Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ К ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ'

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ К ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / ценностное отношение / ценностные ориентации / военно-историческое прошлое / ценностно-смысловая сфера / духовно-нравственная сфера / education / value attitude / value orientations / military historical past / value-semantic sphere / spiritual and moral sphere

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.И. Федорова, Б.М. Тайсаева

В статье раскрывается проблема жизненных смыслов и идеалов, нашедших свое отражение в традициях, выработанных в процессе истории российского народа. Автором подчеркивается, что важная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит военно-историческому прошлому России. Современные реалии образования диктуют требования, содержащие в себе необходимость включения в образовательный процесс как системы абсолютных, так и национальных ценностей. Авторами подчеркивается мысль о том, что воспитанию ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому в школах уделяется недостаточное внимание, имеется дефицит эмоционально-смысловых переживаний, способность вырабатывать ценностно-смысловые позиции и пр. В контексте анализа проблемы исследования, авторы статьи провели и описали педагогический эксперимент, в котором был использован метод контент-анализа, помогающий изучить определение «героическое прошлое и настоящее», и методика «Незаконченные предложения». В статье нашли свое отражение основные выводы проведенного эксперимента. В них отмечается, что большая часть опрошенных учащихся начали задумываться о нравственном подвиге и героических поступках, и наименьшее количество опрошенных отмечают, что при необходимости считают возможным совершить героический поступок. Также в статье указывается на необходимость внедрения в практику образовательного пространства школы материалов по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания», написание эссе, решение творческих заданий на военно-патриотическую тематику и пр. Вся проделанная работа нашла свое экспериментальное подтверждение и доказала свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE VALUE ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS TO THE MILITARY HISTORICAL PAST

The article reveals a problem of life meanings and ideals reflected in traditions developed in the course of the history of the Russian people. The author emphasizes the importance of the attitude to the military-historical past of Russia in the upbringing of the younger generation. The modern realities of education dictate requirements that contain the need to include both the system of absolute and national values in the educational process. The authors emphasize the idea that insufficient attention is paid to the education of students’ value attitude to the military-historical past in schools, there is a shortage of emotional and semantic experiences, the ability to develop value-semantic positions, etc. In the context of the analysis of the research problem, the authors describe a pedagogical experiment in which the content analysis method is used to help study the definition of “heroic past and present” and the “unfinished sentences” technique. The article reflects the main conclusions of the experiment. They note that most of the surveyed students began to think about moral feats and heroic deeds, and the smallest number of respondents note that, if necessary, they consider it possible to commit a heroic act. The article also indicates the introduction into practice of the educational space of the school of materials on the program “Pedagogy of spiritual and moral education”, writing essays, solving creative tasks on military-patriotic topics, etc. All the work done has found its experimental confirmation and proved its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ К ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ»

именно так звучит дождь: красиво, легко, настойчиво, задумчиво и торопливо. Звуки мелодии, как хрустальные капельки, пронизывают душу. Воздействуя на органы чувств, пейзажное полотно дает возможность ученику воспринимать действительность более глубоко, способствуя развитию его эмоциональной сферы и воображения. Погружаясь в изображаемый художником мир, у учащихся активизируются мыслительные и речевые процессы. Пейзажная картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Итогом всей работы на первом этапе будет виртуальная веб-страница, которую школьники должны будут презентовать.

Нам представляется, что описанные выше предречевые задания направлены на развитие творческих способностей обучаемых. Считаем, что именно этому этапу сегодня на уроках развития речи должна отводиться специальным

Библиографический список

образом организованная методическая работа, которая с высокой степенью может быть эффективна при использовании разнообразных компьютерных приложений.

Таким образом, работа над сочинением по пейзажной картине способствует развитию образного мышление учащихся, вдумчивому и бережному отношению к слову, формированию речевых навыков, развивающих ключевые компетенции, которые определяют качество школьного образования. Включение в образовательный процесс информационных технологий является эффективным средством, способствующим формированию коммуникативных компетенций учащихся, однако их применение целесообразно в комплексе с другими средствами обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование у школьников необходимых компетенций.

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9. Москва, 2002: 3-49.

2. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы развиваем на уроках. Русская словесность. Available at: http://portalus.ru

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Available at: https://infourok.ru/lev-vigotskiy-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-920017.html

4. Гайнуллина Г.А. Сочинение по картине как основной вид работы по развитию речи. Всероссийский электронный журнал «Педмастерство». 2016. Available at: https:// www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/1287

5. Зверева Ю.С. Информатизация образования. Молодой ученый. 2016; № 6.3 (110.3): 23-26. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27234/

6. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. Москва, 2004.

7. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. Москва, 2001.

8. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.-ЭБС «IPRbooks»

9. Газаева Л.В. и др. Обучение синтаксису на функциональной основе: монография. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017.

10. Сидоров С.В. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Артур Кларк. Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.com/board/13-1-0-145

11. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: монография. Москва: Издательство МГОУ 2012.

12. Хаббарда Э.Г. One machine can do the work of fifty ordinary men. No machine can do the work of one extraordinary man. A Thousand & One Epigrams: Selected from the Writings of Elbert Hubbard. 1911, p. 151. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/631837-elbert-grin-khabbard-odna-mashina-mozhet-sdelat-rabotu-piati-obychnykh-liude/

13. Lewowicki T. Janusz Korczak. Prospects: the quarterly review of comparative education. UNESCO: International Bureau of Education. Paris, 2000; Vol. 24, №. 1/2: 37-48.

References

1. Baranov M.T., Ladyzhenskaya T.A., Shanskij N.M. Programma po russkomu yazyku k uchebnikam dlya 5-9 klassov. Programmypo russkomu yazyku dlya obscheobrazovatel'nyh shkol, gimnazij, liceev: Russkij yazyk. 5-9. Moskva, 2002: 3-49.

2. Bystrova E.A. Celi obucheniya russkomu yazyku, ili kakuyu kompetenciyu my razvivaem na urokah. Russkaya slovesnost'. Available at: http://portalus.ru

3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Available at: https://infourok.ru/lev-vigotskiy-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-920017.html

4. Gajnullina G.A. Sochinenie po kartine kak osnovnoj vid raboty po razvitiyu rechi. Vserossijskij 'elektronnyjzhurnal«Pedmasterstvo». 2016. Available at: https://www.pedmasterstvo. ru/categories/31/articles/1287

5. Zvereva Yu.S. Informatizaciya obrazovaniya. Molodojuchenyj. 2016; № 6.3 (110.3): 23-26. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27234/

6. Il'ina M.V. Voobrazhenie i tvorcheskoe myshlenie: Psihodiagnosticheskie metodiki. Moskva, 2004.

7. Leont'ev A.A. Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obschej i pedagogicheskoj psihologii: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2001.

8. Litvinko F.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole: uchebnoe posobie. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.-'EBS «IPRbooks»

9. Gazaeva L.V. i dr. Obuchenie sintaksisu na funkcional'noj osnove: monografiya. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2017.

10. Sidorov S.V. Lyubaya dostatochno razvitaya tehnologiya neotlichima ot magii. Artur Klark. Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/board/13-1-0-145

11. Hodyakova L.A. Kul'turovedcheskijpodhod v prepodavaniirusskogo yazyka: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo MGOU, 2012.

12. Habbarda 'E.G. One machine can do the work of fifty ordinary men. No machine can do the work of one extraordinary man. A Thousand & One Epigrams: Selected from the Writings of Elbert Hubbard. 1911, p. 151. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/631837-elbert-grin-khabbard-odna-mashina-mozhet-sdelat-rabotu-piati-obychnykh-liude/

13. Lewowicki T. Janusz Korczak. Prospects: the quarterly review of comparative education. UNESCO: International Bureau of Education. Paris, 2000; Vol. 24, №. 1/2: 37-48.

Статья поступила в редакцию 01.11.22

УДК 37.03; 371.39

Fedorova S.I., Doctor of Sciences (Pedagogy, Professor of the Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypiri', Ulyanovsk,

E-mail: ljwtyn55@mail.ru

Taisayeva B.M., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, K.L. Khetagurov North Ossetian State University (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: btaisaeva@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE VALUE ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS TO THE MILITARY HISTORICAL PAST. The article reveals a problem of life meanings and ideals reflected in traditions developed in the course of the history of the Russian people. The author emphasizes the importance of the attitude to the military-historical past of Russia in the upbringing of the younger generation. The modern realities of education dictate requirements that contain the need to include both the system of absolute and national values in the educational process. The authors emphasize the idea that insufficient attention is paid to the education of students' value attitude to the military-historical past in schools, there is a shortage of emotional and semantic experiences, the ability to develop value-semantic positions, etc. In the context of the analysis of the research problem, the authors describe a pedagogical experiment in which the content analysis method is used to help study the definition of "heroic past and present" and the "unfinished sentences" technique. The article reflects the main conclusions of the experiment. They note that most of the surveyed students began to think about moral feats and heroic deeds, and the smallest number of respondents note that, if necessary, they consider it possible to commit a heroic act. The article also indicates the introduction into practice of the educational space of the school of materials on the program "Pedagogy of spiritual and moral education", writing essays, solving creative tasks on military-patriotic topics, etc. All the work done has found its experimental confirmation and proved its effectiveness.

Key words: education, value attitude, value orientations, military historical past, value-semantic sphere, spiritual and moral sphere.

С.И. Федорова, д-р пед. наук, проф., Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Ульяновск,

E-mail: ljwtyn55@mail.ru

Б.М. Тайсаева, канд. социол. наук, доц., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова г. Владикавказ,

E-mail: btaisaeva@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ К ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

В статье раскрывается проблема жизненных смыслов и идеалов, нашедших свое отражение в традициях, выработанных в процессе истории российского народа. Автором подчеркивается, что важная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит военно-историческому прошлому России. Современные реалии образования диктуют требования, содержащие в себе необходимость включения в образовательный процесс как системы абсолютных, так и национальных ценностей. Авторами подчеркивается мысль о том, что воспитанию ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому в школах уделяется недостаточное внимание, имеется дефицит эмоционально-смысловых переживаний, способность вырабатывать ценностно-смысловые позиции и пр. В контексте анализа проблемы исследования, авторы статьи провели и описали педагогический эксперимент, в котором был использован метод контент-анализа, помогающий изучить определение «героическое прошлое и настоящее», и методика «Незаконченные предложения». В статье нашли свое отражение основные выводы проведенного эксперимента. В них отмечается, что большая часть опрошенных учащихся начали задумываться о нравственном подвиге и героических поступках, и наименьшее количество опрошенных отмечают, что при необходимости считают возможным совершить героический поступок. Также в статье указывается на необходимость внедрения в практику образовательного пространства школы материалов по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания», написание эссе, решение творческих заданий на военно-патриотическую тематику и пр. Вся проделанная работа нашла свое экспериментальное подтверждение и доказала свою эффективность.

Ключевые слова: воспитание, ценностное отношение, ценностные ориентации, военно-историческое прошлое, ценностно-смысловая сфера, духовно-нравственная сфера.

Глобальные изменения в политической, социально-экономической, а также духовной сферах современной России и в сознании людей существенно снизили воспитательное значение российской культуры, истории и образования, выступающие как ключевой механизм в формировании личности современной молодежи. В последние десятилетия можно отметить, что российское общество подвержено системному кризису, затронувшему в большей мере как ценностно-смысловую, так и духовно-нравственную сферы личности. В этой связи происходит массовое снижение нравственности и духовности, отмечается нарастание отчуждения общества от традиционных ценностей отечественной культуры, низкий уровень активности молодежи, трансформация ценностных ориентаций, уменьшение общего уровня воспитанности, равнодушное отношение к военно-историческому прошлому [8].

Современное общество стало осознавать необходимость преобразования окружающей социально-культурной действительности только при условии развития критического мышления и внедрения военно-исторических ценностей прошлого в личностную и социальную практику Данный процесс предусматривает особую значимость вопросов формирования качественно нового отношения к культурному и военно-историческому наследию нашей страны и ее истории [4].

Цель статьи - показать значимость воспитания ценностного отношения учащихся школы к военно-историческому прошлому в современных условиях общественной и политической жизни нашего государства.

Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «ценностное отношение»; 2) определить специфику понятия «ценностное отношение к военно-историческому прошлому»; 3) представит результаты исследования.

Научная новизна заключается в определении уровня воспитанности ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому нашей страны, а также в обращении внимания исследователей к проблеме воспитания ценностных отношений у учащихся в школе.

Теоретическая значимость статьи: систематизация материала по проблеме воспитания ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому в рамках образовательного процесса в школе.

Методы исследования: анализ, обобщение и сравнение материала относительно исследования феномена «ценностное отношение» в различных областях знаний.

Большинство деятелей науки на сегодняшний день обращают внимание на особую актуальность проблемы жизненных смыслов и идеалов совершенствования личности, которые находят свое отражение в традициях, выработанных в процессе истории российского народа. Ценностное отношение к военно-историческому прошлому российского государства изучается в качестве базовой основы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания личности. Обращение к военно-историческому прошлому нашей страны помогает решать ключевые проблемы современности, которые имеют связь с разработкой стратегий и технологий выхода из глобального духовно-нравственного кризиса [5]:

Отношение к военно-историческому прошлому России на сегодняшний день имеет ключевое значение, так как предусматривает идеологическое содержание в патриотическом и духовно-нравственном воспитании интегрирующей основы российской государственности и содержания духовно-нравственного воспитания молодежи с учетом проведения уроков на тематику военно-исторического прошлого, включающих, в том числе, анализ исторических перемен, произошедших в России.

Такие ученые-исследователи, как Л.Г Безумова, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, А.А. Полякова, З.И. Равкин, Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин, ГИ. Чижакова, В.А. Ядов и пр., в своих исследованиях рассматривают различные аспекты понимания ценностных основ современной системы образования.

Проблемы ценностных отношений личности, а также формирования ценностей широко и полно представлены в работах С.Ф. Анисимова, Е.П. Бе-лозерцева, Т. И. Власовой, В.В. Гречаного, А.Г Здравомыслова, И.А. Зимней,

В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Суровой, В.П. Тугаринова, ГН. Филонова, В.А. Ядова и других авторов. Так, в исследованиях В.И. Андреева, О.А. Ильясовой, А.В. Кирьяковой, З.А. Мальковой, Е.А. Петуховой, Н.С. Розова, Е.Н. Шиянова можно проследить взаимосвязь ценностных ориентаций с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения.

В большинстве научных работ описывается необходимость формирования в образовательном процессе ценностного отношения к истории, а также военно-историческому прошлому страны. В исследованиях А.А. Андреевой, А.Л. Андреева, А.В. Гулыги, А.Я. Гуревич, Ю.А. Маринкиной, С.Е. Матушкина, Е.К. Сазоновой, Е.М. Сергейчика, А.Б. Фирсова, О.М. Хлытиной и других можно отметить отдельные направления данной проблемы, которые представлены в более широких аспектах. Тем не менее специального изучения проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому не проводилось [3; 5; 6; 8].

Таким образом, вышеизложенное позволило сформулировать общественный заказ на разработку и реализацию государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года». Базовые национальные ценности «патриотизм» и «гражданственность» позволяют обозначить содержание целостного воспитательно-образовательного процесса в школе.

Современные реалии выдвигают требования, содержащие в себе необходимость включения в образовательный процесс не только систему абсолютных ценностей «добро», «красота», «жизнь», «патриотизм», «любовь», определяющих ядро гуманистически ориентированных идеалов, но, в том числе, и систему национальных ценностей. Это своеобразный культурный пласт, на котором базируются архетипы, формируется экология души [6]. Также стоит подчеркнуть, что воспитанию ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому в школах уделяется недостаточное внимание, а именно - развитию способностей к ценностно-смысловому восприятию, выделению и идентификации ценностно-смысловых аспектов социальной действительности, своей деятельности и себя как личности. Также можно отметить дефицит эмоционально-смысловых переживаний у учащихся, их способности вырабатывать ценностно-смысловые позиции в контексте постоянно меняющейся профессиональной и социальной действительности.

На основании вышеизложенных проблем нами было проведено исследование при помощи контент-анализа, позволившего изучить определение «военно-историческое и героическое прошлое и настоящее». В исследовании приняло участие 40 учащихся.

Экспериментальная работа строилась с ориентацией на ценностно-смысловой подход к организации образовательно-воспитательной деятельности в школе. Для проведения диагностического исследования школьников старших классов мы использовали методику «Незаконченные предложения», а также ситуации, которые были разработаны Н.В. Бордовской и А.А. Реаном [2]:

Итак, мы изучили следующие ситуации, представленные в методике:

1. Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются. Можно быть талантливым и даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть немного жесткости, если ты не сильная личность, в этом случае ты не стоишь и ломаного гроша... Наше время - это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».

2. «Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, для чего-то стараться. Для нас не существует этого чего-то». Если бы мы жили в период войны, то были бы другими, были бы героями. Тогда всем все было ясно - или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?

Старшеклассникам нужно было ответить на ряд следующих вопросов: о чем говорят данные суждения? Проведите сравнительный анализ суждений и сделайте обоснованные выводы. Что в целом можно сказать о ценностных

ориентациях школьников? Какие педагогические советы целесообразны в первом и втором случае? Можно ли, по вашему мнению, быть героем и в наше время?

Вторая ситуация, ориентированная на описание поведения трех друзей, оказавшихся в ситуации выбора: или спасать друга, который провалился под лед, что представляет опасность для собственной жизни или начать спасать самих себя.

После анализа проблемных ситуаций школьникам предлагается ответить на следующие задания и вопросы: Что помогла Вам выявить описанная ситуация? К чему необходимо готовиться при вступлении во взрослую и самостоятельную жизнь? Можно ли судить по данной ситуации, что жизнь является великой ценностью для личности? На какие еще ценности были ориентированы школьники в данной ситуации? Кто из героев проявил героизм? Какие качества проявили учащиеся в данной ситуации?

Учащимся предлагались разнообразные тексты с заданным смысловым значением: гармония, безразличие, благополучие родных, здоровье, сочувствие, доброта, помощь нуждающимся, честность, развлечения и пр. В инструкции школьникам давалось пояснение о том, что данные ценности необходимо проранжировать по степени значимости для каждого из исследуемых школьников. При обработке полученных данных применялся метод контент-анализа. Такой подход позволил нам выделить группы учащихся, которые диагностированы с похожими ценностями к подвигу и военно-историческому прошлому нашей страны.

Кроме того, исходя из имеющихся затруднений у учителей в практическом решении задач духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях трансформирующейся системы образования, нами был разработан материал по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания».

Также школьникам предлагалось написать эссе о том, какие качества ребята хотели бы воспитать в себе.

С целью формирования ценностно-смысловой позиции учащихся мы предлагали им ознакомиться с текстами. Один из таких тестов мы представим ниже.

«Человек будет любить свою Родину, если ощущает значимость своих действий и видит результат. В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал, что основой народа и патриотического воспитания выступает идея Родины в качестве национального идеала, который особенно важен для воспитания».

Также учащимся предлагалось перечислить все характеристики объектов анализа, выделяя контекст, субъективную значимость для учащихся различных элементов для описания или явления.

Творческие задания, обсуждение неоднозначных, спорных вопросов, работа в малых группах, художественные произведения о судьбах людей в годы Великой Отечественной войны предлагались учащимся на практических уроках с целью выявления их индивидуального отношения к военно-историческому прошлому. Результаты контент-анализа показали, что 32% старшеклассников не задумывались о нравственном подвиге и героических поступках (первая группа), в то время как 46% учащихся (вторая группа) начали задумываться над вышеупомянутыми вопросами, проявляют интерес через чтение литературы, просмотр художественных фильмов, знакомства с архивными данными; 22% школьников думают, что могли совершить подвиг, так как чужая беда им не безразлична и, соответственно, они готовы пожертвовать собой и своим здоровьем во имя дру-

Библиографический список

гих, т. е. оказать помощь (третья группа). К третьей группе относились учащиеся, принимающие участие добровольческих отрядах.

Анализ полученных ответов старшеклассников из третей группы показал следующее: в качестве базовых компонентов нравственного подвига и героизма ребята обозначили такие как оказание помощи, служение людям, участие в поисково-спасательных операциях, помощь детям, пожилым людям, чувство ответственности за других.

Таким образом, проведенные виды работ по решению социальных проблем общества и реализации запроса на воспитание патриотически сознательной личности с опорой на военно-историческое прошлое со старшеклассниками способствуют актуализации их ценностно-смысловой сферы и ценностной ориентации. Большинство ребят (85%) отмечают, что проведенные практические уроки выступили в качестве механизма формирования ценностно-смысловой позиции к военно-историческому прошлому.

На наш взгляд, одним из базовых результатов является оценка собственной деятельности, ее значимости, ценности для общества, а также собственный личностный рост. Данные ценностные ориентиры выступят в дальнейшем «смысло-образующими основами жизнедеятельности».

В целом следует подчеркнуть, что российское общество подвержено серьезному кризису ценностно-смысловой и духовно-нравственной направленности. Происходит постепенное осознание необходимости в преобразовании окружающей социально-культурной действительности только при условии развития критического мышления и внедрения военно-исторических ценностей прошлого в личностную и социальную практику. Исходя из этого, особую значимость приобретают вопросы формирования качественно нового отношения к культурному и военно-историческому наследию нашей страны и к ее истории. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что воспитанию ценностного отношения учащихся к военно-историческому прошлому в школах уделяется недостаточное внимание, а именно - развитию способностей к ценностно-смысловому восприятию, выделению и идентификации ценностно-смысловых аспектов социальной действительности, своей деятельности и себя как личности. Также можно отметить дефицит эмоционально-смысловых переживаний у учащихся, их способности вырабатывать ценностно-смысловые позиции в контексте постоянно меняющейся профессиональной и социальной действительности. Свое экспериментальное исследование мы проводили, используя контент-анализ, помогающий изучить определение «героическое прошлое и настоящее», а также методику «Незаконченные предложения». Результаты контент-анализа (40 респондентов) показали, что большая часть опрошенных учащихся начали задумываться о нравственном подвиге и героических поступках, однако самый минимальный процент опрошенных учеников считают, что при случае могли бы совершить героический поступок. После внедрения в практику образовательного пространства школы материалов по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания», написания эссе, решения творческих заданий на военно-патриотическую тематику и пр. мы отметили, что проведенные практические уроки выступили в качестве механизма формирования ценностно-смысловой позиции к военно-историческому прошлому нашей страны. В этой связи можем заключить, что проведенная работа показала свою эффективность и может быть предложена для осуществления воспитательной работы в других средних образовательных учреждениях.

1. Борисова Е.А., Федорова С.И. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения через военные и трудовые подвиги предков. European Journal of Natural History. 2022; № 3: 22-27.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

3. Долганина В.В., Ширванян А.Э. Воспитание ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 185-187.

4. Долганина В.В. Профилактика девиантного поведения подростков в современных условиях. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013; № 26: 61-66.

5. Саенко Л.А., Наволокин И.И. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ. Kant. 2021; № 2 (39): 398-403.

6. Саенко Л.А., Пацева Е.Н. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 2 (83): 169-173.

7. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому. Наука. Образование. Регионы: сборник тезисов по итогам Профессорского форума - 2019. Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2019: 233-238.

8. Федорова Е.Н., Федорова С.И., Саломатина Л.А., Москаленко М.С. Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к феномену «героическое». Перспективы науки. 2019; № 3 (114): 164-167.

References

1. Borisova E.A., Fedorova S.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodogo pokoleniya cherez voennye i trudovye podvigi predkov. European Journal of Natural History. 2022; № 3: 22-27.

2. Bordovskaya N.V. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

3. Dolganina V.V., Shirvanyan A.'E. Vospitanie cennostnyh orientirov u starshih doshkol'nikov pri vzaimodejstvii pedagogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii i sem'i. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 185-187.

4. Dolganina V.V. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v sovremennyh usloviyah. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2013; № 26: 61-66.

5. Saenko L.A., Navolokin I.I. Cennostnoe otnoshenie uchaschihsya starshih klassov obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya k voennoj sluzhbe: social'no-pedagogicheskij analiz. Kant. 2021; № 2 (39): 398-403.

6. Saenko L.A., Paceva E.N. Pedagogicheskaya sistema patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya. VestnikSevero-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 2 (83): 169-173

7. Fedorova S.I. Formirovanie cennostnogo otnosheniya studentov k geroicheskomu proshlomu. Nauka. Obrazovanie. Regiony: sbornik tezisov po itogam Professorskogo foruma -2019. Moskva: Obscherossijskaya obschestvennaya organizaciya «Rossijskoe professorskoe sobranie», 2019: 233-238.

8. Fedorova E.N., Fedorova S.I., Salomatina L.A., Moskalenko M.S. Formirovanie cennostno-smyslovogo otnosheniya studentov k fenomenu «geroicheskoe». Perspektivy nauki. 2019; № 3 (114): 164-167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 01.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.