Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в формировании функциональной грамотности работников организаций социального обслуживания'

Дополнительное профессиональное образование в формировании функциональной грамотности работников организаций социального обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная работа / специалисты организаций социального обслуживания / дополнительное профессиональное образование / функциональная грамотность / social work / specialists of social service organizations / additional professional education / functional literacy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. О. Волобуева

В статье раскрыты современные направления дополнительного профессионального образования. Определены актуальные тенденции в дополнительном профессиональном образовании работников организаций социального обслуживания. Выявлены наиболее актуальные в настоящее время методы и методологические подходы к формированию дополнительного профессионального образования для работников организаций социального обслуживания. Определены потребности слушателей курсов, являющихся работниками организаций социального обслуживания. Особое внимание уделяется функциональной грамотности. Автором сделан вывод, что практико-ориентированное обучение является наиболее востребованным при подготовке специалистов организаций социального обслуживания на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF EMPLOYEES OF SOCIAL SERVICE ORGANIZATIONS

The article reveals modern trends in additional professional education. Current trends in additional professional education of employees of social service organizations are identified. The most current methods and methodological approaches to the formation of additional professional education for employees of social service organizations are identified. The needs of course participants who are employees of social service organizations are determined. Special attention is paid to functional literacy, which is formed in students of courses during training in programs of additional professional education. Pedagogical features of formation of readiness of students of additional professional education for professional development are revealed, taking into account effective performance of qualification and competent functions in their professional activity and functional literacy. The author concludes that practice-oriented training is the most popular in the training of specialists of social service organizations at advanced training and professional retraining courses.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в формировании функциональной грамотности работников организаций социального обслуживания»

ностей для наиболее эффективной практической профессиональной деятельности в области художественной педагогики;

- формирование условий для развития анимационного искусства не только среди других обучающихся, но и будущих учеников;

- обучение основам технологической системы в процессе формирования анимационных технологий и вследствие этого - анимационной культуры;

- подготовка потенциальных специалистов в области анимационных технологий, что достигается путем самостоятельного овладения такими технологиями студента-выпускника изобразительного направления подготовки [3].

Кроме того, анимационно-педагогическая деятельность как особый вид педагогического проектирования представляет собой крайне сложную систему, ориентированную на принципах общего и специального моделирования, проектирования и создания уникальных инновационных проектов. Педагогу в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо уделить особое внимание не только предпосылкам к активному выполнению студентом профессиональной деятельности, но и его способностям к созиданию, аналитике и рефлексии в рамках собственной деятельности.

Зачастую художественное образование характеризуется выработкой самостоятельности и принципов самоактуализации будущих специалистов. В связи с этим стоит отметить, что анимационно-педагогическое развитие личности как нельзя лучше реализует эти принципы и оказывает на них активное влияние. Так,

Библиографический список

анимирование предусматривает регулярную самостоятельную работу студента над собственным инновационным проектом, что позволит сформировать у него ряд необходимых для профессиональной и личностной культуры специфических характеристик. Кроме того, посредством освоения анимационных навыков человек учится работать с современными цифровыми и информационными технологиями, что сегодня - одно из важнейших условий развития конкурентоспособной и мобильной личности, способной к адаптации и укоренению в различных профессиональных условиях.

В целом же, резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что процесс профессиональной подготовки студентов к анимационно-педагогической деятельности сегодня базируется на развитии:

- творческого потенциала;

- инновационного потенциала;

- инновационных способностей;

- проектных навыков и проектной культуры;

- анимационных и изобразительных умений;

- навыков работы с цифровыми технологиями;

- психолого-педагогических способностей будущего специалиста.

По нашему мнению, такая система навыков и умений представляет собой системообразующий комплекс профессиональной подготовки конкурентоспособной, творческой и трудоспособной личности в рамках современного, стремительно развивающегося рынка труда.

1. Бахмудова О.Г, Везиров Т. Г. Профессиональная компетентность будущих учителей изобразительного искусства в условиях информатизации образования. Инновации в образовании. Липецк, 2009.

2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу 2010; № 8.

3. Васильцов В.С. Формирование и развитие анимационных навыков у будущих преподавателей изобразительного искусства в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60 (2).

4. Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства». ПНиО. 2014; № 2 (8).

5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. Москва, 1997.

6. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование. 2011; № 3.

7. Тимофеева Е.М., Тимофеева А.С. Профессиональная подготовка студентов на современном этапе развития общества. Успехи современного естествознания. 2007; № 12 (3): 125 - 126.

References

1. Bahmudova O.G., Vezirov T.G. Professional'naya kompetentnost' buduschih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Innovacii vobrazovanii. Lipeck, 2009.

2. Borisova N.Ya. Soprovozhdenie innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. Prilozhenie k zhurnalu. 2010; № 8.

3. Vasil'cov V.S. Formirovanie i razvitie animacionnyh navykov u buduschih prepodavatelej izobrazitel'nogo iskusstva v processe ih professional'noj podgotovki v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60 (2).

4. Das'kova Yu.V. Formirovanie i razvitie tvorcheskoj samostoyatel'nosti studentov-dizajnerov. Analiz soderzhaniya uchebnoj discipliny «Osnovy proizvodstvennogo masterstva». PNiO. 2014; № 2 (8).

5. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli. Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva, 1997.

6. Kurmanova 'E.A. Innovacionnaya strategiya razvitiya kolledzha. Srednee professional'noe obrazovanie. 2011; № 3.

7. Timofeeva E.M., Timofeeva A.S. Professional'naya podgotovka studentov na sovremennom 'etape razvitiya obschestva. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2007; № 12 (3): 125 - 126.

Статья поступила в редакцию 10.04.20

УДК 37

Volobueva S.O., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: varyasvetlana@yandex.ru

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF EMPLOYEES OF SOCIAL SERVICE ORGANIZATIONS.

The article reveals modern trends in additional professional education. Current trends in additional professional education of employees of social service organizations are identified. The most current methods and methodological approaches to the formation of additional professional education for employees of social service organizations are identified. The needs of course participants who are employees of social service organizations are determined. Special attention is paid to functional literacy, which is formed in students of courses during training in programs of additional professional education. Pedagogical features of formation of readiness of students of additional professional education for professional development are revealed, taking into account effective performance of qualification and competent functions in their professional activity and functional literacy. The author concludes that practice-oriented training is the most popular in the training of specialists of social service organizations at advanced training and professional retraining courses.

Key words: social work, specialists of social service organizations, additional professional education, functional literacy.

С.О. Волобуева, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Е-mail: varyasvetlana@yandex.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В статье раскрыты современные направления дополнительного профессионального образования. Определены актуальные тенденции в дополнительном профессиональном образовании работников организаций социального обслуживания. Выявлены наиболее актуальные в настоящее время методы и методологические подходы к формированию дополнительного профессионального образования для работников организаций социального обслуживания. Определены потребности слушателей курсов, являющихся работниками организаций социального обслуживания. Особое внимание уделяется функциональной грамотности. Автором сделан вывод, что практико-ориентированное обучение является наиболее востребованным при подготовке специалистов организаций социального обслуживания на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ключевые слова: социальная работа, специалисты организаций социального обслуживания, дополнительное профессиональное образование, функциональная грамотность.

В настоящее время проблема профессиональной переподготовки как отдельная область исследования относительно нова и представляется особенно актуальной в современных социокультурных условиях. Наблюдается тенденция увеличивающейся потребности в освоении работниками новых областей, выполнения новых трудовых функций и профессиональных действий, предусмотренных профессиональными стандартами, овладения необходимыми умениями, знаниями, способами деятельности и, как следствие, формирование функциональной грамотности. В исследованиях Н.В. Лебедевой проведен анализ того, что наличие профессионального образования является основой, но без постоянного обновления и совершенствования не способной обеспечить наличие необходимой профессиональной компетентности. Профессионально-личностное развитие каждого специалиста по социальной работе является актуальной потребностью современной реальности. Именно оно способно обеспечить движение вперед как в профессиональном плане, так и в личностном. Процесс профессионально-личностного развития является уникальным и неповторимым, в ходе его формируются интегрированные структуры психологических компонентов профессионального самоутверждения личности и функциональная грамотность [1 - 5].

Функциональная грамотность - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетенциям эффективным умениям находить оптимальные способы решения проблем, взаимосвязи в ходе практической деятельности и воплощать найденные решения.

В исследованиях Дюшеева Н.К., Кубатбеков М.М. выделено, что формирования функциональной грамотности у сотрудников организаций социального обслуживания уточняется её содержанием, описывается структура и предлагаются подходы к формулированию результатов обучения, характеризующие функциональную грамотность [1].

Под функциональной грамотностью понимают знания в какой-либо профессиональной области. Основу развития профессиональных компетенций личности составляет теория саморазвития и самоактуализации, поскольку потребность в саморазвитии и самосовершенствовании необходимо развивать, в том числе и в области профессиональной деятельности. На уроне педагогической теории и практики доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность необходимо создать условия для формирования и развития профессиональных компетенций.

Теоретическое и практическое изучение функциональной грамотности нашло отражение в работах многих ученых: Л.М. Перминова, О.Е. Лебедев рассматривают технологию формирования функциональной грамотности; Л.Н. Полищук - формирование функциональной грамотности технологического типа в учреждениях среднего специального образования; В.А. Ермоленко, РЛ. Перченок, С.Ю. Черноглазкин разработали технологию формирования функциональной грамотности в системе общего, профессионального и дополнительного образования. Однако, несмотря на достаточно постоянный интерес исследователей, проблема формирования функциональной грамотности, способствующей развитию компетентностей слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ещё не нашла разрешения в педагогической науке и практике.

Значительное место в изучении проблемы развития профессиональных компетенций работников организаций социального обслуживания занимает процесс формирования функциональной грамотности.

В настоящее время в дополнительном профессиональном образовании определенны направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников различных сфер профессиональной деятельности: практико-ориентированный подход к образованию слушателей в процессе обучения, коловратность содержания программ, нацеленность на повышение функциональной грамотности слушателей, внедрение аналитических методов и самостоятельной деятельности слушателей. Это обусловлено следующими факторами: требованиями населения в специалистах, имеющих современные знания; объем получения и распространения новых технологий в профессиональной сфере, заинтересованность слушателей курсов, ликвидность и приемистость социальной среды.

Поскольку система дополнительного профессионального образования является ликвидной, приемистой и оперативной структурой, она обеспечивает внедрение теоретических, практических и методологических знаний для решения поставленных целей - анализ слушателями курсов новых достижений социальной сферы, обмен передовым опытом и инновационными результатами в определенной профессиональной сфере. Функциональная грамотность сотрудника может быть сформирована в период его обучения в организациях высшего профессионального и среднего профессионального образования в полном объеме, однако по истечении времени появляются потребности в новых знаниях в профессиональной области, технологии, средства и т.д. Зачастую новые профессиональные возможности специалиста социальной сферы раскрываются уже во время работы в социальных учреждениях. В то же время очень важно своевременное получение дополнительного профессионального образования специалистами в связи с принятием новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность социальной защиты населения и утверждением профессиональных стандартов. Для сотрудников организаций социального обслуживания сферы Ставропольского края в рамках дополнительного профессионального обра-

зования на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы» г Ставрополя осуществляется обучение по следующим программам:

- программы повышения квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (не менее 16 часов);

- программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (не менее 250 часов).

Являясь государственным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы» (далее - центр) имеет право самостоятельно разрабатывать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Самостоятельно разрабатываемые программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки позволяет учитывать региональную специфику подготовки сотрудников организаций социального обслуживания. При разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки центр имеет возможность предложить собственные (профессиональные) компетенции, учитывая потребности регионального рынка труда, потребности работодателей.

Взаимодействие преподавателя и слушателей курсов во время обучения должно быть организовано так, чтобы слушатели получали максимальное количество новых знаний в кратчайшие сроки, новые знания должны быть значимыми для слушателей, необходимо создать условия для реализации принципов активности и самостоятельности. Профессор Е.И. Зритнева [2] отмечает, что «лич-ностно ориентированный и дифференцированный подходы к обучению на курсах повышения квалификации обеспечивают максимальную заинтересованность слушателей, что дает возможность охватить необходимый объем материала и построения индивидуальной образовательной траектории для слушателей».

В настоящее время самым востребованным является практико-ориентиро-ванный подход в обучении по программам дополнительного профессионального образования, который предполагает применение технологий и методов, ориентированных на отработку практических навыков, а именно:

- контекстно-компетентностного обучения - метод социальных проектов, дискуссии, круглые столы, метод коллективного анализа ситуации (кейс-задания), блиц-игры, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции пресс-конференции;

- интерактивного обучения - обучение в специально оборудованных учебных комнатах, тренинги, деловые (имитационные, операционные, ролевые) игры, мастер-классы, панельные дискуссии, мозговой штурм, перевернутое обучение (flipped learning), дуальное обучение.

Включение в программы дополнительного профессионального образования практико-ориентированного подхода для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки определяет основные принципы: формирование функциональной грамотности, индивидуализации, обеспечение сотрудничества.

Принцип индивидуализации предполагает принцип «перевернутого» обучения: теоретический материал (нормативно-правовая база изучаемого вопроса) изучается слушателями самостоятельно в системе дистанционного обучения (разработанного на базе программной оболочки Moodle и встроенного в сайт центра). В процессе «перевернутого» обучения слушатель получает доступ к видеолекциям, сборникам методических рекомендаций, нормативно-правовой базе изучаемого вопроса и систематизированный опыт регионов Российской Федерации по конкретному направлению программы. В ходе очного этапа обучения по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки сотрудников организаций социального обслуживания с применением технологии по «перевернутому» обучению слушатели выполняют практические задания с учетом самостоятельно изученного материала, обсуждают и разбирают различные аспекты новой темы в мини-группах, создают мини-проекты и принимают участие в мастер-классах. Применение технологии «перевернутого» обучения позволяет создать условия для рационального использования собственного времени, критического анализа, творческого подхода для решения профессиональных задач, плодотворного сотрудничества между опытными практиками социальной сферы и возможности для личностного развития слушателей.

При внедрении в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки практико-ориентированного обучения особое внимание уделяется педагогическим условиям, которые направлены на повышение профессиональных компетенций и функциональной грамотности. Выделим наиболее характерные из них:

1) повышение профессионального развития посредством естественной самореализации личности сотрудника организации социального обслуживания, умение наладить взаимодействие всех субъектов социальной сферы, обеспечить высокое качество предоставления социальных услуг и оказание содействия в социальном сопровождении;

2) использование контекстно-компетентностного и интерактивного обучения с внедрением инновационной составляющей;

3) внедрение имитационных, операционных и ролевых методов обучения, позволяющих слушателю самостоятельно найти решение поставленной задачи и тем самым повысить свою функциональную грамотность;

4) визуализация информации - блиц-игры, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции пресс-конференции.

Необходимо усилить практико-ориентированные методы обучения слушателей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так как это позволит соединить изучаемый теоретический материал и практическую деятельность, с обязательным применением опыта работы слушателей, что способствует росту и формированию функциональной грамотности. Внедрение интерактивного дополнительного профессионального образования позволит расширить содержание при практико-ориентированном обучении.

Педагогами С.В. Даниловым, Е.И. Зритневой, Л.А. Саенко, Л.П. Шустовой [1; 4; 5; 7] отмечается, что практико-ориентированное обучение в наибольшей степени способствует развитию профессиональных компетенций, расширению профессионального мировоззрения, профессионального мастерства. Авторами указывается, что развитие компетентности и формирование функциональной грамотности и работников организаций социального обслуживания в период прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки является положительным фактором, оказывающим влияние на уровень профессиональной деятельности работников организаций социального обслуживания непосредственно по месту их работы, что отражается в:

1) формировании инновационных знаний и умений для данного сотрудника организации социального обслуживания;

Библиографический список

2) формировании функциональной грамотности;

3) формировании профессионально-личностного развития сотрудника организации социального обслуживания;

4) увеличении количества и качества предоставляемых услуг;

5) объединении администрации учреждения и самого работника для скорейшего достижения целей.

Таким образом, анализ литературы и собственный опыт работы позволили сделать ряд обобщенных выводов:

- дополнительное профессиональное образование является инструментом, позволяющим расширять профессиональные качества, знания, умения работников, что формирует их функциональную грамотность и профессиональную компетентность;

- при применении практико-ориентированного подхода следует учитывать, что работодатель заинтересован в наличии у работников дополнительных компетенций, позволяющих выполнять более широкие функции, не ограниченные узким кругом конкретных видов труда;

- наиболее результативным является опора на практико-ориентирован-ные методы обучения, где в полной мере может реализоваться потенциал слушателей курсов повышения квалификации;

- необходимо осуществлять соединение изучаемого теоретического материала и практической деятельности с обязательным применением опыта работы слушателей, что будет способствовать росту и формированию функциональной грамотности;

- в структуре программ обучения следует учитывать инновационные методы социальной работы, опыт работы передовых организаций социальных обслуживания, вид деятельности слушателей, специфику региона.

1. Дюшеева Н.К., Кубатбеков М.М. Функциональная грамотность будущего педагога: сущность и содержание. Инновации s науке: сборник статей по материалам LXIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016; Ч. I, № 12 (61).

2. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

3. Лебедева Н.В. Роль дополнительного образования в профессионально-личностном развитии специалистов по социальной работе. Уфа, 2015.

4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.

References

1. Dyusheeva N.K., Kubatbekov M.M. Funkcional'naya gramotnost' buduschego pedagoga: suschnost' i soderzhanie. Innovacii v nauke: sbornik statej po materialam LXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2016; Ch. I, № 12 (61).

2. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

3. Lebedeva N.V. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v professional'no-lichnostnom razvitii specialistov po social'noj rabote. Ufa, 2015.

4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 371

Hasanova A.M., postgraduate, Department of Decorative and Applied Arts and Teaching Methods, Dagestan State Teachers' University (Makhachkala, Russia),

E-mail: radjabov-izo@mail.ru

SPECIAL DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY VISUAL MEANS OF LEARNING. The article discusses features of development of artistic and creative abilities of younger schoolchildren with visual teaching aids, since visual teaching methods allow us to show the simplicity and comprehensibility of the image that the student created in the process of imagination, perception and thinking. Visual means of learning exacerbate the child's thinking, curiosity, memory, excites direct interest in life, which creates in it special emotional and mental states. The reader should skillfully choose visual means of learning that correspond to the idea of beauty. This creates a sensual and emotional experience of students. The author concludes that the period of primary school age has to form an aesthetic attitude to the world and to himself as part of the universe. The best approach for the development of artistic and creative abilities of junior students is visual means of learning.

Key words: developmental features, artistic and creative abilities, school, primary schoolchildren, visual teaching aids.

А.М. Гасаноеа, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: radjabov-izo@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАГЛЯДНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения, так как наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. Наглядные средства обучения обостряют у ребенка мышление, любознательность, память, возбуждают непосредственный интерес к жизни, что создает в нем особенные эмоциональные и психические состояния. Автор делает вывод о том, что период младшего школьного возраста располагает к формированию эстетического отношения к окружающему миру и самому себе как части мироздания. Оптимальным подходом для развития художественно-творческих способностей младших школьников являются наглядные средства обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: особенности развития, художественно-творческие способности, школа, младшие школьники, наглядные средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.