Научная статья на тему 'Воспитание коренного сибиряка посредством системы традиционных игр и состязаний'

Воспитание коренного сибиряка посредством системы традиционных игр и состязаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильников В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание коренного сибиряка посредством системы традиционных игр и состязаний»

ты, как гетерогенные прикладные двигательные навыки, эмоциональноволевая устойчивость, психофизиологические качества, общая работоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. На путях к биологии активности // Вопросы философии. - 1966. - № 10. - С. 65-78.

2. Евстафьев, Б.В. Активный отдых и специальная направленность занятий физической подготовкой - основное условие укрепление здоровья и совершенствования специальных навыков летного состава / Б. В. Евстафьев, Р. Н. Макаров // Боевая готовность Вооруженных Сил и физическая подготовка войск : (опыт системного анализа). - М. : [б.и.], 1977. - С. 210.

3. Научно-техническая революция и физическая готовность к труду / Г. Карповский, В. Жолдак, Л. Нифонтова, Бурачевский, В. Сургучев, А. Якубовский // Спорт в современном обществе : сб. науч. материалов Всемирн. науч. конгресса. - М. : [б.и.], 1974. - С. 74.

4. Нерсесян, Л.Г. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию / Л.Г. Нерсесян, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии. -1969. - № 5 - С. 25-31.

5. Пономарев, Н.И. Физическая культура как потребность общественного развития // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 10. - С. 2-4.

6. Ухтомский, А.А. Физиологический покой и лабильность как биологические факторы // Собр. соч. - Л. : [б.и.], 1951. - Т. 2. - С. 127-129.

7. Шейченко, В.А. Некоторые вопросы отбора военнослужащих в десантируемые подразделения // Тез. науч. конф. адъюнктов института. - Л. : Изд-во ВДКИФК, 1979. - С. 18-20.

ВОСПИТАНИЕ КОРЕННОГО СИБИРЯКА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ

В.П. Красильников

О значении традиционных игр и состязаний, их роли в сохранении этнического своеобразия, передачи духовных ценностей новым поколениям, накопленных коренными народами Сибири в течение тысячелетий писали многие исследователи культуры Сибири (Г.Ш. Абсалямов, Е.М. Аг-оол и Л.С. Дорми-донтова, А.Г. Базанов, И.Вениаминов, В.Ф. Зуев, В.П. Кочнев, М. Кривошап-кин, Х.Д-Н. Ооржак, Л.В. Певгова, Г.В Роббек и Н.К. Шамаев, Г. Спасский, Л.И. Шренк, И.Н. Шухов, К. Элиашевич и др.) [1, 2, 3, 4, 11, 12, 13, 16, 18, 19,

20, 21, 24, 25, 26]. Но в тоже время они указывают на недостаток исследований социального феномена традиционных игр и состязаний сибирских этносов.

В этих целях нами были предприняты 15 экспедиций на Север Сибири. В результате проведенных полевых этнопедагогических исследований в 19902004 г.г., (в местах компактного проживания коренных народов) была выявлена самобытная система традиционных игр и состязаний [14,15].

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, классификация, аналогия); теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, ученых, путешественников, содержащих сведения о традици-

онном физическом воспитании разных народов, преимущественно коренных народов Сибири; ретроспективный анализ традиций коренных народов Сибири, связанных с физическим воспитанием подрастающего поколения; метод полевой этнографии (наблюдение, опрос, беседа, интервью).

В процессе изучения традиционного физического воспитания коренных сибиряков выявлены и классифицированы несколько сот игр и состязаний, история их возникновения и развития, самобытные приемы и методы их эффективного использования. Наши исследования показывают наличие целенаправленной системы традиционных игр и состязаний, которая, по сути, являлась и является единственным и не заменимым средством, методом и формой физической подготовки у аборигенов Сибири. Данная система формировалась в течение многих веков, прошла «апробацию» в тяжелейших для жизни климатических и бытовых условиях и, как показывает история, в постоянных военных столкновениях.

Теоретические и собственные этнопедагогические исследования позволили построить модель становления и формирования системы традиционных игр и состязаний. На протяжении исторического развития конечная цель народов - формирование совершенного человека. Отсюда направленность всех элементов модели - воспитание человека, который подготовлен к выживанию в суровых климатических условиях (умелого промысловика, домашней хозяйки), знающего историю и культуру своего этноса, но в тоже время овладевшего ценностями мировой культуры, адаптированного к современной жизни.

Внутреннее содержание модели составляют важнейшие социальные функции общества, которые органически входят и пронизывают всю структуру модели, а именно: 1. Воспитание: физическое, трудовое, умственное, нравственное, эстетическое, экологическое. 2. Обучение: прикладным двигательным навыкам к промысловым и военным действиям. 3. Образование - как результат обучения, воспитания и социализации (рис.1).

Модель состоит из таких элементов, как: во-первых, этапы становления и формирования традиционных игр и состязаний, позволяющие выявить их динамику развития в историческом пространстве; во-вторых, этнопедагогиче-ский потенциал двигательной деятельности, который раскрывает источники развития традиционных игр и состязаний: религиозные ритуалы, героический и богатырский эпос, фольклор; при этом сами игры и их содержание является средством сохранения и приумножения этнопедагогического потенциала; в-третьих, народные «школы» имеющие самобытные формы, средства, методы, приемы организации и управления физическим воспитанием детей, подростков, молодежи и взрослого населения; в-четвертых, современные программы по физической культуре с использованием системы традиционных игр и состязаний; контроль и коррекция процесса традиционного физического воспитания; тенденции и перспективы развития традиционных игр и состязаний.

Традиционные игры и состязания, во всех частях модели, решают важнейшие социальные задачи: воспитания, обучения, образования.

Народный идеал совершенного человека формировался на протяжении многих веков из поколения в поколение в образе былинного богатыря, что отразилось в былинах, сказаниях, религиозных обрядах и т.д. Например, для юкагирского героя-воина важным условием было обладание большой физической силой, так что один мог сражаться с целым отрядом врагов, обороняться,

ловить направленные в него стрелы или подскакивать так высоко, что стрелы не могли его проколоть. Юкагирский воин должен был метко стрелять из лука, метать копье.

К

О

н

т

о

л

ь

и

к

о

Е

К

ц

и

я

Цель — совершенный человек Л

Народный идеал совершенного человека

Современные программы по физической культуре

ч > ч /

Концепция традиционного семейного физического воспитания

І I

"I—г

Народные «программы»» обучения,воспитания и образования і і

"I—г

Народные «школы» игр нсостязаний і і ------------------

1—Г

Этнопедагогический потенциал традиционных игр нсостязаний

Воспитание Обучение: Образование -

физическое, прикладным как результат

трудовое, двигательным обучения,

умственное, навыкам к воспитания и

нравственное, промысловым и социализации

эстетическое, военным действиям

экологическое

1

Функции традиционных игр и состязаний

Зарождение и основные этапы становления традиционных игр и состязаний

I этап П этап Ш этап

Рис.1. Модель формирования коренного Сибиряка посредством традиционных

игр и состязаний

Для чукчей кроме меткой стрельбы богатырь должен был прекрасно фехтовать копьем, быстро переносить тяжести, перепрыгивать через различные препятствия [6].

Раннее обучение стрельбе из лука было характерно для хантыйской системы физического воспитания. Среди этого народа было принято присваивать почетные богатырские прозвища за какие-то достижения в упражнениях в стрельбе. Например, в сказке «Старик Лампаск и его внук» есть описание того, как мальчик, играя луком и стрелами, постепенно достигает в стрельбе такого мастерства, что после первого выстрела его стрела оказывается вертелом с нанизанной на нее рыбой. За это он получает, как бы в поощрение, богатырское прозвище «Богатырь с Вертелом для Осенней Сушки Рыбы».

Все вышеперечисленные сведения из сказок о мальчиках-богатырях красноречиво говорят, о том, что коренные народы Сибири посредством игр и состязаний с раннего возраста стремились привить детям любовь к своему народу, национальной культуре [17].

Многие легенды и сказки о богатырях, в которых описываются их победы в единоборствах с врагом, сила, ловкость, неустрашимость, отражают реальные возможности таких людей. Так, в повести известного писателя Е. Д.

Айпина «В тени старого кедра» уже как о действительном факте рассказывается, о необычайной силе охотника-ханта, который голыми руками задушил медведя-шатуна [3]. А по сведениям одного из жителей с. Унсельгорт, его дядя прославился на весь род тем, что свободно догонял на всей скорости мчавшуюся оленью упряжку и даже мог похлопать рукой передового оленя. Последний пример - яркое подтверждение эффективности традиционного физического воспитания хантов, позволяющего оптимально развивать выносливость, необходимую оленеводу [14].

У корякских богатырей существовала система тренировки с камнями различной тяжести. Посредством которой они развивали силу, выносливость, ловкость. Кроме того легенды говорят об использовании корякскими богатырями железных лыж в целях развития физических качеств [5].

Богатыри у манси развивали силу, ловкость, точность движений с помощью широко распространенной игры железным кольцом. Они метали кольца с помощью рук и ног. Предания манси говорят о существовании военной подготовки и среди девушек [23].

Именно в таких примерах виден идеал человека, которому подражали и устремлялись целые поколения коренных народов Сибири.

В заключение можно сказать, что с древности коренными сибиряками эмпирическим путем была отработана система традиционных игр и состязаний, физических упражнений, позволяющая быстро и эффективно воспитывать и готовить промысловика, воина. Предлагаемая модель позволяет проследить пути развития, целенаправленность и перспективы развития системы традиционных игр и состязаний в настоящем и будущем времени. Описание и раскрытие содержания модели показали логическую последовательность становления и формирования традиционных игр и состязаний.

Народный идеал человека, преодолевающего суровые климатические и географические трудности региона, является главной целью и реализацией содержания всей современной системы воспитания и образования коренных народов Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямов, Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа : дис. ... канд. пед. Наук / Г.Ш. Абсалямов. - М., 1962. - 210 с.

2. Аг-оол, Е. М. Народные тывинские игры в программе школьной физической культуры / Е.М. Аг-оол, Л.С. Дормидонтова // Физкультурное образование Сибири. - 1998. - № 2 (8). - С. 18-28.

3. Айпин, Е. В. В тени старого кедра / Е.В. Айпин. - Свердловск : [б.и.], 1986. - 254 с.

4. Базанов, А.Г. Вогульские дети // Сов. Север. - 1934. - № 3. - С. 9396.

5. Баранников, Н. Сказки об Эмэмкуте / Н. Баранников. - Л. : [б.и.],

1940.

6. Богораз, В.Г. Игры малых народностей Севера // Сборник музея антропологии и этнографии. - 1949. - Т. 11. - С.237-254.

7. Богораз, В. Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора. Ч. I / В.Г. Богораз. - Л. : [б.и.], 1900.

8. Богораз, В.Г. Материальная культура чукчей / В.Г. Богораз. - М. :

[б.и.], 1991.

9. Богораз, В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н. Л. Гондатти // Сборник музея археологии и этнографии. - 1901. - Т. 2. - С. 28.

10. Богораз, В.Г. Сказание об Эленди и его сыновьях // Живая старина. -1899. - Вып. 3. - С. 361-365.

11. Вениаминов, И. Записки об островах Уланашского отдела. Ч. 2 / И. Вениаминов. - СПб. : [б.и.], 1840.

12. Зуев, В.Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири XVIII века (1771 - 1772) / В.Ф. Зуев. - М. , Л. : [б.и.], 1947. - 96 с.

13. Кочнев, В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания : дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Кочнев. - Якутск : [б.и.], 1998. - 92 с.

14. Красильников, В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В.П. Красильников. - Екатеринбург : [б.и.], 2002. - 120 с.

15. Красильников, В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов : автореф. дис. . канд. пед. наук / В.П. Красильников ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1994. - 18 с.

16. Кривошапкин, М.Ф. Об остяках, тунгусах / М.Ф. Кривошапкин // Зап. Сибир. отдела РГО. - Иркутск : [б.и.], 1863. - Кн. 6.

17. Мифы, предания, сказки хантов и манси / под ред. Е.С. Новик. - М. : [б.и.], 1990. - 568 с.

18. Ооржак, Х.Д-Н. Игры народов Южной Сибири // Теория и история игры : сб. науч. тр. - М. : [б.и.], 1995. - Вып. 1. - С. 59-65.

19. Певгова, Л.В. Национальные игры детей народов Севера / Л.В. Пев-гова. - Л. : [б.и.], 1939. - 37 с.

20. Роббек, Г.В. Эвенские народные игры и состязания : учеб.-метод. пособие / Г.В. Роббек, Н.К. Шамаев. - Якутск : [б.и.], 1996. - 53 с.

21. Спасский, Г. О забайкальских тунгусах // Сибирский вестник. - 1822.

22. Чернецов, В.Г. Вогульские сказки / В.Г. Чернецов. - Л. : [б.и.], 1935.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Чернецов, В.Г. Фратриальное устройство обско-угорского общества // Сов. этнография. - 1939. - № 2. - С. 20-21.

24. Шренк, А. Путешествие к Северо-востоку Европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам / А. Шренк. - СПб. : [б.и.], 1855.

25. Шухов, И.Н. Река Казым и ее обитатели // Ежегодник Тобольского губернского музея. - 1915. - Вып. 26. - С. 37-56.

26. Элиашевич, К.А. О первобытных приемах физического воспитания детей у разных народностей, населяющих Иркутскую губернию / К.А. Элиашевич. - Иркутск : [б.и.], 1879.

УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

И.А. Кузнецов

Управление адаптацией личного состава в процессе учебно-боевой дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.