Научная статья на тему 'Как организовать санитарную работу врачей-лечебников, выполняющих обязанности районных госсанинспекторов'

Как организовать санитарную работу врачей-лечебников, выполняющих обязанности районных госсанинспекторов Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
16
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как организовать санитарную работу врачей-лечебников, выполняющих обязанности районных госсанинспекторов»

В. С. ЧЕТВЕРИКОВ (ВГСИ)

Как организовать санитарную работу врачей-лечебников, выполняющих обязанности районных госсанинспекторов1

До 1943 г. не во всех районах Советского Союза быши предусмотрены по штату должности районньих госсанинспекторов. Так, по РСФСР таких должностей не было в 400 районах, в Казахской ССР — в 140 районах и т. д. В связи с этим* в начале войны приказом! уполномоченного Государственного комитета обороны по проведению противоэпидемических мероприятий Г. А. Митерева было предложено областным: здравотделам в таких районах возложить обязанности госсанинспекторов на местных врачеи-лечебников, предоставив им при этом' и права госсанинспекторов.

Места широко использовали этот приказ и привлекли к санитарной работе в районах, не имеющих штатных должностей госсанинспекторов, многих местных врачей-лечебников: заведующих больницами, амбулаторных врачей, заведующих врачебными участками, даже заведующих райздравотделами. В санитарную работу был включен, таким образом<, ряд врачей-лечебников по Калининской области, "по Куйбышевской области, по Татарской, Чувашской и Якутской АССР, по Тульской, Горь-ковской и Читинской областям', в Казахстане, Грузии и Армянской ССР и т. д.

Небольшой по времени опыт привлечения врачей-лечебников к работе в госсанинспекции уже теперь позволяет дать оценку этому новому мероприятию, указать на положительные и отрицательные его стороны и предложить необходимые практические поправки. \

Первые отзывы с мест и выводы лиц, обследовавших проведение данного мероприятия, указывают на ряд отрицательных сторон, характеризующих неподготовленность мест к использованию этих новых кадров санитарных работников, и на плохую организацию всего этого дела. ' ч •

Вследствие отсутствия соответствующих организационных мероприятий на местах, укрепляющих позиции лечащих врачей на новой для них санитарной работе, в ряде случаев последняя оказалась не на должной высоте и результаты получились неудовлетворительные.

Врачи-лечебники, вступившие в исполнение обязанностей без достаточной санитарно-гигиенической квалификации и специальной санитарной подготовки, оказались мало компетентными в разрешении общегигиенических, а тем! более специальных вопросов.

Среди этих врачей было много молодежи, не имевшей еще достаточного опыта даже в общеврачебной работе. Санитарные функции показались им трудными, так как, помимо новизны дела, врачи-лечебники не были своевременно и в достаточной мере ознакомлены с правами и обязанностями госсанинспекторов, не получали необходимого систематического инструктажа и руководства в санитарной работе от областных государственных санитарных инспекторов.

Некоторые из таких врачей, занимаясь преимущественно лечебной работой, не уделяли достаточно времени санитарной деятельности (Красноярский край).

Практика Чувашской АССР также показала, что совмещение функ-

1 В порядке обсуждеиия. Ред.

ций врачей-лечебников и госсанинспекторов оправдывает себя в далеко не достаточной степени; работа этих врачей неполноценна.

В Джамбульской области врачам-лечебникам были даны в районах нрава госсанинспекторов, но они числились госсанинспекторами номинально, работали по санитарии мало, не осуществляли саннадзора.

В Североказахстанской области считают, что пользы от этого мероприятия мало; врачи-лечебники предпочитают заниматься лечебным делом' и разными комиссиями, не интересуясь госсанинспекцией; это в конечном счете ослабляет аз районах и работу помощников госсанинспекторов, которые 'перестают считать себя ответственными за санитарное состояние района.

Совершенно недопустимо, когда в Иссык-Кульской области Киргизской ССР обязанности госсанинспекторов выполняли лечащие врачи в порядке лишь «общественной нагрузки».

Подводя итоги санитарной деятельности врачей-лечебников в Татарской АССР, главный государственный санитарный инспектор т. Эпштейн говоритг «Возложение функций госсанинспекторов на врачей-лечебников успеха не имело».

Так ли это, и в чем здесь причина неудач?

В неудовлетворительных результатах санитарной работы госсанинспекторов-лечебников повинны в первую очередь областные госсанинспекции, не сумевшие правильно использовать врачей-лечебников на местах, не обеспечившие им своевременйо помощи, инструктажа и руководства из областных центров, не интересовавшиеся их работой и не проводившие постоянного контроля за ней. В условиях недостатка санитарных кадров привлечение к санитарной деятельности врачей-лечебников на местах имеет много выгод, так как на ответственный и важный участок санитарной и противоэпидемической работы ставится врач, хотя бы и лечебник.

Всякий врач-организатор, работающий по санитарному делу, опираясь на месте на санитарного фельдшера, используя полностью все ресурсы санитарно-эпидемиологической станции, организовав многочисленный актив общественных санитарных инспекторов и руководя им, может быстро добиться хороших результатов в разработке и проведении санитарно-эпидемических мероприятий на местах, в предупреждении и ликвидации эпидемических заболеваний, в обеспечении соответствующего санитарного благополучия в районе, если только его работа будет правильно организована и проведена, а этого во многих случаях не делалось. Руководство из. центра, из области и республик оказалось недостаточным. «

Как же надо организовать работу госсанинспекторов врачей-лечебников, как ее лучше поставить?

Прежде всего необходимо помнить, что к работе в качестве госсанинспектора по приказу № 11 уполномоченного Государственного комитета обороны т. Митерева в первую очередь в порядке совместительства привлекаются врачи санитарно-эпидемиологических станций и врачи-эпидемиологи, т. е. специалисты, наиболее близкие госсанинспекторам.

При отсутствии на местах врачей вышеуказанных специальностей можно выбирать уже кандидатов из числа лечащих врачей амбулаторий, поликлиник, больниц и участковых врачей. Возможно использовать для этой цели и заведующих райздравами, т. е. организаторов здравоохранения.

При отборе и утверждении кандидатов в госсанинспектора из врачей-лечебников района областной государственный санитарный инспектор должен лично ознакомиться с врачами, привлекаемыми к санитар-

ной работе, выясняя, подходит ли в данном случае та или иная кандидатура, имел ли кандидат ранее практику в санитарной работе или соответствующую подготовку.

Целесообразно предусмотреть выделение из бюджета рабочего времени врача-лечебника специальных часов на проведение им санитарной работы сверх рабочего дня, с дойолнительной оплатой за них за счет свободных ставок помощников госсанинспекторов, за счет средств экономии из фонда зарплаты райздравотдела или даже за счет средств эпидемического фонда. Если это невозможно, то надо выделить и зафиксировать часы на проведение санитарно-профилактической работы врача-лечебника из его бюджета времени по основной должности. Без нормировки специального рабочего времени трудно ждать хороших результатов работы.

После утверждения врача-лечебника в качестве госсанинспектора надо ознакомить его с практикой санитарно-гигиенической деятельности на кратких курсах повышения квалификации при областной госсанин-спекции. В программе этих курсов должны быть освещены следующие вопросы:

1) санитарное и противоэпидемическое законодательство, особенно для военного времени;

2) методика и практика санитарно-гигиенической работы*: общей, коммунальной, пищевой, промышленной и школьной; ознакомление с инструментальными и лабораторными обследованиями на объектах; изучение постановки санитарного дела в районе;

3) профилактика эпидемических инфекционных заболеваний и разработка .мероприятий по борьбе с ними;

4) правильная постановка работы санитарно-эпидемиологических станций на местах;

5) практика работы медико-санитарной службы МПВО.

Нового госсанинспектора необходимо снабдить инструктивным и руководящим! печатным материалом по санитарно-эпидемиологической работе и санитарному законодательству («Сборник в помощь госсанинспектору», «Сборник инструктивных материалов по противоэпидемической работе» и т. д.).

Надо обеспечить систематический инструктаж и постоянное руководство работой врачей-лечебников, выполняющих также обязанности .госсанинспекторов, со стороны областной госсанинспекции по всем санитарно-эпидемиологическим вопросам. Для этого областному госсанинспектору необходимо посещать таких госсанинспекторов на месте их работы, организуя и проверяя их деятельность в районе, консультируя по сложным) вопросам санитарного дела, стремясь заинтересовать госсанинспектора в улучшении санитарного состояния района, обеспечивая ему, -особенно на первых порах, всемерную поддержку партийных и советских районных организаций.

Нужно также оказать помощь лечебникам-госсанинспекторам и в планировании самой санитарной работы, используя для этого имеющуюся схему-план работы районной ГСИ, планы по очистке населенных мест, по санитарному обслуживанию эвакуированного населения, схемы работы в эпидемических очагах, планы мероприятий по борьбе с сыпным тифом и желудочно-кишечными заболеваниями, планы работы с общественными санитарными инспекторами, по медико-санитарной службе МПВО.

Месячные и квартальные планы работы райгоссанинспекторов должны обязательно просматриваться и утверждаться областным госсанинспектором, который в дальнейшем обязан проверять их выполнение.

Эти планы необходимо увязать с функциями местной чрезвычайной противоэпидемической комиссии.

Целесообразно ежеквартально, в плановом! порядке, вызывать районных госсанинспекторов в областную госсанинспекцию для заслушания отчетов об их работе. ч

Необходимо добиваться, чтобы райгоссанинспектора осуществляли на местах с начала своей деятельности документальный' санитарный контроль объектов, применяли в случае надобности штрафы и прочие санкции и настойчиво добивались выполнения своих требований. Надо следить, чтобы районные госсанинспектора обязательно йели отчетность по установленным! формам .(41, 90 и 91). Особенно важно добиться тесной увязки их работы с районными и межрайонными санитарно-эпидемиологическими станциями, врачами сельских врачебных участков и с местной медико-санитарной сетью.

Райгоссанинспектора должны быть хорошо знакомы с методикой и практикой работы общественных санитарных инспекторов, они должны осуществлять обязательное руководство на местах общественным санитарным активом и правильно использовать его для контроля за санитарным состоянием района.

Для улучшения качества санитарной работы надо организовать соцсоревнование райгосса»инспекторов по основным показателям их санитарной работы, отмечая и премируя лучших из них.

Работа госсанинспектора в районе в настоящее время в основном проходит по линии разрешения вопросов коммунальной санитарии и борьбы с эпидемическими инфекционными заболеваниями среди населения. Таковы основные установки правительства и соответствующие приказы .уполномоченного Государственного комитета обороны.

Успешная работа районных государственных санитарных инспекторов будет обеспечена в том случае, если к контролю за выполнением санитарных и противоэпидемических мероприятий в районе будет привлечено внимание партийных и советских организаций, широкой общественности и санитарного актива и будет организован массовый контроль путем проведения декадников чистоты, очистки населенных мест, подворных обходов, массовой проверки качества пищевой продукции на рынках, базарах и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.