Научная статья на тему 'Обзор методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией'

Обзор методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2473
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизартрия / просодика / просодические компоненты / диагностика / методика / dysarthria / prosody / prosodic components / diagnostics / methodology

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Анжелика Вячеславовна Арефьева, Виктория Евгеньевна Бирюкова

В данной статье проведен обзор наиболее известных и используемых методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией. Рассматриваются методики Е.Ф. Архиповой, Н.Ю. Григоренко и С.А. Цыбульского, Е А. Логиновой и С.Б. Яковлева, О.И. Лазаренко, Л.В. Лопатиной, Л.А. Поздняковой, Е.А. Лариной, Н.С. Шик, Н.В. Серебряковой, М.Ф. Фомичевой. Отмечаются их различные подходы к диагностике просодической стороны речи. Описываются преимущества методик, а также затруднения, которые могут возникнуть при их использовании. Рассматриваются компоненты просодики, на которые данные методики ориентированы, приемы, используемые при диагностике, случаи, в которых та или иная методика может применяться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Анжелика Вячеславовна Арефьева, Виктория Евгеньевна Бирюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A review of methods for diagnosing prosodic components of speech in preschool children with dysarthria

This article provides a review of the most well-known and used methods for diagnosing the prosodic components of speech in preschool children with dysarthria. The methods of E.F. Arkhipova, N.Yu. Grigorenko and S.A. Tsybulsky, E.A. Loginova and S.B. Yakovlev, O.I. Lazarenko, L.V. Lopatina, L.A. Pozdnyakova, E.A. Larina, N.S. Shik, N.V. Serebryakova, M.F. Fomicheva. Their different approaches to the diagnosis of the prosodic side of speech are noted. The advantages of the methods are described as well as the difficulties that may arise when using them. The components of prosody, to which these methods are oriented, the methods used in diagnostics, the cases in which this or that method can be applied are considered.

Текст научной работы на тему «Обзор методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией»

PEDAGOGY

УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_15

Анжелика Вячеславовна Арефьева, Виктория Евгеньевна Бирюкова

г. Тюмень

Обзор методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией

В данной статье проведен обзор наиболее известных и используемых методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией. Рассматриваются методики Е.Ф. Архиповой, Н.Ю. Григоренко и С.А. Цыбульского, Е А. Логиновой и С.Б. Яковлева, О.И. Лазаренко, Л.В. Лопатиной, Л.А. Поздняковой, Е.А. Лариной, Н.С. Шик, Н.В. Серебряковой, М.Ф. Фомичевой. Отмечаются их различные подходы к диагностике просодической стороны речи. Описываются преимущества методик, а также затруднения, которые могут возникнуть при их использовании. Рассматриваются компоненты просодики, на которые данные методики ориентированы, приемы, используемые при диагностике, случаи, в которых та или иная методика может применяться.

Ключевые слова: дизартрия, просодика, просодические компоненты, диагностика, методика.

Angelica Vyacheslavovna Arefieva, Viktoria Evgenievna Biryukova

Tyumen

A review of methods for diagnosing prosodic components of speech in preschool children with dysarthria

This article provides a review of the most well-known and used methods for diagnosing the prosodic components of speech in preschool children with dysarthria. The methods of E.F. Arkhipova, N.Yu. Grigorenko and S.A. Tsybulsky, E.A. Loginova and S.B. Yakovlev, O.I. Lazarenko, L.V. Lopatina, L.A. Pozdnyakova, E.A. Larina, N.S. Shik, N.V. Serebryakova, M.F. Fomicheva. Their different approaches to the diagnosis of the prosodic side of speech are noted. The advantages of the methods are described as well as the difficulties that may arise when using them. The components of prosody, to which these methods are oriented, the methods used in diagnostics, the cases in which this or that method can be applied are considered.

Keywords: dysarthria, prosody, prosodic components, diagnostics, methodology.

В современной логопедической практике дизартрия является доминирующим речевым нарушением у детей дошкольного возраста. Поэтому диагностика данного расстройства, в том числе отдельных его проявлений - важная задача для специалистов на сегодняшний день. Цель данной статьи - проанализировать наиболее распространенные методики, которые используются при диагностике просодической стороны речи - важного маркера дизартрии.

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [7, С. 134]. Дизартрия развивается вследствие возникновения органического поражения структур головного мозга (оно может произойти как во внутриутробном периоде, так и во время родов, и в период раннего развития), которое приводит к парезу или параличу артикуляционных органов. Это становится причиной нарушения двигательной стороны устной речи, артикуляционной моторики, тонуса мышц.

В настоящее время существует несколько классификаций дизартрий, но самой распространенной является та, что указывает на взаимосвязь очага поражения и проявляющихся симптомов. Эта классификация предложена О.В. Правдиной. Согласно данной классификации, выделяют: корковую дизартрию (повреждение центральных и постцентральных отделов головного мозга), подкорковую (экстрапирамидной системы), бульбарную

(ядер черепно-мозговых нервов), псевдобульбар-ную (проводящих путей черепно-мозговых нервов) и мозжечковую [6]. Рассматривая каждую форму, можно выделить симптомы, позволяющие дифференцировать ее от других форм, так как они характерны только для повреждения определенного участка головного мозга, и общие с другими формами симптомы. К ним относят нарушение звуко-произношения, мышечного тонуса, ограничение подвижности артикуляционного аппарата, повышенное слюноотделения и нарушение просодических компонентов речи.

Просодия - система фонетических средств, к которой относятся тембр, высота, сила голоса, темп и ритм речи, ударение, паузирование, интонация, речевое дыхание. Нарушение просодики, как уже было рассмотрено выше, сопровождает любую форму дизартрии, являясь ее постоянным симптомом. В совокупности со звукопроизношением она образует произносительную сторону речи, поражение которой характеризует дизартрию как речевое нарушение. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, диагностируя дизартрию, необходимо обращать внимание на состояние просодических компонентов и проводить их обследование.

Среди методик по диагностике просодических компонентов выделяют методики Е.Ф. Архиповой, Н.Ю. Григоренко и С.А. Цыбульского, Е.А. Логиновой и С.Б. Яковлева, О.И. Лазаренко, Л.В. Лопатиной, Л.А. Поздняковой, Е.А. Лариной, Н.С. Шик,

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

15

Н.В. Серебряковой, М.Ф. Фомичевой. Они отличаются разным подходом к исследованию просодики.

М.Ф. Фомичева предлагает обследовать просодическую сторону речи неотрывно от звукопроизно-шения, связной речи, лексики и грамматики. Специальных проб в методике не предусмотрено, все особенности просодики отмечаются во время выполнения заданий на диагностику других компонентов речи. «При обследовании педагог обращает внимание на темп речи детей, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Все недостатки надо отмечать» [8, С. 135]. Фиксировать результаты предлагается в специальной таблице в графе «Примечания». Критериев для описания результатов не выделено, диагност записывает их в свободной форме. Такой метод диагностики позволяет сэкономить время и не требует привлечения дополнительного наглядного и речевого материала, но в то же время не позволяет получить полные и структурированные результаты о состоянии просодики.

Н.Ю. Григоренко и С.А. Цыбульский в своей методике предлагают обследовать только те компоненты просодики, которые наиболее сильно страдают у дошкольников с дизартрией: голос и речевое дыхание [3]. Описан следующий способ диагностики: положить руку ребенку на диафрагму, попросить прочитать любое знакомое стихотворение и проследить за дыханием и характером его голоса. Результаты предлагается фиксировать в приложенной к методике карте логопедического обследования. В ней к голосу и речевому дыханию добавлены показатели и варианты их описания. Затрудняет процесс обследования то, что показатели приходится отслеживать за короткое время и одновременно друг с другом. Кроме того, большинство дошкольников с дизартрией испытывают затруднения в запоминании стихотворений (из-за нарушения вербальной памяти), и такое задание может быть для них трудным или недоступным. Однако данная методика диагностики также является быстрой, простой и не требует дополнительной подготовки.

Методика Н.В. Серебряковой имеет схожий подход к диагностике просодических компонентов речи, что и описанные ранее. В ней фиксируется состояние следующих элементов просодики: речевого дыхания, характеристик голоса, воспроизведение темпа, ритма, интонации, паузирования. Показатели для них выделены в речевой карте, приложенной к методике [2, С. 38]. Плюс в том, что авторы затрагивают практически все компоненты просодики, однако отдельные пробы для их изучения все еще отсутствуют.

Е.А. Логинова и С.Б. Яковлев, опираясь на все тот же способ диагностики расширяют список исследуемых компонентов просодической стороны речи. В карте, приложенной к обследованию [2, С. 49], кроме ранее перечисленных в методике Н.В. Серебряковой элементов, предлагается фиксировать тембр, высоту голоса, а также добавляются показатели к речевому дыханию, что позволяет получить наиболее подробное его описание.

16

Обратимся к методикам, которые сосредотачиваются на непосредственно диагностике просодических компонентов с применением специальных проб.

Н.С. Шик предлагает свою методику диагностики просодических компонентов, опирающуюся на следующие приемы: беседа, повтор за экспериментатором, называние предметов по показу, пересказ [10]. В методике предусмотрены критерии оценки, бланки для фиксации результатов. Диагностируются: голосовые характеристики, темп, воспроизведение и восприятие ритма речи, паузирова-роние, выразительность интонаций. Охвачена не вся просодическая сторона речи, однако данная методика, имея направленность на обследование именно просодики, позволяет получить более детальные и полные результаты.

О.И. Лазаренко в работе «Диагностика и коррекция выразительности речи детей» напрямую исследует просодику и предлагает задания для диагностики темпа и ритма, голосовых характеристик, ударения и выразительности интонации [9]. Достоинство данной методики не только в наличии конкретных диагностических проб, позволяющих получить наиболее достоверные и точные результаты

0 состоянии просодических компонентов, но и в том, что в ней подобран речевой материал и задания, доступные для ребенка с дизартрией, прилагаются критерии оценки от 0 до 3 баллов с их подробным описанием и диагностический бланк, куда вносятся результаты обследования. Предусмотрен итоговый балл, расшифровка которого содержится в методике. Такая система позволяет быстро фиксировать и четко видеть результаты диагностики, что впоследствии упрощает их анализ. Однако в методике отсутствует наглядный материал и игровые элементы, и удержать внимание ребенка на задании будет труднее.

Методика Е.А. Лариной направлена на диагностику интонации, темпа и ритма, логического ударения, паузирования, тембра. Охвачены не все компоненты просодики. Однако те, что указаны в методике, обследуются как со стороны воспроизведения, так и со стороны восприятия. Фиксирование результатов производится в приложенных таблицах [4]. Там же указаны пробы и инструкции к ним, прописан необходимый речевой и наглядный материал и характеристики, которые обязательно нужно отметить при диагностике. К методике прилагаются критерии оценки каждого показателя (от

1 до 5 баллов) и качественная и количественная градация результатов. Задания методики подходят для детей с нарушениями речи, в том числе с дизартрией, а наличие наглядности упрощает удержание внимания во время обследования.

Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова в своей методике «Исследование восприятия и продуцирования супрасегментных единиц фонетических средств языка» [5] диагностируют восприятие и воспроизведение следующих компонентов просодики: инто-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

PEDAGOGY

нации, темпа речи, громкости голоса, тембра, ударения, логического ударения. Обследование восприятия производится с помощью серий текстов, которые зачитываются ребенку с дизартрией. Воспроизведение предлагается обследовать с помощью записи свободной речи дошкольника на диктофон с последующим ее изучением. Прилагаются критерии оценивания результата от 0 до 3 баллов с их подробным описанием. Данная методика больше направленна на диагностику именно интонационного компонента речи и напрямую связанных с ним других компонентов просодики.

Наиболее полной методикой для обследования просодики является «Исследование просодической стороны речи» Е.Ф. Архиповой [1]. Она включает в себя воспроизведение и восприятие всех компонентов просодики: ритма, темпа, интонации, логического ударения, модуляций голоса по силе и высоте, тембра. Также включает в себя обследование речевого дыхания и слухового самоконтроля. В методике содержится речевой и наглядный материал, процедуры проведения проб и инструкции к ним для ребенка. Присутствуют игровые моменты, позволяющие привлечь и удержать внимание ребенка с дизартрией. Практически к каждому компоненту прописаны критерии оценки от 0 до 4 баллов, что способствует быстрой и четкой фиксации результатов. Возможности методики ограничены тем, что данные критерии выделены не для всех разделов, а способы фиксирования результата в таких случаях не уточняются.

Так как методика включает в себя обследование всех компонентов просодики, с помощью нее можно провести наиболее подробную и полную, по сравнению с вышеперечисленными методиками,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

диагностику просодической стороны речи ребенка. Однако объемность методики одновременно является ее недостатком - выполнение всех заданий требует обследование в течение долгого времени, что, даже с учетом наличия игровых элементов и наглядного материала, будет крайне затруднительно осуществить в работе с дошкольником ди-зартриком (внимание и мотивация у таких детей быстро истощаются). Следовательно, придется либо отбирать нужные разделы и упражнения, либо проводить диагностику в несколько этапов.

Как можно заметить, рассмотренные методики имеют разный подход к диагностике просодической стороны речи. Большинство не затрагивают все ее элементы, сосредотачиваясь в основном на обследовании воспроизведения отдельных компонентов, наиболее страдающих при дизартрии. Это не делает данные методики непригодными для использования, ведь они все еще соответствуют требованиям и базируются на принципах системного строения речи, системного анализа, учета ведущего вида деятельности и индивидуального подхода. Однако, необходимо учитывать, что поражение просодики сопутствует любой дизартрии и может проявляться по-разному. Поэтому нужно выбирать и применять ту методику, которая по завершению диагностики представит наиболее подробные и четкие сведения об отклонениях просодических компонентов. Такой подход к подбору методики позволит получить достоверную картину дизартрии конкретного ребенка, по которой возможно будет выстроить наиболее оптимальный путь коррекции, что поспособствует эффективному и быстрому преодолению нарушений.

1. Архипова, Е.Ф. Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой / Е.Ф. Архипова. - 2006. - 39 с. -URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf (дата обращения: 15.03.2022). - Текст : электронный.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения : сб. метод. рекомендаций / В.П. Балабанова, Н.В. Серебрякова, С.Б. Яковлев [и др.]. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 232 с. - URL: https://pedlib.ru/Books/1/0427/indexshtml?from_page=49 (дата обращения: 17.03.2022). - Текст : электронный.

3. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции : учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. - Москва : Книголюб, 2005. - 144 с. - Текст : непосредственный.

4. Современное образование: проблемы и перспективы развития : монография / Т.А. Лавина, Т.И. Грицкевич, А.Н. Захарова [и др.]. - Чебоксары : Среда, 2019. - 72 с. - URL: https://phsreda.com/ru/article/53654/discussion_platform (дата обращения: 17.03.2022). - Текст : электронный.

5. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2006. - 151 с. - Текст : непосредственный.

6. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1969. - 149 с. : с ил. - Текст : непосредственный.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. -400 с. - URL: https://pedlib.ru/Books/3/0439/3_0439-269.shtml#book_page_top (дата обращения: 15.03.2022). - Текст : электронный.

8. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с. : ил. - Текст : посредственный.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

17

9. Чирвина, О.В. Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И. / О.В. Чирвина. - Текст : электронный // Наша сеть : образоват. соц. сеть. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/15/diagnostika-intonatsionnoy-storony-rechi-po-metodike-lazarenko (дата обращения: 15.03.2022).

10. Шик, Н.С. Диагностика состояния просодических компонентов речи у дошкольников с ФФНР и нарушениями зрения / Н.С. Шик. - Текст : электронный // Сборник диагностических методик : [web-сайт]. - URL: http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/dproch/131 (дата обращения: 17.03.2022).

REFERENCES

1. Arhipova E.F. Issledovanie prosodicheskoj storony rechi E.F. Arhipovoj [The study of the prosodic side of speech E.F. Arkhipova]. 2006. 39 p. - URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf (Accessed 15.03.2022).

2. Balabanova V.P., Serebrjakova N.V., Jakovlev S.B., et al. Diagnostika narushenij rechi u detej i organizacija logope-dicheskoj raboty v uslovijah doshkol'nogo uchrezhdenija: sb. metod. rekomendacij [Diagnosis of speech disorders in children and the organization of speech therapy work in a preschool institution]. Sankt-Peterburg: DETSTVO-PRESS, 2000. 232 p. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0427/index.shtml?from_page=49 (Accessed 17.03.2022).

3. Grigorenko N.Ju., Cybul'skij S.A. Diagnostika i korrekcija zvukoproiznositel'nyh rasstrojstv u detej s netjazhelymi anom-alijami organov artikuljacii : ucheb.-metod. posobie [Diagnosis and correction of sound-producing disorders in children with mild anomalies of the organs of articulation]. Moscow: Knigoljub, 2005. 144 p.

4. Lavina T.A., Grickevich T.I., Zaharova A.N., et al. Sovremennoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija: mono-grafija [Modern education: problems and development prospects]. Cheboksary: Sreda, 2019. 72 p. URL: https://phsreda.com/ru/article/53654/discussion_platform (Accessed 17.03.2022).

5. Lopatina L.V., Pozdnjakova L.A. Logopedicheskaja rabota po razvitiju intonacionnoj vyrazitel'nosti rechi doshkol'nikov: ucheb. posobie [Speech therapy work on the development of intonational expressiveness of speech of preschoolers]. Sankt-Peterburg: SOJuZ, 2006. 151 p.

6. Pravdina O.V. Logopedija: ucheb. posobie dlja studentov defektolog. fak. ped. in-tov [Speech therapy]. Moscow: Pros-veshhenie, 1969. 149 p.

7. Seliverstov V.I. (ed.) Ponjatijno-terminologicheskij slovar' logopeda [Conceptual and terminological dictionary of a speech therapist]. Moscow: VLADOS, 1997. 400 p. URL: https://pedlib.ru/Books/3/0439/3_0439-269.shtml#book_page_top (Accessed 15.03.2022).

8. Fomicheva M.F. Vospitanie u detej pravil'nogo zvukoproiznoshenija: praktikum po logopedii: ucheb. posobie dlja uchashhihsja ped. uchilishh po special'nosti № 03.08 «Doshk. vospitanie» [Education in children of the correct sound pronunciation]. Moscow: Prosveshhenie, 1989. 239 p.

9. Chirvina O.V. Diagnostika intonacionnoj storony rechi po metodike Lazarenko O. I. [Diagnosis of the intonational side of speech according to the method of Lazarenko O. I.]. Nasha set': obrazovat. soc. set' [Our network]. URL: https://nspor-tal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/15/diagnostika-intonatsionnoy-storony-rechi-po-metodike-lazarenko (Accessed 15.03.2022).

10. Shik N.S. Diagnostika sostojanija prosodicheskih komponentov rechi u doshkol'nikov s FFNR i narushenijami zrenija [Diagnosis of the state of prosodic components of speech in preschool children with phonetic-phonemic speech underdevelopment and visual impairments]. Sbornik diagnosticheskih metodik: [web-sajt] [Collection of diagnostic methods]. URL: http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/dproch/131 (Accessed 17.03.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

A.В. Арефьева, кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.v.arefeva@utmn.ru, ORCID: 0000-0001-5958-4459.

B.Е. Бирюкова, студентка 4 курса, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, направление подготовки: «Специальное (дефектологическое) образование», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: vb200@list.ru, ORCID: 0000-0002-4916-874X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Arefieva, Ph. D. in Biological Sciences, Associate Professor, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: avarefeva@utmn.ru, ORCID: 0000-0001-5958-4459.

V.E. Biryukova, student, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, specialty (defec-tology) education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: vb200@list.ru, ORCID: 0000-0002-4916-874X.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.