Научная статья на тему 'Обзор круглого стола «Влияние академических традиций и конституционных инноваций на трансформацию публичной власти в России и странах ближнего зарубежья»'

Обзор круглого стола «Влияние академических традиций и конституционных инноваций на трансформацию публичной власти в России и странах ближнего зарубежья» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / право / публичная власть / правовое регулирование / модернизация правовой системы. / state / law / public authority / legal regulation / modernization of the legal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А.Ю., Астахова Е.А.

16 мая 2024 г. Саратовским филиалом Института государства и права РАН на базе Саратовской государственной юридической академии проведен круглый стол с международным участием «Влияние академических традиций и конституционных инноваций на трансформацию публичной власти в России и странах ближнего зарубежья». В ходе мероприятия рассматривались теоретические и научно-практические проблемы, связанные с тенденциями развития конституционно-правового регулирования деятельности органов публичной власти и влиянием на этот процесс академических традиций. В статье представлен краткий обзор выступлений участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов А.Ю., Астахова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the round table “The influence of academic traditions and constitutional innovations on the transformation of public power in Russia and neighboring countries”

on May 16, 2024, the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, on the basis of the Saratov State Law Academy, held a round table with international participation “The influence of academic traditions and constitutional innovations on the transformation of public power in Russia and neighboring in the development of constitutional and legal regulation of the activities of public authorities and the influence of academic traditions on this process were considered. The article provides a brief overview of the participants’ speeches.

Текст научной работы на тему «Обзор круглого стола «Влияние академических традиций и конституционных инноваций на трансформацию публичной власти в России и странах ближнего зарубежья»»

• ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ •

А.Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

A.Yu. Sokolov,

Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov branch of the Institute of State and Law ofRussian Academy of Sciences aysockolov@mail.ru

I

I §

OQ g

I

С

I

iS

OQ

I

Е.А. Астахова,

кандидат юридических наук, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

DOI:

E. A. Astakhova,

Candidate of Law, Junior researcher of the Saratov branch of the Institute of State and Law ofRussian Academy of Sciences

orhideya-katerina@mail.ru

360

*

cv о cv

cv

ОБЗОР КРУГЛОГО СТОЛА

«Влияние академических традиций и конституционных инноваций на трансформацию публичной власти в России и странах ближнего зарубежья»

Аннотация: 16 мая 2024 г. Саратовским филиалом Института государства и права РАН на базе Саратовской государственной юридической академии проведен круглый стол с международным участием «Влияние академических традиций и конституционных инноваций на трансформацию публичной власти в России и странах ближнего зарубежья». В ходе мероприятия рассматривались теоретические и научно-практические проблемы, связанные с тенденциями развития конституционно-правовогорегулирования деятельности органов публичной власти и влиянием на этот процесс академических традиций.

В статье представлен краткий обзор выступлений участников.

Ключевые слова: государство, право, публичная власть, правовое регулирование, модернизация правовой системы.

REVIEW OF THE ROUND TABLE "The influence of academic traditions and constitutional innovations on the transformation of public power in Russia and neighboring countries"

Abstract: on May 16, 2024, the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, on the basis of the Saratov State Law Academy, held a round table with international participation "The influence of academic traditions and constitutional innovations on the transformation ofpublic power in Russia and neighboring

countries". During the event, theoretical and .scientific-practical problems related to trends in the development of constitutional and legal regulation of the activities of public authorities and the influence of academic traditions on this process were considered. The article provides a brief overview of the participants' speeches. Keywords: state, law, public authority, legal regulation, modernization of the legal system.

16 мая 2024 г. Саратовский филиал Института государ- §

ства и права РАН (далее - СФ ИГП РАН) на базе Саратовской госу- К

дарственной юридической академии (далее - СГЮА) провел круглый g ^

стол с международным участием «Влияние академических тради- g 3

ций и конституционных инноваций на трансформацию публич- Д q

ной власти в России и странах ближнего зарубежья». Мероприятие | Ш

проходило в очно-заочной форме. .с §

Модераторами круглого стола выступили директор СФ ИГП РАН s |

доктор юридических наук, профессор Александр Юрьевич Соколов § g

и главный научный сотрудник СФ ИГП РАН доктор юридических | Л

наук, профессор Вероника Сергеевна Хижняк. & |

Открыла мероприятие врио первого заместителя директора С ®

Института государства и права РАН (далее - ИГП РАН) доктор юриди- & |

ческих наук, профессор Елена Валерьевна Виноградова, подчеркнув 3 g

важность и актуальность проводимых исследований, теоретическую 1 j

| |

и практическую значимость мероприятия. s 1

С докладом о трансформации публичной власти Республики -3 |

Узбекистан в результате конституционной реформы 2023 г. | |

выступила декан юридического факультета, заведующий кафедрой | j

конституционного и муниципального права Саратовского на- | |

ционального исследовательского государственного университета 3 |

им. Н. Г. Чернышевского доктор юридических наук, профессор Ц |

Г.Н. Комкова. Галина Николаевна отметила, что целью конституци- ф g

онной реформы стало изменение приоритета «государство - общество | g - человек» на «человек - общество - государство». Конституционная

реформа затронула систему органов публичной власти Узбекистана. 361

Подверглись значительным изменениям как совместные, так и соб- ^ ь

ственные полномочия палат узбекского парламента Олий Мажлиса. s

К необычным для российской действительности полномочиям высшей q 3

палаты парламента относится не только содействие представительным X §

со о

органам государственной власти на местах в осуществлении ими своей щ -ю деятельности, но и отмена решений данных органов в случае их несоответствия нормам законодательства. Срок полномочий Президента Республики Узбекистан увеличен с 5 до 7 лет. В отношении государ-

ственных органов административных единиц страны установлено новое правило: лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно занимать должность председателя Кенгаша народных депутатов, то есть закреплено разделение законодательной и исполнительной власти. Можно констатировать, что конституционная реформа органов публичной власти в Республике Узбекистан нацелена на решение существующих социальных и экономических проблем, а также на развитие диалога между органами власти и населением страны.

Опыт России и зарубежных стран в сфере конституционных экологических обязанностей органов публичной власти осветила в своем выступлении заведующий кафедрой конституционного и международного права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС) доктор юридических наук, .а профессор Д.С. Велиева. Джамиля Сейфаддиновна подчеркнула, го что деятельность органов публичной власти при реализации конституционных обязанностей должна быть сопряжена с социально-эко-№ номическими задачами развития государства с целью обеспечения § баланса публичных и частных интересов. Этим предопределяются § возложение на государство в лице его органов соответствующих ко-2 ординирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций, ^ а также конституционно-правовая ответственность за их выполнение. — К вопросу содержания местного самоуправления как элемента § публичной власти обратился профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева доктор юридических наук, профессор Олег Александрович Кожевников. Докладчик обратил внимание на проблему отсутствия единого подхода в понимании места и содержания

99

о местного самоуправления в современной структуре власти ввиду ^ того, что до настоящего времени категория «публичная власть» С не получила нормативного закрепления ни в тексте Конституции РФ, ни в конституционных актах. Немалую роль в складывающуюся не-362 определенность вносит и тот факт, что на протяжении всего периода действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. N° 131-Ф3 «Об об-(V щих принципах организации местного самоуправления в Российской ® Федерации» нормативно-определенная категория «местное самоуправление» по своему содержанию не только не совпадает с фактическим содержанием, но и постоянно изменяется. Ни один базовый элемент местного самоуправления (народовластие, законодательство, вопросы местного значения и т.д.) не имеет своего долгосрочного и относительно постоянного содержательного выражения.

I

С

В заключение своего выступления Олег Александрович подчеркнул, что неукоснительное соблюдение законодательства невозможно до тех пор, пока не будет выработана четкая и единообразная законодательная формулировка категории «публичная власть» и составляющих ее элементов (прежде всего местного самоуправления), на основе которой будет формироваться перспективная государственная политика в области местного самоуправления с сохранением его неотъемлемого начала - власти населения и способности решения им 3 как самостоятельно, так и с помощью органов местного самоуправления вопросов местного значения. а: ^ Конституционные вопросы модернизации парламентского кон- Ц 3 троля в России рассмотрела заведующий кафедрой конституционного Д 3 права имени профессора И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева | Ш СГЮА доктор юридических наук, профессор Тамара Владимировна £ | Заметина. Она отметила, что в науке продолжаются дискуссии 8 £ по поводу природы парламентского контроля, его субъектов и форм. 2 В законе не содержится понятие парламентского контроля, а его фор- | Ц мы весьма разнообразны и разнородны. Все эти формы могут быть 3 | представлены в четырех основных видах: формы контроля кадрового | ® характера, связанные с формированием органов публичной власти, 3 | наделением полномочиями должностных лиц и осуществлением з Ц контроля над ними; формы контроля информационного характера; £ л формы контроля, связанные с кризисными проявлениями в государ- « | ственной и общественной жизни; инициативные формы контроля. -3 § Тамара Владимировна ознакомила слушателей с результатами про- | | веденного анализа практики реализации форм парламентского кон- | троля с момента принятия соответствующего закона. Подчеркнула, § § что одним из факторов, влияющих на эффективность парламентского 3 | контроля, является достаточность и точность правового регулирова- Ц § ния в соответствующей сфере. С этой точки зрения можно говорить | 2 о необходимости согласования положений Федерального закона | | «О парламентском контроле» с иным федеральным законодательством и регламентами палат Федерального Собрания. В выступлении была 363 обозначена целесообразность определенной унификации понятий ^ ^ и возможного принятия в перспективе федерального закона об общих ь 5 принципах организации парламентского контроля в субъектах РФ либо о 3 иного акта в целях более подробного регулирования обозначенного § 1 вопроса. 2 -ю

Доклад «Трансформация местного самоуправления в Российской Федерации в связи с включением органов местного самоуправления в единую систему публичной власти» представил советник вице-

губернатора Свердловской области кандидат юридических наук, доцент Илья Викторович Захаров. В ходе выступления докладчик осветил аспекты принципа самостоятельности местного самоуправления и акцентировал внимание на том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Илья Викторович полагает логичным включение в единую систему публичной власти именно государственной власти и местного самоуправления, а не органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако согласно ст. 132 Конституции РФ, в единую систему публичной власти включены органы государственной власти и органы местного самоуправления. В данной ситуации возникает некое противоречие: ст. 12 Основного Закона регламентирует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но далее Конституция России объединяет эти „о органы в единую систему публичной власти. Поскольку реальная го действительность подвержена изменениям, докладчик усматривает целесообразность в приведении Конституции РФ и российского за-№ конодательства в соответствие с реалиями.

о5 Академические традиции в свете постановки проблемы пу-§ бличной власти профессором В.Е. Чиркиным проанализировал 2 ведущий научный сотрудник сектора административного права ^ и административного процесса ИГП РАН, ведущий научный сотруд-— ник Центра исследования проблем территориального управления § и самоуправления доктор юридических наук, профессор Алексей 5 Алексеевич Гришковец. Докладчик подчеркнул, что ученый по-§ ставил проблему публичной власти более двадцати лет назад, и это ^ убедительно свидетельствует о его прозорливости, способности предвидеть новое для страны политико-правовое явление. В.Е. Чиркин О верно отмечал, что всякая власть в человеческом обществе - это ^ власть в коллективе. По мнению ученого, в государстве, в том числе С федеративном, существует только одна публичная государственная власть. Остальные разновидности публичной власти являются раз-364 новидностью отношений в большом (субъект РФ), среднем (политическая и административная территориальная автономия) или СЧ малом (муниципальное образование) территориальном коллективе. ® Алексей Алексеевич подытожил, что научное наследие профессора ^ В.Е. Чиркина продолжает изучаться, остается источником идей, дает повод для дискуссий продолжателям академических традиций.

Профессор кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина СГЮА доктор юридических наук, профессор А. В. Колесников рассказал о влиянии

конституционных инноваций на организацию местного самоуправления. Андрей Владимирович отметил, что в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N° 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральный законодатель предоставляет право законодательным органам субъекта РФ пополнять список вопросов местного значения сельских поселений за счет вопросов, которые не вошли в перечень. В настоящее время практически все субъекты РФ пользуются этим правом и дополняют 3 список вопросов местного значения сельских поселений, сужая тем самым компетенцию и расходы муниципальных районов, что вполне 2 ^ оправданно, поскольку сельские поселения могут быть различными Ц 3 по своей инфраструктуре, численности, географическому положению Л о и экономическому состоянию. Вместе с тем Андрей Владимирович | Ш полагает, что субъекты Федерации должны пользоваться этим правом Л 1 обдуманно и взвешенно. 8 |

Конституционно-правовой аспект деятельности органов 1 2 публичной власти в условиях цифровизации затронула в своем § Л выступлении главный научный сотрудник СФ ИГП РАН доктор 3 | юридических наук, профессор Вероника Сергеевна Хижняк. Она | Л отметила, что цифровые технологии объективно требуют качествен- 3 |

ных изменений в отношениях государства с индивидами и с инсти- з Ц

тутами гражданского общества. Мы находимся еще только в самом £ л

начале этого процесса, поэтому особенно важно именно сейчас иметь л |

грамотную конституционно-правовую политику в данном вопросе. Ц §

Вероника Сергеевна выделила два варианта развития конституци- | |

онно-правовой политики: модернизацию системы конституционных | Л

принципов деятельности органов публичной власти за счет допол- § §

нения ее новыми принципами, связанными с применением в этой 3 §

деятельности современных цифровых (информационных) техноло- Ц §

гий; трансформацию содержания уже существующих принципов, ф 2

обусловленную необходимостью применения современных цифровых | | (информационных) технологий в повседневной деятельности органов публичной власти в Российской Федерации.

По мнению докладчика, второй вариант является наиболее опти- ^ ^

мальным, поскольку цифровизация будет оказывать влияние на все Ь 5

проявления общественной жизни, а значит, затрагивать реализацию 0 3

каждого из конституционных принципов деятельности органов пу- § §

со о

бличной власти в отдельности. щ -ю

Перспективы развития в единой системе публичной власти новой модели института конституционного контроля в субъектах Российской Федерации осветила в своем докладе старший на-

учный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции ИГП РАН кандидат юридических наук Инна Леонидовна Данилевская-Урбанова. Она отметила значимость института регионального судебного конституционного контроля для демократической, правовой государственности субъектов РФ и нераскрытый в полной мере по различным причинам потенциал упраздненных конституционных уставных судов субъектов Федерации. Складывающаяся практика правового регулирования функционирования новой модели регионального конституционного контроля демонстрирует разные подходы в вопросах их организации, состава и объема компетенции. По мнению докладчика, диспозитивный характер нормы о конституционных (уставных) советах, вариативность в понимании их юридической природы могут оказать только отрицательное влияние на перспективы создания советов в субъектах Федерации. Что же касается „о эффективности их деятельности, то это будет зависеть от того, какие принципы, ориентиры и подходы к этому институту найдут свое воплощение в региональном законодательстве. Трансформация судебной модели конституционного контроля субъектов РФ во внесудебную, с определением места конституционных (уставных) советов в системе публичной власти регионов, позволит региональному законодателю 2 дать возможность конституционным (уставным) советам стать не-^ отъемлемыми авторитетными элементами законодательного процесса — субъекта Федерации, повышая уровень политической и правовой § культуры, реализуя их надзорные полномочия.

Доклад «Гласность в работе избирательных комиссий: опыт Российской Федерации и Республики Казахстан» представила доцент кафедры конституционного права имени профессора ^ И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева СГЮА кандидат юриди-о ческих наук, доцент Т. В. Троицкая. Татьяна Викторовна выявила ^ отличительные особенности механизмов обеспечения гласности в раС боте избирательных комиссий в России и Казахстане: это порядок наделения полномочиями членов избирательных комиссий с правом со-366 вещательного голоса и наблюдателей, а также уровни избирательных комиссий, в которых они имеют право осуществлять свои полномочия. СЧ Неодинаковы и сроки реализации полномочий доверенными лицами, ® и условия осуществления полномочий представителями средств массовой информации. Несмотря на однородность субъектов реализации

I

С

«V

гласности в работе избирательных комиссий в Российской Федерации и Республике Казахстан, механизм осуществления полномочий указанными субъектами отличается и свидетельствует о внутригосударственных особенностях организации и проведения выборов, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребностях общества в осуществлении контрольных полномочий в процессе реализации избирательных действий.

Заведующий кафедрой конституционного и административного права Байкальского государственного университета кандидат юридических наук, доцент Екатерина Михайловна Якимова в докладе «Трансформация государственной экономической политики в России и странах ближнего зарубежья» на конкретных примерах рассмотрела следующие направления трансформационных процессов 3 в отношении государственной экономической политики: 1) корректировка положений основных законов страны. В экономической сфере 2 ^ эти изменения касаются прежде всего взаимодействия общества, госу- Ц 3 дарства и бизнес-сообщества - включаются новые коммуникативные Л о конституционные ценности; 2) изменения подходов к качеству раз- | Ш вивающих конституцию нормативных актов: концепция сокращения Л §

количества нормативных правовых актов, регулирующих экономиче- 5 §

3 |

ские процессы, и повышения системности правового регулирования. § 2

Проблемы и перспективы цифровой трансформации органов § Л

публичной власти осветила в своем выступлении доцент кафедры 3 |

конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера и профессо- | Л

ра В.Т. Кабышева СГЮА кандидат юридических наук, доцент Елена 3 5

Геннадьевна Стребкова. Она отметила важность открытого диалога 3 Ц

органов публичной власти и граждан и то, что цифровая трансформа- л

ция упрощает этот процесс. В то же время вследствие цифровизации л |

происходит обратный эффект трансформации традиционной системы 2 §

отношений государства и гражданина, способный подорвать основы 5 |

безопасности государства и нарушить неотъемлемые права и свободы | Л

гражданина. Именно поэтому необходимо соблюдать баланс интересов | §

гражданина и государства, обеспечивая реализацию технологических 5 I

инноваций и виртуальную безопасность. Ц §

Старший научный сотрудник Института философии и права УрО фф 2

РАН Валентина Викторовна Руденко выступила с докладом на тему | | «Роль историко-правовых исследований в формировании политики

памяти в Российской Федерации», подготовленным в рамках на- 367

учного проекта «Создание российской историографической модели ^ ^

политико-правовых знаний и ее применение для разработки пер- Ь 5

спективных средств противодействия идеологическим искажениям 0 3

цивилизационного развития России». Валентина Викторовна проана- § §

лизировала правовое обеспечение реализации функции российского 2 -ю государства по защите исторической правды на основе стратегических документов федерального уровня, осветила вопрос соотношения понятий «противодействие фальсификации исторической правды»

и «идеологическое многообразие» в рамках профессиональной деятельности историков права, а также роль экспертного сообщества в формировании политики памяти в Российской Федерации, и пришла к выводу о необходимости дифференцированного подхода к правовому регулированию содержания историко-правовых исследований.

В совместном докладе профессора кафедры конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева СГЮА доктора юридических наук, профессора Евгения Викторовича Колесникова и доцента этой же кафедры кандидата юридических наук, доцента Оксаны Александровны Углановой «Об ответственности Президента РФ» указано на необходимость принятия федерального закона о досрочном прекращении Президентом РФ исполнения своих полномочий в случае отставки и стойкой неспособности по состоянию здоровья. Отмечено, что в основных нормах „о установлены отдельные вопросы (условия, основания) ответственного сти российского Правительства, Государственной Думы (ст. 84, 103, 103.1, 109, 117 Конституции РФ), также требующие конкретизации. а Старший научный сотрудник сектора административного права § и административного процесса ИГП РАН кандидат юридических наук, § доцент С.А. Агамагомедова представила доклад «Экономическая 2 солидарность как конституционная ценность и вектор правового регулирования экономических отношений». СаниятАбдулганиевна — подчеркнула, что в условиях усиления санкционного давления § на Россию, целого ряда внутренних и внешних угроз для отечествен-^ ной экономики солидарные начала ее развития призваны способство-§ вать формированию экономического и технологического суверенитета, ^ устойчивости отечественных экономических, в том числе финансовых, механизмов к угрозам и рискам различной природы. Докладчик

99

о полагает, что экономическая солидарность как конституционный ^ принцип и вектор правового регулирования экономики должен найти С отражение не только в нормотворческой, но и в правоприменительной деятельности, позволяя соблюсти оптимальный баланс частных и пу-368 бличных интересов в методах и формах государственного присутствия в экономической жизни общества. СЧ Доцент кафедры административного и муниципального права ® имени профессора Василия Михайловича Манохина СГЮА кандидат ^ юридических наук, доцент Владимир Владимирович Аржанов, освещая аспекты миграционной политики в России, указал на необходимость изменения подхода к работе с диаспорами. По мнению докладчика, данные объединения нужно вводить в правовое поле России в качестве одного из видов некоммерческих организаций и вы-

страивать работу с мигрантами через руководителей уже легальных общественных объединений.

Доцент кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета кандидат экономических наук Анастасия Сергеевна Архипкина выступила с докладом «Медиация в публично-правовых спорах: практика и перспективы развития», в котором пришла к выводу о необходимости дальнейшего

развития законодательства о применении медиации в урегулировании <л публично-правовых споров в рамках отдельной главы Федерального

закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с уча- ¡5 ^

стием посредника (процедуре медиации)» либо в отдельном законода- -3 3

тельном акте, учитывающем всю специфику данной категории споров. о з

гт \ "9" о

Доклад «Прекращение полномочий президента по состоянию | Ш

здоровья: конституционно-правовое регулирование в Российской £ Ц Федерации и странах ближнего зарубежья» представила доцент 5 £

кафедры конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера ^ 55

и профессора В.Т. Кабышева СГЮА кандидат юридических наук, | Ц

доцент Е.В. Каменская. Основываясь на конституционно-правовом 3 |

опыте стран ближнего зарубежья, Елена Викторовна полагает, что | о

в процедуре отрешения Президента РФ от должности по состоянию 3 |

здоровья должны быть ключевыми акторами обе палаты Федерального 5 Ц

Собрания РФ и Конституционный Суд РФ, который будет обеспечи- 1 л

вать соблюдение установленного порядка признания Президента РФ о |

недееспособным, а также гарантировать объективность и законность З §

процесса. | |

Доцент кафедры конституционного и административного права | Байкальского государственного университета кандидат юридических § § наук, доцент Ольга Викторовна Кирьянова в своем выступлении 3 | рассмотрела аспекты контрольно-надзорной деятельности органов Ц § исполнительной власти на примере Иркутской области и пришла | 5 к выводу, что в целом система государственного контроля (надзора) | | в этом регионе функционирует в соответствии с нормами действующего законодательства. Деятельность уполномоченных органов на- 369 правлена на повышение законопослушности проверяемых субъектов, ^ ^ соблюдение норм действующего законодательства. ь з

В докладе «Научное наследие профессора В. Т. Кабышева 3 3

и его влияние на развитие публичной власти в современной 3 3

России» доцент кафедры конституционного права имени профессора 3 -ю И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева СГЮА кандидат юридических наук, доцент Е.В. Комбарова рассмотрела этапы становления В.Т. Кабышева как исследователя проблем науки конституционного

права, а также отразила его роль в формировании концептуальных основ публичной власти, подчеркнув необходимость дальнейшего изучения и развития научных идей Владимира Терентьевича, поскольку его научное наследие носит характер длительной исторической перспективы.

С докладом «Конституционное реформирование институтов публичной власти в странах ближнего зарубежья» выступила доцент кафедры конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева СГЮА кандидат юридических наук, доцент Инна Николаевна Плотникова. Она подробно осветила аспекты конституционных реформ в Республике Беларусь и Республике Армения, отметила актуальность научного исследования процессов конституционной модернизации в странах постсоветского пространства, в том числе для применения прогрессивного опыта „о конституционного реформирования этих стран в России. го О развитии функции судебной власти в Республике ^ Таджикистан рассказал доцент кафедры теории и истории госу-а дарства и права юридического факультета Таджикского националь-§ ного университета кандидат юридических наук, доцент Исматулло § Рахматуллозод Шодиён. Докладчик осветил результаты модерниза-2 ции национальной судебной системы на основе европейской судебной ^ системы и отметил, что в Таджикистане сложились три подсистемы — судебной власти - конституционный суд, суды общей юрисдикции § и экономические суды.

Преподаватель кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В.Т. Кабышева СГЮА Юлия Яковлевна Дубровина в докладе «Международные гарантии защиты избирательных прав граждан в условиях цифровизации выбо-о ров» высказалась о необходимости создания новых форм осуществле-^ ния международного наблюдения, которые должны разрабатываться С на основе соблюдения баланса между электоральным суверенитетом и открытым информационным обществом. Докладчик предлагает 370 разработать на уровне СНГ два документа: Рекомендации по наблю-^ дению за цифровыми избирательными технологиями, которые будут СЧ определять принципы международного наблюдения и его формы, ® а также модельный закон «Об электронном голосовании», который обобщит все имеющиеся рекомендательные нормы в данной сфере.

В работе научного мероприятия приняли участие научные работники, зарубежные специалисты в области конституционного и административного права Лейла Султановна Жакаева, Равшан Ринатович Назаров, Толкын Серикгалиевна Нурышева, которые активно об-

I

С

«V

суждали проблемные вопросы, освещенные в докладах спикеров, а также высказали свои рекомендации и предложения по оптимизации законодательства в рассматриваемой сфере.

Значительный интерес аудитории и оживленные дискуссии вызвали и выступления других участников. Хочется отметить высокий профессиональный уровень выступающих, все доклады были конструктивными и содержательными.

о

со о ■о

•и

3

3 | §

Л §

5 I

Э | ^ о

Л 5

31

о £

о |

ю *

м

ю §

о ш

0 За

1 I

I о о|

^^

6 3

II И § I

и §

И 3

е 3

Ь Л

»I

371

ГТ1 Г

I з зз 3 I 3

I §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.