Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ БОЕВЫХ ТРАДИЦИЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наволокин Иван Иванович

В статье описываются особенности становления ценностного отношения к службе в армии у учащейся молодежи в процессе военно-патриотического воспитания. Педагогическая деятельность по формированию у молодежи мотивационно-ценностной направленности к военной службе требует создания специальных условий, способствующих актуализации ценностей, которые будут побуждать их в дальнейшем к добровольному и осознанному служению на благо своей Родины. Школьный музей как инструмент патриотического воспитания способствует пониманию и принятию младшими поколениями ценностей российской военной культуры и ее боевых традиций, стимулирует развитие духовно-ценностного потенциала личности. Осознанная ориентация молодежи на военную службу характеризует наличие зрелой гражданской позиции и задает вектор гармоничного развития взаимоотношений между государством, его общественными институтами и населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ATTITUDE TOWARDS MILITARY SERVICE BY MEANS OF SCHOOL MUSEUM

The article describes the peculiarities of the formation of a value attitude towards military service among students in the process of military-patriotic education. Pedagogical activities aimed at shaping a motivational-value orientation towards military service in young people requires the creation of special conditions conducive to the actualization of values that will encourage them in the future to voluntary and conscious service for the benefit of their homeland. The school museum as an instrument of patriotic education contributes to the understanding and acceptance by younger generations of the values of Russian military culture and its combat traditions, stimulates the development of the spiritual and value potential of the individual. The conscious orientation of young people towards military service characterizes the presence of a mature civil position and sets the vector for the harmonious development of relations between the state, its social institutions and the population.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

3. Водяха, С.А. Психологическое благополучие в образовательном пространстве / С.А. Водяха // Актуальные проблемы психологии личности. - 2017. - № 7. - С. 15-18.

4. Захарова, Е.В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей / Е.В. Захарова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - № 2. - С. 465-472.

5. Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А.В. Логинова // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 150-152.

6. Науменко, Т.П. Педагогическое обеспечение повышения качества жизни учителя: дис. канд. пед. наук / Т.П. Науменко. - Оренбург, 2019. - 211 с.

7. Пак, Л.Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза / Л.Г. Пак / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 1 (37). - С. 66-70.

8. Полякова, О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О.Б. Полякова. - М.: МПСИ, 2018. - 304 с.

Педагогика

УДК 37.017.4

старший инженер Наволокин Иван Иванович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СРЕДСТВАМИ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Аннотация. В статье описываются особенности становления ценностного отношения к службе в армии у учащейся молодежи в процессе военно-патриотического воспитания. Педагогическая деятельность по формированию у молодежи мотивационно-ценностной направленности к военной службе требует создания специальных условий, способствующих актуализации ценностей, которые будут побуждать их в дальнейшем к добровольному и осознанному служению на благо своей Родины. Школьный музей как инструмент патриотического воспитания способствует пониманию и принятию младшими поколениями ценностей российской военной культуры и ее боевых традиций, стимулирует развитие духовно-ценностного потенциала личности. Осознанная ориентация молодежи на военную службу характеризует наличие зрелой гражданской позиции и задает вектор гармоничного развития взаимоотношений между государством, его общественными институтами и населением.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, интериоризация ценностей, военная служба, школьный музей, преемственность боевых традиций, гражданская позиция.

Annotation. The article describes the peculiarities of the formation of a value attitude towards military service among students in the process of military-patriotic education. Pedagogical activities aimed at shaping a motivational-value orientation towards military service in young people requires the creation of special conditions conducive to the actualization of values that will encourage them in the future to voluntary and conscious service for the benefit of their homeland. The school museum as an instrument of patriotic education contributes to the understanding and acceptance by younger generations of the values of Russian military culture and its combat traditions, stimulates the development of the spiritual and value potential of the individual. The conscious orientation of young people towards military service characterizes the presence of a mature civil position and sets the vector for the harmonious development of relations between the state, its social institutions and the population.

Keywords: military-patriotic education, interiorization of values, military service, school museum, continuity of martial traditions, civil position.

Введение. Состояние патриотического воспитания является важным показателем уровня развития гражданственности общества. В России существует богатая история военно-патриотического воспитания, имеющего как профессиональный, так и общественный характер. Армия выступает в качестве правового и духовного символа силы любого государства. Отношение к государству, армии и своей Родине базируется на общечеловеческих ценностях, имеющих стратегическое значение для развития современного российского общества. Поэтому процессы формирования ценностного отношения к понятиям «свобода», «справедливость», «патриотизм» необходимо координировать и поддерживать на всех уровнях общественной жизни. Педагоги вносят свой посильный вклад в эту деятельность, применяя свой специфический инструментарий и технологии в ходе осуществления воспитательной работы.

Результаты деятельности по становлению ценностного отношения к военной службе и ориентации на нее молодых людей становятся базовым основанием не только для развития зрелой личности гражданина, но и способствуют гармонизации всей системы общественных отношений по линии «государство - армия -общественность». Ориентация молодежи на осознание ценностной значимости военной службы в существенной мере основывается на духовных факторах развития. Социально-психологическими и педагогическими составляющими этого процесса становятся индивидуальная мотивация, морально-этические качества, цели и интересы личности, ее установки на военную службу. Отрадно отметить, что социальная активность современной молодежи, во многом, обусловлена сознательным выбором, который продиктован патриотическими идеями и осознанной гражданской позицией. На государственном уровне часто проводятся мероприятия, способствующие популяризации армии и службы в ней, однако они имеют скорее символическое значение, приурочены к памятным датам в истории страны и характеризуются нерегулярностью. Практическая работа по развитию военной направленности у молодежи чаще ведется на местах и начинать ее следует с семьи и школы. Семья традиционно прививает подрастающим поколениям идеалы и ориентиры гражданственности, патриотизма, общественной значимости, дисциплины, используя механизмы передачи семейного опыта и транслируя лучшие примеры поведенческих выборов из семейной истории [6; 8; 9; 10; 11 и др]. Школа для формирования ценностной направленности и ориентации у

молодежи реализует потенциал образовательного процесса и внеучебной деятельности. Особую роль в становлении мотивационно-ценностной направленности на службу в армии выполняют воспитательные мероприятия военно-патриотического характера («Бессмертный полк», «Вахта памяти», «День памяти героев Отечества» и др.) и школьные музеи боевой славы.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая работа по формированию у молодежи ценностного отношения к службе в армии требует создания специальных условий, способствующих актуализации ценностей, которые будут побуждать их в дальнейшем к добровольному и осознанному служению на благо своей Родины. Осознанный выбор военной службы связан с пониманием и принятием младшими поколениями ценностей российской военной культуры и ее боевых традиций. Культура российской армии имеет своим основанием разнообразный исторический опыт побед, завоеваний и поражений и носит преемственный характер. Способность усваивать достижения этой культуры и самоотверженно заниматься полезным для общества делом образует такой системообразующий культурный компонент как духовность. Духовность военной службы обусловлена рядом особенностей армии как социального института. Обозначим основные из них:

- армия как часть общества воплощает государственную силу и власть, состоит из множества специально подготовленных и организованных людей, которые мотивированы побеждать и идти на смерть ради целей государства, делая сложный экзистенциальный выбор;

- любой военнослужащий должен сознательно и эмоционально принимать и разделять государственные цели по защите своей законной территории и народов, ее населяющих;

- военнослужащий должен разделять осознание духовной правоты своей Родины и ее государственных интересов, использовать его в качестве потенциального ресурса своей деятельности [1, с. 39].

Ослабление у молодежи интереса к военной тематике и литературе по истории Отечества могут приводить к возникновению скептического отношения по поводу подвигов героев прошлых времен. Итогом становится размывание духовных и патриотических ценностей, идеалов и ориентиров подрастающих поколений. Это серьезная проблема, которая требует приложения совместных усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, органов власти различного уровня. Систематизация военно-патриотического воспитания молодежи и совершенствование внеучебной деятельности, популяризация патриотической и шефской работы общественных организаций и предприятий, сотрудничество со средствами массовой информации и внедрение интерактивных форм работы позволяют изменить ситуацию к лучшему [6].

Рассмотрим особенности осуществления патриотического воспитания на примере деятельности школьного музея. Музей является разновидностью социального института культуры и выполняет ряд присущих социально-культурным учреждениям функций. Сфера культуры не только многообразна, но и обладает некоторыми особенностями, которые существенно отличают ее от прочих сфер жизнедеятельности. В частности, следует заметить, что производство и реализация услуг в сфере культуры связаны с выполнением социально важных функций культуры: образовательная, воспитательная, функция сохранения культурного наследия, духовное развитие общества и другие [3, с. 152]. Выполнение этих функций имеет общественное значение, оно направлено на развитие, и прежде всего нравственное, моральное, духовное наших детей.

Среди многообразных функций, которые выполняют учреждения культуры, специалисты отмечают следующие два блока:

- функции социокультурной самоорганизации (развитие интереса к многообразию культуры, духовное обогащение, преодоление национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности, развитие духовно-ценностного потенциала личности, развитие художественно-творческой активности, сохранение и развитие традиционных народных культур, исторической памяти);

- функции социально-нормативные (интеграция и объединение людей, формирование социальных норм, развитие культуры общения, образование, воспитание, развитие социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека) [2, с. 65].

Однако у школьных музеев есть своя специфика. Они находятся в поле деятельности образовательного учреждения, выполняя функции, присущие таким заведениям и выражая определенные ценностные смыслы, провозглашаемые институтом образования. В иллюстративной форме школьный музей популяризирует идеи патриотизма, позволяя прочувствовать, что это такое [4; 5].

Деятельности любого музея связана с процессами хранения, выявления и сбора, изучения, публикации музейных предметов и коллекций, а также с осуществлением просветительской и образовательной работ.

В интересах достижения поставленных целей, школьный музей может реализовывать следующие операции:

- учет, хранение музейных предметов, находящихся в его музейных, архивных и библиотечных фондах в установленном порядке;

- комплектование музейных, архивных и библиотечных фондов, в том числе путем приобретения в установленном порядке предметов музейного значения у юридических и физических лиц, получения добровольных вкладов и пожертвований от юридических и физических лиц, а также в порядке наследования;

- изучение и систематизацию предметов фондов хранения, формирует электронную базы данных;

- проведение научных исследований в области истории и культуры музейных предметов и музейных коллекций, организация конференций, семинаров;

- осуществление экспозиционно-выставочной деятельности;

- обеспечение экскурсионного, лекционного, консультативного обслуживания посетителей;

- проведение работы лекториев, кружков, а также иной культурно-просветительской и музейно-образовательной деятельности;

- осуществление в установленном порядке рекламно-информационной, издательской и полиграфической деятельности;

- организация в установленном порядке археологических, этнографических, краеведческих и другие экспедиций.

Расширяет такие возможности и специально подобранная тематика. Например, в экспозициях школьных музеев Ставропольского края представлены история казачества, казачество и Гражданская война, Великая отечественная война, трудовые подвиги народа в годы ВОВ и восстановления народного хозяйства, подвиги

ставропольчан в локальных войнах и т.д.

В условиях, когда просветительский процесс построен обоснованно, формирование ценностного отношения к службе в армии приобретает целенаправленный, организованный, и управляемый характер, инициированный извне педагогом. Главная задача специалиста, в этом случае, - активизировать способности школьников к рефлексии, оцениванию и переживанию полученной информации. В жизни каждого человека возникают ситуации экзистенциальных размышлений, которые связаны с попытками понимания себя на фоне реальных случаев существования. Некоторые жизненные события невозможно только осмыслить рационально, их важно прочувствовать. Это могут быть пиковые переживания, постижение смысла жизни или смерти, вера в победу, житейские проявления мудрости. Очень сложно описывать понятия и ценностное значение справедливости, самоотверженности, верности, патриотизма, используя только рациональные приемы, их важно постичь интуитивно. Использование художественных приемов культуры позволяет школьным музеям продемонстрировать конкретные примеры героических поступков нашего народа в военное и мирное время в специально сконструированной музейной среде.

Развития личности ребенка в процессе воспитания и социализации имеет сложный характер [2; 7]. Подчеркнем важность интериоризации и идентификации для формирования ценностных отношений в его ходе. При интериоризации ценностей происходит оформление целостной иерархической ценностной системы и осознание важности норм, правил и целей общественного сосуществования. В процессе этого познавательная активность ребенка переходит во внешнюю практическую деятельность. В ходе идентификации осуществляется постепенное отождествление личности с конкретной профессиональной группой, в результате чего формируется ценностное отношение ко всему, что с ней связано. Например, молодой человек, потрясенный историей своего героического земляка-военнослужащего, мысленно представляет себя на его месте, задумывается о возможности разделить его ценности, выбор и его ценностные основания поступка в сложной ситуации военной службы, сопереживает ему и присваивает его смыслы.

Процессы преемственности исторического военного опыта способствуют осознанию и принятию современными молодыми людьми того факта, что служба своей Родине - это серьезный жизненный этап, который требует морально-психологической и грамотной профессиональной подготовки, изучения и осмысления группового опыта социального взаимодействия в армии. Воинские традиции включают исторически сложившийся групповой и индивидуальный опыт исполнения воинского долга и приумножаются многими поколениями военнослужащих. Они составляют профессиональную военную культуру, которая находит свое воплощение в социальных стереотипах, нормах, ритуалах армейской жизни, а также питают духовно-нравственный потенциал историко-культурного наследия воинской службы.

Центральной ценностной категорией военной культуры выступает патриотизм как деятельная любовь к Отечеству, вершиной которой выступает осознанная готовность пожертвовать личными интересами и жизнью ради потребностей государства. Содержание ценностного понимания патриотизма как высшего чувства имеет культурно-исторический характер и испытывает влияние факторов развития социальной среды. В настоящее время патриотизм можно отнести к военно-профессиональным ценностям, которые находятся в области взаимодействия таких показателей развития, как место и роль страны на мировой арене, национальные интересы, общественные идеалы, солидарность и гражданская ответственность. Развитие культуры и сотворение новых смыслов имеющихся общечеловеческих ценностей происходит в процессе взаимодействия всех поколений современного общества [5, с. 164]. Поэтому задача родителей, бабушек и дедушек, педагогов и представителей общественных организаций состоит в том, чтобы деятельно помочь молодежи осознать внутреннюю необходимость исполнения воинского долга по защите своей страны.

Вывод. Школьные музеи могут способствовать формированию позитивного имиджа и престижности армии, в сотрудничестве с государственными, муниципальными и общественными организациями. Однако, главная их задача - показать важность и ценность патриотизма для существования будущих поколений нашей страны. Процесс формирования ценностного отношения к военной службе, а также активизации моральной и психологической готовности молодого поколения защищать свою Родину, привития качеств гражданственности и патриотичности можно считать одним из приоритетных направлений педагогической и общественной работы по укреплению национальной безопасности современной России [12-14].

В совокупности формирование ценностного отношения к службе в армии представляет собой комплексную задачу, которая затрагивает многие общественные институты. Сформированное ценностное отношение к военной службе у молодежи являются залогом становления поколения сознательных граждан и школьные музеи могут внести свой посильный вклад в осуществление этой важной государственной задачи.

Литература:

1. Белетова Д.Б., Зритнева Е.И. Педагогические условия развития социальной активности подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 124-126.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: в 10 т. - М.: Русская книга, 1993-1995. -Т. I. - С. 39.

3. Долгушев Е.В., Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Выявление экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков и профилактическая деятельность в школе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 77-79

4. Овсянникова Н.В., Овсянников В.П. Прецеденты в культурно-исторических исследованиях феномена старости // «Центр и периферия». - № 2. - 2019. - С. 4-8.

5. Лопуха А.Д., Марковчин С.Г. Развитие педагогических идей становления педагогического потенциала будущих офицеров в российской и советской военных школах // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 114-117

6. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования // Kant. - 2020. - № 4 (37). - С. 431-435.

7. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5 (80). - С. 212-219.

8. Саенко Л.А., Т.Г. Затеева Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - № 4(208). - С. 103-108.

9. Саенко Л.А., Теницкий С.В. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой

молодежи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 333-335.

10. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 3 (82). - С. 263-265.

11. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 41-43.

12. Ярычев Н.У. Взаимодействие поколений в контексте современных цивилизационных процессов. -Кисловодск, 2015.

13. Ярычев Н.У. Философско-культурологическое понимание феномена толерантности / В сборнике: НАУКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2015. - С. 122-127.

14. Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Теоретико-методологические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 3. - С. 232.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Неумоина Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОЗДАНИЕ СТУДЕНТАМИ ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ ВУЗА В ИГРОВОЙ СРЕДЕ MINECRAFT

Аннотация. В статье анализируется групповой творческий проект по созданию трехмерной модели вуза студентами Мининского университета (НГПУ им. К. Минина) в игровой среде Minectaft.

Ключевые слова: геймификация, игровая среда Minectaft, исследовательская задача, дидактические принципы, творческая активность, рефлексивно-креативный педагогический подход.

Anmtation. The article analyzes a group creative project to create a three-dimensional model of a university by students of Minin University in the Minectaft game environment.

Keywords: gamification, Minectaft gaming environment, research problem, didactic principles, creative activity, reflective-creative pedagogical approach.

Введение. В современных условиях информатизации образования возрастает необходимость трансформации классических технологий и методов обучения в вузах в новый цифровой формат. Развитие цифровых компетенций, понимание цифровых сред, адаптация к цифровым контекстам формируют новые образовательные стратегии. Цифровая образовательная среда как приоритетный проект в области образования способствует получению качественного образования в вузе, реализации персональных образовательных траекторий, создает условия для групповых междисциплинарных проектов, творческих лабораторий, использованию элементов геймификации в учебных задачах, что позволяет сохранить интерес к учебной деятельности у современных студентов [2].

Изложение основного материала статьи. Из-за пандемии коронавируса российское студенчество переживает непростые времена, но в то же время ситуация открыла перед учащимися новые возможности для креатива. Студенты разных институтов и направлений объединяются, чтобы воссоздать родные корпуса на серверах игры Minectaft. Они собирают фото и планы зданий, пытаются достичь точного внешнего сходства, всё это для того, чтобы сохранять эффект «присутствия» в студенческой жизни.

Специалисты называют геймификацию одним из главных трендов современного образования, метод, который используется для повышения мотивации и вовлеченности учащихся в учебный процесс.

Геймификация - это комплекс действий, характерных для игр и направленных на изменение какого-либо процесса с определенной целью (провести обучение, повысить заинтересованность, изучить новое и т. д.). Основными элементами геймификации, по мнению Кустовой С.А., являются:

1. Компоненты (бейджи, значки, рейтинги, шкалы прогресса, уровни сложности и др.).

2. Механики (задачи, сотрудничество, обратная связь, очередность ходов, награды и др.).

3. Динамика (логика событий, хронология, последовательность, особенности взаимодействия участников игры).

Работа над игровым проектом может включать следующие этапы: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, презентация, итоговая оценка проекта [6].

Minecraft - это бесконечная игра для любого уровня подготовки, мир без правил, где возможно все. Маркус Перссон, «отец» Minecraft и шведский программист, создал игру в которой перед игроками создается огромный мир, состоящий из кубических блоков, которыми можно оперировать самыми разными способами: создавать сооружения любой сложности, исследовать мир, воевать с другими игроками, сохранять персонажей, вести игровые заметки с фото и комментариями, а также заходить в игру с разных компьютеров, моделировать самые разные миры и «жить» в них, таким образом, получая практические и теоретические знания. Неподкупная статистика же утверждает, что средний возраст игрока в Minecraft вполне себе зрелый -24 года, за 2020 год аудитория видеоигры выросла на 100 миллионов игроков, что стало самым большим показателем прироста за всю ее историю.

Перенос зданий и целых городов стал одним из многочисленных занятий в Minecraft. Игроки объединялись, проектировали и возводили всё - от Королевской гавани из «Игры престолов» до более-менее полноценного Краснодара. Люди тратят годы, создавая в игре свои миры из реальных и вымышленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.