Научная статья на тему 'СВОЙСТВА СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВЫ НОВОГО ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

СВОЙСТВА СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВЫ НОВОГО ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
256
41
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / СЕТЕВОЙ ДИСКУРС / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / КОМБИНАТОРИКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДИСКУРСА / КРЕОЛИЗОВАННОСТЬ / УСЛОВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ширяева Татьяна Александровна, Гончарова Елена Анатольевна

В статье рассматривается профессиональная сетевая коммуникация, осуществляемая на наиболее востребованных и популярных мировых коммуникативных платформах Twitter, LinkedIn, ВКонтакте, Telegram, которые позволяют вести эффективное профессионально ориентированное взаимодействие с различными целевыми аудиториями. Выявляются свойственные сетевому пространству сущностные коммуникативные параметры профессиональной сетевой коммуникации, а именно интерактивность, гипертекстуальность, виртуальность, открытость, комбинаторика различных типов дискурса, креолизованность, повышенная эмоциональность текстов, условность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NETWORK COMMUNICATION AS THE BASIS OF A NEW FORMAT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

Identification of the discursive and linguistic specifics of professional network communication: the intensive promotion of the companies’ results in different activities through social networks, leading to the creation of new genres; the development of new ways of forming value corporate guidelines, penetrating deeply into all discursive spheres of society. We use an integrated approach. The main linguistic method is discursive analysis of the text taking into account institutional parameters and social frameworks. Professional network communication is an institutional phenomenon and an effective tool for interaction between different audiences, the language of virtual professional interaction is characterized by spontaneity, a high degree of colloquial speech, excessive emotionality, maximum involvement of communicants in the communication process, a high degree of linguistic creativity, the choice of language means is determined by the communicative purpose of professional networking. The characteristic essential parameters of professional network communication are interactivity, hypertextuality, virtuality, openness, combination of various types of discourse, creolization, increased emotionality of texts, conventionality of communication. As a rule, the fundamental goals of professional network communication include: fixing and authorization of the corporate institution in the discursive system; coordination of the professional activity of the company; formation of a positive representation of the company in the socio-discursive space; ensuring a loyal attitude to the company from a significant target audience; the desire to support, to preserve and strengthen the socio-economic systems of distribution of resources, income, property and power existing at the institute. A study of specific discursive mechanisms, essential communicative parameters of professional network communication would bring modern society closer to the deep understanding of this phenomenon, without which it is impossible to imagine a modern successful business, and would also allow us to propose a linguistic algorithm for its development and improvement.

Текст научной работы на тему «СВОЙСТВА СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВЫ НОВОГО ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВИСТИКИ

ACTUAL PROBLEMS OF COMMUNICATION SCIENCE

УДК 81-25

Б01 10.18522/2072-0181-2023-114-117-125

СВОЙСТВА СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВЫ НОВОГО ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Т.А. Ширяева, Е.А. Гончарова

FEATURES OF NETWORK COMMUNICATION AS THE BASIS OF A NEW FORMAT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

T.A. Shiryaeva, E.A. Goncharova

В последние десятилетия получение актуальной информации становится первостепенным для любого индивида. С появлением информационно-коммуникативных технологий в жизни человека интернет превратился в «хранилище» данных, являясь связующим звеном между индивидом и необходимой ему информацией. Не вызывает сомнений, что интернет сегодня присутствует в большей или меньшей мере практически во всех видах деятельности человека, именно этот факт и объясняет огромный и постоянно растущий исследовательский интерес различных научных направлений к изучению данного феномена.

При этом внимание ученых сконцентрировано не только на механизмах генерирования и переработки получаемой информации, но и на изучении коммуникативного поведения в интернете. Это прежде всего связано с тем, что общение в виртуальных сетях является принци-

Ширяева Татьяна Александровна - доктор филологических наук, заведующая кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации Пятигорского государственного университета, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр-т Калинина, 9, e-mail: shiryaeva@pgu. ru, т.: 8(8793)400105;

Гончарова Елена Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Пятигорского государственного университета, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр-т Калинина, 9, e-mail: nikigon@mail.ru, т.: 8(8793)400105.

пиально новой и малоизученной сферой коммуникации, кроме того, виртуальное взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности, будь то личное или деловое общение, ознаменовало трансформацию существующих коммуникативных правил как на экстралингвистическом, так и на лингвистическом уровне. Современную сетевую коммуникацию стоит рассматривать как компьютерно-опосредованное взаимодействие двух и более индивидов, которые находятся на расстоянии; данное общение является динамично развивающимся, многообразным, дифференциальным, полифункциональным инструментом, ориентированным на эффективную и перспективную коммуникативную интеракцию в различных сферах социальной жизни человека [1, p. 154-157; 2, p. 162]. Для осуществления сетевого взаимодействия необходимо техническое устройство, интернет-соединение и пользователи, выступающие создателями и потребителями

Tatiana Shiryaeva - Pyatigorsk State University, 9 Kalinin Avenue, Pyatigorsk, Stavropol Region, 357532, e-mail: shiryaeva@pgu.ru, tel.: 8(8793)400105;

Elena Goncharova - Pyatigorsk State University, 9 Kalinin Avenue, Pyatigorsk, Stavropol Region, 357532, e-mail: nikigon@mail.ru, tel.: 8(8793)400105.

виртуальной реальности. И все вышеперечисленное вместе, и каждый элемент в отдельности накладывают значительный отпечаток на существующие коммуникативные конвенции. Нельзя не отметить, что сетевая коммуникация является уникальным виртуальным типом дискурса, включающим значительное количество субдискурсов.

Существует достаточно много противоречивых точек зрения относительно сущности и взаимозависимости виртуальной коммуникации и виртуального дискурса как ее результата. В анализе интернет-коммуникации в настоящее время предполагается использование целого ряда терминов: «виртуальный дискурс», «компьютерный дискурс», «онлайн-дискурс», «сетевой дискурс», «электронный дискурс», «интернет-дискурс», «электронный язык», «компьютерно-опосредованная коммуникация», «интерактивный письменный дискурс» [2-4]. Однако, на наш взгляд, понятие «сетевой дискурс» максимально емко отражает процесс интернет-коммуникации в социальных сетях и характеризуется как сложная семиотическая система, представленная посредством текстов, изображений и звуков, структурно организованных для вовлечения пользователя в различные виды взаимодействия. К отличительным признакам сетевой коммуникации стоит отнести следующие моменты: во-первых, под сетевой коммуникацией понимают создание сообщения (текста), представляющего собой сетевой продукт и существующего в виртуально-реальных условиях. Данный сетевой продукт обладает оригинальными, своеобразными характеристиками на семантическом, синтаксическом и прагматическом уровнях. Во-вторых, восприятие лингвистического и паралингвистического контекста данного сетевого дискурса обусловлено коммуникативной и когнитивной деятельностью адресата. Кроме того, исследователи полагают, что сетевой дискурс стоит рассматривать как специфичную разновидность устно-письменного дискурса, созданного и развивающегося в интерактивной среде, отличающегося высокой степенью стандартизированности и спонтанности речи, что неизбежно влечет за собой отклонения от норм литературного языка. Данный тип дискурса характеризуется явной эмоциональностью и предельной вовлеченностью индивида в процесс взаимодействия [3; 5-9].

Как отечественные, так и западные исследователи полагают, что профессиональная коммуникация обладает характерными параметрами (институциональность, конкретные нравствен-

ные, ценностные, философские установки, правила речевого этикета), является целенаправленной социальной речевой деятельностью, которая не только выступает в качестве центрального процесса в организации, но представляется индивидуальной активностью членов организации, координируемой руководством и позволяющей достигать организационных целей. Как правило, к основополагающим целям профессиональной коммуникации относят: фиксирование и авторизацию корпоративного института в дискурсивной системе; координацию профессиональной деятельности предприятия; формирование положительного представления компании в социально-дискурсивном пространстве; обеспечение лояльного отношения к компании со стороны значимой целевой аудитории; стремление поддерживать, сохранять и укреплять существующие в институте социально-экономические системы распределения ресурсов, доходов, собственности и власти [10].

Здесь важно отметить, что те очевидные изменения профессиональной коммуникации в течение последних десятилетий, свидетелями которых мы являемся, обусловлены законами новой виртуальной реальности, предлагающей современные коммуникативные возможности и дающей определенную степень свободы, которая высоко ценится в деловом общении и не может быть реализована за пределами электронного пространства. В нашем исследовании мы рассмотрим сущность профессиональной сетевой коммуникации, которая, как мы полагаем, не только представляет собой новую форму организации профессионального общения посредством глобальной сети между различными социально-экономическими институтами или их представителями, находящимися во взаимодействии и имеющими единые ценностные, целевые и пространственно-временные ориентиры, но и предполагает вовлеченность самого широкого круга реципиентов, как профессионалов, так и заинтересованных пользователей, что обусловлено самой природой социальных сетей. По нашему мнению, профессиональную сетевую коммуникацию следует рассматривать как сочетание институционального и персонального типов дискурсов, так как она в большей степени характеризуется институциональными, профильными, предметными и прагмалингви-стическими признаками и функциями, однако в ней, безусловно, присутствует и личное самовыражение коммуниканта. Институциональность профессиональной сетевой коммуникации про-

является прежде всего в наличии у адресанта определенных целей общения, для достижения которых индивид как представитель определенного профессионального сообщества прибегает к использованию шаблонных речевых практик и стратегий; коммуникативное взаимодействие в сети регламентировано статусно-ролевой функцией, адресанты используют комплекс синтаксических моделей и специфичный лексический репертуар.

В центре нашего исследовательского внимания находится профессиональная коммуникация, реализуемая в социальных сетях, представляющих собой некую автоматизированную виртуальную социальную среду. Здесь уточним, что под социальными сетями, вслед за известным британским исследователем Дэвидом Криста-лом, мы понимаем различные веб-сайты, которые позволяют пользователю сообщить любую информацию о себе и получить ее от других коммуникантов, выразить свое мнение, поделиться аудиозаписью, опубликовать фото или видео [3, р. 25-28].

Целью данного исследования является изучение дискурсивной и языковой специфики профессиональной сетевой коммуникации, во многом обусловленной институциональной сущностью последней, а именно интенсивным продвижением результатов своей деятельности компаниями в социальных сетях, на корпоративных сайтах, приведшим к появлению новых жанров, требующих систематизации и детального исследования, с одной стороны, и развитием новых способов формирования ценностных корпоративных ориентиров в концептологическом, дискурсивном и лингвокультурном аспектах, активно проникающих во все дискурсивные сферы социума, - с другой.

Указанная цель диктует необходимость постановки и решения нескольких исследовательских задач: во-первых, изучения основных исследовательских концепций о сетевом дискурсе с целью проникновения в сущность данного феномена; во-вторых, выявления структурных элементов и системообразующих параметров профессиональной сетевой коммуникации, делающих ее уникальным инструментом профессионального взаимодействия; в-третьих, анализа наиболее востребованных и популярных мировых коммуникативных сервисов.

Объектом исследования выступают социальные сети успешных предпринимателей и известных компаний, нацеленные на эффективное сетевое профессионально ориентированное

взаимодействие с различными целевыми аудиториями. Материалом исследования послужили сообщения данных бизнес-пользователей и корпораций в таких социальных сетях, как Twitter, LinkedIn, Telegram, «ВКонтакте», общим объемом более 3200 публикаций, размещенных с 2022 по 2023 г. Предметом исследования являются дискурсивные особенности, языковые средства и коммуникативные механизмы, свойственные профессиональной сетевой коммуникации.

Актуальность проводимого исследования продиктована как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами, наиболее важными из которых, на наш взгляд, являются: появление принципиально нового для представителей бизнеса актуального способа размещения большого объема непосредственно корпоративной информации; стремление бизнес-сообщества поддерживать взаимодействие с максимально широкой аудиторией подписчиков, будь то коллеги, партнеры, клиенты или заинтересованные группы пользователей, обусловливающее публикацию предпринимателями информации о деятельности компании, рекламирование и продвижение производимых товаров и услуг с целью повышения доверия, установления взаимопонимания, укрепления сотрудничества, координации и гармонизации существующих отношений. К лингвистическим факторам относятся: лингвистический бум современных научных разработок, посвященных интернет-коммуникации; отсутствие единых выверенных подходов к анализу языковых феноменов в интернете; недостаточная разработанность методологии инструментария для изучения сетевого дискурса.

Для достижения поставленной цели в исследовании применялся комплексный подход, а также отдельные приемы критического дискурс-анализа, квантитативного и контекстуального типов анализа.

Согласно опросам представителей лидирующих компаний и последним исследованиям мировых ученых [11], наиболее востребованными и популярными коммуникативными сервисами являются:

- микроблог Twitter, предназначенный для отправления небольших текстовых сообщений (твитов), объем которых не превышает 280 символов; отличительной характеристикой Twitter является его доступность и публичность, что неизбежно уподобляет его всем известным блогам. При этом микроблог успешно сочетает в себе функции социальных сетей и новостной платформы, одновременно выступая в качестве он-

лайн-сервиса, службы мгновенных сообщений и электронной почты;

- социальная сеть Linkedln, позволяющая пользователям осуществлять поиск и устанавливать деловые контакты, публиковать профессиональные резюме, рекомендации, создавать группы по интересам; Linkedln также дает бизнес-пользователям возможность выбирать максимально удобное время и качественный контент для потенциальных покупателей;

- кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями Telegram, предполагающая обмен текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, фотографиями, стикерами и файлами различных форматов;

- социальная сеть «ВКонтакте», представляющая собой современный и быстрый способ общения в сети, разработанная для создания личных страниц пользователей и сообществ, для обмена изображениями, аудио- и видеоматериалами; также является удобной платформой для продвижения бизнеса.

Отметим, что во многом именно функциональное разнообразие и доступность коммуникации превратили данные социальные сети в платформу социального общения, взаимодействия с друзьями, знакомыми и обычными пользователями, деятельность которых вызывает интерес. Вместе с тем сетевая коммуникация в целом становится инструментом, позволяющим размещать видеоматериалы, получать статистические данные, вести профессиональную деятельность, реализовывать различные кампании, осуществлять академическое общение. Иными словами, сегодня можно с полным правом утверждать, что сетевая коммуникация в любой профессиональной деятельности является таким же востребованным средством коммуникации, как и в личной жизни.

В результате проведенного анализа выяснилось, что сегодня эффективно используют различные онлайн-платформы для решения своих профессиональных задач следующие социальные институты:

- политико-правовые институты (власть, государство, президентство, армия, политические партии, суды);

- социально-культурные институты, способствующие развитию человеческого капитала (музеи, театры, наука, образование, здравоохранение). В качестве примера укажем на такие общеизвестные социальные институты, как World Health Organization, United Nations, Department of Education, Committee on Education, которые

систематически обновляют всю информацию в социальных сетях;

- различные религиозные институты (церковь, монашество), а также их представители и руководители (например, Papa Francisco, St Paul's Cathedral, The Church of Jesus Christ);

- экономические институты (предприятия, фирмы, корпорации, финансовые организации). Здесь список может быть бесконечным, мы же упомянем таких крупнейших гигантов, как Tesla, Microsoft, Amazon.

Что касается активности в использовании сетевой коммуникации при ведении профессиональной деятельности, то полученные нами квантитативные показатели выглядят так: на экономические институты приходится 2590 сообщений, что составляет 81 % проанализированного материала, политико-правовые институты были представлены в 320 сообщениях (10 %), социально-культурные институты - в 225 (7 %), религиозные институты - в 65 (2 %). Однако здесь важно напомнить, что в центре нашего исследовательского внимания находились различные структуры, непосредственно связанные с бизнесом. Именно данным фактом объясняется явное преобладание экономических институтов. Как видим, полученные данные с уверенностью позволяют говорить о том, что в настоящее время многочисленные профессиональные сообщества прибегают к сетевому взаимодействию на постоянной повседневной основе, что обусловлено не только функциональными возможностями размещения значительных объемов исключительно корпоративной информации через хэштеги и ссылки, обновления данных, использования мультимедиа, но также желанием различных институциональных профессиональных сегментов поддерживать активную коммуникацию с сотрудниками, клиентами, партнерами и подписчиками, рекламируя и продавая свою деятельность, продукцию, услуги, ценности.

Анализ популярных социальных сервисов и изучение работ как отечественных, так и зарубежных исследователей [12-16] позволил выявить восемь свойственных сетевому пространству сущностных параметров профессиональной сетевой коммуникации. Опишем их последовательно.

1. Интерактивность (непрерывное общение, наличие устойчивой обратной связи). Рассмотрим данный параметр на примере общения компании Coca-Cola с потенциальным клиентом в микроблоге Twitter:

Jeff Reynolds: Yo @McDonalds what's a guy gotta do to get @CocaCola Zero Sugar in stores?(18:17, 16.02.2023)

Coca-Cola: Hi Jeff, for product availability we suggest checking our product locator at: us. coca-cola.com/products/ (18:39, 16.02.2023).

(Джефф Рейнольдс: Эй, @McDonalds, что мне сделать, чтобы получить @CocaCola Zero Sugar вмагазинах?(18:17, 16.02.2023)

«Кока-Кола»: Привет, Джефф! Чтобы уточнить наличие товара, мы рекомендуем проверить наш указатель продуктов по следующей ссылке: us.coca-cola.com/products/ (18:39, 16.02.2023)).

Мы видим, что ответ на вопрос клиента, заданный им представителю компании, поступает в течение нескольких минут, что, безусловно, дает возможность участникам профессионального взаимодействия почувствовать, что коммуникация происходит здесь и сейчас.

Подчеркнем, что все исследуемые сообщения фактического материала интерактивны, пользователи активно взаимодействуют в глобальной сети, обмениваются мнениями в синхронном и асинхронном режимах и динамично влияют на содержание и тематическую направленность сообщения. Такая коммуникативная активность всех участников профессионального взаимодействия в сети позволяет согласиться с выводом Е.Н. Галичкиной, которая, изучая параметр «интерактивность» («бимодальность») в качестве способности пользователей взаимодействовать в актуальном (реальном) или сетевом (виртуальном) режиме общения, рассматривает его в качестве системообразующей характеристики сетевой коммуникации [5, с. 95]. Приведем еще один показательный пример сообщения компании НЛМК в «ВКонтакте»: На НЛМК работает уникальная машина непрерывного литья заготовок. Ее особенность в том, что она может отливать слябы шириной 280 см и толщиной до 40 см. Один такой стальной «брусок» весит до 70 тонн. Данный пост был просмотрен 3941 раз, отметку «нравится» поставили 156 пользователей, ссылкой на публикацию поделились 15 подписчиков. Стоит отметить, что общее количество участников данной группы составляет почти 35 тыс., следовательно, пользователи социальных сетей просматривают и оценивают публикации одних и тех же адресантов избирательно.

2. Металинеарность, или гипертекстуальность (ключевой критерий, отвечающий за координацию всего корпуса текстов, входящих в сетевой дискурс, и модифицирующий разроз-

ненную информацию в виде сообщений, статей, аудио- и видеоматериалов, чатов, социальных сетей, форумов с помощью гиперссылок в единую публикацию). Здесь отметим, что именно благодаря данному параметру любой пользователь социальных сетей может мгновенно переключаться с одного информационного источника на другой, тем самым имея возможность сравнить, сопоставить полученную информацию или же просто ознакомиться с разными точками зрения. Рассмотрим публикацию горно-металлургической компании «Металлоинвест» в Telegram: Ме-таллоинвест получил максимальный кредитный рейтинг от агентства НКР. ААА.ги со стабильным прогнозом по национальной шкале означает: компания стабильна, устойчива к внешним факторам и ей можно доверять. В пользу этого говорят сильная позиция на рынке, обеспеченность собственным железорудным сырьем, низкая долговая нагрузка, ликвидность и рентабельность. Стресс-тестирование в условиях негативных рыночных тенденций, проведенное НКР, не оказало существенного влияния на уровень собственной кредитоспособности компании https://ratings.ru». Гиперссылка, использованная в данном сообщении, позволяет пользователю перейти на страницу агентства «Национальные Кредитные Рейтинги», ознакомиться с информацией о компании «Металлоинвест», параметрами оценивания, ключевыми финансовыми показателями и итоговым резюме. Другим примером является сообщение в Twitter, опубликованное представителями религиозного института: St Paul S Cathedral: Explore amazing architecture inside a piece of amazing architecture -*whispers* - that's us! On the 27 & 31 May & 1 June, 10am-3pm, we 're teaming up with @RIBA @ boemuseum for special #Wren300 family craft activities & trails, all included with admission: ow.ly/ upMj50OqXUs (Собор Святого Павла: «Исследуйте удивительную архитектуру внутри удивительной архитектуры - слышите, кто-то шепчет - это мы! 27, 31 мая и 1 июня с 10:00 до 15:00 мы объединяем наши усилия с @RIBA @boemuseum для проведения специальных семейных интерактивов и экскурсий #Wren300, все они включены в стоимость входного билета: ow.ly/upMj500qXUs»). Данный твит приглашает подписчиков посетить собор в указанные даты, а прикрепленная гиперссылка переводит адресатов на сайт собора Святого Павла, на котором можно детально ознакомиться с интерактивными мероприятиями и экскурсиями, доступными при посещении собора, и забронировать билет.

Наше исследование показало, что 44 % всех сообщений (1410) имеют в тексте публикации ссылку или хэштег, иными словами, гипертекстуальность является неотъемлемой частью профессионального виртуального взаимодействия.

3. Виртуальность (противопоставление реальному пространству, отличающемуся от виртуального по своему контенту и ключевым характеристикам). Данный уникальный параметр сетевого дискурса тесно связан с анонимностью, т.е. любой пользователь может создать собственный оригинальный интернет-образ, тем самым выходя за рамки реального мира. Примером может служить сообщение Тима Кука в Twitter: The best just got better! Meet MacBook Pro and Mac mini with the newest Apple silicon and more game-changing performance. From everyday productivity to the most demanding pro workflows, these new Macs continue to push the boundaries of what's possible (Лучшее стало совершенным! Встречайте MacBook Pro и Mac mini с новейшим кремниевым процессором Apple и непревзойденной производительностью. От повседневных действий до проведения профессиональных рабочих процессов, требующих максимальной продуктивности - наши новые компьютеры Mac продолжают раздвигать границы возможного). В данном твите предприниматель анонсирует выход новой продукции, выделяя ее исключительность, непревзойденную производительность и эффективность, создавая образ уникальности своего бренда.

Принимая во внимание, что профессиональная сетевая коммуникация является общением, в котором, как правило, преобладают неизвестные подписчики, сущностный параметр «виртуальность» ярко выражен в исследуемых постах, встречаясь более чем в 85 % публикаций.

4. Открытость (способность любого индивида стать участником сетевого взаимодействия). Безусловно, одним из ключевых параметров профессиональной сетевой коммуникации является способность любого подписчика выразить свое мнение. Так, например, компания Amazon в Twitter размещает информацию о собственной благотворительной деятельности, направленной на помощь бездомным собакам. Буквально в считанные мгновения в комментариях к посту появляется негативный отзыв одного из потребителей: I ordered the product and they sent me a different low quality one. My return was approved after me sending them all the proof of what I had got. The item got picked up and after 10 days they told the Investigation report was not by my side so they

won't refund nor send any replacement. Now I'm forced to pay 7.5k for nothing and even the returned item also won't be given back it seems. SO ITS LIKE ME DONATING 7.5 TO AMAZON NOW (Я заказал товар, а мне прислали продукт низкого качества. Возврат был одобрен после того, как я предоставил все нужные доказательства о наличии брака. Товар забрали, и через 10 дней мне сказали, что я не прикрепил отчет о проверке качества продукта, поэтому они не вернут деньги и не отправят замену. Теперь я вынужден платить 7,5 доллара ни за что, и даже отправленный товар тоже не вернут, похоже. ЭТО ПРО ТО, КАК Я ЖЕРТВУЮ 7,5 ДОЛЛАРА НА AMAZON СЕЙЧАС). Данное сообщение вынуждает компанию вступать в сетевое взаимодействие и незамедлительно отправить ответ подписчику: We regret the inconvenience. Kindly reach out to our Social Media team using this link here: https: //amzn.to/415l0JE, we 'll assist you further. Please be informed that the link mentioned will stay active for 1 hour (Приносим извинения за неудобства. Пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами поддержки в социальных сетях, используя эту ссылку: https:// amzn.to/415l0JE, и мы окажем вам дальнейшую помощь. Информируем, что указанная ссылка будет активна в течение 1 часа). Здесь важно отметить, что большая часть сообщений и чатов открыта для всех участников и адресант, как правило, готов к обратной связи. Однако нельзя не упомянуть и тот факт, что иногда на корпоративных страницах и в блогах владельцы учетной записи отключают или ограничивают комментарии под избранными публикациями, что может быть продиктовано как профессиональными интересами бизнеса, так и необходимостью изоляции тех подписчиков, которые не соблюдают правила аккаунта, дискредитируют личность предпринимателя или бренд компании.

5. Комбинаторика различных типов дискурса, характерная для профессиональной сетевой коммуникации, включающая в себя использование комплекса различных дискурсов (бытового, политического, песенного, религиозного, бизнес-дискурса и т.д.). Комбинаторика дискурсов в сетевой коммуникации имеет много общего с массовой коммуникацией, полностью, однако, с ней не совпадая и характеризуясь гораздо более размытыми границами общения. Примером может служить сообщение Кэу М. Динг-вей, руководителя клиники неотложной помощи, в Twitter: We got a new IOP #tonometer at work and this is the sort of thing you get excited about as a grown up doctor. It helps detect and monitor chang-

es in intraocular pressure, allowing them to provide timely treatment. Firing tiny plastic darts at people's eyes. There is definitely some temptation to go "pew pew " when taking a measurement (У нас на работе появился новый #тонометр ВГД, и это то, что забавляет даже взрослого врача. Тонометр помогает выявлять и контролировать изменения внутриглазного давления, позволяя проводить своевременное лечение. Стреляет крошечными пластиковыми дротиками в глаза людям. Определенно, есть некоторый соблазн сказать «пиу-пиу» при измерении). Данное сообщение сочетает медицинский (IOP tonometer, doctor, intraocular pressure, treatment) и бытовой (tiny darts, pew-pew) дискурсы, адресант демонстрирует готовность как к профессиональному сотрудничеству и взаимодействию в рамках модели «специалист - специалист», так и к общению в формате «специалист - неспециалист», нацеленному на создание положительного имиджа компании, демонстрацию открытости и доброжелательности по отношению к клиентам. Наше исследование показало, что в 23 % проанализированного материала (735 сообщений) наличествует данный параметр.

6. Креолизованность (способность коммуникантов использовать в общении мультимедийные иконические знаки, т.е. различные виды анимации, графические вербальные средства, добавление к тексту эмотиконов, варьирование кеглей, шрифтов, регистров и использование заглавных букв, аудио- и (или) видеозаписи, повторение пунктуационных знаков, разнообразное цветовое оформление сообщения, дополняющие вербальную составляющую послания различными смысловыми оттенками). Так, в преддверии Международного женского дня ПАО «Лукойл» размещает публикацию в Telegram, которая приковывает внимание подписчиков своей оригинальностью (рисунок).

Q 45 ТЫС■ женщин; U 3,5 тыс. женщин-руководителей; Q 6,5 тыс. многодетных матерей; более 70 женщин с учёными

Скриншот публикации ПАО «Лукойл» в Telegram

В данную публикацию адресант добавляет различные эмодзи «девушка/женщина», символизирующие женщин-руководителей, многодетных мам и женщин с учеными степенями. Эти иконические знаки, наполненные индивидуальными реакциями и социальными стереотипами, упрощают текст, носят развлекательный характер, позволяют, сохраняя институциональную принадлежность, сделать текст более персонифицированным и личным.

Анализ фактического материала показал, что 13 % сообщений (415) содержат в тексте мультимедийные иконические знаки.

7. Повышенная эмоциональность текстов (наличие вербальных и невербальных символов, демонстрирующих личные эмоции адресанта). Например, Жаклин Новограц, основатель и глава компании Acumen Fund, Inc., описывая свою встречу с бизнес-партнером, сообщает в Twitter: It is always a joy to speak with @BadrJa-far and I'm excited by the work of CJBS...we won't solve our biggest problems EXCEPT collectively... and IT IS TIME to train leaders with the skills to collaborate in real ways... (Всегда приятно общаться с @BadrJafar, и я в восторге от работы с университетом CJBS (Университет Кембридж Джадж Бизнес Скул. - Авт.) ...мы не сможем решить наши проблемы БЕЗ коллективных усилий... и ДАВНО ПОРА обучать лидеров подобным эффективным навыкам сотрудничества...). Не вызывает сомнений, что сочетание заглавных букв и многократное использование многоточий характеризует эмоциональное состояние адресанта, публикация носит дружеский характер, что способствует развитию атмосферы доверия и тесного сотрудничества. В исследуемых сообщениях подобное эмоциональное поведение - открытая демонстрация эмпатии при помощи вербальных и невербальных символов - отражает личное отношение адресанта к социально-экономическим явлениям современного мира и встречается в 9 % (285) публикаций.

8. Условность коммуникации, искусственно созданная пространством интернета, способствует стиранию временных и пространственных границ. Так, Джефф Безос опубликовал сообщение в Twitter 20 июля 2022 г.: One year ago today, we took the first step in advancing our vision of millions of people living and working in space for the benefit of Earth. Thank you to the 25 pioneers who've flown on New Shepard since our first human flight. This is only the beginning. #forthebenifittofearth (Ровно год назад мы впервые выдвинули наше видение того,

как миллионы людей будут жить и работать в космосе на благо Земли. Спасибо 25 первопроходцам, которые летали на New Shepard с момента первого полета человека в космос. Это только начало. #во благо земли), при этом комментарии от подписчиков на данный пост он получает уже около года, последний из которых отправлен 22 марта 2023 г.: IwishIknew better aroundthat time.. that's cool.. (Жаль, что я не знал этого раньше.. как круто..). Здесь, конечно, важно отметить, что все сообщения профессиональной сетевой коммуникации характеризуются условностью.

Таким образом, как показывает проведенный анализ, профессиональная сетевая коммуникация, находящаяся на стыке компьютерно-опосредованной и профессиональной коммуникации, совмещающая в себе характеристики как институционального профессионального, так и сетевого дискурса, обладает особым набором сущностных параметров, характеризующих ее не только как эффективный инструмент профессионального коммуникативного взаимодействия, но и как уникальную бизнес-культуру и даже своеобразную профессиональную философию ведения бизнеса. Последнее предопределяет очевидную необходимость разностороннего исследования данного феномена среди представителей различных социумов и лингвистического изучения национально-специфических особенностей понимания и реализации указанного явления в коммуникации. Полагаем, что более углубленное изучение специфических дискурсивных механизмов, сущностных коммуникативных параметров и свойств профессиональной сетевой коммуникации не только приблизило бы общество к пониманию данного феномена, выступающего сегодня тем активным инструментом профессионального взаимодействия, без которого невозможно представить современный успешный бизнес, но и позволило бы предложить лингвистический алгоритм его развития и совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Weblogs as a bridging genre / S.C. Herring [et al.] // Information, Technology & People. 2005. № 18 (2). P. 142-171.

2. Zurin N., Tugiman N. Electronic word-of-mouth (EWOM): how social media influencers affect consumers' purchase intention // International Journal of Law, Government and Communication. 2022. № 7. Р. 162-181.

3. Crystal D. Language and the Internet. N.Y.: Cambridge University Press, 2004. 272 p.

4. Гончарова Е.А. Языковые механизмы англоязычного Твиттера: тенденции использования антиязыка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 2. С. 120-126.

5. Галичкина Е.Н. Интернет-дискурс: основные направления изучения и тенденции развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7. С. 94-101.

6. Горошко Е.И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении. Харьков: ФЛП Либуркина Л.М., 2009. 816 с. C. 539-562.

7. Горина Е.В. Дискурс интернета в аспекте воздействия на пользователя // Политическая лингвистика. 2015. № 2. С. 150-155.

8. AbuSa'aleek A.O. Internet linguistics: A linguistic analysis of electronic discourse as a new variety of language // International Journal of English Linguistics. 2015. Vol. 5, № 1. P. 135-145.

9. Катермина В.В., Липириди С.Х. Прагматико-ак-сиологический потенциал сетевых английских неологизмов туристического дискурса. Краснодар: Изд.-полиграф. центр КубГУ, 2021. 231 с. С. 77-82.

10. Багиян А.Ю., Натхо О.И., Ширяева Т.А. Мудрость веков в языке бизнеса. Паремии в англоязычном научно-популярном деловом дискурсе: когнитивно-дискурсивный аспект. Казань: Бук, 2017. 184 с. С. 52-58.

11. Marketers spend more on mobile search. URL: https:// www.mediapost.com/publications/article/160225/ marketers-spend-more-on-mobile-search.html.

12. Luzon M.J. Multimodal practices of research groups in Twitter: An analysis of stance and engagement // English for Specific Purposes. 2023. Vol. 70, № 1. С. 17-32.

13. Дзялошинский И.М. Когнитивные процессы человека и искусственный интеллект в контексте цифровой цивилизации. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022, 583 c. C. 217-219.

14. Toms E.G., Campbell D.G. Genre as interface metaphor: Exploiting form and function in digital environments // Proceedings of the HICSS-32. Hawaii, 1999. Р. 15-17.

15. Водоватова Т.Е., Белкина Е.С. Социологическая природа текстовых категорий (на материале категории гипертекстуальности) // Вестник Самарского муниципального института управления. 2021. № 1. С. 121-127.

16. Ширяева Т.А., Триус Л.И. Языковая репрезентация пандемии в социальных сетях государственных лидеров (на материале микроблогов в «Твит-тере» Джо Байдена и Бориса Джонсона) // Научная мысль Кавказа. 2022. № 2. С. 77-85.

REFERENCES

1. Herring S.C. et al. Information, Technology & People, 2005, vol. 18, no. 2, pp. 142-171.

2. Zurin N., Tugiman N. International Journal of Law, Government and Communication, 2022, no. 7, pp. 162-181.

3. Crystal D. Language and the Internet. N.Y., Cambridge University Press, 2004, 272 p.

4. Goncharova E.A. Aktualnyeproblemy filologii i ped-agogicheskoy lingvistiki, 2019, no. 2, pp. 120-126.

5. Galichkina E.N. Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2021, no. 7, pp. 94-101.

6. Goroshko E.I. Informatsionno-kommunikativnoye obshchestvo v gendernom izmerenii [Information and communication society in the gender dimension]. Kharkov, FLP Liburkina L.M., 2009, 816 p., pp. 539-562.

7. Gorina E.V Politicheskaya lingvistika, 2015, no. 2, pp. 150-155.

8. AbuSa'aleek A.O. International Journal of English Linguistics, 2015, vol. 5, no. 1, pp. 135-145.

9. Katermina V.V., Lipiridi S.KH. Pragmatiko-aksi-ologicheskiy potentsial setevykh angliyskikh ne-ologizmov turisticheskogo diskurs [Pragmatic and axiological potential of English network neologisms in tourism discourse]. Krasnodar, Publishing and Printing Center of the Kuban State University, 2021, 231 p., pp. 77-82.

10. Mudrost vekov v yazyke biznesa. Paremii v angloya-zychnom nauchno-populyarnom delovom diskurse: kognitivno-diskursivnyy aspect / A.Yu. Bagiyan [i dr.] [The wisdom of the ages in the language of business. Paremias in the English-language popular

science business discourse: A cognitive-discursive aspect / A.Yu. Bagiyan et al.]. Kazan, Buk, 2017, 184 p., pp. 52-58.

11. Marketers spend more on mobile search. Available at: https://www.mediapost.com/publications/ article/160225/marketers-spend-more-on-mobile-search.html.

12. Luzon M.J. English for Specific Purposes, 2023, vol. 70, no. 1, pp. 17-32.

13. Dzyaloshinskiy I.M. Kognitivnye protsessy che-loveka i iskusstvennyy intellekt v kontekste tsifrovoy tsivilizatsii [Human cognitive processes and artificial intelligence in the context of digital civilization]. Moscow, Ay Pi Ar Media, 2022, 583 p., pp. 217-219.

14. Toms E.G., Campbell D.G. Genre as interface metaphor: Exploiting form and function in digital environments. In: Proceedings of the HICSS-32. Hawaii, 1999, pp. 15-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Vodovatova T.E., Belkina E.S. Vestnik Samarskogo munitsipalnogo instituta upravleniya, 2021, no 1, pp. 121-127.

16. Shiryaeva T. A., Trius L.I. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2022, no. 2, pp. 77-85.

Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 19.05.2023; принята к публикации 20.06.2023.

The article was submitted 24.03.2023; approved after reviewing 19.05.2023; accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.