ОБЗОР ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ Багрецов Д.Н.
Багрецов Дмитрий Николаевич - кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные подходы к обучению русскому языку, оценивается
их важность и востребованность в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: инновации, it-технологии, образование, предметы гуманитарного цикла.
REVIEW OF INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING RUSSIAN TO
FOREIGNERS Bagretsov D.N.
BagretsovDmitry Nikolaevich - Candidate of Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, URAL LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA,
YEKATERINBURG
Abstract: the article discusses innovative approaches to teaching the Russian language, assesses their importance
and relevance in the modern educational process.
Keywords: innovation, it-technologies, education, humanities subjects.
Инновации - это, по определению Российской энциклопедии, «конечный результат научно-технического или иного творчества, при водящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы. И. представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т.п» [6]. Инновации бывают продуктовые (введение нового товара) и процессные. «Процессные инновации означают новые методы организации и управления» [6].
Инновационные подходы к обучению, в свою очередь, это процесс и результат образовательной деятельности, направленный на внесение изменений в образовательную и социальную среду с целью повышения качества образования. Изменение отношения к образованию - важная отличительная черта современности. «Опустим наверняка известную читателю дискуссию по поводу того, является ли образование услугой или общественным благом. Если коротко, образование больше не услуга; это очень важная победа, так как здесь присутствовала логическая ловушка: если образование - услуга, то образование можно купить, и тогда на первый план выходят не знания и умения, а диплом. Кроме того, получатель услуги сам в процессе оказания услуги не участвует, что предполагает отсутствие его ответственности за качество услуги и за результат - обучение же процесс двусторонний» [5]. Образование, понимаемое как общественное благо, есть необходимое условие формирования в процессе получения образования патриотических убеждений. Владение русским языком - необходимое условие формирования патриотических убеждений. Без него нет владения историей Родины, которая в переводных и иноязычных работах предстает совершенно иначе, нет владения богатейшим материалом родной культуры, возможности духовного и личностного роста в процессе взаимодействия с этой культурой, - как и ощущения данной культуры как своей, как родной. Владение родным языком - первый признак культурного, образованного человека. Формирование такого человека остается важнейшей задачей системы образования. В ведомственных учебных заведениях эта задача ощущается особенно остро по причине загруженности курсанта, а также насыщенности программы специальными дисциплинами. Затруднительным представляется без свободного владения русским языком и исполнение специалистом - сотрудником МВД своих профессиональных обязанностей, - по крайней мере, на должном уровне.
Обучение русскому языку может и должно включать использование инновационных подходов, которые помогают сделать процесс обучения более интересным, эффективным и привлекательным для учащихся. Вот несколько инновационных подходов, которые могут быть применены в обучении русскому языку.
Итак, рассмотрим указанные подходы подробнее.
1. Технологии и онлайн-ресурсы: Использование современных технологий и онлайн-ресурсов может сделать обучение русскому языку более интерактивным и доступным. Это может включать использование мобильных приложений, интерактивных учебных платформ, онлайн-игр и заданий, аудио- и видеоматериалов, а также социальных сетей для общения на русском языке [1].
2. Коммуникативный подход: Коммуникативный подход акцентирует внимание на развитии коммуникативных навыков в реальных ситуациях общения. Вместо упора на грамматику и формальные
правила, учащиеся активно участвуют в диалогах, ролевых играх, дебатах и других коммуникативных заданиях, которые помогают им применять языковые навыки на практике [2, 4].
3. Проектное обучение: Проектное обучение состоит в том, что обучающимся предлагается участие в проектах, то есть решение реальных задач. Это может быть создание блога, организация книжной выставки новинок русской или зарубежной литературы, выставка исторических книг и документов. Особенность приведенных примеров в том, что блог подразумевает живое общение с читателями в текущем режиме, а выставки подразумевают составление описательных текстов. Проектное обучение стимулирует самостоятельность в принятии решений, творческое мышление, применение языковых навыков в реальных речевых ситуациях [3].
4. Игровые подходы: Игровые подходы подразумевают применение разного рода игр и конкурсов в учебном процессе. Востребованы и применимы различные языковые головоломки, ролевые игры, кроссворды и прочие игровые формы, посвященные тематике конкретного занятия. Они помогают учиться, повышают интерес, дают возможность развивать и применять навыки в игровой и в интерактивной форме.
5. Интерактивные методы: Интерактивные методы являются современной формой активных методов. Интерактивный метод («Inter» - между, «actio» - действие) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на общение в процессе занятия, то есть на более широкое взаимодействие, и уже не только с преподавателем, но и между собой. Такой подход предполагает повышенную активность обучающихся в процессе обучения -«отсидеться» тут не получится. В числе интерактивных методов — групповые задания, обсуждения, презентации, разного рода дискуссии. Применение таких методов стимулирует коллективное творчество, языковые навыки более активно развиваются в процессе совместного действия. Обучающиеся учатся не только у педагога, но и друг у друга под руководством педагога, возникающие же спонтанно речевые ситуации носят уже не игровой характер, а становятся элементом личного опыта.
6. Индивидуализация и дифференциация — это подходы к обучению, позволяющий педагогу учитывать индивидуальные особенности ученика и адаптировать учебный процесс под его потребности. Применительно к ситуации обучения русскому языку это означает, что пбедагог должен учитывать уровень знаний обучающихся, их интересы, оптимальный стиль обучения и многое другое.
Индивидуализация может проявляться, например, в том, что учитель предлагает обучающимся разные задания, или даже различные виды обучения в соответствии с особенностями ученика, создает индивидуальные учебные планы с учетом индивидуально-личностных особенностей. Дифференциация состоит в разнообразии методов преподавания с целью найти оптимальные метод для каждого ученика.
Этот метод обучения русскому языку способствует развитию навыков коммуникации, грамотности и анализа текстов у учащихся, а также стимулирует их к обучению, что делает учебный процесс более увлекательным и доступным для каждого ученика. Инновационные подходы к преподаванию русского языка также включают индивидуальный подход к потребностям и способностям учеников. Применение индивидуализированных задач, индивидуальных проектов и персонализированного обучения помогает учащимся развивать языковые умения в соответствии с их уровнем.
Выводы: Необходимо помнить о том, что успешное обучение русскому языку требует сочетания различных подходов и методик, в том числе инновационных, а также адаптации к индивидуальным потребностям и особенностям учащихся. Применение инновационных подходов способствует повышению эффективности обучения, делая его более увлекательным и мотивирующим для учеников.
Список литературы /References
1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Д. Черняк [и др.]; под общей редакцией В.Д. Черняк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 389 с. - Режим доступа: http://biblio-online.ru
2. Алленова Ирина Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Проблемы Науки. 2023. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-metody-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 17.02.2024).
3. Калужина Екатерина Сергеевна, Ходырева Екатерина Сергеевна, Гребенникова Ирина Васильевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Цифровая наука. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.02.2024). 4. ПАПАКИНА Л.Н. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ \\ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Материалы научно-практической конференции. 2016. С. 76-85
4. Багрецов Д.Н. НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ \\ Молодежь и наука. 2023. № 3.
5. Большая российская энциклопедия. 2004 - 2017.Электронный ресурс. Режим доступа: https://old.bigenc.ru/economics/text/2012242 Дата обращения: 17.02.2023.