Научная статья на тему 'Этнопедагогические полевые исследования развития двигательной активности в самобытном воспитании коренных малочисленных народов Западной Сибири'

Этнопедагогические полевые исследования развития двигательной активности в самобытном воспитании коренных малочисленных народов Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ / PEDAGOGICAL LEGACY / PEDAGOGICAL PROPERTY / PHYSICAL ACTIVITIES / TRADITIONAL GAMES AND COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Красильников Валерий Павлович

Статья подготовлена на основе материалов десяти этно-педагогических экспедиций (1990-2006) в места постоянного проживания коренных малочисленных народов Западной Сибири (хантов, манси, лесных ненцев). Как результат этно-педагогических экспедиций были установлены основные средства педагогического наследия и достояния двигательной активности. Педагогическое наследие двигательной активности имело более чем сто традиционных игр и состязаний. Использование традиционных игр и состязаний позволит значительно обогатить духовную жизнь не только коренных народов, но также других народов Западной Сибири и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Красильников Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopedagogical field research of development of motive activity in original education of local small nations of Western Siberia

The article was prepared on the basis of the materials received in ten ethno pedagogical expeditions (1990 2006) in places of residing of the indigenous of the West Siberia. As the result of ethno pedagogical expeditions identified the basic means were pedagogical legacy and property of physical activities. The pedagogical legacy of physical activity had more than hundred traditional games and competitions. The use of traditional games and competitions will allow enriching considerably the spiritual life not of the indigenous, but also other peoples of the Western Siberia and whole Russia.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические полевые исследования развития двигательной активности в самобытном воспитании коренных малочисленных народов Западной Сибири»

УДК 796.067

С. А. ДНЕПРОВ, _ В. П. КРАСИЛЬНИКОВ г

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В САМОБЫТНОМ ВОСПИТАНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Статья подготовлена на основе материалов десяти этно-педагогических экспедиций (1990—2006) в места постоянного проживания коренных малочисленных народов Западной Сибири (хантов, манси, лесных ненцев). Как результат этно-педагогических экспедиций были установлены основные средства педагогического наследия и достояния двигательной активности. Педагогическое наследие двигательной активности имело более чем сто традиционных игр и состязаний. Использование традиционных игр и состязаний позволит значительно обогатить духовную жизнь не только коренных народов, но также других народов Западной Сибири и России в целом.

Ключевые слова: педагогическое наследие, педагогическое достояние, двигательная активность, традиционные игры и состязания.

В последние годы появилась необходимость в преодолении оторванности современного образования коренных малочисленных народов от их национальных корней, от естественного этнопедагогичес-кого процесса. Это общемировая проблема: ЮНЕСКО выражает озабоченность в связи со стремительным исчезновением важнейших традиционных педагогических методов и средств, в особенности средств развития и поддержания физической активности (традиционных видов промысловой деятельности, игр и спорта), из жизни и быта многих этносов. В связи с этим на 33-й сессии ЮНЕСКО принято решение № 33 С/Г*.21 об их сохранении, внедрении в современные образовательные системы [ 1 ].

Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2015 года» также имеет разделы, которые посвящены созданию условий для развития двигательной активности [2]. Роль двигательной активности как важнейшей части педагогического наследия физического воспитания коренного населения Западной Сибири не рассматривалась, не систематизировалась, не находила достаточно полного теоретического обобщения и, соответственно, реализации в современных условиях. Возникло противоречие между потребностью в использовании эт-нопедагогической концепции двигательной активности как части педагогического наследия и недостаточной разработанностью ее теоре-тического, системного, содержательного и методического аспектов.

Под двигательной активностью мы понимаем любую целенаправленную мышечную деятельность,

позволяющую развивать, поддерживать и сохранять хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул к жизни, возможность адаптироваться к сложным природным и социальным условиям.

Богатейшую информацию о средствах двигательной активности коренных сибирских этносов можно разделить на педагогическое наследие и педагогическое достояние. Педагогическое достояние — исторические культурные и социально-педагогические факты, предметы, описание собы тий и явлений, характерных только для своего времени и соответствующих этно-природно-климатическим условиям прошлого. Этно-педагогическое достояние в области развития двигательной активности личности коренных сибиряков играло важнейшую роль не только в социальном становлении человека, в формировании его духовно-нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств, в социализации личности в целом, но и в этногенезе коренных малочисленных народов. Однако этнопедагогическое достояние в современной системе физического воспитания коренных малочисленных народов Западной Сибири сегодня использовать нельзя.

Этно-педагогическое достояние надо бережно сохранять и передавать из поколения в поколение. Возможно, в будущем по мере совершенствования и утверждения национального самосознания коренных малочисленных народов Западной Сибири его станут применять как педагогическое наследие — самобытное физическое воспитание, в ко тором содержат-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

ся вполне применимые в современных условиях образования практические возможности для значительного усиления двигательной активности.

Многообразное по форме и богатое по содержанию педагогическое наследие, связанное физическим воспитания коренных малочисленных народов Западной Сибири, должно быть исследовано, реконструировано, воссоздано и внедрено в современных условиях.

Педагогический потенциал традиционных игр и состязаний для воспитания подрастающего поколения коренных народов Сибири, многовековой педагогический опыт этих этносов необходим новому поколению, так как благодаря ему осознается позитивное национальное своеобразие и единение народа. Таким образом можно сохранить здоровый дух народа, что ценно и для всех современных жителей севера Западной Сибири.

Богатый арсенал средств физической активности (традиционные игры и спорт, методы оздоровления, физическая подготовка к промысловой и хозяйственной деятельности), накопленный в процессе промыслов, военных походов, в быту, создавал все необходимые условия для формирования духовно и физически здоровых подрастающих поколений коренных сибиряков. Средства физической активности использовались не только в быту, но и во время подготовки и проведения национальных праздников, особенно ярко проявлявших национальное своеобразие двигательной активности в традиционной играх. Спортивные праздники собирали и сплачивали представителей коренных малочисленных народов Западной Сибири, живущих на значительных расстояниях друг от друга [3, 4], так же как древних греков, живших в разных концах Ойкумены, объединяли Олимпийские игры, а спортивный дух соревнования позволял им осознавать и поддерживать свое национальное родство на протяжении тысячелетий.

В противоречивых условиях сочетания гуманизации общественной жизни и усиления национального самосознания коренных сибирских народов необходима такая организация образовательного процесса, которая побуждала бы людей обращаться к изучению и применению своего педагогического наследия, под которым понимается оригинальный и ценный культурный опыт, аккумулирующий все лучшее, накопленное за долгую историю развития не только в системе образования и педагогической мысли, но и в семейном воспитании, и который может быть воссоздан и с успехом использован в современном условиях.

Обращение к педагогическому достоянию и наследию позволит преодолеть крайне негативную тенденцию (которая в последнее время стала очевидной) стремительного снижения роли семейного физического воспитания в формировании двигательной активности подрастающего поколения. Необходимо, чтобы соответственно повышалась роль и ответственность средней и высшей школы в обеспечении требуемой двигательной активности детей и молодежи. Однако система образования в условиях севера Западной Сибири пока не в полной мере справляется с этой ролью. Исследования последних лет показали, что в настоящее время двигательная активность рос-сий-ских школьников на 40%, а старшеклассников — даже на 70% ниже необходимой нормы здоровья [5]. Положение в национальной средней школе еще значительно хуже [6, 7].

Для более тщательного, углубленного изучения педагогического наследия двигательной активности

коренных сибиряков применялись методы полевой этнографии: включенное спровоцированное наблюдение, опрос, беседа, интервью, фото и киносъемка.

Наши исследования показали, что не имеющий аналогов культурный опыт многих коренных народов Западной Сибири находится на грани полного исчезновения. Современное физическое воспитание в национальной средней школе и в дополнительном образовании, основанное на имитации олимпийских видов спорта, не соответствует менталитету и условиям проживания коренных сибиряков и не принимает во внимание многовековые традиции физической культуры этих этносов, для которых двигательная активность выполняла жизненно важную функцию — способствовала выживанию в экстремальных климатических условиях Сибири.

Реконструкция педагогического наследия в современных условиях должна учитывать то, что традиционно формирование двигательной активности детей и подростков коренных сибиряков было основано на принципах постепенности в овладении промысловой и хозяйственной деятельностью, учета возрастных и гендерных особенностей, миниатюризации размеров учебных промысловых орудий; на введении в игру интерактивной сказочности. Это отражено в произведениях устного народного творчества, а также было связано с обычаями, соблюдаемыми во время ритуальных и религиозных обрядов.

Наши исследования включают этнопедагогичес-кие полевые материалы: описание и анализ приемов и методов развития двигательной активности, закаливания, физической подготовки к промысловой и хозяйственной деятельности; описание со слов коренного населения около 200 традиционных игр и состязаний [3, 4]. Педагогический анализ литературных источников и собранных нами этнопедагогичес-ких материалов позволил обосновать существование народной «школы» физического воспитания этих этносов, в которой формировалась и развивалась двигательная активность подрастающих поколений коренных сибиряков.

Краткие сведения, повествующие о средствах и приемах развития физической активности коренных сибиряков, содержатся в работах В. Ф. Зуева (ханты, манси, ненцы) [8], О. Финша, А. Брэма (ханты) [9].

В начале XX в. началось более глубокое изучение культуры народов Сибири, что, несомненно, позволило получить некоторые сведения о развитии двигательной активности детей и подростков. Некоторые средства повышения двигательной активности представлены в трудах И. Н. Шухова (ханты) [10], Г. Н. Дмитриева-Садовникова (ханты) [11]. Основным недостатком вышеупомянутых публикаций является то, что они носят отрывочный и описательный характер. Наиболее интенсивные исследования педагогического наследия, и в частности средств развития двигательной активности народов Сибири, начались в 20—30-х гг. XX в. Это книги Л. В. Певговой (ханты, ненцы, манси) [12], А. Н. Рейнсона-Правдина (ханты) [13], Г. Ш. Абсалямова (ненцы) [14].

Необходимо отметить, что в последние годы появились работы, в которых осуществлен анализ самобытного физического воспитания и способов развития двигательной активности коренных народов Сибири. Это труды Л. Н. Кривули (ханты, манси) [15], В. П. Красильникова (финно-угры) [3, 4], Н. И. Синявского (ханты и манси) [16, 17], которые, несомненно, вносят огромный вклад в раскрытие национальных особенностей физической культуры, самобытного физического воспитания, роли и значения

традици-онных игр, спорта. Все перечисленные авторы глубоко озабочены отсутствием внимания к изучению, сохранению и использованию в современных условиях традиционных форм двигательной активности коренных малочис-ленных народов Западной Сибири, к повышению их роли и значения в современном образовательном процессе.

Большинство исследователей физической культуры коренных сибиряков В. Ф. Зуев [17], И. Г. Остроумов [18], В. А. Павловский [19], Ю. А. Подольский [20], Л. Р. Симонова [21] отмечают их невысокий рост от 150 до 155 см, небольшой вес от 55 до 64 кг, но подчеркивают, что эти параметры небольшой рост и вес не препятствовали формированию крепкого телосложения этих этносов.

Многие известные ученые-североведы В. Ф. Зуев [17], Н. Л. Гондатти [22], В. И. Неславин [23], Иринарх (игумен) [24], Р. П. Митусова [25] регистрировали высокую продолжительность жизни коренных сибиряков (от 60 до 100 лет), которая была бы невозможна без высокой степени развития двигательной активности.

На основании этих данных можно судить об объеме и роли двигательной активности для выживания, о ее социализирующей роли в воспитании подрастающих поколений сибирских коренных народов. Вместе с тем они могут быть использованы для научно обоснованной организации современного образовательного процесса не только коренных народов Западной Сибири, но и приезжих детей, родители которых участвуют в промышленном освоении природных богатств Севера Западной Сибири и Дальнего Востока, поскольку живут они в одних и тех же природно-климатических условиях.

Нами предлагается следующая последовательность применения воссозданного педагогического наследия двигательной активности путем внедрения системы традиционных игр и состязаний в современный образовательный процесс национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Западной Сибири.

1. Игры, рекомендуемые к применению в учебном процессе по физической культуре в национальной средней школе и ДЮСШ, которые имеют отделения нового вида спорта «Северное многоборье».

В младших классах предпочтение должно быть отдано играм на ловкость, быстроту, так как в этом возрасте у детей еще слабо развита аэробная и мышечная системы. Мы рекомендуем для детей этого возраста такие игры, как «Бег по-медвежьи» («Пупи нэвэр»), «Прятки» («Канях янтэх»), «Прятки» («Мант кэча»), «Метание аркана на носы нарт» («Кану пый-мана ялкулол-кма»), «Кто быстрее?» («Пасты нэ»), «Бросание палки в цель» («Попыл енгэв»). Они вызывают огромный интерес у всех детей, а не только у детей ко-ренных сибиряков. Эти игры можно успешно использовать как в основной части урока, так и в подготовительной, но они не рекомендуются на уроках лыжной подготовки, легкой атлетики.

В средних и старших классах на уроках физической культуры можно применять более сложные игры, силовые единоборства и самобытные физические упражнения в связи с интенсивным развитием в этом возрасте мышечной и дыхательной систем, а также с началом подготовки детей и подростков к активной промысловой и хозяйственной деятельности. Это следующие игры: «Прыжки через нарты» («Поръун-чкве патев»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Кольца» («Кис»), «Ловля оленя» («Вяркукота»), «Урони

товарища». Мы рекомендовали бы эти игры для основной части урока или на все время урока.

2. Игры на подвижной перемене. Игры на подвижной перемене занимают 8—10 минут. Они стимулируют двигательную активность детей, позволяют им активно отдохнуть и легче воспринимать материал на следующем уроке. Нельзя проводить сильно возбуждающие и утомляющие игры. На подвижной перемене с успехом можно использовать следующие игры: «Игра с кольцом» («Корки емюни»), «Поиграем в ямки» («Вонк сохит ентэхли»), «Метание аркана на носы нарт» («Кану пыймана ялкулолкма»), «Игра мячом» («Пуксэл), «Заячьи следы» («Чэвэр лэк»), «Болотная женщина» («Нёрэм ими»), «Деревянная нога» («Юх кур»).

3. Игры в группе продленного дня. Спортивный час входит в структуру учебного процесса в этой группе детей, поэтому он направлен на закрепление и совершенствование материала, пройденного на уроках физической культуры. Кроме того, эти игры рекомендуется проводить на свежем воздухе, что будет способствовать укреплению здоровья детей. В течение этого часа можно провести от 3-х до 5-ти игр, например: «Игра с обручем» («Кусы юнт»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Кольца» («Кис»), «Броски аркана (тынзяна) за верх валиков (хореев)» («Валых тойнам танянтыты»), «Игры с палочкой» («Тюркэмлэли»), «Чудище» («Манки сохит ентэх»). Они прекрасно снимают психическое напряжение и препятствуют гиподинамии.

4. Игры в ДЮСШ по «Северному многоборью». Это, в первую очередь, ряд таких игр, которые способствуют развитию специальных двигательных навыков и физических качеств, необходимых для обучения видам северного многоборья. В учебно-тренировочном процессе можно успешно использовать следующие игры: «Прыжки через нарты» («Ликэрь этлоки-рюхли»), «Прыжки на двух ногах», «Метание аркана (тынзяна) на дальность», «Метание аркана (нюр) с изображением фигуры» («Нюр тахли»). Для развития силы и ловкости в подготовительную часть тренировки необходимо включать игры «Перетягивание шеей» («Сапалн йэр талты юнт анлупкелн»), «Перетягивание пальцам» («Лайна талэхсэли»), «Ловля хорея» («Сув евлмиты»).

5. Игры в летних трудовых и оздоровительных лагерях. Целью занятий физической культурой в учреждениях дополнительного образования является в первую очередь оздоровление детей, а для физически подготовленных детей и подростков — это условие для их дальнейшего спортивного совершенствования. Рекомендуются следующие подвижные игры: «Прятки» («Канях янтэх»), «Медведь и ягодники» («Пуни панэ воньтье ях»), «Болотная женщина» («Нёрэм ими»), «Метание диска» («Кар мах»), «Игра с диском» («Корки мэнру санрам»). Они должны использоваться во время, отведенное для занятий физическими упражнениями.

Теоретические и полевые этнопедагогические исследования показали, что в педагогическом наследии и достоянии коренных малочисленных народов Западной Сибири (ханты, манси, ненцы) содержится богатый потенциал самобытных средств, методов, форм развития двигательной активности, которые способствовали и способствуют их подготовке к промыслам и хозяйственной деятельности, становлению духовности, социализации и связи со своей историей.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

Библиографический список

1. UNESCO. Collective consultation aimed at creating an international platform for the promotion and development of traditional sports and games. — Paris, 13 March 2006, UNESCO Headquarters.http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_131729.html

2. Концепция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года, №1661-р. — Режим доступа : http://www.//businesspravo.ru.

3. Красилъников, В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В. П. Красильников. — Екатеринбург : РГППУ, 2002. - 120 с.

4. Красильников, В. П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири / В. П. Красильников // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах : история и современность. — Челябинск, 1998. — С. 160—161.

5. Сахно, А. В. Двигательная активность и наследственный потенциал человека / А. В. Сахно, А. С. Чубуков. — Режим доступа : http://www.centrelittle.ru/conception.html.

6. Прокопенко, В. И. Материалы возрастных уровней физического развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности школьников народов Севера (ханты, манси) / В. И. Прокопенко [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1992. — С. 73.

7. Шамаев, Н. К. Семейное воспитание на традициях / Н. К. Шамаев. — Якутск, 2003. — 22 с.

8. Зуев, В. Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов (1771 — 1772) / В. Ф. Зуев.— М. ; Л. : АН СССР, 1947. — 96 с.

9. Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь / О. Финш, А. Брэм. — М., 1882. — 484 с.

10. Шухов, И. Н. Река Казым и ее обитатели / И. Н. Шухов // Ежегодник Тобольского губернского музея. — 1915. — Вып. 26. — С. 37 — 56.

11. Дмитриев-Садовников, Г. Лук ваховских остяков и охота с ним / Г. Дмитриев-Садовников // Ежегодник Тобольского губернского музея. — 1914. — Вып. 2. — С. 13—14.

12. Певгова, Л. В. Национальные игры детей народов Севера / Л. В. Певгова. — Л. : Изд-во Глав. Сев. мор. пути, 1939. — 37 с.

13. Рейнсон-Правдин, А.Н. Игра и игрушка детей народов Обского Севера : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Рейнсон-Прав-дин. — М. ; Л., 1944-1945. — 350 с.

14. Абсалямов, Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого

народа : дис. ... канд. пед. наук / Г. III. Абсалямов. — М., 1962. — 210 с.

15. Кривуля, А. Н. Разработка и реализация программы по физической культуре с учетом национально-регионального компонента (на примере начальных классов националь- ных школ Югры) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Кривуля ; Тюмен. гос. пед. ун-т. — Тюмень, 2003. — 25 с.

16. Синявский, Н. И. Этнопедагогика физического воспитания народов Севера ханты и манси в современной системе образования : дис. ... д-ра пед. наук / Н. И. Синявский. — М., 2005. — 406 с.

17. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера : учеб. пособие / под ред. Н. И. Синявского ; СурГПИ. — Сургут, 2002. — 76 с.

18. Остроумов, И. Г. Вогулы Пермской и Тобольской губерний / И. Г. Остроумов // Естествознание и география. — 1903. — №4. - С. 76.

19. Павловский, В. А. Вогулы / В. А. Павловский. — Казань, 1907. — С. 19.

20. Подольский, Ю. А. Поклонение медведю у Сосьвинских вогулов / Ю. А. Подольский // Уральский охотник. — 1930. — №1. — С. 35.

21. Симонова, Л. Р. Вымирающее племя / Л. Р. Симонова // Живописное обозрение. — 1883. — №1. — С. 101.

22. Гондатти, Н. Л. Предварительный отчет о поездке в Северо-Западную Сибирь / Н. Л. Гондатти. — М., 1988. — С. 17—18.

23. Неславин, В. И. Самоеды в домашнем и общественном быту / В.И. Неславин. — СПб., 1847. — С. 29-175.

24. Иринарх (игумен). В дебрях Крайнего Северо-Запада Сибири / Иринарх (игумен) // Православный благовестник. — 1909. — Т. 1, № 11. — С. 497 — 498.

25. Митусова, Р. П. Год среди лесного народа / Р. П. Митусо-ва // Вокруг света. — 1928. — № 9. — С. 350.

ДНЕПРОВ Сергей Антонович, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий Уральского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

КРАСИЛЬНИКОВ Валерий Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры циклических видов спорта института физической культуры, социального сервиса и туризма Уральского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: valerijkrsilnikov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2009 г.

© С. А. Днепров, В. П. Красильников

Книжная полка

Воронов И. А. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Гриф УМО МО РФ. -СПб : СПбГУП, 2007. - 140 с. - ISBN 978-5-7621-0189-9.

В учебном пособии раскрыты все темы, составляющие в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание курса по информационным технологиям в физической культуре и спорте, и дополнительно те вопросы, которые привлекают сейчас значительное внимание исследователей.

Издание, в котором отражено современное состояние информационных технологий в физической культуре и спорте, предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 «Физическая культура и спорт», а также может использоваться при подготовке студентов по специальности 032100 «Физическая культура» и специализации 230525 «Спортивно-оздоровительный сервис», специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Учебное пособие будет полезно всем, кто использует в своей учебно-тренировочной деятельности информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.