Научная статья на тему 'Обучение специалиста по международным отношениям языку публичной дипломатии'

Обучение специалиста по международным отношениям языку публичной дипломатии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
341
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение специалиста по международным отношениям языку публичной дипломатии»

№ 1 - 2/ 2015

УДК 811.1/.8'276.6 : 327 + 81 23

О.В. Васильева

К. пед. н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь

ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ЯЗЫКУ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Аннотация

Формулируются цели, задачи и содержание обучения языку публичной дипломатии специалиста по международным отношениям. Анализируются свойства устной речи и рассматриваются ее разновидности: информирующая, аргументирующая, протокольно-

этикетная, светская. Выделяются умения устной речи в публичной дипломатии специалиста-международника.

Ключевые слова

Публичная дипломатия; умения информирующей, аргументирующей, протокольноэтикетной, светской речи.

Глобализация мирового социума, объединенного единым информационным пространством, единой мировой экономикой и глобальной стратификацией, превращает международную жизнь в совокупность сложных многоуровневых социальных, экономических, политических и общественно-культурных процессов [4, с. 11].

В таких условиях информационно-коммуникационная деятельность государства, направленная на формирование имиджа государства средствами публичной дипломатии на международной арене, играет существенную роль [1, с. 24].

Публичная дипломатия понимается нами как целенаправленные действия на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов государства за рубежом. К инструментам публичной дипломатии Республики Беларусь можно отнести деятельность государства и его официальных органов по подготовке информационных материалов о стране и их распространение за рубежом по официальным и неофициальным каналам, а также создание информационной поддержки в глобальной сети Интернет.

Цель публичной дипломатии Республики Беларусь - привести к созданию в рамках мирового сообщества определенных групп интересов, ориентированных на сотрудничество со страной посредством: 1) информирования через средства массовой информации, через официальные и неофициальные контакты о внутренней и внешней политике государства; 2) активной работы по налаживанию и поддержанию контактов с представителями других народов в сфере общественной жизни, науки, образования, культуры.

Публичная дипломатия на факультете международных отношений Белорусского государственного университета изучается как отдельный аспект. Овладение языком публичной дипломатии осуществляется в рамках дисциплины «Иностранный язык профессиональной деятельности». Цель обучения - формирование и развитие речевых и специальных навыков и

192

Международный научный журнал «Инновационная наука»

умений публичной дипломатии, включающих: 1) умения аудирования высказываний по широкой общественно-политической тематике, охватывающей как мировые актуальные политические события, так и геополитические, общественные, социальные и экономические процессы, влияющие на внешнюю политику государств; 2) умения монологической публичной речи перед аудиторией неспециалистов по общественно-политической и политической тематике; 3) умения диалогической и полилогической публичной речи: интервью специалиста по международным отношениям средствам массовой информации по политической, общественно-политической тематике; пресс-конференция; публичное высказывание

специалиста-международника в средствах массовой информации; заявление пресс-службы МИД; публичное выступление/заявление представителя международной организации, участие в интернет-форуме и др. [2, с. 72].

Для обеспечения учебного процесса используются печатные, аудио- и видеоматериалы: пресс-служб Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства

иностранных дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия; средств массовой информации немецкоязычных стран; пресс-служб международных организаций и политических объединений. Также применяются транскрипции публичных выступлений политических и общественных деятелей, пресс-конференций, а также аналитические и информирующие статьи средств массовой информации. Языковой и речевой материал организован в комплексные тематические поля: 1) Мировые актуальные события. Интервью дипломатов, руководителей государств, политических и общественных деятелей по актуальной политической проблематике. 2) Визиты главы государства. Интервью глав государств по международным, общественно-политическим и другим вопросам средствам массовой информации. 3) Двусторонние и многосторонние переговоры. Заявление Прессслужбы Министерства иностранных дел по тематике переговорного процесса. 4) Встречи на высшем уровне. Пресс-конференции руководителей государств, пресс-секретарей Министерства иностранных дел, представителей международных организаций и политических объединений. 5) Деятельность международных организаций, ООН. Международное сотрудничество. Публичное высказывание специалиста-эксперта по международным отношениям в Интернет-ресурсах. 6) Политические и экономические форумы. Прессконференция специалиста по международным отношениям по внешнеполитической, экономической проблематике. 7) Политические, политико-экономические, военнополитические союзы и объединения. Интервью специалиста по международным отношениям по политическим, политико-экономическим, военно-политическим вопросам средствам массовой информации.

Наиболее распространена в публичной дипломатии - устная речь, которая протекает в формах: 1) диалогической и полилогической: профессиональная беседа, интервью для средств массовой информации, профессиональная дискуссия в ходе переговорного процесса, в работе экспертной комиссии; 2) монологической: публичное высказывание, экспертный доклад, приветственная речь. В зависимости от целей общения устную речь можно классифицировать как:информирующую, аргументирующую, протокольно-этикетную, светскую. Отличительными характеристиками устной речи публичной дипломатии являются: 1)

содержательность - количество выраженных мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности; 2) понятность - синтаксически правильное построение предложений, применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения; 3) выразительность - эмоциональная насыщенность, богатство

193

№ 1 - 2/ 2015

языковых средств, их разнообразие; 4) действенность - влияние на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Цель информирующей речи - сообщение сведений аудитории специалистов или неспециалистов. Разновидности информирующей речи: информирующий доклад,

информационная справка, информирующий диалог (диалог вопросов-ответов) средствам массовой информации и др. Требования, выдвигаемые к информирующей речи в публичной дипломатии: 1) четкое формулирование имеющейся профессиональной проблемы, нерешенных вопросов; 2) отсутствие спорной информации, формулировок неразрешимых проблем; 3) представление исчерпывающей и актуальной информации; 4) логически безупречная аргументация; 5) наличие последовательно изложенных фактов; 6) сопоставление старого и нового; 7) рациональное изложение материала; 8) подробное раскрытие причинноследственных связей и системы интересов участников международного взаимодействия.

Аргументирующая речь используется специалистом-международником в публичной дипломатии в выступлениях перед специалистами / неспециалистами, в средствах массовой информации, в ходе общественно-политической дискуссии, в аналитических докладах, аналитических записках, в телевизионных интервью. Ее цель - убедить партнеров, коллег, круг неспециалистов в правоте представленного тезиса с целью оказания прямого или косвенного воздействия на участников международного взаимодействия. В публичной дипломатии аргументирующая речь выполняет две взаимоопосредованные функции: убеждения и побуждения. Именно поэтому данный вид речи так успешно используется специалистами -международниками в политических дискуссиях, профессиональных беседах, в полилогических высказываниях переговорного процесса, в публичных монологических высказываниях, имеющих большой резонанс в международном сообществе.

Основные требования, выдвигаемые к аргументирующему высказыванию: 1)

соответствие излагаемой аргументации тематической ситуации; 2) убедительность и доказательность аргументации; 3) лаконичное и однозначное формулирование аргументов; 4) тема-рематическая последовательность аргументации; 5) индуктивная организация логикосмыслового содержания речи; 6) использование не только логических, но и психологических доводов; 7) адресованность к сильным эмоциям партнеров, коллег по общению (справедливость / несправедливость, соответствие / несоответствие нормам международного права, сожаление, гордость и пр.); 8) предоставление слушающим всех необходимых данных для принятия конкретного решения; 9) избежание неясностей, недоговоренностей, двусмыслия в изложении содержания; 10) наличие прямого или косвенного призыва к действию, сотрудничеству.

Особым требованием к аргументирующей устной речи является то, что она всегда должна приводить аудиторию к согласию, без которого невозможно достичь объективных результатов в сфере международных отношений [2, с. 78]. Специалист-международник тщательно готовится к аргументирующей речи, доводя ее логико-смысловую структуру до оптимальной формы, которая максимально подходит для решения речевой задачи воздействия на партнеров.

Протокольно-этикетная речь широко распространенна в сфере международных отношений. В публичной дипломатии она имеет цель соблюсти традиции общения в типичных ситуациях международного общения, выполнить предписания этикета и/или ритуала. Ее разновидности: приветствие официальной делегации; официальное поздравление юбиляра; речь при официальной встрече гостей; траурная речь; речь на открытии / закрытии

194

Международный научный журнал «Инновационная наука»

торжественного мероприятия, конференции; вступительное слово перед официальным мероприятием; выступление с оценкой заслуг лица или организации.

Светская речь играет важную роль в неофициальном, полуофициальном и официальном общении специалистов-международников. Основная ее цель в публичной дипломатии - узнать поближе партнеров по коммуникации. Тематика может быть самой разнообразной: культура, архитектура, литература, искусство, философия, религия и

религиозные отличия; спорт; природа и окружающая среда; геополитика и политика отдельных стран; культурные, языковые, национальные достопримечательности стран; этнолингвокультурные особенности стран; национальные кулинарные традиции; национальные праздники; международные симпозиумы и фестивали; личные хобби и увлечения участников беседы; личные пристрастия в различных областях человеческой деятельности. Разновидности светских высказываний, к которым специалист-международник прибегает в неофициальной обстановке: беседы на торжественном ужине; речи на банкете; интересные рассказы по самой разнообразной тематике; шутки, юмористические миниатюры.

Чтобы светская речь имела успех, она должна быть бесконфликтной - основное требование ко всем видам светской устной речи в публичной дипломатии. Светская речь не нуждается в единстве развития и может сочетать в себе и серьезное, и шуточное; и правду и вымысел. Светская речь может содержать преувеличение, самоиронию, шутливые выпады в адрес кого-либо. Отличительная черта светской речи - ее личный характер. Она приоткрывает официальный портрет говорящего, расширяет представления о личных качествах партнеров, сближает их. Именно светская речь способствует установлению более близкого личного контакта между участниками общения и выступает инструментом профессионального взаимодействия партнеров: психологического, социального, интеллектуального. Это средство психологической подготовки партнеров к сотрудничеству и поиску компромиссных решений [3, с. 114].

Как показало опытное обучение, овладение информирующей, аргументирующей, протокольно-этикетной и светской речью наиболее эффективно осуществлять на двух последовательных этапах: подготовительном и собственно-речевом. Цель первого этапа -развитие речевых умений каждого из видов речевых высказываний. Второй этап нацелен на развитие умений управлять речевым общением. Это подразумевает овладение речевыми приемами воздействия на мнение партнера и приемами взаимодействия с ним.

В устных высказываниях специалиста-международника в публичной дипломатии развитие замысла имеет, как правило, разветвленную многоуровневую логико-смысловую структуру. Поэтому развитие речевых умений требует регулярных тренировок, что возможно успешно организовать на аудиторных занятиях в ходе обучения монологической и диалогической речи.

Список использованной литературы:

1. Бернейс, Э. Пропаганда. М. : H-Publishing, 2010. - 166 с. - ISBN 978-5-98999-019-1

2. Васильева, О. В. Обучение публичному высказыванию специалистов в сфере международных отношений // Проблемы высшей школы. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 2. / Науч. ред. В. И. Казаренков. - М.: РУДН, МАНПО, 2009. - С. 70 - 80.

3. Васильева, О. В. Обучение светской беседе специалиста по международным отношениям // Вестник Витебского гос. ун-та. - 2012. - № 4 (70). - С. 108 - 115.

4. Вершинин, М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб. : Михайлов, 2001. - 252 с. - ISBN 5-8016-0250-X

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.