Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
935
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / СЕТЕВОЙ ДИСКУРС / ЖАНРЫ СЕТЕВОГО ДИСКУРСА / ЖАНРЫ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА / ЦИФРОВОЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галичкина Елена Николаевна

Описываются основные направления изучения интернет-дискурса (коммуникативное, функционально-стилистическое, социолингвистическое, лингвокультурологическое, жанрово-дискурсивное), намечаются устойчивые тенденции его развития. Детальное описание получает авторская лингвосемиотическая модель интернет-коммуникации, включающая конститутивные и дополнительные признаки интернет-дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET DISCOURSE: THE BASIC RESEARCH AREAS AND THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The article deals with the description of the following Internet discourse research areas (communicative, functional and stylistic, sociolinguistic, linguocultural, genre-discourse). The author identifies the key trends of its development. There is given a detailed description of the author’s linguo-semiotic model of the Internet communication including the constitutive and additional traits of the Internet discourse.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

E.H. ГАЛИЧКИНА (Астрахань)

ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИзучЕНИя

и тенденции развития

Описываются основные направления изучения интернет-дискурса (коммуникативное, функционально-стилистическое, социолингвистическое, лингвокультурологическое, жан-рово-дискурсивное), намечаются устойчивые тенденции его развития. Детальное описание получает авторская лингвосемиотиче-ская модель интернет-коммуникации, включающая конститутивные и дополнительные признаки интернет-дискурса.

Ключевые слова: интернет-дискурс, сетевой дискурс, жанры сетевого дискурса, жанры интернет-дискурса, цифровой дискурс.

Интернет-лингвистика является одним из сравнительно новых исследовательских направлений современного языкознания. Эта область исследования носит ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку в ней интегрируются достижения социолингвистики, лингвистики текста, теории речевых жанров лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, лингвоперсонологии. В последние десятилетия эта область знания привлекла пристальное внимание многих лингвистов. Если на Западе изучение особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации находилось в фокусе исследовательского интереса с 1960-х гг., то в нашей стране лингвисты стали активно изучать данную проблему с конца 1990-х гг. Одним из первых, кто обратил внимание на язык «послеписьменной» эры, был профессор В.И. Карасик, чьи идеи о появлении принципиально нового способа хранения информации в электромагнитных сигналах, о расширении понятия «текст» до семио-

тического концепта, включающего зрительный образ в статике и динамике, звуковое сопровождение и собственно текст, об экспансии иконических знаков, образов как основной тенденции послеписьменного периода общения, о необходимости исследования содержательной составляющей компьютерных текстов и языкового поведения участников компьютерной коммуникации [11, с. 56] получили развитие в наших работах [4; 5]. Автор статьи ставит следующие задачи: описать основные направления изучения интернет-дискурса, охарактеризовать жанровое пространство интернет-дискурса и обозначить тенденции его развития.

Назовем имена нескольких авторов, которые на настоящий момент внесли значительный вклад в развитие интернет-лингвистики. Сегодня существует несколько работ, посвященных изучению компьютерной коммуникации. Это докторские диссертации А.А. Атабе-ковой «Сопоставительный анализ функционирования языка на англо- и русскоязычных Web-страницах» [2]; О.В. Дедовой «Лингвосемио-тический анализ электронного гипертекста: на материале русскоязычного Интернета» [8]; Н.А. Ахреновой «Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление» [3]; П.В. Морослина «Линг-вокультурологические основы теории функционирования Рунета в пространстве межкультурной коммуникации» [15]; Л.Ю. Щи-пициной «Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка)» [23]; Е.Н. Галичкиной «Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство» [4]; О.В. Лутовиновой «Языковая личность в виртуальном дискурсе» [12] и др. и коллективная монография «Интернет-коммуникация как новая речевая формация» под редакцией Т.Н. Ко-локольцевой и О.В. Лутовиновой [10]. Вышеупомянутые труды организуют проблемное поле лингвистических исследований, и феномен «интернет-дискурс» становится благодаря этим работам актуальным предметом изучения лингвистики. В пространстве данного проблемного поля выделим несколько направ-

О Галичкина Е.Н., 2021

лений, которые, на наш взгляд, являются наиболее популярными.

Проведенный нами контент-анализ трехсот страниц электронных научных библиотек и баз данных, среди которых библиотека диссертаций и авторефератов Dissercat, Электронная библиотека РГБ, информационно-аналитический портал eLibrary, показал, что интенсивное формирование понятийного аппарата лингвистики Интернета пришлось на начало 2000-х гг. В этот период термин компьютерный дискурс являлся самым распространенным в отечественных исследованиях, постепенно широкое распространение в научном обиходе получили термины компьютерно-опосредованное общение, интернет-общение, компьютерная коммуникация, электронная коммуникация, интернет-коммуникация, виртуальная коммуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация, виртуальный дискурс, сетевой дискурс, интернет-дискурс, компьютерно-медийный дискурс (см. список терминологии, описывающей феномен общения в сети Интернет [10, с. 23]). На данный момент в одном из самых крупных каталогов диссертаций в российском Интернете, в разделе «Филологические науки. языкознание», представлено около 200 диссертационных работ, из них 79 по специальности 10.02.19 «теория языка»; 48 по специальности 10.02.04 «Германские языки»; 45 по специальности 10.02.01 «Русский язык» и 28 по специальности 10.02.20 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание». точное количество работ подсчитать сложно, поскольку данные базы регулярно обновляются.

В русле коммуникативного направления целая серия исследований посвящена изучению особенностей языка Интернета: выявляют признаки соотношения устной и письменной форм речи в пространстве интернет-коммуникации и на основе параметров книжность/разговорность, синхрон-ность/асинхронность, официальность/неофициальность выделяют жанры с низкой, средней и высокой степенью выраженности процесса орализации [13, с. 5]; изучают специфику функционирования языка, используемого в неофициальной интернет-коммуникации [16, с. 28; 22, с. 4], и особенности коммуникативного поведения пользователей Интернета [19, с. 5], в том числе и национально-культурные особенности [20, с. 63]. В целом исследователи сходятся во мнении о том, что с расширением сферы охвата современных средств комму-

никации в интернет-среде сформировалась новая гибридная устно-письменная форма существования языка.

В рамках функционально- стилистического направления на первый план выходит изучение функциональной разновидности языка [9, с. 30], коммуникативных стратегий пользователей и в целом существующих функциональных стилей в Интернете. так, Л.С. Патрушева в ходе изучения основных стилистических особенностей форума как жанра интернет-дискурса отмечает, что язык форума характеризуется специальным коммуникативным кодом, под которым понимается «использование особых лексических и стилистических средств, характерных для сложившихся сетевых сообществ» [18, с. 43].

Анализируя особенности функционирования русского языка в Интернете, целый ряд исследователей обращает внимание на процесс заимствования в условиях интернет-коммуникации [7, с. 27; 14, с. 74 и др.]. данный процесс, на наш взгляд, наиболее активно проявляется в молодежном сетевом сленге, в котором заимствованные лексемы посредством транскрипции активно «инкорпорируются» в русский текст. Например, кринж (от англ. cringe - «отвращение»), хейтер (от англ. hater - «недруг, ненавистник»), абьюзер (от англ. abuser - «агрессор, насильник»), токсик (от англ. toxic - «токсичный, ядовитый»), го (от англ. to go - «идти»), сторис (от англ. stories -«истории») и др. одним из самых продуктивных способов образования сленгизмов в социальных сетях можно назвать суффиксальный, присоединение к иноязычной основе русскоязычных морфем: спам - спамить, пост - пос-тить, гейм - геймить, гугл - гуглить, инста-грам - инстаграмить, лайк - лайкать, бан -банить, свайп - свайпить, репост - репо-стить, хайп - хайпить, скролл - скроллить, хейт - хейтить, чилл - чиллить, тригер -триггерить и др. В данных примерах свободной сочетаемостью обладает суффикс -и-. При образовании совершенного вида вышеперечисленных лексем зачастую используется префикс за- в значении «доводить до результата»: постить - запостить, гуглить - загу-глить, флексить - зафлексить, чиллить - за-чиллить, банить - забанить, делит - задели-тить и др. заимствованные слова, попадая в русский язык, вынуждены подчиняться правилам русской грамматики (тик-ток, (он) тик-токает, (они) тик-токают; (хватит) тик-токать; тик-токнуть; абьюз - абьюзать -абьюзивные отношения и др.). В целом в сете-

вом дискурсе наблюдается двойственная тенденция: можно говорить, с одной стороны, о приближении письма к идеографическому (смайлики; эмотиконы; мемы; аббревиатуры, которые сложно прочитать), с другой - о стремительном приближении к «звучащей» речи (компенсация усилий и сокращение слов, разговорный регистр).

Еще одно популярное направление дискуссии в рамках лингвистических исследований интернет-коммуникации - социолингвистическое. Данный подход предполагает изучение взаимосвязи общества и Интернета, изменений в плане употребления языка и реакции социума на эти изменения. Одними из самых сложных задач для исследователей, работающих в рамках данного направления, являются определение статуса исследуемого феномена, выделение конститутивных признаков интернет-дискурса и разработка единого категориального аппарата лингвистики Интернета.

В русле социолингвистического подхода нами была разработана лингвосемиотиче-ская модель интернет-коммуникации, которая включает три компонента: 1) диалектическое единство двух базовых модусов интернет-коммуникации - актуального и сетевого общения, 2) конститутивные и вспомогательные признаки интернет-коммуникации и 3) переменные характеристики интернет-коммуникации: канал, участники интернет-коммуникации, форматы, способы и режим ведения актуального либо сетевого (синхронного или асинхронного) диалога.

Выделим конститутивные признаки интернет-дискурса.

1. Бимодальность - возможность двух форматов взаимодействия в сети Интернет: актуальный и сетевой. Под актуальным форматом понимается естественное общение субъектов с другими реально существующими субъектами в режиме офлайн (вне сети). Сетевой формат взаимодействия в сети Интернет, в свою очередь, может актуализироваться посредством синхронной и асинхронной формы коммуникативного взаимодействия пользователей.

2. Презентационность - самопрезентация в сети Интернет, акцентирование собственного имиджа для продвижения своего контента как товара или продукта, уподобляемого товару (личный брендинг / self-branding).

3. Поликодовость - сочетание нескольких семиотических кодов передачи информации в сети Интернет; взаимодействие визуального и аудиального канала, возможность обмени-

ваться письменными текстами, изображениями, видео, речью (прямые трансляции, стримы в социальных сетях, сториз).

4. Лингвокреативность, т. е. творческий, культурно обусловленный процесс порождения вербальных новообразований и нетривиальных текстов, оказывающих воздействие на реципиента своей структурой, семантическим содержанием, своеобразием знакового кодирования смысла, образным или когнитивным потенциалом. В этой связи мы предлагаем выделять следующие разновидности «нетривиального» в сети Интернет: новообразования, созданные ресурсами собственного языка или путем заимствования из другого языка; сетевой жаргон; прецедентные тексты (анекдоты, антипословицы); неофольклорные тексты (стишки-пирожки, сетевые шутки, анекдоты, частушки, пародии); поликодовые тексты (мемы, мотиваторы, коллажи, демотивато-ры, инфограммы).

Представляется возможным выделить дополнительные признаки интернет-дискурса:

1) ювенилизация - ориентация на нормы игрового молодежного поведения как доминирующего образца современной массовой культуры [4, с. 92];

2) виртуализация - взаимовлияние сетевого общения на общение актуальное в его различных жанрах (восприятие размытого времени, сближение пространства, множественная самоидентификация);

3) интерактивность - способность программы вести диалог с пользователем, а также функционально-технические характеристики форматов интернет-дискурса (сайт, социальная сеть, мессенджер, форум, чат и др.), которые способствуют осуществлению «реального» диалога между пользователями, их «реактивного» взаимодействия.

Ведущим критерием выделения интернет-дискурса среди всех других видов мы считаем инструментальный признак, т. е. режим общения. Речь идет об информационно-коммуникативном взаимодействии пользователей в онлайн-пространстве. Такое взаимодействие носит инструментальный, опосредованный техническим средством характер. В течение долгих лет компьютер был единственным инструментом-посредником, который обеспечивал выход в сеть Интернет. однако сегодня этот ряд пополнился сотовым телефоном (смартфоном), технически сочетающим возможности мобильного телефона и компьютера. С помощью смартфона современные пользователи осуществляют когнитивную де-

ятельность в интернет-среде, при этом физически они могут находиться как в публичных местах (на работе, в кино, в театре, в общественном транспорте и др.), так и у себя дома. Попутно заметим, что использование сотового телефона в публичных местах и в рамках семьи регулируется определенными жесткими, вариативными и свободными правилами поведения (более подробно см. статью Е.Н. Галич-киной [6, с. 138]).

Еще более широкий круг вопросов рассматривается в рамках жанрово-дискурсивного подхода, среди которых выявление критериев классификации жанров в сетевом пространстве, описание прототипных, «погруженных» в сетевое пространство жанров и новых жанров, появившихся в интернет-дискурсе и др. Классификацию жанров интернет-дискурса исследователи производят на основе целого ряда критериев и признаков. Так, Л.Ю. Щи-пицина классифицирует жанры компьютерно-опосредованной коммуникации на основе медийных, функциональных и структурных признаков. Конститутивной единицей компьютерно-опосредованной коммуникации признается ее сеанс как квант интерактивного континуума, а единицей описания общения является жанр компьютерно-опосредованной коммуникации. Согласно Л.Ю. Щипициной, модель описания жанра компьютерно-опосредованной коммуникации включает медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистические факторы [23, с. 41]. О.В. Лу-товинова выделяет дискурсообразующие и дискурсоприобретенные жанры интернет-дискурса, руководствуясь ведущей интенцией [12, с. 73]. К дискурсообразующим жанрам исследователь относит электронную почту, форум, чат, блог, в то время как спам, флейм, флуд, виртуальный роман рассматриваются как дис-курсоприобретенные.

Мы, в свою очередь, принимая во внимание отличительные особенности канала общения, предлагаем разделять речевые жанры интернет-пространства на институциональные и персональные. Это разграничение соотносится с соответствующим делением типов дискурса в трудах В.И. Карасика. Базовым параметром классификации жанров институциональной коммуникации признается сфера жизнедеятельности социума, вид социального института и его функциональные качества. Жанры персонального интернет-дискурса мы предлагаем разделять на эпистолярные и инсталляционные. Цель эпистолярных жанров -выразить свое личное отношение или раскрыть

внутренний мир. Цель инсталляционных жанров - вызвать позитивную или негативную эмоциональную реакцию пользователей. Под «инсталляцией» понимается презентационное общение в его концентрированном виде [17, с. 29]. К эпистолярным жанрам интернет-дискурса отнесем электронную почту, блог, персональный веб-сайт, личную страницу в «твиттере» (или «Инстаграме», «тиктоке», «ВКонтакте» и др.). Инсталяционные жанры интернет-дискурса мы предлагаем подразделять по признаку коммуникативной тональности на фатические жанры, смеховые жанры и агрессивные жанры. Ключевым фатическим жанром является чат. Ключевыми смеховыми жанрами выступают шутка, частушка, пародия, анекдот, стишки-пирожки, мемы, демоти-ваторы и др. Ключевыми агрессивными жанрами являются троллинг, флейминг и хейтинг. Главная задача тролля - путем провокационных утверждений спровоцировать негативную эмоциональную реакцию пользователей Сети. Главная задача флеймера - намеренно нарушить правила и нормы компьютерного этикета. Цель хейтера - атаковать оппонента, обидеть, выразить несогласие, ненависть и, возможно, опозорить его перед подписчиками. В целом для всех трех агрессивных коммуникативных стратегий сетевого дискурса (трол-линг, флейминг и хейтинг) характерен обмен эмоционально несдержанными, оскорбительными сообщениями, зачастую переходящими «на личности». Во всех трех агрессивных коммуникативных стратегиях присутствуют грубое отрицание этикетных формул обращения, использование денигративных эпитетов, издевательское предположение о ментальных, внешних или любых других способностях оппонента, а также преувеличение инициатором агрессивной коммуникации собственной значимости.

В русле лингвокультурологичес-кого направления исследователи устанавливают понятийные, образные и ценностные характеристики следующих концептов, конституирующих интернет-пространство: «компьютер» [21, с. 6], «Интернет» [1, с. 15], «киберпространство» и «виртуальное пространство» [3, с. 8]. В ходе осмысления данных концептов исследователи приходят к ряду важных выводов. Согласно мнению С.И. Ага-гюловой, специфика бытования концепта «Интернет» в обиходном сознании пользователей и профессиональном сознании специалистов в сфере информационных технологий заключается в следующем: специалисты в сфере ин-

формационных технологий обладают профессиональными знаниями в данной области, в то время как рядовые пользователи владеют только базовыми понятиями; профессионалы являются активными субъектами интернет-коммуникации, они не только принимают участие в специальных форумах, но и создают технологические продукты и разрабатывают контент, а рядовые пользователи являются пассивными потребителями контента и продуктов; профессионалы активно используют в своей речи жаргонные наименования компьютерных технологий и узкоспециальных понятий, в то время как рядовые пользователи оперируют обиходными словами [1, с. 5]. Согласно мнению Ю.В. Хоревой, специфика репрезентации концепта «компьютер» в произведениях научной фантастики состоит в следующем: компьютер - это главный герой научно-фантастических произведений, он наделяется авторами данных произведений широкими функциональными возможностями и способностями. Компьютер «осмысляется» в научно-фантастических произведениях посредством антропоморфных, фито-фауноморфных, аксиологических, а также инструментальных метафор [21, с. 15].

На современном этапе в русле лингвокуль-турологического направления продолжаются исследования по систематизации концептов, конституирующих пространство интернет-дискурса. К базовым концептам интернет-дискурса мы отнесем «компьютер», «Интернет», «пользователь», «программист», «смартфон». В целом концептосферу интернет-дискурса формируют множество концептов: «киберсо-общество», «киберпреступление», «кибербез-опасность», «кибербуллинг», «виртуальная реальность», «веб-сайт», «социальная сеть», «Инстаграм», «тикток», «хештег» и др. Выделим особую разновидность концептов, которые получили название лингвокультурно-го типажа. Внутри интернет-дискурса выделим довольно обширный ряд типажей: программист, хакер, геймер, системный администратор, пользователь, чайник, ламер, спамер, флудер, флеймер, хейтер, блогер, влогер, стример, тиктокер, инстаблогер, модератор, кибер-преступник и др.

В свою очередь, обратим внимание на несколько устойчивых тенденций развития интернет-дискурса.

Первая тенденция - усиление «реактивного» взаимодействия пользователей. Речь идет об «интерактивности» форматов сете-

вого дискурса. Применительно к социальной сети «Инстаграм» «интерактивность» представляет собой способность информационно-коммуникационного формата воссоздать «реальный», «живой» диалог между автором публикации и подписчиками, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Приведем ряд примеров.

Автор аккаунта (#thailand_mila) рассказывает своим подписчикам о том, что планирует купить новую квартиру в Таиланде и размещает в разделе «Истории» / Stories фотографию строительной площадки, где началось строительство будущего дома. Фотография сопровождается вербальным рядом (слова автора аккаунта внизу фотографии: Через неделю с мужем решим, будем покупать или нет) и невербальным (в верхней части фотографии две кнопки с двумя вариантами ответа: да, нет).

Автор аккаунта (#veronikamozart) рассказывает своим подписчикам о своей жизни в Италии, иногда она выкладывает фотографии, на которых она в шляпе. Фотография сопровождается вербальным рядом (слова автора аккаунта вверху фотографии: Завтра у меня день рождения. С годами на многое стала смотреть по-другому. Все чаще думаю «прибавляет мне года» что-то или «молодит») и невербальным рядом (в нижней части фотографии две кнопки с двумя вариантами ответа: старше, как обычно).

Автор аккаунта (#supreme.english) показывает новую упаковку продукта. Фотография сопровождается и вербальным рядом (слова автора аккаунта: Видели такую?), и невербальным (в нижней части фотографии две кнопки с двумя вариантами ответа: да, нет).

Авторы вышеупомянутых публикаций находятся в ситуации выбора и обращаются за советом к своим подписчикам. Используя новый технический инструмент «Инстаграма» -функцию голосования (опроса), - они воссоздают живой полимодальный диалог с подписчиками, демонстрируют важность, значимость мнения аудитории, просят голосовать (выбрать интерактивную кнопку с вербальной надписью или невербальной: вы можете увидеть изображение смайлика, который необходимо передвинуть слева направо по горизонтальной шкале и показать степень своей реакции, заинтересованности).

Вторая тенденция - постепенное увеличение степени синхронности, разговорности и эмоциональности сетевого дискурса. особенно это характерно для жанров и форма-

тов, которые поддерживают синхронное взаимодействие коммуникантов (чат, социальные сети, месенджеры и др.). В этой связи выделим несколько коммуникативных ролей участников сетевого-дискурса: роль адресанта и роль адресата. Роль адресанта - это роль пишущего, автора публикации или поста. Роль адресата - это роль воспринимающего, читающего, слушающего, которую можно разделить на роль пассивного адресата и роль адресата-ретранслятора. Пассивный адресат (другими словами, адресат-неретранслятор) - это косвенный, вторичный участник общения, который может быть пассивным наблюдателем с возможным включением в общение, например в виде реактивных комментариев, «одобрений» в виде лайков-реактивов. Адресат-ретранслятор - это активный участник, вовлеченный в процесс общения, которого когда-то на форумах называли «завсегдатаем».

Третья тенденция - эволюция форматов интернет-дискурса, устаревание одних форматов и появление новых. Речь идет об «устаревании» или «перерождении» одних жанров и появлении новых. Так, ICQ (система мгновенного обмена текстовыми сообщениями) и Bulletin Board System (система общественных досок объявлений, позволяющая пользователям обмениваться с другими сообщениями) переживали пик своего расцвета в 1990-е гг. и сегодня больше не являются популярными. На современном этапе появились новые жанры: влоги, сториз, стримы. На наш взгляд, интернет-сообщество представляет разнообразный набор культурных ценностей и культурных сценариев, отличный от культурных ценностей и сценариев реального мира. Следовательно, жанры, используемые в сетевых культурных сценариях, будут претерпевать модификации в использовании новых жанровых приемов и в ориентации на виртуального адресата. По всей видимости, при переходе из одного формата в другой жанры будут изменяться, т. е. будет меняться набор их жанрообразующих признаков.

Развитие сетевого дискурса связано, на наш взгляд, со стремительным увеличением количества жанров как ответом на появление новых технологических форматов, при этом авторы публикаций будут ориентироваться на новую аудиторию и расширять рамки уже установленных в других форматах ограничений. Так, автор инстаграм-аккаунта психолог Мария Вайс сообщает своим подписчикам (орфография и пунктуация автора сохранены):

Доброго дня, друзья! Жду вас в прямом эфире. У нас сегодня вопросы и ответы. Спасибо всем, кто подписан на мой Telegram канал! Вы видите, что я там совсем другая, более откровенная. Там нет цензуры. Кто еще не со мной, подписывайтесь на мой Телеграм-канал «Тайная жизнь психолога». Там я пишу вещи, которые не пишу в Инсте и других соц. сетях. Присоединяйтесь!

Мы видим, что при переходе в другой формат взаимодействия (из «Инстаграма» в «Те-леграм») со своими подписчиками автор публикации выражает готовность к более «открытому», искреннему диалогу, возможно, на более «закрытые» темы в силу отсутствия системы надзора за содержанием и распространением публикуемой информации.

Четвертой тенденцией современного сетевого дискурса является высокая степень «включенности» пользователей в процесс формирования информационно-коммуникационного контента. Речь идет об авторских блогах, ютьюб-каналах, содержание которых наполняется как индивидуальными пользователями, так и авторскими коллективами. осознавая, насколько ценной стала информация в постиндустриальном обществе, авторы сообщений стараются опубликовать интересный, актуальный для аудитории контент, найти своего целевого реципиента, завоевать его внимание, расположение и доверие. Визуальное выражение информации увеличивается, поскольку опора на слово снижается.

Подведем итоги. Интернет-лингвистика, являясь одним из сравнительно новых исследовательских направлений современного языкознания, носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В пространстве данного проблемного поля мы выделяем несколько направлений:

- коммуникативное;

- функционально-стилистическое;

- социолингвистическое;

- лингвокультурологическое;

- жанрово-дискурсивное.

В результате исследования нами была разработана лингвосемиотическая модель интернет-дискурса, включающая следующие компоненты:

1) диалектическое единство двух базовых модусов интернет-коммуникации - актуального и сетевого общения;

2) конститутивные и вспомогательные признаки интернет-коммуникации;

3) переменные характеристики интернет-коммуникации (канал, участники интернет-

коммуникации, форматы, способы и режим ведения актуального либо сетевого диалога).

В ходе исследования нами были выделены конститутивные и дополнительные признаки интернет-дискурса. К конститутивным признакам мы относим бимодальность, презентаци-онность, поликодовость, лингвокреативность, к дополнительным - ювенилизацию (ориентация на нормы игрового молодежного поведения), виртуализацию (взаимное влияние сетевого общения на актуальное), интерактивность (функционально-технические характеристики форматов интернет-дискурса, способствующие осуществлению «реального» взаимодействия пользователей).

Ведущим критерием выделения интернет-дискурса среди всех других видов мы считаем инструментальный признак. Принимая во внимание отличительные особенности канала общения, мы предлагаем разделять речевые жанры интернет-пространства на институциональные и персональные. Данное разграничение соотносится с соответствующим делением типов дискурса в трудах В.И. Караси-ка. Жанры персонального интернет-дискурса, в свою очередь, будем делить на эпистолярные и инсталляционные. Мы выделяем следующие устойчивые тенденций развития сетевого дискурса:

1) усиление «реактивного» взаимодействия пользователей;

2) постепенное увеличение степени синхронности, разговорности, эмоциональности сетевого дискурса;

3) эволюция форматов интернет-дискурса, устаревание одних форматов и появление новых; увеличение количества жанров в результате появления новых технологических форматов и «расширение» ограничений, установленных в других форматах общения;

4) высокая степень включенности пользователей в процесс формирования информационно-коммуникационного контента.

Список литературы

1. Агагюлова С.И. Концепт «Интернет» в обиходном и профессиональном языковом сознании: дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2010.

2. Атабекова А.А. Сопоставительный анализ функционирования языка на англо и русскоязычных Web-страницах: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004.

3. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009.

4. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство: дис. ... д-ра филол. наук. Астрахань, 2012.

5. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001.

6. Галичкина Е.Н. Языковые характеристики правил и норм общения по сотовому телефону // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 4. С. 136-142.

7. Горбунова И.В. Функционально-стратегический потенциал англицизмов в интернет-дискурсе: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2011.

8. Дедова О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста: на материале русскоязычного Интернета: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006.

9. Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. М., 2003. С. 791-793.

10. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М., 2014.

11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

12. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013.

13. Люсенко С.А. Взаимодействие устной и письменной формы существования языка в интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2010.

14. Максимова О.Б. Язык в интернет-коммуникации: общие закономерности и национально-культурные особенности (на материале русского и английского языков) // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. № 4. Т. 11. С. 74-79.

15. Морослин П.В. Лингвокультурологические основы теории функционирования Рунета в пространстве межкультурной коммуникации: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2010.

16. Обухова О.В. Социокультурные факторы формирования лексики интернета: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

17. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: моног. Волгоград, 2004.

18. Патрушева Л.С. Форум как речевой жанр интернет-дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2015.

19. Самойленко Л.В. Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью (на материале жанра Чата): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2010.

20. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2004.

21. Хорева Ю.В. Обозначение и осмысление компьютера в текстах научной фантастики: дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2012.

22. Чепель Ю.В. Специфика синонимии в интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2009.

23. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка):

дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2011.

* * *

1. Agagyulova S.I. Koncept «Internet» v obihod-nom i professional'nom yazykovom soznanii: dis. ... kand. filol. nauk. Astrahan', 2010.

2. Atabekova A.A. Sopostavitel'nyj analiz funk-cionirovaniya yazyka na anglo i russkoyazychnyh Web-stranicah: dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2004.

3. Ahrenova N.A. Internet-diskurs kak global'noe mezhkul'turnoe yavlenie i ego yazykovoe oformlenie: avtoref. dis. . d-ra filol. nauk. M., 2009.

4. Galichkina E.N. Komp'yuternaya kommuni-kaciya: lingvisticheskij status, znakovye sredstva, zhanrovoe prostranstvo: dis. ... d-ra filol. nauk. Astrahan', 2012.

5. Galichkina E.N. Specifika komp'yuternogo dis-kursa na anglijskom i russkom yazykah (na materiale zhanra komp'yuternyh konferencij): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2001.

6. Galichkina E.N. Yazykovye harakteristiki pra-vil i norm obshcheniya po sotovomu telefonu // Gu-manitarnye nauki i obrazovanie. 2020. T. 11. № 4. S. 136-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gorbunova I.V. Funkcional'no-strategicheskij potencial anglicizmov v internet-diskurse: dis. ... kand. filol. nauk. Irkutsk, 2011.

8. Dedova O.V. Lingvosemioticheskij analiz elektronnogo giperteksta: na materiale russkoyazych-nogo Interneta: dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2006.

9. Ivanov L.Yu. Yazyk v elektronnyh sredstvah kommunikacii // Kul'tura russkoj rechi. M., 2003. S. 791-793.

10. Internet-kommunikaciya kak novaya reche-vaya formaciya: kollektivnaya monografiya / nauch. red. T.N. Kolokol'ceva, O.V. Lutovinova. M., 2014.

11. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd, 2002.

12. Lutovinova O.V. Yazykovaya lichnost' v virtual'nom diskurse: dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2013.

13. Lyusenko S.A. Vzaimodejstvie ustnoj i pis'mennoj formy sushchestvovaniya yazyka v inter-net-kommunikacii: avtoref. dis. . kand. filol. nauk. Voronezh, 2010.

14. Maksimova O.B. Yazyk v internet-kommu-nikacii: obshchie zakonomernosti i nacional'no-kul'-turnye osobennosti (na materiale russkogo i anglijskogo yazykov) // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. 2020. № 4. T. 11. S. 74-79.

15. Moroslin P.V. Lingvokul'turologicheskie osno-vy teorii funkcionirovaniya Runeta v prostranstve mezhkul'turnoj kommunikacii: dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2010.

16. Obuhova O.V. Sociokul'turnye faktory for-mirovaniya leksiki interneta: na materiale anglijskogo yazyka: dis. ... kand. filol. nauk. M., 2007.

17. Olyanich A.V. Prezentacionnaya teoriya dis-kursa: monog. Volgograd, 2004.

18. Patrusheva L.S. Forum kak rechevoj zhanr internet-diskursa: dis. ... kand. filol. nauk. Izhevsk, 2015.

19. Samojlenko L.V. Faticheskie sredstva v re-chi pol'zovatelej komp'yuternoj set'yu (na materiale zhanra Chata): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Astrahan', 2010.

20. Smirnov F.O. Nacional'no-kul'turnye osobennosti elektronnoj kommunikacii na anglijskom i russkom yazykah: dis. ...kand. filol. nauk. Yaroslavl', 2004.

21. Horeva Yu.V. Oboznachenie i osmyslenie komp'yutera v tekstah nauchnoj fantastiki: dis. ... kand. filol. nauk. Astrahan', 2012.

22. Chepel' Yu.V. Specifika sinonimii v internet-kommunikacii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Kursk, 2009.

23. Shchipicina L.Yu. Kompleksnaya lingvis-ticheskaya harakteristika komp'yuterno-oposredovan-noj kommunikacii (na materiale nemeckogo yazyka): dis. ... d-ra filol. nauk. Voronezh, 2011.

Internet discourse: the basic research areas and the tendencies of development

The article deals with the description of the following Internet discourse research areas (communicative, functional and stylistic, sociolinguistic, linguo-cultural, genre-discourse). The author identifies the key trends of its development. There is given a detailed description of the author's linguo-semiotic model of the Internet communication including the constitutive and additional traits of the Internet discourse.

Key words: Internet discourse, net discourse, genres of net discourse, genres of Internet discourse, digital discourse.

(Статья поступила в редакцию 16.07.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.