Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная реформа / обязательные требования / правонарушения / контроль (надзор) / Госавтоинспекция / контролируемые лица / нормативные правовые акты / контрольно-надзорные мероприятия / контрольнонадзорные действия / меры реагирования / administrative reform / mandatory requirements / offenses / control (supervision) / State Traffic Inspectorate / controlled persons / regulatory legal acts / control and supervisory measures / control and supervisory actions / response measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Сергеевич Баканов, Сергей Николаевич Антонов, Максим Михайлович Исаев

В статье исследуются обязательные требования как ключевой элемент правового регулирования при осуществлении государственного контроля (надзора), а также отдельные особенности их установления и применения. Рассматриваются законодательные и научные подходы к пониманию категории «обязательные требования». Выделяются основные признаки таких требований, на основе которых формулируется авторское определение рассматриваемой категории. Оценивается обоснованность отнесения Правил дорожного движения Российской Федерации к нормативному правовому акту, содержащему обязательные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирилл Сергеевич Баканов, Сергей Николаевич Антонов, Максим Михайлович Исаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANDATORY REQUIREMENTS AS A SUBJECT OF EVALUATION WITHIN THE FRAMEWORK OF FEDERAL STATE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

The paper examines mandatory requirements as a key element of legal regulation in the implementation of state control (supervision), as well as individual features of their establishment and application. Legislative and scientific approaches to understanding the category of «mandatory requirements» are considered. The main features of such requirements are highlighted, on the basis of which the author's definition of the category in question is formulated. The validity of classifying the Traffic Rules of the Russian Federation as a regulatory legal act containing mandatory requirements is assessed.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 342.9

Road Safety-

© Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М., 2023

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

'Кирилл Сергеевич Баканов, 2Сергей Николаевич Антонов, 3Максим Михайлович Исаев

1А3Научный центр БДД МВД России 1kirillbakanv@bk.ru 2s.antonov654@yandex.ru 3maximisaev.48@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются обязательные требования как ключевой элемент правового регулирования при осуществлении государственного контроля (надзора), а также отдельные особенности их установления и применения. Рассматриваются законодательные и научные подходы к пониманию категории «обязательные требования». Выделяются основные признаки таких требований, на основе которых формулируется авторское определение рассматриваемой категории. Оценивается обоснованность отнесения Правил дорожного движения Российской Федерации к нормативному правовому акту, содержащему обязательные требования.

Ключевые слова: административная реформа, обязательные требования, правонарушения, контроль (надзор), Госавтоинспекция, контролируемые лица, нормативные правовые акты, контрольно-надзорные мероприятия, контрольно-надзорные действия, меры реагирования

Для цитирования: Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М. Обязательные требования как предмет оценки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 29-40.

Original article

MANDATORY REQUIREMENTS AS A SUBJECT OF EVALUATION WITHIN THE FRAMEWORK OF FEDERAL STATE CONTROL (SUPERVISION)

IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

'Kirill S. Bakanov, 2Sergey N. Antonov, 3Maksim M. Isaev

123Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

1kirillbakanv@bk.ru

2s.antonov654@yandex.ru

3maximisaev.48@mail.ru.

Abstract. The paper examines mandatory requirements as a key element of legal regulation in the implementation of state control (supervision), as well as individual features of their establishment and application. Legislative and scientific approaches to understanding the category of «mandatory requirements» are considered. The main features of such requirements are highlighted, on the basis of which the author's definition of the category in question is formulated. The validity of classifying the Traffic Rules of the Russian Federation as a regulatory legal act containing mandatory requirements is assessed.

Keywords: administrative reform, mandatory requirements, offenses, control (supervision), State Traffic Inspectorate, controlled persons, regulatory legal acts, control and supervisory measures, control and supervisory actions, response measures

For citation: Bakanov K.S., Antonov S.N., Isaev M.M. Mandatory requirements as a subject of evaluation within the framework of federal state control (supervision) in the field of road safety // Road Safety. 2023. № 3. P. 29-40.

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года отметил, что «успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя».

Одновременно с этим лидер государства констатировал, что объем предоставленных публичным органам властных полномочий не соответствует качеству власти [1].

Исправить ситуацию была призвана административная реформа. Ее целью в числе прочих определялось устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одним из средств достижения ожидаемого эффекта являлось построение новой системы обязательных требований (далее - ОТ), соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу [2].

Они стали предметом правового регулирования одноименного Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247).

Им установлен порядок вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих ОТ, определен срок действия таких актов, регламентированы принципы и условия установления ОТ и другие важнейшие вопросы.

Обеспечить реализацию положений ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 путем актуализации ОТ был призван механизм «регуляторной гильотины».

Реализация данного механизма предполагала отмену до 1 января 2021 года нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, содержащих ОТ, соблюдение которых оценивается при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора).

Их перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 3340-р (далее - Перечень видов надзора) [4].

Дальнейшая оценка соблюдения ОТ, содержащихся в таких нормативных правовых актах, а также привлечение к административной ответственности в случае их несоблюдения признавались недопустимыми.

Первую позицию в Перечне видов надзора занял федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения.

Одновременно с этим был утвержден перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не применяется механизм «регуляторной гильотины», - так называемый «белый список» [5].

В данный перечень в контексте федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения вошло постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Постановление № 1090) [6], которым утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).

Тем самым указанный нормативный правовой акт мог применяться после 1 января 2021 года, однако его содержание было «заморожено». В этой связи любые, даже незначительные изменения могли быть внесены в ПДД РФ (и ОТ соответственно) только путем признания его утратившим силу и принятия соответствующего нового нормативного правового акта.

Это предполагало значительные временные и организационные издержки, недопустимые в сфере дорожного движения ввиду высокой динамичности данного процесса, требующей оперативного принятия мер по адаптированию правовой основы к изменяющейся обстановке.

По итогам продолжительных дискуссий Постановление № 1090 было исключено из «белого списка». В Перечне видов надзора предусмотрена оговорка о том, что в отношении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения Постановление № 1090 не признается утратившим силу [7].

Это сделало возможным внесение изменений в ПДД РФ, в первую очередь касающихся определения правового статуса новых участников дорожного движения - лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, а также приведение в соответствие с современными реалиями давно не актуализированного Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям) [8].

Можно признать, что принятые меры имели по большей части временный характер и способствовали решению конкретной проблемы.

Постановление № 1090 по-прежнему признается нормативным правовым актом, содержащим ОТ,

что в очередной раз подчеркнули вышеперечисленные меры, представляющие собой исключение из правил, но не изменяющие сути вопроса.

Это предопределяет предусмотренный ст. 3 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 особый порядок действия данного нормативного правового акта как содержащего ОТ.

Во-первых, его положения должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября. Применимость данного правила продемонстрирована на примере внесения в 2023 году изменений в ПДД РФ (с 1 марта) и в Основные положения (с 1 сентября).

Во-вторых, срок действия такого нормативного правового акта не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, что применительно к ПДД РФ уже в 2029 году может вновь негативным образом отразиться на регулировании порядка дорожного движения в Российской Федерации.

Как известно, именно на этот период Транспортной стратегией Российской Федерации предусмотрено ускоренное внедрение новых технологий, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств (далее - ТС), что потребует принятия соответствующих законодательных решений [9].

Обозначенной проблемой диктуется необходимость уяснения сущности ОТ в рамках контрольно-надзорной деятельности, а также четкого определения данного термина и внедрения его в нормотвор-ческие и правоприменительные процессы во всех сферах деятельности.

Актуальность вопроса, связанного с принятием соответствующей нормы-дефиниции, подтверждается позициями органов власти [10] и мнениями ученых [11].

Обратившись к этимологическому аспекту, удалось установить, что сам по себе термин «требование» означает действие, выражающееся в настойчивой, категорической просьбе исполнить его.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова данный термин позиционируется как повелительная просьба, пожелание, выраженное как приказание, притязание [12].

С учетом изложенного построение категории «обязательное требование» свидетельствует о наличии тавтологии. На это обстоятельство указывают и в научной литературе [11]. Требование по своему значению уже предполагает императивный характер, обязательность его выполнения [13].

Подобный подход законодателя, по нашему мнению, можно объяснить следующим образом. Нормы отдельных документов могут применяться и на добровольной основе. К примеру, в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [14] (далее - ФЗ от 29 июня 2015 г. № 162) установлена добровольность применения документов по стандартизации.

Соблюдение положений документов по стандартизации в соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ от 29 июня 2015 г. № 162 приобретает обязательный характер в случае, если исполнитель публично заявил о соответствии продукции национальному стандарту. Кроме того, обязательный характер может устанавливаться непосредственно в документах по стандартизации [15].

Отдельные положения документов по стандартизации непосредственно направлены на защиту жизни, здоровья и иных охраняемых ценностей. Поэтому добровольный характер применения таких положений представляется несопоставимым со значимостью регулируемых ими отношений.

В этой связи можно предположить, что законодатель посчитал возможным обозначить требования, подлежащие безусловному исполнению, посредством прилагательного «обязательный» [11].

Следует заметить, что категория «обязательные требования» не является новой в отечественном законодательстве.

Впервые она была имплементирована в действующее национальное законодательство Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором техническое регулирование позиционировалось как «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции ... и связанным с требованиями к продукции процессам» [16]. Однако легальное определение термина «обязательное требование» в названном нормативном правовом акте отсутствовало.

Несколько позже искомый термин уже применительно к контрольно-надзорной деятельности нашел отражение в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где эта категория была представлена как «требования, установленные настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными норма-

тивными правовыми актами субъектов Российской Федерации [17].

Приведенное определение имело всеобъемлющий характер и не позволяло идентифицировать ОТ как самостоятельную юридическую категорию.

В сфере стандартизации ОТ согласно п. 6.1.1.1 ГОСТ 1.1-2002. «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» понимается как требование нормативного документа, подлежащее обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу. При этом указанный термин используют только применительно к требованию, которое является обязательным в соответствии с законом или регламентом [18].

В законодательстве в области безопасности дорожного движения категория «обязательные требования» впервые упомянута в 2011 году в ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в значении «требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 [19], что также не позволяло выделить индивидуализирующие искомую категорию признаки.

Таким образом, в ранее принятых положениях законодательства отсутствуют нормы-дефиниции, сущностно отражающие признаки ОТ, которые могли быть взяты за основу при определении искомой категории.

Заслуживает внимания, что до принятия ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 на разных этапах обсужде-

Таблица 1

Определение категории «обязательные требования» на разных этапах обсуждения проекта

ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247

Этап Формулировка определения «ОТ»

До внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 07.06.2019 Установленные нормативные правовые акты или документами, не являющимися нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством РФ, обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов, которые адресованы к действиям (бездействию), деятельности, результатам осуществления деятельности, объектам осуществления деятельности граждан и организаций и оцениваемые при проведении контрольной (надзорной) или разрешительной деятельности, или за несоблюдение которых установлена ответственность в соответствии с законодательством РФ

Законопроект принят в I чтении 17.04.2020 Установленные нормативными правовыми актами условия, ограничения, запреты, а также обязанности граждан и организаций, направленные на защиту охраняемых федеральными законами ценностей

ния его проекта предлагались различные интерпретации нормы-дефиниции, определяющей категорию «обязательные требования» (табл. 1).

Однако в процессе обсуждения законопроекта ни одно из предложенных определений не было поддержано.

Проанализировав аргументы, указывающие на несовершенство нормы-дефиниции, удалось прийти к выводу, что основным недостатком предложенного определения являлась невозможность четкого понимания ОТ.

Во-первых, определение имело абстрактный характер и могло охватить практически все нормы публичного права. Какие-либо признаки, которые позволили бы отделить ОТ от всех норм публичного права, отсутствовали.

Во-вторых, последняя формулировка ограничивала возможность отнесения к ОТ положений СанПинов, ГОСТов, регламентов, международных стандартов ввиду непризнания их нормативными правовыми актами [20].

Кроме того, неоднократно подчеркивалось, что, исходя из предложенного определения, неясно, распространяются ли такие ОТ на иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения, действующие без образования юридические лица, а также на государственные органы и органы местного самоуправления. Иными словами, отсутствовала конкретика в адресате ОТ [21, 22].

В конечном итоге норма-дефиниция, определяющая категорию «обязательные требования», в положениях одноименного закона отражения не нашла.

Такое явление представляется абсурдным, поскольку на сегодняшний день сложно представить отраслевые законы без определения системообразующих категорий ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 -без определения категории «безопасность дорожного движения» (ст. 2), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - без определения категории «административное правонарушение» (ст. 2.1) и др.

На уровне методических рекомендаций ОТ предлагается понимать как «условия, ограничения, запреты, обязанности, предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской и иной деятельности, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, совершении действий производственных объектов, установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также нормативными правовыми актами органов государственной власти СССР и РСФСР, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и иными нормативными документами» [23].

Несмотря на массивность, приведенное определение достаточно подробно, на первый взгляд, отражает сущность ОТ. Однако необходимо понимать, что источник его закрепления не может признаваться нормативным, а следовательно, обязательным к руководству [24]. Тем самым приведенное определение уравнивается с доктринальными положениями.

К слову, в научном сообществе до настоящего времени не выработан единый подход к пониманию ОТ.

По мнению С.М. Зырянова, рассматриваемая категория позиционируется как средство административно-правового регулирования экономических отношений [25, 26]. Такая дефиниция не вызывает возражений.

Вместе с тем, как справедливо отмечает А.Ф. Ноздрачев, она не позволяет выявить существенные отличительные признаки этого нового института административного права, уяснить его назначение и место в системе административного права [27].

Одновременно тот же автор считает, что «ОТ ничего не запрещают и ничего не предписывают. Они выражают положительные позитивные варианты допустимого поведения, указывают, какие действия являются правильными и разрешены, потому и называются обязательными. За их совершение не следует отрицательных юридических последствий».

С мнением уважаемого автора об отсутствии отрицательных последствий за нарушения ОТ вряд ли можно согласиться по следующим основаниям.

Содержание ст. 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248) [28] свидетельствует о том, что среди возможных вариантов действий контрольного (надзорного) органа при выявлении нарушения ОТ предусмотрены меры, существенно ограничивающие интересы хозяйствующего субъекта и способные негативно отразиться на его финансовом и репутационном благополучии. Например, обращение в суд с требованием о прекращении эксплуатации транспортных средств, сооружений и т.п. (п. 2 ч. 2 ст. 90 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248.

Приведенные неоднозначные и противоречивые подходы к пониманию ОТ как юридической категории свидетельствуют о том, что сегодня адресаты ОТ и правоприменитель не имеют четкого представления, что конкретно необходимо соблюдать и соблюдение чего необходимо оценивать в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Непонимание природы ОТ приводит к противоречиям и при их установлении.

Как представляется, наиболее эффективно обозначенная проблема может быть решена за счет легального определения искомой категории, то есть введения в законодательство соответствующей нормы-дефиниции, которая позволила бы определить отличительные черты ОТ и отграничить их от общих требований законодательства, в том числе о безопасности дорожного движения.

В юридическом понимании дефиниция позиционируется как «краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные, качественные признаки предмета или явления. Применительно к законодательному акту этот вид текста должен адекватно раскрывать содержание того или иного понятия, называть его родовые и (или) видовые признаки, включать характеристики в сжатой и обобщающей форме» [29].

Анализ содержания ч. 1 ст. 1 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 позволяет выделить следующие признаки ОТ:

1. Содержатся в нормативных правовых актах, к числу которых в соответствии со ст. 2 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 относятся федеральные законы, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, положения международных договоров Российской Федерации, региональные и муниципальные правовые акты.

В отдельных случаях ОТ могут быть установлены указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными организациями, например, Росатомом и Роскосмосом [3].

Для полноты понимания указанный признак следует рассматривать в совокупности с особым порядком формирования таких нормативных правовых актов, регламентированным ст. 3 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 (вступление в силу с 1 марта или 1 сентября и срок действия, не превышающий шесть лет).

Документы по стандартизации [30, 31], а также позиции федеральных органов исполнительной власти, выраженные в письмах, не признаются нормативными правовыми актами [32].

2. Связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [33].

В свою очередь, термин «иная экономическая деятельность» не имеет точного определения и носит субъективный характер [34]. Обобщив существующие на этот счет подходы, экономическую деятельность можно позиционировать как приносящую благо человеку и обществу, удовлетворение существующих потребностей, то есть обеспечение жизнедеятельности [11].

Тем самым к адресатам ОТ относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, то есть хозяйствующие субъекты.

С учетом ст. 31 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248 к адресатам ОТ также могут относиться граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, но лишь в том случае, если они владеют или используют объекты, подлежащие государственному контролю (надзору), муниципальному контролю [28].

3. Оценка соблюдения осуществляется в рамках специальных режимов: государственного контроля (надзора), муниципального контроля; привлечения к административной ответственности; предоставления лицензий и иных разрешений; аккредитации; оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы [3].

На аналогичные признаки ОТ указывается в научных работах [11]. Одновременно выделяются и такие признаки искомого явления, как императивность, обязывающий или запрещающий характер; возможность принуждения к выполнению ОТ посредством выдачи предписания, неисполнение которого влечет ответственность [35].

В исследовании заявленной проблематики также заслуживает внимания принцип законности установления ОТ. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 такие требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.

На основании приведенной нормы может быть выделен еще один признак - исключительный характер целевой направленности на защиту перечисленных в ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 охраняемых ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще один признак искомой категории может быть выделен из ст. 6 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247, согласно которой необходимыми условиями установления ОТ являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление ОТ.

Из п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 усматриваются формы ОТ, к числу которых относятся условия, ограничения, запреты и обязанности.

Такой подход к определению форм ОТ закладывался в норму-дефиницию, существовавшую на первоначальных стадиях обсуждения проекта ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247.

Анализ положений нормативных правовых актов и научной литературы по исследуемой проблема-

тике позволяет выделить еще один признак ОТ - особые порядок и меры реагирования на нарушение, которые являются результатом оценки соблюдения ОТ и более подробно будут рассмотрены далее.

Таким образом, совокупный анализ положений законодательства и обобщение мнений ученых позволили выделить следующие основные признаки обязательных требований:

1) содержатся в нормативных правовых актах, формируемых в особом порядке;

2) адресованы субъектам хозяйственной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, их должностные лица, а также иные граждане и органы публичной власти, которые владеют или используют объекты надзора);

3) соблюдение оценивается в рамках специальных режимов;

4) особые порядок и меры реагирования на нарушение;

5) устанавливаются но основании риск-ориентированного подхода;

6) направлены исключительно на защиту охраняемых ценностей, перечисленных в ч. 1 ст. 5 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247;

7) существуют в форме условий, ограничений, запретов и обязанностей.

В целях уяснения сущности ОТ применительно к сфере БДД, а также оценки обоснованности отнесения ПДД РФ к нормативным правовым актам, содержащим ОТ, более подробно будут рассмотрены первые четыре признака.

Признак 1 - ОТ содержатся в нормативных правовых актах, формируемых в особом порядке. Исходя из содержания п. 3 ст. 30 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 в области безопасности дорожного движения система нормативных правовых актов, содержащих ОТ, представлена в следующем виде:

законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения, которое в соответствии со ст. 4 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 состоит из указанного законодательного акта, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных правовых актов. В данном контексте в законодательство о безопасности дорожного движения входит Постановление № 1090;

Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДО-ПОГ);

акты, составляющие право Евразийского экономического союза, например, правила Евразийской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), определяющие технические требования к агрегатам, системам и оборудованию колесных ТС [19].

Ранее ОТ, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, закреплялись разработанным МВД России Перечнем, утвержденным статс-секретарем - заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубовым 21 апреля 2020 года (далее - Перечень нормативных правовых актов МВД России).

По мнению составителей этого документа, зафиксированному в п. 6 Перечня нормативных правовых актов МВД России, п. 1.4-1.5 ПДД РФ и п. 13-15 Основных положений содержат ОТ, оценка соблюде-

ния которых осуществлялась в процессе дорожного надзора, а при надзоре за деятельностью, связанной с эксплуатацией ТС, к нормам, содержащим ОТ, в соответствии с п. 59 анализируемого Перечня отнесены и ПДД РФ, и Основные положения в полном объеме.

В настоящее время перечень источников ОТ в области безопасности дорожного движения закреплен приложением № 1 к Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1101.

Заслуживает внимания, что указанный перечень помимо прочего содержит в себе национальные стандарты, а также их части, которые по определению не могут признаваться нормативными правовыми актами [30].

В данном случае можно предположить, что за счет установления соответствующего перечня на уровне нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации технические документы и документы по стандартизации легализуются в системе ОТ.

Таким образом, рассмотренный признак формирует представление об источниках закрепления ОТ и с учетом целей настоящего исследования должен быть рассмотрен в совокупности с другими выделенными ранее признаками ОТ.

Признак 2 - ОТ адресованы субъектам хозяйственной деятельности. Исходя из содержания п. 3 ст. 30 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 адресатами ОТ в области безопасности дорожного движения

являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие дорожную деятельность (проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог), эксплуатацию ТС, в том числе в целях перевозки пассажиров и грузов, проведение технического осмотра, принимающие участие в государственной регистрации ТС, изготавливающие государственные регистрационные знаки ТС [19].

Рассматривая Постановление № 1090 через призму адресатов ОТ, необходимо учесть, что им утверждены два относительно самостоятельных документа: ПДД РФ и Основные положения.

ПДД РФ устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Адресатами ПДД РФ являются участники дорожного движения, под которыми в соответствии со ст. 2 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 и п. 1.2 ПДД РФ понимается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира ТС, то есть физические лица.

В свою очередь, основными адресатами Основных положений являются по большей части хозяйствующие субъекты и их должностные лица.

Вместе с тем анализ ПДД РФ позволил установить, что их отдельные положения распространяются не только на физических лиц, но и на хозяйствующих субъектов. Однако такие нормы, как правило, имеют «двойники» - аналогичные положения, содержащиеся в других нормативных правовых актах (табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление отдельных положений ПДД РФ, адресованных хозяйствующим субъектам, и положений других нормативных правовых актов, дублирующих требования

Требование ПДД РФ Другие источники

Правостороннее движение п. 1.4: На дорогах установлено правостороннее движение ТС ч. 3 ст. 9 Закона об организации дорожного движения: На дорогах РФ устанавливается правостороннее движение ТС

Запрет на повреждение или загрязнение покрытия дорог п. 1.5: Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог ч. 4 ст. 27 Закона об автомобильных дорогах: Пользователи автомобильными дорогами обязаны содержать ТС в исправном состоянии в целях обеспечения БДД, сохранности автомобильных дорог

Оборудование учебного ТС п. 21.5: Механическое ТС, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с п. 5 Основных положений и иметь знаки «Учебное ТС» п. 5 ОП: Механическое ТС, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме ТС с автоматической трансмиссией) и тормозами, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное ТС»

Организованная перевозка групп детей п. 22.6: Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с ПДД РФ, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей» п. 2 ст. 20 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196: ЮЛ и ИП, осуществляющие перевозки пассажиров . обязаны . соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок; Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1527

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям п. 23.1: Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного ТС п. 14 приложения № 3 к ТР ТС 018/2011: Весовые ограничения, действующие в отношении ТС

Крупногабаритный груз п. 23.4: Груз, выступающий за габариты ТС спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м ..., должен быть обозначен знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета абз. 4 п. 9 Требований к организации движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС: Груз, выступающий за габариты ТС спереди и сзади более чем на 1,0 м или сбоку более чем на 0,4 м ., должен быть обозначен знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета, в соответствии с пунктом 23.4 ПДД РФ

Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС, а также ТС, осуществляющего перевозки опасных грузов абз. 1 п. 23.5: Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС, а также ТС, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Закона об автомобильных дорогах ст. 31 Закона об автомобильных дорогах: Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов

Международные автомобильные перевозки Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к ТС и правилами перевозки, установленными международными договорами РФ отсылает к ряду нормативных правовых актов [35, 36, 37, 38, 39]

В рамках исследования также были рассмотрены отдельные нормы главы 12 КоАП РФ, устанавливающие ответственность хозяйствующих субъектов за административные правонарушения в области дорожного движения: ч. 3 ст. 12.2, ст. 12.4, ст. 12.21.1 (за исключением ч. 11), ст. 12.21.2, ч. 3-6 ст. 12.23, ст. 12.31, ст. 12.31.1, ст. 12.32, ст. 12.33, ст. 12.34 КоАП РФ.

Сопоставив перечисленные составы административных правонарушений в области дорожного движения с нормами, за нарушение которых предусмотрена ответственность, удалось определить, что ПДД РФ также не устанавливают самостоятельные требования.

Отдельного внимания в рассматриваемом контексте заслуживает несогласованность адресата нормы, устанавливающей требование, с субъектом ответственности, предусмотренной за ее несоблюдение.

В качестве примера можно привести п. 1.5 ПДД РФ, предписывающий необходимость участия в дорожном движении таким образом, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда, в том числе связанного с загрязнением и повреждением автомобильных дорог.

Несмотря на прямо указанную адресованность данной нормы участникам дорожного движения, то есть физическим лицам, административной ответственности, в частности по ст. 12.33 КоАП РФ, за несоблюдение п. 1.5 ПДД РФ подлежат также хозяйствующие субъекты.

Аналогичным образом характеризуется сопоставление п. 22.9 ПДД РФ, определяющего правила перевозки детей в салоне легкового и в кабине грузового автомобиля, и ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное нарушение.

С учетом содержания п. 22.9 ПДД РФ очевидно, что среди хозяйствующих субъектов данное требование по большей части адресовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковым такси.

Несмотря на отсутствие дословного аналога данного требования в других нормативных правовых актах, оно достоверно может усматриваться из предписанной ст. 20 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 обязанности организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Иными словами, для выполнения водителем легкового такси требований п. 22.9 ПДД РФ хозяйствующий субъект должен оснастить часть автомобилей детскими удерживающими системами (устройствами) и корректировать заказы с учетом полученной информации о возрасте ребенка, подлежащего перевозке.

Представляется, что невыполнение данного требования помимо прочего может быть квалифици-

ровано по ст. 14.4 КоАП РФ как оказание услуги ненадлежащего качества.

Необходимо подчеркнуть, что хозяйствующие субъекты также могут являться субъектами других административных правонарушений в области дорожного движения на основании ст. 2.6.1 КоАП РФ в случае фиксации нарушений в автоматическом режиме. Однако в таких случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели выступают в статусе собственников (владельцев) ТС.

Таким образом, ОТ направлены на регулирование действий хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В редких случаях адресатами ОТ являются граждане. Обратным образом положения ПДД РФ адресованы непосредственно гражданам - участникам дорожного движения.

Единичные нормы указанного документа направлены и на хозяйствующих субъектов, но, как показал проведенный анализ, не устанавливают самостоятельных ОТ, а являются некими «двойниками» положений других нормативных правовых актов.

Признак 3 - соблюдение ОТ оценивается в рамках специальных режимов. Среди перечисленных в ч. 1 ст. 1 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 режимов с учетом предмета настоящего исследования необходимо остановиться на государственном контроле (надзоре).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248 регламентируемая им деятельность уполномоченных органов направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОТ и осуществляется посредством профилактики нарушений, оценки соблюдения ОТ, выявления нарушений, принятия мер по пресечению выявленных нарушений ОТ, устранению их последствий и восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Основываясь на изложенном, можно признать, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:

проведения профилактических мероприятий;

проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых осуществляются контрольные (надзорные) действия;

реализации специальных режимов (мониторинга, постоянного государственного контроля (надзора) и постоянного рейда).

Как правило, перечисленный инструментарий не может применяться спонтанно, необходимо наличие предусмотренных законодательством оснований.

Например, контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по требованию про-

курора, а также при наличии иных условий, предусмотренных ст. 57 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248.

В области безопасности дорожного движения контроль (надзор) согласно п. 1 ст. 30 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 осуществляется посредством:

1. Федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

2. Надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения [19] (далее - надзор за участниками дорожного движения).

Оценка соблюдения ОТ в собственном смысле осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. При этом его правовой основой определен ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248.

В п. 5 ч. 4 ст. 2 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248 установлено, что его положения не распространяются на осуществление надзора за участниками дорожного движения.

Одновременно определено, что этот вид надзора осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел [19] (п. 6 ст. 30 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196).

В настоящее время соответствующий порядок утвержден приказом МВД России от 2 мая 2023 г. № 264 [40]. Основным инструментарием осуществления надзора за участниками дорожного движения являются действия, перечисленные в п. 24 названного Порядка.

К их числу относятся, например, наблюдение за дорожным движением, остановка ТС или пешехода, проверка документов и др.

Основанием для осуществления надзора за дорожным движением является решение о заступлении сотрудников полиции на службу, принятое руководителем соответствующего подразделения органов внутренних дел. С учетом построения деятельности подразделений полиции надзор за участниками дорожного движения осуществляется непрерывно.

Таким образом, осуществление надзора за соблюдением ОТ предполагает наличие специальных оснований, в чем проявляется сущность особого правового статуса хозяйствующих субъектов, защищаемых от чрезмерного административного давления.

Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, по большей части ПДД РФ, осуществляется непрерывно в процессе всего периода реализации служебных полномочий сотрудниками соответствующих подразделений полиции в рамках общего, а не специального режима.

Признак 4 - особые порядок и меры реагирования на нарушение ОТ. В п. 1 ч. 2 ст. 90 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248 предусмотрена такая специфическая мера реагирования на нарушение ОТ, как выдача контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям [28].

При этом в п. 4. ч. 2 анализируемой статьи установлено, что Положением о виде контроля (надзора) могут быть предусмотрены случаи, когда адми-

нистративная ответственность не применяется, если выданное предписание об устранении нарушений ОТ исполнено.

В п. 2 ч. 2 рассматриваемой статьи предусмотрена возможность принятия мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации ТС и др.

Кроме того, установлено, что в федеральном законе о виде контроля (надзора) могут быть предусмотрены иные решения, принимаемые при проведении и по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Таким образом, перечень мер реагирования на нарушения ОТ является открытым, а их выбор зависит от специфики вида контроля (надзора).

Особый порядок применения мер реагирования на нарушения ОТ в виде привлечения к административной ответственности заключается в следующем.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выраженном в несоблюдении ОТ, может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов [41].

В случае выявления нарушения ПДД РФ и иных нормативных правовых актов, допущенного участниками дорожного движения, сотрудники полиции обязаны на основании п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № Э-ФЗ «О полиции» пресечь противоправные деяния и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности полиции [42].

Указанное производство, а также привлечение виновных лиц к административной ответственности осуществляется в общем порядке, регламентированном КоАП РФ.

Таким образом, порядок и меры реагирования на нарушение требований со стороны участников дорожного движения (граждан) и хозяйствующих субъектов существенным образом отличаются.

Для граждан действует общий правовой режим, не предусматривающий особенности реагирования на выявленные нарушения ПДД РФ и иных нормативных правовых актов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ПДД РФ не содержат самостоятельных ОТ в значении, придаваемом в рамках контрольно-надзорной деятельности, в первую очередь потому, что адресованы гражданам - участникам дорожного движения.

Однако самостоятельные ОТ содержатся в Основных положениях, адресованных в том числе должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС, а также за производство дорожных работ.

Следует отметить, что за период действия Постановления № 1090 Основные положения гораздо реже подвергались изменениям по сравнению с ПДД РФ (24 и 59 изменений соответственно).

Поэтому признание Основных положений источником ОТ несет в себе меньшие риски возникновения угрозы безопасности дорожного движения, обусловленной особенным, более длительным порядком внесения изменений.

По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы.

1. Обязательные требования в значении, придаваемом в рамках контрольно-надзорной деятельности, - это условия, ограничения, запреты и обязанности, установленные на основании риск-ориентированного подхода нормативными правовыми актами в соответствии с ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247 исключительно в целях защиты охраняемых законом ценностей, предъявляемые к осуществлению гражданами и хозяйствующими субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а несоблюдение влечет применение мер реагирования в соответствии с ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248.

Для единообразного понимания данной юридической категории в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности целесообразно обличить приведенное определение в норму-дефиницию в ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247.

2. ПДД РФ содержат общие требования, которые, несмотря на ограниченность пределами одной сферы - дорожного движения, распространяются на широкий круг субъектов - его участников, то есть физических лиц, преимущественно не осуществляющих хозяйственную деятельность.

3. Отдельные положения ПДД РФ, адресованные как гражданам - участникам дорожного движения, так и хозяйствующим субъектам, не устанавливают самостоятельные ОТ, поскольку в других нормативных правовых актах содержатся дублирующие нормы. В этой связи ПДД РФ целесообразно исключить из Перечня видов надзора и «белого списка».

4. ОТ содержатся в Основных положениях. В этой связи целесообразно определить, что в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения Постановление № 1090 устанавливает ОТ только в части Основных положений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой шаг снижает риски возникновения угрозы безопасности дорожного движения, обусловленной более длительным порядком внесения изменений в нормативные правовые акты, содержащие ОТ.

В настоящей публикации рассмотрены не все аспекты, связанные с уяснением сущности и содержания ОТ, однако, по нашему мнению, затронутая проблематика позволяет сделать еще один шаг к пониманию сущности искомого явления и его легализации в отечественном законодательстве.

Список источников

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. № 93. 17.05.2003.

2. Ноздрачев А.Ф. Обязательные требования как но-вационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 19-24.

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федера-

ции» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31. Ст. 5007.

4. Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 3340-р «Об утверждении перечня видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства РФ. 28.12.2020. № 52. Ст. 8906.

5. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.01.2021. № 2. Ст. 471.

6. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

7. Постановление Правительства РФ от 6 октября

2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.10.2022. № 41. Ст. 7100.

8. Постановление Правительства РФ от 27 мая

2023 г. № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

9. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

10. Заключение Комитета по образованию и науке «На проект федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

11. Ермолова О.Н. Обязательные требования к предпринимательской деятельности: вопросы дефиниции понятия // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 11. С. 59-69.

12. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Гос. ин-т «Сов. энциклопедия», 1935-1940. (4 т.).

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ», 1992.

14. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 6 июля 2015 г. № 27. Ст. 3953.

15. ГОСТ Р 51825-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 14.11.2001 № 461-ст). М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

16. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52. Ст. 5140.

17. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29 декабря 2008 г. 52. Ст. 6249.

18. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 08.10.2002 № 366-ст) (ред. от 28.12.2018). М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

19. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.

20. Заключение Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 05.02.2020 «По проекту федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

21. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ «По проекту федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (первое чтение) // СПС «Консультант Плюс».

22. Заключение Комитета по контролю и Регламенту от 01.04.2020 «На проект федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

23. Методические рекомендации по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) (вместе с типовой формой перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016 № 6 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

24. Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. № АКПИ14-1287 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

25. Зырянов С.М. Обязательные требования как средство административно-правового регулирования (по проекту федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации») // Актуальные проблемы науки административного права. 2020. С. 61.

26. Сморчкова Л.Н. Правовой режим обязательных требований как средства административно-правового регулирования экономических отношений // Право и практика. 2021. № 1. С. 49.

27. Ноздрачев А.Ф. Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования // Административное право и процесс. 2022. № 3, 5.

28. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31. Ст. 5007.

29. Хайретдинова М.Д. Типичные дефекты дефиниций современного Российского законодательства и основные пути их преодоления // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 1. С. 8-13.

30. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № АКПИ16-560 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

31. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2015 г. по делу № АКПИ14-1259 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

32. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2022 г. № Ф10-913/2022 по делу

№ А64-7415/2021 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

33. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

34. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 г. № 02АП-1410/16 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

35. Кнутов А.В. Обязательные требования к хозяйственной деятельности в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 104-123.

36. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

37. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983) (с изм. от 05.07.1978) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

38. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1588 «Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

39. Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляются в соответствующих случаях для проверки, утвержденный Минтрансом России 27.10.1998 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

40. Приказ МВД России от 2 мая 2023 г. № 264 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

41. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

42. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2023).

References

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly «Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation» // Rossiyskaya gazeta. № 93. 05.17.2003.

2. Nozdrachev A.F. Mandatory requirements as an innovative institution of administrative law: ideas, content, principles and levels of legal regulation // Administrative law and process. 2022. № 3. P. 19-24.

3. Federal Law dated 31.07.2020 № 247-FZ «On Mandatory Requirements in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020. № 31. Art. 5007.

4. Order of the Government of the Russian Federation dated 15.12.2020 № 3340-r «On approval of the list of types of state control (supervision), within the framework of which the recognition as invalid, not valid on the territory of the Russian Federation and the repeal of regulatory legal acts of the Government of the Russian Federation, federal executive authorities, legal acts of executive and administrative authorities of the RSFSR and the USSR, containing mandatory requirements, compliance with which is assessed during the implementation of state control (supervision)» // Collection Legislation of the Russian Federation. 28.12.2020. № 52. Art. 8906.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 31.12.2020 № 2467 «On approval of the list of normative legal acts and groups of normative legal acts of the Government of the Russian Federation, normative legal

acts, individual provisions of normative legal acts and groups of normative legal acts of federal executive authorities, legal acts, individual provisions of legal acts, groups of legal acts of executive and administrative bodies of state power of the RSFSR and the USSR, decisions of the State Commission on Radio Frequencies containing mandatory requirements, in respect of which the provisions of parts 1, 2 and 3 of Article 15 of the Federal Law «On Mandatory Requirements" do not apply in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 11.01.2021. № 2. Art. 471.

6. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 06.10.2022 № 1769 «On introducing amendments to some acts of the Government of the Russian Federation and recognizing as invalid some acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of some acts of the Government of the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 10.10.2022. № 41. Art. 7100.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 27.05.2023 № 837 «On amendments to the Basic Provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

9. Order of the Government of the Russian Federation dated 27.11.2021 № 3363-r «On the Transport Strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period until 2035» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

10. Conclusion of the Committee on Education and Science «On the draft federal law № 851072-7 «On mandatory requirements in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

11. Ermolova O.N. Mandatory requirements for entrepreneurial activity: issues of definition of the concept // Property relations in the Russian Federation. 2021. № 11. P. 59-69.

12. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: State. Institute «Sov. encyclical», 1935-1940. (4 t.).

13. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: «Az», 1992.

14. Federal Law dated 29.06.2015 № 162-FZ «On standardization in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 06.07.2015. № 27. Art. 3953.

15. GOST R 51825-2001. State standard of the Russian Federation. Passenger road transport services. General requirements (adopted and put into effect by Resolution of the State Standard of Russia dated 14.11.2001 № 461-st). M.: IPK Standards Publishing House, 2002.

16. Federal Law dated 27.12.2002 № 184-FZ «On Technical Regulation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 30.12.2002. № 52. Art. 5140.

17. Federal Law dated 26.12.2008 № 294-FZ «On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control» // Collection Legislation of the Russian Federation. 29.12.2008. № 52. Art. 6249.

18. GOST 1.1-2002. Interstate standard. Interstate standardization system. Terms and definitions (put into effect by Decree of the State Standard of Russia dated 08.10.2002 № 366-st) (as amended on 28.12.2018). M.: IPK Standards Publishing House, 2002.

19. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Traffic Safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4873.

20. Conclusion of the Committee on Natural Resources, Property and Land Relations dated 05.02.2020 «On the draft federal law № 851072-7 «On mandatory requirements in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023)

21. Conclusion of the PU of the Office of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation «On the draft federal law № 851072-7 «On mandatory requirements in the Russian Federation» (first reading) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

22. Conclusion of the Committee on Control and Regulations of 01.04.2020 «On the draft Federal Law № 851072-7 «On mandatory requirements in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

23. Methodological recommendations for drawing up a list of legal acts and their individual parts (provisions) containing mandatory requirements, compliance with which is assessed when conducting control measures within a separate type of state control (supervision) (together with a standard form of a list of legal acts containing mandatory requirements, compliance with which is assessed when conducting control measures, approved by the minutes of the meeting of the Government Commission on Administrative Reform dated 18.08.2016 № 6 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

24. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation № AKPI14-1287 dated 12.01.2015 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

25. Zyryanov S.M. Mandatory requirements as a means of administrative and legal regulation (according to the draft federal law «On mandatory requirements in the Russian Federation») // Actual problems of the science of administrative law. 2020. P. 61.

26. Smorchkova L.N. The legal regime of mandatory requirements as a means of administrative and legal regulation of economic relations // Pravo i praktika. 2021. № 1. P. 49.

27. Nozdrachev A.F. Mandatory requirements as an innovative institute of administrative law: ideas, content, principles and levels of legal regulation // Administrative law and process. 2022. № 3, 5.

28. Federal Law dated 31.07.2020 № 248-FZ «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020. № 31. Art. 5007.

29. Khayretdinova M.D. Typical defects of definitions of modern Russian Legislation and the main ways to overcome them // Jurist-Pravoved. 2008. № 1. P. 8-13.

30. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation № AKPI16-560 dated 11.08.2016 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

31. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated 12.01.2015 in case № AKPI14-1259 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

32. Resolution of the Arbitration Court of the Central District dated 14.07.2022 № F10-913/2022 in case № A64-7415/2021 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

33. The Civil Code of the Russian Federation (part one) dated 30.11.1994 № 51-FZ // Collection Legislation of the Russian Federation. 05.12.1994. № 32. Art. 3301.

34. Resolution of the Second Arbitration Court of Appeal dated 10.03.2016 № 02AP-1410/16 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

35. Knutov A.V. Mandatory requirements for economic activity in Russia // Issues of state and municipal administration. 2015. № 1. P. 104-123.

36. Federal Law dated 24.07.1998 № 127-FZ «On State control over the implementation of international Road transport and on liability for violation of the procedure for their implementation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

37. Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

38. Decree of the Government of the Russian Federation dated 01.10.2020 № 1588 «On Approval of the Rules for the Admission of Russian Carriers to International Road Transport» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

39. List of documents that must be on a Vehicle during International Transport and are presented for verification, as appropriate, approved by the Ministry of Transport of the Russian Federation on 27.10.1998 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

40. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 02.05.2023 № 264 «On approval of the Procedure for supervision of compliance by road users with the requirements of the Legislation of the Russian Federation on road safety» //

Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

41. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

42. Federal Law dated 07.02.2011 № 3-FZ «On Police» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.08.2023).

Информация об авторах

К.С. Баканов - кандидат юридических наук, начальник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России

С.Н. Антонов - кандидат юридических наук, доцент, аналитик отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России

М.М. Исаев - старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors

K.S. Bakanov - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department for the Study ofLegal and Regulatory Problems and Analytical Support of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S.N. Antonov - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Analyst of the 1st category of the Departmentfor the Study of Legal and Regulatory Problems and Analytical Support of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

M.M. Isaev - Senior Researcher of the Departmentfor the Study ofLegal and Regulatory Problems and Analytical Support of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 25.08.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 08.09.2023. The article was submitted 25.08.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.