Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 216 — 218. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):216 — 218.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья
УДК 37 NIION: 2007-0062-1/22-050
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-216-218 MOSURED: 77/27-004-2022-01-250
Обучение сотрудников полиции навыкам применения боевых приемов борьбы на этапе первоначальной подготовки
Ашамаз Заурович Крымшокалов
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу технологии обучения сотрудников полиции навыкам применения боевых приемов борьбы в рамках первоначальной подготовки. Установлено, что от избранного подхода к обучению сотрудников полиции навыкам применения боевых приемов борьбы зависит качество их подготовки к действиям по защите от посягательств на жизнь и здоровье со стороны антиобщественных элементов.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, технологии обучения, сотрудник полиции, двигательный навык Для цитирования: Крымшокалов А.З. Обучение сотрудников полиции навыкам применения боевых приемов борьбы на этапе первоначальной подготовки // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 216 — 218. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-216-218._
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Original article
Training of police officers in the use of fighting techniques of struggle at the stage of initial training
Ashamaz Z. Krymshokalov
North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the technology of training police officers in the skills of using combat fighting techniques as part of the initial training. It has been established that the quality of their preparation for actions to protect against encroachments on his life and health by antisocial elements depends on the chosen approach to training police officers in the skills of using combat techniques of struggle.
Keywords: combat fighting techniques, training technologies, police officer, motor skill
For citation: Krymshokalov A.Z. Training of police officers in the use of fighting techniques of struggle at the stage of initial training // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1): 216-218. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-216-218.
Введение. Главное предназначение сотрудников полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и противоправных посягательств со стороны антиобщественных элементов. Соответственно к уровню их двигательной подготовленности предъявляются повышенные требования. Практическая деятельность сотрудников полиции протекает в условиях многозадачности, которые требуют от них достижение высоких показателей нервно-психологической устойчивос-
© Крымшокалов А.З., 2022
ти, психической и физической работоспособности, личностных характеристик, обеспечивающих успешное выполнение профессионально-служебных задач. Указанные требования обусловливаются правом сотрудника полиции на применение мер силового пресечения правонарушений, в том числе физической силы и боевых приемов борьбы. Вместе с тем они же ограничивают основные права граждан. Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку к действиям, связанным с применением физической силы и боевых приемов борьбы, чтобы исключить их неумелое применение,
Теория и методика обучения и воспитания
Постановка проблемы. Регламентирующие документы по организации физической подготовки в органах внутренних дел РФ устанавливают обучение боевым приемам борьбы посредством трех этапов:
■ создания начального представления о двигательном составе приема;
■ разучивания рационального способа его выполнения;
■ совершенствования разученного приема в ситуациях оперативно-служебной деятельности [1].
На занятиях по физической подготовке обучение сотрудников полиции навыкам применения боевых приемов борьбы начинается с разучивания техники — способа, приема его выполнения. На последующих этапах обучения разученный прием совершенствуется путем многократного его выполнения в условиях и обстоятельствах, приближенных к реальным ситуациям служебной деятельности правоохранителей. При этом в поле внимания следует держать необходимость правомерного применения силы в условиях силового противодействия со стороны правонарушителей.
В процессе обучения руководители занятий объясняют, что эффективность двигательных действий зависит не только от исходного положения, но и от сохранения наиболее выгодной позиции в процессе выполнения самого движения — промежуточных положений [2—4].
Обоснование. Для сотрудников полиции, проходящих первоначальную подготовку, специфика обучения навыкам применения боевых приемов борьбы состоит в их тренировке сначала на несопротивляющемся ассистенте. На данном этапе решаются следующие задачи:
■ у обучающихся формируется осознанное представление о тактических основах борьбы и умении их реализовывать в условиях реального сопротивления;
■ происходит развитие психомоторных факторов — силы, быстроты, ловкости, выносливости, детерминирующих реализацию технического базиса приема в условиях сопротивления;
■ закладываются начальные представления о плане схватки, комбинационного мышления.
Качественной подготовке сотрудников полиции к выполнению двигательных действий способствует алгоритм, обеспечивающий последовательное приближение к конечному результату: от неумения выполнять двигательное действие
до результативного его исполнения в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Качество двигательного действия зависит от цели изучения и установленных нормативных требований. Основным критерием эффективности освоения выступают срок и качество выполнения приема. Исходя из этого, можно отметить, что ключевая технология педагогического процесса состоит в минимизации средств обучения. И здесь речь идет о следующих компонентах:
1) детальное рассмотрение техники упражнения преподавателем, от которого требуются знания биомеханики движений, механизмов управления ими, которые и являются условием эффективности выполняемой операции;
2) объективная оценка уровня готовности обучающихся к освоению техники в разрезе технической, физической и психической подготовленности;
3) создание совместно с обучающимися представления о составе двигательного движения, требующего от преподавателя знаний психологии человека и умений практического применения образного показа, объяснения движений с учетом типологических особенностей тренирующихся;
4) выбор метода разучивания упражнений с опорой на результаты готовности тренирующихся. В данном случае упор может делаться на целостное или расчлененное направление. Предпочтителен целостный метод, а в случае невозможности — стремиться к минимальному расчленению;
5) при целостном выполнении приема тренирующимися педагог должен выявить неточности и ошибки, устранить причины их возникновения [2—4].
Таким образом, освоив хорошие индивидуальные навыки в выполнении приемов, тренирующиеся переходят к обучению действиям в паре, тройке для задержания правонарушителей.
Заключение. На основании изложенного отметим, что от избранного подхода к обучению сотрудников полиции навыкам применения боевых приемов борьбы зависит качество их подготовки к действиям по защите от посягательств на их жизнь и здоровье со стороны антиобщественных элементов.
Список источников
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внут-
2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!
217
ренних дел Российской Федерации» // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71647620/ (дата обращения 24.02.2022).
2. Крымшокалов А.З. Оптимизация тактических и технических основ боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России / / Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 177—180.
3. Тхагалегов АА., Крымшокалов А.З. Обучение сотрудников полиции навыкам силового задержания правонарушителей / / Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 221—223.
4. Хажироков В А., Настуев Э.В., Крымшокалов А.З., Карданов АА. Обучение слушателей образовательных организаций МВД России навыкам применения физической силы и боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке / / Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2021. С. 109—116.
References
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 "On approval
of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // Access mode: https:// www.garant.ru/products / ipo / prime / doc /716476 20/ (accessed 02/24/2022).
2. Krymshokalov A.Z. Optimization of the tactical and technical foundations of fighting techniques among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Gaps in Russian legislation. 2020. V. 13. No. 4. P. 177—180.
3. Tkhagalegov A.A., Krymshokalov A.Z. Training of police officers in the skills of forceful detention of offenders // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. P. 221—223.
4. Khazhirokov VA., Nastuev E.B., Krymshokalov A.Z., Kardanov AA. Teaching students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia the skills of using physical force and fighting techniques in physical training classes // Physical culture and health of modern youth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Voronezh, 2021, pp. 109—116.
Информация об авторе
А.З. Крымшокалов — старший преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции.
Information about the author A.Z. Krymshokalov — senior lecturer of the department of physical training, police major.
Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 04.03.2022; принята к публикации 10.03.2022.
The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 04.03.2022; accepted for publication 10.03.2022.