Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ / ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Наволокин Иван Иванович

Цель исследования - выявить отношение учащейся молодежи к военной службе, провести анализ полученных результатов, выявить тенденции. В статье рассматриваются понятия "ценность", "ценностное отношение", "ценностное отношение к военной службе", представлены результаты опроса учащейся молодежи, отражающие отношение молодежи к различным элементам и особенностям военной службы. Научная новизна заключается в определении сущностного понимания понятия "ценностное отношение к военной службе", в представлении о ценностном отношении к военной службе, как элементе в структуре личности. В результате исследования выявлены тенденции в понимании учащейся молодежью ценности военной службы, ее влияние на личность, определены негативные факторы, оказывающие влияние на прохождение военной службы молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF A GENERAL EDUCATION INSTITUTION TO MILITARY SERVICE: SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS

The purpose of the study is to reveal the attitude of student youth towards military service, to analyze the results obtained, and to identify trends. The article examines the concepts of "value", "value attitude", "value attitude to military service", presents the results of a survey of students, reflecting the attitude of young people to various elements and features of military service. Scientific novelty lies in the definition of the essential understanding of the concept of "value attitude to military service", in the concept of value attitude to military service as an element in the structure of the personality. As a result of the study, tendencies in the understanding of the value of military service and its influence on the personality of the student youth were revealed; negative factors influencing the passage of military service by young people were identified.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

iaC >

< X

LU

s: *=c о

ш т

s

<

CI ш

с

398

ство хозяина, обеспечить демократизацию управления; б) как общественного деятеля - умело применять полученную информацию для влияния на психологический климат и деятельность коллектива, уважение человеческого достоинства, склонность к восприятию критики.

3. Разработанная классификация основных причин по эффективной организационно-уп-равленческой деятельности, по развитию физической культуры в вузе позволила нам с позиций системного подхода обобщить передовой опыт перестройки и демократизации управления физической культурой. В результате этого, по трем основным направлениям был разработан проект целевой комплексной программы развития физической культуры в высшем учебном заведении, прошедший многоступенчатую экспертную оценку (табл.).

Примечания:

1. Василенко И.В., Ткаченко О.В. Физическая культура в образе жизни и сознании современных россиян // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №9. - С. 34-36.

2. Элипханов С.Б., Батукаев A.A., Цетиев A.A. Интересы студенческой молодежи к различным формам физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №9. - С. 37-39.

3. Богданова И.В., Егиазарян A.A., Лыкин Ю.О., Власов Г.В., Рабаданов М.Н. Влияние общефизической подготовки на физическое состояние студентов // Теория и практика физической культуры. -2020,-№9.-С. 51-53.

4. Тихонова И.В., Близнюк A.A., Пигида К.С., Схаля-ко Ю.М. Эффективность спортивной подготовки студентов в процессе обучения в вузе физической культуры // Физическая культура и спорт -наука и практика. - 2019. - №1. - С. 47-52.

5. Баймурзин А.Р., Неверкович С.Д. Методологические основы программного уровня построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт - наука и практика. - 2019. - №1. - С. 42-46.

6. Полухин О.Н., Бабинцев В.П., Гончарук C.B., Гон-чарук Я.А. Управление развитием физкультурно-образовательного пространства вуза на основе проектного подхода // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №7. - С. 66-68.

VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF A GENERAL EDUCATION INSTITUTION TO MILITARY SERVICE: SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS

Saenko Liudmlla Aleksandrovna, DSc of Sociology, Professor, North-Caucasus Social Institute, Stavropol Navolokln Ivan Ivanovlch, Senior Engineer, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots them. Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar

The purpose of the study is to reveal the attitude of student youth towards military service, to analyze the results obtained, and to identify trends. The article examines the concepts of "value", "value attitude", "value attitude to military service", presents the results of a survey of students, reflecting the attitude of young people to various elements and features of military service. Scientific novelty lies in the definition of the essential understanding of the concept of "value attitude to military service ", in the concept of value attitude to military service as an element in the structure of the personality. As a result of the study, tendencies in the understanding of the value of military service and its influence on the personality of the student youth were revealed; negative factors influencing the passage of military service by young people were identified.

Keywords: value; value orientations; value attitude; values of youth; learning youth.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.69

УДК 376.1 ВАК РФ 13.00.01

© СаенкоЛ.А., 2021 © Наволокин И. И., 2027

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

Цель исследования - выявить отношение учащейся молодежи к военной службе, провести анализ полученных результатов, выявить тенденции. В статье рассматриваются понятия "ценность", "ценностное отношение", "ценностное отношение к военной службе", представлены результаты опроса учащейся молодежи, отражающие отношение молодежи к различным элементам и особенностям военной службы. Научная новизна заключается в определении сущностного понимания понятия "ценностное отношение к военной службе", в представлении о ценностном отношении к военной службе, как элементе в структуре личности. В результате исследования выявлены тенденции в понимании учащейся молодежью ценности военной службы, ее влияние на личность, определены негативные факторы, оказывающие влияние на прохождение военной службы молодежью.

Ключевые слова: ценность; ценностные ориентации; ценностное отношение; ценности молодёжи; обучающаяся молодежь.

Введение

В настоящее время возрастает интерес исследователей к категориям "отношение", "ценностное отношение", что связано с вытеснением традиционных морально-нравственных механизмов управления поведением человека в последние десятилетие. В этой связи актуальность данного исследования заключается в преобладании в настоящее время гуманистической образовательной парадигмы, потребности государства в военной службе молодежи.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) рассмотреть сущность понятий "ценность", "ценностное отношение", "ценностное отношение к военной службе"; 2) провести анализ результатов опроса учащихся старших классов общеобразовательных учреждений; 3) выявить основные тенденции учащейся молодежи относительно их отношения к военной службе. В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы (Н.В. Гришина, И.С. Кон, Л.В. Карпушина, A.B. Капцов, В.Е. Семенов и др.), проведен опрос учащихся старших классов школ города Краснодар.

Для осмысления проблемы ценностного отношения учащихся старших классов к военной службе, в статье применяются следующие методы исследования анализ научной литературы, систематизация, синтез, анкетирование, анализ полученных данных, математическая обработка полученных результатов.

Теоретической базой исследования послужили публикации A.C. Битева, Л.С. Выготского, Е.И. Зритневой, A.C. Каминского, З.Т. Ку-лаевой, В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина.

Практическая значимость исследования заключается в разработке анкеты для учащихся старших классов общеобразовательных школ, проведении и систематизации полученных результатов опроса старшеклассников, в получении данных отражающих отношение учащихся к военной службе.

Основная часть

Рассмотрим понятия "ценность" и "ценностные отношения" более подробно. В научной литературе понятие "ценность" отражает несколько значений. Первое: ценность - это материальные предметы и явления, относящиеся к культуре, духовной жизни общества. Второе: ценность - это личностные установки, образцы поведения, символы, которые выступают как мотивационные структуры личности.

Сущностное наполнение понятия "ценности" и "ценностное отношение" входит в число проблем философии, культурологии, аксиологии и педагогики. Выделение ценностного отношения личности к какому-либо явлению осуществляется только при системном подходе и оценке деятельности этой личности. Проводя оценку явлений и событий, человек систематизирует свои ощущения, проводит оптимизацию своих отношений. Следовательно, система ценностей и ценностных отношений определяет особый характер взаимоотношений и взаимодействия личности с другими людьми, с миров в целом. Система ценностей выступает регулятором поведения личности в социуме [б, 7].

Ценность объекта для личности возникает тогда, когда человек начинает взаимодействовать с этим объектом в процессе какой-либо

си о

CXJ

-О X

2

OD

СО

си

399

САЕНКО Людмила Александровна, доктор социологических наук, профессор, Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь

НАВОЛОКИН Иван Иванович, старший инженер, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К.Серова, Краснодар

iaC >

<

X Ui

s: *=c о

Ш T

s

< et

Ш

с

400

деятельности.В деятельности личности проявляется ее отношение к объекту, чем активнее личность, тем более выражено может быть это отношение. Отношение порождает ценностное отношение к объекту, т.е. ценность - как важность или, наоборот, не важность, а следовательно - не ценность.

По мнению В.Н. Мясищева [3], ценностное отношение личности к какому-либо явлению или факту является результатом процесса воспитания или эффектом самостоятельного изучения (взаимодействия) с этим явлением. В своей теории автор отмечает, что субъект-объектное взаимодействие личности с обществом и миром в целом предопределяет избирательность в отношениях с людьми, его пристрастия, его поведение, оказывает влияние на жизненные ориентиры и личностное развитие. По В.Н. Мясищеву, ценностное отношение - это результат сознательной деятельности личности, её личностных переживаний и полученного социального опыта. Автор делает акцент, что ценностное отношение есть новообразование, формируемое в структуре личности, как результат деятельности.

Согласно теориям Л.С. Выготского и Д.Б. Эль-конина [1,8], ценностное отношение представляется с точки зрения результата взаимодействия, при котором потенциальные ценности становятся реальными ценностями личности, что составляет основу сознания.

С точки зрения аксиологии, воспитательный процесс может рассматриваться как процесс формирования ценностного сознания личности. Если образовательный процесс выстроен обоснованно и системно, то формирование ценностных отношений личности будет организованным, управляемым, целенаправленным.

Проблема формирования ценностей и ценностных отношений личности является одной из самых сложных в педагогической науке, что обусловлено трансформацией ценностей в обществе за последние годы.

В настоящее время в педагогике и психологии сложилось пять взглядов на сущность понятия "ценностное отношение":

1) в зависимости от отношения личности к ценностям и объектам жизненного пространства;

2) стремление и интерес личности к нравственным и жизненным ценностям;

3) личностная направленность на нравственные ценности;

4) личностные представления о нравственных и жизненных ценностях;

5) личностные установки на нравственные и жизненные ценности.

Сущностное представление в педагогике понятия "ценностное отношение" выражается как общепризнанные ориентиры в общественном сознании и поведении. Ценностные ориентации личности могут варьироваться в зависимости от различных факторов - пол, профессия, возраст, национальность, мировоззрение, установки, принадлежность к социальным группам и др. [2,4]

A.C. Каминский [2] отмечает, что ценностные отношения молодежи к какому-либо явлению закладываются в двух аспектах - духовность (нравственные установки и гуманизм) и индивидуализм (превосходство материального над духовным). Для каждого молодого человека, в зависимости от жизненных ситуаций, какой-то из аспектов будет для них приоритетным. В связи с чем, необходимо направить воспитательные ориентиры в нужном направлении.

Ценностное отношение к военной службе у молодежи будет выражаться в осознании важности профессии военнослужащего, в готовности к срочной службе, гордости за военно-исто-рическое наследие нашей страны, понимания ценности и важности функционирования армии для общества и государства.

Заметное влияние на отношение обучающейся молодежи к военной службе оказывают родителей, мнение ближнего окружения, друзья и знакомые. Формирование ценностного отношения к военной службе есть неотъемлемая часть воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В целях изучения ценностного отношения обучающейся молодежи к военной службе, нами был проведен опрос, в котором приняли участие 108 учащихся старших классов (юноши и девушки в возрасте 15-17 лет) общеобразовательных школ города Краснодара (МБОУ СОШ № 52, МБОУ СОШ № 46, МАОУ гимназия № 25). Опрос проведен в январе-марте 2021 года.

Представим результаты опроса старшеклассников.

Первый вопрос был связан с отношением учащихся к обязательной военной службе. Результаты оказались следующими: положительно - 37,2% респондентов, отрицательно - 43% учащихся и затруднились с ответом - 19,8%. Отметим, что большинство девушек выбрали вариант ответа -положительно или затруднились с ответом, а большинство юношей - отрицательно.

Следующий вопрос "Как вы считаете, какой должна быть военная служба?" выявил следу-

ющие варианты ответов респондентов, отраженных на в диаграмме на рисунке 1.

Обязательная Контрактная Альтернативная Все перечисленное выше Затрудняюсь ответить

10.60%

39.80°,

Ц 23,00%

Ц 20.30%

I 6,30%

0.00% 5.00% Ю.00%15.00%20,00%25,00%30.00%35.00%40 00%45.00%

Рисунок 1 - Мнение старшеклассников относительно какой должна быть военная служба

Далее нами был задан вопрос, относительно того, могут ли служить девушки в армии. Ответы распределены отдельно по мнению юношей и девушек (рис. 2).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Ответы юношей 46%

12%

п

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Ответы девушек 83%

10%

7%

Рисунок 2 - Ответы юношей и девушек относительно возможности девушек службы в армии

Отсутствие патриотизма Все пугает, страх перед армией Затрудняюсь ответить Оторванность от дома, близких Негативная информация в СМИ Большие физические нагрузки Прерывание обучения Отсутствие творческой свободы Дедовщина Опасность для жизни Срок службы Стереотипы об армии Режим, жесткая дисциплина Финансовые проблемы Отсутствие связи

1 1 /"/„

I 0.02% 3] 2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 11 20%

3 9%

□ 22%

□ 17%

5.30%

0.00% 10 00%

□ 15.30% =1 17.60% 20.00% 30.00%

Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов относительно причин нежелания служить в армии

Из диаграмм видно, что девушки отвечают более утвердительно относительно факта их возможной службы в армии. Отметим, что в последние годы девушки более активны в по-

ступлении в военные учебные заведения (военные училища). Так, в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова, начиная с 2015 года ежегодно на-бираютна обучение девушек по направлению подготовки 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета).Также, прием осуществляется и в другие военные училища РФ. Таким образом, можно отметить нарастающую активность девушек и их нацеленность на военные профессии.

Вопрос "Как вы относитесь к тем, кто уклоняется от службы по различным причинам?" показал, что ответы распределись примерно одинаково: положительно относятся 25,3% обучающихся, отрицательно относятся -37,6% и затруднились с ответом - 27,1% ответивших.

Для выявления причин нежелания обучающейся молодежи служить в армии, был задан вопрос: "Как вы думаете, с чем связано нежелание молодежи служить в армии?". На рисунке 3 в виде диаграммы представлено распределение ответов старшеклассников по данному вопросу (можно было выбрать несколько вариантов, но не более трех).

Как видно из диаграммы, преобладают сложившиеся в обществе и семье стереотипы о воинской службе, что в настоящее время совершенно не соответствует действительности. На втором месте среди ответов - жесткая дисциплина, режим. Возможно, респонденты не обладают эффективной самоорганизацией, слабо соблюдают режим дня, имеют проблемы с дисциплиной в

36.40%

35% 35.00%

53.10%

41 20%

40 00% 50.00% 60.00%

учебной организации, все это и позволило им так ответить при опросе.

Следующий вопрос связан с получением социальных льгот для лиц, отслуживших в армии "Пошли бы вы служить на срочную службу, если бы предоставлялись социальные льготы?". Более половины опрошенных (53,5%) ответили утвердительно, отрицательно ответили -27,1% и 19,4% респондентов затруднились с ответом.

Тем не менее, большинство опрошенных учащихся видят в военной службе больше достоинств, нежели недостатков. Так, на вопрос "Назовите положительные стороны службы в армии?", выбор ответов респондентами распределился следующим образом (рис. 4) (возможно не более трех вариантов ответов).

Социальные льготы Нет положительных сторон I 0.5% Навыки самообороны Трудоустройство в госструктуры Навыки овладения оружием I Исполнение долга перед Родиной Моральная подготовка Физическая подготовка

□ 17%

90%

И 89.3%

0,0%10.0%20.0%30.0%40.0%50,0%60,0%70 0%80,0%90,09300,0%

Рисунок4 -Положительные стороны службы в армии по мнению респондентов

Далее был задан вопрос относительно того, кто в большей степени ответственен за формирование положительного имиджа армии в глазах допризывной молодежи. Среди наиболее ответственных, обучающиеся выбрали СМИ (27%) и школы (24%). С одной стороны, такой выбор может быть обусловлен большой привязанностью молодежи к информации в сети Интернет, в соцсетях, а с другой - обучением в настоящее время в школе.

Школа Семья знакомые Правительство СМИ Военкомат Сам человек

17%

п 11%

□ 4%

0%

5%

10%

15%

17% 20%

Рисунок 5 - Ответственность за формирование имиджа армии, по мнению старшеклассников

Таким образом, по результатам опроса старшеклассников школ города Краснодара, можно сделать ряд обобщающих выводов: 1) на мнение учащихся относительно военной

службы оказывают ряд факторов: объективные факторы (место учебы, проживания); субъективные факторы (способности, потребности, СМИ (пропаганда, позитивные/негативные образы); личностные факторы (патриотизм, желание/страх военной службы); социальные факторы (семья, родители, близкие, друзья).

Заключение

В соответствие целям и задачам в работе сделаны следующие выводы.

1. Ценность военной службы осознается учащимися старших классов, однако, преобладают стереотипы, распространенные в обществе о негативных особенностях военной службы. Социальную значимость военной службы больше осознают девушки, нежели юноши.

2. Сформированность ценностного отноше-

ния учащихся к военной службе имеет бол ь-шое значение для общества и государства: его обороноспособности, вопросам защиты Отечества.

3. Проблемы уклонения от военной службы не решены, многие молодые люди все же стремятся найти причины для отсрочки. Однако большинство учащихся старших классов отмечают положительные стороны военной службы для развития личности. Нарастают тенденции прохождения военной службы девушками.

4. Необходимо образовательным учреждениям уделять больше внимания воспитательной работе, направленной на формирование ценностного отношения учащихся старших классов к военной службе. На этот факт обращают внимание даже сами старшеклассники.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: ACT, 2009. - 672 с.

2. Каминский А. С. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 46. -С. 108- 115.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Москва: МПСИ, 2011. - 400с.

4. Саенко Л.А. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования /Л.А. Саенко, Е.И. Зритнева / / Kant. -2020- №4(37).- С.431-435.

5. Саенко Л.А. Военно-патриотические основы формирования у молодежи позитивного отношения к военной службе: монография / Л.А. Са-

24%

I 27%

25%

30%

енко, A.C. Битев. - Ставрополь : АГРУС, 2018. -128 с.

б. Саенко Л.А. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи / Л.А. Саенко, З.Т. Кулаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. -№ 1.- С. 93-97.

7. Саенко Л. А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. -№3 (72).-С. 162-165.

8. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

ACTIVITY-VALUE APPROACH IN THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF THE FUTURE SPECIALIST q

Sidorova Margarita Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, employee, Orel Law Institute of the Ministry of w

Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, Orel _q Sukhorukova Anna Andreyevna, PhD of Pedagogical sciences, employee, Academy of the Federal Security Service of

the Russian Federation, Orel 2

S

The purpose of the study is to reveal modern pedagogical approaches (activity-value, competence-based) to the

formation of functional literacy of a future specialist studying at a departmental university. The scientific novelty of сг> the article lies in the description of the implementation of the construction of functional literacy and self-reflection

of the personality of the future specialist, from the standpoint of social design and construction. Attention is paid C\J

to the atlas of professions. Some expressive methods of creative self-expression of the individual and their ^ implementation in the educational process of the university are described. As a result, the active use of the activity-value approach in teaching by university teachers is scientifically justified, and the components of functional literacy of future specialists are identified.

Keywords: formation of functional literacy of the future specialist; atlas of professions; construction of functional literacy; self-reflection; methods of creative self-expression.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.70

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД удк 378 403

В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ВАК РФ 13.00.08

ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Цель исследования - раскрыть современные педагогические подходы (дея- © Сидорова М.В., 2021 тельностно-ценностный, компетентностный) к формированию функциональ- © Сухорукова А А 2021 ной грамотности будущего специалиста, обучающегося в ведомственном вузе. Научная новизна статьи заключается в описании реализации конструкции функциональной грамотности и саморефлексии личности будущего специалиста, с позиций социального проектирования и конструирования. Уделено внимание а тласу профессий. Описаны не ко торые экспрессивные ме годы творческого самовыражения личности и их внедрение в образовательный процесс вуза. В результате научно обосновано активное применение преподавателями вузов деятельностно-ценностного подхода в обучении, выявлены компоненты функциональной грамотности будущих специалистов. Ключевые слова: формирование функциональной грамотности будущего специалиста; атлас профессий; конструкция функциональной грамотности; саморефлексия; методы творческого самовыражения.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в устойчивом росте во всех сферах знаний, планах экономического и технологического развития страны, который предопределил появление новых требований к подготовке будущих компетентных и конкурентоспособных специалистов в ведомственных вузах.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) научно обосновать применение понятия "функциональная грамотность" в условиях реализации деятельностно-ценностного подхода в подготовке будущих специалистов, обучающихся в ведомственном вузе; 2) выявить компоненты функциональной грамотности обучающихся в высшей школе; 3) определить методы, используемые для профессиональной саморефлексии личности.

СИДОРОВА Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук, сотрудник, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орел

СУХОРУКОВА Анна Андреевна, кандидат педагогических наук, сотрудник, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.