СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 376.1
Т. А. Деменина
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В статье рассматривается анализ имеющихся на сегодняшний день диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения. Выделен ряд факторов, учет которых при составлении диагностических комплексов и проведении процедуры выявления нарушений звукопроизношения, позволит технологизировать процесс диагностики рассматриваемого компонента речи, а также повысит эффективность дальнейшей коррекционной работы.
The article considers the analysis of the currently available diagnostic techniques to detect violations of pronunciation of the sounds. A number of factors are identified which consideration in the preparation of diagnostic systems and procedures to detect violations of pronunciation of sounds allows technologised diagnostic process of the component of pronunciation in question, as well as further increase the effectiveness of corrective work.
Ключевые слова: звукопроизношение, звукопроизносительная сторона речи, факторы, диагностические методики, проектирование, технология.
Key words: pronunciation of the sounds, aspect of speech of pronunciation of the sounds, factors, diagnostic techniques, design, technology.
Вопрос диагностики и коррекции звукопроизносительной стороны речи детей является наиболее разработанным в логопедической литературе. В частности, методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М.Е. Хватцева (1959), М.Ф. Фомичевой (1989), Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, 1998; Е.Ф. Архиповой (2006); О.Е. Грибовой (2005); О.Б. Иншаковой (2005); Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюко-вой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, 2001; Г.А. Волковой (1993,
© Деменина Т.А., 2014
2005); А.Г. Ипполитовой (1983); Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульского, 2005; О.Ю. Федосовой (2005), Т.А. Фотековой (2007) и др.
В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы и подходы. Подбор лексического материала имеет тонкости и детали, структура выявляемых показателей нарушений звукопроизношения варьируется от развернутой до усеченной схемы обследования. Исходя из теоретического и эмпирического анализа авторских схем, методик перечисленных авторов и технологий обследования звукопроизносительной стороны речи, мы выделили ряд факторов, учет которых необходим при составлении и использовании того или иного диагностического комплекса на практике.
Приведем перечень выделенных факторов\ с подробным их описанием, а также на их основании проведем анализ имеющихся диагностических комплексов.
1. Фактор «направленность», включает обоснование предназначенности диагностического комплекса с позиции возраста испытуемых и описания контингента, для которого создан комплекс.
В существующих диагностических методиках не указывается возраст испытуемых, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей. Что касается направленности методик на контингент испытуемых, то в большинстве из них даётся общая схема обследования звукопроизношения и приводится перечень компонентов, необходимых для выявления причин рассматриваемого нарушения у всех категорий детей. Однако имеются комплексы, направленные непосредственно на определенную категорию испытуемых, это схемы обследования, разработанные Г.А. Волковой [4] для детей с дислалией и дизартрией, логопедические карты-схемы Е.Д. Дмитровой [9] для обследования дисла-лии, дизартрии, ринолалии, схема обследования детей с открытой ри-нолалией А.Г. Ипполитовой [10]. Использование перечисленных схем удобно и возможно при условии, если была осуществлена первичная и дифференциальная диагностика выявленных нарушений, то есть данные карты позволяют провести целенаправленно углубленное обследование определенного нарушения. В случае отсутствия описанных выше условий и в связи с усложнением структуры нарушения звукопроизноси-тельной стороны речи у детей, в частности, появляется необходимость использования универсального комплекса, позволяющего определить структуру и выделить ведущее нарушение. Причем в комплексе также должны учитываться и особенности возраста детей, онтогенез становления звуков.
2. Фактор «последовательность диагностики» содержит указание наиболее эффективной и показательной иерархии обследования особенностей звукопроизношения в зависимости от уровня языка: звук, слог, слово, предложение, текст.
В работах М.Е. Хватцева [18], М.Ф. Фомичевой [16], О.Е. Грибовой [6, 7] находит реализацию принцип «от общего к частному», а именно, обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним и обследования связной речи обнаруживаются недостатки звукопроизношения. В работе М.Е. Хватцева [18] первостепенность исследования самостоятельной речи объясняется и достоверностью полученных данных. Ведь ребенок, составляя рассказ по картинке или отвечая на вопросы, не слышит нормативного произношения данной фразы, слов от педагога, и, соответственно, будет демонстрировать свою привычную речь, в отличие от сопряженного произнесения, когда, подражая взрослому, он будет произносить лексический материал правильнее. Исходя из этого, М.Е. Хватцев предлагает обследовать звукопроизношение по следующей схеме: самостоятельная речь
- слово - звук - слог - слово. М.Ф. Фомичева, О.В. Правдина приводят иную схему обследования: слово - звук - предложение - фразовая речь. Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, О.Ю. Федосова, Г.А. Волкова предлагают следующую последовательность - звук -слог - слово - фразовая речь - связная речь. Е.Ф. Архипова приводит свою схему обследования, применяемую при обследовании звукопроиз-ношения у детей со стертой дизартрией: изолированное произнесение -в слогах разной структуры - в словах, где звук занимает разные позиции
- в словах разной слоговой структуры - в предложении.
Таким образом, исходя из анализа представленных схем, мы можем сделать вывод о необходимости реализации определенной последовательности изучения нарушений звукопроизношения, а именно: связная самостоятельная речь - изолированное произнесение (звук) - слово -предложение - слог. Данная схема позволит получить достоверные данные, а также спланировать дальнейшую коррекционную работу.
3. Фактор «подбор лексического материала», включает в себя отбор различного лексического материала, отвечающего следующим условиям: учет возраста испытуемых; доступность понимания и учет частоты употребления лексических единиц - предлагаемые слова, должны быть понятными, знакомыми и общеупотребительными; подбор лексического материала с учетом: позиции звука в слове - диагностический материал должен содержать слова, в которых исследуемый звук находится в таких позициях как начало слова, середина, конец, стечение согласных. Однако звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются; содержания оппозиционных звуков в слове - то есть, в словах могут быть противопоставленные друг другу звуки по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной характеристике; содержания в слове лишь одного трудного звука, чаще всего подверженного нарушениям, таковыми являются звуки из группы свистящих или шипящих или соноров; содержания слов различного слогового состава и звуконаполняемости.
Перечисленным требованиям полностью соответствует набор слов, представленный в наглядно-дидактическом пособии В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс- обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» [12] и в пособии Г.А. Волковой [5], в котором весь лексический материал подобран автором еще и с учетом онтогенетического принципа формирования звуков, а именно, в речевом материале (слоги, слова, предложения, стихотворные тексты) имеются звуки раннего и «данного онтогенеза» [5] и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. В связи с этим пособие Г.А. Волковой может быть использовано для обследования детей всех возрастов и является достоверным в получении результатов.
В пособиях других авторов имеется подборка диагностического материала, требующего дополнительной переработки.
4. Фактор «исследование различных видов речи», который предусматривает наличие в диагностическом комплексе такой подборки заданий, которая бы включала их проработку в различных видах речи, а именно в сопряженной (проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом), отраженной (повторение вслед за логопедом слов (фраз), самостоятельной и спонтанной видах речи.
Данному требованию уделяют внимание большинство авторов рассматриваемых методик [1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 16, 18], так как в зависимости от исследуемого вида речи может меняться качество произносимого испытуемым звука, что является важным диагностическим показателем для построения дальнейшей коррекционной работы. Подборка наглядно-дидактического материала позволяет реализовать данное требование во всех диагностических комплексах. Что касается последовательности изучения различных видов речи, то вначале рекомендуется проводить обследование самостоятельной и спонтанной речи, после -отраженной и сопряженной, что будет способствовать достоверности полученных результатов.
5. Фактор «(наличие наглядного дидактического материала», включает подборку диагностического материала, подобранного в соответствии со схемой обследования, предъявляемыми требованиями к лексике, возрастом испытуемых, деятельностным подходом (подбор игровых заданий, что будет поддерживать интерес испытуемого в ходе диагностики, а также позволит избежать утомления и получить достоверные данные). Предъявляемая испытуемым наглядность должна быть реалистичной, понятной, доступной, красочной, эстетически оформленной и соответствовать восприятию детей различных возрастов. Помимо этого, пособие должно быть удобно в использовании.
На сегодняшний день имеется большое количество наглядно-дидактических пособий, непосредственно направленных на изучение звукопроизношения у детей. Однако основой всех последующих диагностических комплексов явилась схема обследования и подобранный в
соответствии с ней наглядный материал М.Е. Хватцева [18]. В своей работе автор дает следующие рекомендации к подборке и размещению наглядного материала в альбоме: а именно, рисунки должны помещаться на одной стороне листа и по одному на странице во избежание рассеивания внимания. Рядом с крупным рисунком должна находиться картинка, изображающая данный предмет в жизненной ситуации. Такая картинка облегчает лучшее узнавание предмета и может быть использована для связной речи, для ответов на вопросы, как при исследовании, так и в последующих логопедических занятиях. Все подобранные автором изображения отличаются художественным выполнением и вполне известны детям. Также М.Е. Хватцев предлагает различные формы (разнообразные дидактические игры) и ситуации (в положении сидя, стоя, привлекать дополнительные предметы, игрушки) использования наглядного материала во избежание утомления испытуемых и повышения их интереса к диагностике. Количество наглядного материала автор рекомендует использовать ограниченное, включая его в различные игры и ситуации. То есть, подбор и реализация диагностического инструментария должна осуществляться с учетом комплексного подхода (многофункциональное использование наглядного материала) с целью получения необходимой информации об испытуемом.
Таким образом, с позиции практико-ориентированной направленности методических пособий, они должны включать: доступный детскому восприятию наглядный материал, содержащий яркие, понятные сюжеты, образы в соответствии с обозначенным возрастом испытуемых; четкие рекомендации по использованию предлагаемого наглядного материала; материал, подобранный с учетом комплексного подхода и направленный на решение нескольких диагностических задач; оптимальное количество наглядности; ранжирование предлагаемого материала по уровню сложности.
Среди современных наглядно-дидактических пособий, цель которых - изучение звукопроизношения у детей, наиболее известными являются следующие: В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (2000) [12], О.Е.Грибова «Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1, 2» (2001) [2,3], Т.Н.Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования» (2004), О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» (2005) [10], Г.А.Волкова «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника» (2006) [5], И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» (2006) [15]. Однако, чтобы провести качественную диагностику, специалисту необходимо самостоятельно отобрать нужный ему диагностический инструментарий из разнообразия имеющегося, исходя из выделенных факторов. Соответственно, качество полученных результатов в ходе проведенной диа-
гностики будет зависеть от профессиональной компетенции учителя-логопеда.
6. Фактор «учет диагностических принципов и подходов», с целью получения информативных и объективных результатов в ходе диагностики предполагает соблюдение ряда специальных условий. Диагностика должна строиться с опорой на ряд принципов:
комплексный подход - выявление причин и механизмов возникновения нарушения, с учетом данных наблюдения речевого окружения ребенка и специалистов других областей (врач, педагог-дефектолог, психолог), подбор комплексного инструментария, нацеленного на решение максимального количества диагностических задач;
системный подход - позволяет проанализировать выявленные данные, установить взаимосвязь между ними, составить их иерархию, с определением ведущего нарушения, на основании чего будет в дальнейшем построена коррекционная работа;
деятельностный подход - в процессе диагностики необходимо включить испытуемого в активную деятельность, являющуюся ведущей для его возраста, тем самым смоделировав различные ситуации речевого общения, этому подходу должен соответствовать и диагностический инструментарий. То есть, испытуемому должны быть предложены соответствующие его возрасту, интересам формы подачи материала;
единство диагностики и коррекции - задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов формирования выявленных нарушений и оценки потенциальных возможностей испытуемого.
Задания должны подбираться с учетом возраста испытуемого. Содержание заданий не должно вызывать у испытуемого негативных реакций, а напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты.
Необходимо дозировать нагрузку (количество методик, время обследования) на испытуемого с учетом его индивидуальных возможностей.
Анализ полученных результатов должен быть качественным, отражать особенности сформированности звукопроизносительной стороны речи у испытуемого.
Для оптимизации процедуры обследования должен быть продуман порядок предъявления диагностических заданий. Выстраивая диагностику от простого к сложному, от общего к частному, специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка. Затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются дальнейшему анализу [6, 21 - 22].
Большинство приведенных требований и условий реализуется на практике, однако не все диагностические комплексы построены на их основе. Среди рассматриваемых методик, как наиболее проработанные
с позиции обозначенных требований, можно выделить методики М.Е. Хватцева, О.Е. Грибовой, Г.А. Волковой.
7. Фактор «изучение механизмов нарушения» включает выявление причин, вызвавших нарушения звукопроизношения.
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс ре-чедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся особенности речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Таким образом, диагностический комплекс должен включать не только схему обследования непосредственно особенностей звукопроизношения, а также выявление специфики всех выделенных компонентов. Помимо этого, необходимо с целью выявления механизмов нарушений звукопроизношения проводить обследование состояния артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематических процессов (исследование фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа, синтеза, представлений), исследование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Данный фактор реализован во всех рассматриваемых методиках. Лишь количество выделяемых компонентов для обследования различно. В основном приводится следующий перечень, необходимый при диагностике звукопроизношения и звукопроизносительной стороны речи в целом: строение артикуляционного аппарата, особенности мимической мускулатуры, дыхания, просодической стороны речи, фонематических процессов (фонематический слух, представления, анализ, синтез). М.Ф. Фомичева также предлагает обследовать у детей с нарушениями звукопроизношения, имеющих недостаточную сформированность артикуляционной моторики, особенности мелкой моторики рук. Г.А. Волкова [4, с.7-34] в представленных схемах обследования для детей с дислали-ей, дизартрией указывает на необходимость обследования у них особенностей словарного запаса, грамматического строя речи. Полученные результаты необходимы специалисту для планирования дальнейшей коррекционной работы. Причем, учитывая все, выше приведенные, факторы, диагностику лексико-грамматического строя речи мы можем осуществить в процессе диагностики звукопроизношения, реализуя комплексный подход.
8. Фактор «наличие инструкции к заданиям» предполагает разработку инструкций к предлагаемому испытуемым диагностическому материалу.
Что касается данного фактора, то его учет осуществляется в методике Г.А. Волковой, а также в схеме обследования детей со стертой формой дизартрии, составленной Е.Ф. Архиповой. Авторами приводится подробное пошаговое описание проведения диагностики, к заданиям предлагается инструкция. Учет данного фактора при составлении диагностического комплекса также позволяет технологизировать рассматриваемый процесс, а также повысить эффективность диагностики.
9. Фактор «оценка, анализ результатов» включает разбор полученных результатов с позиции качественно-количественного подхода, определение причин нарушений, составление структуры нарушения. Помимо этого, данный фактор предполагает приложение к методике обследования стандартизированного протокола исследования, позволяющего провести качественную оценку выявленных нарушений и эффективно в дальнейшем спланировать коррекционную работу.
Проанализировав приведенные выше методики, можно сделать следующие выводы: в представленных методиках определены качественные показатели, но нет их детального описания; качественно-количественная оценка результатов обследования звукопроизношения приведена в схеме обследования детей со стертой дизартрией в работе Е.Ф. Архиповой, а также имеется в тестовой методике Т.А. Фотековой; во многих методиках отсутствует протокол обследования; в имеющихся методиках, не стоит задача составления структуры нарушенного развития, на основании чего возможно составление рекомендаций и программы коррекции выявленных нарушений.
Проведенный анализ диагностических методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.
Так, теоретический и эмпирический анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения позволил выделить факторы, которые имеют большое значение для проектирования диагностического инструментария, разработки алгоритма обследования, проведения процедуры обследования, а также анализа полученных данных и разработки дальнейшей коррекционной работы. Совокупность описанных факторов позволит спроектировать оптимальную модель технологии обследования звукопроизношения и звукопроизноси-тельной стороны речи в целом, что значительно повысит эффективность диагностической и коррекционной работы по данному направлению.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М., АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 319 с.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1. - М., АРКТИ, 2000 - 46 с.
3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 2. - М., АРКТИ, 2000.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144с.
5. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 144с.
6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: ме-тод.пособие / О.Е.Грибова. - М., Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
7. Грибова О.Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования // Дефектология. - 2004. - №2. - с. 14-20.
8. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизноси-тельных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. - М., Книголюб, 2005. - 144 с.
9. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств -М., АСТ., 2008. - 143 с.
10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 279 с.
11. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: учеб. пособие для студентов дефек-тол. фак. пед. ин-тов / под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизно-шения у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Гном-Пресс, 2000.
13. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М., АРКТИ, 2005. - 240 с.
14. Правдина О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд.2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
15. Смирнова И.А.Логопедический альбом для обследования звукопроизноше-ния - СПб., Детство-Пресс, 2006. - 64 с.
16. Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста. - Самара, 2005.
17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. - М., Просвещение, 1989. - 237 с.
18. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ - М.: Гос. учеб.-педагогическое изд. Министерства Просвещения РСФСР, 1959. - 476 с.