Зуева И.В.
Кандидат педагогических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва.
Гончаренко Е.С.
Кандидат экономических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва.
Обучение стратегиям профессиональной
сетевой коммуникации на английском языке в техническом вузе
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что в последнее время получение нужной актуальной информации является очень важным для любого человека. Так, в процессе появления информационно-коммуникативных технологий в жизни каждого из нас интернет постепенно превращаетя в своебразное «хранилище» данных, выступаю являясь связующим элементоом между человеком и информацией, которая ему требуется. Общеизвестнно, что в настоящее время интернет является неотьемлемой частью почти всех видов деятельности осуществляемых человеком [Zurin: 162]. Поэтому, именно в этой связи, возникает большой исследовательский интерес разных научных направлений к изучению данной проблемы. Однако, внимание ученых направлено и сконцентрировано не только на механизмы генерирования и переработку получаемой информации, но и на изучение коммуникативного поведения индивида в самом интернете. Данный факт связан с тем, что коммуникация людей в виртуальных сетях выступает как малоизученная сфера общения. Говоря о современной сетевой коммуникации, мы подразумеваем компьютерно-опосредованное взаимодействие двух и более коммуникантов, находящихся на оопределенном расстоянии. Такой вид общения можно считать динамично развивающимся, многообразным, дифференциальным и полифункциональным, оно ориентированно на эффективное и перспективное коммуникативное взаимодействие в разных сферах нашей социальной жизни [Herring: 142]. В этой связи, очевидно, что для осуществления сетевого взаимодействия требуется специальное техническое оборудование, интернет-соединение и пользователи, которые выступают
■ как создатели и потребители виртуальной среды. Все вышеперечи-
сленные элементы оказывают огромное влияние на существующие коммуникативные конвенции.
Принимая во внимание вышесказанное, необходимо также отметить, что в настоящее время современные тенденции развития образования в техническом вузе определяют необходимость самосовершенствования методической системы обучения английскому языку с комплексным использованием информациоонно-коммуни-кационных технологий, что будет способствовать систематическому и последовательному формированию и развитию всех системообразующих навыков и умений у студентов. Обучение английскому языку направлено прежде всего на практическое овладение иностранным языком для профессиональных целей, а содержание учебного материала имеет профессиональную приоритетную направленность. При этом полученные знания приобретают практико-ориентирован-ный характер в условиях взаимодейстия дисциплин, использования интерактивных форм, а также привлечения необходимых средств и методов обучения.
Итак, проанализировав ряд исследований в сфере применения информациоонно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку в техническом вузе, мы выявили некоторые теоретические и методические подходы к разработке электронных образовательных ресурсов, которые в свою очередь будут способствовать эффективному формированию и развитию отдельных видов речевой деятельности - письма, чтения, аудирования, говорения. Кроме того, такие ресурсы необходимы и важны для организации интерактивного иноязычного информационного взаимодействия, такого как учебные телекоммуникационные проекты, а также для индивидуализации и интенсификации обучения и развития межкультурной коммуникации на базе информациоонно-коммуника-ционных технологий.
Целесообразность реализации социальных сервисов для комплексного применения была подтверждена в ходе анализа научной литературы по применению социальных сервисов, таких как блог-технологии, веб-форумы, подкасты, вики-технологии, Твиттер и другие. Комплексная реализация данного подхода направлена на работу с аутентичными текстами по специальности, прослушивание и просмотр видео и аудио материалов на английском языке, выполнение лексико-грамматических заданий, а также автоматизацию процессов
информационной интеграции и информационной деятельности по _
сбору, хранению, передаче, обработке, продуцированию, тиражиро- ■
ванию профессионально значимой информации.
Необходимо отметить, что развитие всех навыков речевой деятельности происходит комплексно, реализуя интегрированный подход в обучении английскому языку, что способствует формированию целостности и восстановлению единства профессиональных знаний, навыков и умений у студентов в ходе работы в информационно-образовательной среде. Иностранный язык выступает как средство формирования и развития профессиональных знаний, навыков и умений.
В настоящее время интернет трактуют как знаковый символ эпохи наступившего постмодерна и общества своременных глобальных коммуникаций. Интернет-пространство и компьютерный мир предоставляют пользователям безграничные возможности. Так, интернет-коммуникация расширила возможности общения, предоставив нам текстовые мессенджеры, видео-чаты, социальные сети, что позволяет сделать процесс коммуникации между пользователями более комфортным и привлекательным. «Интернет-коммуникация» рассматривается как общение в глобальной электронной среде, которая возникла путем объединения персональных компьютеров в общую сеть и может обеспечить высокоскоростное прохождение всех информационных потоков.
Основным отличием интернет-коммуникации от «внесетевой» коммуникации является то, что она протекает как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Это подтверждает тот факт, что местом ее нахождения является и трехмерное физическое, и географическое пространство (местонахожднее каждого из собеседников вне компьютерной электронной сети) и сама виртуальная среда как когнитивно-речевое и ментальное пространство.
Более того, интернет-коммуникация имеет обязательную визуализацию, представленную на печатный электронный текст, что позволяет представить ее письменную реализацию в качестве обмена самими текстовыми документами.
Важное значение, в этой связи приобретает имитация непосредственного коммуникативного контакта, т.е. когда сам акт коммуникации воспроизводится коммунниканами как контактный и синхронный в процессе диалогического взаимодействия - интернет-форумы, чаты, блоги и другое [Дзялошинский:345].
Так, Т.Ю. Виноградова выделяет следующие причины обращения
к интернету, рассматривая его в качестве инструмента общения: не_
достаток общения в реальном мире; реализация некоторых качеств личности, имитация различных ролей, преодоление определенных эмоций, которые нет возможности осуществить по каким-то конкретным причинам в нашей реальной жизни [Виноградова: 62].
Кроме того, Т.Ю. Виноградовой были определены некоторые характерные особенности интернет-коммуникации, такие как:
1. Анонимность. Данная особенность подразумевает, что в интернете мы имеем дело только с общими, анкетными сведениями о нашем собеседнике (фамилия и имя, место проживания, возраст, место учебы/работы, фотография). Однако, для реального восприятия личности собеседника такой информации не бывает достаточно. Очень часто собеседники размещают ложную информацию о себе, что в дальнейшем влечет за собой раскрепощенность и безответственность за высказываня участников общения.
2. Характерные особенности процессов межличностного восприятия в условиях непредоставления невербальной информации. Здесь механизмы стереотипизации и идентификации оказывают выраженное влияние на представление о личности собеседника.
3. Добровольность общения. Выбор контактов для общения осуществляется непостредственно самими пользователями.
4. Затрудненность выражения эмоций при общении. Возможность передачи различных эмоциональных состояний участники общения воспроизводят специальными значками.
5. Стремление участников общения к нехарактерному нетипичному поведению. При общении в интренете многие пользователи ведут себя совсем по-другому, чем в реальных условиях.
О.А. Гулевич в своих исследованиях указывает такие характерные психологические особенности интернет-коммуникации: повышенная вербальная активность (полное исчезновение барьеров коммуникации); разорванность, мозаичность коммуникации (короткие и эгоцентрические коммуникативные акты пользователей); специфический этикет общения (новый и изменяющийся язык коммуникации); эмоциональность общения (использование специальных слов и значков в сообщениях); особое эмоциональное состояние в ходе общения; "опыт «потока" (увлеченность деятельностью, потеря ориентира во времени, чувство контроля над ситуацией) [Гулевич: 185-188].
Для непострественного осуществления реальнного и виртуального общения используются речевые стратегии. По мнению О.С. Ис-серс речевая стратегия состоит из планирования процесса речевой
коммуникации с учетом определенных условий общения и личностей участников общения. Итак, речевая стратегия является набором характерных речевых действий, которые направленны на выполнение определенной коммуникативной цели [Иссерс 2008: 34].
Необходимо сказать, что современные лингвистические исследования предлагают нам разные классификации речевых стратегий общения в интернет-пространстве, которые основаны на различных принципах. Существует два основных вида речевых стратегий в интернет коммуникации: кооперативные и некооперативные. Под термином «кооперативные речевые стратегии» следует понимать диалоги информативного и интерпретативного характера, т.е. сюда можно отнести сообщение определенной информации и общение между людьми. Некооперативные речевые стратегии - это элемент диалогического общения, нарушающего нормы речевого взаимодействия между коммуникантами. К ним можно отнести речевой конфликт, ссоры и другие [Toms:16].
В этой связи, отметим, что цель кооперативных речевых стратегий - гармонизация общения. Кооперативные стратегии всегда на-пралены на поиск компромисса, согласия, взаимовыгодных решений, т.к. они противопоставлены конфликтным. А.В. Радюк полагает, что в зависимости от определенной ситуации кооперативные стратегии применяются чтобы поддержавать кооперативные намерения (в ситуациях сотрудничества), смягчать противостояния (в ситуациях конфликта), в общении (в нейтральных ситуациях) [Радюк: 2].
Н.Н. Кириллова выделяет различные виды кооперативных речевых стратегий в интернет-коммуникации: вежливость и доверие (тактичное, доверительное и уважительное общение между коммуникантами); близость (желание и умение коммуникантов выразить свое мнение и готовность принять во внимание точку зрения своих собеседников); отказ от выбора (уступка инициативы по принятию решения своему собеседнику); отстранение (проявляние сдержанности и ненавязчивости в общении); компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок); сотрудничество (принятие участниками совместных решений учитывая интересы друг друга) [Кириллова: 28-36].
Что же касается некооперативных речевых стратегий, то они нацелены на получение той информации, которую собеседник сообщает добровольно. Многими авторами некооперативные стратегии общения в интернете рассматриваются как социально-психологическое явление и подразделяются на следующие виды.
1. Астротурфинг. Это использование сложного программного обеспечения - боты, фейковые аккаунты, встроенные баннеры скрытого рекламного характера на различных Интернет-форумах. Данная стратегия позволяет оказывать систематизированное влияние на точку зрения виртуальной целевой аудитории для создания искусственно навязываемого общественного мнения.
2. Кибербуллинг. Это агрессивные умышленные действия, которые совершаются группой одним человеком с цулбю использования электронных форм контакта и могут повторяться продолжительно и неоднократно.
3. Троллинг. Это провакационные оскорбительные сообщения на форумах неприватной коммуникации пользователей, часто провоцирующие конфликт.
В настоящее время троллинг, выступающий основным видом некооперативных стратегий коммуникации, оказывает отрицательное влияние на интернет-общение, потому что практически каждый коммуникант сети Интернет может оказаться жертвой сетевых агрессоров. Наиболее опасным моментом, в данной связи, выступает возможный перенос досады и раздражения жертвы тролля на конкретных людей, что ломает межличностную коммуникацию и становится причиной конфликтов [AbuSa'aleek: 136].
На наших занятиях по английскому языку для быстрого ознакомления студентов с необходимыми видео и аудио материалами, а также нужного грамматического материала (схем и таблиц), передачи домашнего задания и презентаций по изучаемым темам мы все чаще используем эти востребованные и популярные коммуникативные сервисы.
- Микроблог Twitter, который предназначен для отправления компактных текстовых сообщений (т.е. твитов), не превышающих 280 символов. Twitter - это наиболее доступный и публичный сервис, что является его превосходством над другими известными блогами. Данный микроблог является и социальной сетью и одновременно новостной платформой, которая выступает в качестве он-лайн-сервиса и является службой передачи мгновенных сообщений и электронных писем.
- Социальная сеть Linkedln. Данная сеть позволяет своим пользователям проводить поиск и закреплять необходимые контакты, размещать профессиональные резюме, рекомендации, создавать специальные группы по интересам.
- Кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщения-
ми Telegram. Этот сервис включает в себя обмен сообщениями (текстовыми, голосовыми, видео), а также передчу фотографий, стикеров и файлов разных форматов.
Социальная сеть «ВКонтакте». Этот сервис яыляется современным и быстрым способом общения в социальной сети. Он был создан для для создания личных страниц пользователей, а также различных сообществ. Кроме того, сервис позволяет осуществлять обмен изображениями, аудио- и видеоматериалами [Горошко: 234].
Важно отметить, что из всех вышеперечисленных коммуникативных сервисов при обучении англйскому языку в нашем вузе мы особо успешно применеям социальную сеть «ВКонтакте» и кроссплатформенную систему мгновенного обмена сообщениями Telegram. Именно функциональное разнообразие и доступность общения превратили эти социальные сети в платформу социального взаимодействия с одногрупниками, преподавателями, другими пользователями. Сетевая же коммуникация в целом выступает определенным инструментом, который успешно позволяет студентам и преподавателям передавать и размещать различного рода материалы для успешного обучения и осуществлять академичую коммуникацию. Иными словами, сегодня можно с полным правом утверждать, что сетевая коммуникация в любой профессиональной деятельности является таким же востребованным средством коммуникации, как и в личной жизни. Поэтому можнно сказать, что в наши дни сетевая коммуникация в процессе обучения выступает весьма востребованным средством коммуникации.
Итак, проанализировав наиболее популярные социальные сервисы и изучив работы отечественных и зарубежных авторов нами были сформулированы восемь основных параметров профессиональной сетевой коммуникации в сетевом пространстве.
1. Интерактивность. Наличие непрерывного общения и устойчивой обратной связи между коммуникантами.
2. Металинеарность (гипертекстуальность). Это главный критерий, который отвечает за координацию корпуса текстов сетевого дискурса, а также при помощи гиперссылок модифицирует разобщенный поток информации в единую публикацию (сообщения, статьи, аудио и видеоматериалы, чаты, социальные сети, форумы).
3. Виртуальность. Данный параметр подразумевает противопоставление реальному пространству, которое отличается от виртуального по содержанию своего контента и характеристикам.
4. Открытость. Это возможность любого пользователя стать
участником сетевого взаимодействия и сетевой коммуникации, а также способность выражать свою собственную точку зрения. Данный параметр подразумает, что основная часть текстовых сообщений и чатов открыта для всех коммуникантов и практически каждый из них готов к обратной связи.
5. Комбинаторика различных типов дискурса. Этот параметр является характерной особенностью профессиональной сетевой коммуникации, включающая в себя использование комплекса различных дискурсов.
6. Креолизованность. Это способность каждого участника коммуникации использовать в переписке мультимедийные иконические знаки - разнообразные формы анимации, графические вербальные средства, эмотиконы, широкий диапазон различных кеглей, шрифтов, регистров, заглавных букв, аудио и видеозаписей, повторение пунктуационных знаков, цветовые оформления сообщений.
7. Повышенная эмоциональность текстов. Параметр, отвечающий за вербальные и невербальные символы, которые демонстрируют личные эмоции коммуникантов.
8. Условность коммуникации. Это искусственно создаваемая пространством интернета среда, способствущая неприятия временных и пространственных границ. Всем сообщениям профессиональной сетевой коммуникации свойственна условность [Crystal, 124].
Таким образом, в ходе проведенного нами исследования мы видим профессиональная сетевая коммуникация, которая сегодня находится на стыке компьютерно-опосредованной и профессиональной коммуникации, имеет определенные сущностные параметры. Данные параменты характеризуют ее и как самый эффективный инструмент профессионального коммуникативного взаимодействия и как уникальную бизнес-культуру. Кроме того, в ходе обучении ан-глйскому языку в нашем вузе из всех вышеперечисленных коммуникативных сервисов мы особо успешно применеям социальную сеть «ВКонтакте» и кроссплатформенную систему мгновенного обмена сообщениями Telegram. Именно функциональное разнообразие и доступность общения в этих сервисах делают их базовой платформой социального взаимодействия для студентов и преподавателей.
Библиографический список
1. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. C. 63-67.
2. Галичкина Е.Н. Интернет-дискурс: основные направления изучения и тенденции развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университе-
та. 2021. № 7. С. 94-101.
3. Горошко Е.И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении. Харьков: ФЛП Либуркина Л.М., 2009. 816 с.
4. Гулевич О.А. Психология массовой коммуникации. - М.: Издательство Юрайт, 2023. 264 с.
5. Дзялошинский И.М. Когнитивные процессы человека и искусственный интеллект в контексте цифровой цивилизации. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 583 с.
6. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
7. Кириллова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Сборник статей. 2012. № 1. С. 26-33.
8. Радюк А.В. Кооперативные коммуникативные мтратегии и тактики как средства гар-монизаци английскоо делового дискурса. - М.: Просвещение, 2013. 122 с.
9. AbuSa'aleek A.O. Internet linguistics: A linguistic analysis of electronic discourse as a new variety of language // International Journal of English Linguistics. 2015. Vol. 5. № 1. P. 135-145.
10. Crystal D. Language and the Internet. N.Y.: Cambridge University Press, 2004. 272 p.
11. Herring S.C. Weblogs as a bridging genre // Information, Technology & People. 2005. № 18 (2). P. 142-171.
12. Luzon M.J. Multimodal practices of research groups in Twitter: An analysis of stance and engagement // English for Specific Purposes. 2023. Vol. 70. № 1. P. 17-32.
13. Toms E.G., Campbell D.G. Genre as interface metaphor: Exploiting form and function in digital environments // Proceedings of the HICSS-32. Hawaii, 1999. P. 15-17.
14. Zurin N., Tugiman N. Electronic word-of-mouth (EWOM): how social media influencers a ect consumers' purchase intention // International Journal of Law, Government and Communication. 2022. № 7. P. 162-181.
References
1. Vinogradova T.Yu. Specifics of communication on the Internet // Russian and comparative philology: Linguistic and cultural aspect. Kazan, 2004. P. 63-67.
2. Galichkina E.N. Internet discourse: main directions of study and development trends // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2021. № 7. P. 94-101.
3. Goroshko E.I. Information and communication society in a gender dimension. Kharkov: FLP Liburkina L.M., 2009. 816 p.
4. Gulevich O.A. Psychology of mass communication. - M.: Yurayt Publishing House, 2023. 264 p.
5. Dzyaloshinsky I.M. Human cognitive processes and artificial intelligence in the context of digital civilization. - M.: IP Ar Media, 2022. 583 p.
6. Issers O.S. Communicative strategies and tactics of Russian speech. - M.: LKI Publishing House, 2008. 288 p.
7. Kirillova N.N. Communication strategies and tactics from the perspective of moral categories // Collection of articles. 2012. № 1. P. 26-33.
8. Radyuk A.V. Cooperative communication strategies and tactics as a means of harmonizing English business discourse. - M.: Education, 2013. 122 p.
9. AbuSa'aleek A.O. Internet linguistics: A linguistic analysis of electronic discourse as a new variety of language // International Journal of English Linguistics. 2015. Vol. 5. № 1. P. 135-145.
10. Crystal D. Language and the Internet. N.Y.: Cambridge University Press, 2004. 272 p.
11. Herring S.C. Weblogs as a bridging genre // Information, Technology & People. 2005. № 18 (2). P. 142-171.
12. Luzon M.J. Multimodal practices of research groups in Twitter: An analysis of stance and engagement // English for Specific Purposes. 2023. Vol. 70. № 1. P. 17-32.
13. Toms E.G., Campbell D.G. Genre as interface metaphor: Exploiting form and function in digital environments // Proceedings of the HICSS-32. Hawaii, 1999. P. 15-17.
14. Zurin N., Tugiman N. Electronic word-of-mouth (EWOM): how social media influencers a ect consumers' purchase intention // International Journal of Law, Government and Communication. 2022. № 7. P. 162-181.