МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 796.01
А.М. Валеев
К.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОРЕННЫХ
НАРОДНОСТЕЙ ПРИАМУРЬЯ
Аннотация
В статье проведен историко-педагогический анализ зависимости национальных игр и образа жизни народностей Приамурья, представлена роль народной игры как эффективное средство в традиционном физическом воспитании коренных жителей Приамурья.
Ключевые слова
Физическое воспитание, народные игры, коренные жители Приамурья.
Национальные игры и состязания являются эффективным средством педагогики. В них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.
Среди большого разнообразия средств физического воспитания традиционной игре, как универсальному средству народной педагогики, принадлежит особое место. Ее значение выходит за рамки тех понятий, с которыми мы обычно подходим к оценке всех других средств физического воспитания. Традиционная народная игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. Формы проявления народной игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Чрезвычайно разнообразно образовательное и воспитательное значение традиционных народных игр, особенно подвижного характера. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее. Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т.д. - ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера. В педагогической практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры.
Известно, что каждый народ, большой и малый, в соответствии с уровнем социально-экономического развития, природно-географических условий исторически выработал свою собственную систему физического воспитания.
Система физической культуры народностей Приамурья веками выверялась самой практикой жизни, она не только вырабатывала морально-волевые черты личности, но и способствовала художественно-эстетическому воспитанию человека.
Физическая подготовка коренных народностей Приамурья находилась в прямой связи с воспитанием молодого поколения. Именно благодаря систематической и оригинальной форме физического воспитания нанайцев, ульчей, нивхов, эвенков, удэгейцев, из них вырастали меткие охотники и удачливые рыболовы. Они метко стреляли, были выносливыми и стойкими.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
В национальных видах спорта нашли определенное отражение истоки традиционных народных знаний о природе, человеке и обществе. В истории накопления этих знаний в области национальной физической культуре прослеживается понимание амурчанами красоты и гармонии. Кроме того, многовековой опыт использования национальных игр и физических упражнений дает возможность более глубже увидеть особенность психологического склада коренных жителей Приамурья. В национальных играх и видах спорта существует своеобразная философия здоровья народностей и Приамурского региона. Эта философия представляет собой стройную систему, основанную на нравственных и эстетических принципах, на вечном стремлении человека к гармоническому совершенствованию.
Выдающиеся деятели педагогики и культуры (Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов, К.Д. Ушинский и др.) призывали собирать и описывать народные игры и состязания, чтобы сохранить и передать следующим поколениям народный колорит, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны и водными просторами бассейна могучей реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развития коренного населения, особенности его хозяйства, быта и культуры. На основе древних эстетических традиций коренные жители создали своеобразный фольклор, красочное орнаментально-декоративное искусство, полные обаяния и народной мудрости легенды, сказки и предания, а также рациональную и эффективную систему физического воспитания.
Весь образ жизни семьи народов Приамурья, культура жизнеобеспечения, исконные промыслы требовали от подрастающего поколения физической силы, закалки, выносливости и ловкости, самообладания и выдержки.
Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения в каждом возрастном периоде имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были ориентированы не только на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности и, несомненно, прекрасно подготавливали к промысловой и хозяйственной деятельности в экстремальных природных условиях Приамурья
Традиционно мальчики должны были овладеть секретами охотничьего и рыболовного промыслов. Охота - самый сложный вид мужских занятий. Этот промысел предъявлял очень высокие требования к уровню физической и психической подготовки: надо было быть ловким, чутким к различным звукам, уметь легко, без шума ходить по тайге, незаметно подкрадываться к зверю, быстро передвигаться на камусных лыжах, метко стрелять, умело пользоваться ножом, копьем и топором, стойко переносить холод и голод, ориентироваться на местности в любое время суток, уметь читать следы и знать повадки зверей и птиц. Рыбный промысел требует не меньшей физической подготовки, наряду с огромными нагрузками (во время хода кеты необходимо работать день и ночь, чтобы успеть обеспечить семью рыбой на год), также необходимо обладать особенностями и тонкостями рыбной ловли.
Девочек обучали навыкам обращения с предметами труда с трехлетнего возраста, к восьми годам девочка полностью включалась в домашнюю женскую работу. К двенадцати-тринадцати годам девочки должны уметь вести домашнее хозяйство, выделывать кожу, шить, готовить пищу и заготавливать на длительный срок, изготавливать домашнюю утварь и предметы быта, делать украшения и орнаментировать одежду, следовательно, девочки должны быть здоровы и физически развиты.
В истоках возникновения и совершенствования системы физического воспитания коренных народов Приамурья заложен «секрет выживания» в суровых климатических условиях. Труд жителей Приамурья сопряжен с огромным напряжением человеческих сил, требует воли, смелости, и, возможно, поэтому местные жители считали физическую подготовку крайне необходимым делом и придавали большое значение тем средствам, которые способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию физически крепкого, сильного и выносливого человека. Они понимали, что от этого зависит их благополучие, успехи в рыбной ловле, охоте, собирании дикоросов (ягоды, лечебных трав и др.).
В сказках и легендах, преданиях непременно воспевались люди с большой физической силой и благородной душой. Они пользовались заслуженным уважением и почетом. Их любовно называли
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
«эрмечьын» (чукчи), «мэрген» или «батор» (нанайцы). Слушая героические песни, сказания, сказки, дети, подростки, молодежь узнавали о древних способах и приемах тренировки силы, быстроты, ловкости, выносливости, о традиционных играх и состязаниях. Кроме того, эти сведения стимулировали у них желание быть похожими на былинных богатырей. Желание, стремление детей, молодежи стать такими же сильными и непримиримыми ко злу, носителями добра, как «мэргены», считалось вполне естественными явлениями.
В подборе физических упражнений и игр проявились большие знания о закономерностях взаимодействия человека и природы. В их действиях просматривается целенаправленная конструктивность и рационализм. Для систематических тренировок и состязаний они подбирали такие физические упражнения и игры, с помощью которых возможно одновременно решать задачи физической подготовки и совершенствования навыков, необходимых в промыслово-хозяйственной деятельности.
Важно отметить, что для воспитания детей, подростков и молодежи, по свидетельству ряда исследователей, только с помощью игр и игрушек жителям Приамурья удавалось быстро и эффективно готовить детей к трудовой деятельности.
Традиционные народные игры были основным средством быстрейшего приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыбалке, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Дети до четырех-пяти лет играли игрушками, изображавшими орудия будущей промысловой деятельности. Эти игры не имели строгих правил, а как бы проектировали промысловую, хозяйственную деятельность взрослых. Но существовал целый ряд игр, целью которых было развитие только определенных физических качеств.
По мере взросления детей содержание игр усложнялось, возрастала также нагрузка на организм. В играх дети реализовывали свою творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворяли потребность в общении со сверстниками, познавали окружающий мир.
В подростковом и юношеском возрасте игры в своем большинстве принимают характер состязаний, так как в этом возрасте мальчики начинают самостоятельно охотиться, ловить рыбу. Состязания способствовали дальнейшему развитию физических качеств, повышению профессионального мастерства подростков и юношей, закаляли их физически и психически.
Народные игры и состязания были популярными и у старшего поколения народов Приамурья. Часто именно они были зачинателями различных игр среди детей и подростков. Обычно они проводились во время праздников, на свадьбах, во время перерывов в работе и т.д. Игры и состязания способствовали укреплению здоровья и старшего поколения, эффективно нейтрализовали воздействие природной среды, позволяли на долгие годы сохранять оптимальную физическую подготовленность для успешного ведения промыслов, домашнего хозяйства.
Необходимо отметить, что очень часто в играх и состязаниях активное участие принимали девочки и женщины. Это, в первую очередь, было связано с тем, что в условиях региональных особенностей жизни Приамурья им приходилось выполнять тяжелую физическую работу, требовавшую от них соответствующего уровня физического развития и двигательной подготовленности, который достигался с помощью игр различного характера. У девочек и женщин существовали и свойственные только для них игры, которые в основном были направлены на эстетическое воспитание.
Характерной особенностью национальных игр жителей Приамурья, как для взрослых, так и для детей, является то, что они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий и отличается нестандартностью движений. Они проводятся в любую погоду, часто даже в сильные морозы.
Говоря о комплексности и универсальности игр, прежде всего надо отметить их главную роль -подготовку детей к труду, поддержание физической и профессиональной подготовленности у старшего поколения. Широкой популярностью среди коренных жителей Приамурья пользовались: гребля на лодках и оморочках, метание и толкание камней и других предметов, гонки на охотничьих лыжах, поднятие и переноска тяжестей, разнообразные прыжки в длину, стрельба из лука, перетягивание каната, борьба, подвижные игры «Чакпан» и «Боёкан» и т.д. Они проводились обычно на народных и религиозных праздниках, сходах, во время отдыха на промыслах, на досуге и т.д.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что традиционные игры народов Приамурья представляют огромный интерес не только в плане изучения духовной культуры этих народов, но и для их
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
эффективного использования в современном физическом воспитании, как коренных народностей Приамурья, так и для других народов Российской Федерации. Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений позволит значительно обогатить духовную жизнь коренных жителей Приамурья, а также других народов Дальнего Востока, Севера и России в целом.
© Валеев А.М., 2016
УДК 811.1/.8 276.6 : 327 + 81 23
О.В. Васильева
К. пед. н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Аннотация
Анализируются виды профессиональной деятельности специалиста-международника, операционный состав речемыслительной деятельности, виды речевого взаимодействия, уровни терминологической системы языка специальности, содержательный аспект речевых высказываний.
Ключевые слова
Коммуникативная, аналитическая, прогнозная, экспертная, консультативная деятельность
специалиста-международника.
Исследуя профессиональные задачи специалиста по международным отношениям, мы выявили пять основных видов деятельности: коммуникативная, аналитическая, прогнозная, экспертная, консультативная. Основанием для классификации послужили: доминирующие речемыслительные операции; виды речевого взаимодействия; используемые уровни терминологической системы языка специальности «Международные отношения»; характеристика информационного содержания высказываний [3, с. 221].
Коммуникативная деятельность специалиста-международника выполняет функции: информирующую, коммуницирующую и протокольную и предполагает два вида речевого взаимодействия: профессиональное взаимодействие со специалистами; общественно-политическое общение с неспециалистами. Коммуникативная деятельность в условиях профессионального взаимодействия со специалистами требует использования всех уровней терминологической системы языка специальности «Международные отношения». При общении с неспециалистами применим только общий, популярный уровень языка специальности. Информационное содержание речевых высказываний также отличается в зависимости от того, осуществляется ли профессиональное взаимодействие с коллегами (содержание речевых высказываний - специальное) или это общение с неспециалистами (содержание речевых высказываний - общее, социально-политическое). Коммуникативная деятельность занимает значительное место в профессиональной деятельности специалиста. Как показало анкетирование сотрудников МИД Республики Беларусь, деятелей международных организаций и иностранных представительств, в 70 % случаев специалист находит профессиональные решения, тесно взаимодействуя с партнерами, обращаясь к этому виду деятельности, которая реализуется через различные виды речевых высказываний. Доминируют устные речевые высказывания специального и общего вида: диалогические и полилогические высказывания. Монологи используются как элементы развития диалогов и полилогов. Речемыслительная деятельность