Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / ограниченные образовательные потребности / иностранный язык / обучение / learning / limited educational needs / foreign language / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Кущанова Айгерим Жанболатовна

в статье представлены возможные пути и принципы реализации интерактивного подхода в процессе обучения английскому языку младших школьников с особыми образовательными потребностями. На основе анализа младших школьников с задержкой психического развития авторы определяют специфику отбора методов и средств интерактивного обучения иностранному языку данной категории детей. Среди них: применение модульного дидактического комплекса с аудиовизуальными средствами, игровой метод и здоровьесберегающие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Кущанова Айгерим Жанболатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF AN INTERACTIVE APPROACH IN THE PRACTICE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

the article presents possible ways and principles of implementing an interactive approach in the process of teaching English to younger schoolchildren with special educational needs. Based on the analysis of younger schoolchildren with mental retardation, the authors determine the specifics of the selection of methods and means of interactive foreign language teaching for this category of children. Among them: the use of a modular didactic complex with audiovisual means, a game method and health-saving technologies.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Суворова Ольга Вениаминовна

д-р психол. наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: olgavenn@yandex.ru

Кущанова Айгерим Жанболатовна

магистрант кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: a_kushanova@mail.ru

IMPLEMENTATION OF AN INTERACTIVE APPROACH IN THE PRACTICE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH SPECIAL

EDUCATIONAL NEEDS

Olga Suvorova

Ph.D., Doctor ofpsychology, professor, Department of Pedagogy and Psychology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: olgavenn@yandex.ru

Aigerim Kuchshanova

Master's Student, Department of Pedagogy and Psychology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: a_kushanova@mail.ru

Аннотация: в статье представлены возможные пути и принципы реализации интерактивного подхода в процессе обучения английскому языку младших школьников с особыми образовательными потребностями. На основе анализа младших школьников с задержкой психического развития авторы определяют специфику отбора методов и средств интерактивного обучения иностранному языку данной категории детей. Среди них: применение модульного дидактического комплекса с аудиовизуальными средствами, игровой метод и здоровьесберегающие технологии.

Ключевые слова: младший школьник, ограниченные образовательные потребности, иностранный язык, обучение

Abstract: the article presents possible ways and principles of implementing an interactive approach in the process of teaching English to younger schoolchildren with special educational needs. Based on the analysis of younger schoolchildren with mental retardation, the authors determine the specifics of the selection of methods and means of interactive foreign language teaching for this category of children. Among them: the use of a modular didactic complex with audiovisual means, a game method and health-saving technologies.

Key words: learning, limited educational needs, foreign language, schoolchildren

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют сегодня наиболее значительную часть детей с особыми образовательными потребностями (ООП). В том числе это касается детей младшего школьного возраста с ЗПР, число которых увеличивается во всем мире [10]. В то же время задержка психического развития часто является синдромом временного отставания развития психики в целом или отдельных психических функций, следствием снижения темпа психического развития ребенка. Дети с ЗПР слабо мотивированы к учебе, пассивны, утомляемы, имеют несформированную саморегуляцию познавательной деятельности [10].

Проблема совершенствования предметного обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР учебным предметам представляется чрезвычайно актуальной, поскольку, чем младше обучающийся, тем выше его возможности к компенсации и преодолению нарушения. Дети с ЗПР младшего школьного возраста отстают от своих сверстников в овладении учебным предметом, что усугубляет у них демотивацию обучения [10]. Поэтому каждый учитель-предметник должен владеть приемами, которые позволяют обеспечивать успешное обучение и развитие особенных детей: стимулировать активность и мотивацию детей, создавать соответствующую развитию ситуацию успеха, обеспечивать эмоциональный комфорт обучающихся.

Для обучающихся в начальной школе детей с ЗПР такой предмет учебного плана как английский язык является одним из наиболее трудных. Языковой барьер пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя, работающего с такими детьми, важно еще на начальном этапе обучения подобрать верные приемы и методы, максимально облегчающие учебную деятельность [11].

В процессе обучения английскому языку в приоритете как практическое овладение языком, так и общее развитие детей. В первую очередь, перед учителем стоит задача развития познавательной сферы: мышления, памяти, речи, коммуникации, а также активизация познавательной деятельности детей, формирование знаний об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет обучения. Практическое владение языком здесь становится не целью, а действенным средством решения задач развития, т.е. основная цель обучения английскому языку - развивающая [1, 2].

Интерактивный подход к обучению предполагает использование системы активных методов обучения на основе коммуникационных технологий, в основе которых активное непосредственное взаимодействие субъектов образования, диалог и полилог в системах отношений учитель - обучающийся, ученик - ученик; ученик - группа обучающихся (С.И. Новиков, 2017) [6]. Это использование интерактивных средств и технологий обучения: интерактивной доски и аудиовизуальных программ с режимом диалога, электронных учебников и методических материалов, информационных технологий,

дистанционного обучения, использование ресурсов Интернет, мультимедийных технологий [5, 7].

К интерактивным формам и методам обучения детей относят: диалог, дискуссию, беседу с использованием аудиовизуальных средств (дискуссионные методы); ролевые, творческие, дидактические игры, игры-драматизации (игровые методы); работа в группах, групповые и индивидуальные упражнения, мини-тренинги (тренинговые методы) [3, 7].

Ведущими принципами интерактивного обучения детей иноязычному говорению являются: диалоговые познавательные стратегии, ролевая игра, сотрудничество в группах кооперативное взаимодействие, элементы тренинга (М.А. Бочарникова, 2012) [2]; (А.В. Корякина, В.Н. Карташова, 2018) [4].

Важную роль в изучении иностранного языка играет контакт или интерактивный диалог с помощью аудиовизуальных средств с носителями языка. Поэтому использование дидактических комплексов, включающих учебник, написанный носителями языка и учителями-практиками, имеющий дополнительные материалы, рабочие тетради и аудиовизуальные средства, которые можно использовать совместно с интерактивной доской являются хорошей опорой для учителей английского языка в начальной школе [9].

Иностранный язык также не должен быть сложным для детей с ЗПР, поэтому важно предоставить возможность изучения английского языка с использованием разных источников с применением разных интерактивных познавательных стратегий: диалога, свободных высказываний в игровых ситуациях, разыгрывания ролей в беседе со сказочными персонажами, раскрашивание и использование символов как средства коммуникации в тетрадях [8].

В своей работе с младшими школьниками с ЗПР мы активно используем дидактическую систему, состоящую из обучающих модулей. Данный дидактический комплекс с аудиовизуальными средствами для изучения английского языка рекомендован ФГОС Казахстана. Рассмотрим некоторые методы работы с модулями данного комплекса.

1. «The Toy Soldier» это сказка на иностранном языке, которая читается детям учителем или в аудиозаписи носителем языка. Она легко воспринимается, перерабатывается и закрепляется в памяти. По завершении зачитывания, даются задания по сказке, где дети работают с лексикой и текстом в форме диалога. Дети могут прослушать и закрепить сказку в аудиовизуальном формате в исполнении носителя языка, настраивая и развивая слуховой аппарат. Обсуждение и разыгрывание сказки в играх-драматизациях на smart доске способствует отработке навыков говорения, коммуникативному и эмоциональному развитию детей.

2. «Spotlight on the UK / USA /Australia» эта программа дает возможность узнать о культуре и жизни носителей английского языка. Это может быть жизнь детей и подростков, популярных лиц и обычных людей. В программе представлены развлечения и игры, любимые животные и хобби. Детям даются аудиовизуальные короткие тексты для начального прослушивания. Далее дети

могут выбрать понравившуюся игру и поиграть в нее с другими детьми, или подгруппами, используя английский язык. Дети могут выбрать своего любимого животного и рассказать о нем на английском языке, изобразить его повадки, вступить в диалог со сверстниками. Использование игровых познавательных действий (классификация животных, растений, транспортных средств) с интерактивной smart доской облегчает когнитивные операции, развивает социальные навыки в коллективных играх.

3. «Arthur & Rasca» один из популярных красочных альбомов с комиксами. Дидактические материалы альбома направлены на развитие кругозора и воображения детей. В практике закрепления их можно использовать для расширения кругозора и воображения ребенка в ситуациях индивидуального и коллективного разыгрывания смешных ситуаций.

4. «Now I Know» итоговая программа, которая позволяет завершить занятие. В конце занятия изученные материалы закрепляются с помощью вопросов педагога. Даны проверочные вопросы и задания по знанию лексики, грамматики, умениям чтения и письма. Предложена балловая система оценок заданий и ответов на вопросы, что стимулирует рефлексивные навыки детей.

В работе с детьми с ООП особое значение придается здоровьесбережению, применению здоровьесберегающих технологий, прежде всего дыхательной, артикуляционной, пальчиковой, зрительной гимнастики, мнемотехнических и психомоторных упражнений, музыкотерапии и сказкотерапии (Ж.Н. Цедякова, 2015) [11]. Кроме того, для обучающихся с ООП эффективно сочетание обучения английскому языку с музыкальной, изобразительной, физической и театральной деятельностью. Применение игр-драматизаций, мини-спектаклей, сюжетно-дидактических игр, подвижных игр в процессе занятия является неотъемлемой частью интерактивного метода. Разные игры дают возможность вариативного закрепления материала. Кроме того, они снимают утомление, служат эмоциональной разрядке, вызывают у детей оживление, интерес и радость [10].

Таким образом, применение интерактивного подхода в обучении английскому языку младших школьников с задержкой психического развития предполагает активное включение диалога, а также интерактивных средств обучения в учебный процесс. Использование модульных дидактических комплексов с аудиовизуальными средствами может служить основой для структурирования учебного занятия и решения на его основе учебных задач, связанных с восприятием, запоминанием, закреплением и практическим применением учебного материала. Формирование лексических, грамматических и коммуникативных языковых навыков у детей необходимо строить на принципах вариативного закрепления в разнообразных игровых ситуациях с применением игр-драматизаций, мини-спектаклей, сюжетно-дидактических, ролевых и подвижных игр. Здоровьесберегающие технологии,

применяемые в процессе занятия, обеспечат отдых и повышение возможностей детей к усвоению материала, дадут импульс к позитивной учебной мотивации у младших школьников с разным темпом психического развития.

Список литературы

1. Агеенко Н.В., Рыбкина А. А. Особенности интерактивных заданий в свете коммуникативно-направленного обучения иностранному языку в вузе // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. -2015. - № 1 (25). - С. 12-16.

2. Бочарникова М.А. Интегрированные уроки в рамках раннего иноязычного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф., г. Челябинск, октябрь 2012 г. - Челябинск : Два комсомольца, 2012. - С. 76-79.

3. Королёва Н.М., Костерина И.В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 1 (33).

4. Корякина А.В., Карташова В.Н. Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе // Инновационная наука. - 2018. -№ 4. - С. 124-127.

5. Мелькаева Р.В., Радин А.М. Интерактивные методы обучения иностранным языкам // Школьные технологии. - 2018. - № 5. - С. 64-68.

6. Новиков С.И. Обучение: интерактивный подход как технология XXI века // Вопросы науки и образования. - 2017.

7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. - 2007. - № 6 (48). - С. 32-41.

8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2006. - 182 с.

9. Старцева Н.В. Интегративный подход в обучении младших школьников иностранному языку / Поволж. гос. соц.-гуманит. акад. - Самара, 2015.

10. Филиппова Ю.С., Тимофеева Н.Б. Дети с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательной школы // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 11-12. - С. 134-137.

11. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 6 (24). - С. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.