Научная статья на тему 'Физическое воспитание как способ передачи нанайской культуры'

Физическое воспитание как способ передачи нанайской культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нанайцы / спорт / северное многоборье / воспитание. / Nanai / sport / northern all-around / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгения Григорьевна Белая, Елена Николаевна Береснева

Значимыми элементами национальной культуры выступают определённые общественные ценности, идеи, нормы поведения, обычаи, ритуалы. Все они передаются и усваиваются посредством воспитания и становятся частью традиции в широком смысле слова. Для охотников и рыболовов обширной Амуро-сахалинской историко-культурной области, в том числе нанайцев, важнейшим элементом культуры является физическое воспитание. В прошлом семья выступала в качестве главного института социализации, связь с которым человек ощущал на протяжении всей своей жизни. В семье воспитание строго соответствовало полу и возрасту ребёнка: начиная с раннего детства каждый знал свои обязанности. Традиционное физическое воспитание, передача знаний из поколения в поколение одно из условий стабильности повседневной жизни и залог успеха в рыболовстве и охоте. Оно в целом было природосообразным. Проживая в экстремальных условиях, нанайцы научились использовать суровый климат как естественный фактор закаливания. Необходимым условием адаптации детей являлась физическая и трудовая подготовка. Вместе с трудовой деятельностью нанайский ребёнок осваивал разнообразные игры — одно из главных средств физического и трудового воспитания. Актуальным, таким образом, оказывается исследование современного состояния системы традиционного воспитания и наличия преемственности в ней, являющихся важным элементом сохранения культуры нанайского народа. В статье авторами на основе полевого материала и анализа научной литературы рассматриваются особенности передачи опыта и подготовки подрастающего поколения, а также использование нанайских подвижных игр в современном воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгения Григорьевна Белая, Елена Николаевна Береснева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AS A METHOD OF TRANSMITTING NANAIAN CULTURE

Certain social values, ideas, norms of behavior, customs, and rituals are important elements of a national culture. All of them are transmitted and assimilated through education and become part of the tradition in the broad sense of the word. For hunters and fishermen of the vast Amur-Sakhalin historical and cultural region, including the Nanais, physical education is an essential element of culture. In the past, the family acted as the main institution of socialization, with which a person has felt throughout his life. In the family, the upbringing of children strictly corresponded to the sex and age of the child, starting from early childhood, each child knew their responsibilities. Traditional physical education, the transfer of knowledge from generation to generation, one of the conditions for the stability of everyday life and the key to success in fishing and hunting. It was, in general, nature-like. Living in extreme conditions, the Nanais learned to use the harsh climate as a natural factor of hardening. A necessary condition for the adaptation of children was physical and labor training. Together with their work, Nanai children mastered a variety of games, which were one of the main means of physical and labor education. The actual problem, therefore, is the analysis of the current state and continuity in the system of traditional education, as an important element in the preservation of the traditional culture of the Nanaian people. In the article, the authors, on the basis of field material and analysis of the scientific literature, consider the features of the transfer of experience, training of the younger generation and the use of Nanai outdoor games in the modern educational process.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание как способ передачи нанайской культуры»

УДК 796.088 DOI 10.24411/2658-5960-2019-10023

Евгения Григорьевна Белая 1 (belaya25@mail.ru) Елена Николаевна Береснева2 (len-a-nel@yandex.ru)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ НАНАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Значимыми элементами национальной культуры выступают определённые общественные ценности, идеи, нормы поведения, обычаи, ритуалы. Все они передаются и усваиваются посредством воспитания и становятся частью традиции в широком смысле слова. Для охотников и рыболовов обширной Амуро-сахалинской историко-культурной области, в том числе нанайцев, важнейшим элементом культуры является физическое воспитание. В прошлом семья выступала в качестве главного института социализации, связь с которым человек ощущал на протяжении всей своей жизни. В семье воспитание строго соответствовало полу и возрасту ребёнка: начиная с раннего детства каждый знал свои обязанности. Традиционное физическое воспитание, передача знаний из поколения в поколение одно из условий стабильности повседневной жизни и залог успеха в рыболовстве и охоте. Оно в целом было природосообразным. Проживая в экстремальных условиях, нанайцы научились использовать суровый климат как естественный фактор закаливания. Необходимым условием адаптации детей являлась физическая и трудовая подготовка. Вместе с трудовой деятельностью нанайский ребёнок осваивал разнообразные игры — одно из главных средств физического и трудового воспитания. Актуальным, таким образом, оказывается исследование современного состояния системы традиционного воспитания и наличия преемственности в ней, являющихся важным элементом сохранения культуры нанайского народа. В статье авторами на основе полевого материала и анализа научной литературы рассматриваются особенности передачи опыта и подготовки подрастающего поколения, а также использование нанайских подвижных игр в современном воспитательном процессе. Ключевые слова: нанайцы, спорт, северное многоборье, воспитание.

Evgenia G. Belaya1 (belaya25@mail.ru) Elena N. Beresneva 2 (len-a-nel@yandex.ru)

PHYSICAL EDUCATION AS A METHOD OF TRANSMITTING NANAIAN CULTURE

Certain social values, ideas, norms of behavior, customs, and rituals are important elements of a national culture. All of them are transmitted and assimilated through education and become part of the tradition in the broad sense of the

1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

2 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия. Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

word. For hunters and fishermen of the vast Amur-Sakhalin historical and cultural region, including the Nanais, physical education is an essential element of culture. In the past, the family acted as the main institution of socialization, with which a person has felt throughout his life. In the family, the upbringing of children strictly corresponded to the sex and age of the child, starting from early childhood, each child knew their responsibilities. Traditional physical education, the transfer of knowledge from generation to generation, one of the conditions for the stability of everyday life and the key to success in fishing and hunting. It was, in general, nature-like. Living in extreme conditions, the Nanais learned to use the harsh climate as a natural factor of hardening. A necessary condition for the adaptation of children was physical and labor training. Together with their work, Nanai children mastered a variety of games, which were one of the main means of physical and labor education. The actual problem, therefore, is the analysis of the current state and continuity in the system of traditional education, as an important element in the preservation of the traditional culture of the Nanaian people. In the article, the authors, on the basis of field material and analysis of the scientific literature, consider the features of the transfer of experience, training of the younger generation and the use of Nanai outdoor games in the modern educational process. Keywords: Nanai, sport, northern all-around, education.

Обращение к традициям — это не возврат в прошлое, это освоение собранного по крупицам опыта предыдущих поколений. Один из аспектов такого освоения — использование этнических средств воспитания, в частности физического, которое на протяжении многих веков было востребовано коренными малочисленными народами Севера [4, с. 3].

Так как слабый и больной ребёнок не в состоянии быть полезным своему роду, то традиционный уклад семьи, жизнь в гармонии с природой, обусловил определённый подход к физическому и трудовому воспитанию подрастающего поколения, который был нацелен на формирование с рождения здорового, физически и психически развитого, закалённого человека, способного продолжить род.

В XVII — первой половине XX в. у нанайцев было ярко выражено половозрастное разделение труда. Так, охотничьим промыслом занимались мужчины, собирательством — женщины, рыболовством — мужчины и женщины: во время передвижения на лодке гребли женщины. Всё это накладывало особый отпечаток и на воспитание детей, на их половозрастную «профориентацию» [5, с. 77].

Здоровью нанайца способствовал определённый комплекс физического воспитания, который сложился в процессе жизнедеятельности и представлял собой попытку обеспечить человеку оптимальную для окружающих природных условий физическую и промысловую подготовку. Детей с трёх лет приучали к труду и физическим упражнениям, именно с этого возраста начиналась передача знаний и навыков [2, с. 286].

Важным элементом культуры в области физического развития являлись подвижные игры на координацию движений, поединки, промысловые игры с бегом, прыжками. Развивая в детях ловкость, быстроту и выносливость, испокон веков взрослые через игру передавали им опыт, который был необходим в рыбной ловле, охоте, собирательстве, быту.

Наибольший интерес для нашего исследования имели работы В.И. Прокопенко, В.Ч. Бельды, Ю.А. Сема, Л.И. Шренка, И.А. Лопатина, П.Я. Гонтмахера, Н.Б. Киле, в которых представлена роль нанайских подвижных игр в развитии детей.

Профессор В.И. Элашвили, изучающий народные игры, пишет, что «игра — одно из комплексных средств воспитания, направленная на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих» [6, с. 14].

Через игры хозяйственной направленности дети и подростки проходили школу освоения традиционных промыслов: знакомились с маскировкой и приёмами добычи медведя, птиц и рыб, изучали их повадки и приметы [5, с. 31]. Так как повседневное занятие взрослых в тёплое время года — рыбная охота, целью которой было поразить острогой рыбу с оморочки, то, играя, дети стремились подражать им. В разных нанайских селениях игры могли отличаться по названию и содержанию. Например, в с. Бельго такую игру называли «Заколи острогой» и проводили на любой ровной площадке, а не в воде. В с. Верхняя Эконь она называлась «Рыбная охота», у кондонских нанайцев — «Соломаури».

Оморочка и многовёсельные лодки были главным средством передвижения нанайцев, поэтому мальчики и девочки уже в подростковом возрасте мастерски могли ими управлять. Устраивались специальные игры-состязания, в которых большое значение имела синхронность движений гребцов. Характерные черты, напоминающие современные национальные виды спорта по гребле, такие игры стали приобретать с 1959 г., когда совет по физической культуре принял постановление о введении их в программу районных спартакиад [5, с. 64].

В каждом селении дети и подростки состязались в играх с луком, вырабатывая мастерство промысловика. У кондонских нанайцев стрельба велась по наземной мишени, при этом учитывалась дальность полёта стрелы. Также дети соревновались в прыжках в длину, в высоту, с шестом. У кон-донцев были: двойной прыжок; прыжок на одной ноге с места с приземлением на обе ноги; тройной прыжок. Для нанайцев эти игры-состязания являлись не только развлечением, но и систематической тренировкой всего опорно-двигательного аппарата [5, с. 68].

В современных нанайских сёлах в системе физического воспитания применяются национальные подвижные игры, своеобразные физические упражнения, входящие в северное многоборье: тройной национальный прыжок, который начинается от стартовой черты и состоит из трёх прыж-

ков, выполняемых последовательно без остановок с одновременным отталкиванием двух ног; метание топора на дальность; бег с палкой по пересечённой местности на 3 км; прыжки через нарты; метание тынзяна на хорей. Тынзян — это аркан, хорей — трёхметровый деревянный шест для управления оленьей упряжкой, сам процесс имитирует поимку оленя [1, с. 19—20].

С детского сада в процессе занятий северным многоборьем ребёнок приобщается к родной культуре в самобытных состязаниях. Так он с малого возраста узнаёт историю своего народа, его традиции и особенности менталитета.

В январе-феврале 2019 г. нами было проведено полевое исследование в национальных поселениях Хабаровского края: с. Кондон (Солнечный р-н), с. Бельго, с. Верхняя Эконь (Комсомольский р-н). Осуществлялись интервьюирование воспитателей детских садов, анкетирование школьников и опросы информантов, ставилась цель выявить степень заинтересованности национальными видами спорта, игр, а также передачи их культурных особенностей. Всего из трёх сёл было опрошено 100 учеников и 15 респондентов.

В с. Кондон в детском саду «Берёзка» 40 детей приобщаются к культуре через художественно-эстетическое развитие. Создана программа «Возрождение национальных традиций»: детей знакомят с фольклором, рассказывая тэлунгу — мифы, сказания, предания, легенды. На примере подвигов богатырей-мэргэнов ребёнок узнаёт, что физическая сила, внимательность, меткость и выносливость оказываются неразрывно связанными с совершенствованием нравственных качеств и духовным развитием личности. Фольклор передаёт ценную информацию о системе физического воспитания нанайцев из поколения в поколение.

Приводя пример того, как осуществляется знакомство с элементами национальной культуры, Татьяна Валерьевна Маркова, учитель нанайского языка в детском саду, рассказала, что воспитателями организовываются спортивные игры один раз в неделю в группах и на прогулке. Ведутся физкультурные занятия три раза в неделю, два раза в год проводятся спортивные праздники, один раз в месяц — «День здоровья» с элементами национального спорта и обязательно в национальных костюмах. После завершения праздника дети относят костюмы в костюмерную (рис. 1).

Физическое воспитание подрастающего поколения осуществляется через игру. На праздниках проводят национальное состязание «Хупи-гори, андана!», которое включает в себя творческие, интеллектуальные и спортивно-игровые задания. Её участникам, по правилам, необходимо ознакомиться с бытом, культурой и традициями коренных народов Приамурья. Во время «Хупигори, андана!» проводят такие игры, как соревнования с лоскутным мячом — «Пакачи», «Туэри купин» («Зимняя игра»), «Томян» («Прыжки»), «Топтоди» («Игра с верёвкой»). Для выпускников детского сада устраивают поединки по перетягиванию палки (сидя, опираясь о ступни соперника), состязания в метании набивного мяча в цель. Каждый ребёнок, окончивший детский сад, знаком с некоторыми атрибутами и элементами северного многоборья (рис. 2).

В настоящее время в средней образовательной школе с. Кондон учится 70 чел., они обучаются по программе с использованием традиционно-народных физических упражнений, игр, элементов национальных видов спорта. Занятия по физкультуре и дополнительная секция по северному многоборью включают изучение правил национальных состязаний [3, с. 22, 36, 52, 63, 71]. Глушков Валерий Михайлович бесплатно тренирует детей четыре раза в неделю. Так как команда не полная, она участвует не во всех видах многоборья, но регулярно выезжает на спортивные районные соревнования. Гордостью села является Недосекин Валерий, который в составе юниорской команды Хабаровского края 19 апреля 2019 г. принял участие в соревнованиях в Якутске на первенстве России. Он достиг первого разряда в тройном национальном прыжке с одновременным отталкиванием ног.

За продолжение спортивных соревнований по северному многоборью и проведение национальных игр высказались школьники 2—9 классов (табл. 1). Опрошенные 46 чел. считают, что это позволяет им ближе познакомиться со своей культурой, оценить собственные спортивные достижения и обогатить духовные качества.

Таблица 1

Количество опрошенных детей в школах

Село Опрошено детей Мальчики Девочки Нанайцы Метисы Русские Чукча / Эвенка Армянка

Кондон 50 21 29 43 4 2 1/0 —

Бельго 30 11 19 18 4 7 0/1 1

Верхняя Эконь 20 8 12 9 5 5 — —

Другая обстановка в с. Бельго. В 2013 г. из-за наводнения оно было признано непригодным для проживания. Новый посёлок расположен рядом со старым и построен на искусственном 4-метровом возвышении.

В детском саду 22 ребёнка знакомятся с национальной культурой через все виды деятельности: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, танцевальную, через творчество и удивительный мир сказок. Слушая героические сказания, легенды нанайского народа, дети узнают о древних приёмах тренировки силы, о традиционных играх и состязаниях. Задачами образовательной деятельности в области физического развития ребёнка в этом детском саду являются создание условий для укрепления здоровья, расширения представлений о своём теле, а также формирование начальных знаний о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, в которых развиваются различные движения: бег, прыжки, лазанье и т.д. (рис. 3).

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Физкультурные занятия проходят три раза в неделю в помещении.

Рис. 3. Детская площадка, с. Бельго. Фото с официального сайта школы с. Бельго.

URL: http://belgo-school.ru/

По праздникам организовывают спортивные состязания. К выпуску дети разучивают нанайские сюжетно-ролевые постановки.

При опросе школьников 1—9 классов в основной образовательной школе с. Бельго все ребята сказали, что заинтересованы в дальнейшем изучать историю и культуру нанайского народа (табл. 2).

В ходе беседы с директором школы с. Бельго Ольгой Ивановной Кузю-риной выяснилось: из-за того, что в учреждении даётся лишь неполное среднее образование и его выпускники уезжают поступать в средние специальные учебные заведения Комсомольска-на-Амуре, нет возможности создавать спортивные команды.

По словам Александры Константиновны Дигор, руководителя этнографического музея и учителя родного языка, в настоящее время на уроках физкультуры не введена программа с элементами северного многоборья и не проводятся соревнования, так как допуск к последним начинается с 14 лет и нет специалиста в этой области. Но в школе и посёлке часто проводят мероприятия, посвящённые национальным играм, особый интерес вызывают те из них, которые имеют промысловый сюжет.

Предпринимаются усилия по решению национальной проблемы сохранения и возрождения нанайского языка, поскольку он является элементом культуры общества, её неотъемлемой частью (табл. 3).

По нашим наблюдениям, все кабинеты школы с. Бельго подписаны как на русском, так и на нанайском языке. Комплексный подход в обучении (психическое развитие, совершенствование специальных навыков

Таблица 2

Дополнительная занятость детей

Кондон Бельго Верхняя Эконь

Занимаются в спортивной секции и в танцевальном кружке 38 20 14

- свой выбор сделали сами 24 14 10

- позвали друзья 6 1 2

- посоветовали родители и учителя 8 5 2

Где вы познакомились с нанайской культурой?

В школе 36 22 18

В кружке (секции) 7 4 7

Дома 7 2 —

В музее своего населённого пункта 13 9 13

С чем вам было интересно познакомиться в кружке?

С нанайскими спортивными играми 15 6 14

С традиционными танцами 10 7 —

С историей и обычаями своего народа 6 7 6

С нанайскими сказками и легендами 14 12 8

Чему вас научили в кружке (секции)?

Элементам северного многоборья 12 — 10

Танцевать нанайские танцы 10 11 —

Играть в нанайские игры 15 9 14

Таблица 3 Степень владения нанайским языком в школах

Кондон Бельго Верхняя Эконь

Умею читать и писать 25 18 9

Разучиваю стихи, песни, но не знаю языка 6 4 3

Умею говорить 2 1 —

Понимаю, о чём говорят 3 1 7

в сочетании с трудовыми, умственными, эстетическими) всегда воспитывал достойное молодое поколение, формируя у него этническую идентичность.

Третье село — Верхняя Эконь — славится своим Центром этнографической культуры, куда приезжают учёные из разных городов России, делегации из Японии, КНР и европейских стран. Из соседних сёл привозят дошкольников и школьников, чтобы поближе познакомить их с национальной культурой.

В детском саду для 24 детей проводят неделю здоровья, организовывают физкультурно-массовые занятия, спортивные праздники, нанайские народные подвижные игры между группами. Через игру прививают этническую толерантность, развивают физическую культуру, укрепляют

здоровье. При выборе игр воспитатели ориентируются на особенности содержания, темы, сюжета и правил. Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, ведь от него зависят игровые действия детей, своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Например, игра «Рыбаки Амура» развивает физически и учит ребёнка определять названия рыб р. Амур.

В средней образовательной школе с. Верхняя Эконь по практическому применению национальных видов спорта в системе физического воспитания нами были опрошены ученики 2—6 классов (см. табл. 1).

Существенное влияние на популяризацию национального спорта оказывает его внедрение в компонент школьной программы по физическому воспитанию. В структуре потребностей и интересов школьников занятия физическими упражнениями с элементами северного многоборья занимают одно из ведущих мест, и с возрастом интерес не спадает.

По словам Любови Афанасьевны Хайтанин, Афанасий Чайсал, её отец, с 1960-х гг. был учителем физкультуры и тренером детей и взрослых из сельской команды Верхней Экони. Любовь Афанасьевна в составе школьной команды побывала во всех сёлах Приамурья, где проводились отборочные соревнования. Команда участвовала во всех районных и краевых играх по северному многоборью.

Любовь Афанасьевна — учитель II спортивной судейской категории по северному многоборью, член правления региональной общественной организации «Хабаровская краевая спортивная федерация северного многоборья», в настоящее время тренирует школьников, организует мастер-классы для ребят по дисциплинам северного многоборья, включает в уроки физкультуры основные традиционные игры нанайцев. Занятия в школе Л.А. Хайтанин проводит три раза в неделю, также она является тренером 10 чел. из 4 и 6 классов на дополнительных, бесплатных занятиях по многоборью. Раз в неделю учит детей метать тынзян на хорей с места, сматывать тынзян целиком, производить правильный бросок первого мотка тынзяна с костяшкой, правильно держать кисть руки при броске. Её ученики выполняют разнообразные прыжковые упражнения с отягощением, совершенствуют бег с высоким подниманием бедра.

Несмотря на экономические трудности, команда Л.А. Хайтанин по северному многоборью в 2013—2015 гг. выезжала на всероссийские соревнования. В 2017 г. был последний выезд 8 чел. на соревнования в Хабаровский край, в загородный туристический комплекс «Заимка». Поездку финансировали краевая и районная администрации.

Неотъемлемой частью культуры коренных малочисленных народов являются летние национальные виды спорта. Они включают в себя 10 видов программы: стрельбу из лука; перетягивание каната; метание тяжести; прыжок в длину с шестом; национальную игру «Чакпан», в основе которой спортивный бег и ловля «пучка» на «чакпан» (шест с рогатулей); национальную борьбу; тройной национальный прыжок «Томян»; греблю на национальной лодке и лодке-оморочке; кросс 500 и 1000 м.

Соревнования по летним национальным видам спорта проводятся только в Хабаровском крае. В многоборье существует таблица очков, где по результату присваивается квалификация, начиная с юношеского разряда до мастера спорта.

В день соревнований все участники обязательно надевают национальные костюмы: на представление команд, на заключительный парад и на церемонию награждения. А на летних национальных играх народов Приамурья национальный костюм обязателен для соревнований лучников (рис. 4).

Каждое лето в село приглашают детей в «лагеря-малодневки»: несколько смен по 5 дней. Например, в 2018 г. гостей встречали с лозунгом «Живая нить времён», смена была посвящена народным промыслам. Для детей обязательно проводят обучение традиционным играм, устраивают соревнования по национальным видам спорта.

Существенной проблемой, по мнению Любови Афанасьевны Хайта-нин, является разработка современных образцов спортивного инвентаря для занятий северным многоборьем, так как оборудование и инвентарь не продаются в специализированных магазинах, их созданием занимаются мастера традиционных ремёсел. Сохранение и развитие национальных

Рис. 4. Летний национальный вид спорта. Стрелок Элина Ойтанко. Фото А.А. Фроленок

видов спорта сегодня — это не только дань истории и традиции, но и поддержание связи между поколениями, один из способов формирования национальной идентичности.

Проведённое исследование в трёх сёлах показало, что использование на уроках физической культуры национальных видов спорта, подвижных, самобытных игр и некоторых элементов северного многоборья является уникальным элементом традиционного физического воспитания нанайцев, уходящим своими корнями в историю. Согласно результатам анкетирования, 72 школьника из этих трёх сёл, которые посещают спортивные секции, хотели бы знать больше о традиционных играх, культуре своего народа; по их мнению, в сохранении культурного наследия должны активно участвовать клубы, национальные центры, библиотеки, школы, музеи.

На сегодняшний день общероссийский стандарт образования для коренного населения не разработан, каждый регион сам реализует школьную программу. В национальных поселениях создаются условия для развития северного многоборья, воспитания выносливого, закалённого человека. Проводятся мероприятия, которые направлены на воспитание воли к достижению цели, развитие физической силы, выносливости и координации движения и благотворно влияют на становление этнокультурного сознания детей, на их этническую идентификацию и компетентность в области национальной культуры. Современное физическое воспитание и обучение рассматриваются как единый процесс формирования личности. Таким образом, передача опыта физической подготовки подрастающему поколению происходит через: учреждения культуры и образования, педагогов, родителей. Многие традиционные правила игр, дошедших до нас, видоизменились, но их практическое значение и ценность не утрачены. Некоторые из них проводятся только на фестивалях в виде показательных выступлений. Тем не менее исполнители демонстрируют быстроту, ловкость, отточенность движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев В.Н., Сысолятин Г.В., Конев А.В. Национальные виды спорта северного многоборья. Программа для детско-юношеских спортивных школ Российской Федерации. Тюмень: Вектор Бук, 2003. 132 с.

2. История и культура нанайцев: историко-этнографические очерки: монография / отв. ред. В.А. Тураев. СПб.: Наука РАН, 2003. 326 с.

3. Национальные виды спорта: северное многоборье: учеб.-методическое пособие для студентов факультетов физической культуры и спорта / сост. Н.В. Самолово-ва, Н.А. Самоловов. Нижневартовск: НГГУ, 2008. 87 с.

4. Прокопенко В.И., Прокопенко В.В. Игры коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина: учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011. 326 с.

5. Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. 112 с.

6. Элашвили В.И. Игры — средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1986. № 10. С. 13—14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.