Научная статья на тему 'Обычаи и традиции хакасского народа в воспитании подрастающего поколения'

Обычаи и традиции хакасского народа в воспитании подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ОБРЯДЫ / RITUALS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL ABILITIES / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ / OUTDOOR GAMES AND COMPETITIONS / ETHNOPEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалёва Тамара Алексеевна, Ларионова Елена Ивановна

В статье освещается вопрос об обычаях и традициях воспитания подрастающего поколения, исторически сложившихся в хакасской народной педагогике. Обращение к исследованию данной проблемы продолжает оставаться актуальной и в настоящее время ввиду недостаточной её изученности, а также в целях возрождения и актуализации многих утраченных традиций семейного воспитания у различных этносов. В связи с этим в работе рассматриваются принципы воспитания детей от грудного возраста до зрелой поры, веками выработанные в практике семейного воспитания и обучения хакасского народа и исторически сложившиеся в этнопедагогике данного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khakas People’s Customs and Traditions in the Education of the Younger Generation

The article highlights the issue of customs and traditions of upbringing of the younger generation, historically used in Khakas folk pedagogy. The research of this issue continues to be relevant in the present time due to insufficient knowledge of it, Also it is important for the purpose of reviving and updating many of the lost traditions of family education in different ethnic groups. In this regard, the paper examines the principles of child-rearing from infancy to mature age and the practice of family education of the Khakas people which have been developed over centuries and have been historically established in the ethno-pedagogy of this people.

Текст научной работы на тему «Обычаи и традиции хакасского народа в воспитании подрастающего поколения»

7. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Вып. I / гл. ред. И. В. Романова. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. - 144 с.

8. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. - 2008. - № 3. - С. 21-26.

9. Олейникова, О. Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие / О. Н. Олейникова, А А. Муравтева., Е. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. - М.: Альфа-М, 2005. - 160 с. - URL: http://bib.convdocs.org/ (дата обращения: 05.09.2016).

10. Напалкова, М. В. Деловая игра как активный метод обучения / М. В. Напалкова // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С. 17-20.

11. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Е. А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 320 с.

12. Неверова, А. В. Использование деловых игр в учебном процессе для повышения мотивации к профессиональному росту /

A. В. Неверова // Молодой учёный. - 2011. - № 7. - Т. 2. - С. 108-110.

13. Морозова, С. Н. Активные методы обучения / С. Н. Морозова. - URL: http://www.lengto.ru/publ/prepodavanie_ija_v_ uslovijakh_ realizacii_fgos/aktivnye_metody_obuchenija/19-1-0-240 (дата обращения: 09.09.2015).

14. Васина, Е. Р. Использование активных методов обучения при реализации ФГОС СПО нового поколения / Е. Р. Васина. - URL: http://multiurok.ru/pediator/blog/ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-pri-riealizatsii-fgos-spo-novogo-pokolieniia.html (дата обращения: 09.09.2015).

15. Антонов, В. П. Нестандартные формы школьных уроков: путешествие по стране «Причастие» (интегрированный урок-обобщение) /

B. П. Антонов, В. В. Массанов // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 75-летию высшего филологического образования в Республике Хакасия, 24-25 ноября 2014 г., г. Абакан / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2014. - С. 164-172.

© Назаренко Т. А., 2015

УДК 796.015.132

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ХАКАССКОГО НАРОДА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Т. А. Швалёва1, Е. И. Ларионова1

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Хакасская национальная гимназия-интернат им Н. Ф. Катанова

В статье освещается вопрос об обычаях и традициях воспитания подрастающего поколения, исторически сложившихся в хакасской народной педагогике. Обращение к исследованию данной проблемы продолжает оставаться актуальной и в настоящее время ввиду недостаточной её изученности, а также в целях возрождения и актуализации многих утраченных традиций семейного воспитания у различных этносов. В связи с этим в работе рассматриваются принципы воспитания детей от грудного возраста до зрелой поры, веками выработанные в практике семейного воспитания и обучения хакасского народа и исторически сложившиеся в этнопедагогике данного народа.

Ключевые слова: этнопедагогика, воспитание, традиции, обряды, обычаи, физические качества, культурные ценности, подвижные игры и состязания.

Исследование вопроса об обычаях и традициях в обществе, в том числе обычаях и традициях народной педагогики, и их социальной роли уходит корнями в глубину человеческой истории. Предметом данного исследования являются обычаи и традиции хакасского народа, сложившиеся в этнопедагогике этого народа в сфере воспитания подрастающего поколения. Одним из основополагающих принципов народной педагогики, несомненно, следует назвать воспитание ребёнка (шире - человека) реальной жизнью. Названный принцип можно считать наиболее ценным положением этнопедагогики, которая в воспитании детей опирается на национальную культуру народа, народные традиции, обычаи и обряды.

Актуальность своего исследования связываем с тем, что в России с началом перестроечных процессов 1991-1999 годов явственно проявился духовно-нравственный кризис в общественном сознании, в том числе в воспитании подрастающего поколения. Своевременным в отношении сказанного полагаем принятие в октябре 1000 года рассчитанной на период до 1015 года «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», в которой утверждается приоритет образования в государственной политике и определяются стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества. Данный государственный документ отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России. В качестве одной из целей образования в Доктрине признаётся необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Государство берёт на себя функции обеспечения необходимых условий для «воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону», «гармонизации национальных и этнокультурных отношений», «сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [1].

Важным шагом вперёд в этническом развитии, или, выражаясь словами из названного документа, в «сохранении и поддержке этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических

традиций их культур», представляет интерес изучение традиций любого народа, в нашем случае хакасского этноса, в воспитании детей [2, с. 126].

В исследованиях многих учёных, занимающихся проблемами народной педагогики, отражается мнение, что обычаи и традиции народа являются традиционными средствами воспитания подрастающих поколений. Через традиции народ приобщает будущие поколения к культуре своего этноса, его обычаям, преданиям, легендам, песням, элементам танца, национальным костюмам - всему тому, что составляет богатство этноса, его корни и истоки (см., например, работу Г. Н. Волкова: [3, с. 213]). По мнению историка и этнографа В. Я. Бутанаева, обычаи и обряды хакасов связаны с ранними религиозными верованиями в области представлений об окружающей природе, человеке и обществе; однако до сих пор, обоснованно утверждает этот учёный, названные вопросы изучены наукой недостаточно [4, с. 6].

Целью нашей работы является изучение религиозно-обрядовой культуры хакасского народа и её влияния на воспитание подрастающего поколения.

Главная цель народной педагогики - сохранение исторической памяти, исторического бессмертия народа. В традициях, наверное, любого этноса бытует убеждение, что в детях заключена возможность достижения указанной цели и реализация самых высоких помыслов народа. В хакасской пословице по этому поводу говорится следующее: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках». Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа, заключается в детях - в детях, хорошо воспитанных, гласит народная мудрость (см. ещё одно мудрое высказывание: «Воспитание - бесценное богатство»). Из сказанного следует, что в воспитании подрастающих поколений, подготовке их к деятельной жизни для народа состоит смысл общественного существования самого народа.

Сохранение здорового поколения, физически полноценного человека поддерживается ещё экзогамией (от гр. exo 'снаружи, вне' и gamos 'брак') - обычаем, запрещающим браки внутри определённой общественной группы, например, рода [5, с. 701]. Почти у любого народа существует закон, запрещающий членам одного и того же рода вступать между собой в брак.

Воспитательная система хакасского народа, как и любого другого этноса, направлена на формирование социально-культурного континуума, в котором человек живёт, находясь в неразрывных семейно-родственных, племенных, этнических и других связях, а также на формирование культурной среды. В этой веками отлаженной программе детально разработаны принципы воспитания и обучения с момента зачатия ребёнка и обращения с ним до признания его сложившейся личностью, в которых переплетены народная педагогика и религиозные мировоззрения народа [6, с. 92].

Исследования учёных-тюркологов, прежде всего этнографов, в частности В. Я. Бутанаева, выявили, что у хакасского народа поощрялась многодетность. Хакасская пословица гласит: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Женщине, которая родила и вырастила девять сыновей, даже разрешалось ездить верхом на освящённой шаманом лошади, служившей оберегом для скота.

Рождение ребёнка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа. Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Ымай, живущей в верхнем мире. В народном представлении зарождение ребёнка происходит в печени, там, где сосредоточиваются такие эмоциональные чувства, как радость и печаль. Душа ещё не родившегося ребёнка, впоследствии младенца считалась весьма ранимой. Поэтому существовало большое количество запретов и предписаний для беременных женщин, рожениц и матерей. Будущим матерям запрещалось перешагивать через аркан или верёвку, присутствовать на похоронах и поминках, стоять в дверях и т. д. После рождения ребёнка обмывали теплой солёной водой с молоком. Хакасы были уверены, что новорождённый, выкупанный в солёной воде, в жаркие дни не будет испытывать жажду. Для того чтобы тело было крепким, после каждого купания младенца смазывали сметаной. У хакасов при рождении в семье близнецов существовал такой обычай: целую берёзовую веточку разделяли пополам и на одной части перерезали пуповину первому младенцу, а на другой - второму. Их послед также разрезали пополам и хранили в двух разных местах вместе с указанной веточкой. Если так не сделать, то считалось, что при смерти одного близнеца умрёт и другой. Вероятно, это связано с тем, что близнецы считались у хакасов как бы единым целым, отчего и требовалось подобное ритуальное разделение. На третий день после рождения ребёнка проводили празднование отпавшей пуповины, а примерно через три месяца проводили именины, давая ребёнку имя [6, с. 93].

У хакасского народа сложился свой цикл праздников и обрядов, связанных с принятием нового человека в общество: «кш тойы» (праздник отпавшей пуповины и захоронения последа), «пизш тойы» (праздник укладывания ребёнка в колыбель), «пала тойы» (именины), «Ымай тойы» (праздник в честь богини Умай), «тк тойы» (праздник прорезывания первых зубов), «юстк тойы» (праздник первого срезания волос), обряд разрезания пут (когда малыш делал первые самостоятельные шаги). В традиционном мировоззрении хакасов считалось, что до трёхлетнего возраста дети находятся в пограничном состоянии между тем миром, откуда пришла их душа, и миром людей. В связи с этим необходимо было соблюдать систему мер и предосторожностей по защите здоро-

вья ребёнка. В первую очередь ребёнка защищала сама мать, защитниками также выступали ангел-хранитель, колыбель, обереги. Одной из мер предосторожности являлось наречение ребёнка «плохим» именем, чтобы нечистая сила не проявила интерес к нему. Традиционная хакасская колыбель (пубай, пизш) по своей конструкции в целом не отличалась от колыбелей других народов Южной Сибири. Она являлась напольной, с дугой в верхней части и бортами. Ребёнок фиксировался в ней при помощи ремня. Колыбель была окружена различными оберегами, чтобы злые духи не смогли повредить ребёнку, в качестве которых выступали нож или ножницы, раковины каури, маленький лук со стрелами, а у северных хакасов ещё и модели птиц, щепки от разбитого молнией дерева. В «необжитую» колыбель ребёнка не клали: если она была совершенно новой, то первоначально сажали в неё щенка или кошку. Как правило, в одной колыбели вырастали все дети одной семьи [4, с. 48].

Х. Д.-Н. Ооржак, занимающийся, в частности, изучением содержательной стороны физической культуры народов Южной Сибири, пишет, что, начиная с грудного возраста, ребёнок воспринимал культуру своего народа через колыбельные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. В хакасских семьях не было принято физически наказывать детей. Считалось, что ребёнку из-за отсутствия у него жизненного опыта допускается совершать ошибки и он сам должен их исправлять. Детям постоянно внушалось, что они не должны в жизни совершать плохих дел, например, таких, как воровство, убийство, клевета, ложь, зависть к другим, злоба и пр. С детства детей приучали почитать предков, приветствовать старших, не вмешиваться в беседу взрослых, оказывать услугу, не ожидая похвалы, и т. д. С трёх-пяти лет отношение к ребёнку, по всей видимости, менялось. Пройдя систему обрядов, приобщавших его к общественной жизни, ребёнок превращался из «природного существа» в «существо социальное». Представление о некой «гражданской состоятельности» трёхлетнего ребёнка отразилось в этической системе разных тюркских народов [7, с. 77].

Важной частью детского мира являлись игры и игрушки. Игры хакасских детей были связаны с хозяйственными занятиями взрослых. Наиболее часто можно было встретить игрушки из астрагалов и костяных бабок домашних животных, которые накапливались в каждой семье. Астрагалы символизировали лошадей, овец, коров и других животных, составляя целые стада и табуны маленьких «хозяев». Дети кормили, поили, перегоняли свои стада и отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов. Также у хакасских детей были игрушки, вырезанные из дерева, толстой коры деревьев, тканей.

Обратим внимание на высказывания В. Ф. Бурова о роли хакасских детских игровых предметов. Исследователь отмечает, что игрушки и игровые принадлежности ребёнка были призваны решать определённые воспитательные и образовательные задачи: уже в трёх-четырёхлетнем возрасте дети в хакасских семьях учились кидать лёгкий аркан, а в пять-семь лет осваивали стрельбу из лука - вначале по мишеням, а потом и при ловле рыбы и мелких животных (птиц, белок, бурундуков). Следовательно, можно говорить, что игры и «тренировочные» упражнения по стрельбе способствовали развитию силы рук и плечевого пояса, а в связи с тем, что за стрелами нужно было бегать, развивали также быстроту и выносливость [8].

В XVШ-XIX вв. значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота, которая была чисто мужским занятием. Охотиться уходили обычно артелями и брали с собой подростков, во время охоты все жили в одном балагане. Согласно обычному праву, всю добычу члены артели после охоты делили между собой поровну. По представлениям хакасов, таёжные звери были скотом духов - «горных хозяев». Охотники вечерам в балагане обязательно играли на двухструнном инструменте - «хомысе» и рассказывали сказки: считалось, что «горные хозяева» любили слушать музыку и за представленное удовольствие посылали добычу [7, с. 26].

Одним из главных средств воспитания в хакасских семьях, впрочем, как и у любого народа, являлся физический труд. Мальчиков с малого возраста сажали в седло, лет с семи-восьми они начинали пасти скот. В подростковом возрасте взрослые обучали их косить сено и охотиться. Девочки обучались у матерей и старших сестёр тонкостям женского труда: выделке шкур, ткачеству, приготовлению различных блюд и пр. К шестнадцати-семнадцати годам считалось, что дети становятся взрослыми и их готовили к супружеской жизни.

Молодое поколение, воспитанное на национальных устоях и традициях, обрядах и обычаях, национальных играх, отражало социальную жизнь народа. Ребёнка с малых лет приобщали к различным видам хозяйственной деятельности: охоте, скотоводству, рыболовству, ведению домашнего хозяйства и пр. Например, в далёком прошлом хакасские дети ловили рыбу, стреляя в неё из лука, пасли скот и пр., и эти необходимые для жизненных ситуаций навыки отразились в содержании многих детских игр: «Попади стрелой в усача», «Невод», «Рыбаки и сети», «Ловля рыбы», «Поймай щуку». В содержании таких игр, как «Гонки на лошадях», «Табунщики», отражаются умения ухаживать за лошадью и управлять ею. В некоторых играх прослеживается основная производственная деятельность кочевников: «Зааркань лося», «Стойбище». В играх «Поймай белку», «На медведя с рогатиной», «Медведь и пень», «Поймай в ловушку соболя», «Волк в капкане» содержатся признаки охотничьего промысла. Такие игры, как «Дом», «Приход гостей», «Подготовка к свадьбе», отражают быт и традиции народа. Таким образом, в многообъемлющий круг игровой деятельности, соответственно современным

понятиям, стало входить всё, начиная от детской игры с палочками, камушками, беганья, прятанья, до воспроизведения трудовых операций, промыслов, общественных отношений и нравственного поведения в социальной жизни народа [9, с. 90].

Рассматривая различные стороны изучаемой проблемы, можно сделать заключение, что традиции и обряды имеют важное воспитательное значение в жизни народа: осознавая, воспринимая и перенимая их, ребёнок усваивает бесценный общечеловеческий опыт, формирует нравственные нормы своего поведения, сохраняет культурно-игровые ценности этноса, его традиции и обычаи, развивает и совершенствует собственные психические функции, двигательный опыт старших поколений и т. д. В настоящее время, когда в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в нашей республике, идёт активный поиск путей к возрождению национальной культуры, интерес к изучению культуры, обычаев, традиций разных этносов является весьма актуальным.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/231200 (дата обращения: 09.09.2015).

2. Султанбаева К. И. Н. Ф. Катанов - выдающийся учёный, востоковед, тюрколог, просветитель: монография. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 144 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. И. Т. Огородникова. - Чебоксары, 1974. - 376 с.

4. Бутанаев, В. Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков / В. Я. Бутанаев, Ч. В. Монгуш. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. - 138 с.

5. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

6. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1996. - 224 с.

7. Ооржак, Х. Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири / Х. Д.-Н. Ооржак. - Кызыл, Тувинское книжное изд-во, 1995. - 227 с.

8. Буров, В. Ф. Живая старина / В. Ф. Буров. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2010. - 138 с.

9. Швалёва Т. А. Национальные игры и состязания в традиционном физическом воспитании хакасского народа: монография. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 180 с.

© Швалёва Т. А., Ларионова Е. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.