7. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Вып. I / гл. ред. И. В. Романова. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. - 144 с.
8. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. - 2008. - № 3. - С. 21-26.
9. Олейникова, О. Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие / О. Н. Олейникова, А А. Муравтева., Е. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. - М.: Альфа-М, 2005. - 160 с. - URL: http://bib.convdocs.org/ (дата обращения: 05.09.2016).
10. Напалкова, М. В. Деловая игра как активный метод обучения / М. В. Напалкова // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С. 17-20.
11. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Е. А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 320 с.
12. Неверова, А. В. Использование деловых игр в учебном процессе для повышения мотивации к профессиональному росту /
A. В. Неверова // Молодой учёный. - 2011. - № 7. - Т. 2. - С. 108-110.
13. Морозова, С. Н. Активные методы обучения / С. Н. Морозова. - URL: http://www.lengto.ru/publ/prepodavanie_ija_v_ uslovijakh_ realizacii_fgos/aktivnye_metody_obuchenija/19-1-0-240 (дата обращения: 09.09.2015).
14. Васина, Е. Р. Использование активных методов обучения при реализации ФГОС СПО нового поколения / Е. Р. Васина. - URL: http://multiurok.ru/pediator/blog/ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-pri-riealizatsii-fgos-spo-novogo-pokolieniia.html (дата обращения: 09.09.2015).
15. Антонов, В. П. Нестандартные формы школьных уроков: путешествие по стране «Причастие» (интегрированный урок-обобщение) /
B. П. Антонов, В. В. Массанов // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 75-летию высшего филологического образования в Республике Хакасия, 24-25 ноября 2014 г., г. Абакан / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2014. - С. 164-172.
© Назаренко Т. А., 2015
УДК 796.015.132
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ХАКАССКОГО НАРОДА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Т. А. Швалёва1, Е. И. Ларионова1
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Хакасская национальная гимназия-интернат им Н. Ф. Катанова
В статье освещается вопрос об обычаях и традициях воспитания подрастающего поколения, исторически сложившихся в хакасской народной педагогике. Обращение к исследованию данной проблемы продолжает оставаться актуальной и в настоящее время ввиду недостаточной её изученности, а также в целях возрождения и актуализации многих утраченных традиций семейного воспитания у различных этносов. В связи с этим в работе рассматриваются принципы воспитания детей от грудного возраста до зрелой поры, веками выработанные в практике семейного воспитания и обучения хакасского народа и исторически сложившиеся в этнопедагогике данного народа.
Ключевые слова: этнопедагогика, воспитание, традиции, обряды, обычаи, физические качества, культурные ценности, подвижные игры и состязания.
Исследование вопроса об обычаях и традициях в обществе, в том числе обычаях и традициях народной педагогики, и их социальной роли уходит корнями в глубину человеческой истории. Предметом данного исследования являются обычаи и традиции хакасского народа, сложившиеся в этнопедагогике этого народа в сфере воспитания подрастающего поколения. Одним из основополагающих принципов народной педагогики, несомненно, следует назвать воспитание ребёнка (шире - человека) реальной жизнью. Названный принцип можно считать наиболее ценным положением этнопедагогики, которая в воспитании детей опирается на национальную культуру народа, народные традиции, обычаи и обряды.
Актуальность своего исследования связываем с тем, что в России с началом перестроечных процессов 1991-1999 годов явственно проявился духовно-нравственный кризис в общественном сознании, в том числе в воспитании подрастающего поколения. Своевременным в отношении сказанного полагаем принятие в октябре 1000 года рассчитанной на период до 1015 года «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», в которой утверждается приоритет образования в государственной политике и определяются стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества. Данный государственный документ отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России. В качестве одной из целей образования в Доктрине признаётся необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Государство берёт на себя функции обеспечения необходимых условий для «воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону», «гармонизации национальных и этнокультурных отношений», «сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [1].
Важным шагом вперёд в этническом развитии, или, выражаясь словами из названного документа, в «сохранении и поддержке этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических
традиций их культур», представляет интерес изучение традиций любого народа, в нашем случае хакасского этноса, в воспитании детей [2, с. 126].
В исследованиях многих учёных, занимающихся проблемами народной педагогики, отражается мнение, что обычаи и традиции народа являются традиционными средствами воспитания подрастающих поколений. Через традиции народ приобщает будущие поколения к культуре своего этноса, его обычаям, преданиям, легендам, песням, элементам танца, национальным костюмам - всему тому, что составляет богатство этноса, его корни и истоки (см., например, работу Г. Н. Волкова: [3, с. 213]). По мнению историка и этнографа В. Я. Бутанаева, обычаи и обряды хакасов связаны с ранними религиозными верованиями в области представлений об окружающей природе, человеке и обществе; однако до сих пор, обоснованно утверждает этот учёный, названные вопросы изучены наукой недостаточно [4, с. 6].
Целью нашей работы является изучение религиозно-обрядовой культуры хакасского народа и её влияния на воспитание подрастающего поколения.
Главная цель народной педагогики - сохранение исторической памяти, исторического бессмертия народа. В традициях, наверное, любого этноса бытует убеждение, что в детях заключена возможность достижения указанной цели и реализация самых высоких помыслов народа. В хакасской пословице по этому поводу говорится следующее: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках». Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа, заключается в детях - в детях, хорошо воспитанных, гласит народная мудрость (см. ещё одно мудрое высказывание: «Воспитание - бесценное богатство»). Из сказанного следует, что в воспитании подрастающих поколений, подготовке их к деятельной жизни для народа состоит смысл общественного существования самого народа.
Сохранение здорового поколения, физически полноценного человека поддерживается ещё экзогамией (от гр. exo 'снаружи, вне' и gamos 'брак') - обычаем, запрещающим браки внутри определённой общественной группы, например, рода [5, с. 701]. Почти у любого народа существует закон, запрещающий членам одного и того же рода вступать между собой в брак.
Воспитательная система хакасского народа, как и любого другого этноса, направлена на формирование социально-культурного континуума, в котором человек живёт, находясь в неразрывных семейно-родственных, племенных, этнических и других связях, а также на формирование культурной среды. В этой веками отлаженной программе детально разработаны принципы воспитания и обучения с момента зачатия ребёнка и обращения с ним до признания его сложившейся личностью, в которых переплетены народная педагогика и религиозные мировоззрения народа [6, с. 92].
Исследования учёных-тюркологов, прежде всего этнографов, в частности В. Я. Бутанаева, выявили, что у хакасского народа поощрялась многодетность. Хакасская пословица гласит: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Женщине, которая родила и вырастила девять сыновей, даже разрешалось ездить верхом на освящённой шаманом лошади, служившей оберегом для скота.
Рождение ребёнка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа. Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Ымай, живущей в верхнем мире. В народном представлении зарождение ребёнка происходит в печени, там, где сосредоточиваются такие эмоциональные чувства, как радость и печаль. Душа ещё не родившегося ребёнка, впоследствии младенца считалась весьма ранимой. Поэтому существовало большое количество запретов и предписаний для беременных женщин, рожениц и матерей. Будущим матерям запрещалось перешагивать через аркан или верёвку, присутствовать на похоронах и поминках, стоять в дверях и т. д. После рождения ребёнка обмывали теплой солёной водой с молоком. Хакасы были уверены, что новорождённый, выкупанный в солёной воде, в жаркие дни не будет испытывать жажду. Для того чтобы тело было крепким, после каждого купания младенца смазывали сметаной. У хакасов при рождении в семье близнецов существовал такой обычай: целую берёзовую веточку разделяли пополам и на одной части перерезали пуповину первому младенцу, а на другой - второму. Их послед также разрезали пополам и хранили в двух разных местах вместе с указанной веточкой. Если так не сделать, то считалось, что при смерти одного близнеца умрёт и другой. Вероятно, это связано с тем, что близнецы считались у хакасов как бы единым целым, отчего и требовалось подобное ритуальное разделение. На третий день после рождения ребёнка проводили празднование отпавшей пуповины, а примерно через три месяца проводили именины, давая ребёнку имя [6, с. 93].
У хакасского народа сложился свой цикл праздников и обрядов, связанных с принятием нового человека в общество: «кш тойы» (праздник отпавшей пуповины и захоронения последа), «пизш тойы» (праздник укладывания ребёнка в колыбель), «пала тойы» (именины), «Ымай тойы» (праздник в честь богини Умай), «тк тойы» (праздник прорезывания первых зубов), «юстк тойы» (праздник первого срезания волос), обряд разрезания пут (когда малыш делал первые самостоятельные шаги). В традиционном мировоззрении хакасов считалось, что до трёхлетнего возраста дети находятся в пограничном состоянии между тем миром, откуда пришла их душа, и миром людей. В связи с этим необходимо было соблюдать систему мер и предосторожностей по защите здоро-
вья ребёнка. В первую очередь ребёнка защищала сама мать, защитниками также выступали ангел-хранитель, колыбель, обереги. Одной из мер предосторожности являлось наречение ребёнка «плохим» именем, чтобы нечистая сила не проявила интерес к нему. Традиционная хакасская колыбель (пубай, пизш) по своей конструкции в целом не отличалась от колыбелей других народов Южной Сибири. Она являлась напольной, с дугой в верхней части и бортами. Ребёнок фиксировался в ней при помощи ремня. Колыбель была окружена различными оберегами, чтобы злые духи не смогли повредить ребёнку, в качестве которых выступали нож или ножницы, раковины каури, маленький лук со стрелами, а у северных хакасов ещё и модели птиц, щепки от разбитого молнией дерева. В «необжитую» колыбель ребёнка не клали: если она была совершенно новой, то первоначально сажали в неё щенка или кошку. Как правило, в одной колыбели вырастали все дети одной семьи [4, с. 48].
Х. Д.-Н. Ооржак, занимающийся, в частности, изучением содержательной стороны физической культуры народов Южной Сибири, пишет, что, начиная с грудного возраста, ребёнок воспринимал культуру своего народа через колыбельные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. В хакасских семьях не было принято физически наказывать детей. Считалось, что ребёнку из-за отсутствия у него жизненного опыта допускается совершать ошибки и он сам должен их исправлять. Детям постоянно внушалось, что они не должны в жизни совершать плохих дел, например, таких, как воровство, убийство, клевета, ложь, зависть к другим, злоба и пр. С детства детей приучали почитать предков, приветствовать старших, не вмешиваться в беседу взрослых, оказывать услугу, не ожидая похвалы, и т. д. С трёх-пяти лет отношение к ребёнку, по всей видимости, менялось. Пройдя систему обрядов, приобщавших его к общественной жизни, ребёнок превращался из «природного существа» в «существо социальное». Представление о некой «гражданской состоятельности» трёхлетнего ребёнка отразилось в этической системе разных тюркских народов [7, с. 77].
Важной частью детского мира являлись игры и игрушки. Игры хакасских детей были связаны с хозяйственными занятиями взрослых. Наиболее часто можно было встретить игрушки из астрагалов и костяных бабок домашних животных, которые накапливались в каждой семье. Астрагалы символизировали лошадей, овец, коров и других животных, составляя целые стада и табуны маленьких «хозяев». Дети кормили, поили, перегоняли свои стада и отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов. Также у хакасских детей были игрушки, вырезанные из дерева, толстой коры деревьев, тканей.
Обратим внимание на высказывания В. Ф. Бурова о роли хакасских детских игровых предметов. Исследователь отмечает, что игрушки и игровые принадлежности ребёнка были призваны решать определённые воспитательные и образовательные задачи: уже в трёх-четырёхлетнем возрасте дети в хакасских семьях учились кидать лёгкий аркан, а в пять-семь лет осваивали стрельбу из лука - вначале по мишеням, а потом и при ловле рыбы и мелких животных (птиц, белок, бурундуков). Следовательно, можно говорить, что игры и «тренировочные» упражнения по стрельбе способствовали развитию силы рук и плечевого пояса, а в связи с тем, что за стрелами нужно было бегать, развивали также быстроту и выносливость [8].
В XVШ-XIX вв. значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота, которая была чисто мужским занятием. Охотиться уходили обычно артелями и брали с собой подростков, во время охоты все жили в одном балагане. Согласно обычному праву, всю добычу члены артели после охоты делили между собой поровну. По представлениям хакасов, таёжные звери были скотом духов - «горных хозяев». Охотники вечерам в балагане обязательно играли на двухструнном инструменте - «хомысе» и рассказывали сказки: считалось, что «горные хозяева» любили слушать музыку и за представленное удовольствие посылали добычу [7, с. 26].
Одним из главных средств воспитания в хакасских семьях, впрочем, как и у любого народа, являлся физический труд. Мальчиков с малого возраста сажали в седло, лет с семи-восьми они начинали пасти скот. В подростковом возрасте взрослые обучали их косить сено и охотиться. Девочки обучались у матерей и старших сестёр тонкостям женского труда: выделке шкур, ткачеству, приготовлению различных блюд и пр. К шестнадцати-семнадцати годам считалось, что дети становятся взрослыми и их готовили к супружеской жизни.
Молодое поколение, воспитанное на национальных устоях и традициях, обрядах и обычаях, национальных играх, отражало социальную жизнь народа. Ребёнка с малых лет приобщали к различным видам хозяйственной деятельности: охоте, скотоводству, рыболовству, ведению домашнего хозяйства и пр. Например, в далёком прошлом хакасские дети ловили рыбу, стреляя в неё из лука, пасли скот и пр., и эти необходимые для жизненных ситуаций навыки отразились в содержании многих детских игр: «Попади стрелой в усача», «Невод», «Рыбаки и сети», «Ловля рыбы», «Поймай щуку». В содержании таких игр, как «Гонки на лошадях», «Табунщики», отражаются умения ухаживать за лошадью и управлять ею. В некоторых играх прослеживается основная производственная деятельность кочевников: «Зааркань лося», «Стойбище». В играх «Поймай белку», «На медведя с рогатиной», «Медведь и пень», «Поймай в ловушку соболя», «Волк в капкане» содержатся признаки охотничьего промысла. Такие игры, как «Дом», «Приход гостей», «Подготовка к свадьбе», отражают быт и традиции народа. Таким образом, в многообъемлющий круг игровой деятельности, соответственно современным
понятиям, стало входить всё, начиная от детской игры с палочками, камушками, беганья, прятанья, до воспроизведения трудовых операций, промыслов, общественных отношений и нравственного поведения в социальной жизни народа [9, с. 90].
Рассматривая различные стороны изучаемой проблемы, можно сделать заключение, что традиции и обряды имеют важное воспитательное значение в жизни народа: осознавая, воспринимая и перенимая их, ребёнок усваивает бесценный общечеловеческий опыт, формирует нравственные нормы своего поведения, сохраняет культурно-игровые ценности этноса, его традиции и обычаи, развивает и совершенствует собственные психические функции, двигательный опыт старших поколений и т. д. В настоящее время, когда в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в нашей республике, идёт активный поиск путей к возрождению национальной культуры, интерес к изучению культуры, обычаев, традиций разных этносов является весьма актуальным.
Библиографический список
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/231200 (дата обращения: 09.09.2015).
2. Султанбаева К. И. Н. Ф. Катанов - выдающийся учёный, востоковед, тюрколог, просветитель: монография. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 144 с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. И. Т. Огородникова. - Чебоксары, 1974. - 376 с.
4. Бутанаев, В. Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков / В. Я. Бутанаев, Ч. В. Монгуш. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. - 138 с.
5. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.
6. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1996. - 224 с.
7. Ооржак, Х. Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири / Х. Д.-Н. Ооржак. - Кызыл, Тувинское книжное изд-во, 1995. - 227 с.
8. Буров, В. Ф. Живая старина / В. Ф. Буров. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2010. - 138 с.
9. Швалёва Т. А. Национальные игры и состязания в традиционном физическом воспитании хакасского народа: монография. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 180 с.
© Швалёва Т. А., Ларионова Е. И., 2015