Научная статья на тему 'Ролевая игра как один из методов интерактивного обучения'

Ролевая игра как один из методов интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивное обучение РКИ / ролевая игра / ролевой диалог / игровое общение / реальные ситуации / субъективная мотивация / інтерактивне навчання РКІ / рольова гра / рольовий діалог / ігрове спілкування / реальні ситуації / суб′єктивна мотивація

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Наталя Юрьевна

В статье рассматривается ролевая игра как наиболее эффективный метод интерактивного обучения РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Наталя Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рольова гра як один із засобів інтерактивного навчання

У статті розглядається рольова гра як найбільш ефективний засіб інтерактивного навчання РКІ.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как один из методов интерактивного обучения»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №1. Часть №2. С.289-293.

УДК 811.161.2'373

Ролевая игра как один из методов интерактивного обучения

Козырева Н. Ю.

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара,

г. Днепропетровск, Украина

В статье рассматривается ролевая игра как наиболее эффективный метод интерактивного обучения РКИ.

Ключевые слова: интерактивное обучение РКИ, ролевая игра, ролевой диалог, игровое общение, реальные ситуации, субъективная мотивация.

Актуальность.^ последнее время при обучении иностранных студентов русскому языку нередко используется метод интерактивного обучения. «Интерактив» - это «совместная деятельность». То естьучебныйпроцесспроисходит в условиях активного взаимодействиявсехучащихся и преподавателя. Организация интерактивного обучения, как известно, предполагает моделирование жизненных ситуаций, совместное разрешение проблем, использование ролевых игр и т.д. Существует множество технологий интерактивного обучения. Цель статьи - обозначить ролевуюигрукак наиболее эффективный методинтерактивного обучения, а также показать целесообразность использования ролевых диалогов на начальном этапе обучения РКИ.

Ролевая игра как методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком, постоянно обсуждается на различных конференциях [2;3; 4; 6;7]. Однако, несмотря на большое количество публикаций, посвященных этой теме, многие ее аспекты неоднозначныи нуждаются в обсуждении.

Так, замечено, что «игроизация» (термин Л.Т.Ретюнских), как «процесс проникновения игровых элементов в иные феномены бытия»- это когда в пространство игры включаются практически все сферы бытия. Не является исключением и сфера обучения языкам [2, с. 80]. Среди свойств, делающих игру средством обучения, обозначают:

- возможность манипулирования игрой с целью создания желаемых проблемных ситуаций;

- возможность получения опыта принятия решений;

- возможность моделировать стратегии поведения в конфликтных ситуациях;

- возможность приобретения навыков в совместной деятельности [1, с.13].

Принято считать, что использование на занятияхролевых игр способствует выработке коммуникативных умений, способности обучающихся активно использовать языковой «запас» в общении на иностранном языке, варьировать такое общение, переносить усвоенные единицы в другие ситуации [5].

Игру рассматривают как вариантно-ситуативное речевое упражнение, в ходе которого иностранные учащиеся приобретают опыт речевого общения. Поэтому игра и

занимает важное место в проведении занятий [3, с.75]. По характеру педагогического процесса, как правило, выделяются игры обучающие, тренинговые, познавательные, воспитательные, развивающие и т.д.[4, с. 120].

Отметим, что к одной из форм игрового общения относят, в первую очередь, сюжетную ролевую игру. Для разработки сюжетов ролевых игр выделяются сферы речевого общения студентов: в университете - на занятии, в столовой, у врача; дома - на кухне, в общественных местах - на улице, в автобусе, в магазине; в местах культурного досуга - в театре, в кинотеатре, на выставке и т.д. Игровые дискуссии - другой вид игры, для организации которой выбираются произведения искусства, вызывающие к себе разное, противоречивое отношение. Участие в игровой дискуссии рассматривается как важное средство подготовки студентов к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимо от сюжета и роли обмену мыслями и суждениями, активному и инициативному иноязычному общению. Имитационные деловые игры - особый вид игры, где студентам предлагается выступить в роли инженеров, врачей, учителей, работников сферы обслуживания, экономистов, политиков, журналистов, деятелей искусства и т.д. Одной из форм есть игровое задание с текстом, содержащим профессиональную информацию на изучаемом языке (описание новых способов лечения заболевания, рецензии на произведения искусства и т.д.). Студенты дома знакомятся с содержанием текста, а на занятии организовывается заседание, например, «медицинского консилиума» или «художественного совета» [7, с.221].

Так, вопросы организации ролевых игр на занятиях с иностранными студентами освещены достаточно подробно.Нельзя не согласиться с тем, что игра способствует росту эмоциональности, обостряет процесс умственной деятельности.Она же помогает и развиватьустойчивыйинтерес к изучениюрусскогоязыка.Безусловно, игра может служить и эффективным средством обучения различным видам речевой деятельности (слушать, говорить, читать, писать).С помощью игры лучше активизируется деятельность иностранных учащихся в усвоении языкового материала.

Обращает на себя внимание, что в методике преподавания иностранных языков ролевыми называются деловые игры. Отмечается, что для проведения такой игры необходимо:

1) продумать сценарий игры с учетом ранее изученного тематического материала;

2) дать речевые модели, которые студенты смогут самостоятельно трансформировать. Эти речевые модели должны фиксировать содержание, форму и логику высказывания и позволять формировать некоторые признаки самостоятельного иноязычного высказывания;

3) предложить схему высказываний по ролям. Такой план представляется в виде графической схемы с необходимыми для высказывания проблемами;

4) распределить роли согласно навыкам, умениям и интересам каждого студента. Это позволит студентам строить высказывание по самостоятельно составленной речевой схеме в соответствии со своим речевым замыслом, переносить языковой материал на новый предмет речевой деятельности, индивидуализировать и расширять содержание высказывания, делать самостоятельные выводы [6, с. 163-164]. Как правило, при проведении такой игры в задачи входит достичь автоматизма в использовании студентами языковых средств и в то же время не утратить творческую суть речевой деятельности. Ситуация подобной ролевой игры часто бывает прообразом будущей трудовой деятельности.

Абсолютно соглашаясь с мнением, что основной целью интерактивных игр может быть как осуществление взаимосвязи изучаемого языка с различными учебными дисциплинами и реальной жизнью, так и создание предпосылок заинтересованности учащихся в свободном владении языковыми ресурсами, поскольку в игре формируются навыки общения, умения выражать свою точку зрения наиболее точно и правильно [2, с. 80-81], - добавим, что при обучении РКИ, в первую очередь, важно то, что ролевая иградает возможность преподавателю создавать желаемые реальные ситуации, а студентам - приобретать навыки в совместной деятельности. Многократные же повторения процесса игры с разнообразными вариациями лучше усваиваются и надолго остаются в памяти обучающихся.Несомненные преимущества при этом имеет обучение без языка-посредника - тогдастуденты вынуждены усваивать материал для участия в процессе коммуникации.

Так, на кафедре ПЛПИ вДНУ иностранным студентам предлагаются реальные ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни: «Знакомство», «В общежитии», «В деканате», «В столовой», «В банке» и т.д. на основе методического пособия по развитию речи (для иностранных студентов подготовительного факультета),которое состоит из небольших по объему дидактических текстов и диалогов [8].

По нашему мнению, на начальном этапе обучения РКИ большое значение имеет организация именно ролевого диалога, поскольку именно диалогическая речь способствует пониманию говорящих, обмену информацией между ними в процессе обучения. Диалог, как известно, один из самых распространенных видов устной речи и самая распространенная естественная форма речевого общения; для диалога показательны неофициальность, непринужденность, непосредственность. И если основной единицей обучения на начальном этапе обучения является микродиалог (2-4 взаимные реплики), то с усложнением коммуникативного задания постепенно увеличивается количество реплик, диалог преобразуется в полилог, вовлекая в процесс общения все больше студентов группы.

Ролевой диалог предполагает групповую работу, в нем могут быть задействованы все или несколько участников учебного процесса. Студент сам выбирает, кто он -доктор или пациент, покупатель или продавец и т.д. Студенты-иностранцы, только приехавших в страну, выполняют, в первую очередь, роль студента ПО, попадающего в различные бытовые и учебные ситуации. Специфика данной ролевой игры заключается в том, что студент играет самого себя. Так происходит стимулирование студента к активному участию в общении. Максимальная приближенность к реальным речевым ситуациям, личносто-ориентированный характер диалогов - стимулируют творческую активность студентов. Ведь желание высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты личные эмоции, мысли, интересы. Предлагаемые реальные ситуации, с которыми студенты-иностранцы могут столкнуться в жизни, формируют субъективную мотивацию. У них появляется уверенность в своих силах и неограниченных возможностях.

Ролевые диалоги являются одним из наиболее эффективных видов упражнений по неподготовленному говорению и широко применяются в практике преподавания русского языка на ПО. На последующих этапах обучения студенты-иностранцы вовлекаются уже в профессиональный диалог, что помогает выработать навыки профессионального диалогического общения при решении общей проблемы, умение слушать и корректно реагировать на высказывания собеседника.

Однако необходимо учитывать тот факт, что, скажем, студенты из Китая не расположены к игре, импровизации, им непривычны ролевые игры. Это, как известно, объясняется требованием китайского менталитета. Большинство студентов из Китая, где при обучении иностранным языкам приоритетными видами речевой деятельности выступают чтение и письмо, не расположены к подобным видам работ, чего не скажешь об арабских студентах, которым нравятся эмоциональные творческие задания, где обостряется процесс умственной деятельности. Учитывая поведенческие моменты этнотипа китайцев, считается необходимым постепенно вовлекать их в интерактивную коммуникацию.

Выводы. Таким образом, ролевая игра является неотъемлемой частью методической организации урока. В основе такой игры лежат не только деловые, профессиональные предметы обсуждения.Возможны ситуативно-ролевые игры, условно названные «Чаепитие», «День рождения» и т.п. При этом хотелось бы отметить, что ведущая роль в развитии сюжета игры всегда принадлежит преподавателю, а проведение ее требует тщательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и студентов. Вообще, интерактивное общение преподавателя и студенческой группы безгранично: каждый преподаватель может самостоятельно придумать новые темы и формы работы с аудиторией. При этом не следует забывать, что суть интерактивного обучения состоит не только в организации учебного процесса таким образом, чтобы все студенты оказывались вовлеченными в процесс усвоения учебного материала, необходим обмен знаниями, идеями; организация интерактивного обучения - это совместная учебная деятельность, в которой иностранный студент является активным участником «диалога» культур. Как показывает практика, только в этом случае учебный процесс дает импульс для интеллектуальной деятельности. При интерактивной методике, в центре которой естественные ситуации, организующие и стимулирующие обучающихся, достигается высокий уровень мотивации при обучении РКИ. Общаясь между собой на занятиях, студенты-иностранцы не только выполняют определенные ролевые функции, у них появляется уверенность в том, что они могут общаться на иностранном языке, что в свою очередь, повышает эффективность занятий.

Список литературы

1. Горбенко А. М. Основные направления ориентации образования иностранных студентов на подготовительном факультете/ А. М. Горбенко, Н. И. Никоненко, С. В. Черняк //Реализация традиционных методов и поиск инноваций в процессе подготовки иностранных студентов в современном высшем учебном заведении: Международная научно-методическая конференция. - Х.: НТУ «ХПИ», 2008. - С. 11-15.

2. Диденко И. А. Интерактивные возможности игры при обучении русскому языку/И. А. Диденко, С. В. Заборовская // Реализация традиционных методов и поиск инноваций в процессе подготовки иностранных студентов в современном высшем учебном заведении: Международная научно-методическая конференция. - Х.: НТУ «ХПИ», 2008. - С. 79-83.

3. Дубовая Г. И. Использование игрового материала в процессе обучения иностранных граждан русскому языку/Г. И. Дубовая //Реализация традиционных методов и поиск инноваций в процессе подготовки иностранных студентов в современном высшем учебном заведении: Международная научно-методическая конференция. - Х.: НТУ «ХПИ», 2008. - С. 74-76.

4. Дубовая Г. И. Урок-игра как активизация деятельности иностранных учащихся в усвоении языкового материала/Г. И. Дубовая //Преподавание языков в высших учебных заведениях на современном этапе. Межпредметные связи: Тезисы XV Международной научно-практической конференции. - Харьков: Изд-во ХНУ имени В. Н. Ка-разина, 2011. - С. 120-123.

5. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам/ Г. А. Китайгородская. - М.: МГУ, 1986. - 176 с.

6. Токун И.И. О ролевой игре с использованием опорного материала / И. И. То-кун//Актуальные проблемы обучения иностранных студентов. Материалы юбилейной десятой межвузовской научно-практической конференции. - Днепропетровск, 2008. - С.163-165.

7. Черная С. И. Организация ролевой игры на занятиях с иностранными студентами/ С. И.Черная // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Днепропетровск, 2011. - С.220-222.

8. Шкурко Е. В. Методическое пособие по развитию речи (для студентов-иностранцев подготовительного факультета)/Е. В. Шкурко, Н. Ю. Козырева. - Днепропетровск: ДНУ, 2005. - 88 с.

Козирева Н. Ю. Рольова гра як один i3 3aco6iB штерактивного навчання //

Учение затсю Тавр1ческого национального утверстета ¡м. В.1. Вернадского. Сер1я «Фтолог1я. Сощальш комумкацИ'». - 2012. - Т. 25 (64). - № 1. Частина 2. - С. 289-293.

У статт1 розглядаеться рольова гра як найбыьш ефективний зааб штерактивного навчання РК1.

Ключовi слова: ттерактивне навчання РК1, рольова гра, рольовий д1алог, ¡грове стлкування, реальм ситуацИ', суб'ективна мотиващя.

Kozireva N. Y. Role play as way of interactive teaching // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». - 2012. - V.25 (64). - № 1. Part 2. - P. 289-293.

The article deals with the role play as the most effective method of interactive teaching Russian as a foreign language.

Key words: interactive teaching of Russian as a foreign language, role play, role dialogue, play communication, real situations, subjective motivation.

Поступила в редакцию 12.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.