Научная статья на тему 'Речевая агрессия в интернет-общении'

Речевая агрессия в интернет-общении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
999
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ТРОЛЛИНГ / ФЛЕЙМИНГ / ФЛУД / ЭЛЬФИНГ / РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ / РЕЧЕВОЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карабань Наталья Александровна, Дикарева Анна Валерьевна

Объектом исследования является интернет-коммуникация как новая сфера функционирования языка. Предмет исследования способы реализации речевой агрессии в сети Интернет. Особое внимание уделено новым, специфичным для виртуального дискурса формам агрессивного речевого поведения – флейму, флуду, троллингу. На материале двух жанров интернет-общения форума и комментария автор анализирует специфику проявления речевой агрессии в виртуальной среде, выявляет причины агрессивного поведения пользователей и предлагает способы борьбы с ними. Источником материала послужили неспециализированные форумы и сайты газет, на которых обсуждаются различные темы и злободневные вопросы, актуальные для большинства граждан и обеспечивающие широкий охват аудитории. Методом сплошной выборки было отобрано более 500 контекстов, представляющих собой полилоги-обсуждения конфликтного характера. Речевая агрессия сложный многоаспектный феномен, исследование которого, несмотря на большое количество работ из разных областей знания, остаётся как никогда актуальным. В Интернете речевая агрессия получила не только широкое распространение, но и обрела новые формы реализации. Научная новизна работы заключается в описании новых речевых явлений, которые нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевая агрессия в интернет-общении»

Речевая агрессия в интернет-общении

Карабань Наталья Александровна

кандидат филологических наук доцент кафедры русского языка, Волгоградский государственный технический университет

400005, Россия, г. Волгоград, пр-кт Ленина, 28

И Natalia-Alexandrovna@yandex.ru

Дикарева Анна Валерьевна

кандидат филологических наук доцент кафедры русского языка, Волгоградский государственный технический университет

400005, Россия, г. Волгоград, Пр-Кт ленина, 28

ЕЗ aer_23@inbox.ru

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация. Объектом исследования является интернет-коммуникация как новая сфера функционирования языка. Предмет исследования - способы реализации речевой агрессии в сети Интернет. Особое внимание уделено новым, специфичным для виртуального дискурса формам агрессивного речевого поведения - флейму, флуду, троллингу. На материале двух жанров интернет-общения - форума и комментария автор анализирует специфику проявления речевой агрессии в виртуальной среде, выявляет причины агрессивного поведения пользователей и предлагает способы борьбы с ними. Источником материала послужили неспециализированные форумы и сайты газет, на которых обсуждаются различные темы и злободневные вопросы, актуальные для большинства граждан и обеспечивающие широкий охват аудитории. Методом сплошной выборки было отобрано более 500 контекстов, представляющих собой полилоги-обсуждения конфликтного характера. Речевая агрессия - сложный многоаспектный феномен, исследование которого, несмотря на большое количество работ из разных областей знания, остаётся как никогда актуальным. В Интернете речевая агрессия получила не только широкое распространение, но и обрела новые формы реализации. Научная новизна работы заключается в описании новых речевых явлений, которые нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации.

Ключевые слова: речевая агрессия, интернет-коммуникация, троллинг, флейминг, флуд, эльфинг, речевая манипуляция, интернет-форум, интернет-комментарий, речевой конфликт

DOI: 10.7256/2454-0749.2018.2.25581 Дата направления в редакцию: 01-03-2018

Дата рецензирования: 01-03-2018

Дата публикации: 03-03-2018

С сожалением приходится констатировать факт, что исследование феномена речевой агрессии в нашем обществе продолжает оставаться как никогда актуальным. Формы

проявления агрессивного поведения в общении русских людей весьма многообразны, а частота, с которой они сталкиваются с данным негативным явлением, вызывает немалое опасение не только языковедов, но и психологов, социологов, философов и представителей других гуманитарных наук.

Из-за сложности самого явления среди учёных нет единого мнения о содержании термина «речевая (вербальная, словесная) агрессия». В настоящей работе речевая агрессия понимается как конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит

установка на негативное воздействие на адресата [7, с- 19]. О речевой агрессии мы говорим, когда языковые средства оскорбляют чужое достоинство, используются, чтобы выразить неприязнь, враждебность.

Таким образом, проявление речевой агрессии, препятствуя реализации основных задач эффективного речевого общения, нарушает этико-речевую норму и является по сути деструктивным: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия I22!.

В данной статье остановимся на рассмотрении специфики явления речевой агрессии в новой и активно развивающейся сфере общения - в сети Интернет.

В качестве материала для исследования нами были выбраны два жанра интернет-коммуникации - форум и комментарий. Источником материала послужили неспециализированные форумы и сайты газет, на которых обсуждаются различные темы и злободневные вопросы, актуальные для большинства граждан и обеспечивающие широкий охват аудитории. Методом сплошной выборки было отобрано более 500 контекстов, представляющих собой полилоги-обсуждения конфликтного характера.

И нтернет-форум - это асинхронный инструмент общения, особенностью которого является использование гибридной устно-письменной формы речи. Это абсолютно новый способ коммуникации, появившийся в виртуальной реальности и представляющий собой виртуальный полилог с особыми видами адресации [13, 15].

Жанр комментария существовал задолго до начала эпохи Интернета, однако в интернет-коммуникации, как показали исследования, он «претерпевает существенные изменения, обретая различные формы и эволюционируя при этом в пользу интерактивности» с-По своей сути сетевой комментарий - это короткое сообщение, выражающее мнение читателя о различном исходном сетевом материале [23, с 528"". Широко функционируя в рамках многих других веб-жанров, интернет-комментарий способствует непрерывности и интерактивности интернет-общения

В Интернете участники общения, как правило, не ощущают ответственности за свои речевые действия, и некооперативное, конфликтогенное речевое поведение получает широкое распространение. Интернет-среда является благоприятной не только для самовыражения личности: снимая коммуникативные барьеры, она нередко становится пространством удобным для реализации агрессивных речевых поступков, деструктивного коммуникативного поведения, нарушающего не только языковые, но и морально-нравственные нормы. Среди основных факторов, способствующих широкому распространению агрессии в Сети, следует выделить опосредованность коммуникации и анонимность, которые создают большую свободу, а вместе с ней и ощущение безнаказанности и вседозволенности ^—10—16—20—21!. Контроль над виртуальной

коммуникацией со стороны тех или иных социальных институтов сложен, поскольку в этой среде реальные роли и статусы нивелированы, нет пространственных барьеров и географических границ, субъекты взаимодействия могут в любой момент прервать общение, исчезнуть, сменить ник. Неинституциональность - одна из существенных черт интернет-общения - сопровождается неопределенностью социальных норм (в том числе правовых и нравственных), регулирующих поведение людей в этой сфере. В результате в интернет-коммуникации становится возможным удовлетворение обычно подавляемых побуждений, что во многом провоцирует маргинальное поведение

Обратимся к диалогу в соцсети «ВКонтакте»: обсуждение зимней Олимпиады начинается с провокационного высказывания пользователя:

-...спортсмены, едущие на олимпиаду - позор страны !!!

(Здесь и далее все примеры приводятся в авторской редакции с сохранением стиля, орфографии и пунктуации).

Данная реплика инициирует диалог, где используется просторечная, сниженная лексика, наблюдается преобладание негативной коннотации во всех высказываниях.

- Достал уже этот псевдопатриотический пафос! Нефиг сюда и заходить! Наши фигуристы, назло всем "патриотам", МОК и прочим, завоюют и золото и серебро!

- ВЫ когда- нибудь занимались каким- нибудь видом спорта профессионально в нашей стране? Да, спортсмен представляет страну, но абсолютно не "живет" за счёт неё. Чтобы вырасти до уровня поддержки федерации, родители этих спортсменов вкалывают и вкладывают, а спортсмены работают так, что Вам и не снилось. Знаю это, так как сама в спорте. Так что это их олимпиада, какой бы она не была, но они и их родные заработали это право. И заткните свой псевдопатриотизм...

- а не заткнуться ли вам самой, патриотка не псевдо

Ориентируясь на типологию речевых жанров В. В. Дементьева, отметим, что здесь присутствуют фатические жанры обвинения, оскорбления, колкости, насмешки, которые

имеют конфликтную направленность и ухудшают межличностные отношения В

анализируемом речевом фрагменте встречаются и сексуализированные инвективы.

- Задумался. А вам, за якобы патриота - ПНХ.

- тролль, смойся

- ПНХ, мымра 3

- жиртрест :-)))

Демонстрация неуважительного отношения к собеседнику, категоричность высказываний, интолерантность, грубость, прямые оскорбления, обсценная лексика - со всем этим коммуниканты постоянно сталкиваются в Интернете, общаясь на форумах, в чатах, давая комментарии к различным постам, принимая участие в разного рода обсуждениях. Кроме того, в виртуальной коммуникации возникли, несколько трансформировав прежние, и получили довольно широкое распространение новые, специфические для неё формы агрессивного поведения: троллинг, флейминг, флуд, эльфинг, спам, кибербуллинг и др. На рассмотрении особенностей некоторых из них остановимся более подробно.

Такое психологическое и социальное явление, как троллинг, возникло в Интернете еще в 1990-е годы. Под троллингом в данной работе мы понимаем провокационное речевое поведение, представляющее собой вид речевой агрессии, поскольку оно имеет своей целью деструктуировать речевое общение, спровоцировать ответную речевую агрессию иили речевую вражду между общающимися. В последние годы появилось достаточно много социологических, психологических, языковедческих работ, посвящённых изучению троллинга. Следует признать, что троллинг стал неотъемлемой частью интернет-коммуникации. Л. Н. Синельникова в своих трудах обосновывает необходимость выделения отдельного дискурса троллинга

Например, троллингом и проявлением деструктивного речевого поведения можно считать следующий комментарий к информационному посту о краже в магазине «Спортмастер»:

Юлия С.: Так и надо торгашей е*ать, цены гнут на тряпьё! молодцы ребята ё так и надо!

В данном случае перед нами пример так называемого «толстого» троллинга, характеризующегося открыто провокационными высказываниями, категоричными и зачастую резкими суждениями. Это и другие высказывания пользователя Юлия С. отличаются грубой тональностью, содержат обилие обсценной лексики. При этом следует отметить, что модератор ресурса не наказывает тролля, поскольку инвективы не написаны полностью, хотя их природа и значение всем очевидны, а следовательно, степень грубости реплики не снижается. Более того, в дальнейшем обсуждении тролль находит поддержку нескольких других участников.

Ещё одним примером троллинга можно считать высказывание: «Нет таких республик;) » в теме форума «Новости Донецкой и Луганской народных республик».

В результате успешной троллинг-атаки, меняющей тональность дискуссии, превращающей ее в место спора, часто с использованием обсценизмов, ругательств и оскорблений, волной агрессии оказываются охвачены многие участники интернет-общения в данном сегменте коммуникативного пространства, что приводит к потере изначальной кооперативной стратегии полилога и, как следствие, основной темы

общения [12' с 68].

«Толстый», или явный троллинг, - наиболее простой вид провокационного поведения, он легко распознаётся опытными пользователями и потому довольно часто не достигает своей цели. «Тонкий», или скрытый троллинг, - вид искусной манипуляции, завуалированное агрессивное поведение, неявно выраженная провокация. Этот тип троллинга требует особого мастерства, ума и знания психологии. В высказываниях такого тролля отсутствует эксплицитная агрессия, наиболее частыми инструментами воздействия являются ирония и сарказм. Например:

Sasha Ivanov ответил Ирине:

Ирина, Нет! Я и здесь молчать не буду!

Товарищи! Тигру в клетке не докладывают мяса!

Спасайте зверя пока не поздно!

Sasha Ivanov ответил Ирине:

Ирина, вы дали ей "достойную" зарплату? Значит посыл предназначался и вам )))

Вы такая внимательная к языку, будьте внимательны и к нити рассуждения ))) Ну или к логике автора

Sasha Ivanov ответил Ирине:

Ирина, хехе ))) напрасно, напрасно... как говорится, если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя.

В приведённых примерах пользователь Sasha Ivanov провоцирует собеседницу на эмоциональные реакции, используя различные манипулятивные тактики провокации: иронию, издёвку и сарказм. При этом «тонкий» тролль ведёт себя демонстративно дружелюбно и неконфликтно, показывает прекрасное владение языком и эрудицию.

Анализ фактического материала и работ, посвящённых данному феномену Г14, с 199, 241 позволяет прийти к выводу, что появление и распространение троллинга в Сети обусловлены рядом факторов (преимущественно психологических): стремлением к самореализации и самоутверждению, желанием противопоставить себя диффузной массе, весело провести время и даже заработать. Р. А. Внебрачных соотноситтроллинг и

энергетический вампиризм Г4, с 44]. Американские ученые в ходе эксперимента пришли к выводу, что троллинг доставляет чувство эйфории, схожее с алкогольным опьянением

С начала XXI в. интернет-тролли стали образовывать собственные сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Представляется вполне обоснованным мнение, что в настоящее время троллинг приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего негативное влияние как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг представляет собой один из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов манипуляции Г4, с. 481

Ещё одной манипулятивной формой речевого поведения, возникшей в интернет-коммуникации как антипод троллинга, но по сути представляющее собой его подвид, является эльфинг. Эльфинг заключается в написании комментариев, в которых эльф

активно соглашается со своей жертвой и хвалит ее Г19, с 1071. Чрезмерное количество комплиментов и положительных оценок со временем начинают вызывать негативные эмоции у участников обсуждения и провоцируют их на конфликтное поведение.

Например:

Enola_hey: Клевая идея, восхитительная и прекрасная!))) Enola_hey: Свежая и нестандартная!!!)))))

Enola_hey: Клятый_Вомпэр, Не прибедняйтесь, автор, люди с такими нестандартными идеями всегда меня восхищают!)))

Клёвый Вомпэр: это что, эльфинг???

Enola_hey: Клятый_Вомпэр Што вы, это восторг и восхищение!))) Клятый_Вомпэр: еще один комплимент - и буду банить :lol: :lol: :lol:

Данный пример наглядно демонстрирует особенности поведения эльфа. В этом случае перед нами скорее игра, своеобразный вид развлечения.

Коммуникативной неудачей троллинга будет отсутствие реакции на провокацию. Таким образом, наиболее эффективным способом борьбы с данным видом речевой агрессии следует считать тактику игнорирования: «Не кормите тролля!». В качестве другого

способа Н. М. Строителев предлагает использование тактик эльфинга [19, с- 107].

Флуд (от англ. flood - наводнение) - ещё одна деструктивная форма коммуникации в Интернете, представляет собой заполнение темы форума ненужной, бесполезной информацией, поток сообщений, не несущий никакой смысловой нагрузки в отношении того контекста, в который он помещается [3, 9' с 171].

Приведем пример с форума, посвященного фигурному катанию: сообщение «Бедная Женечка, не известно в какой ты форме и как отпрыгаешь (((. Соперницы все сильные и стабильные, запихают тебя под них ((( » пользователь milena63 повторяет несколько раз, мешая остальным общаться.

Флуд также объясняют стремлением нового пользователя привлечь внимание участников общения, развлечься или желанием досадить модератору ресурса. Флуд и троллинг часто провоцируют флейм, в анализируемом фрагменте сообщения пользователя под ником milena63 вызывают агрессивную реакцию других участников общения:

Привет!: Милена, вы достали уже .

Chloe: Может, отдельную тему с названием "экзорцизм", и пусть там плачет? Привет!: Лучше выйти с оккультизмом в сад

absTractor: Так скоро всех разгоните, и фсо = фсё=x-low секта с германским приветом. Привет!: Не надейтесь Chloe: Дык не уйдет же в сад. Привет!: Помочь!

Как видим, флуд вызвал агрессивные ответные реплики, которые отвлекли болельщиков от обсуждения технических вопросов, породил флейм.

Флейм, или флейминг (от англ. flame - «пламя»), - это конфликтный полилог, неожиданно возникшая конфронтация, зачастую спровоцированная троллингом. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается. Обычно флеймы начинаются спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут [3, 19].

Выделяют два вида коммуникативной стратегии флейма: интенционный флейм и реакционный флейм. Первый вид флейма является осознанным использованием агрессивной коммуникативной стратегии и предназначен для нарушения конструктивного хода дискуссии в своих личных интересах. Пользователь, прибегающий к данной стратегии, как правило, либо не хочет, чтобы в ходе дискуссии был принят консенсус, либо стремится самоутвердиться, либо скучает и хочет развлечься. Реакционный флейм - это окказиональный поворот диалога, вызвавший бурную реакцию. Данный вид флейма случается тогда, когда участник интернет-общения вставляет реплику без учета

контекста и интенций других пользователей [15, с 4].

Гламурный самец: ОЙ, ну прям клуб филологов русофилов ) Будьте проще, или начните тогда на улице делать людям замечания, когда они говОрят )

СквоЛена: Sergey V, делать тебе неч. сидишь ошибки ищешь. детей своих грамоте учи Запятые ненавижу ставить

Gоdfаther: Вы че тут на уроке русского языка? Как хочу так и пишу и ошибки исправлять не собираюсь. А меня мож бесят прыщавые очкарики которые сидят и ищат ошибки, мож их тоже надо банить? Или ты просто в модераторы набиваешься?

Крайней степенью флейма является холивар - словесная война.

Эффективных способов борьбы с флеймом практически не существует: на большинстве ресурсов агрессивные сообщения удаляются, а их авторам предусмотрены наказания, вплоть до запрета в дальнейшем участвовать в общении. Наиболее разумное поведение в ситуации возникновения флейма - один раз максимально четко и доброжелательно выразить свою позицию и больше в дискуссию не вступать. Все попытки доказать свою правоту в таком деструктивном споре могут привести лишь к его дальнейшему развитию и ухудшению имиджа пользователя -HSI.

Таким образом, в сфере интернет-коммуникации мы довольно часто можем наблюдать нарушение принципов кооперативного общения, в частности, проявление речевой агрессии, порой в достаточно грубой форме. Существуют разнообразные способы борьбы с деструктивным коммуникативным поведением пользователей: активные со стороны руководства ресурсов (модерирование сообщений, удаление из форума агрессивного участника и под.) и пассивные со стороны остальных коммуникантов (отсутствие ответной агрессии, сознательный уход от бесполезной полемики и пр.). Для комфортного взаимоуважительного общения все интернет-пользователи должны стремиться соблюдать правила речевого поведения и нормы сетикета.

Библиография

1. Абдуллина Л. Р. Эволюция жанра комментария: теоретический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2014. - Вып. 89. - № 7.- С.74-78.

2. Акулич М. М. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие // Вестник РУДН, серия Социология. - 2012. - №3. - С. 30-36.

3. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org (дата обращения: 25.02.2018).

4. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Социология. Психология. Педагогика». - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. -В. 1. - С. 48-51.

5. Дахалаева Е. Ч. Интернет-комментарий и интернет-отзыв: параметры жанрового разграничения // Современные проблемы науки и образования. — Улан-Удэ: Академия Естествознания, 2014. - №6. [Электронный ресурс]. URL: https://vivliophica.com/articles/linguistics/651288 (дата обращения: 28.02.2018).

6. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.

7. Егорова Е. Н. Проблема юридизации языковых средств в современной лингвистике (на примере исследования концепта 'словесное оскорбление': автореф. дис. ...

канд. филол. наук. - Архангельск, 2010. -26 с.

8. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. -М., 2000. - С. 431-460.

9. Лутовинова О. В. Жанровая речевая деятельность языковой личности в виртуальном дискурсе // Инициативы XXI века. - 2012. - № 3. - С. 170-173.

10. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.

11. Малькова Е. Ю. Принципы виртуальной этики // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 112-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Немыка А. А., Ушаков А. А. Дискурсивное пространство текста: троллинг как элемент некооперативной речевой стратегии современной интернет-коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». - 2012. - № 4. - С. 68-71.

13. Патрушева Л. С. Функционально-стилистические особенности форума как жанра интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2013. - Вып. 4. - С. 128-134.

14. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт. - 2004. - 320 с.

15. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». - 2009. - №35 (173). - Вып.37. - С. 138-141.

16. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. -М.: «1989.ру», 2006. - 190 с.

17. Синельникова Л. Р. Сетевой троллинг: попытка системного описания // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2015. - №40. - С. 1727.

18. Смирнов Ф. О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете [Электронный ресурс]. URL: http://psynet.carfax.ru/texts/smirnov6.htm (дата обращения: 01.03.2018).

19. Строителев Н. М. Троллинг как разновидность провокационного речевого поведения // Электронное научное издание «Учёные записки ТОГУ». -2013. - Т. 4. - № 4. - С. 663-668. [Электронный ресурс]. URL: http://ejournal.khstu.ru/ (дата обращения: 01.03.2018).

20. Усачева О. Ю. Лингвокультура языковой личности в интернет-коммуникации // Государственная служба. - 2005. - №5. - С.97-102.

21. Шкапенко П. В. Специфика реализации прагмалингвистических принципов в интернет-дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - M, 2010. - 28 с.

22. Щербинина Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2004. - 224 с.

23. Щипицына Л. Ю. Жанровый статус сетевого комментария // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т.20, №2. - С. 528-532.

24. Suler J. The Bad Boys of Cyberspace Deviant Behavior in Online Multimedia Communities and Strategies for Managing it [Электронный ресурс]. URL: http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/badboys.html (дата обращения: 28.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.