Обучение сотрудников полиции применению броска «Задняя подножка» с использованием кругового метода
Троян Евгений Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации Email: troyan_evgenii@mail.ru
Муслимов Руслан Абдуллаевич,
старший преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации Email: 892226666@mail.ru
Исследование проводилось с целью выявления эффективности использования кругового метода в физической подготовке сотрудников полиции для изучения броска «Задняя подножка», и приемов самозащиты, выполняемых на основе использования данного броска.
В ходе исследования были решены следующие задачи: проведен анализ научной и учебно-методической литературы; разработан комплекс приемов самозащиты с использованием броска «Задняя подножка» и системно структурирован н по «станциям» для использования кругового метода; проведена апробация разработанного комплекса приемов. Слушатели экспериментальной группы проходили обучение с использованием кругового метода для обучения броска «Задняя подножка». При использовании кругового метода были подготовлены четыре станции, на которых бросок выполнялся: на несопротивляющемся ассистенте для освобождения от захватов за руки и за отворот одежды на груди; для защиты от удара ножом сверху; для защиты от удара ногой сбоку по туловищу.
Анализ результатов исследования подтверждает эффективность и перспективность использования метода круговой тренировки в физической подготовке сотрудников полиции для формирования навыка выполнения броска «Задняя подножка» и приемов самозащиты.
Ключевые слова: сотрудники полиции, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, метод круговой тренировки, задняя подножка; самбо; самозащита, освобождение от захвата; защита от удара.
о с
CJ
см см
Сотрудники полиции на протяжении всей профессиональной деятельности поддерживают и совершенствуют свою физическую форму, а также навыки приемов самозащиты и задержания правонарушителя. Необходимость в систематических занятиях физической подготовки обусловлена спецификой профессиональной деятельности, опасностью нападения на сотрудников в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Надежное владение приемами самозащиты и задержания защищает сотрудников полиции от получения травм различной степени опасности для их здоровья, позволяет сотруднику более уверенно выполнять свои профессиональные обязанности.
Первое знакомство с боевыми приемами борьбы у большинства сотрудников полиции происходит на учебных занятиях по физической подготовке в процессе освоения учебных программ начальной профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». В рамках дисциплины «Физическая подготовка» сотрудники полиции, находящиеся в статусе слушателей изучают различные приемы самозащиты и задержания правонарушителей. Слушатели изучают большое количество приемов, среди которых: болевые приемы ограничения движения; удары и различные способы защиты от ударов, в том числе и вооруженного преступника; способы освобождения от различных захватов, действия при угрозе огнестрельным оружием [1].
Особенность начальной физической подготовки заключается в том, что за период обучения необходимо освоить много приемов - более 40, а времени предоставлено учебной программой недостаточно - всего 90 часов. Среди изучаемых приемов особое место занимает бросок «задняя подножка». Фактически за 2-4 часа возможно только разучить данный прием до уровня «умения». Умение, как уровень владения двигательным действие характеризуется выполнением его под контролем сознания. «Навык» как уровень владения двигательным действием характеризуется автоматическим выполнением и помехоустойчивостью [8, с. 69]. Очень важно осознавать, что для сотрудника в критической ситуации нападения важно владеть приемом самозащиты или задержания на уровне навыка. К использованию бросков в физической подготовке сотрудников полиции специалисты относятся неоднозначно. Необходимо отметить, что сама система «Самбо» была создана для подготовки сотрудников силовых ведомств еще в первой половине XX в.
система «Самбо» состоит из двух разделов: боевого и спортивного. В обоих разделах активно используются различные броски. В настоящее время система боевых приемов борьбы, представленная в «Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» бросковая техника представлена несколькими приемами. Для подготовки сотрудников полиции используется всего один бросок - «Задняя подножка».
В настоящее время достаточно актуальным является исследование, посвященное поиску эффективных приемов, средств, методов активного обучения, позволяющих оптимизировать учебный процесс начальной физической подготовки сотрудников полиции. Все чаще исследователи высказываются об эффективности бросков и о необходимость включения бросков в программу физической подготовки сотрудников полиции.
Рассматривая основные проблемы формирования двигательных навыков сотрудников полиции в рамках физической подготовки В.А. Серебрянников указывает на необходимость ревизии всего арсенала приемов и возвращения к базовым основам, универсальным для всех боевых единоборств [5, с. 265].
Анализируя физическую подготовленность сотрудников полиции, способность применять боевые приемы борьбы в своей практической деятельности, И.Н. Подрезов, С.Р. Коломиец отмечают слабую эффективность используемых сотрудниками приемов, позволяющих быстро и безопасно обезоружить, и обездвижить преступника [4, с. 85]. К эффективным приемам авторы относят технику бросков. В настоящее время все больше исследователей обращают свое внимание на технику бросков и использование их в приемах самозащиты и задержания правонарушителя. Авторы: В.В. Силантьев и А.В. Горелик, исследуя вопросы обучения сотрудников применению приемов самозащиты указывают на необходимость формировать умения применить приемы вариативно с учетом развития криминальной ситуации [6, с. 106]. Совершенствованию боевых приемов борьбы на основе моделирования экстремальных ситуаций посвящено исследование А.А. Тхагалегова и А.З. Крымшокалова [7, с. 222].
Исследуя содержание арсенала боевых приемов борьбы, А.Р. Косиковский указывает на необходимость активного использования бросков самбо для обучения сотрудников полиции, возвращения к развитию прикладного и спортивного разделов этого боевого единоборства [2, 183]. Исследователи: В.М. Гуралев, А.Ю. Осипов, С.М. Шнаркин в своем исследовании также обосновывают необходимость изучения сотрудниками полиции бро-сковой техники для эффективного противоборства с преступником [1, с. 116].
Анализ научной и учебно-методической литературы выявил, что использование кругового метода для обучения приемам самозащиты позволяет обеспечить объем выполнения техники приемов
и вариативность исполнения приемов, что является основными условиями формирования навыка двигательного действия.
Гипотезой исследования было предположение, что обучение сотрудников полиции применению броска «Задняя подножка» с использование кругового метода позволит не только сформировать навык самого броска, но и сформировать навыки основных приемов самозащиты, выполняемых с использованием задней подножки.
С целью проверки данной гипотезы были решены следующие задачи исследования: проведен анализ научной и учебно-методической литературы; разработан комплекс приемов самозащиты с использованием броска «Задняя подножка» и системно структурирован н по «станциям» для использования кругового метода; проведена апробация разработанного комплекса приемов.
Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. В исследовании участвовали слушатели, условно разделенные на экспериментальную группу (ЭГ)и контрольную группу (КГ).
Слушатели экспериментальной группы проходили обучение с использованием кругового метода для обучения броска «Задняя подножка». При использовании кругового метода были подготовлены четыре станции, на которых бросок выполнялся: на несопротивляющемся ассистенте; для освобождения от захватов за руки и за отворот одежды на груди; для защиты от удара ножом сверху; для защиты от удара ногой сбоку по туловищу.
1 станция - выполнение броска «Задняя подножка» на несопротивляющемся ассистенте;
2 станция - выполнение броска «Задняя подножка» в приемах: освобождение от разноименного захвата одной рукой ассистента за руку сотрудника; освобождение от захвата за отворот одежды на груди одной или двумя руками;
3 станция - выполнение броска «Задняя подножка» в приеме защиты от удара ножом сверху;
4 станция - выполнение броска «Задняя подножка» в приеме защиты от удара ногой сбоку по туловищу.
В контрольной группе круговой метод не использовался, задняя подножка разучивалась как самостоятельный прием и не использовалась для выполнения защит от захватов и ударов.
Необходимо отметить, что техника боевых приемов борьбы представлена в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Сотрудники полиции, поступающие на начальное обучение в образовательные организации по программам профессиональной подготовки сталкиваются с данными приемами впервые. В начале обучения по дисциплине «Физическая подготовка» проводится так называемый «входной контроль» уровня развития физических качеств слушателей. Тестирование исходного уровня владения приемами не проводится, так как слушатели их еще не нача-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ли изучать. Таким образом группы (ЭГ и КГ) являются однородными по уровню владения техникой боевых приемов борьбы.
После завершения обучения слушателей по темам, в которых изучаются освобождения от различных захватов и обхватов, а также изучаются приемы защиты от ударов в рамках дисциплины «Физическая подготовка» в группах ЭГ и КГ было проведено тестирование с целью выявления уровня владения броском, а также приемами самозащиты: «Освобождение от захвата за отворот одежды на груди»; «Защита от удара ножом сверху». В тестировании участвовало по 14 слушателей первой и второй возрастной группы от каждой из исследуемых групп (ЭГ и КГ). По результатам тестирования производился подсчет выполненных приемов. Прием оценивался только как: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (рис. 1).
100
80
70
50
40
ш
I ЭГ
кг
о с
и
см см
Задняя Освобождение Защита от подножка от захвата удара
Рис. 1. Эффективность выполнения «Задней подножки» и приемов самозащиты слушателями ЭГ и КГ (кол-во слушателей)
При тестировании навыков броска «Задняя подножка» 13 слушателей экспериментальной группы выполнили бросок на «удовлетворительно». В контрольной группе только 7 слушателей выполнили бросок без грубых ошибок.
Тестирование приема «Освобождение от захвата за отворот одежды на груди» также выявила более высокую подготовленность представителей ЭГ. Слушатели использовали заднюю подножку для освобождения от захвата. По результатам тестирования 12 слушателей выполнили прием освобождения на «удовлетворительно». В контрольной группе только 8 слушателей справились с заданием.
При выполнении приема «Защита от удара ножом сверху» в экспериментальной группе также 10 слушателей справились с заданием на «удовлетворительно». Слушатели использовали заднюю подножку для защиты от удара. В контрольной группе только 7 слушателей справились с заданием.
Анализ результатов тестирования показал, что эффективность выполнения приемов в экспериментальной группе оказалась в среднем на 30,8% больше, чем в контрольной группе.
Апробация использования кругового метода для обучения броску «Задняя подножка» выявила:
1. Бросок «Задняя подножка» может эффективно использоваться в различных приемах самозащиты, что позволяет унифицировать технический арсенал приемов, значительно упростив процесс их изучения.
2. Слушатели испытывают сложности в применении рассматриваемого броска для защиты от удара ножом. В частности, при выполнении приема, слушателям необходимо быстро реагировать на амплитудное движение атакующей руки ассистента уходом с линии атаки, подставкой своего предплечья, ее захватом и почти одновременно с этими двигательными действиями выполнять другие двигательные действия, необходимые для правильного выполнения броска: перемещение в сторону атакующей руки, рывком смещать центр тяжести ассистента на ближнюю к себе ногу, выполнять подножку. Данный прием характеризует сложно- координационной двигательной деятельность сотрудника.
3. Для успешного освоения различных вариантов выполнения приема «Задняя подножка» в приемах освобождения от захватов и защиты от ударов необходимо в подготовительную часть учебных занятий включать упражнения, стимулирующие координационные способности сотрудников. Также в самостоятельную подготовку слушателей необходимо включать упражнения, направленные на развитие координационных способностей. При структурировании тематического плана дисциплины «Физическая подготовка» необходимо соблюдать следующую очередность прохождение учебных тем: «Броски», «Приемы освобождения от захватов и обхватов», «Удары и защита от ударов». Использование броска «Задняя подножка» в данных учебных темах позволит сформировать навык его выполнения, так как, будет обеспечен большой объем повторений броска, вариативность его выполнения, а также постепенное нарастание уровней сложности его выполнения.
4. Использование кругового метода в рамках отдельно рассматриваемого учебного занятия также способствует формированию навыка его выполнения, так как позволяет обеспечить объем повторений броска и вариативность его выполнения, что является условием формирования навыка как степени владения броском, характеризующийся автоматизмом и помехоустойчивостью при его выполнении.
Перспективой дальнейших исследований является исследование эффективности техники различных бросков, используемых в приемах самозащиты в рамках физической подготовки сотрудников полиции.
Литература
1. Гуралев В.М., Осипов А.Ю., Шнаркин С.М. Обоснование целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками
ОВД // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 113-117.
2. Косиковский А.Р. О методике подготовки сотрудников полиции к применению физической силы (на основе приемов Самбо) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 179-184.
3. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1.07.2017 г. № 450. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.06.2019). -Текст: электронный.
4. Подрезов И.Н., Коломиец С.Р. К вопросу об оценке эффективности боевых приемов борьбы в практической деятельности полицейских // Наука-2020. 2021. № 5 (50). С. 81-86.
5. Серебрянников В.А, Основа формирования у сотрудников полиции базовых умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 9 (175). С. 261-265.
6. Силантьев В.В., Горелик А.В. Некоторые особенности обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России применению боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия при задержании преступника, вооруженного холодным оружием // Научный компонент. 2019. № 1 (1). С. 99-106.
7. Тхагалегов А.Р., Крымшокалов А.З. Обучение сотрудников полиции навыкам силового задержания правонарушителей // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 221-223.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 4S0 с. ISBN 5-7695-0853-1.
TRAINING POLICE OFFICERS IN THE USE OF THE
KICK "BACKREST" USING THE CIRCULAR METHOD
Troyan E.I., Muslimov R.A.
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia
The study was conducted to determine the effectiveness of the
use of the circular method in the physical training of police officers
to study the throw "Back step", and self-defense techniques, per-
formed on the basis of the use of this throw. In the course of the research, the following tasks were solved: the analysis of scientific and educational-methodical literature was carried out; a set of self-defense techniques has been developed using the "Back step" throw and is systematically structured according to "stations" for using the circular method; the approbation of the developed set of techniques was carried out.
Participants in the experimental group were trained using the circular method to teach the backrest throw. Using the circular method, four stations were prepared at which the throw was performed: on a non-resisting assistant to release the grips for the arms and for the lapel of the clothes on the chest; to protect against a knife blow from above; to protect against side kicks on the body. The analysis of the research results confirms the effectiveness and prospects of using the circular training method in the physical training of police officers for the formation of the skill of performing the throw "Back step" and self-defense techniques.
Keywords: police officers, physical fitness, fighting techniques, circuit training method, backrest; sambo; self-defense, release from capture; impact protection.
References
1. Guralev V.M., Osipov A. Yu., Shnarkin S.M. Justification of the expediency of training and the use of throwing equipment by police officers // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 60-2. S. 113-117.
2. Kosikovsky A.R. On the methodology of training police officers for the use of physical force (based on Sambo techniques) // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2020. No. 1 (179). S. 179-184.
3. On the approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 1.07.2017 No. 450. - URL: http://www.consultant.ru (date of access: 12.06.2019). - Text: electronic.
4. Podrezov I.N., Kolomiets S.R. On the issue of assessing the effectiveness of combat methods of struggle in the practical activities of police officers // Science-2020. 2021. No. 5 (50). S.81-86.
5. Serebryannikov V.A. The basis for the formation of police officers' basic skills and abilities to perform combat techniques of struggle // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2019. No. 9 (175). S. 261-265.
6. Silantyev V.V., Gorelik A.V. Some features of training police officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the use of fighting techniques and firearms when detaining a criminal armed with a cold weapon // Scientific component. 2019. No. 1 (1). S. 99-106.
7. Tkhagalegov A.R., Krymshokalov A.Z. Teaching police officers the skills of forceful detention of offenders // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. S. 221-223.
8. Kholodov Zh.K., Kuznetsov B.C. Theory and methodology of physical education and sports: Textbook. manual for stud. higher. educational institutions. 2nd ed., Rev. and add. - M .: Publishing Center "Academy", 2003. - 4S0 p. ISBN 5-7695-0853-1.