Научная статья на тему 'Повышение квалификации в развитии профессиональной компетентности работников социальной сферы'

Повышение квалификации в развитии профессиональной компетентности работников социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сфера / социальная работа / повышение квалификации / компетенции / профессиональные компетенции / social sphere / social work / professional development / competence / professional competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. О. Волобуева

В статье раскрыты современные тенденции в системе повышения квалификации. Определены актуальные направления повышения квалификации для работников социальной сферы. Выявлены наиболее востребованные в настоящее время формы, принципы и методологические подходы к организации курсов повышения квалификации для работников социальной сферы. Определены особенности слушателей курсов, являющихся работниками социальной сферы. Значительное внимание уделяется профессиональным компетенциям, которые формируются и развиваются у слушателей курсов во время обучения. Выявлен комплекс педагогических условий, способствующий активизации познавательной активности у слушателей курсов повышения квалификации. Автором сделан вывод, что практико-ориентированное обучения является наиболее эффективным при постдипломной подготовке специалистов на курсах повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS

The article reveals current trends in the system of professional development. Current areas of professional development for social workers have been identified. The author notes that practice-oriented training contributes the most to the development of professional competences, expansion of professional outlook, professional skills. The most popular forms, principles and methodological approaches to the organization of advanced training courses for social workers are identified. The features of the course participants who are social workers are defined. Considerable attention is paid to professional competencies that are formed and developed by course participants during training. A set of pedagogical conditions that contribute to the activation of cognitive activity in students of advanced training courses has been identified. The author concludes that practice-oriented training is the most effective for postgraduate training of specialists in advanced training courses.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации в развитии профессиональной компетентности работников социальной сферы»

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон. Москва, 2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.

3. Алиев М.А. Экономические проблемы развития взаимосвязи образования и производства. Махачкала, 2019.

4. Казаков Д.В., Даничев А.А., Машанов А.А. Основные проблемы профориентации школьников на современном этапе развития общества. Вестник КрасГАУ. 2012; № 9 (72): 242 - 245.

5. Инглхарт Р, Ветцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. Москва, 2011.

6. Какие профессии нужны сегодня рынку? Аргументы и факты. 2018; 26: 20.

7. Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Педагогическое образование и наука. 2014; № 5: 53 - 62.

8. Умалатова З.М., Алиев М.А., Магомедова К.М. Организационное и педагогическое обеспечение развития образовательно-инновационной среды в школе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 69 - 71.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon. Moskva, 2013.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.

3. Aliev M.A. Ekonomicheskie problemy razvitiya vzaimosvyazi obrazovaniya i proizvodstva. Mahachkala, 2019.

4. Kazakov D.V., Danichev A.A., Mashanov A.A. Osnovnye problemy proforientacii shkol'nikov na sovremennom 'etape razvitiya obschestva. Vestnik KrasGAU. 2012; № 9 (72): 242 - 245.

5. Inglhart R., Vetcel' K. Modernizaciya, kul'turnye izmeneniya idemokratiya. Posledovatel'nost'chelovecheskogorazvitiya. Moskva, 2011.

6. Kakie professii nuzhny segodnya rynku? Argumenty i fakty. 2018; 26: 20.

7. Tyunnikov Yu.S. Konceptual'naya model' podgotovki buduschih pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; № 5: 53 - 62.

8. Umalatova Z.M., Aliev M.A., Magomedova K.M. Organizacionnoe i pedagogicheskoe obespechenie razvitiya obrazovatel'no-innovacionnoj sredy v shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 69 - 71.

Статья поступила в редакцию 17.03.20

УДК 37

Volobueva S.O., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: varyasvetlana@yandex.ru

TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS. The article reveals current trends in the system of professional development. Current areas of professional development for social workers have been identified. The author notes that practice-oriented training contributes the most to the development of professional competences, expansion of professional outlook, professional skills. The most popular forms, principles and methodological approaches to the organization of advanced training courses for social workers are identified. The features of the course participants who are social workers are defined. Considerable attention is paid to professional competencies that are formed and developed by course participants during training. A set of pedagogical conditions that contribute to the activation of cognitive activity in students of advanced training courses has been identified. The author concludes that practice-oriented training is the most effective for postgraduate training of specialists in advanced training courses.

Key words: social sphere, social work, professional development, competence, professional competence.

С.О. Волобуева, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: varyasvetlana@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье раскрыты современные тенденции в системе повышения квалификации. Определены актуальные направления повышения квалификации для работников социальной сферы. Выявлены наиболее востребованные в настоящее время формы, принципы и методологические подходы к организации курсов повышения квалификации для работников социальной сферы. Определены особенности слушателей курсов, являющихся работниками социальной сферы. Значительное внимание уделяется профессиональным компетенциям, которые формируются и развиваются у слушателей курсов во время обучения. Выявлен комплекс педагогических условий, способствующий активизации познавательной активности у слушателей курсов повышения квалификации. Автором сделан вывод, что практико-ориентированное обучения является наиболее эффективным при постдипломной подготовке специалистов на курсах повышения квалификации.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная работа, повышение квалификации, компетенции, профессиональные компетенции.

Профессиональная компетентность - это система знаний, умений и навыков, которые необходимы специалисту для ведения эффективной профессиональной деятельности. В условиях рыночной экономики предъявляются требования к специалистам: высокая квалификация, способность творчески решать профессиональные задачи, наличие знаний в области психологии и управления, ответственность, способность принимать управленческие решения, способность к выработке новых идей, потребности в профессиональном развитии. Под компетентностью понимают доскональные знания в какой-либо профессиональной области. Основу развития профессиональных компетенций личности составляет теория саморазвития и самоактуализации (В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б. Эльконин и др.), поскольку потребность в саморазвитии и самосовершенствовании необходимо развивать и в области профессиональной деятельности. На уроне педагогической теории и практики доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность необходимо создать условия для формирования и развития профессиональных компетенций (В.А. Беляева, А.А. Вербицкий, С.Г Воровщиков, А.Ж. Жафяров, О.В. Мухаметшина, А.А. Петренко, С.Б. Серякова, О.И. Федотова, А.В. Хуторской и др.).

В исследованиях Л.А. Саенко, Е.С. Скляр [3, 8] отмечается, что в основе развития профессиональных компетенций личности лежит отношение к своей профессиональной деятельности как необходимой жизненной потребности. Профессиональные компетенции социальных работников интегрируют в себе следующие показатели: профессиональные знания, умения, навыки, способность

к профессиональному творчеству, стремление совершенствовать свое рабочее место и технологический процесс, в который включен работник; способность к сотрудничеству; осознание ответственности за свою работу перед своими клиентами, коллегами, обществом.

Значительное место в изучении проблемы развития профессиональных компетенций работников социальной сферы занимают междисциплинарные исследования. Например, акмеологические основы развития профессионализма личности рассматривали A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.; возможности образовательной среды в развитии профессиональных компетенций А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов и др.; технологизация процесса формирования и развития профессиональных компетенций личности представлена в работах ГА. Андриановой, И.В. Демьянович, О.А. Шушериной и др.

Основу для развития профессиональных компетенций составляют базовые знания в профессиональной области, полученные в образовательном учреждении; задатки и способности, которые получают развитие в определенных условиях деятельности и от которых зависит профессионализм и компетентность специалиста [5].

В настоящее время в системе повышения квалификации утвердились определенные тенденции переподготовки работников различных сфер профессиональной деятельности: практико-ориентированный подход к образованию слушателей на курсах, вариативность содержания образования, нацеленность на саморазвитие слушателей, преобладание исследовательских методов и само-

стоятельной работы слушателей. Это обусловлено следующими факторами: запрос общества в специалистах, имеющих современные знания; объем получения и распространения новых технологий в профессиональной сфере, активность слушателей курсов повышения квалификации, мобильность и динамичность социальной среды.

Поскольку система повышения квалификации является мобильной, динамичной и оперативной структурой, она обеспечивает интеграцию теоретических (фундаментальных), прикладных (практических) и методологических знаний для решения поставленных задач - ознакомление слушателей курсов с новейшими достижениями науки, передачи передового опыта и достижений в определенной профессиональной сфере. В связи с тем, что современные технологии активно развиваются, наблюдается глобализация социальных процессов, отмечается быстрая информатизация и технологизация всех процессов, ученые фиксируют интенсификацию процессов «устаревания» знаний, которые были получены в период обучения в вузе или колледже. Являясь элементом системы непрерывного образования, система повышения квалификации решает возникающие проблемы получения новых знаний, что обеспечивает профессиональный рост специалистов и положительную профессиональную динамику Если учебные заведения первичного профессионального образования нацелены на передачу студентам базовых, фундаментальных знаний в профессиональной сфере, то в системе повышения квалификации решаются вопросы передачи актуальных и инновационных знаний, освоения новых профессиональных компетенций работниками [4].

Профессиональные компетенции сотрудника могут быть сформированы во время его учебы в образовательных организациях в полном объеме, поскольку с течением времени появляются новые знания в профессиональной области, технологии и т.д. Зачастую новые профессиональные возможности специалиста социальной сферы раскрываются уже во время работы в социальных учреждениях. В то же время очень важно регулярное повышение квалификации специалистами, поскольку выходят новые нормативно-правовые документы, постановления, регулирующие отношения в системе «социальное учреждение - клиент социальной работы», разрабатываются новые социальные технологии, методы работы с клиентами социальной работы и т.д.

Для работников социальной сферы в Ставропольском крае на курсах повышения квалификации (на базе ГАУДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы», г. Ставрополь) осуществляется несколько видов обучения:

- краткосрочные курсы (до 72 часов), которые организуются для освоения актуальных вопросов современного процесса профессиональной работы (курсы могут быть организованы как внутрифирменное обучение работников);

- среднесрочные курсы (от 72 до 100 часов) направлены на изучение более широких проблем профессиональной сферы на уровне региона, края (изучение новых технологий, освоение передового опыта, реализация инновационных площадок);

- долгосрочные курсы (свыше 100 часов) призваны обеспечить более углубленное изучение вопросов профессионального образования работников.

Взаимодействие преподавателя и слушателей курсов во время обучения должно быть организовано так, чтобы слушатели получали максимальное количество новых знаний в кратчайшие сроки, новые знания должны быть значимыми для слушателей, необходимо создать условия для реализации принципов активности и самостоятельности. Профессор Е.И. Зритнева [1] отмечает: «Личностно ориентированный и дифференцированный подходы к обучению на курсах повышения квалификации обеспечивают максимальную заинтересованность слушателей, что дает возможность охватить необходимый объем материала и построения индивидуальной образовательной траектории для слушателей».

Отметим, что на курсах повышения квалификации важным является обмен мнениями между слушателями по различным актуальным вопросам профессионального характера. Коммуникативное общение работников социальной сферы выступает необходимым условием развития их профессиональных компетенций, так как основной тип взаимоотношений в сфере оказания социальных услуг - это «человек - человек».

Наиболее востребованы практико-ориентированные формы работы на курсах повышения квалификации, поскольку именно в практической деятельности может реализоваться профессиональный потенциал слушателей. Например, решение кейс-заданий, проведение деловой игры, вебинар, участие в мастер-классах и видеотренингах, метод клинического обучения, практическая работа.

Реализация практико-ориентированного обучения для слушателей курсов повышения квалификации предполагает опору на основные принципы: самостоятельности, сотрудничества и свободы. Принцип самостоятельности предполагает, что образовательный процесс следует организовать таким образом, чтобы у слушателей была возможность для самостоятельного поиска нового материала, для самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Принцип сотрудничества характеризуется тем, что при организации и проведении занятий

Библиографический список

для слушателей курсов необходимо осуществлять «субъект-субъектные» отношения между слушателями курсов и преподавателями. Слушатели должны не просто механически воспринимать материал, но и принимать активное и равноправное участие в процессе освоения нового материала. Принцип свободы определяет, что преподаватель должен обеспечить слушателям курсов свободу выбора по следующим позициям: выбор в поиске материала по рассматриваемой теме, выбор в периоде его изучения и освоения, выбор в способе представления полученных результатов. На курсах повышения квалификации недопустимо выставление педагогом шаблонов и рамок в освоении нового материала и иной учебной информации.

При реализации практико-ориентированного обучения для слушателей курсов повышения квалификации необходимо уделить внимание педагогическим условиям, которые направлены на активизацию познавательного интереса слушателей, а также на повышение эмоционального и интеллектуального тонуса. Выделим наиболее характерные педагогические условия:

1) понимание слушателями, что предлагаемый материал является актуальным, отличается новизной и практической значимостью, что является важным аспектом для выполнения их профессиональной деятельности;

2) использование комплекса интерактивных методов обучения, сопровождение этих методов адекватными приемами и средствами обучения;

3) создание на занятии со слушателями проблемной ситуации, решение которой будет повышать интерес к поиску нового материала, к овладению новыми знаниями и умениями;

4) визуализация материала, который предлагает преподаватель (презентация, карточки, модели, макеты, пособия, графики и т.д.).

Необходимо отметить, что при реализации практико-ориентированного обучения у слушателей появляется «смыслообразующий мотив». Данное понятие было сформулировано А.Н. Леонтьевым, сущность которого определяется тем, что «слушатель, осознавая свое продвижение в знании и умении, начинает испытывать от этого удовольствие. Он начинает более смело подходить к каждому новому заданию (новой трудности) и уверенно выполняет его, таким образом «одержав победу». Каждая победа - это запас сил, который помогает в преодолении новых, более сложных задач».

Необходимо усилить прикладную, практическую направленность обучения слушателей на курсах повышения квалификации, это приблизит изучаемый теоретический материал к практической работе по определенному профилю, будет учтен опыт работы слушателей, что способствует повышению чувства собственной значимости и развитию познавательного интереса. Насыщение информационных каналов слушателей курсов разнообразным содержанием при практико-ориентированном обучении будет способствовать эффективности функционирования системы повышения квалификации.

Педагогами С.В. Даниловым, Е.И. Зритневой, Л.А. Саенко, Ю.В. Сорокопуд, Л.П. Шустовой [1, 2, 6, 7, 9] отмечается, что практико-ориентированное обучение в наибольшей степени способствует развитию профессиональных компетенций, расширению профессионального мировоззрения, профессионального мастерства. Авторами указывается, что развитие профессиональной компетентности работников социальной сферы во время обучения на курсах повышения квалификации в дальнейшем будет оказывать позитивное влияние на общий уровень профессиональной культуры работников социального учреждения по месту работы. Это проявляется в следующих аспектах:

1) корректность и скорость работы с клиентами социальной работы;

2) адекватная реакция на аномальные ситуации, возникающие на рабочем месте;

3) расширение кругозора, способность нахождения нескольких вариантов решения возникающих проблем в профессиональной деятельности;

4) снижение потерь при неверной оценке возникающих проблемных ситуаций и конфликтных ситуаций;

5) сближение интересов учреждения и интересов его работника.

Таким образом, анализ литературы и собственный опыт работы позволили сделать ряд обобщенных выводов:

- система повышения квалификации оказывает положительное воздействие на развитие профессиональных качеств, знаний, умений и навыков работников, что в целом составляет их профессиональную компетентность;

- наиболее результативным является опора на практико-ориентирован-ные методы обучения, где в полной мере может реализоваться потенциал слушателей курсов повышения квалификации;

- взаимодействие между преподавателем и слушателями курсов повышения квалификации необходимо осуществлять в системе «субъект-субъектных» отношений, следует учитывать опыт работы слушателей;

- в содержании программ обучения должны учитываться новые технологии социальной работы, положительный опыт работы отдельных социальных учреждений, стаж работы слушателей, профиль деятельности слушателей, актуальность рассматриваемых проблем для региона.

1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. ВестникСеверо-Кав-казского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

2. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.

3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

4. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

5. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6: 178 - 189.

6. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

7. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек - человек». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 245 - 246.

8. Скляр Е.С. Развитие коммуникативной компетенции как одной из составляющих профессиональной пригодности социальных работников. Карельский научный журнал. 2019; Т. 8, № 2 (27): 86 - 88.

9. Шустова Л.П., Данилов С.В. Реализация перспективных образовательных проектов в системе повышения квалификации работников образования и социальной сферы. Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2016; № 30: 64 - 75.

References

1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.

3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

4. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

5. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2008; № 6: 178 - 189.

6. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

7. Sorokopud Yu.V. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti kak faktor konkurentosposobnosti sovremennyh specialistov sfery «chelovek - chelovek». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 245 - 246.

8. Sklyar E.S. Razvitie kommunikativnoj kompetencii kak odnoj iz sostavlyayuschih professional'noj prigodnosti social'nyh rabotnikov. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2019; T. 8, № 2 (27): 86 - 88.

9. Shustova L.P., Danilov S.V. Realizaciya perspektivnyh obrazovatel'nyh proektov v sisteme povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya i social'noj sfery. Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. 2016; № 30: 64 - 75.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 378

Magomedov G.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

TEACHER IN THE SYSTEM OF PERSONAL-ORIENTED EDUCATION. In the article the authors study theoretical foundations of the teacher model in modern conditions. The article presents the job analysis, revealing the nature of professional work. Intellectual, communication and organizational skills are important for successful work of a teacher. The system of training a university lecturer includes three main components: the complete knowledge of knowledge in a definite field of knowledge, modern teaching and education methods, as well as the basics of the methodology of scientific work. The authors consider modern approaches to the construction of a personality-oriented educational process of bachelor's training, and formulated requirements for the personality of a high school teacher. The authors concluded that it is extremely important for the teacher to show a positive attitude towards all students, regardless of the level of knowledge and development, as well as belief in the ability of each student to reach the required level of education.

Key words: educational process, humanization of pedagogical interaction, personality-oriented education, creative pedagogical technologies, activity-based educational technologies, educational process management, teacher.

Г.М. Магомедов, канд. физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье авторы рассматривают теоретические основы модели преподавателя в современных условиях. В статье представлена профессио-грамма, раскрывающая специфику профессионального труда. Авторами рассмотрены современные подходы к построению личностно ориентированного образовательного процесса подготовки бакалавров, сформулированы требования к личности преподавателя высшей школы. Авторы сделали вывод о том, что для преподавателя крайне важно проявлять, безусловно, доброжелательное отношение ко всем студентам независимо от уровня знаний и развития, а также внушить им веру в возможность каждого студента выйти на требуемый уровень образования. Такой преподаватель способен к эффективной коммуникации и может выстроить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию развития с учетом требований образовательных стандартов.

Ключевые слова: образовательный процесс, гуманизация педагогического взаимодействия, личностно ориентированное образование, креативные педагогические технологии, деятельностные образовательные технологии, управление образовательным процессом, преподаватель.

Новые общественные потребности привели к смене образовательной парадигмы. Современная концепция многоуровневой системы высшего образования ориентирована на развитие личности будущего специалиста, его творческого потенциала. Она предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, гуманитаризацию изучения образовательных программ. Важнейшей практической задачей становится создание системы личностно ориентированного образования и адекватных педагогических технологий.

Смена педагогического мировоззрения и образовательных ценностей существенно меняет функции преподавателя высшей школы. Главная задача вузовского преподавателя - это раскрытие и развитие личности учащегося. Преподаватель становится не только носителем обширной научной информации в определенной области знаний, но и организатором и управленцем (менеджером) образователь-

ного процесса. Чтобы научиться управлять, надо решить две задачи: овладеть научными основами управленческой деятельности, т.е. теорией управления, и уметь ее творчески применять в конкретной образовательной среде, т.е. овладеть искусством управления. Владея знаниями и искусством управления, преподаватель может формулировать цели и задачи педагогической деятельности, проектировать и создавать креативные педагогические технологии, продуктивно управлять образовательно-творческой деятельностью студента. Управление - это непрерывный процесс воздействия преподавателя на студента в процессе обучения для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальный профессиональный портрет преподавателя составляется на основе нормативных требований профессии, приведенных в профессиограм-ме и профессиональном стандарте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.