Научная статья на тему 'ОБЗОР ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ОБЗОР ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / it-технологии / образование / предметы гуманитарного цикла. / innovation / it-technologies / education / humanities subjects.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багрецов Дмитрий Николаевич

в статье рассматриваются инновационные подходы к обучению русскому языку, оценивается их важность и востребованность в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING RUSSIAN TO FOREIGNERS

the article discusses innovative approaches to teaching the Russian language, assesses their importance and relevance in the modern educational process.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ОБЗОР ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ Багрецов Д.Н.

Багрецов Дмитрий Николаевич - кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные подходы к обучению русскому языку, оценивается

их важность и востребованность в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: инновации, it-технологии, образование, предметы гуманитарного цикла.

REVIEW OF INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING RUSSIAN TO

FOREIGNERS Bagretsov D.N.

BagretsovDmitry Nikolaevich - Candidate of Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, URAL LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA,

YEKATERINBURG

Abstract: the article discusses innovative approaches to teaching the Russian language, assesses their importance

and relevance in the modern educational process.

Keywords: innovation, it-technologies, education, humanities subjects.

Инновации - это, по определению Российской энциклопедии, «конечный результат научно-технического или иного творчества, при водящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы. И. представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т.п» [6]. Инновации бывают продуктовые (введение нового товара) и процессные. «Процессные инновации означают новые методы организации и управления» [6].

Инновационные подходы к обучению, в свою очередь, это процесс и результат образовательной деятельности, направленный на внесение изменений в образовательную и социальную среду с целью повышения качества образования. Изменение отношения к образованию - важная отличительная черта современности. «Опустим наверняка известную читателю дискуссию по поводу того, является ли образование услугой или общественным благом. Если коротко, образование больше не услуга; это очень важная победа, так как здесь присутствовала логическая ловушка: если образование - услуга, то образование можно купить, и тогда на первый план выходят не знания и умения, а диплом. Кроме того, получатель услуги сам в процессе оказания услуги не участвует, что предполагает отсутствие его ответственности за качество услуги и за результат - обучение же процесс двусторонний» [5]. Образование, понимаемое как общественное благо, есть необходимое условие формирования в процессе получения образования патриотических убеждений. Владение русским языком - необходимое условие формирования патриотических убеждений. Без него нет владения историей Родины, которая в переводных и иноязычных работах предстает совершенно иначе, нет владения богатейшим материалом родной культуры, возможности духовного и личностного роста в процессе взаимодействия с этой культурой, - как и ощущения данной культуры как своей, как родной. Владение родным языком - первый признак культурного, образованного человека. Формирование такого человека остается важнейшей задачей системы образования. В ведомственных учебных заведениях эта задача ощущается особенно остро по причине загруженности курсанта, а также насыщенности программы специальными дисциплинами. Затруднительным представляется без свободного владения русским языком и исполнение специалистом - сотрудником МВД своих профессиональных обязанностей, - по крайней мере, на должном уровне.

Обучение русскому языку может и должно включать использование инновационных подходов, которые помогают сделать процесс обучения более интересным, эффективным и привлекательным для учащихся. Вот несколько инновационных подходов, которые могут быть применены в обучении русскому языку.

Итак, рассмотрим указанные подходы подробнее.

1. Технологии и онлайн-ресурсы: Использование современных технологий и онлайн-ресурсов может сделать обучение русскому языку более интерактивным и доступным. Это может включать использование мобильных приложений, интерактивных учебных платформ, онлайн-игр и заданий, аудио- и видеоматериалов, а также социальных сетей для общения на русском языке [1].

2. Коммуникативный подход: Коммуникативный подход акцентирует внимание на развитии коммуникативных навыков в реальных ситуациях общения. Вместо упора на грамматику и формальные

правила, учащиеся активно участвуют в диалогах, ролевых играх, дебатах и других коммуникативных заданиях, которые помогают им применять языковые навыки на практике [2, 4].

3. Проектное обучение: Проектное обучение состоит в том, что обучающимся предлагается участие в проектах, то есть решение реальных задач. Это может быть создание блога, организация книжной выставки новинок русской или зарубежной литературы, выставка исторических книг и документов. Особенность приведенных примеров в том, что блог подразумевает живое общение с читателями в текущем режиме, а выставки подразумевают составление описательных текстов. Проектное обучение стимулирует самостоятельность в принятии решений, творческое мышление, применение языковых навыков в реальных речевых ситуациях [3].

4. Игровые подходы: Игровые подходы подразумевают применение разного рода игр и конкурсов в учебном процессе. Востребованы и применимы различные языковые головоломки, ролевые игры, кроссворды и прочие игровые формы, посвященные тематике конкретного занятия. Они помогают учиться, повышают интерес, дают возможность развивать и применять навыки в игровой и в интерактивной форме.

5. Интерактивные методы: Интерактивные методы являются современной формой активных методов. Интерактивный метод («Inter» - между, «actio» - действие) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на общение в процессе занятия, то есть на более широкое взаимодействие, и уже не только с преподавателем, но и между собой. Такой подход предполагает повышенную активность обучающихся в процессе обучения -«отсидеться» тут не получится. В числе интерактивных методов — групповые задания, обсуждения, презентации, разного рода дискуссии. Применение таких методов стимулирует коллективное творчество, языковые навыки более активно развиваются в процессе совместного действия. Обучающиеся учатся не только у педагога, но и друг у друга под руководством педагога, возникающие же спонтанно речевые ситуации носят уже не игровой характер, а становятся элементом личного опыта.

6. Индивидуализация и дифференциация — это подходы к обучению, позволяющий педагогу учитывать индивидуальные особенности ученика и адаптировать учебный процесс под его потребности. Применительно к ситуации обучения русскому языку это означает, что пбедагог должен учитывать уровень знаний обучающихся, их интересы, оптимальный стиль обучения и многое другое.

Индивидуализация может проявляться, например, в том, что учитель предлагает обучающимся разные задания, или даже различные виды обучения в соответствии с особенностями ученика, создает индивидуальные учебные планы с учетом индивидуально-личностных особенностей. Дифференциация состоит в разнообразии методов преподавания с целью найти оптимальные метод для каждого ученика.

Этот метод обучения русскому языку способствует развитию навыков коммуникации, грамотности и анализа текстов у учащихся, а также стимулирует их к обучению, что делает учебный процесс более увлекательным и доступным для каждого ученика. Инновационные подходы к преподаванию русского языка также включают индивидуальный подход к потребностям и способностям учеников. Применение индивидуализированных задач, индивидуальных проектов и персонализированного обучения помогает учащимся развивать языковые умения в соответствии с их уровнем.

Выводы: Необходимо помнить о том, что успешное обучение русскому языку требует сочетания различных подходов и методик, в том числе инновационных, а также адаптации к индивидуальным потребностям и особенностям учащихся. Применение инновационных подходов способствует повышению эффективности обучения, делая его более увлекательным и мотивирующим для учеников.

Список литературы /References

1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Д. Черняк [и др.]; под общей редакцией В.Д. Черняк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 389 с. - Режим доступа: http://biblio-online.ru

2. Алленова Ирина Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Проблемы Науки. 2023. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-metody-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 17.02.2024).

3. Калужина Екатерина Сергеевна, Ходырева Екатерина Сергеевна, Гребенникова Ирина Васильевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Цифровая наука. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.02.2024). 4. ПАПАКИНА Л.Н. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ \\ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Материалы научно-практической конференции. 2016. С. 76-85

4. Багрецов Д.Н. НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ \\ Молодежь и наука. 2023. № 3.

5. Большая российская энциклопедия. 2004 - 2017.Электронный ресурс. Режим доступа: https://old.bigenc.ru/economics/text/2012242 Дата обращения: 17.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.