Научная статья на тему 'Обзор работы VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России», организованной юридическим факультетом Южного федерального университета 26 марта 2024 г.'

Обзор работы VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России», организованной юридическим факультетом Южного федерального университета 26 марта 2024 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип доверия / цифровой рубль / инвестиции / финансовая система / налог на профессиональный доход / финансовая грамотность / потребительские споры / the principle of trust / digital ruble / investments / financial system / professional income tax / financial literacy / consumer disputes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Абрамчик Лилия Ярославовна, Ахметшин Николай Максимович, Кудринских Александр Евгеньевич, Литовченко Наталья Андреевна

В статье представлен обзор работы преподавательской и студенческой секций, прошедших в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России». В представленных позициях и суждениях были сделаны выводы об агрессивной санкционной политике зарубежных партнеров, имевшей смешанные последствия для экономики России, вызвав как трудности, так и возможности для роста. Участниками конференции обращено внимание на необходимость принятия мер по повышению доверия налогоплательщиков и государства для эффективного налогообложения, отметили недостаток доверия к инвестициям в России, который можно преодолеть с помощью мер, повышающих финансовую грамотность и обеспечивающих защиту инвесторов. Были названы текущие современные тенденции: платформа ODR может предоставить удобный и эффективный механизм разрешения потребительских споров в финансовом секторе. Также была отмечена многообещающая роль цифрового рубля в развитии финансовой сферы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Абрамчик Лилия Ярославовна, Ахметшин Николай Максимович, Кудринских Александр Евгеньевич, Литовченко Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the Work of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference “LAW and ECONOMY: the Trajectory of Building Trust in the Financial System of Russia”, Organized by the Faculty of Law of the Southern Federal University, March 26, 2024

The article presents an overview of the work of the teaching and student sections that took place within the framework of the VII All-Russian Scientific and Practical conference “LAW and ECONOMICS: the trajectory of building trust in the Russian financial system”. In the presented positions and judgments, conclusions were drawn about the aggressive sanctions policy of foreign partners, which had mixed consequences for the Russian economy, causing both difficulties and opportunities for growth. The participants of the conference drew attention to the need to take measures to increase the confidence of taxpayers and the state for effective taxation, noted the lack of confidence in investments in Russia, which can be overcome with measures that increase financial literacy and ensure investor protection. Current trends were mentioned: the ODR platform can provide a convenient and effective mechanism for resolving consumer disputes in the financial sector. The promising role of the digital ruble was also noted in Russia.

Текст научной работы на тему «Обзор работы VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России», организованной юридическим факультетом Южного федерального университета 26 марта 2024 г.»

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМИНАРЫ

УДК 340.121

DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-22

Колесников Юрий Алексеевич,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: yakolesnikov@sfedu.ru

Абрамчик Лилия Ярославовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22, email: l.abramchik@grsu.by

Ахметшин Николай Максимович,

студент, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 38, email: stud0000245410@study.utmn.ru

Кудринских Александр Евгеньевич,

студент, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 38, email: mralexno@gmail.com

Литовченко Наталья Андреевна,

студент, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: nlitovchenko@sfedu.ru

Луговая Валентина Константиновна,

студент, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 38, email: stud0000240469@study.utmn.ru

Станиславов Павел Денисович,

студент, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88,

email: stanislavov@sfedu.ru

Kolesnikov, Yuriy A.,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Financial Law, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: yakolesnikov@sfedu.ru

Abramchik, Liliya Ya.,

PhD in Law, Associate Professor,

Head of the Department of International Law,

Yanka Kupala State University of Grodno,

22 Ozheshko Str., Grodno,

230023, Republic of Belarus,

email: l.abramchik@grsu.by

Akhmetshin, Nikolay M.,

Student, Institute of State and Law, Tyumen State University, 38 Lenina Str., Tyumen, 625000, Russian Federation, email: stud0000245410@study.utmn.ru

Kudrinskikh, Alexander E., Student, Institute of State and Law, Tyumen State University, 38 Lenina Str., Tyumen, 625000, Russian Federation, email: mralexno@gmail.com

Litovchenko, Natalya A.,

Student, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: nlitovchenko@sfedu.ru

Lugovaya, Valentina K.,

student, Institute of State and Law, Tyumen State University, 38 Lenina Str., Tyumen, 625000, Russian Federation, email: stud0000240469@study.utmn.ru

Stanislavov, Pavel D.,

Student, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: stanislavov@sfedu.ru

© Ю. А. Колесников, Л. Я. Абрамчик, Н. М. Ахметшин, А. Е. Кудринских, Н. А. Литовченко, В. К. Луговая, П. Д. Станиславов, 2024

Обзор работы VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России», организованной юридическим факультетом

Южного федерального университета 26 марта 2024 г.

Review of the Work of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference "LAW and ECONOMY: the Trajectory of Building Trust in the Financial System of Russia", Organized by the Faculty of Law of the Southern Federal University, March 26, 2024

АННОТАЦИЯ. В статье представлен обзор работы преподавательской и студенческой секций, прошедших в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России». В представленных позициях и суждениях были сделаны выводы об агрессивной санкционной политике зарубежных партнеров, имевшей смешанные последствия для экономики России, вызвав как трудности, так и возможности для роста. Участниками конференции обращено внимание на необходимость принятия мер по повышению доверия налогоплательщиков и государства для эффективного налогообложения, отметили недостаток доверия к инвестициям в России, который можно преодолеть с помощью мер, повышающих финансовую грамотность и обеспечивающих защиту инвесторов. Были названы текущие современные тенденции: платформа ОБЕ. может предоставить удобный и эффективный механизм разрешения потребительских споров в финансовом секторе. Также была отмечена многообещающая роль цифрового рубля в развитии финансовой сферы России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принцип доверия; цифровой рубль; инвестиции; финансовая система; налог на профессиональный доход; финансовая грамотность; потребительские споры.

ABSTRACT. The article presents an overview of the work of the teaching and student sections that took place within the framework of the VII All-Russian Scientific and Practical conference "LAW and ECONOMICS: the trajectory of building trust in the Russian financial system". In the presented positions and judgments, conclusions were drawn about the aggressive sanctions policy of foreign partners, which had mixed consequences for the Russian economy, causing both difficulties and opportunities for growth. The participants of the conference drew attention to the need to take measures to increase the confidence of taxpayers and the state for effective taxation, noted the lack of confidence in investments in Russia, which can be overcome with measures that increase financial literacy and ensure investor protection. Current trends were mentioned: the ODR platform can provide a convenient and effective mechanism for resolving consumer disputes in the financial sector. The promising role of the digital ruble was also noted in Russia.

KEYWORDS: the principle of trust; digital ruble; investments; financial system; professional income tax; financial literacy; consumer disputes.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Колесников, Ю. А. Обзор работы VII Всероссийской научно-практической конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России», организованной юридическим факультетом Южного федерального университета 26 марта 2024 г. / Ю. А. Колесников, Л. Я. Абрамчик, Н. М. Ахметшин, А. Е. Кудринских, Н. А. Литовченко,

B. К. Луговая, П. Д. Станиславов. - Текст : непосредственный // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2024. - Т. 11, № 2. -

C. 165-173. - Б01: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-22

FOR CITATION:

Kolesnikov, Yu. A., Abramchik, L. Ya., Akhmetshin, N. M., Kudrinskikh, A. E., Litovchenko, N. A., Lugovaya, V. K., Stanislavov, P. D., (2024) Review of the Work of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference "LAW and ECONOMY: the Trajectory of Building Trust in the Financial System of Russia", Organized by the Faculty of Law of the Southern Federal University, March 26, 2024. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 11(2): 165-173 [in Russ.]. DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-22

Двадцать шестого марта 2024 года на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет (ЮФУ)» (г. Ростов-на-Дону) рганизована и проведена ежегодная VII Всероссийская научно-практическая конференции «ПРАВО и ЭКОНОМИКА: траектория формирования доверия к финансовой системе России». Представители ведущих научно-исследовательских институтов и университетов Российской Федерации, а также стран СНГ, приняли участие в конференции, прошедшей в смешанном формате. В рамках конференции были проведены преподавательская и молодежная секции, собравшие научных деятелей, представителей бизнес-сообщества и в том числе студентов различных вузов России, которые представили тезисы по актуальным темам финансового, налогового права.

Так, в своем выступлении студентка 3-го курса юридического факультета Южного федерального университета Наталья Андреевна Литовченко представила анализ действий, которые реализовала Российская Федерация в ответ на предъявленные санкции. Автор отметила, что в долгосрочной перспективе Россию ждет неминуемое перераспределение ресурсов и смена вектора направления деятельности страны. Н. А. Литовченко справедливо отметила, что Российская Федерация активно сотрудничала с европейскими странами, но после предъявленных пакетов санкций Россия устремила внимание на азиатское направление для развития и роста торгово-экономических отношений. Санкции позволили найти новый вектор, в котором Россия могла бы наращивать торгово-экономический потенциал. Выступающая предложила рассмотреть явление санкций как положительную меру воздействия на экономическую составляющую России. Докладчиком были приведены следующие примеры.

Так, в Алтайском селекционном центре вывели новые сорта пшеницы: «Лидер-80», «Гонец» и «Юнион». Как отмечено учеными-селекционерами, выведению данных сортов и реализации накопленного научного потенциала способствовал пакет санкций - ограничения по финансовому и техническому обеспечению, не позволяющие интенсивно развиваться. Санкции открыли возможности для развития селекции и выведения новых сортов пшеницы, обладающей повышенным качеством и устойчивостью к климату.

Санкционные ограничения в оборонной сфере замедлили разработку отдельных видов оружия. В ответ Россия приняла решение сменить базу поставщиков - выйти на новые внешние рынки. В результате был упрощен порядок перепродажи российского вооружения в третьи страны.

Топливно-энергетическая отрасль подверглась санкциям: с февраля 2023 года вступило в силу эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из России. Решением данной проблемы стало переориентирование экспортного потенциала на другие рынки, а также поиск поставщиков оборудования в Китае и странах Азии. Кроме того, Российская Федерация направила силы на повышение внутреннего спроса, что способствовало газификации населения в удаленных районах.

Санкции позволили государству реализовать накопленный потенциал, использовать аккумулированные ресурсы, найти новое экономическое направление. Таким образом, автор пришла к выводу о том, что санкции - мощнейший толчок для развития не только экономики, но и других сфер. Ограничительные меры открыли для России азиатское направление, после чего государство переориентировало экономическую политику, что способствовало ее укреплению и повышению уровня гибкости.

Студентка Института государства и права Тюменского государственного университета Валентина Константиновна Луговая в своем выступлении обратилась к теме влияния санкционного режима на торгово-экономическое развитие России. По мнению докладчика, применение санкций в качестве инструмента внешней политики является широко распространенной практикой, которая уже неоднократно использовалась в истории. В пример были приведены экономические санкции США против Ирана, которые длятся уже много лет и с каждым разом ужесточаются. Ограничения направлены на важнейшие составляющие экономики страны, такие как судоходство, судостроение, а также касаются финансовой сферы. В результате санкции привели к обесцениванию национальной иранской валюты, уходу многих иностранных компаний и увеличению уровня бедности в стране, - и это лишь несколько последствий. Автором были рассмотрены понятия «санкция» и «торгово-эконо-

мическое развитие». В ходе работы был сделан вывод о том, что данные понятия не закреплены в нормативно-правовых актах.

В докладе В. К. Луговой были представлены результаты оценки воздействия международных санкций на обеспечение торгово-экономического развития России. Санкции способствует ограничению доступа российских компаний к мировым рынкам, это ведет к снижению объемов экспорта и импорта. В выступлении была приведена следующая статистика. За 2022 г. импорт товаров в Россию снизился на 44,8 млрд долл. (с 303,9 млрд долл. до 259,1 млрд долл.). Экспорт же в противоположном направлении в 2023 г., наоборот, увеличился с 494 млрд долл. до 591,5 млрд долл. С каждым годом показатель растет: в 2020 г. объем экспорта российских товаров и услуг составлял 336,4 млрд долл., а в 2016 г. - всего 280,7 млрд долл.

В. К Луговой были рассмотрены основные санкции, которые были приняты в отношении торговли с российскими компаниями. Запрет на поставки товаров, оборудования и технологий для нефтепереработки обусловил то, что ключевая нефтегазовая отрасль, на которой сконцентрирована экономика России, понесла значительные риски (на 2021 г. доля отрасли в ВВП составила 17,4 %). Автомобильная промышленность также значительно пострадала из-за введенных санкций - крупные автозаводы в РФ выпускали иностранные автомобильные марки. В государственной статистике сказано, что за 2022 г. в сравнении с 2021 г. снижение выпуска автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов составило 47,4 %, такой результат связан именно с торговыми и логистическими санкциями.

Кроме того, докладчиком было рассмотрено развитие международных экономических отношений с Китаем в рамках экономического и политического взаимодействия с союзниками и партнерами России. Взаимовыгодное сотрудничество с Китаем способствовало развитию экономических отношений, увеличению объемов торговли и инвестиций. К примеру, объемы российского экспорта нефти по итогам 2022 г. в Китай увеличились на 8,2 %.

Докладчик считает, что влияние санкци-онного режима на торгово-экономическое развитие Российской Федерации может быть положительным. Благодаря принятым между-

народным санкциям увеличилась потребность в обеспечении национальной продовольственной безопасности и развитии внутреннего производства. Санкции могут стимулировать развитие внутреннего производства и замещение импорта, что может снизить зависимость экономики от внешних рынков. Государство уделяет значительное внимание поддержке внутреннего рынка, для этого Госдумой РФ было принято множество законопроектов. В. К. Луговая отдельно обратила внимание на важность реализации программы импортозамеще-ния в России, которая предполагает активное использование отечественного программного обеспечения при государственных закупках, а также обязывает заказчиков приобретать определенное количество товаров, произведенных на территории страны. Эти меры связаны с желанием снизить зависимость от зарубежных поставщиков.

Таким образом, Российская Федерация, находясь в санкционном режиме, может использовать его как стимул к модернизации экономики и повышению конкурентоспособности на мировой арене, что, безусловно, и делает. Россия активно развивает новые внешнеэкономические связи со странами-союзниками (например, с Китаем), также создается новая система международных экономических отношений, где между странами будут формироваться новые внешнеэкономические и внешнеторговые связи.

На сессии преподавателей с докладом о принципах взаимного доверия государства и налогоплательщика выступила кандидат юридических наук, заведующий кафедрой международного права УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Лилия Ярославовна Абрамчик. В выступлении была освещена тема налога на профессиональный доход в качестве формы реализации принципа взаимного доверия субъектов публичного и частного начал.

Л. Я. Абрамчик отметила, что в процессе формирования эффективного и справедливого налогообложения действительно важным является соблюсти баланс между публичными интересами государства и частными интересами конкретного плательщика налогов. И здесь, по мнению докладчика, кажется, что фундаментальным краевым доверием между

государством и обществом выступает прежде всего благополучие людей, учет их интересов при принятии очень важных государственных решений в сфере налогообложения.

Налоги - это обязательство, которое затрагивает всех физических лиц, всех юридических лиц государства, причем неважно на территории какой страны субъект осуществляет свою деятельность, поскольку государство всегда будет претендовать на долю его дохода. Если государство и налогоплательщик не доверяют друг другу, то неизбежно будут нарушения со стороны публичного субъекта усиления контроля, существенное увеличение издержек и, конечно же, ухудшение делового климата. И, как результат, будет сдерживаться инвестиционная активность, будут создаваться условия, которые позволят развиваться теневому сектору, а экономический рост будет совершенно незначительным. В связи с этим, именно принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений позволяет реализоваться эффективной налоговой политике государств.

Л. Я. Абрамчик было отмечено, что для достижения соответствующего уровня доверия налогоплательщиков и государства в Республике Беларусь принимаются должные меры по усовершенствованию, прежде всего норм налогового законодательства, регулирующих вопросы налогообложения. Для этого необходимо обозначить те категории субъектов, которые являются действительно лицами, вроде бы и получающими доходы, но вместе с тем не участвующими в финансировании государственных расходов.

Если взять данные национального статистического комитета Республики Беларусь буквально за 2 предыдущих года, то в 2022 году неформальная занятость составляла 411 000 человек, среди них было 254 700 мужчин, 156 200 женщин. Государство видело, что физическое лицо осуществляет деятельность, но в создании ИП отсутствовала необходимость. С января 2023 года в особенную часть Налогового кодекса были внесены изменения, введен налог на профессиональный доход, который разграничил самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Данное разграничение дало соответствующий результат. Из «теневой» экономики, где работали физические лица, по-

лучавшие доход, но не платившие налоги, на рынок вышли практически 500 000 новых лиц, которые вступили в доверительные отношения с государством, как публичным субъектом, устанавливающим правовые нормы и взимающим налог. Наряду с упрощенной системой, предусмотренной льготами ведения деятельности самозанятых, налоговые органы не требуют налоговой отчетности, не требуют установления кассовых аппаратов, составления документов. Самозанятые самостоятельно решают, вносить ли им взносы в фонд социальной защиты населения или нет. У индивидуальных предпринимателей, конечно же, такого выбора нет. По закону им необходимо производить выплаты в фонд социальной защиты населения в обязательном порядке. Для самозанятых этот вопрос решается в добровольном порядке. Есть желание получать в будущем пенсию, то можно самостоятельно стать на учет и осуществлять страховые взносы.

Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений позволяет увидеть, насколько эффективно на сегодняшний день построена налоговая политика Республики Беларусь, потому что те основные меры, которые предприняты, дают возможность не только самозанятым, нигде не работающим, но и лицам, которые работают по трудовому договору в различных организациях субъектов хозяйствования, осуществлять вид деятельности, с которого взимается налог на профессиональный налог, иметь дополнительный источник дохода. Таким образом, это является ярким проявлением принципа доверия государства к плательщику налогов.

В продолжение темы доверия населения к государственной налоговой, а вместе с ней и финансовой системе студент Института государства и права Тюменского государственного университета Николай Максимович Ахмет-шин затронул вопрос восстановления доверия граждан к инвестициям на рынке капитала в России. Инвестиции - это вложение денежных средств, выраженных в так называемом «капитале», в какое-либо предприятие, имущество, либо в ценные бумаги с целью, заключающейся, в основном, в получении прибыли.

К признакам инвестиций относятся: целенаправленность вложения капитала, определенный срок вложения, осуществление вложений,

непосредственно субъектами инвестиционных отношений - инвесторами, использование разных инвестиционных ресурсов, различающихся между собой спросом, предложением и ценой, ну и самое главное - способность инвестиций приносить доход.

Для того, чтобы понять суть инвестиций, Н. М. Ахметшин обратился к истории института. Так, проведя исследование истории зарубежных стран, можно сделать вывод, что сам термин «инвестиции» начал фигурировать лишь после XVII века, однако с самых древних времен наблюдаются огромное количество явлений, по своей сути, схожих с понятием, которое интересует нас. В России же инвестиции начали появляться с XVIII века, пользователями которых являлись только высшие слои общества, однако массовое распространение началось с лишь после распада СССР. Инвестиции прошли путь от существования в виде примитивных процентов с долгов до становления самостоятельной, полноценной сферой, которая сейчас составляет огромную часть мировой экономики.

В любом случае, нельзя сказать, что система инвестиций в России идеальна и рост интереса людей к этой сфере говорит об отсутствии проблем. Безусловно, многие россияне уже являются участниками сферы инвестиций, но ведь подавляющее большинство все еще сторонится этого.

Рассматривая детерминанты данного явления, одним из наиболее ярким - является присутствие противоправных деяний в отношении инвесторов со стороны преступников. Мошеннические действия в сфере инвестиций проявляются абсолютно разными путями: от банальных предложений неопытным инвесторам о вложении в «особо прибыльный» актив, до создания целых сайтов-подражателей оригинальных биржевых электронных ресурсов. Конечно, российские правоохранительные органы борются с такого рода проявлением преступных деяний, однако данный факт существования такого явления в, и так довольно сложной для понимания, сфере - отпугивает потенциальных будущих инвесторов.

Как подчеркнул докладчик, еще одной проблемой выступает негативный опыт, который оставляет огромный отпечаток на последующем желании вновь попробовать себя в данной сфере. Причем негативный опыт может быть как личным, так и чужим: если у другого чело-

века не получилось, и он потерял свой капитал при неудачном инвестировании - значит и другим не стоит пробовать. Так многие и поступают, однако это огромная ошибка.

Следующий детерминант недоверия граждан заключается в самом ценном ресурсе человека - во времени. Ведь инвестиции, прежде всего, ассоциируются с данным понятием, так как инвестиции - это долгосрочная перспектива. Именно поэтому многие люди пытаются избегать вложений в инвестирование, потому что человеку хочется получать выгоду сейчас, а не через, условно, несколько лет.

В качестве последней проблемы выступает отсутствие у граждан «свободных» денежных средств.

Все вышеперечисленные нюансы порождают недоверие у граждан к инвестициям на рынке капитала в России. Потенциальный инвестор, который желает стать частью данной системы, невзирая на все плюсы, заключающиеся в перспективном долгосрочном пассивном доходе, сталкивается с проблемами, которые из-за отсутствия навыков и информированности, мгновенно отбивают желание погружаться, учиться и развиваться в рамках данной сферы. Это случается, по большей части, из-за недостаточного уровня финансовой грамотности, который является следствием ненадлежащего обучения на этапе становления личности в пределах школьного образования.

Если говорить о решении проблем, связанных с возникновением недоверия граждан к инвестициям, то необходимо выбрать стратегию, которая смогла бы поспособствовать восстановлению данного доверия. Актуальным в решении остро стоящего вопроса является распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».

Российская Федерация является тем государством, которое с каждым годом модернизирует сферу взаимодействия государства и налогоплательщика, суда и субъектов процесса, государственных органов и лиц, нуждающихся в услугах таких органов власти как Социальный фонд России, органов записи актов гражданского состояния, полиции и так далее. На горизонте еще много нововведений и совер-

шенствований, одно из которых представляется интересным к рассмотрению. Так, студент 5-го курса юридического факультета Южного федерального университета Павел Денисович Станиславов представил доклад под названием «Платформа ОБЕ как элемент системы защиты прав потребителей финансовых услуг». Выступление автор начал с рассмотрения роли производителя и потребителя, их взаимодействия и прав. Учитывая, что производитель является сильной стороной по отношению к потребителю, автор углубился в защитные механизмы прав потребителя на различных уровнях (федеральном, региональном и местном). П. Д. Станиславов отметил, что в сфере финансовых услуг эту защиту проводят Банк России, агентство по страхованию вкладов (АСВ) и финансовый уполномоченный. У них различные функции и методы, но система их работы не идеальна. Автор предлагает изучить опыт стран Евросоюза в этом вопросе и создать он-лайн-платформу для урегулирования потребительских споров, как весьма удобный механизм для обеих сторон, а также для государственных органов, имеющих возможность наблюдать за процессом со стороны и при необходимости вмешаться. Подобная практика была бы удобна для разрешения финансовых потребительских споров и позволяла бы лицам, проживающим на территории РФ и бывших стран СНГ, разрешать свои разногласия в досудебном порядке онлайн.

Ввиду стремительно развивающейся финансовой системы, цифровизации экономической сферы России стоит обратить внимание на такие новшества как цифровой рубль, который требует дательного рассмотрения его природы, перспектив внедрения. Александр Евгеньевич Кудринских, студент ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», обратился к правовому аспекту цифрового рубля, отметив, что цифровой рубль является уникальным криптографическим ключом, который позволяет проводить операции средствами электронных кошельков, в его основе содержится объединяющая система банковских карт и наличных денег.

Важным аспектом цифрового рубля, отличающего его от других виртуальных денег, в том числе криптовалют, является то, что Банк России является эмитентом цифрового рубля и его

реальная стоимость подкрепляется с помощью резервов, в отличие от криптовалют, которые не зависят от единого центра и не несут за собой соответствующих обязательств.

В наше время, помимо России, цифровиза-цию национальной денежной единицы осуществляют такие страны, как Нигерия, Ямайка и Багамские острова. Таким образом эти страны борются с высокими темпами инфляции и зависимостью от международных валют. На стадии разработки уже находятся Индия, Уругвай, Гана и Китай. Дальше всех в этом плане продвинулся Китай, в котором объем транзакций с помощью электронных кошельков достиг 1,8 триллиона юаней.

Как заявляет Центральный Банк России, клиенты смогут обратиться в любой банк и получить доступ к кошельку, что станет важным преимуществом цифрового рубля для бизнеса и граждан, но на данный момент участие в проекте принимают всего 13 банков. Выступающий отметил, что при таком использовании валюты необходимо будет реализовать высокую защиту информационных данных пользователей при проведении таких сделок и обеспечения восстановления средств в случае потери устройства, на котором они хранились.

Первой проблемой, по мнению А. Е. Кудринских, является проверка временем - различные организации из-за возможного недоверия в ликвидности и перспективности цифрового рубля будут с нежеланием использовать его в качестве оплаты, обосновывая это сомнениями в его надежности.

Вторая проблема заключается в том, что должна быть предусмотрена надежная защита персональных данных пользователей цифрового рубля, ведь, как показывает практика, с переходом денежных средств в цифровой вид способов мошенничества с их использованием становится больше. Уже сейчас мошенники научились подделывать и использовать цифровую подпись пользователей. С другой стороны, каждый цифровой рубль имеет свой уникальный код, что позволит отслеживать их в обороте при использовании и растрате злоумышленником.

Третья проблема заключается в том, что введение цифрового рубля может стать причиной значительного оттока рублей в безналичной форме в цифровые рубли, поэтому необходимо

будет создать различные лимиты на осуществление транзакций с цифровым рублем. При переводе депозитов в цифровой рубль финансовые организации могут столкнуться дефицитом фондирования, что может привести к нехватке ресурсов на выдачу кредитов и их удорожанию.

При изучении данного вопроса в значительной степени стоит учитывать положения Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ведь в нем наиболее точно описаны правовые аспекты использования цифрового рубля в Российской Федерации и области его применения.

Подводя итоги, выступающий отметил, что при введении цифрового рубля, нужно тщательно продумывать каждый шаг его внедрения, поскольку он имеет не только значительные преимущества, но и весьма весомые недостатки, описанные выше. Так же, нужно дать легальное определение цифрового рубля в данном федеральном законе, поскольку может возникнуть путаница понятий цифрового рубля и криптовалют, хоть они и схожи в технологическом плане.

В ходе конференции было представлено много мнений ученых-правоведов, представителей бизнеса, а также студентов юридических и экономических факультетов. Были сделаны выводы об агрессивной санкционной политике зарубежных партнеров, имевшей смешанные последствия для экономики России. Участники конференции обозначили необходимость мер по повышению доверия налогоплательщиков и государства для эффективного налогообложения, отметили недостаток доверия к инвестициям в России, который можно преодолеть с помощью мер, повышающих финансовую грамотность и обеспечивающих защиту инвесторов. Были названы текущие современные тенденции: платформа ОБЯ может предоставить удобный и эффективный механизм разрешения потребительских споров в финансовом секторе. Также была отмечена многообещающая роль цифрового рубля в развитии финансовой сферы России. Однако авторы сошлись во мнении, что его внедрение требует тщательного рассмотрения правовых и практических аспектов.

Работа конференции традиционно завершилась оживленной научной дискуссией с участием выступающих и приглашенных зрителей в гибридном формате, подведением итогов научного мероприятия.

Список использованных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В. Матвиенко: Доверие к власти во многом определяется степенью ее открытости перед обществом Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/events/news/121386/#footer (дата обращения: 23.05.2024).

2. Лобанов Д. В. Влияние уровня доверия и вовлеченности на инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2021. № 11. С. 12-15. EDN ZBXAIO.

3. Право и экономика: цифровизация власти и власть цифровизации (обзор работы VI Всероссийской научно-практической конференции Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» и кафедры финансового права юридического факультета Южного федерального университета) / Ю. А. Колесников, Е. Ю. Киреева, А. В. Киселева [и др.] // Современное право. 2023. № 4. С. 130-137. DOI 10.25799/NI.2023.73.97.023. EDN LXDTNB.

4. Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики - 2021 / Е. М. Андреева, А. В. Киселева, Ю. А. Колесников [и др.] // Современное право. 2022. № 1. С. 90-97. DOI 10.25799/NI.2022.21.66.014. EDN MLUNUH.

5. Шадрина Ж. А., Степанова К. А. Проблемы и перспективы социального развития России // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2(127). С. 163-166. DOI 10.34925/EIP.2021.127.2.029. EDN VSLABD.

References

1. V. Matvienko: Trust in the government is largely determined by the degree of its openness to the Public Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. Available at: http://council.gov.ru/events/ news/121386/#footer (Accessed: 23.05.2024) [in Russ.].

2. Lobanov D. V. Influence of the level of trust and involvement on the investment attractiveness of the subjects of the Russian Federation. Innovation and investment. 2021. No. 11. P. 12-15 [in Russ.].

3. Law and Economics: digitalization of power and digi-talization (review of the works of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference Center for Scientific Research «Instrumental, Mathematical and Intellectual Environments in Economics» and the Department of Financial Law of the Faculty of Law of the Southern Federal University). Yu. A. Kolesnikov, E. Yu. Kireeva, A. V. Kiseleva [et al.]. Modern law. 2023. No. 4. P. 130-137. DOI 10.25799/NI.2023.73.97.023 [in Russ.].

4. Development of legal science in new conditions: unity of theory and practice - 2021. E. M. Andreeva, A. V. Kiseleva, Yu. A. Kolesnikov [et al.]. Modern law. 2022. No. 1. P. 90-97. DOI 10.25799/NI.2022.21.66.014 [in Russ.].

173

5. Shadrina Zh. A., Stepanova K. A. Problems and prospects of social development in Russia. Economics and En-trepreneurship. 2021. No. 2(127). P. 163-166. DOI 10.34925/ EIP.2021.127.2.029 [in Russ.].

Поступила в редакцию 23.05.2024 Received May 23, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.