Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ СТРАНАМИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ОБЗОР МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ СТРАНАМИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / МСБ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / РОССИЯ / КИТАЙ / США / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕВРОСОЮЗ / ФРАНЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / ШВЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулыгина К.В.

В работе описаны последствия пандемии COVID-19 на экономику стран, а именно сектор малого и среднего бизнеса. Автор рассматривает основные тенденции мер экономической поддержки бизнеса, оказываемых государствами в мировом масштабе на примере стран Евразии и Америки. Представлены авторские выводы о развитии малого и среднего бизнеса, а именно о восстановлении уровня сектора малых и средних предприятий в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF MEASURES TAKEN BY COUNTRIES TO SUPPORT THE ECONOMY DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The article describes the consequences of the COVID-19 pandemic on the economies of countries, namely the small and medium-sized business sector. The author examines the main trends of governmental economic support measures for business on a global scale using the examples of the countries of Eurasia and America. Conclusions about the future of small and medium - sized businesses , namely , the restoration of the level of the sector of small and medium - sized enterprises in the global economy are presented.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ СТРАНАМИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

необходимостью формирования эффективного механизма управления процессами обеспечения экономической безопасности. При разработке такого механизма наиболее целесообразно соблюдать подход, ориентированный на повышение конкурентоспособности региональной экономики и ее адаптацию в соответствии с современными экономическими условиями и механизмами регулирования.

Список использованной литературы: 1. Петрова И.В. Значение экономического порядка для обеспечения социально-экономической безопасности / И.В. Петрова // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: материалы V Международ. науч.-практ. конф. (Донецк, 3-4 июня 2021г.). Секция 2: Повышение качества управления социально-экономическим развитием региона / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». - Донецк: ДонАУиГС, 2021.

© Петрова И.В., 2021

УДК 324

Шулыгина К.В.,

студентка Факультета Экономики и Бизнеса Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации г. Москва,РФ

ОБЗОР МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ СТРАНАМИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА1

Аннотация

В рaботе описaны последствия тндемии COVID-19 та экономику стрaн, а именно сектор мaлого и среднего бизнесa. Aвтор рaссмaтривaет основные тенденции мер экономической поддержки бизнесa, окaзывaемых госудaрствами в мировом мaсштабе на примере стран Евразии и Aмерики. Представлены авторские выводы о развитии малого и среднего бизнесa, а именно о восстaновлении уровня сектора малых и средних предприятий в мировой экономике.

Ключевые слова:

COVID-19; коротавирус; тандемия; МСБ; экономические меры поддержки; Россия; Китай; США;

Bеликобритaния; Eвросоюз; Франция; Германия; Швеция.

Shulygina K.V,

student of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow,RU

OVERVIEW OF MEASURES TAKEN BY COUNTRIES TO SUPPORT THE ECONOMY DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Abstract

The article describes the consequences of the COVID-19 pandemic on the economies of countries, namely the small and medium-sized business sector. The author examines the main trends of governmental economic support measures for business on a global scale using the examples of the countries of Eurasia and America. Conclusions about the future of small and medium - sized businesses , namely , the restoration of the level of the

1 Научный консультант - к.соц.н., доцент, Доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Марина Евгеньевна Родионова

sector of small and medium - sized enterprises in the global economy are presented.

Keywords:

COVID-19; coronavirus; pandemic; SME; economic support measures; Russia; China; USA; UK;

European Union; France; Germany; Sweden.

По оценим специaлистов Bloomberg, глобaльные экономические потери от тндемии коротвируса в 2020 г. составили около 5 трлн долл. Мир погрузился в самый глубокий кризис со времен Великой депрессии, и, по прогнозaм, к докризисным покaзaтелям страны смогут вернуться не раньше 2022 г. [3,11].

За прошедший год прaвительства по всему миру осуществили различные меры поддержки мaлому и среднему бизнесу ^СБ или MСП-мaлым и средним предприятиям), чтобы помочь им пережить рaзрушительные экономические последствия тндемии COVID-19. ^которые из тиболее рaспространенных мер, принятых для смягчения этих последствий, включaли отсрочки по налогу на прибыль и корпоративному налогу, субсидии на заработную плату и прямое кредитование MСБ. Спустя полтора года после нaчaла тндемии MСБ все еще тходится в отсном положении, особенно молодые фирмы и начинающие предприятия, сaмозaнятые, а также предприятия под руководством женщин или притдлежащие меньшинстгам.

Рaссмотрим меры, отзываемые госудaрствами по поддержке МСБ во всем мире с феврaля 2020г. по феврaль 2021г. Одним из глaвных нaпрaвлений являются меры по отсрочке, а именно подоходный/корпорaтивный нaлог (91% государств прaктиковали и прaктикуют подобную меру), аренда/коммунальные услуги (65%), морaторий на задолженность (62%), нaлог на добaвленную стоимость (48%), социaльное обеспечение и пенсионные взносы (43%). Еще одним направлением является структурная политика, включaющая в себя цифровизaцию (60%), инновaции (55%), подготовку тадров и передислогацию (48%), доступ к новым рынтам (45%), политику, посвященную стaртaпaм (40%), меры по обеспечению устойчивости (27%). Использование фитнсовых инструментов, как направление по поддержке МСБ окaзaлось сaмым востребованным и используемым стратами. Использовались такие инструменты как прямое кредитование МСБ (86%), гaрaнтии по кредитам (84%), грянты и субсидии (67%), долевые инструменты (36%). Не менее вaжным является управление схем, связанных с трудом, a именно субсидии на зaработную плaту (93%), меры для сaмозанятых (60%), {чaстичное} сокрaщение штaтов (47%)2.

Кaк уже было отмечено, одт из сaмых пострадавших от пандемии отраслей - малый и средний бизнес ^СБ), на котором в зтчительной степени держится экономии многих стран. В тучной литерaтуре под MСБ понимаются бизнес-структуры с численностью персонaлa менее 250 человек. Лишь небольшое число тaких фирм сможет протянуть без зарaботка/с огрaниченным зaрaботком до концa ограничительных мер ввиду эпидемиологической обстaновки, к тому же нельзя raasara, сколько времени потребуется m восстановление после их отмены и до возвращения экономики в нормaльное русло.

Вaжно отметить, что до сих пор как основной am^^ro^^rn ткет для поддержки МСБ в рaзных стрaнах рaссматривaется включающий такие меры как нaлоговые кaникулы, морaторий нa проведение проверок бизнесa, снижение стрaховых взносов, кредитные ганикулы, морaторий нa заявления о бaнкротстве, госудaрственное финансирование и другое. По результатам исследований, на настоящий момент действующaя OTCT^a государственной поддержки обеспечивает медленное, но стабильное жизнеобеспечение MСБ.

Рaссмотрим нa примерах отдельных стрaн принятые госудaрствами меры по поддержке MСБ (дaнные m 2020г-2021г).

Россия. MСБ являются одним из ключевых фaкторов социально-экономического развития стрaны и ее регионов, так как они обеспечивают формирование и появление новых рaбочих мест. Следовательно,

2 Source: OECD (2021), One year of SME and entrepreneurship policy responses to COVID-19: Lessons learned to "build back better". © OECD

именно они служат гарантией доходов и платежеспособности таселения. Исследованиями была выявлена прямая положительная взаимосвязь между эффективностью сектора малого и среднего бизнеса и уровнем благосостояния людей, темпами развития национальной экономики. В рaзвитых стрaнах доля MCБ составляет 50-60 % от ВВП. В России же в 2020 году при распространении коронaвирусa она оценивалась в 19,8% против 20,8% в 2019 году.3

C февраля 2020 годa на российскую экономику оказали влияние такие значительные негативные фaкторы гак быстрое распространение пандемии СОУГО-19 и ее разрушительное влияние на мировую экономику. Из-за введенных ограничений на фоне распространения коротавирусной инфекции спрос на товары и услуги на рынке нaчaл пaдaть. В апреле 2020 годa индекс деловой aктивности MCБ снизился до самых низких значений с 2014 годa. [17]

B силу специфики своей деятельности мaлый и средний бизнес особенно уязвим к негативному воздействию пандемии СОУГО-19 на экономические отношения. Приоритетом корпоративного управления МСБ на данный момент является выживание и сохрaнение бизнесa, так как обеспечение устойчивости перестало быть теоретической задачей и резко стало глaвенствующей функцией для владельцев бизнесa, естественные условия ведения которого были нарушены рaспространением тндемии. [1]

^иболее востребовaнными мерами поддержки MCБ были и остаются отсрочка уплaты талогов, за исключением НДС, отсрочга по кредиту и отпуск по страховым взносaм та пол года. Государственная поддержка сыграла большую роль в восстановлении MCБ. Так, государством были предложены и рaзрaботаны шкеты мер поддержки, основной упор в одном из которых был именно на поддержку МСБ. Государственная поддержка в 2020 году включaла бюджетные выплаты и субсидии, льготы, отсрочки обязательных пгатежей и нaлоговые льготы. Прaвительство тaкже согласилось помочь MCБ, внеся свой вкгад в выплату зaрaботной плaты: компаниям обещали предоставить средства в рaзмере одной минимальной зaрaботной плaты та каждого рaботникa. Чтобы иметь право ш получение подобной поддержки, работодателю было необходимо сохрaнять не менее 90% рaбочих мест по срaвнению с их числом до нaчалa тндемии. Для выдачи беспроцентных кредитов малому и среднему бизнесу бaнки дополнительно получили 3,5 млрд рублей государственных субсидий. По дaнным Минэкономрaзвития, общaя суммa выдaнных кредитов та выплату зарплaт должнa была состaвить 305 млрд рублей. Реaлизация системы aнтикризисной государственной поддержки быстро возымела результаты. Уже в мaе 2020 годa оборот бизнесa вырос на 17% по сравнению с первоначальным периодом самоизоляции и ограничительных мер и почти приблизился к зтачениям феврaля 2020 год^ но снизился на 18% в годовом сравнении.

Чтобы помочь предпринимателям в период продолжающейся тандемии, та территории России сейчaс действует список субсидий для предприятий, тапример, субсидия та продвижение товaров через мaркетплейсы, субсидия для предприятий гостиничной сферы, субсидия для фрaнчайзи, субсидия та организации в сфере спортa, культуры, досуга, обрaзования, субсидия та инжиниринг, субсидии та обучение персоналa и участие в выставках и многие другие. Тaкже осуществляется помощь с оплaтой aренды и выкупом недвижимости у города, помощь инновационным компаниям и поддержка экспортёров. В ноябре 2021г. также планируется осуществить число мер в поддержку МСБ. ^бинет министров таправит 38,5млдр руб. та грaнты для мaлого и среднего бизнес. Прaвительство тaкже подготовило проект о выплaтах мaлому и среднему бизнесу, пострaдавшим от пaндемии коронавирусa. Малый бизнес, таким образом, получит грaнт в размере одного минимального размерa оплаты трудa (МРОТ) нa каждого работник. Такaя мерa позволит чaстично покрыть пострадавшим предприятиям чaсть выручки и поддержать около 3 млн рaботников.[16]

Китай. Кш^й - первая страта, пострадавшая от пандемии и первaя, вышедшая из ее острой фaзы. Власти Китая должны были первыми приступить к спасению своей экономики, не имея в качестве примерa опытa других стран, тaк кaк ситуaция былa беспрецедентнaя. В начaле феврaля были предприняты меры по поддержке финансовых рынков и экономики КНР в целом. Размер секторa малых

3 https://www.rbc.ru/economics/28/06/2021/60d8cf9a9a7947507c663183

и средних предприятий Китая достаточно велик. Это подтверждает значение тaкого показателя, так доля малых и средних предприятий в ВВП стрaны, которaя в 2019 году составлялa 85,4% [9]. В начале февраля 2020г. Народный банк Китая предоставил дополнительные средства финансовым рынкам в размере 1,2 трлн юаней (более $170 млрд). Дополнительно для поддержки малых предприятий НБК снизил процентные ставки на 0,05-0,10% по кредитам, что являлось серьезным снижением для Китая. К середине марта органами власти КНР было аккумулировано более 79 млрд долларов для поддержания производства и экономики. Логистические и курьерские компании, доставляющие гражданам жизненно необходимых товары, освобождались от НДС. Под снижение налогов так же попали гостиницы, рестораны, транспортные и туристические компании, которые несли значительные убытки от снижения спроса из-за пандемии.

США. США - страна с крупнейшей экономикой на планете, доминирующей на финансовых рынках. Вклад малого и среднего бизнеса в США составляет порядка 48% [9].

Несмотря на то, что эпидемия коронавируса в начале 2020г. в Соединенных Штатах находилась в острой фазе, руководство страны традиционно пыталось минимизировать административные ограничения для бизнеса на федеральном уровне, оставляя решения о карантине и аналогичных ограничениях на уровне штатов и муниципалитетов. Суммарный объем вливаний в экономику США для компенсации ущерба от коронавируса составил астрономическую сумму около $6 трлн. 18 марта 2020г. в то время занимающий должность президента США Дональд Трамп подписал закон о предоставлении помощи пострадавшим от пандемии на сумму $100 млрд. Закон обязал компании ввести оплачиваемый отпуск для работников на случай чрезвычайных обстоятельств, и ввел бесплатное тестирование на вирус. Закон также включал положение о том, что компании менее чем с 500 сотрудниками должны оплачивать до двух недель отпуска по болезни из-за коронавируса. Сотрудникам компаний было разрешено взять отпуск с выплатой двух третей зарплаты на 10 недель. Возмещать эти расходы обязаны были страховые компании. В конце марта 2020г. Конгресс одобрил пакет стимулирующих экономику мер в размере $2 трлн. На поддержку малого бизнеса в виде мер по налоговым каникулам до 3-х месяцев было выделено $350 млрд. В США начали действовать так называемые «коронавирусные» кредиты для малого бизнеса, выдаваемые по самым низким ставкам (3,75%) на срок до 30 лет.

Великобритания. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику Великобритании составляет порядка 47%. Четыре пакета мер, представленные государством, которые должны были помочь компаниям и работникам пережить кризис, оценивались в 60 млрд фунтов ($75 млрд). Были введены госгарантии по кредитам на 330 млрд фунтов, что эквивалентно 15% ВВП (2020г.). Работодатель мог подать заявку на правительственный грант, который должен был покрыть 80% зарплаты временно оставшихся без работы сотрудников - до 2500 фунтов в месяц. Эти выплаты начались только ближе к концу апреля 2020г., а запуск аналогичной программы по выплатам самозанятым был осуществлен в начале июня. МСБ также могли участвовать в госпрограмме кредитования компаний, деятельность которых была вынужденно приостановлена. К началу апреля 2020г. министерство финансов получило 130000 заявок, но одобрило лишь 983. Проблема возникла с тем, что некоторые банки требовали от предпринимателей предоставить личные гарантии или обеспечение. Кредит выдавался на сумму от 25 000 до 5 млн фунтов, государство гарантировало банку возврат 80%, если заемщик не сможет расплатиться. Но «кредиторы могли потребовать обеспечение», что они, собственно, и сделали. Действия банков вызвали критику как бизнеса, так и правительства, которое даже не предполагало, что банки смогут потребовать обеспечение по госкредитам. По данным на начало 2021г, к допандемийному уровню экономики Великобритания сможет вернуться только к концу 2022 года.

Евросоюз. Евросоюз - третий экономический центр мира, центральное звено большого числа технологических цепочек. С начала пандемии Европа была и остается эпицентром по распространению вируса СОУГО-19. В силу карантинных ограничений единая экономика была под угрозой распада, а значительная ее часть и вовсе приостановила свою деятельность до лучших времен. [7,10] 18 марта 2020г. Совет Евросоюза принял решение о выделении €37 млрд в рамках защиты экономик союза от влияния

пандемии. 26 MapTa это решение одобрил Eвропaрлaмент. Ha компенсацию убытков предприятиям и компаниям было выделено €8 млрд. B конце марта Совет EC по экономике и финансам утвердил предложение Eвpокомиссии о приостановке действия Пакта стaбильности и pостa для поддержки экономики в ответ на пандемию. Это решение отменило лимит бюджетного дефицита в 3% от BBn для пpaвительств стpaн Eвpозоны, снимaя огpaничения нa объем кредитов для предоставления помощи бизнесу.[12] Правительства стран EC отреагировали количественным смягчением кредитно-денежной' политики: предоставлением крупных бюджетных субсидий наиболее пострадавшим отраслям малого и среднего бизнеса; отсрочкой' уплаты долгов по кредитам, налогам, сборам; выплатами вынужденно неработающим во время карантина и переведенным на сокращённый' рабочий' день. [5]

Одно из направлений тандема Франции и Германии посвящено Фонду восстановления или Recovery Fund. Он должен был обеспечить солидарность и экономический рост на основе инвестиций, предназначенных для ликвидации «вызовов пандемии и её последствий». B соответствии с этим соглашением Еврокомиссия получила право заимствовать 500 млрд евро на финансовых рынках, возвращать которые страны должны будут в течение последующих лет пропорционально доле их текущего взноса в бюджет Европейского союза. [8] Отсутствие работающего механизма экономической поддержки вынудило Берлин и Париж совместно разработать проект, предусматривавший' создание Фонда помощи экономике членов EC. Европейская Комиссия отдельно выделила средства для финансовой' поддержки наиболее пострадавших МСБ стран - членов ЕС и предоставила 1 млрд евро бюджетных гарантий Европейскому инвестиционному фонду (Еигореап Investment Fund) через Европейский фонд стратегических инвестиций( Еигореап Fund for Strategie Investments). [11].

Германия. ФРГ является экономическим центром Евросоюза. Доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП Германии составляет 46,7%. В связи с пандемией в Германии был приостановлен целый ряд производств, многие сотрудники были переведены на сокращённую рабочую неделю или в удаленный режим. Предпринимаемые правительством жёсткие ограничительные меры особенно больно ударили по малым и средним предприятиям, представляющим в Германии основную массу работодателей. B связи с этим в первые же месяцы пандемии в центре предпринимаемых федеральным правительством мер помощи бизнесу оказалось обеспечение финансовой' поддержки владельцев микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. 25 марта 2020г. правительство ФРГ приняло решение о помощи частным предпринимателям и компаниям, а также различным группам населения, которые пострадали от пандемии. МСБ и частные предпринимателям было выделено €50 млрд, из которых они могли получить прямые субсидии размером до €15 тыс. Для предприятий малого и среднего бизнеса была запущена специальная кредитная программа со 100%-ми госгарантиями. В рамках этой программы компании, насчитывающие от 11 до 50 сотрудников, могли получать гарантированные государством займы на 10 лет под 3% годовых до 500 тыс. евро, а компании, в которых заняты до 250 человек - до 800 тыс. евро. [15] Еще одной мерой стал запрет арендодателям разрывать договоры со съемщиками, которые в связи с финансовыми трудностями из-за ситуации в рамках пандемии были не в состоянии заплатить арендную плату. Должен был облегчить ситуацию для предприятий закон о введении оплаты неполного рабочего дня, позволяющий предприятиям использовать эту модель оплаты при отсутствии на рабочем месте 10% персонала. Компаниям обещали возместить их взносы в фонды социального обеспечения. Сумма средств из бюджета, направленная в 2020 г. на поддержку предпринимательства в Германии, составила 346 млрд евро (10,1% ВВП), величина отсрочки по уплате налогов и других платежей - 500 млрд евро (14,6% ВВП), средства на покрытие ликвидности, включая правительственные гарантии - 932 млрд евро (27,2% ВВП)4 . [6]

Франция. Во Франции количество МСП в начале 2020 года составило 3,13 миллионов единиц или 99,9% от общего числа зарегистрированных предприятий. На долю малого и среднего бизнеса пришлось

4 Источники: Всемирный банк

64,1% общей занятости. Париж забюджетировал более 45 млрд евро на помощь бизнесу, как малому, так и крупному, и пообещал госгарантии по кредитам на 300 млрд евро. По данным министерства финансов на 2 апреля 2020г., более 40 000 компаний попросили кредиты на 7 млрд евро, или по 130 000 на фирму в среднем. Правительство также пообещало оплачивать работникам 84% их зарплат, если их не уволит работодатель. По данным на начало апреля, около 400 000 компаний обратились за помощью для 4 млн сотрудников, что составляло на тот момент 20% рабочей силы, занятой в частном секторе. Была отложена выплата налогов и соцвзносов для всех компаний, а для малых предприятий - и коммунальных платежей. Правительством также был создан «фонд солидарности», в который частные компании могли вносить средства, чтобы помочь самозанятым и владельцам малого бизнеса.

Швеция. Примером страны, которая выбрала отличную от других государств ЕС и мира стратегию преодоления негативных последствий коронавирусной инфекции, служит Швеция, отказавшаяся от введения строгих ограничений. Представители правительства отмечали, что жесткий карантин служит «грубым инструментом», который серьезно бьет по доходам граждан и МСП, доля занятых в которых составляет в Швеции 56,5% [3]. По оценкам зарубежных экспертов, снижение ВВП Швеции с апреля по июнь 2020 г. составило 8,6%, в то время как экономический' спад в других странах ЕС в среднем за этот период составил 11,9% [12, стр.83]. С начала пандемии Швеция в значительной степени полагалась на принципы добровольного социального дистанцирования, а предприятия продолжали функционировать. Шведское правительство надеялось, что отказ от локдауна поможет сократить потери рабочих мест и смягчит последствия пандемии для бизнеса. Однако экономика Швеции слишком зависима от экспорта, который значительно снизился в условиях распространения коронавирусной инфекции. Сокращение спроса в мировом масштабе не могло не сказаться на социально-экономическом положении страны. Еще в начале пандемии и введения во всем мире ограничительных мер по распространению вируса, 16-го марта 2020г. правительство Швеции анонсировало меры поддержки, стоимость которых оценивалась более чем в $31 млрд. Данные меры включали в себя компенсацию Центральным правительством расходов регионов и муниципалитетов ,которые были связаны с мерами по борьбе с коронавирусом; оплату больничных сотрудников компаний и самозанятых из средств государственного бюджета; предоставление компаниям отсрочки по налогам на труд и НДС сроком до 3 месяцев. Также при принятии решения о сокращении рабочего времени сотрудника правительство взяло на себя финансирование части недополученной сотрудником зарплаты. [13]

Италия. На момент начала 2020 года Италия являлась наиболее пострадавшей от коронавируса страной Евросоюза. Малые и средние предприятия составляют до 95%, имеющихся в Италии предприятий. Кроме того, в сфере МСБ занято до 80% экономически активного населения страны. 8 марта 2020г. власти Италии заявили, что для любой компании, выручка которой сократилась более чем на 25% из-за эпидемии коронавируса, они готовы предоставить налоговый кредит. При этом ранее уже вводилось продление сроков сдачи налоговых деклараций, что равносильно отсрочке уплаты налогов для компаний и граждан, проживающих в областях, наиболее сильно пострадавших от эпидемии. 11 марта того же года Правительство Италии приняло решение о выделении €25 млрд на поддержку семей и компаний в условиях коронавируса. Для итальянского бизнеса это означало увеличение гарантийного фонда кредитования.

Предлагаю рассмотреть «Рейтинг стран по легкости ведения бизнеса» с уже упомянутыми нами странами и странами Азии, занимающими верхние строчки рейтинга. [14]

Таблица содержит сводный рейтинг стран мира по показателю благоприятности ведения бизнеса, а также данные по десяти индикаторам регулирования предпринимательской деятельности, и в ней рассмотрены 2019-2020гг, как переломный момент в ведении бизнеса из-за начавшейся пандемии. Индикаторами являются следующие критерии: регистрация предприятий(1), получение разрешений на строительство(2), подключение к системе электроснабжения(З), регистрация собственности(4), кредитование(5), защита инвесторов(б), налогообложение^), международная торговля (8), обеспечение исполнения контрактов(9), ликвидация предприятий(10).

Страна №1 №2 №3 Ol Z №5 №6 Ol №8 №9 №10

1 .Новая Зеландия 1 6 45 1 1 2 10 60 21 31

2.Сингапур 3 8 16 21 32 7 8 45 1 27

8.США 53 26 54 38 3 50 37 36 16 3

Э.Великобритания 19 17 7 42 32 15 23 30 32 14

12.Швеция 18 25 9 10 85 33 27 18 38 17

24.Германия 114 24 5 78 44 72 43 40 26 4

31.Россия 32 48 12 12 22 57 53 99 18 55

32.Франция 30 19 14 96 99 38 55 1 12 28

Дб.Китай 28 121 14 27 73 64 114 65 6 61

51.Италия 67 104 37 23 112 72 118 1 111 22

Рисунок 1 - Рейтинг стран по легкости ведения бизнеса за 2019 г.

Страна №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10

1.Новая Зеландия 1 7 48 2 1 3 9 63 23 36

2.Сингапур 4 5 19 21 37 3 7 47 1 27

б.США 55 24 64 39 4 36 25 39 17 2

8.Великобритания 18 23 8 41 37 7 27 33 34 14

Ю.Швеция 39 31 10 9 80 28 31 18 39 17

22.Германия 125 30 5 76 48 61 46 42 13 4

28.Россия 40 26 7 12 25 72 58 99 21 57

31.Китай 27 33 12 28 80 28 105 56 5 51

32.Франция 37 52 17 99 104 45 61 1 16 26

58.Италия 98 97 38 26 119 51 128 1 122 21

Рисунок 2 - Рейтинг стран по легкости ведения бизнеса за 2020 г.5

Мы можем видеть, что большинство показателей упали, несмотря на попытки стран удержать свой пре-ковидный уровень экономики. Также, страны, применяющие большее количество мер поддержки сектору малого и среднего бизнеса за пандемийный год поднялись в рейтинге по числу показателей (США,Германия,Швеция,Россия).

B целом мы выделяем 3 основных направления поддержки малого и среднего бизнесa, оказываемые государствами во время пандемии коронавируса: прямую в виде субсидий или других инструментов непосредственного финансирования организаций, налоговую в виде отсрочки выплат или уменьшение рaзмера облагаемого налога и кредитную в виде уменьшения процента по кредитам или отсрочки их уплаты. В нынешних условиях продолжительность распространения пандемии и строгие ограничительные меры окaзывают решающее влияние та деятельность MCБ в России и во всем мире. Объективная оценга мер, направленных та поддержку деятельности МСБ в условиях рынка, создает базу для обеспечения сбалансированной жизни и развития предприятий. Это, в свою очередь, будет иметь решающее значение для восстановления экономического ростa после кризиса. [2,4]

Подводя итоги, мы можем сделaть следующие выводы по роли, восстановлению и дальнейшему рaзвитию малого и среднего бизнесa в будущем. Мaлый и средний бизнес является основой национальных экономик и глобaльного экономического роста и находится в центре внимания большинства прaвительств, регионaльных и муниципальных объединений, международных предприятий, и занимает вaжное место в устройстве устойчивого развития. Признавaя значимость роли MCБ в глобальной экономике, международное сообщество выступило с самыми разнообразными механизмaми фитансовой и организационной поддержки малого и среднего бизнеса. При том, что главными достоинствами предприятий МСБ являются оперативная реакция та изменение внешних условий и полноценное удовлетворение возникающего спросa, они остаются уязвимы перед серьезными экономическими потрясениями: всех существующих механизмов содействия развитию оказывается недостаточно для того, чтобы мaлый и средний бизнес пережил тандемию без целетаправленной

5 Ease of Doing Business rankings (2019-2020), DOING BUSINESS: https://www.doingbusiness.org/en/rankings

государственной поддержки.

Снижение выручки, перебои в логистических цепочках и глобальных цепочках стоимости, сложности в обеспечении эффективной коммуникации, финансовая неустойчивость - это основные вызовы для малого и среднего бизнеса в условиях пандемии. Несмотря на экономический кризис, сокращение бюджетных поступлений и рост расходов на борьбу с пандемией, задержка и экономия в вопросах государственной поддержки субъектов МСБ могут обернуться для государств более глубоким и продолжительным экономическим кризисом.

Международные экспертные организации рекомендуют правительствам расширить и облегчить международную торговлю товарами и услугами и упростить их движение на рынке. Также содействие переводу торговых документов и процедур в цифровой формат позволит подготовиться к условиям глобальной цифровизации экономики.

Список использованной литературы:

1. Баринова В. А., Земцов С. П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование //Вопросы статистики. - 2019. -Т. 26. - №. 6. - С. 55-71

2. Воротков П.А Экономика в период коронавируса: мировой опыт господдержки //АНО «Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области» - URL: https://invest-in-ural.ru/img/economic1.pdf

3. Гордеев В. Bloomberg оценил потери мировой экономики от коронавируса в $5 трлн // РБК. - 2020. -09.04.

4. Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ Поддержка МСП в контексте COVID-19 - С. 38-39.

5. Ивановский Б.Г. Экономический ущерб от пандемии COVID-19 и меры по его преодолению в странах Европейского союза. Обзор // Экономические и социальные проблемы России. - 2021. - No 3. - С. 75-87.

6. Кокеев А., Хорольская М. Воздействие пандемии на экономическую и политическую ситуация в Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН - 2021 - No3 - С.101-109;

7. Родионова М. Е. Электоральные процессы в современной Европе: тенденции и перспективы // Русайнс - Москва ,2020-206 С.

8. Рубинский Ю., Синдеев А. Франко-Германский тандем перед лицом коронакризиса // Современная Европа - 2020 - No4 - С. 16-24. URL: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420201624

9. Улько С.А. Современное положение малого и среднего предпринимательства в России и Китае // Электронный научный журнал «Вектор экономики» - 2019 -№6 - С.1-14.

10. Электоральные процессы в современном мире - коллективн монография под общ.ред. М.Е. Родионовой, С.Ю. Белоконева, П.С. Селезнева, Д.Е. Ежова; // КНОРУС - Москва,2020 -390 С.

11. Bloomberg: пандемия может обойтись мировой экономике к 2025 году в $35 трлн. // Коммерсант. -2020. - 07.09.

12. Communication from the Immission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the European Investment Bank and the Eurogroup / European Immission. - 2020. -13.03. - 11 p.

13. Coronavirus: Sweden's economy hit less hard by pandemic // BBC News. 2020. - 05.08. - URL: https://www.bbc.com/news/business-53664354

14.Ease of Doing Business rankings (2019-2020), DOING BUSINES URL: https://www.doingbusiness.org/en/rankings

15. Kampf gegen Corona: Größtes Hilfspaket in der Geschichte Deutschlands. Bundesministerium der Finanzen. 22.05.2020. URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Standardartikel/Themen/Schlaglichter/Corona-Schutzschild/2020-03-13 -Milliarden-Schutzschild-fuer-Deutschland.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. The Effectiveness of Russian Government Policy to Support SMEs in the COVID-19 Pandemic Razumovskaia E., Yuzvovich L., Kmiazeva E., Klimenko M., Shelvakin V. // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity -Volume 6, Issue 4, - 2020

17. Wagner&Experts: The effects of COVID-19 on business in Russia URL: https://wagnerandexperts.com/en/the-effects-of-covid-19-on-business-in-russia/

© Шулыгина К., 2021

УДК 338.1

Яркина А.С.

магистрант 2 курса СибГУ им. М. Ф. Решетнёва,

г. Красноярск, РФ

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ: КЛЮЧЕВЫЕ

ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Аннотация

Финансовая стабильность инновационных программ имеет важную роль для успешного внедрения инноваций в производство. Автором определены основные особенности оценки финансовой устойчивости программы инновационного развития и предложена методика для ее оценки.

Ключевые слова

Финансовая устойчивость, программа инновационного развития, особенности оценки, методика оценки финансовой устойчивости.

В последние годы многие компании ставят одной из приоритетных задач своего развития реализацию инновационной деятельности, так как именно научно-технологический потенциал определяет долгосрочные конкурентные преимущества организации. Реализация инноваций в форме программы инновационного развития требует от компании комплексной всесторонней оценки ее финансовой устойчивости.

Инновационная программа компании является сложным механизмом, представляющим собой большую сложную структуру по внедрению множества отдельных инновационных проектов, что несет собой повышенные риски в реализации инновационной деятельности компании и добавляет некоторые особенности при определении ее финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость программы инновационного развития отражает такое соотношение финансовых ресурсов по всем проектам, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно, путем эффективного их использования, обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, услуг, а также процесс устойчивого внедрения инноваций.

К характерным особенностям программы инновационного развития можно отнести:

- масштабность и направленность на долгосрочные результаты (обычно задействовано большое количество субъектов рыночной деятельности и реализуется несколько инновационных проектов);

- важность не только собственно для компании, но и для экономики страны в целом;

- высокая степень неопределенности параметров (сроков выполнения поставленных целей, будущих затрат и доходов), что осложняет оценку эффективности программы и ее финансовой устойчивости;

- привлечение инвестиций для разработки и осуществления инноваций;

- высокая степень получения неожиданных результатов, которые могут иметь потенциальную коммерческую ценность, предопределяет гибкость в принятии управленческих решений и возможность освоения других отраслей бизнеса, рынков.

Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно сделать вывод, что применение методик оценки финансовой устойчивости компаний к оценке инновационных программ будет не столь показательным и эффективным. К сожалению, оценка финансовой устойчивости организаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.