Научная статья на тему 'Воспитание совершенного человека посредством системы традиционных игр и состязаний у коренных народов Сибири'

Воспитание совершенного человека посредством системы традиционных игр и состязаний у коренных народов Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильников В. П.

С позиций социального феномена рассматриваются роль и значение системы игр и состязаний для воспитания, образования, военной и промысловой (прикладной) подготовки коренных народов Сибири. Традиционная система физических упражнений является образовательной и оздоровительной средой, на базе которой проходит организация различных «школ», постепенно и последовательно реализуется религиозное воспитание, трудовая дисциплина, формируются прикладные жизненно важные умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильников В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание совершенного человека посредством системы традиционных игр и состязаний у коренных народов Сибири»

ВОСПИТАНИЕ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ У КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

В. П. Красильников

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

С позиций социального феномена рассматриваются роль и значение системы игр и состязаний для воспитания, образования, военной и промысловой (прикладной) подготовки коренных народов Сибири. Традиционная система физических упражнений является образовательной и оздоровительной средой, на базе которой проходит организация различных «школ», постепенно и последовательно реализуется религиозное воспитание, трудовая дисциплина, формируются прикладные жизненно важные умения и навыки.

О значении традиционных игр и состязаний, их роли в сохранении этнического своеобразия, передачи духовных ценностей новым поколениям, накопленных этими народами в течение тысячелетий писали многие исследователи культуры Сибири (Г.Ш. Абсалямов, Е.М. Аг-оол и Л.С. Дорми-донтова, А.Г. Базанов, И.Вениаминов, В.Ф. Зуев,

В.П. Кочнев, М. Кривошапкин, Х.Д-Н. Ооржак, Л.В. Певгова, Г.В Роббек и Н.К. Шамаев, Г. Спасский, Л.И. Шренк, И.Н. Шухов, К. Элиашевич и др.) [1, 2, 3, 4, И, 12, 13, 16, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26]. Но в тоже время они указывают на недостаток исследований социального феномена традиционных игр и состязаний сибирских этносов.

В этих целях нами были предприняты 15 экспедиций на Север Сибири. В результате проведенных полевых этнопедагогических исследований в 1990-2004 гг., (в местах компактного проживания коренных народов) была выявлена самобытная система традиционных игр и состязаний [14, 15].

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, классификация, аналогия); теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, ученых, путешественников, содержащих сведения о традиционном физическом воспитании разных народов, преимущественно коренных народов Сибири; ретроспективный анализ традиций коренных народов Сибири, связанных с физическим воспитанием подрастающего поколения; метод полевой этнографии (наблюдение, опрос, беседа, интервью).

В процессе изучения традиционного физического воспитания коренных сибиряков выявлены и классифицированы несколько сот игр и состязаний, история их возникновения и развития, самобытные приемы и методы их эффективного использования. Наши исследования показывают наличие целенаправленной системы традиционных игр и состязаний, которая, по сути, являлась и является единственным и не заменимым средством, методом и формой физической подготовки у або-

ригенов Сибири. Данная система формировалась в течение многих веков, прошла «апробацию» в тяжелейших для жизни климатических и бытовых условиях и, как показывает история, в постоянных военных столкновениях.

Теоретические и собственные этнопедагоги-ческие исследования позволили построить модель становления и формирования системы традиционных игр и состязаний. На протяжении исторического развития конечная цель народов - формирование совершенного человека. Отсюда направленность всех элементов модели - воспитание человека, который подготовлен к выживанию в суровых климатических условиях (умелого промысловика, домашней хозяйки), знающего историю и культуру своего этноса, но в тоже время овладевшего ценностями мировой культуры, адаптированного к современной жизни.

Внутреннее содержание модели составляют важнейшие социальные функции общества, которые органически входят и пронизывают всю структуру модели, а именно: 1. Воспитание: физическое, трудовое, умственное, нравственное, эстетическое, экологическое. 2. Обучение: прикладным двигательным навыкам к промысловым и военным действиям. 3. Образование - как результат обучения, воспитания и социализации (рисунок).

Модель состоит из таких элементов, как: во-первых, этапы становления и формирования традиционных игр и состязаний, позволяющие выявить их динамику развития в историческом пространстве; во-вторых, этнопедагогический потенциал двигательной деятельности, который раскрывает источники развития традиционных игр и состязаний: религиозные ритуалы, героический и богатырский эпос, фольклор; при этом сами игры и их содержание является средством сохранения и приумножения этнопедагогического потенциала; в-третьих, народные «школы» имеющие самобытные формы, средства, методы, приемы организации и управления физическим воспитанием детей, подростков, молодежи и взрослого населения;

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

К

О

н

т

р

о

л

ь

и

к

о

р

р

Е

К

ц

и

я

Цель - совершенный человек

Народный идеал совершенного человека

IX.

('современные нрш раммы но физической культуре

Концепция традиционного семейного физического воспитания

■«■I

I

_____________________________________________________________________________________________________I

Народные «программы» обучения, воспитания и образования

Народные «школы» игр и состязаний

т

Этнопедагогический потенциал традиционных игр и состязании

Воспитание: физическое, трудовое. Обучение: прикладным

умственное, нравствеиное. двигательным навыкам к

эстетическое, экологическое промысловым и военным действиям

ОГ>р:н,)і!:іпііі; - ь;и. |к- :\ мл.п обучении, воспитания и социашпашш

Зарождение и основные этапы становления традиционных игр и состязаний

I этап II этап III этап

Модель формирования совершенного человека посредством традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири

Красильников В.П. Воспитание совершенного человека

__________________________________________________________________________________________________посредством системы традиционных игр...

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

в-четвертых, современные программы по физической культуре с использованием системы традиционных игр и состязаний; контроль и коррекция процесса традиционного физического воспитания; тенденции и перспективы развития традиционных игр и состязаний.

Традиционные игры и состязания, во всех частях модели, решают важнейшие социальные задачи: воспитания, обучения, образования.

Народный идеал совершенного человека формировался на протяжении многих веков из поколения в поколение в образе былинного богатыря, что отразилось в былинах, сказаниях, религиозных обрядах и т.д. Например, для юкагирского героя-воина важным условием было обладание большой физической силой, так что один мог сражаться с целым отрядом врагов, обороняться, ловить направленные в него стрелы или подскакивать так высоко, что стрелы не могли его проколоть. Юкагирский воин должен был метко стрелять из лука, метать копье.

Для чукчей кроме меткой стрельбы богатырь должен был прекрасно фехтовать копьем, быстро переносить тяжести, перепрыгивать через различные препятствия [6].

Раннее обучение стрельбе из лука было характерно для хантыйской системы физического воспитания. Среди этого народа было принято присваивать почетные богатырские прозвища за какие-то достижения в упражнениях в стрельбе. Например, в сказке «Старик Лампаск и его внук» есть описание того, как мальчик, играя луком и стрелами, постепенно достигает в стрельбе такого мастерства, что после первого выстрела его стрела оказывается вертелом с нанизанной на нее рыбой. За это он получает, как бы в поощрение, богатырское прозвище «Богатырь с Вертелом для Осенней Сушки Рыбы».

Все вышеперечисленные сведения из сказок о мальчиках-богатырях красноречиво говорят, о том, что коренные народы Сибири посредством игр и состязаний с раннего возраста стремились привить детям любовь к своему народу, национальной культуре [17].

Многие легенды и сказки о богатырях, в которых описываются их победы в единоборствах с врагом, сила, ловкость, неустрашимость, отражают реальные возможности таких людей. Так, в повести известного писателя Е. Д. Айпина «В тени старого кедра» уже как о действительном факте рассказывается, о необычайной силе охотника-ханта, который голыми руками задушил медведя-шатуна [3]. А по сведениям одного из жителей с. Унсельгорт, его дядя прославился на весь род тем, что свободно догонял на всей скорости мчавшуюся оленью упряжку и даже мог похлопать рукой передового оленя. Последний пример - яркое подтверждение эффективности традиционного физического воспитания хантов, позволяющего оптимально развивать выносливость, необходимую оленеводу [14].

У корякских богатырей существовала система тренировки с камнями различной тяжести. По-

средством которой они развивали силу, выносливость, локость. Кроме того легенды говорят об использовании корякскими богатырями железных лыж в целях развития физических качеств [5].

Богатыри у манси развивали силу, ловкость, точность движений с помощью широко распространенной игры железным кольцом. Они метали кольца с помощью рук и ног. Предания манси говорят о существовании военной подготовки и среди девушек [23].

Именно в таких примерах виден идеал человека, которому подражали и устремлялись целые поколения коренных народов Сибири.

В заключение можно сказать, что с древности коренными сибиряками эмпирическим путем была отработана система традиционных игр и состязаний, физических упражнений, позволяющая быстро и эффективно воспитывать и готовить промысловика, воина. Предлагаемая модель позволяет проследить пути развития, целенаправленность и перспективы развития системы традиционных игр и состязаний в настоящем и будущем времени. Описание и раскрытие содержания модели показали логическую последовательность становления и формирования традиционных игр и состязаний.

Народный идеал человека, преодолевающего суровые климатические и географические трудности региона, является главной целью и реализацией содержания всей современной системы воспитания и образования коренных народов Сибири.

Литература

1.Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1962. -210 с.

2.Аг-оол Е.М., Дормидонтова Л.С. Народные тывинские игры в программе школьной физической культуры // Физкулып. образование Сибири. -1998. - №2 (8). - С. 18-28.

3.Айпин Е.В. В тени старого кедра. - Свердловск, 1986. - 254 с.

4. Базанов А.Г. Вогульские дети // Сов. Север. —

1934.-N9 3.-С. 93-96.

5. Баранников Н. Сказки об Эмэмкуте. - Л., 1940.

6.Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сборник музея антропологии и этнографии. -1949. -Т. 11.-С. 237-254.

7.Богораз В.Г. Материальная культура чукчей.-М., 1991.

8.Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора. Ч. I. - Л., 1900.

9.Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н.Л. Гондатти // Сборник музея археологии и этнографии. - 1901. - Т. 2- С. 28.

10. Богораз В.Г. Сказание об Эленди и его сыновьях // Живая старина. - 1899. - Вып. 3. -

С. 361-365.

11. Вениаминов И. Записки об островах Ула-нашского отдела. 4.2. - СПб., 1840.

Красильников В.П.

Воспитание совершенного человека посредством системы традиционных игр...

12. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири XVIII века (1771-1772). - М.; Л., 1947. - 96 с.

13. Кочнее В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: Дис. ... д-рапед. наук. - Якутск, 1998. -92 с.

14. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. -Екатеринбург, 2002. —120 с.

15. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1994. -18 с.

16. Кривошапкин М. Ф. Об остяках, тунгусах // Зап. Сибир. отдела РГО. - Иркутск, 1863. - Кн. 6.

17. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Под ред. Е. С.Новик. - М., 1990. - 568 с.

18. Ооржак ХД-Н. Игры народов Южной Сибири // Теория и история игры: Сб. науч. тр. — М., 1995. - Вып. 1. - С. 59-65.

19. Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. - Л., 1939. - 37 с.

20. Роббек Г.В, Шамаев Н.К. Эвенские народные игры и состязания: Учебно-метод. пособие. -Якутск, 1996. - 53 с.

21. Спасский Г. О забайкальских тунгусах // Сибирский вестник. -1822.

22. Чернецов ВТ. Вогульские сказки. - Л.,

1935.

23. Чернецов В.Г. Фратриальное устройство обско-угорского общества // Сов. этнография. -1939. -№> 2.- С. 20-21.

24. Шренк А. Путешествие к Северо-Востоку Европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам. - СПб., 1855.

25. Шухов И.Н. Река Казым и ее обитатели // Ежегодник Тобольского губернского музея. - 1915. -Вып. 26. - С. 37-56.

26. Элиашевич К.А. О первобытных приемах физического воспитания детей у разных народностей, населяющих Иркутскую губернию. - Иркутск, 1879.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.