Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИЮ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИЮ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Городецкий Владислав Павлович

На сегодняшний день внедрение цифровых технологий осуществляется в различных сферах, начиная от финансовой сферы и до системы государственного управления в целом, что приводит к изменению модели регулирования жизнедеятельности общества. В статье рассмотрен процесс цифровизации системы государственного управления на примере цифровизации конкретных финансовых инструментов, доступных для граждан Российской Федерации. Цифровизация влияет на все элементы исполнительной власти, создавая новые формы контрольных мероприятий и виды государственного управления, а также изменяя модель взаимодействия между органами власти, обществом и гражданами. Сегодня цифровизация стала драйвером развития новой диджитализированной реальности, играющей все более важную роль в исполнении полномочий исполнительной власти, обеспечивая повышение эффективности работы и доступности государственных услуг. Эти изменения приводят к модернизации модели государственного управления и подтверждают необходимость развития цифровых инструментов для более эффективной работы государства в интересах граждан и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF STATE AUTHORITY THROUGH THE DIGITALIZATION OF FINANCIAL MECHANISMS

Today, the implementation of digital technologies is carried out in various areas, ranging from the financial sphere to the system of public administration as a whole, which leads to a change in the model of regulation of the life of society. The article considers the digitalization process of the public administration system based on the example of digitalization of specific financial instruments available to the citizens of the Russian Federation. Digitalization affects all elements of the executive branch, creating new forms of control activities and types of public administration, as well as changing the model of interaction between the authorities, society, and citizens. Today, digitalization has become the driver of the development of a new digital reality, which plays an increasingly important role in the exercising of the executive authority, ensuring greater effciency and accessibility of public and government services. These changes lead to the modernization of the public governance model and confirm the need to develop digital tools for a more effcient operation of the state and its institutions for the citizens and organizations’ interests.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИЮ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

УДК 340

DOI: 10.18522/2313-6138-2023-10-2-16

Колесников Юрий Алексеевич,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: yakolesnikov@sfedu.ru

Городецкий Владислав Павлович,

магистрант, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: gorodeckiy@sfedu.ru

Kolesnikov, Yuriy A.,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Financial Law, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: yakolesnikov@sfedu.ru

Gorodetskiy, Vladislav P.,

Master's Student, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: gorodeckiy@sfedu.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИЮ

ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

DIGITALIZATION OF STATE AUTHORITY THROUGH THE DIGITALIZATION OF FINANCIAL MECHANISMS

АННОТАЦИЯ. На сегодняшний день внедрение цифровых технологий осуществляется в различных сферах, начиная от финансовой сферы и до системы государственного управления в целом, что приводит к изменению модели регулирования жизнедеятельности общества. В статье рассмотрен процесс цифровиза-ции системы государственного управления на примере цифровизации конкретных финансовых инструментов, доступных для граждан Российской Федерации. Циф-ровизация влияет на все элементы исполнительной власти, создавая новые формы контрольных мероприятий и виды государственного управления, а также изменяя модель взаимодействия между органами власти, обществом и гражданами. Сегодня цифровизация стала драйвером развития новой диджитализированной реальности, играющей все более важную роль в исполнении полномочий исполнительной власти, обеспечивая повышение эффективности работы и доступности государственных услуг. Эти изменения приводят к модернизации модели государственного управления и подтверждают необходимость развития цифровых инструментов для более эффективной работы государства в интересах граждан и организаций.

ABSTRACT. Today, the implementation of digital technologies is carried out in various areas, ranging from the financial sphere to the system of public administration as a whole, which leads to a change in the model of regulation of the life of society. The article considers the digitalization process of the public administration system based on the example of digitalization of specific financial instruments available to the citizens of the Russian Federation. Digitalization affects all elements of the executive branch, creating new forms of control activities and types of public administration, as well as changing the model of interaction between the authorities, society, and citizens. Today, digitalization has become the driver of the development of a new digital reality, which plays an increasingly important role in the exercising of the executive authority, ensuring greater efficiency and accessibility of public and government services. These changes lead to the modernization of the public governance model and confirm the need to develop digital tools for a more efficient operation of the state and its institutions for the citizens and organizations' interests.

© Ю. А. Колесников, В. П. Городецкий, 2023

Yu. A. KOLESNIKOV, V P. GORODETSKIY. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2023. Vol. 10, No. 2. P. 118-122 119

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ключевые слова: цифрови-зация; государственная власть; цифровая реальность; цифровые финансовые активы; цифровая валюта; цифровой рубль; электронный бюджет.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Колесников, Ю. А. Цифровизация власти через цифровизацию финансовых механизмов [Текст] / Ю. А. Колесников, В. П. Городецкий // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2023. - Т. 10, № 2. - С. 118-122. - Б01: 10.18522/2313-6138-2023-10-2-16.

KEYWORDS: digitalization; state authority; digital reality; digital financial assets; digital currency; digital rouble; e-budget.

FOR CITATION:

Kolesnikov, Yu. A. Digitalization of State Authority Through the Digitalization of Financial Mechanisms [Text] / Yu. A. Kolesnikov, V. P. Gorodetskiy. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2023. - Vol. 10, No. 2. - P. 118-122 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-6138-2023-10-2-16.

Научно-технический прогресс представляет собою эволюционное изменение всех элементов производственных сил общественного производства. Но прогресс -это не только эволюция, но и революция. Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и активными действующими лицами третьего этапа промышленной революции, а именно цифровой революции. Цифровизация, с одной стороны, в локальном масштабе затрагивает большинство сфер жизнедеятельности человека, а с другой, уже в глобальном смысле охватывает корпорации и государство, все его институты.

Цифровизация - это процесс применения современных технологий для улучшения работы систем и оптимизации процессов. Однако цифровая трансформация является более глубоким изменением механизма управления и регулирования. Но подобная модернизация реализуема в тех случаях, когда имеют место однотипные, часто возобновляемые операции, требующие обработки больших данных. Этим в том числе объясняется и то, что цифровиза-ция начала свою революцию с финансовой сферы, а только затем распространилась на власть и управление. В настоящее время появившиеся цифровые платформы и экосистемы играют важную роль на финансовом рынке и в сфере услуг. Они же, как 3000 лет назад появившиеся рыночные площади, ставшие инновацией и совершившие своего рода революцию, дали новые возможности для развития, снижения логистических издержек, повышения информированности покупателей и конкуренции, повышения спроса и интенсивности торговли.

Таким образом, цифровые платформы и экосистемы были не просто революционной инициативой в финансовой сфере, они стали

инновационным решением для развития всей экономики (№ 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»). Постепенно опыт цифровизации был имплементирован в государственную систему управления (Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления»). В настоящее время ФНС России является лидером тренда циф-ровизации власти, поскольку она обладает самой большой и содержательной базой данных, к которой обращаются все министерства и государственные органы при реализации своих полномочий. Кроме того, на эту базу в своей работе «завязана» также и экосистема Госуслуг. Это стало возможным благодаря контрольной функции налогов и всеобъемлющего характера налогообложения, затрагивающего и касающегося каждого человека и каждое юридическое лицо.

В течение последних нескольких лет в области технологий наблюдается значительный прогресс, и развитие технологий продолжает ускоряться. Все больше и больше государств и компаний внедряют цифровые технологии в свою деятельность, чтобы быть на шаг впереди конкурентов и улучшать качество своих услуг и внутреннего администрирования. В наше время цифровизация из одной из технологических форм, призванных снизить издержки, уже стала драйвером и главным регулятором новой цифровой реальности и наличествующих внутри нее общественных отношений.

Российская Федерация уверенно входит в топ-10 стран мира по степени вовлеченности общества в цифровую экономику. Внедрение цифровых решений, среди которых технологии

120

Ю. А. КОЛЕСНИКОВ, В. П. ГОРОДЕЦКИЙ. ВЕСТНИК ЮРФАКА ЮФУ 2023. Т. 10, № 2. С. 118-122

распределенных реестров, механизмы работы с большими данными или проведения анализа на основе искусственного интеллекта, в той или иной степени осуществляется для решения различных задач в самых разнообразных сферах. На базе Центрального Банка РФ была создана так называемая «песочница», то есть специальная регулятивная площадка, на которой проходят апробацию те или иные системные продукты и инструменты.

Существует ряд инструментов, которые мы можем использовать уже сегодня, и которые в том числе демонстрируют переход общества и государственной власти в рамках четвертого технологического уклада к цифровизирован-ному управлению и многовекторному взаимодействию.

Одним из таких инструментов являются цифровые финансовые активы, представляющие собой абсолютно новое явление на финансовом рынке и создающие широчайшие перспективы для технологического развития этой сферы. В соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах», «ЦФА - это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА» [4]. В России, как и в мире, цифровые финансовые активы - это новый класс активов, который появился в результате развития технологии блокчейн с применением смарт-контрактов. Но несмотря на видимое сходство с крайне популярными на сегодняшний день криптовалю-тами, эти два феномена все же кардинально отличаются друг от друга.

«Первопроходцами» в сфере развития ЦФА стали «Норкникель» и «Красцветмет», который в октябре прошлого года вывел на рынок портфель, состоящий сразу из 7 разновидностей металлов - золото, серебро, платина, палладий, родий, иридий и рутений. В данный момент российские ЦФА торгуются только на одной платформе - Л1ошуге.

Примечательно, что ЦФА могут также иметь «гибридный» характер, то есть одновременно включать в себя несколько разных активов, например, корпоративные облигации со струк-

турным или фиксированным доходом, получение дохода от использования коммерческой недвижимости, непосредственное получение драгметаллов и пр.

На данный момент (март 2023 года) общий объем выпусков ЦФА в России достиг 2 млрд рублей. «Сейчас на российском рынке преобладает класс не инвестиционных, а долговых инструментов. Однако инвестиционный класс инструментов может обогнать долговой, если удастся создать комфортные условия, в том числе налоговые, и для такой функции как "гибридное" цифровое право» [5] (например, выпуск и приобретение токенизированных драгоценных металлов и камней).

С точки зрения власти создание и развитие ЦФА дает широкие возможности для инвестирования неквалифицированным инвесторам (в том числе в нетрадиционные инструменты), что привлекает в национальную экономику новые средства, наполняет ликвидностью многие активы и новые площадки. При этом ЦФА позволяет кратно минимизировать инфраструктурные риски инвесторов и сократить логистическую цепочку, минуя посредников рынка. Таким образом, ЦФА даст новый импульс развитию инвестиционного сектора и поможет достичь более высокого уровня устойчивости финансово-экономического сектора.

Еще одним трендом в глобальной цифрови-зации финансовых механизмов является возникновение цифровой валюты Центральных Банков (ЦВЦБ) (регулируется 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах»). В нашей стране это цифровой рубль. «Такая валюта будет эмитироваться ЦБ РФ и являться обязательством Банка России (эмитентами ЦФА выступают частные компании, и они обеспечены активами). В отличие от ЦФА, ЦВЦБ также будет выполнять все функции денег - средство платежа, мера стоимости и средство сбережения - и станет третьей формой российской национальной валюты (наравне с наличными и безналичными рублями)» [3]. В соответствии со своей миссией цифровой рубль призван стать не только механизмом, упрощающим и делающим более безопасными способы расчета, но и эффективным инструментом, помогающим государственной власти решать целый ряд задач.

Каждый цифровой рубль будет представлять собой уникальный цифровой код. И это,

Yu. A. KOLESNIKOV, V P. GORODETSKIY. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2023. Vol. 10, No. 2. P. 118-122 121

пожалуй, его ключевое отличие от безналичных денег. Это даст возможность отслеживать их перемещение, что позволит усилить противодействие коррупции. Кроме того, введение цифрового рубля сделает более прозрачной и эффективной систему мониторинга расходования бюджетных средств, направленных на целевые расходы, что в результате повысит качество и оперативность бюджетного контроля. ЦВЦБ используют в качестве системы учета транзакций технологии распределенных реестров, он же блокчейн [1]. Поэтому в данном аспекте они отличаются высокой степенью защищенности, сохранности и автономности. Помимо этого, цифровой рубль дает возможность гражданам истребовать средства по операциям, совершенным без согласия держателя счета, то есть кратно усилить противодействие мошенничеству и другим преступным посягательствам, что является невозможным с наличными и безналичными денежными средствами.

Со стремительным переходом от традиционных банкнот к электронным деньгам и развитием частным финтех-инициатив в недалеком будущем большое количество финансовых потоков потенциально стало бы уходить из-под контроля финансовых регуляторов в сторону частных организаций. В первую очередь, именно с необходимостью поддержания финансовой стабильности связано постепенное внедрение цифровой валюты, поскольку в итоге степень влияния Центральных Банков могла бы снизиться до минимума за счет потери контроля и возникновения новых субъектов эмиссии. В свою очередь, это может иметь серьезные последствия для финансовой и государственной стабильности, управления уровнем инфляции, курсом национальной валюты, объемом денежной массы и контролем движения финансовых средств. Таким образом, как следует из резюмирующих заключений экспертов Центрального Банка, финансовая система станет гораздо прозрачнее, а борьба с экономическими преступлениями, коррупцией и отмыванием денежных средств - проще и оперативнее.

Еще одним инновационным цифровым механизмом в рамках современной российской системы государственного регулирования является государственная интегрированная информационная система «Электронный

бюджет» (концепция одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р). Ее целью является обеспечение открытости, транспарентности и подотчетность деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления и государственных и муниципальных учреждений. В его основе - автоматизированная система, в которую вносятся все данные о расходах и доходах, а также информация об исполнителях бюджетных программ. Эта система также направлена на повышение качества финансового управления и регулирования путем создания единого информационного пространства и использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления публичными финансами [2]. В результате «Электронный бюджет» уже сегодня обеспечивает более эффективное и профессиональное управление государственными и муниципальными финансами.

Подводя итог, необходимо отметить, что цифровизация и цифровое пространство в целом в представлении государства прошли непростой путь от некой terra incognita с неизвестной ранее моделью контроля до той сферы, которая в результате правильной кооперации смогла породить новые инновационные механизмы и инструменты в том числе правового регулирования в принципиально иной цифровой экосистеме.

«Цифровизация государственного управления оказывает значительное влияние на все элементы административно-правового статуса органов исполнительной власти. Особенно сильно изменения коснулись практики реализации контрольно-надзорных полномочий и оказания государственных услуг. Современные технологии играют все более важную роль в выполнении полномочий исполнительной власти» [1, с. 113]. Их использование не только обеспечивает повышение эффективности работы контрольно-надзорных служб и доступность государственных услуг, но и коренным образом влияет на механизм реализации самих полномочий. В результате цифровизации возникают новые формы контрольных мероприятий и виды государственных услуг, что приводит к изменению модели регулирования жизнедеятельности общества. Под воздействи-

122

Ю. А. КОЛЕСНИКОВ, В. П. ГОРОДЕЦКИЙ. ВЕСТНИК ЮРФАКА ЮФУ 2023. Т. 10, № 2. С. 118-122

ем цифровизации зарождаются новые институционализированные механизмы и инструменты регулирования, целые сферы, порядок и принципы взаимодействия органов исполнительной власти друг с другом, а также с гражданами и организациями. В итоге цифровизация приводит к изменению модели регулирования в огромном количестве общественных сфер, тем самым меняя саму модель государственного управления, что лишний раз подтверждает необходимость дальнейшего развития и внедрения новых цифровых инструментов для эффективной работы государства в интересах граждан и организаций.

Литература

1. Кабытов, П. П. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти [Текст] / П. П. Кабытов, О. Е. Стародубова // Журнал российского права. - 2020. - № 11. - С. 113-126.

2. О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658. - URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docbo dy=&prevDoc=102466520&backlink=1&&nd=102375313 (дата обращения: 10.03.2023).

3. Семеко, Г. В. Цифровая валюта центральных банков : принципы, потенциал и проблемы [Текст] / Г. В. Семеко // Социальные новации и социальные науки. - 2022. - № 1(6). - C. 86-100.

4. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций [Текст]. - Центральный Банк Российской Федерации, 2020. - 48 с.

5. Цифровые финансовые активы и их операторы // Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www. cbr.ru/finm_infrastructure/digital_oper (дата обращения: 10.03.2023).

6. Эксперт: объем выпусков ЦФА в РФ достиг 2 млрд рублей менее чем за год // ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/17260367 (дата обращения: 14.03.2023).

References

1. Kabytov, P. P. Influence of digitalization on the implementation of the powers of the executive power [Text] / P. P. Kabytov, O. Е. Starodubova // Journal of Russian Law. -2020. - № 11. - P. 113-126 [in Russian].

2. Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 2015 № 658 On the State Integrated Information System of Public Finance Management "Electronic Budget" [Electronic resource] // URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docb ody=&prevDoc=102466520&backlink=1&&nd=102375313 (date of access: 10.03.2023) [in Russian]

3. Semeko, G. V. Digital currency of central banks: principles, potential and problems [Text] / G. V. Semeko // Social Innovations and Social Science. - 2022. - № 1(6). -P. 86-100 [in Russian].

4. Digital Ruble. Report for Public Consultations [Text]. -Central Bank of the Russian Federation, 2020. - 48 p. [in Russian].

5. Digital financial assets and their operators // Official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: https://www.cbr.ru/finm_ infrastructure/digital_oper (date of access: 10.03.2023) [in Russian].

6. Expert: volume of CFA issues in Russian Federation reached 2 billion rubles in less than a year // TASS [Electronic resource] - URL: https://tass.ru/ekonomika/17260367 (date of access: 14.03.2023) [in Russian].

Поступила в редакцию 01.03.2023 Received March 01, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.