Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций с применением интернет-эпистолярия'

Формирование коммуникативных компетенций с применением интернет-эпистолярия Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / интернет-коммуникация / деловая коммуникация / электронный эпистолярий / профессиональное образование / социальная сеть / электронная почта / communication / Internet communication / business communication / electronic epistolary / professional education / social network / e-mail

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кожеко Анна Владимировна

Рассматривается проблема внедрения сетевых коммуникаций в процесс обучения в области профессионального образования. Цель – показать, как использование и изучение текстов электронного делового эпистолярия может применяться в формировании УК-4 «Коммуникация». Материалом выступила научная литература по предлагаемой тематике исследования, в качестве методов применялись анализ литературы и систематизация. Раскрываются возможные перспективы применения интернет-платформ для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций коммуникативной направленности, предусматривающих умение вести корректно общение в различных ситуациях устной, письменной и виртуальной коммуникации для осуществления профессиональной деятельности. Исследование текстов из социальных сетей, блогов, анализ переписки по электронной почте позволит студентам получить и интегрировать определенный коммуникативный опыт, наблюдая за интернет-взаимодействием в специфичных ситуациях, научиться быстро ориентироваться в условиях постоянно изменяющейся интернет-­среды; сформировать навык критического мышления; развить способность составлять эпистолярные тексты разных жанров; эффективно вести переписку с любыми типами коммуникантов на различных интернет-­платформах; понимать стилистические и этикетные отличия коммуникации в социальных сетях, на форумах, в чатах, блогах, интернет-комментариях, в переписке по электронной почте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Competencies and Internet Epistolary

The article discusses the problem of online communication in higher education. It describes how digital business correspondence can develop communicative skills in university students. Analysis and systematization were used as review methods. Internet platforms can teach students to communicate in various situations of oral, written, and virtual communication in their professional sphere. By studying text samples from social networks, blogs, and e-mail correspondence, they learn to integrate communicative experience and observe Internet interaction in specific situations. They also learn to navigate in a constantly changing Internet environment and develop critical thinking. The ability to compose epistolary texts of different genres will help them to correspond with any type of communicants on various Internet platforms using appropriate style and nettiquette in social networks, forums, chat rooms, blogs, Internet comments, and e-mail correspondence.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций с применением интернет-эпистолярия»

5 ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ © 2023. Кожеко А. В.

^ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2023. Том 2. № 2 Формирование коммуникативных компетенций

и и s s

ч оригинальная статья

ж

Формирование коммуникативных компетенций с применением интернет-эпистолярия

Кожеко Анна Владимировна

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

akozheko@sfu-kras.ru

Поступила в редакцию 06.03.2023. Принята после рецензирования 31.03.2023. Принята в печать 31.03.2023.

Аннотация: Рассматривается проблема внедрения сетевых коммуникаций в процесс обучения в области профессионального образования. Цель - показать, как использование и изучение текстов электронного делового эпистолярия может применяться в формировании УК-4 «Коммуникация». Материалом выступила научная литература по предлагаемой тематике исследования, в качестве методов применялись анализ литературы и систематизация. Раскрываются возможные перспективы применения интернет-платформ для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций коммуникативной направленности, предусматривающих умение вести корректно общение в различных ситуациях устной, письменной и виртуальной коммуникации для осуществления профессиональной деятельности. Исследование текстов из социальных сетей, блогов, анализ переписки по электронной почте позволит студентам получить и интегрировать определенный коммуникативный опыт, наблюдая за интернет-взаимодействием в специфичных ситуациях, научиться быстро ориентироваться в условиях постоянно изменяющейся интернет-среды; сформировать навык критического мышления; развить способность составлять эпистолярные тексты разных жанров; эффективно вести переписку с любыми типами коммуникантов на различных интернет-платформах; понимать стилистические и этикетные отличия коммуникации в социальных сетях, на форумах, в чатах, блогах, интернет-комментариях, в переписке по электронной почте.

Ключевые слова: коммуникация, интернет-коммуникация, деловая коммуникация, электронный эпистолярий, профессиональное образование, социальная сеть, электронная почта

Цитирование: Кожеко А. В. Формирование коммуникативных компетенций с применением интернет-эпистолярия. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 2. С. 85-90. https://doi.org/ 10.21603/2782-4799-2023-2-2-85-90

full article

>-

ее

и и

Communicative Competencies and Internet Epistolary

Anna V. Kozheko

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia ^

S

akozheko@sfu-kras.ru

B

Received 6 Mar 2023. Accepted after peer review 31 Mar 2023. Accepted for publication 31 Mar 2023. .O

Abstract: The article discusses the problem of online communication in higher education. It describes how digital _O

business correspondence can develop communicative skills in university students. Analysis and systematization >

were used as review methods. Internet platforms can teach students to communicate in various situations of oral, H

s

written, and virtual communication in their professional sphere. By studying text samples from social networks, A

blogs, and e-mail correspondence, they learn to integrate communicative experience and observe Internet interaction t

in specific situations. They also learn to navigate in a constantly changing Internet environment and develop critical 0

thinking. The ability to compose epistolary texts of different genres will help them to correspond with any type H

of communicants on various Internet platforms using appropriate style and nettiquette in social networks, forums, ^

§ chat rooms, blogs, Internet comments, and e-mail correspondence. H d

Keywords: communication, Internet communication, business communication, electronic epistolary, professional

education, social network, e-mail n

Citation: Kozheko A. V. Communicative Competencies and Internet Epistolary. Virtual Communication and Social ^

Networks, 2023, 2(2): 85-90. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-2-85-90 X

-a

СЛ *

О

£ I— W

z

l-J <

и о

СЛ

СЛ

и

P

и <

Q

Q

О P С

z

Введение

Формирование универсальных компетенций значимо для подготовки специалиста в любой сфере, особенно если это касается коммуникативных навыков [Бекоева и др. 2018]. В данной статье мы рассмотрим возможности развития УК-4 «Коммуникация» с помощью использования интернет-ресурсов (в том числе социальных сетей) при изучении дисциплин коммуникативной направленности (в разных вузах это: Деловая коммуникация на русском языке, Эффективное речевое общение, Культура русской речи и под.).

Содержание УК-4 звучит следующим образом: «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)»1. Универсальные компетенции, прежде всего, предусматривают развитие познавательной деятельности обучающихся, умения находить и анализировать информацию, работать самостоятельно и в команде, выступать публично, иметь способности к саморазвитию и саморефлексии [Колокольникова и др. 2015].

Все больше исследователей указывают на актуальность использования интернет-ресурсов, в особенности социальных сетей, в образовательном процессе как школьников, так и студентов [Архипова и др. 2015; Бем 2010; Круподерова и др. 2020; Лямин и др. 2015; Ляукина и др. 2022; Павличева 2012; Сайганова, Лепнева 2020]. Они отмечают ряд преимуществ использования социальных сетей в процессе обучения:

• формирование критического мышления, навыка обработки информации, развитие познавательной активности [Круподерова и др. 2020];

• формирование единого информационного пространства в учебном процессе, повышение информационной культуры, мотивация к творческой деятельности, создание новых качественных образовательных ресурсов [Павличева 2012];

• экономия времени в процессе адаптации к учебному процессу, организация личностно-ориентированного обучения, непрерывный образовательный процесс, совместный анализ и создание учебного контента, коллективное творчество, интерактивные формы работы, возможность использования мультимедийности, просмотра видео- и аудио-материалов [Можаева, Фещенко 2010];

• создание комфортных условий для студентов, онлайн-консультации, использование информации и взаимодействия между учащимися в разных форматах (форум, блог, вебинар, сообщения, комментарии), развитие опыта коммуникации в социальных сетях, модернизация материально-технической базы вуза [Булаева и др. 2020];

• обмен ресурсами и материалами, проектная деятельность обучающихся, организация индивидуальной, групповой и коллективной работы, возможность проведения конкурсов с использованием видеороликов и привлечением социальных сетей, развитие творческих способностей и мотивации к учебной деятельности [Ткаченко, Богатырева 2017];

• возможность применения современных образовательных технологий посредством социальных сетей (проведение дебатов - способность влиять на мнение участников сообщества, социально-педагогическое проектирование, игровые технологии для формирования стиля и языка коммуникации, организация волонтерского движения и т. п.) [Дьячкова, Томюк 2017].

Однако ввиду новизны применения социальных сетей в образовательном процессе и специфики интернет-коммуникации (ИК) существуют и проблемы внедрения такого рода технологий. Например:

• отсутствие до ступа к социальным сетям из учебных аудиторий,

• большое количество отвлекающего развлекательного контента,

• отсутствие научно-методического и материально-технического обеспечения.

Также имеется вероятность столкновения с психологическими барьерами (недостаточный уровень знаний в области медиакультуры, страх неизвестности, личные привычки, культурные традиции и т. п.) [Горячев и др. 2014].

Несмотря на то что большинство учащихся умеют пользоваться компьютерами и сетевыми ресурсами, до сих пор стоит проблема информационного неравенства - не все владеют такими навыками, либо не имеют мотивации к таким формам деятельности. Большие объемы информации, наличие огромного числаальтернатив вобсужденияхиногдапровоцируют неуверенность в своей позиции и уход от ответственности, у студента или школьника появляется надежда найти уже готовую информацию или получить

ФГОС высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 33807 от 25.08.2014. КонсультатнтПлюс.

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2023. Том 2. № 2

Кожеко А. В.

Формирование коммуникативных компетенций

подсказку от кого-то из сообщества. Опасность имеет и подверженность учащихся манипуляциям, что необходимо предотвращать развитием у них критического мышления [Чванова и др. 2014].

Использование ИК захватывает все сферы человеческой жизни, поэтому формируются отдельные направления в лингвистике, изучающие особенности и правила интернет-общения. Цель представляемой работы - показать, как использование и изучение текстов электронного делового эпистолярия может применяться в формировании УК-4. Материалом выступила научная литература по предлагаемой тематике исследования, в качестве методов применялись анализ литературы и систематизация.

Результаты

Интернет-лингвистика - современное направление лингвистического знания - начала оформляться в начале XXI в. В связи с развитием компьютерной Сети и внедрением ее в социум изменились условия общения, стиль и правила, что позволило говорить о специфике ИК. Развитие электронной фактуры текстов дало толчок к организации новых речевых жанров, а традиционные жанры, функционирование которых осуществляется в том числе посредством Интернета, стали трансформироваться, приобретая ранее не характерные черты. В ИК возникает множество языковых формул и графических знаков, связанных с уподоблением письменной речи устной, со стремлением ускорить процесс ввода и передачи сообщения. Это порождает новые обороты, создаваемые посредством письменных знаков и разного рода графических средств.

Активное формирование электронной среды способствует изменениям и в области эпистолярной традиции, в том числе в деловой сфере. А отсутствие выработанных и закрепленных норм электронной коммуникации нередко приводит к коммуникативным сбоям. На решение подобного рода проблемных вопросов ориентированы современные образовательные стандарты высшей школы, где закреплены компетенции, требующие от специалиста не только владения разными жанрами, но и умения вести корректно общение в различных ситуациях устной, письменной и виртуальной коммуникации для осуществления профессиональной деятельности. Это способствует включению в учебные планы бакалавриата и магистратуры дисциплин коммуникативной направленности. В Сибирском федеральном университете такой дисциплиной является универсальный для всех направлений бакалавриата

курс «Деловая коммуникация на русском языке». При изучении тем данного курса особое место отводится вопросам электронной переписки, что позволяет привлекать к изучению языковой материал интернет-эпистолярия. Для обеспеченности учебного процесса учебной литературой по указанной теме нами было разработано учебное пособие «Интернет-коммуникация и жанры русского электронного эпистолярия» [Евсеева, Кожеко 2022].

Под эпистолярными жанрами ИК понимаем письменные речевые произведения, функционирующие в электронной среде в форме письма или интернет-переписки, адресованные определенному получателю и имеющие ряд признаков: диалогич-ность, интерактивность, политематичность, способность использоваться во всех сферах коммуникации и иметь различные функции и цели, возможность самопрезентации автора и зависимость построения текста от коммуникативной ситуации [Кожеко 2020].

Исследователи давно отмечают, что традиционный эпистолярный жанр, попадая в интернет-пространство, обретает новые черты либо модифицируется, подстраиваясь под электронную среду. Например, к чертам современной электронной эпистолярной сферы коммуникации относят: анонимность коммуникантов, интерактивность общения, возможность синхронного общения и взаимодействия с большим количеством адресатов, креолизо-ванность текстов, изменения в этикетной составляющей коммуникации, жаргонизация текстов и т. д. [Курьянович 2011]. Современный эпистолярий, функционирующий в ИК, активно изучается, особенно жанры электронного письма [Вишнякова 2013; Корнеева 2015; Курьянович 2011; Нечаева 2017], открытых писем и петиций [Курьянович 2016; Якунина, Пекарская 2016], интернет-дневника и SMS-сообщения [Рабенко 2018].

Указанное выше пособие состоит из трех глав. В первой главе «Интернет-коммуникация как объект изучения интернет-лингвистики» изложен категориально-понятийный аппарат электронной коммуникативной среды; представлен принцип интерактивности как ведущий принцип электронного взаимодействия, формирующий среди прочего специфику ИК; охарактеризованы жанры ИК и наиболее известные модели их описания; описано становление интернет-этикета и типы трансформации традиционного русского речевого этикета.

Вторая глава пособия «Эпистолярные жанры интернет-коммуникации и их особенности» знакомит с классификацией эпистолярных жанров ИК

ь И Н ч В

о

Д И

Д

А К

н И

К А В

С

о Ц

И

А

Л

сг Н

й4

£

С

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я

Х

СЛ *

О

£ I— W

z

l-J <

и о

сл

сл

и р

и <

о S

о р

с

Z

и разработанной моделью анализа такого рода жанров. Выявленные языковые, стилистические и прагматические особенности этих жанров позволили представить сопоставительную характеристику эпистолярных жанров ИК.

Описанию особенностей электронного эпистоля-рия предшествует изложение различных подходов к изучению эпистолярных текстов, что позволило выработать единую классификацию интернет-жанров русского эпистолярия.

Третья глава пособия «Деловая коммуникация в электронной среде» ориентирована на описание ведущих жанров электронного эпистолярия, функционирующих в деловой сфере, и освещает вопрос эффективности делового общения в ИК. Здесь рассмотрены этикетные и оценочные речевые жанры, являющиеся средством реализации речевой вежливости, а также инвективные речевые жанры - выразители речевой агрессии.

Эмпирическим материалом, иллюстрирующим жанры ИК, выступила переписка в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники), интернет-чатах и на форумах. Для демонстрации примеров деловой коммуникации привлечены направленные по электронной почте тексты писем, авторами которых являются преподаватели и студенты.

После рассмотрения теоретических положений приведены тренировочные упражнения, разработанные в соответствии с изложенными темами. Приведем примеры заданий, представленных в пособии:

• определите черты эпистолярного текста в электронных письмах и соотнесите их с эпистолярным каноном;

• с опорой на предложенный текст интернет-коммуникации проанализируйте переписку по электронной почте с точки зрения эффективности и соответствия правилам деловой коммуникации, выделив речевые стратегии и тактики участников коммуникации;

• составьте тексты деловых электронных писем согласно установленной коммуникативной ситуации и т.д.

В конце пособия дан библиографический список, включающий и новейшие лингвистические работы, и изданные ранее труды, сохранившие до настоящего времени свою актуальность.

Заключение

Развитие ИК способствовало появлению многообразия форм общения, в каждой из которых сформировались свои особенности и трансформировались многие нормы, в том числе этикетные и эпистолярные. Эпистолярные жанры ИК имеют ряд отличий в зависимости от того, в каком формате происходит общение, каковы условия общения и отношения между коммуникантами. Исследование текстов из социальных сетей, блогов, анализ переписки по электронной почте позволит студентам получить и интегрировать определенный коммуникативный опыт, наблюдая за интернет-взаимодействием в специфичных ситуациях, научиться быстро ориентироваться в условиях постоянно изменяющейся интернет-среды; сформировать навык критического мышления; развить способность составлять эпистолярные тексты разных жанров; эффективно вести переписку с любыми типами коммуникантов на различных интернет-платформах; понимать стилистические и этикетные отличия коммуникации в социальных сетях, на форумах, в чатах, блогах, интернет-комментариях, в переписке по электронной почте.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Литература / References

Архипова Т. Л., Осипова Н. В., Львов М. С. Социальные сети как средство организации учебного процесса. 1нформацшт технологи в oceimi. 2015. № 22. С. 7-18. [Arhipova T. L., Osipova N. V., Lvov M. S. Social networks as a means of organizing the academic process. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii, 2015, (22): 7-18. (In Russ.)] https://elibrary.ru/vkazmv Бекоева М. И., Амбалова С. А., Тахохов Б. А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 59-72. [Bekoeva M. I., Ambalova S. A., Takhokhov B. A. Universal humanitarian competencies as a basis for developing professional competence of a modern teacher. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, 8(6): 59-72. (In Russ.)] https://doi. org/10.15293/2226-3365.1806.04

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Кожеко А. В.

И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 2023. Том 2. № 2 Формирование коммуникативных компетенций

Бем Н. А. Использование социальных сетей в педагогическом образовании. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2010. Т. 2. № 16. С. 31-33. [Bem N. A. Using social networks in teacher education. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2010, 2(16): 31-33. (In Russ.)] https://elibrary.ru/muetjp Булаева М. Н., Лапшова А. В., Федосеева Л. А. Сетевые коммуникации в современном профессиональном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 31-34. [Bulaeva M. N., Lapshova A. V., Fedoseeva L. A. Network communications in modern professional education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, (67-1): 31-34. (In Russ.)] https://elibrary.ru/ rziyuj

Вишнякова Е. А. Функциональные особенности семиотического потенциала электронного сообщения в процессе передачи информации. Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5. С. 44-49. [Vishnyakova E. A. Functional characteristics of semiotic potential of electronic message in the process of information transmission. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, (5): 44-49. (In Russ.)] https://elibrary.ru/rituyl

Горячев М. Д., Горячев М. М., Иванушкина Н. В., Мантуленко В. В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании. Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5. С. 220-227. [Goryachev M. D., Goryachev M. M., Ivanushkina N. V., Mantulenko V. V. Application of network resources in modern education. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, (5): 220-227. (In Russ.)] https:// elibrary.ru/siqzhf

Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Социальные сети как образовательный ресурс. Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 141-146. [Dyachkova M. A., Tomyuk O. N. Social networks as an educational resource. Pedagogical Education in Russia, 2017, (12): 141-146. (In Russ.)] https://doi.org/10.26170/po17-12-22 Евсеева И. В., Кожеко А. В. Интернет-коммуникация и жанры русского электронного эпистолярия. Красноярск: СФУ, 2022. 184 с. [Evseeva I. V., Kozheko A. V. Internet communication and genres of the Russian electronic epistolary. Krasnoyarsk: SFU, 2022, 184. (In Russ.)] https://elibrary.ru/mdztox Кожеко А. В. Эпистолярные жанры интернет-коммуникации: лингвопрагматический и лингвостилисти-ческий аспекты (на материале русскоязычных текстов): дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2020. 328 с. [Kozheko A. V. Epistolary genres of Internet communication: linguapragmatic and linguastylistic aspects in Russian-language texts. Cand. Philol. Sci. Diss. Krasnoyarsk, 2020, 328. (In Russ.)] https://elibrary.ru/gsinwo Колокольникова З. У., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Коршунова В. В., Фархутдинова Т. Г. Формирование универсальных компетенций у будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. [Kolokolnikova Z. U., Zakharova T. V., Yakovleva E. N., Lobanova O. B., Korshunova V. V., Farkhutdinova T. G. The development of universal competences of a future teacher in educational and extracurricular activities. Modern Problems of Science and Education, 2015, (2-3). (In Russ.)] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23811 (дата обращения: 09.12.2022). https://elibrary.ru/vbrfkp Корнеева М. Г. Особенность реализации некоторых категорий текста на материале электронного делового И письма. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 130- в 135. [Korneeva M. G. Peculiarities of implementation of some text categories based on the material of electronic Д business correspondence. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2015, (5): 130-135. (In Russ.)] Д https://elibrary.ru/umndvp К

Круподерова К. Р., Земкова А. В., Харитонова В. П. Формирование универсальных компетенций будущих бака- И

к

лавров педагогического образования с помощью сетевой активности. Проблемы современного педагогиче- А

ского образования. 2020. № 68-2. С. 182-185. [Krupoderova K. R., Zemkova A. V., Kharitonova V. P. Formation t

of universal competencies of future bachelors of pedagogical education using network activity. Problemy О

sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, (68-2): 182-185. (In Russ.)] https://elibrary.ru/ushdux И

Курьянович А. В. Полипарадигмальность жанра в зеркале предпочтений современной лингвистики (из опыта Л

анализа online-петиций как особой разновидности эпистолярных текстов). Вестник Новосибирского госу- Н

Ы Х

дарственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 150-159. [Kuryanovich A. V. Multiparadigmatic

character of the petition genre in the mirror of modern linguistics (an analysis of online-petitions as a special n

kind of epistolary texts). Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, (2): Я

150-159. (In Russ.)] https://doi.org/10.15293/2226-3365.1602.13 Х

Курьянович А. В. Современный эпистолярный дискурс: взгляд сквозь призму законов текстовой коммуникации. Сибирский филологический журнал. 2011. № 3. С. 204-213. [Kuryanovich A. V. Modern epistolary discourse: a glance through the prism of the laws of text communication. Sibirskii Filologicheskii Zhurnal, 2011, (3): 204-213. (In Russ.)] https://elibrary.ru/oimqln Лямин А. В., Хоботова А. Р., Чежин М. С. Использование социальных сетей в образовании. СПб.: Университет ИТМО, 2015. 67 с. [Lyamin A. V., Khobotova A. R., Chezhin M. S. Social networks in education. St. Petersburg: Universitet ITMO, 2015, 67. (In Russ.)] https://elibrary.ru/zuymux Ляукина Г. А., Завада Г. В., Матушанский Г. У. Использование потенциала социальных сетей в формировании универсальных компетенций. Управление устойчивым развитием. 2022. № 1. С. 85-90. [Lyaukina G. A., Zavada G. V., Matushansky G. U. Using the potential of social networks in the formation of universal competencies. Upravlenie ustoychivym razvitiem, 2022, (1): 85-90. (In Russ.)] https://doi. org/10.55421/2499992X_2022_1_85 Можаева Г. В., Фещенко А. В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2010. № 36. С. 174-175. [Mozhaeva G. V., Feshchenko A. V. Virtual social networks in teaching humanities students. Informatsionnyy byulleten assotsiatsii Istoriya i kompyuter, 2010, (36): 174-175. (In Russ.)] https://elibrary.ru/qmfpgf Нечаева В. С. Когнитивная гибкость как способ управления когнитивным конфликтом в немецкоязычной электронной деловой переписке. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2017. № 3. С. 82-86. [Nechaeva V. S. Cognitive flexibility as a mean of cognitive conflict managing in the German electronic business correspondence. Uchenye zapiski nacionalnogo obshhestva prikladnoj lingvistiki, 2017, (3): 82-86. (In Russ.)] https://elibrary.ru/ymzecq Павличева Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования. Народное образование. 2012. № 1. С. 42-47. [Pavlicheva E. N. Social networks as a tool for modernizing education. Narodnoe obrazovanie, 2012, (1): 42-47. (In Russ.)] https://elibrary.ru/opejrz Рабенко Т. Г. Жанры естественной письменной русской речи в вариантологическом аспекте: дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2018. 356 с. [Rabenko T. G. Genres of natural written Russian speech in the variant aspect. Dr. Philol. Sci. Diss. Kemerovo, 2018, 356. (In Russ.)] https://elibrary.ru/vnauhg Сайганова Е. В., Лепнева А. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 2. С. 133-135. [Sajganova E. V., Lepneva A. M. Using social networks in the educational process. Aktualnye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk, 2020, (2): 133-135. (In Russ.)] https://elibrary.ru/istkuz Ткаченко И. С., Богатырева Ю. И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 3. С. 44-50. [Tkachenko I. S., Bogatyreva Yu. I. Using the opportunities of social networks in the educational process. Research result. Pedagogy and Psychology of Education, 2017, 3(3): 44-50. (In Russ.)] https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-3-44-50 Чванова М. С.,Храмова М. В.,Лыскова В. Ю.,Вебер К. С.,Михайлова Д. И.,Моргунова А. Ю.,Молчанов А. А. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России. Образовательные техноло-g гии и общество. 2014. Т. 17. № 3. С. 472-493. [Chvanova M. S., Khramova M. V., Lyskova V. Yu., Veber K. S.,

^ Mikhailova D. I., Morgunova A. Yu., Molchanov A. A. Development of social networks and their integration

E—1

w into the Russian education system. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo, 2014, 17(3): 472-493. (In Russ.)]

j https://elibrary.ru/smzlmb

¡j Якунина М. Л., Пекарская И. В. "Открытые письма" как эпистолярный жанр интернет-коммуникации

° (на материале сайта "Письма Президенту"). Язык и культура. 2016. № 1. С. 111-128. [Yakunina M. L.,

Z Pekarskaya I. V. "Open letter" as an epistolary genre of internet communication (based on the website "Letters

и to the President"). Language and Culture, 2016, (1): 111-128. (In Russ.)] https://doi.org/10.17223/19996195/33/9

P

и <

Q

Q

О P С

z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.