Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН'

НАПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЖИЛЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SOCIAL SPHERE / SOCIAL WORKER / SECONDARY SOCIALIZATION / SENIOR CITIZENS / VOCATIONAL TRAINING / POSTGRADUATE TRAINING / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимошенко Нелли Александровна

В статье раскрыты особенности вторичной социализации пожилых граждан. Представлены результаты опроса социальных работников относительно их знаний и представлений о вторичной социализации людей пожилого возраста. Показаны направления последипломной подготовки работников социальной сферы по вторичной социализации пожилых. Изложены формы, методы и средства, используемые на курсах повышения квалификации с социальными работниками при изучении вопросов вторичной социализации пожилых граждан. Выявлены особенности вторичной социализации пожилых граждан к условиям стационарных учреждений. Представлена динамика результатов самооценки социальных работников за время прохождения курсов повышения квалификации.The article reveals the features of the secondary socialization of senior citizens. The results of a survey of social workers regarding their knowledge and ideas about the secondary socialization of the elderly are presented. The directions of postgraduate training of social workers on the secondary socialization of the elderly are shown. The forms, methods and tools used in continuing education courses with social workers in the study of secondary socialization of senior citizens are described. The features of the secondary socialization of senior citizens to the conditions of stationary institutions are revealed. The dynamics of the results of self-assessment of social workers during the course of continuing education is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН»

19. Кон, И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rumagic.eom/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html

20. Коннелл, Н.М. Прогнозирование издевательств: изучение вклада детского негативного жизненного опыта в прогнозирование подросткового издевательского поведения / Н.М. Коннелл, Р.Г. Моррис, А.Р. Пикеро, М.: международный журнал психотерапии правонарушителей и сравнительной криминологии № 9. 2016. - 60 с.

21. Кутузова, Д.А. Травля в школе: мифы и реальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/

22. Морган, H. Вредоносное использование технологий: что могут сделать школы, родители и учителя для предотвращения кибербулинга. Детское образование / Н. Морган, М.: 2018 - 89 с.

23. Миллер, А., Воспитание, насилие и поколение / А. Миллер, М.: 2010. - 187 с.

24. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_5804.html.

25. От травли в школе до унижений в соцсетях. Буллинг, который растет и тупеет [Электронный ресурс].

- Режим доступа:https://360tv.ru/news/tekst/ot-travli-v-shkole-do-unizhenij-v-sotssetjah-bulling-kotoryj-rastet-i-tupeet/.

26. Травля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F.

27. Торнберг, Р. Подростковый буллинг / Р. Торнберг, М.: 2016 - 57 с.

28. Травля в школе: мифы и реальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/

29. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. -СПб.: Питер, 2018. - С. 240-274.

30. Школьная травля: перезапуск отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://ps.1september.ru/ view_arti cle.php?ID=201301024.

Педагогика

УДК 377

директор Тимошенко Нелли Александровна

ГБСУСОН «Геронтологический центр «Бештау» (г. Железноводск)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. В статье раскрыты особенности вторичной социализации пожилых граждан. Представлены результаты опроса социальных работников относительно их знаний и представлений о вторичной социализации людей пожилого возраста. Показаны направления последипломной подготовки работников социальной сферы по вторичной социализации пожилых. Изложены формы, методы и средства, используемые на курсах повышения квалификации с социальными работниками при изучении вопросов вторичной социализации пожилых граждан. Выявлены особенности вторичной социализации пожилых граждан к условиям стационарных учреждений. Представлена динамика результатов самооценки социальных работников за время прохождения курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: социальная сфера, социальный работник, вторичная социализация, пожилые граждане, профессиональная подготовка, последипломная подготовка, повышение квалификации.

Annоtation. The article reveals the features of the secondary socialization of senior citizens. The results of a survey of social workers regarding their knowledge and ideas about the secondary socialization of the elderly are presented. The directions of postgraduate training of social workers on the secondary socialization of the elderly are shown. The forms, methods and tools used in continuing education courses with social workers in the study of secondary socialization of senior citizens are described. The features of the secondary socialization of senior citizens to the conditions of stationary institutions are revealed. The dynamics of the results of self-assessment of social workers during the course of continuing education is presented.

Keywords: social sphere, social worker, secondary socialization, senior citizens, vocational training, postgraduate training, advanced training.

Введение. В настоящее время уделяется большое внимание подготовке специалистов социальной сферы. В тоже время, вопросам вторичной социализации пожилых граждан посвящено недостаточное количество исследований. Выпускники, обучающиеся по направлению специальности «Социальная работа», в целом овладели компетенциями взаимодействия с пожилыми гражданами, однако специфики вторичной социализации они знают недостаточно. Следовательно, необходимые знания об особенностях вторичной социализации пожилых граждан для работников социальных учреждений следует рассмотреть на специально организованных курсах последипломной подготовки специалистов.

Изложение основного материала статьи. Пожилые и престарелые граждане - одна из категорий населения, наиболее нуждающаяся в помощи и поддержке. Им необходима определенная опека, забота, поддержка, как материальная и морально-психологическая, так и юридическая и иная социальная помощь. Для качественной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми важна не только апробация уже выработанных технологий социальной работы с данными группами населения, но и последующая разработка инноваций в социальной деятельности.

В последние десятилетия наблюдается увеличение численности пожилых людей во всем мире, что приводит к общей тенденции старения населения. По данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году, их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность граждан старше 60 лет достигнет 1млрд. 100 млн. человек [1].

Кроме того, нынешняя социально-экономическая, политическая, культурная, демографическая ситуации в нашей стране приводят к ухудшению материального положения пожилых граждан, их психического здоровья и вызывает необходимость применения новых эффективных способов для решения этих

проблем [2, 3].

Опыт формирования системы предоставления специальных социальных услуг пожилым гражданам в Ставропольском крае свидетельствует о том, что она должна быть многопрофильной, ориентированной на исполнение гарантированных социальных обязательств, учитывать основания по предоставлению услуг конкретным потребителям, отвечать интересам клиента и действовать в соответствии с ними.

Важную роль играет вторичная социализация пожилых и престарелых граждан к новым условиям проживания. Ее цель заключается в том, чтобы сохранить и продлить социальную активность. Необходимо приспособить пожилого человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Назовем следующие стадии вторичной социализации пожилых граждан к новым условиям центров социального обслуживания или новым местам проживания (приемная (замещающая семья, дома-интернаты и др.):

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я не хочу, но надо, необходимо принять новые условия жизни);

3) аккомодация (принятие правил поведения в новой социальной среде или группе);

4) ассимиляция (совершенное утверждение новых правил поведения, предъявленные группой).

Вторичная социализация граждан старших возрастов в домах-интернатах имеет особую специфику в

связи тем, что пожилые и престарелые люди страдают, как правило, различными заболеваниями (в том числе и расстройствами интеллекта).

Особое значение при вторичной социализации имеют:

1. Результативность (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых граждан в социально-адаптационной работе).

2. Оптимальность (характеризуется максимальной эффективностью при наименьших затратах со стороны клиентов социальной работы и специалистов - социальных работников).

3. Мотивационная значимость (характеризуется созданием условий для повышения социальной активности клиентов (пожилых граждан) в новой социальной среде пребывания).

4. Управляемость (характеризуется предрасположенностью клиентов (пожилых граждан) к различным видам социальной и социально-адаптационной работы).

5. Системность (характеризуется системным использованием специалистами, работающими в интернате, каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).

Для выявления проблем подготовки социальных работников, в сентябре 2019 года нами был проведен опрос среди персонала геронтологического центра «Бештау» (г. Железноводск, Ставропольский край). В опросе приняли участие 46 социальных работников. Цель опроса - выявить проблемы и недостающие знания в области вторичной социализации пожилых граждан, на основании которых была разработана программа курсов повышения квалификации, с учетом выявленных проблем. Среди персонала геронтологического центра большое количество молодых специалистов - 27 человек.

73% респондентов отметили, что им недостаточно знаний в области особенностей психологии пожилого человека, его поведенческих реакций (в основном, это молодые специалисты, работающие в центре около года). Среди опрошенных 70% отметили, что не знают о процессах вторичной социализации в пожилом возрасте и хотели бы получить необходимую информацию. 81% социальных работников ответили, что им необходима информация о специфике взаимодействия и коммуникации с пожилыми людьми. 67% респондентов указали, что им необходимы знания о формах и методах профилактики возрастных (психических и социальных) отклонениях пожилых людей. Кроме того, были заданы вопросы, касающиеся самооценки сотрудников относительно их готовности к взаимодействию с пожилыми людьми, получателями услуг геронтологического центра (табл. 1). В комментариях к опросу сотрудники центра отмечали: в образовательной организации (вуз, колледж) вопросам особенностям пожилого возраста уделялось мало внимания (одна дисциплина); на дисциплине психология в основном рассматривались особенности молодежного и детского возраста, а аспекты, связанные с психологическими переживаниями более старшей группы граждан, освещались недостаточно подробно.

Полученные результаты показали, что необходима внутрифирменная подготовка (на базе геронтологического центра «Бештау») специалистов, работающих в геронтологическом центре по теме «Особенности вторичной социализации пожилых граждан».

На специфику подготовки специалистов социальной сферы указывали Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, З.Т. Кулаева и др. [3, 4, 7]. Авторами отмечается, что при внутрифирменной подготовке следует опираться на интерактивные методы обучения [5, 8, 9, 10], поскольку сотрудники уже имеют опыт работы, владеют базовыми компетенциями. Следовательно, им необходимы новые знания о новых современных технологиях и исследованиях в определенной сфере.

Курсы повышения квалификации в объеме 72 часа проходили 2-3 раза в неделю по 2-4 часа. Ответственным по содержательному наполнению материала стала кафедра социальных технологий Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь). В ходе реализации курсов были рассмотрены следующие темы и проблемные вопросы:

1) социальная и психологическая защищенность пожилого человека;

2) психологические особенности личности пожилого человека;

3) особенности восприятия жизненных событий пожилыми людьми;

4) представления пожилых людей о ресурсах преодоления трудных жизненных ситуаций;

5) особенности коммуникативного взаимодействия в пожилом возрасте;

6) стадии и этапы вторичной социализации пожилых граждан;

7) гериатрическая профилактика;

8) особенности восприятия одиночества в пожилом возрасте, социальная работа с семьями пожилых граждан, социальная работа с одинокими пожилыми людьми;

9) опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, организаций и учреждений (на примере работы учреждений Ставропольского края);

10) этические нормы взаимодействия социальных работников и других специалистов с пожилыми гражданами.

При проведении курсов повышения квалификации социальных работников центра «Бештау», работающих с пожилыми гражданами, использовался весь арсенал методов активного обучения:

дискуссионные методы (групповая дискуссия, мозговой штурм, инверсия, разбор реальных ситуаций (кейс-технологии) и др.); игровые методы: деловые и ролевые игры; тренинг.

Применение методов активного обучение потребовало пересмотра форм организации работы со специалистами социальной сферы. К таковым можно отнести доклады, круглые столы, подготовка и защита проектов, подготовка и решение в кейса-заданий, работа в проблемных группах. Занятия проходили непосредственно в центре, поэтому сразу же можно было просмотреть некоторые вопросы на практике.

Наиболее интересными для слушателей курсов стали следующие интерактивные технологии: кейс-технологии, круглый стол, дискуссия, разбор проблемных ситуаций. Кроме того, интерес вызвали беседы с административными работниками и специалистами других центров, схожей направленности (Ставропольского краевого геронтологического центра, Арзгирского дома-интерната для престарелых и инвалидов «Ивушка»).

Представим некоторые результаты опроса социальных работников центра «Бештау» по основным вопросам, касающихся их готовности к взаимодействию с пожилыми гражданами и их знаний по вопросам вторичной социализации. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменений показателей самооценки социальных работников по вопросам готовности к взаимодействию с пожилыми гражданами (в %)

Вопрос анкеты Количество опрошенных (в %)

До проведения курсов После проведения курсов

Знание социально-психологических особенностей пожилых людей 18% 85%

Знание особенностей коммуникации в пожилом возрасте 17% 95%

Готовность к взаимодействию с пожилыми людьми в условиях вторичной социализации 12% 95%

Готовность к социальному сопровождению пожилых граждан 8% 95%

Положительная динамика результатов обучения на курсах повышения квалификации специалистов (социальных работников центра), работающих с пожилыми людьми позволяет говорить об эффективности проделанной работы. Социальные работники отметили, что внутрифирменная подготовка для них является наиболее целесообразной и приемлемой, поскольку выезд полного состава работников в другой город для повышения своих знаний невозможен. А здесь рассматривалась специфика работы именно данного социального учреждения, и специфика клиентов, получателей социальных услуг.

Выводы. Таким образом, можно заключить, что выявлена потребность сотрудников учреждений социальной сферы в знаниях о специфике вторичной социализации пожилых граждан к учреждениям стационарного типа. Для большинства пожилых вторичная социализация процесс достаточно трудный, сопряжён со многими негативными обстоятельствами (социальными, семейными, физическими, психологическими). Поэтому необходима помощь и поддержка пожилым людям со стороны социальных работников в этот трудный для них период. Получению специальных знаний о вторичной социализации пожилых граждан способствует курс специальной подготовки сотрудников стационарных учреждений. Такая подготовка может быть проведена на месте и иметь вид «внутрифирменной» подготовки, где раскрываются особенности данного учреждения, учитывается контингент, учитывается материальное оснащение учреждения. Наиболее востребованными при внутрифирменной подготовки являются интерактивные методы обучения: кейс-технологии, тренинги, круглые столы, метод погружения, разбор проблемных ситуаций, деловые игры, беседы с административными работниками и специалистами других учреждений, схожей направленности. При организации курсов для специалистов одного учреждения (внутрифирменная подготовка) следует учитывать образование сотрудников, стаж работы, возраст сотрудников, период работы в учреждении данной специализации.

Литература:

1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 1 (52). С. 125-131.

2. Зритнева Е.И. Перспективы развития учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края // Проблемы развития полиэтничного региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. С. 290-293.

3. Зритнева Е.И. Формирование образа будущей профессии у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 5 (50). С. 167-170.

4. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 136-137.

5. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. 2016. № 2 (43). С. 125-131.

6. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. - Ставрополь: Бюро новостей, 2010. - 92 с.

7. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 1. С. 93-97.

8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70-71.

9. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as

theoretical construct: conceptualization problems // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8. № 2. C. 209-216.

10. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. T. 7. № 4.38. C. 431-433.

Педагогика

УДК 37.026

кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШТУКАТУРОВ

Аннотация. Профессионально-прикладная физическая подготовка является необходимой составляющей профессиональной деятельности любого специалиста, определяемой рядом доминирующих факторов. Это обстоятельство обуславливает применение визуализации содержания обучения уже на начальном уровне освоения профессиональных двигательных действий и на уровне освоения стратегии профессиональной деятельности. Визуализация обеспечивалась путем получения данных о качестве и характеристиках профессиональной деятельности, применялись опорные схемы по содержанию и процедуре выполнения физических упражнений профессионально-прикладной направленности, конспект-схемы, опорные ориентиры, задания по нахождению сходства и отличия профессиональных двигательных действий и профессионально-прикладных физических упражнений. Реализация принципа визуализации в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в ходе занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и в условиях практики обеспечивает формирование профессиональных навыков у обучающихся на более высоком уровне.

Ключевые слова: визуализация, физическая подготовка, обучение, штукатуры.

Annotation. Vocational and applied physical training is a necessary component of the professional activity of any specialist, determined by a number of dominant factors. This makes it necessary to apply the visualisation of the content of the training already at the initial level of learning of professional motor actions and at the level of learning of professional activity strategy. Visualization was provided by obtaining data on the quality and characteristics of professional activity, reference schemes were used on the content and procedure of physical exercises of vocational-applied orientation, reference schemes, reference points, tasks on finding similarities and differences of professional motor actions and vocational-applied physical exercises. The implementation of the principle of visualization in the process of vocational and applied physical training during physical exercises in physical culture lessons and in practice ensures the formation of professional skills of students at a higher level.

Keywords: Visualization, physical training, education, plastering.

Введение. Причинность применения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) заключается в целом ряде законов и закономерностей социального, физиологического и общебиологического характера, из числа которых выделяется несколько доминирующих факторов:

1) генетически обусловленными двигательными способностями, развитием уровня функциональных возможностей и степени развития двигательных способностей, зависящих от качества реализации предшествующей работы, от наличия имеющихся двигательных навыков и умений, двигательного опыта;

2) нормальное физическое состояние, представляющее собой производной системы физического воспитания и ППФП, является важнейшим условием проявления высокого уровня физической и умственной работоспособностью, а, следовательно, предпосылкой достижения высокой производительности труда;

3) совокупность рисков для здоровья, вытекающие из особенностей трудовой деятельности, не могут быть преодолены без научной организации труда, элементом которого является профессионально-прикладная физическая культура;

4) современное состояние развития производительных сил и средств, требуя высокого уровня устойчивости работника в цепи производства, своим содержанием деятельности не обеспечивает совершенствования их деятельностных и двигательных способностей, что замещается путем реализации задач ППФП;

5) процесс ППФП обеспечивая развитие общих и специфических свойств личности создает условия для эффективного профессионального переучивания, что особенно актуализируется в ходе глобализации, цифровизации и роботизации производства.

Процесс профессионально-прикладной физической подготовки представляет собой направление физического воспитания, которое применяет в качестве основного и специфического средства физические упражнения, которые комплексно воздействуя на организм человека, обеспечивает целостное воздействие на самые различные свойства личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. В результате анализа формирования системы профессиональной деятельности выделяется пять этапов освоения профессиональной деятельности:

1) освоение нормативно-правовой деятельности;

2) освоение отдельных нормативно-заданных видов деятельности;

3) выстраивание нового образа всей деятельности (формирование индивидуально ориентированной основы деятельности);

4) освоение отдельных действий на основе новых, индивидуальных представлений работника;

5) освоение деятельности в целом как индивидуально приспособленного к себе стиля деятельности.

Как следует из анализа этапов, уже на третьем этапе требуется проявление такого уровня

сформированности представлений, которое позволяет видеть и определять образ всей профессиональной деятельности, включающий в себя и правильную реализацию техники движений, и выстраивание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.