весьма напряженно. Необходим ряд мероприятий в этом отношении, подлежащих быстрейшей разработке и осуществлению в жизни .(научные командировки, продвижение по службе, квартиры, литература, прогрессивные прибавки и пр.).

Акад. Н. А. СЕМАШКО

Об этике советского врача

Вопросы врачебной этики волнуют и интересуют не только врачей. На почве ¡этих вопросов нередко возникают спрры и недоразумения, ухудшающие отношения между врачом и коллективом (обществом) и вредно отражающиеся на охране здоровья населения. Важно, чтобы врач точно , знал свои обязанности и добросовестно выполнял их. Наряду с этим важно, чтобы и общество знало права и обязанности советского врача и понимало пределы ¡своих требований к врачу.

В основном так называемая врачебная этика включает в себя три группы вопросов: во-первых, отношение врача к больному, во-вторьих, отношение врача к коллективу (обществу) и, в-третьих, отношения врачей между собой. , •

Прежде всего необходимо установить, что решение всех этих вопросов резко разнится в условиях нашей страны и в условиях зарубежных стран. Это различие в основном обусловливается организацией здравоохранения у нас и там. Про ССОР прекрасно, выразился М. И. Калинин: «У нас в социалистической стране здоровье рабочих и здоровье крестьян — основная забота государства». За рубежом оказание лечебной помощи в основном покоится на частной медицинской практике. На почве господства частной медицинской практики, естественно, возникает и целый ряд отрицательных явлений в деятельности врача.

Известный американский писатель. Льюис Синклер в романе «Мартин Эрроусмитт» дает художественное изображение той обстановки, в какой приходится ¡работать среднему врачу в Америке в окружении частнопрактикующих врачей. Профессор ото-ларингологии, рассказывает этот врач, учил своих слушателей так: «Как ото-ларинголог он твердо верил, что гланды,существуют в человеческом организме только для снабжения врачей-специалистов закрытым« автомобилями».

Конечно, было бы абсолютно несправедливо и неправильно думать, что в зарубежных странах нет врачей — доподлинных гуманистов, прекрасно сознающих свой врачебный долг и хорошо относящихся к больным. Таких профессоров и врачей мы ¡знаем очень много в любой из зарубежных стран. Наши связи с демократическими странами за годы войны значительно окрепли, и, в числе наших друзей врачей и профессоров в Америке, в Англии, в Югославии, во Франции и других стра-

Гнгнена и санитария, >6 1-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.