Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: МЕДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: МЕДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИСКУССТВО / СТУДЕНТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Касаткина Марина Игоревна

Основным направлением исследования стало определение структуры и содержания обучения студентов профессиональному использованию разнообразных видов и средств искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми. Авторы выделили принципы обучения, компоненты, отражающие целевые ориентиры и контент обучения. Выявлены и обоснованы организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, способствующие вовлечённости студентов в процесс целенаправленного использования искусства. Результаты исследования свидетельствуют о повышенном интересе студентов к получению знаний, умений и навыков практического применения различных видов и средств искусства в будущей профессиональной деятельности. Обучение студентов творческому использованию искусства в социальной работе с пожилыми людьми способствовало: во-первых, углубленному пониманию значения эстетической и гуманистической природы искусства, его потенциальных возможностей при решении профессиональных задач в ситуации неопределенности. Во-вторых, повышению профессионализма будущих социальных работников при обоснованном и креативном использовании различных видов искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми. В-третьих, повышению уровня профессиональной культуры, стимулированию самосовершенствования, развитию нравственно-эстетических качеств личности будущих социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Касаткина Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS IN CREATIVE USAGE OF ART IN SOCIAL WORK WITH AGED PEOPLE: MEDICAL-TECHNOLOGICAL ASPECT

Main directions of the research have become the definition of the structure and content of students’ training in professional usage of various kinds and means of art in the process of social work with aged people. The authors have highlighted principles of training, components reflecting goal indexes and the content of training. There have been highlighted and substantiated organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions facilitating students’ involvement into the process of purposeful usage of art. The results of the research testify the increase in students’ interest in gaining knowledge and skills of practical implementation of different kinds and means of art in the future professional activity. Training of students in creative usage of art in social work with aged people facilitated: firstly, deep understanding of aesthetic and humanistic nature of art, its potential opportunities while solving professional problems in uncertainty situations. Secondly, it contributes heightening of future social workers’ professionalism during reasonable and creative usage of different kinds of art in the process of social work with aged people. Thirdly, it leads to increase of the professional culture level, stimulation of self-improvement, development of moral and aesthetic qualities of future social workers’ personality.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: МЕДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

педагогическим механизмом реализации процесса формирования ценностных отношений молодежи;

5) реализация модели должна опираться на региональные особенности, культуру и исторические данные, а также на общероссийские военно-исторические и героические подвиги народов России;

6) внедрение модели в образовательный процесс позволяет учащейся молодежи приобрести оценочные суждения относительно многих ценностей, как верность, героизм, гордость за свое отечество, долг. Это будет способствовать формированию у молодежи ценностей к Отечеству и прошлому страны;

7) знакомство с историческими личностями и величайшими историческими событиями, освоение военного и культурного наследия прошлого, постижение общечеловеческих ценностей, изучение национальных традиций позволяет молодым людям осознать связь времен, свое место в истории.

Литература:

1. Гацалова, Л.Б. Социально-аксиологические ориентиры современного российского общества / Л.Б. Гацалова, Л.К. Парсиева // В мире научных открытий. - 2013. - № 11-6(47). - С. 28-31

2. Гревцева, Г.Я. Гражданственность как ценность культуры в процессе социализации личности / Г.Я. Гревцева // Вестник культуры и искусств. - 2020. - № 4(64). - С. 39-48

3. Гревцева, Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс / Г.Я. Гревцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3(45). - С. 18-26

4. Зритнева, Е.И. Культурные традиции в социально-педагогической работе с несовершеннолетними / Е.И. Зритнева, С.В. Зритнева // Kant. - 2021. - № 1(38). - С. 248-252

5. Парсиева, Л.К. Об эмотивности молодежного социолекта / Л.К. Парсиева, Л.Б. Гацалова // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 11-2. - С. 127.

6. Саенко, Л.А. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся / Л.А. Саенко, Е.Н. Пацева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2021. - № 2(83). - С. 169-173

7. Саенко, Л.А. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ / Л.А. Саенко, И.И. Наволокин // Kant. - 2021. - № 2(39). - С. 398-403

8. Саенко, Л.А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5(80). - С. 212-219

9. Федорова, С.И. Героика и героическое как факторы влияния на становление личности и формирование ценностей студентов / С.И. Федорова, Е.Н. Федорова // Школа будущего. - 2018. - № 6. - С. 85-90

10. Федорова, С.И. Интеграция субъектов патриотического воспитания / С.И. Федорова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 6. - С. 49-52

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Федотенко Инна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула); старший преподаватель Касаткина Марина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: МЕДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Основным направлением исследования стало определение структуры и содержания обучения студентов профессиональному использованию разнообразных видов и средств искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми. Авторы выделили принципы обучения, компоненты, отражающие целевые ориентиры и контент обучения. Выявлены и обоснованы организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, способствующие вовлечённости студентов в процесс целенаправленного использования искусства. Результаты исследования свидетельствуют о повышенном интересе студентов к получению знаний, умений и навыков практического применения различных видов и средств искусства в будущей профессиональной деятельности. Обучение студентов творческому использованию искусства в социальной работе с пожилыми людьми способствовало: во-первых, углубленному пониманию значения эстетической и гуманистической природы искусства, его потенциальных возможностей при решении профессиональных задач в ситуации неопределенности. Во-вторых, повышению профессионализма будущих социальных работников при обоснованном и креативном использовании различных видов искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми. В-третьих, повышению уровня профессиональной культуры, стимулированию самосовершенствования, развитию нравственно-эстетических качеств личности будущих социальных работников.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональное обучение, искусство, студенты, творческий подход, пожилые люди.

Annotation. Main directions of the research have become the definition of the structure and content of students' training in professional usage of various kinds and means of art in the process of social work with aged people. The authors have highlighted principles of training, components reflecting goal indexes and the content of training. There have been highlighted and substantiated organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions facilitating students' involvement into the process of purposeful usage of art. The results of the research testify the increase in students' interest in gaining knowledge and skills of practical implementation of different kinds and means of art in the future professional activity. Training of students in creative usage of art in social work with aged people facilitated: firstly, deep understanding of aesthetic and humanistic nature of art, its potential opportunities while solving professional problems in uncertainty situations. Secondly, it contributes heightening of future social workers' professionalism during reasonable and creative usage of different kinds of art in the process of social work with aged people. Thirdly, it leads to increase of the professional culture level, stimulation of self-improvement, development of moral and aesthetic qualities of future social workers' personality.

Key words: social work, professional training, art, students, creative approach, aged people.

Введение. Значимость социальной работы в условиях преобразования социокультурного пространства определяет запрос государства и общества на усиление гуманистической и творческой составляющей личности современного социального работника. Практическая деятельность социального работника направлена на оказание содействия, поддержки

и помощи людям в решении жизненных проблем в ситуации неопределенности. Самой многочисленной группой среди получателей социальных услуг являются пожилые люди. Данная возрастная группа отличается своими ценностными ориентирами, потребностями, психологическими, физиологическими, социально-специфическими особенностями. Спектр проблем, с которыми пожилые люди обращаются в социальные службы, многообразен. С целью предупреждения социальных рисков, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств, возникающих у данной возрастной группы, социальными работниками используются различные технологии, методы работы. Традиционные технологии могут удачно дополнять и обогащать различные виды искусства: музыка, живопись, литература, кино, театр.

В связи с этим, представляется актуальным в период профессионального обучения студентов будущей профессии сформировать у них готовность использовать широкие возможности образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия искусства в социальной работе с пожилыми людьми.

Изложение основного материала статьи. Изучение работ исследователей и практиков дает возможность сделать вывод о многогранности гуманистических функций искусства: эстетической, ценностно-ориентационной, социальной, педагогической, познавательной, коммуникативной, психотерапевтической, компенсаторской [1, 3, 4, 5, 7]. Учёные и практики выделяют ряд направлений воздействия искусства на физическую, психическую, интеллектуальную системы организма человека [2, 8, 9].

Психофизиологическое направление отражает воздействие искусства на сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, центральную нервную системы человека, а также на функции его организма: повышение или понижение мышечного тонуса, частоту пульса, кровяного давления, стимулирование появление эмоций, стабилизацию психоэмоционального состояния.

Психотерапевтическое и психологическое направление связано с влиянием на когнитивную и эмоциональную сферу личности (стимулирование появление эмоций, стабилизация психоэмоционального состояния, коррекция коммуникативной функции, развитие эмоционально-образной сферы).

Социально-педагогическое направление, обеспечивает гармонизацию и оптимизацию потенциальных возможностей человека (оптимизация и активизация творческих, созидательных качеств, пробуждение новых интересов, усвоение положительных установок и форм поведения, удовлетворение духовных потребностей, расширение кругозора, формирование ценностно-культурных установок).

Важнейшие свойства искусства: эмоциональная выразительность и насыщенность, эстетизация и художественность, действенность и доходчивость способствуют многообразию направлений и форм его применения в социальной работе с пожилыми людьми. Широкий спектр воздействия произведений искусства на личность обусловливают его использование в реабилитационных, социокультурных, коррекционных, развивающих, ресурсоподдерживающих технологиях, кружковой и клубной работе с пожилыми людьми. Включение разнообразных видов и средств искусства в социальную работу с пожилыми людьми влияет на: развитие коммуникативных и межличностных навыков; ослабление негативных переживаний; сокращение и смягчение периода социальной адаптации; усиление процесса социализации; активизацию поиска целей и смысла жизнедеятельности данной возрастной группы населения [6, 10].

Изучение практики работы социальных служб показало, что использование технологий с включением различных видов и средств искусства является востребованным и прогрессивным инструментарием социальной работы с пожилыми людьми. Вместе с тем, следует отметить, что эффективность использования социальным работником многообразия видов и средств искусства в профессиональной деятельности зависит от ряда факторов. Основными среди них являются: во-первых, понимание социальным работником значимости и осознание ценности использования гуманистического потенциала искусства в социальной работе с пожилыми людьми. Во-вторых, владение знаниями, практическими умениями и навыками творческого применения видов и средств искусства в профессиональной деятельности. В-третьих, наличие внутренних и внешних побудительных мотивов, способствующих активизации у социального работника творческих ресурсов для успешного осуществления социально ориентированной преобразовательной практики в оказании содействия и помощи пожилым людям.

Значение творческой деятельности в структуре профессиональной готовности социальных работников отражено в трудах учёных: В.Г. Бочаровой, В.И. Жукова, А.И. Ляшенко, П.Д. Павленка, В.С. Торохтия, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др. Объединение компетентности с творчеством обосновывается в работах Дж. Винтера, Г. Мейша, Б. Шона. Особенности процесса развития творческих способностей личности раскрыты С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым и др. Неразрывность творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала отмечаются в работах Н. Бердяева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна и др. На проблемы изучения и развития творческих качеств и творчества в различных видах профессиональной деятельности обращали внимание в своих трудах Ж. Демор, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова и др. Психолого-педагогические аспекты творческого развития и самореализации личности рассматриваются в научных исследованиях В. Андреева, А. Маслоу и др.

Результаты обзорно-аналитического исследования, изучение опыта работы социальных служб показали, что продуктивность творческих проявлений в профессиональной деятельности социального работника определяется развитием и соотношением взаимосвязанных элементов: творческой мотивации, творческих способностей, творческих умений и навыков, качеств личности.

Целевым ориентиром исследования стало определение структуры и содержания технологии, обеспечивающей развитие у студентов профессионального творческого подхода к использованию и средств искусства в социальной работе с пожилыми людьми.

В процессе работы применялись следующие методы и приёмы исследования: психолого-педагогическое наблюдение, создание проблемных ситуаций, анализ продуктов творческой деятельности, беседы, самоотчёты студентов. Исследование проводилось в процессе изучения студентами дисциплины «Технологии социальной работы» и по результатам выполненных ими индивидуальных и групповых творческих заданий в ходе их участия в различных видах практик.

Организация обучения студентов творческому использованию видов и средств искусства в социальной работе с пожилыми людьми осуществлялась на основе следующих принципов.

Принцип интегративности, ориентирующий отбор и синтез знаний о многофункциональной природе искусства, творческой деятельности, творческом процессе, из разных областей научного познания: философии, эстетики, искусствоведения, социологии, культурологии, психологии, педагогики и др.

Принцип функциональности, предусматривающий включение в практико-ориентированное обучение технологий, форм и методов социальной работы, эффективность осуществления которых зависит от компетентного и творческого включения в них разнообразных видов и средств искусства.

Принцип развития, обеспечивающий расширение спектра творческих возможностей студентов, нравственно-эстетических и этических качеств личности, необходимых для результативного использования различных видов искусства в осуществлении профессиональной деятельности.

Принцип активности, предполагающий создание условий и ситуаций, мотивирующих студентов к постоянному творческому поиску, проявлению оригинальности и креативности мышления, действий в определении продуктивного способа решения профессиональных задач, использования видов искусства в социальной работе с пожилыми людьми.

Совокупность выделенных принципов соответствовала общей целевой установке практико-ориентированного обучения студентов социальной работе. Вместе с тем, отражала специфику обучения будущих социальных работников творческому подходу включения в технологии социальной работы видов и средств искусства для эффективного оказания помощи пожилым людям.

Процесс обучения студентов состоял из условно выделенных взаимообусловленных и взаимодополняющих компонентов, которые отражали целевые ориентиры, структуру организации и сущность содержания.

Ценностно-смысловой компонент способствовал пониманию студентами значения искусства в жизни человека, общества, профессиональной деятельности. Осмыслению творческой деятельности социального работника в использовании социализирующего, образовательно-эстетического, развивающего потенциала искусства в социальной работе с пожилыми людьми.

Ориентиры на нравственно-гуманистические функции искусства, социальной работы, творчества, оказывает влияние на процесс формирования у студентов эстетических взглядов, ценностных ориентаций и установок, нравственно-гуманистической оценки произведений искусства, поведенческой эмпатии, этического поведения для последующего включения в профессиональную и личную сферы деятельности.

Когнитивный компонент обеспечивал широту и глубину знаний студентов о социально-функциональной природе искусства, многогранном воздействии его на личность; специфике методического инструментария для творческого применения видов и средств искусства в социальной работе с пожилыми людьми.

Овладение студентами теоретическими и методико-технологическими знаниями творческого использования потенциала искусства в решении профессиональных задач обеспечивает: развитие познавательно-профессионального интереса и стремление к приобретению практических навыков и умений работы с жанровым и видовым многообразием искусства.

Технологический компонент способствовал формированию у студентов практических умений и навыков (аналитических, прогностических, конструктивных, организационных), влияющих на результативность творческого процесса включения видов и средств искусства в социальную работу с пожилыми людьми.

Развитие у студентов способности переносить усвоенные знания и умения в практическую плоскость творческого выполнения различных видов деятельности (проектировочной, моделирующей, исследовательской, социокультурной, преобразовательной) расширяет их возможности в определении эффективных форм, методов, технологий социальной помощи пожилым людям.

Личностно-творческий компонент обеспечивал развитие у студентов. Во-первых, познавательных психических процессов: мышления, внимания, ощущения, памяти, воображения. Во-вторых, свойств характера таких как: стремление к поиску новых и оригинальных решений, творческой новизне, проявление инициативы, настойчивости. В-третьих, личностных качеств, например: эмпатии, любознательности, чуткости, целеустремлённости, отзывчивости.

Развитие у студентов личностных и профессиональных качеств является основой для формирования индивидуального творческого стиля в организации социальной работы.

Рефлексивно-оценочный компонент позволил развивать у студентов умения осмысливать, оценивать и корректировать свои действия, анализировать организацию процесса творческой деятельности, участие каждого в достижении её результатов.

Развитая рефлексия обусловливает самопознание, самооценку, самоактуализацию, саморегуляцию личности студента, что позволяет определять векторы развития творческого потенциала в профессиональной деятельности и самосовершенствовании.

Каждый компонент процесса обучения выполнял свою конкретную функцию. Ценностно-смысловой -стимулирующую; когнитивный - информационно-ориентационную; технологический - организационно-деятельностную; личностно-творческий - развивающую; рефлексивно-оценочный - регулятивную. Выделенные функции обеспечивали взаимосвязь и взаимозависимость между компонентами процесса обучения.

Выбор педагогического инструментария (технологий, методов, приёмов), учебного, методического и наглядного материалов, определение содержания и наиболее оптимальных форм организации занятий, разработка заданий для самостоятельной работы, в рамках учебной дисциплины «Технологии социальной работы», осуществлялись с учётом ряда критериев. Это: высокая научная и практическая значимость, наличие познавательного и эмоционального компонентов, нравственно-эстетическая и творческая направленность, соответствие сложности реальным возможностям студентов.

Предпочтение в процессе обучения было отдано технологиям, методам проблемного, проектного, имитационного, поисково-исследовательского и практического характера. Среди них: проектирование, кейс-стади, деловые и имитационные игры, диалог, дискуссии, мозговой штурм.

Выполнение индивидуальных, групповых и коллективных практических заданий обеспечивали участие студентов в разных видах творческой деятельности. Например: просмотр и обсуждение видеоматериалов о влиянии искусства на личность; защита проектов социокультурных программ, технологий, занятий (досуговых, коррекционных, просветительских, образовательных, реабилитационных). Выполнение индивидуальных, групповых и коллективных практических заданий обеспечивали участие студентов в разных видах творческой деятельности.

Творческие задания, были ориентированы на проектирование и моделирование способов решения профессиональных задач с использованием как отдельно, так и во взаимосвязи различных видов и средств искусства: музыки, кинофильмов, произведений живописи, литературы, прикладного искусства, фотографий, народного творчества, в социальной работе с пожилыми людьми. При анализе творческих продуктов деятельности обращалось внимание на проявление студентами умений понимать, анализировать возможности влияния различных видов искусства на улучшение ситуации в предлагаемых обстоятельствах, правильно расставлять акценты и выделять главное, принимать оптимальное решение.

Участие студентов в творческой деятельности способствовало: проявлению устойчивого интереса к творческому процессу, активному восприятию информации, повышению уверенности в своих силах, самостоятельности во взглядах, положительным эмоциональным реакциям, развитию творческих черт личности, пополнению и совершенствованию личностного профессионального порфолио творческими методическими материалами.

Совокупность технологий, методов, приёмов и форм обучения, разнообразие проведения учебных занятий обусловила развитие у студентов творческого подхода к использованию видов искусства в их многообразии и взаимосвязях в социальной работе с пожилыми людьми, стремления к самосовершенствованию в творческой деятельности.

Для создания и поддержания постоянного интереса и вовлечённости студентов в творческий процесс обучения были выявлены и обоснованы следующие организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.

1. Создание конструктивной, творчески-развивающей атмосферы на учебных занятиях благоприятно влияет на интеграцию педагогической деятельности и самообразовательной творческой деятельности студентов, способствует активному поиску, появлению креативных идей, оригинальных решений.

2. Использование творческих материалов, произведений искусства или его фрагментов (видео, слайды, презентации, отрывки из кинофильмов, спектаклей, музыкальных и литературных произведений, репродукции картин и др.) в организации учебных занятий оказывает эмоциональное воздействие на продуктивность интеллектуально-творческого процесса выполнения студентами заданий, эстетическое и нравственное развитие личности будущего социального работника.

3. Стимулирование творческой деятельности студентов в учебной, исследовательской и практической деятельности построенной на принципах: интегративности, функциональности, развития, активности.

4. Включение студентов в практико-ориентированную среду обеспечивает приобретение ими практического опыта творческой деятельности, личной и коллективной ответственности за результативность работы, умения работать в команде, развитие творческих способностей, личностных и профессиональных качеств.

Выводы. Результаты исследования показали повышенный интерес студентов в получении практико-ориентированных знаний, умений и компетенций по применению различных видов и средств искусства в будущей профессиональной деятельности. Обучение студентов творческому использованию искусства в социальной работе с пожилыми людьми способствовало: углубленному пониманию значения эстетической и гуманистической природы искусства, его потенциальных возможностей при решении профессиональных задач в ситуации неопределенности; повышению профессионализма будущих социальных работников при обоснованном и креативном использовании различных видов искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми; повышению уровня профессиональной культуры, стимулированию самосовершенствования, развитию нравственно-эстетических качеств личности будущих социальных работников.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва: Искусство, 1986. - 572 с.

2. Гурьева, Л.П. Психология творчества / Л.П. Гурьева. - Москва: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2009. - 168 с.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 448 с.

4. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - Москва: Акад. Проект: Гаудеамус, 2008. - 490 с.

5. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. I Сборник статей / А.Н. Сохор. - Ленинград: Из-во: «Советский композитор», 1980. - 295 с.

6. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации / [М-во труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; В.И.Ломакин и др.]; под общ. ред. В.И. Ломакина и др. - Москва, 2002. - 144 с.

7. Федотенко, И.Л. Искусство как инструмент развития превентивной позиции будущего педагога / И.Л. Федотенко // III Международная научная конференция «Наука, образование и инновации в области искусства», Академия музыки, танца, живописи им. проф. Асена Диамандиева, Пловдив, Болгария, 2021. - С. 44-51

8. Федотенко, И.Л. Искусство как практика развития личности будущего государственного или муниципального служащего / И.Л. Федотенко, А.С. Югфельд // Дистанционная международная научно-практическая конференция, Казахстан, Казахская национальная Академия хореографии, Нур Султан, 2021. - С. 223-228

9. Шутова, Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: монография / Н.В. Шутова. - Н. Новгород: НГПУ, 2000. - 125 с.

10. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / [Е.И. Холостова, Г.И. Климантова]; под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015. - 551 с.

Педагогика

УДК 378, 377

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); учитель Гринина Мария Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 2073 (г. Москва)

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Инновации в профессиональном образовании являются необходимым условием для развития нашего общества и применение сквозных технологий помогут выпускать высококвалифицированных специалистов готовых творить в цифровой экономике. В статье рассмотрены сквозные технологии цифрового общества, которые должны применяться в профессиональном образовании. Рассмотрены сквозные технологии, которые уже применяются в профессиональном образовании, такие как искусственный интеллект и беспроводная связь, дополненная и виртуальная реальность и др. Также проанализированы сквозные технологии которые пока не применяются в профессиональном образовании, но их внедрение является необходимым условием развития образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, надпрофессиональные компетенции, цифровые компетенции, инновации в обучении, сквозные технологии.

Annotation. Innovations in vocational education are a prerequisite for the development of our society and the use of end-to-end technologies will help produce highly qualified specialists who are ready to create in the digital economy. The article discusses the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.