Научная статья на тему 'Воспитательная роль физической культуры в этнопедагогике хакасского народа'

Воспитательная роль физической культуры в этнопедагогике хакасского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / ОБРЯДЫ / RITUALS / РОДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRIBAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалёва Тамара Алексеевна

В статье раскрывается значение народной физической культуры как средства воспитания, развития и обучения молодого поколения. Отдельное внимание обращается на роль семейного воспитания, основанного на народных традициях, обрядах, ритуалах. Анализируются взгляды ведущих учёных по изучаемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Role of Physical Culture in Ethnopedagogics of the Khakas People

The article reveals the value of people's physical culture as a means of education, development and training of the younger generation. Special attention is drawn to the role of family education based on the national traditions, rites, rituals. Views of the leading scientists on the study of the problem are analyzed.

Текст научной работы на тему «Воспитательная роль физической культуры в этнопедагогике хакасского народа»

Библиографический список

1. Львова, С. И. Русский язык: обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 классы / С. И. Львова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.

2. Острикова, Т. А. Обучение учащихся 1У-У1 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Острикова. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 188 с. (см. также: ta-ostrikova.tumblr.com/archive).

3. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1991. - 342 с.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

5. Успенский, М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: учеб. пособие / М. Б. Успенский. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 192 с.

6. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. -М.: Русское слово, 2013. - 448 с.

7. Острикова, Т. А. О системе морфемно-словообразовательных знаков / Т. А. Острикова // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Серия 5. Литературоведение. Языкознание / отв. ред. Г. И. Панова. - Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 1998. - С. 93-98.

© Чудаева Н. Л., 2016

УДК 371.487(571.513)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

ХАКАССКОГО НАРОДА

Т. А. Швалёва

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается значение народной физической культуры как средства воспитания, развития и обучения молодого поколения. Отдельное внимание обращается на роль семейного воспитания, основанного на народных традициях, обрядах, ритуалах. Анализируются взгляды ведущих учёных по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: физические упражнения, физические качества, физическая культура, воспитание, традиции, обычаи, обряды, родовое движение.

В народной педагогике среди большого разнообразия средств обучения, воспитания и развития подрастающего поколения особое место принадлежит физической культуре. Народная физическая культура, в отличие от других средств, представляет собой исторически и этнически сложившийся способ воспитания здорового молодого поколения, развития физических данных ребёнка, подростка, юноши и т. д., а также обучения их разнообразным движениям. Полагаем, что в народной педагогике нашёл применение весь арсенал средств традиционной физической культуры, накопленный за предшествующий исторический период развития того или иного народа. Считаем также, что этнической физической культуре как таковой присущи основные свойства общей культуры народа в целом.

По рассматриваемой проблеме нами изучена специальная литература, однако специальных трудов, посвя-щённых развитию физической культуры в прошлые века и в новое время на территории Хакасско-Минусинской котловины, обнаружить не удалось. В связи с отмеченным фактом считаем, что исследование данной проблемы является актуальным, позволяет в определённой мере устранить «белое пятно» в истории Хакасии вообще и в истории её этнопедагогики в частности.

Повышенный интерес к проблемам этнокультурного воспитания, в том числе в традиционной хакасской культуре и хакасской семье, обусловлен в настоящее время существенным изменением социально-экономической жизни, сменой и обновлением сложившихся социальных институтов и т. д. В этой ситуации семейный уклад оказывается единственной сферой жизни, сохранившей в известной мере свою устойчивость. В частности, по этой причине современная педагогическая наука особенно серьёзное внимание уделяет опыту семейного воспитания в традиции различных народов.

Особая роль в воспитании подрастающих поколений в традиционной культуре хакасов принадлежала как роду, так и племени. Мысли об этом находим как у дореволюционных, так и современных исследователей истории, культуры, традиций хакасского народа (А. В. Андрианов, Л. В. Анжиганова, В. Я. Бутанаев, Б. О. Долгих, В. Попов, Г. Н. Потанин, П. Чихачёв и др.). Труды этих учёных представляют несомненный интерес прежде всего с точки зрения отражения в них сведений об особенностях культуры коренного народа Хакасии. Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, народного искусства, эпоса, записок путешественников, научных трудов учёных и других источников позволяет сделать вывод о том, что на протяжении столетий этнопедагогика имеет тесную взаимосвязь с физической культурой, на формирование которой повлияли как внешние, так и внутренние факторы.

Так, по мнению Ю. И. Евсеева, внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из трёх взаимодействующих элементов: физической окружающей среды (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия); биологической окружающей среды (животный и растительный мир); социальной среды (человек, социальная группа и общество в целом). Влияние внешней среды на становление физической культуры народа весьма многогранно, так как природная среда оказывает на организм как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды наш организм получает всё необходимые для его жизнедеятельности и развития вещества;

вместе с тем наш организм получает и многочисленный поток раздражений (температура, влажность, солнечная радиация и др.), которые стремятся нарушить устоявшийся баланс внутренней среды организма. Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если его организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей среды [1].

Можно утверждать, что каждый этнос в течение своего формирования, становления и развития нашёл оптимальные способы взаимоотношения с окружающей средой, позволявшие ему не только выживать порой в очень нелёгких природных условиях, но и развиваться, двигаться вперёд, совершенствоваться. Не является исключением в этом отношении и хакасский этнос, отличительной особенностью которого является то, что он нашёл оптимальные способы взаимоотношений с окружающей средой: прежде всего это физическая тренировка и закаливание организма. Выживание в суровых сибирских условиях требовало нахождения средств защиты от воздействия неблагоприятных внешних условий (дождя, снега, ветра, больших перепад температур и т. д), а также выработки устойчивости организма к внешней среде.

Исследование социальной среды, в которой живёт подрастающее поколение того или иного этноса, представляет интерес с позиций того, как у данного народа появляются традиции и обычаи использования приёмов, средств, упражнений физической культуры, её воспитывающего компонента в ритуалах посвящения и/или инициации при переходе из одной возрастной группы в другую, свадебных ритуалах, ритуалах встречи родов и т. д.

На наш взгляд, разносторонний процесс воспитания, в том числе физического, наиболее эффективно осуществляется во взаимосвязи всех социальных структур именно в таких этносах, где наиболее сильны межсемейные, межродовые и межплеменные связи. К таким этносам, безусловно, относятся народы, исконно живущие на территории Хакасско-Минусинской котловины.

Как утверждает В. Я. Бутанаев, институт родового права, бытовавший у хакасов вплоть до начала XX века, послужил основой для возрождения родового движения в Хонгорае1 (Хакасии). Впервые после долгого перерыва в 1990 году родовую встречу провели представители сеоков (по-хакасски - «соок»), то есть родов, Абди-ных и Абумовых (сеок ах-хасха), во время которой был установлен полный перечень хакасских фамилий с их принадлежностью к тому или иному роду. Сегодня это движение получило распространение по всей республике, и встречи своих родов теперь организуют семьи Сагалаковых, Котожековых, Челтыгмашевых и многих др. Современное родовое движение хакасов - это спонтанно возникшие процессы этнической самоиндентифика-ции, одна из наиболее стабильных форм человеческого самоопределения, решающая проблемы исторического сознания человека отвечающая на вопрос, каковы истоки, исторические корни рода. Таким образом, у родового движения обнаруживается несколько взаимосвязанных целей: познакомить родственников друг с другом, установить между ними тесные связи, узнать свою родословную, изучить историю своего рода и фамилии, научить молодое поколение поклоняться родовым святыням и знать свои обряды [5].

Исследования В. Я. Бутанаева показывают, что хакасских детей с раннего детства приобщали к своему роду, иначе говоря, формировали родовую идентичность (принадлежность) через легенды, сказания, предания и т. д. У хакасского народа обязательным считалось знание истории своих предков и родословной своей семьи до седьмого колена. Такое почитание памяти предков, рода и народа в целом отражается, в частности, в пословицах и поговорках. «Корни дерева в земле, корни человека в народе» - так гласит одна из хакасских народных мудростей. Если в каком-то роде был богатырь, опытный борец или наездник, то представители этого сеока старались не терять память о таких славных людях своего рода и значительных их делах и поступках: соплеменники гордились ими, слагали о них легенды, предания, песни и т. д., которые затем передавались из поколения в поколение. В каждом сеоке имелся старший (старейшина), умудрённый жизненным опытом аксакал, пользовавшийся авторитетом у всех членов рода, служивший его объединяющим звеном. Он решал основные вопросы жизни рода [5].

О воспитании почтительного отношения к старшим, уважения к их знаниям и опыту говорят, например, следующие факты. Так, борцы, готовясь к постижению секретов народной борьбы курес, приглашали на свои тренировки сразу троих наставников: сильного соперника, опытного действующего борца (старше возрастом всех других) и седого, познавшего жизнь старика. Или при подготовке к скачкам на лошадях хозяин скакуна всегда советовался с аксакалами о состоянии скакового коня, о тонкостях ухода за ним. Такое положение дел, когда младшие, неопытные обращались за советом, помощью к старшим, опытным сородичам, было издревле заложено в традиции хакасского народа. Сохранение здорового поколения, воспитание физически полноценного человека, генетическое наследование спортивных навыков борцов дополнительно поддерживается у народов Хакасско-Минусинской котловины экзогамией (запретом браков между членами одного рода). Почти всюду на территории Южной Сибири (на Алтае, в республиках Тыва и Хакасия) существует народный закон, запрещающий членам одного и того же рода вступать между собой в брак.

Согласно сложившимся традициям у хакасов почиталась многодетная семья. Подтверждение сказанного находим в одной из хакасских пословиц, которая гласит: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Одна из главных функций семьи связана с рождением и воспитанием детей - продолжателей не только семьи, но и своего рода. Рождение детей по-хакасски называется «пала табарга» (букв. «найти ребёнка»), а воспитание - «кiзi идерге» («поставить на ноги»; букв. «сделать человеком»). Согласно представлениям

1 Об этнонимах «хонгорай», «хакас» и топонимах «Хонгарай», «Хакасия» и смежных с ними этнонимах и топонимах, см. работы [2; 3 и др.], а также дискуссию исследователей по ним см. в статьях журнала «Этнографическое обозрение» [4].

хакасов, рождённый ребёнок ещё не стал человеком, его надо сделать таким. Видимо, совсем не случайно в хакасском языке процесс воспитания будущего члена семьи и рода и человек называются одним словом - «юзЪ>, которое восходит к общетюркскому «кижи» в том же значении.

Без воспитания, то есть без подготовки подрастающих поколений к жизни, трудовой и других видов деятельности, общество не смогло бы существовать. Поскольку успехи человека в поисках средств существования во многом определялись его физическими способностями и двигательными навыками, постольку в народной педагогике физическая подготовка в воспитании молодого поколения играла одну из главных ролей. Этому способствовали зарождавшиеся традиции и обычаи того или иного народа.

В этнопедагогическом арсенале наших предков для физического воспитания подрастающих поколений была ещё одна возможность: это вовлечение ребёнка в ролевую игру. Ребёнку давали посильное для него поручение. Принимая поручение, ребёнок или группа детей брала на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия: следить, чтобы не потух костёр, собирать шишки, ягоды, ловить рыбу, стрелять из лука в зверька, охотиться на мелкую дичь и др. Именно через систему ролей у детей формируется разнообразный опыт деятельности и общественных отношений.

Самым действенным средством взаимосвязи физической культуры с семейно-трудовым воспитанием является сама жизнь, практика обучения и воспитания молодого поколения. Нет сомнения в том, что любой народ, любое здравомыслящее общество заинтересованы в том, чтобы молодое поколение росло не только всесторонне образованным и воспитанным, но и здоровым. Не было и нет необходимости заботиться об оздоровительной направленности в деятельности того народа (общества), у которого физическое воспитание неразрывно связано с самой жизнью, и такая взаимосвязь, кроме как здоровья, другого эффекта не приносит. Когда анализируешь содержание таких народных игр, как разновидности хакасских вариантов игры в шашки («тобит»), борьбы «курес», игры с костями (иначе - бабками; по-хакасски «хазых»), конные бега и скачки («аттар чарызы»), то нельзя не заметить, что они имеют верное представление о диалектике жизни.

Дидактико-педагогическая взаимосвязь физического и трудового воспитания в традиции хакасского этноса наблюдалась во всех возрастных группах: от самых маленьких и до совершеннолетних. Без длительных, систематических усилий, многократного повторения отдельных физических действий и упражнений, ребёнок или подросток не научится быстро убегать, метко попадать в цель, умело ловить рыбу, делать силки, ловко лазить по деревьям, перепрыгивать через препятствия, стрелять из лука и многому др. Результатом таких упражнений являлись сформированные устойчивые качества личности и выработанные двигательные навыки. Чем старше становились дети, чем больше и разнообразнее становился их собственный жизненный опыт, тем больше приобретался арсенал движений; соответственно у ребёнка воспитывались такие физические качества, которые требовали от него применения волевого усилия, трудолюбия, осознанного выполнения военно-физических упражнений и трудовых действий [6].

В хакасских семьях с древних времён существовали специальные формы физического воспитания, превратившиеся со временем в ритуалы. Среди них особую роль играли разные инициации. В частности, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам появились своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей, а именно обряды посвящения их во взрослых членов общества. Готовя юношей к будущим испытаниям, взрослые обучали их различным приёмам трудовой деятельности, развивая одновременно их выносливость и моральную стойкость. В родовых общинах подростки, достигшие четырнадцати лет, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться, изготовлять орудия труда, развивали волю, выносливость, приучали быть дисциплинированным, приобщали к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициации, в ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Совершеннолетием считался пятнадцатилетний возраст. Социальный статус воина определялся его принадлежностью к знатному или простому роду и племени. Строгая иерархия родов и племён, как такая же иерархия межсемейных и внутрисемейных отношений, была основополагающим принципом общественного устройства у кочевых народов Сибири.

Народы, населявшие территорию Хакасско-Минусинского края, очень рано приучали детей к выполнению трудовых обязанностей и включали их в производительный труд взрослых. Подготовка детей к труду, как было уже сказано, осуществлялась через вовлечение детей в ролевые игры. Общим для всех таких игр являлась непосредственная их связь с жизненным укладом народа: ловля птиц и рыбы, охота на мелкого зверя и т. д. Собирая съедобные плоды, охотясь на мелких животных и пр., ребёнок развивал свои силы и способности. В игре дети воспроизводили движения, характерные при собирании, охоте и другой трудовой деятельности взрослых. Старейшины рода или племени учили детей изготавливать орудия труда и боевое оружие. Например, такое хитроумное изобретение древних, как бумеранг, который летел, переворачиваясь в воздухе вокруг центра искривления, и поражал цель с самой неожиданной стороны, использовался у многих народов Южной Сибири [7].

С развитием общества совершенствовалась и физическая культура, основанная на национальных особенностях народа. Так, в играх, связанных с метанием в «условных животных» или «врага» (животное заменяли чучелом), вместо дубин и камней использовали специальные снаряды, появившиеся позднее: лук со стрелами, дротики, копья, палки, пращи, топоры. Эти снаряды использовали в играх как своеобразные пропедевтические упражнения в подготовке будущего воина. В процессе игры ребёнок или подросток, демонстрируя смелость, смекалку, выдержку, настойчивость, проявлял волевые, нравственные качества, что способствовало одновременно и развитию творческого его воображения. Со временем орудия труда совершенствовались, и они требо-

вали специальной тренировки для овладения новыми навыками; такими специальными движениями становились новые физические упражнения, применяемые как взрослыми, так и детьми. Постепенно изменялись и качественно улучшались игровые задания, формировались новые подготовительные упражнения применительно к новым орудиям труда и быта.

Археологические находки, исторические и этнографические исследования учёных (Н. Ф. Катанова, Л. Р. Кызласова, Я. И. Сунчугашева, Г. Г. Котожекова, В. Я. Бутанаева и др.) свидетельствуют, что элементы физической культуры использовались народами Южной Сибири в интересах воспитания подрастающего поколения ещё до образования здесь древнего Кыргызского государства.

Местные нормы обычаев формировали подвижные игры, развлечения, включая и традиционные состязания. В народной среде продолжали развиваться разные виды физических упражнений, игры, проводились соревнования по борьбе, бегу, прыжкам, метанию снарядов, ходьбе на лыжах, практиковались военные упражнения. Однако организованных форм физической подготовки молодого поколения в народе не наблюдалось, они сохранялись по традиции, передавались от одного поколения к другому. Обучение молодого поколения физическим упражнениям, безусловно, являлось важной составной частью воспитательной функции хакасского народа.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- народная физическая культура представляет собой исторически и этнически сложившийся способ обучения, развития и воспитания детей;

- воспитательная функция физической культуры передавалась от поколения к поколению, существенную роль в ней играли родовые устои, обряды и традиции;

- на формирование этнической физической культуры повлияли как внешние, так и внутренние факторы (физическая и социальная среда);

- в играх детей отражалась трудовая, бытовая и военная деятельность народа.

Библиографический список

1. Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учеб пособие / Ю. И. Евсеев. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

2. Бутанаев, В. Я. К вопросу о Кыргызско-Хакасских этнографических связях В. Я. Бутанаев // Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии: мат-лы Междунар. науч. конф., посвященной 1000-летию эпоса «Манас», 22-24 сент. 1994 г. - Бишкек: Кыргызстан, 1996. - С. 102-126.

3. Бутанаев, В. Я. Мы родом из Хонгорая. Хакасские мифы, легенды и предания / В. Я. Бутанаев, И. И. Бутанаева; отв. ред. Б. Р. Зориктуев.- Абакан, 2010. - 240 с.

4. Этнографическое обозрение. - 1992. - №№ 2.

5. Бутанаев, В. Я. Этническая культура хакасов / В. Я. Бутанаев. - Абакан, 1998.

6. Швалёва, Т. А. Национальные игры и состязания в традиционном физическом воспитании хакасского народа: монография / Т. А. Швалёва. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2012.

7. Асочаков, А. Н. Физическая культура и спорт в Хакасии / А. Н. Асочаков. - Абакан: Тип. «Журналист», 2002.

© Швалёва Т. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.