Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В НОВОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В НОВОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянов С.М.

Обеспечение безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр общественных отношений, что предполагает усложнение нормативного правового регулирования и специализацию видов контроля (надзора). Модернизация регуляторной политики существенно изменила административно-правовой механизм регулирования отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения и привела к формированию четырех самостоятельных видов контроля (надзора), предметы которых в определенной части пересекаются. Эта тенденция может привести к конкуренции видов контроля (надзора), дублированию полномочий Госавтоинспекции и Ространснадзора, неопределенности правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зырянов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC IN THE NEW REGULATORY POLICY

Ensuring road safety covers a wide range of social relations, which implies the complication of regulatory legal regulation and the specialization of types of control (supervision). The modernization of the regulatory policy has significantly changed the administrative and legal mechanism for regulating relations in the field of road safety and has led to the formation of four independent types of control (supervision), the subjects of which overlap in a certain part. This trend can lead to competition of types of control (supervision), duplication of powers of the State Traffic Safety Inspectorate and Rostransnadzor, uncertainty of legal regulation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В НОВОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКЕ»

Научная статья УДК 34

© Зырянов С.М., 2023

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В НОВОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКЕ

Сергей Михайлович Зырянов

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации zyryanov.s@gmail.com

Аннотация. Обеспечение безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр общественных отношений, что предполагает усложнение нормативного правового регулирования и специализацию видов контроля (надзора). Модернизация регуляторной политики существенно изменила административно-правовой механизм регулирования отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения и привела к формированию четырех самостоятельных видов контроля (надзора), предметы которых в определенной части пересекаются. Эта тенденция может привести к конкуренции видов контроля (надзора), дублированию полномочий Госавтоинспекции и Ространснадзора, неопределенности правового регулирования.

Ключевые слова: административная реформа, регуляторная политика, безопасность дорожного движения, государственный контроль (надзор), обязательные требования, организация дорожного движения

Для цитирования: Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) в сфере дорожного движения в новой регуляторной политике // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 28-32.

Original article

STATE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC IN THE NEW REGULATORY POLICY

Sergey M. Zyryanov

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation zyryanov.s@gmail.com

Abstract. Ensuring road safety covers a wide range of social relations, which implies the complication of regulatory legal regulation and the specialization of types of control (supervision). The modernization of the regulatory policy has significantly changed the administrative and legal mechanism for regulating relations in the field of road safety and has led to the formation of four independent types of control (supervision), the subjects of which overlap in a certain part. This trend can lead to competition of types of control (supervision), duplication of powers of the State Traffic Safety Inspectorate and Rostransnadzor, uncertainty of legal regulation.

Keywords: administrative reform, regulatory policy, road safety, state control (supervision), mandatory requirements, traffic management

For citation: Zyryanov S.M. State control (supervision) in the field of road traffic in the new regulatory policy // Road Safety. 2023. № 1. P. 28-32.

В 2015 году Правительство РФ запустило очередной этап административной реформы, в ходе которого планировалось провести глубокую модернизацию регуляторной политики [1].

Ключевыми мероприятиями модернизации стали: регуляторная гильотина, внедрение в практику контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода, регламентация порядка разработки и принятия нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, изменение подходов к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) с переносом приоритетов в сторону профилактики нарушений обязательных требований.

Одновременно были радикально изменены подходы к оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной и профилактической деятельности, а также предприняты заметные усилия по гармонизации законодательства о контроле (надзоре) и об административных правонарушениях.

Новая регуляторная политика [2] рассматривает нормотворческую, контрольно-надзорную и админи-стративно-юрисдикционную деятельность как элементы единого цикла регулирования - от анализа ситуации к выработке государственной политики, установлению обязательных требований (нормативному правовому

регулированию), осуществлению разрешительной деятельности, контролю (надзору), применению мер принуждения в отношении нарушителей к сбору данных, характеризующих состояние регулируемых отношений, и переходу на новый цикл регулирования, но уже на более высоком уровне (по спирали, а не по кругу), поскольку при выработке государственной политики и нормотворчестве учитывается опыт, накопленный на предыдущем цикле регулирования.

Завершить юридическое оформление этого цикла в настоящее время реформаторам не удалось, разрешительная деятельность остается разобщенной - множество законодательных и подзаконных актов создают чрезвычайно сложную и запутанную разрешительную систему, в которой практически все органы исполнительной власти и многие органы местного самоуправления используют, руководствуясь самыми разными соображениями, множество видов разрешений, содержание которых далеко не всегда соответствует форме [3,4].

Заметным событием административной реформы стало принятие федеральных законов от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [5] и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации» [6], а также Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [7], которым внесены изменения более чем в 130 федеральных законов, в результате чего формирование системы законодательства о контроле (надзоре) было в целом завершено.

В действующей системе регулирования законодательство о контроле (надзоре) на федеральном уровне представлено Федеральным законом № 248-ФЗ, федеральными законами о видах контроля и утверждаемые Правительством РФ положения о видах контроля.

Механизм правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения также претерпел значительные изменения.

На первый взгляд, используемые в этой сфере средства регулирования довольно просты и не отличаются разнообразием - объем обязательных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения, практически полностью охватывается правилами дорожного движения, которые обычный водитель осваивает за несколько месяцев обучения в автошколе.

Разрешительная система ограничена государственной регистрацией транспортных средств, основанной на формальных требованиях, и предоставлением права управления транспортными средствами.

Контрольно-надзорная деятельность свелась к одной форме наблюдения за поведением участников дорожного движения с использованием средств видеофиксации; ответственность преимущественно административная в виде штрафов и лишения специального права.

В действительности механизм регулирования отношений в области дорожного движения гораздо сложнее. В него вовлекаются смежные области общественных отношений из иных отраслей законодательства - об образовании, о здоровье, о дорогах и дорожном хозяйстве и об организации дорожного движения, о техническом регулировании и т.д.

Эти «ответвления» усложняют также перечисленные выше средства. При углубленном рассмотрении разрешительная система «расползается» по нескольким сферам отраслевого регулирования.

Кандидат в водители должен пройти медицинское освидетельствование и подтвердить годность к управлению транспортными средствами или отсутствие противопоказаний медицинского характера.

Медицинское освидетельствование вправе проводить учреждения, имеющие соответствующую лицензию. Отношения в этой области регулируются органами здравоохранения, руководствующимися законодательством о здоровье населения.

Затем он должен пройти обучение в образовательной организации, имеющей другую лицензию, сдать экзамены - представляющие собой форму аттестации -и получить удостоверяющий этот факт документ.

Обучение кандидатов в водители осуществляется в соответствии с утвержденными образовательными стандартами. Образовательные отношения регулируются уполномоченными в этой сфере органами исполнительной власти, руководствующимися законодательством об образовании.

Еще более многообразные средства регулирования используются в производстве транспортных средств и допуске их к эксплуатации, в дорожном строительстве и в организации дорожного движения.

В первом случае в регулирование вовлекаются саморегулируемые организации, вступают в силу

средства технического регулирования [8, 9], а во втором - органы местного самоуправления и специфические регуляторы из сферы градостроительства, территориального планирования. Кроме того, в этих случаях широко применяются государственные и муниципальные заказы.

Как видно, обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, устанавливаются не только Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [10], Правилами дорожного движения и прилагаемыми к ним Обязательными требованиями [11], но и Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12 ], техническими регламентами ЕАЭС, Соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) [13], Градостроительным кодексом РФ [14] и другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Государственный контроль (надзор) всегда играл важную роль в этом механизме. В общих чертах его отличает от других видов контроля (надзора) то, что он традиционно осуществляется в отношении неподчиненных субъектов, что уже в советском административном праве служило основанием отнесения его к административному надзору [15, 16, 17, 18].

Основным и на протяжении длительного времени единственным субъектом контроля (надзора) в этой сфере была Госавтоинспекция, хотя в настоящее время отдельные полномочия осуществляют военные автомобильные инспекции Минобороны России и Росгвардии, а также Ространснадзор в соответствии с компетенцией.

Вовлечение в контрольно-надзорную деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Ространснадзора связано с как с объективными процессами усложнения предмета регулирования, так и с реформаторскими усилиями Правительства РФ.

Происходит дивергенция контроля (надзора), причем в нескольких плоскостях. Во-первых, реализуется разграничение по объекту: в отношении предпринимателей и участников дорожного движения, во-вторых - по предмету.

В данном случае наблюдается более сложная схема институциализации контроля (надзора) и формирование нескольких его видов:

надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения;

федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения;

государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения;

федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Из общей модели организации и осуществления контроля (надзора) выделены два вида контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения: надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения и государственный контроль

(надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения.

Первый вид регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, второй - законодательством об общих принципах организации местного самоуправления.

Утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101 Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения [19] играет роль положения о виде контроля, составляющего триединый комплекс актов нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), включающий Федеральный закон № 248-ФЗ, Федеральный закон № 196-ФЗ и указанное Положение.

Требования Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В то же время Федеральный закон № 196-ФЗ имеет непосредственное отношение к двух видам контроля.

Такое разграничение государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, с одной стороны, представляется логичным и обоснованным.

Федеральный закон № 248-ФЗ регулирует отношения, связанные с оценкой соблюдения обязательных требований прежде всего субъектами, осуществляющими предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность.

Участники дорожного движения обязаны соблюдать общие требования, единые для всех, независимо от того, с какими целями они выезжают или выходят на проезжую часть.

С другой стороны, необходимо отметить несколько обстоятельств. Во-первых, надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований о безопасности дорожного движения регламентируется нормативными правовыми актами МВД России. Федеральный закон № 196-ФЗ всего лишь легализует это обстоятельство.

Во-вторых, предметы обоих видов контроля в значительной части пересекаются, поскольку обязанность обеспечить соблюдение требований о безопасности дорожного движения водителями транспортных средств (за исключением водителей, использующих транспортные средства в личных целях) лежит на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях - многие положения Федерального закона № 196-ФЗ, Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения адресованы именно им.

На это обстоятельство указывают также многие положения гл. 12 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность не только водителей, но и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В-третьих, административные процедуры осуществления контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, предусмотренные Федеральным законом № 248-ФЗ, универсальны и могут применяться при осуществлении надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований о безопасности дорожного движения.

Федеральный закон № 248-ФЗ носит общий характер, его положения нуждаются в конкретизации федеральным законом о виде контроля и положением о виде контроля, за счет чего обеспечивается «подгонка» к специфическим условиям контрольно-надзорной деятельности в соответствующей области общественных отношений.

Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований о безопасности дорожного движения в основном осуществляется в форме, которая в Федеральном законе № 248-ФЗ получила название «постоянный рейд».

В ходе проведения постоянного рейда инспекторы вправе совершать определенные контрольные (надзорные) действия: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов и инструментальное обследование.

Фактически аналогичные действия совершают инспекторы ГИБДД (если под инструментальным обследованием понимать освидетельствование на состояние алкогольного опьянения).

Наблюдение за поведением участников дорожного движения с использованием средств видеофиксации соответствует другой форме государственного контроля (надзора) - мониторингу или режиму дистанционного государственного контроля (надзора), который, по смыслу Федерального закона № 248-ФЗ, заключается в постоянном опосредованном получении и анализе информации об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.

Вывод надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований по безопасности дорожного движения исключает необходимость исполнения многих обременительных для органов контроля (надзора), прежде всего это касается проведения профилактических мероприятий и аналитической работы по планированию контрольно-надзорной деятельности на основе оценки рисков, по оценке эффективности и результативности.

С другой стороны, профилактика дорожно-транспортных происшествий всегда была и остается важнейшей задачей Госавтоинспекции.

Эта задача поставлена в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и в федеральных целевых программах, направленных на повышение безопасности дорожного движения, связанные с профилактикой проблемы всегда привлекали внимание специалистов [20, 21, 22].

В литературе отмечается, в частности, что в начале 1970-х годов Госавтоинспекция привлекала к работе по профилактике дорожно-транспортных происшествий и воспитанию участников дорожного движения органы государственной власти (государственные комитеты по кинематографии, по радиовещанию и телевидению, по печати, министерства просвещения, высшего и среднего образования) [23].

Пропаганда безопасности дорожного движения осуществляется иными методами, нежели предусмотренными Федеральным законом № 248-ФЗ. Учитывая, что эти методы выработаны в течение многих десятилетий, вряд ли целесообразно менять подходы к профилактике в угоду единообразию.

Пересечение предметов контроля (надзора) выявляется и при сопоставлении формулировок Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и Положения о федеральном государственном контроле (над-

зоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1043 [24].

Первый вид контроля (надзора) осуществляется Госавтоинспекцией и военными автомобильными инспекциями, второй - Ространснадзором.

В предмет первого входит в том числе соблюдение обязательных требований к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, к проведению строительных, ремонтных и иных работ, к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог.

В предмет второго вида контроля (надзора) входит соблюдение обязательных требований к перевозкам опасных грузов, движению тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, работам по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, и пр.

В положениях об этих видах контроля (надзора) предпринята попытка разграничить предметы ведения указанием, что к ведению Госавтоинспекции относится оценка соблюдения обязательных требований исключительно в части обеспечения безопасности дорожного движения и что Госавтоинспекция не вправе проверять соблюдение обязательных требований, отнесенное к предмету второго вида контроля (надзора).

Однако следует признать, что обязательные требования всегда направлены на обеспечение безопасности, как того требует Федеральный закон № 247-ФЗ, поэтому на практике исключить конкуренцию между этими видами контроля (надзора) не так просто.

Список источников

1. Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления): монография / А.М. Абакирова, М.А. Абдыраев, Г.А. Васи-левич и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2018. 496 с.

2. Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации: монография / ред. кол. А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Инфотропик Медиа, 2022. 288 с.

3. Разрешительная деятельность в механизме государственного управления: монография / отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2023. 720 с.

4. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. 928 с.

5. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (Часть I). Ст. 5006.

6. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (Часть I). Ст. 5007.

7. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 14.06.2021. № 24 (Часть I). Ст. 4188.

8. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827) // URL: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 10.02.2023).

9. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 // иКЬ: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 10.02.2023).

10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

11. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2018. № 1 (Часть I). Ст. 27.

13. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.02.2023).

14. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (Часть I). Ст. 16.

15. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. 112 с.

16. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. 160 с.

17. Иссерс Б.В. Виды и содержание надзорных полномочий // Вопросы советского государствоведения. Т. 71. Вып. 10. Иркутск, 1979.

18. Денисов Р.И. Правовые и организационные проблемы административного надзора в области внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1983.

19. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2021. № 28 (Часть II). Ст. 5531.

20. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юрид. лит., 1989. 224 с.

21. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. № 1. С. 25-28.

22. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 63-68.

23. Смородина В.А. Из истории пропаганды безопасности дорожного движения // История государства и права. 2006. № 12. С. 19-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1043 (ред. от 30.12.2022) «О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве» (вместе с «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве») // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (Часть III). Ст. 5421.

References

1. Modernization of administrative legislation (goals, objectives, principles and actual directions): monograph / A.M. Abakirova, M.A. Abdyraev, G.A. Vasilevich et al.; Holes. ed. A.F. Nozdrachev. M.: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2018. 496 p.

2. Regulatory policy of the Russian Federation: legal problems of formation and implementation: monograph / ed. kol. A.F. Nozdrachev, S.M. Zyryanov, A.V. Kalmykova. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M.: Infotropik Media, 2022. 288 p.

3. Permissive activity in the mechanism of public administration: monograph / ed.A.S. Emelyanov, S.M. Zyryanov. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2023. 720 p.

4. Permissive system in the Russian Federation: scientific and practical manual / L.Y. Akimov, L.V Andrichenko, E.A. Artemyeva et al.; Holes. ed. A.F. Nozdrachev. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2015. 928 p.

5. Federal Law dated 31.07.2020 № 247-FZ «On mandatory requirements in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020. № 31 (Part I). Art. 5006.

6. Federal Law dated 31.07.2020 № 248-FZ «On state control (supervision) in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020. № 31 (Part I). Art. 5007.

7. Federal Law dated 11.06.2021 № 170-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal law «On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 14.06.2021. № 24 (Part I). Art. 4188.

8. Technical Regulations of the Customs Union TR TS 014/2011 «Road safety», approved by the decision of the Commission of the Customs Union dated 18.10.2011 № 827) // URL: http://www.tsouz.ru/ (date of access: 10.02.2023).

9. Technical regulation of the Customs Union TR TS 018/2011 «On the safety of wheeled vehicles», approved by the decision of the Commission of the Customs Union dated 09.12.2011 № 877 // URL: http://www.tsouz.ru/ (date of access: 10.02.2023).

10. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4873.

11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the Rules of the road» //

Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. № 47. Art. 4531.

12. Federal Law dated 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 01.01.2018. № 1 (Part I). Art. 27.

13. European Agreement on the International Carriage of Dangerous Goods by Road (ADR/ADR) (concluded in Geneva on 30.09.1957) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.02.2023).

14. Urban Planning Code of the Russian Federation dated 29.12.2004 № 190-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2005. № 1 (Part I). Art. 16.

15. Studenikina M.S. State Inspections in the USSR. M., 1987. 112 p.

16. Studenikina M.S. State control in the sphere of management. M., 1974. 160 p.

17. Issers B.V. Types and content of supervisory powers // Questions of Soviet state studies. T. 71. Issue. 10. Irkutsk, 1979.

18. Denisov R.I. Legal and organizational problems of administrative supervision in the field of internal affairs: dis... doctor of Sciences in Jurisprudence. M., 1983.

19. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.06.2021 № 1101 «On approval of the Regulations on federal state control (supervision) in the field of road safety and the invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 12.07.2021. № 28 (Part II). Art. 5531.

20. Zhulev VI. Prevention of traffic accidents. M.: Yurid. lit., 1989. 224 p.

21. Kapustina E.G., Limareva E.S. Prevention of road safety as the most important condition for the formation of the legal culture of modern society // Transport Law. 2017. № 1. P. 25-28.

22. Molchanov P.V. Prevention of offenses in the field of road traffic // Administrative Law and Process. 2019. № 5. P. 63-68.

23. Smorodina VA. From the history of road safety propaganda // History of State and Law. 2006. № 12. P. 19-20.

24. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.06.2021 № 1043 (as amended on 30.12.2022) «On federal state control (supervision) in road transport, urban surface electric transport and in the road sector» (together with the «Regulation on federal state control (supervision) in road transport, urban land-based electric transport and in the road sector») // Collection Legislation of the Russian Federation. 05.07.2021. № 27 (Part III). Art. 5421.

Информация об авторе

С.М. Зырянов - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Контакты: ул. Большая Черемушкинская, д. 34, Москва, Россия, 117218 Information about the author

S.M. Zyryanov - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Senior Researcher at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

Contacts: ul. Bolshaya Cheremushkinskaya, d. 34, Moscow, Russia, 117218

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 27.02.2023. The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 27.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.