Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Ивановна, Зритнева Елена Игоревна, Парсиева Лариса Касбулатовна

В статье рассматриваются понятия «ценности», «ценностное отношение», «ценностное отношение к военной службе и военно-историческому прошлому». Авторами показана необходимость формирования у учащейся молодежи ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому России, опираясь на современные политические изменения. Обосноваться положение о том, что формирование ценностных отношений учащейся молодежи необходимо осуществлять в образовательных организациях. Представлена модель формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому нашей Родины. В модели отражены методологические основы процесса; педагогические формы, методы, средства; этапы реализации модели и планируемые результаты. Выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Светлана Ивановна, Зритнева Елена Игоревна, Парсиева Лариса Касбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF YOUNG STUDENTS TO MILITARY SERVICE AND THE MILITARY-HISTORICAL PAST

The article deals with the concepts of "values", "value attitude", "value attitude to military service and the military-historical past". The authors show the need to form a value attitude towards military service and the military-historical past of Russia among young students, based on modern political changes. Substantiate the position that the formation of value relations among young students must be carried out in educational institutions. A model for the formation of a value attitude to military service and the military-historical past of our Motherland is presented. The model reflects the methodological foundations of the process; pedagogical forms, methods, means; stages of model implementation and planned results. Pedagogical conditions are identified that ensure the effectiveness of the implementation of the model in educational institutions.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ»

Литература:

1. Абрамова, И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абрамова. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

2. Борисова, Н.В. Конструирование деловых игр / Н.В. Борисова. - Новые методы и средства обучения. Политехнический музей. - Вып. 2(6). - М.: Знание, 1989. - 207 с.

3. Вербицкий, А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. - 2009. - № 4. -С. 73-84

4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. -1966. - С. 62-68

5. Житбисова, А.А. Деловая игра - путь к познанию изучаемой дисциплины / А.А. Житбисова // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции (Омск, 22-23 апреля 2015 г.). БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». - Омск: БПОУ ОО «СПК», 2015. - С. 98-104

6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Издание второе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры философии, истории и экономической теории Федорова Светлана Ивановна

ФГБОУ «Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» (г. Ульяновск); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Зритнева Елена Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогического образования Парсиева Лариса Касбулатовна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет» (г. Владикавказ)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «ценности», «ценностное отношение», «ценностное отношение к военной службе и военно-историческому прошлому». Авторами показана необходимость формирования у учащейся молодежи ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому России, опираясь на современные политические изменения. Обосноваться положение о том, что формирование ценностных отношений учащейся молодежи необходимо осуществлять в образовательных организациях. Представлена модель формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому нашей Родины. В модели отражены методологические основы процесса; педагогические формы, методы, средства; этапы реализации модели и планируемые результаты. Выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностное отношение, система ценностей, учащаяся молодежь, военно-историческое прошлое.

Annotation. The article deals with the concepts of "values", "value attitude", "value attitude to military service and the military-historical past". The authors show the need to form a value attitude towards military service and the military-historical past of Russia among young students, based on modern political changes. Substantiate the position that the formation of value relations among young students must be carried out in educational institutions. A model for the formation of a value attitude to military service and the military-historical past of our Motherland is presented. The model reflects the methodological foundations of the process; pedagogical forms, methods, means; stages of model implementation and planned results. Pedagogical conditions are identified that ensure the effectiveness of the implementation of the model in educational institutions.

Key words: value, value orientations, value attitude, value system, student youth, military-historical past.

Введение. Военно-историческое и героическое прошлое является одной из фундаментальных ценностей каждого человека, определяющей отношение общества и личности к родной стране, выступая той базисной духовно-ценностной средой, которая непосредственно питает процесс развития патриотического, гражданского и национального самосознаний личности. Объектами оценочного отношения могут служить определенные исторические события, исторические персонажи, накапливающие сущностные характеристики общечеловеческой ценности Родина, ее отличительные особенности от иных ценностей в менталитете общества. Отдельные исторические события способны составить переживания, связанные с собственной жизнедеятельностью личности, ее значимостью в родной стране, а также перспективами гражданской реализации.

Процесс формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому является основной частью формирования каждой личности.

Необходимо отметить, что в настоящее время обострилась политическая ситуация, что приводит к выводу о необходимости активизации воспитательных мероприятий по формированию ценностного отношения к военно-историческому и героическому прошлому нашей страны.

Цель исследования - представить модель процесса формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому у учащейся молодежи в образовательном учреждении.

Задачи научной статьи: 1) представить компоненты модели формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому в различных образовательных учреждениях (школа, колледж, вуз); 2) обосновать компоненты модели; 3) выделить условия, направленные на эффективность изучаемого процесса.

Методы исследования: анализ и систематизация научной психолого-педагогический и историко-культурной литературы, синтез понятий и определений, обобщение.

Теоретическая база исследования: публикации по проблеме формирования ценностных отношений и ценностных ориентаций молодежи (И.И. Наволокин, С.А. Новик, С.И. Попова, М.С. Раитина, Л.А. Саенко, С.А. Тихонина, В.В. Шишов

и др.); научные работы по формированию системы ценностей учащейся молодежи (Н.И. Лапин, О.Б. Рогозина, С.С. Талзи и др.).

Практическая значимость статьи определяется разработкой базовой модели формирования ценностного отношения к военно-историческому прошлому и выявлением педагогических условий, направленных на эффективность функционирования данной модели.

Изложение основного материала статьи. Вопросы формирования ценностных отношений, ценностных установок, системы ценностей современной обучающейся молодежи остается актуальной многие годы, поскольку в последнее время быстро меняется социально-экономическая и политическая ситуация в России, что сказывается на общественных настроениях и развитии учащейся молодежи.

Проблемы формирования ценностных отношений, установок и целостной системы ценностей учащейся молодежи изучались С.Ф. Анисимовым, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.К. Шохиным и др.

В работах Л.Б. Гацаловой, Л.К. Парсиевой Л.А. Саенко, И. И. Наволокина [1, 5, 6, 71 прослеживается связь между ценностными ориентациями учащихся и патриотическим сознанием: авторами доказано, что ценностное отношение к военной службе и военной профессии выступает основой патриотического сознания молодежи, и, следовательно, выступает основой для понимания ценности военно-исторического и героического прошлого нашего государства.

Исследования Д.Ю. Вагина (2016), М.А. Гнатюк (2016), В.В. Кирницкого (2016), А.А. Омаровой (2016), И.Ю. Халикова (2015) и др. определяют, что формирование ценностного отношения к военно-историческому и героическому прошлому нашего государства необходимо осуществлять в воспитательном процессе образовательных учреждений на всех уровнях образования.

Несмотря на широкий круг исследований в области формирования ценностных отношений, ценностных ориентаций учащейся молодежи, недостаточно работ, направленных на выявление педагогических механизмов (форм, методов, средств и т.д.) образовательного процесса, которые обеспечивали бы успешность процесса формирования ценностных отношений молодежи к военно-историческому и героическому прошлому; слабо разработаны методические основы формирования у учащейся молодежи ценностного отношения к истории России, культурному наследию нашей страны.

Ценностное отношение к военно-историческому прошлому следует рассматривать, как новообразование в личности обучающегося. Ценностное отношение базируется на восприятии и понимании сущности происходящих событий, на способности личности к осмыслению комплекса знаний относительно этих событий, на осознании необходимости сохранения и трансляции исторического наследия, появления устойчивой позиции в отношении военно-исторического и героического прошлого. Все эти компоненты выступают детерминантами восприятия военно-историческое и культурное прошлое как личностную ценность.

В последнее время, как отмечает Г.Я. Гревцева [3, С. 19] ценности военно-исторического и героического прошлого вытесняются стереотипными образами массовой культуры, что приводит к примитивному восприятию, насаждению ценностей иной культуры, что проецирует «западную идеологизацию» в сознании современной российской молодежи.

Учащаяся молодежь, как социальная группа, характеризуется высокой мобильностью, активностью, и в тоже время неустойчивостью мировоззренческих установок, неустоявшимися ценностно-смысловыми ориентациями и установками. Педагоги и социологи (Н.Ф. Басова, М.К. Горшков, Р.И. Зинурова, Н.П. Клушина, Р.В. Сергеев и др.) отмечают, что молодежный возраст наиболее важен в развитии личности, поскольку формируется система ценностей. Авторы отмечают особое значение образовательного учреждения в формировании системы приоритетов и ценностей учащейся молодежи.

С точки зрения философии, «ценность», одна из самых сложных категорий. Понятие «ценность» рассматривается с различных позиций и анализируется с учетом следующих показателей: потребность, значимость, сознание, смыслы, целесообразность, установка, нравственность. В систему ценностей молодежи необходимо закладывать «смыслы и установки», являющиеся общей историей для народа России.

Все вышеизложенное, позволяет нам представить модель формирования ценностного отношения к военно-историческому и героическому прошлому России для учащейся молодежи (на примере студенчества) (рис. 1).

Модель состоит из четырех блоков - целевого, теоретико-методологического, содержательно-процессуального и критериально-диагностического. Структурные компоненты каждого из блоков, их взаимосвязь и этапность процесса формирования ценностного отношения к военно-историческому и героическому прошлому наглядно представлена на схеме. Нам представляется важным остановится на педагогических условиях, обеспечивающих эффективность процесса формирования ценностного отношения к военно-историческому прошлому.

Педагогические условия: использование потенциала мемориальной культуры в образовательном процессе (на лекционных и семинарских занятиях, экскурсиях и т.д.); опора на военную и героическую историю родного края (региона); использование интерактивных форм работы с учащейся молодежью (дискуссии, консультации, работа в диаде учитель-ученик); использование семейных архивных документов в изучении истории края; взаимодействие с общественными объединениями культурной, военно-исторической направленности.

Следует отметить, что при реализации модели и педагогических условий необходимо опираться на региональный компонент в истории, культуре, традициях. Представленная модель в настоящее время реализуется в трех вузах -Ульяновском государственном аграрном университете, Северо-Кавказском федеральном университете, Северо-Осетинском государственном университете. Непосредственно в каждом из образовательных учреждений осуществляется «привязка» к традициям, военной истории региона, культурным обычаем и национальным особенностям.

Рисунок 1. Модель формирования ценностного отношения к военно-историческому и героическому прошлому

учащейся молодежи

Выводы. В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, сделаны ряд обобщающих выводов:

1) формирование ценностей и жизненных смыслов все будет актуальным вопросом в обществе, а, следовательно, и в педагогической науке;

2) ценностное отношение к военной службе и военно-историческому прошлому нашей Родины является важным элементов патриотического сознания и патриотического отношения к России;

3) следует осуществлять поиск новых педагогических средств, форм и методов в формировании ценностных отношений у учащейся молодежи, сообразно современной ситуации и отвечающим новым политическим вызовам;

4) модель формирования ценностного отношения к военной службе и военно-историческому прошлому является

педагогическим механизмом реализации процесса формирования ценностных отношений молодежи;

5) реализация модели должна опираться на региональные особенности, культуру и исторические данные, а также на общероссийские военно-исторические и героические подвиги народов России;

6) внедрение модели в образовательный процесс позволяет учащейся молодежи приобрести оценочные суждения относительно многих ценностей, как верность, героизм, гордость за свое отечество, долг. Это будет способствовать формированию у молодежи ценностей к Отечеству и прошлому страны;

7) знакомство с историческими личностями и величайшими историческими событиями, освоение военного и культурного наследия прошлого, постижение общечеловеческих ценностей, изучение национальных традиций позволяет молодым людям осознать связь времен, свое место в истории.

Литература:

1. Гацалова, Л.Б. Социально-аксиологические ориентиры современного российского общества / Л.Б. Гацалова, Л.К. Парсиева // В мире научных открытий. - 2013. - № 11-6(47). - С. 28-31

2. Гревцева, Г.Я. Гражданственность как ценность культуры в процессе социализации личности / Г.Я. Гревцева // Вестник культуры и искусств. - 2020. - № 4(64). - С. 39-48

3. Гревцева, Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс / Г.Я. Гревцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3(45). - С. 18-26

4. Зритнева, Е.И. Культурные традиции в социально-педагогической работе с несовершеннолетними / Е.И. Зритнева, С.В. Зритнева // Kant. - 2021. - № 1(38). - С. 248-252

5. Парсиева, Л.К. Об эмотивности молодежного социолекта / Л.К. Парсиева, Л.Б. Гацалова // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 11-2. - С. 127.

6. Саенко, Л.А. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся / Л.А. Саенко, Е.Н. Пацева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2021. - № 2(83). - С. 169-173

7. Саенко, Л.А. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ / Л.А. Саенко, И.И. Наволокин // Kant. - 2021. - № 2(39). - С. 398-403

8. Саенко, Л.А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5(80). - С. 212-219

9. Федорова, С.И. Героика и героическое как факторы влияния на становление личности и формирование ценностей студентов / С.И. Федорова, Е.Н. Федорова // Школа будущего. - 2018. - № 6. - С. 85-90

10. Федорова, С.И. Интеграция субъектов патриотического воспитания / С.И. Федорова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 6. - С. 49-52

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Федотенко Инна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула); старший преподаватель Касаткина Марина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: МЕДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Основным направлением исследования стало определение структуры и содержания обучения студентов профессиональному использованию разнообразных видов и средств искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми. Авторы выделили принципы обучения, компоненты, отражающие целевые ориентиры и контент обучения. Выявлены и обоснованы организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, способствующие вовлечённости студентов в процесс целенаправленного использования искусства. Результаты исследования свидетельствуют о повышенном интересе студентов к получению знаний, умений и навыков практического применения различных видов и средств искусства в будущей профессиональной деятельности. Обучение студентов творческому использованию искусства в социальной работе с пожилыми людьми способствовало: во-первых, углубленному пониманию значения эстетической и гуманистической природы искусства, его потенциальных возможностей при решении профессиональных задач в ситуации неопределенности. Во-вторых, повышению профессионализма будущих социальных работников при обоснованном и креативном использовании различных видов искусства в процессе социальной работы с пожилыми людьми. В-третьих, повышению уровня профессиональной культуры, стимулированию самосовершенствования, развитию нравственно-эстетических качеств личности будущих социальных работников.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональное обучение, искусство, студенты, творческий подход, пожилые люди.

Annotation. Main directions of the research have become the definition of the structure and content of students' training in professional usage of various kinds and means of art in the process of social work with aged people. The authors have highlighted principles of training, components reflecting goal indexes and the content of training. There have been highlighted and substantiated organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions facilitating students' involvement into the process of purposeful usage of art. The results of the research testify the increase in students' interest in gaining knowledge and skills of practical implementation of different kinds and means of art in the future professional activity. Training of students in creative usage of art in social work with aged people facilitated: firstly, deep understanding of aesthetic and humanistic nature of art, its potential opportunities while solving professional problems in uncertainty situations. Secondly, it contributes heightening of future social workers' professionalism during reasonable and creative usage of different kinds of art in the process of social work with aged people. Thirdly, it leads to increase of the professional culture level, stimulation of self-improvement, development of moral and aesthetic qualities of future social workers' personality.

Key words: social work, professional training, art, students, creative approach, aged people.

Введение. Значимость социальной работы в условиях преобразования социокультурного пространства определяет запрос государства и общества на усиление гуманистической и творческой составляющей личности современного социального работника. Практическая деятельность социального работника направлена на оказание содействия, поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.