КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14753 УДК 351.74
Волосников И. В. Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 20. - ART 14753. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14753.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Волосников Игорь Викторович,
преподаватель кафедры огневой, физической, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень [email protected]
Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения приемам борьбы полицейских. Автор предлагает использовать базово-кустовой метод для обучения приемам борьбы сотрудников полиции.
Ключевые слова: полиция, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, базово-кустовой метод.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности сотрудников ОВД является уровень их физической подготовленности. Так же одной из основных целевых установок в системе физической подготовки сотрудников - подготовка к служебной деятельности. Система физической подготовки полицейских построена на принципе прикладности. Этот принцип реализован в необходимости обучения сотрудниками многочисленных боевых приемах борьбы [1].
В процессе освоения боевых приемов борьбы сотрудников обучают различным двигательным действиям, имеющим профессионально-прикладную направленность, правильному выполнению упражнений, используемых в качестве общеразвивающих. Одновременно с формированием технико-тактического потенциала, обеспечивающего владение боевыми приемами борьбы и готовность к задержанию правонарушителя, развиваются физические качества, используемые в режиме рукопашной схватки.
Изучение боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке призвано обеспечить личную безопасность сотрудников, а также готовность их к выполнению своих профессиональных обязанностей. В этой связи, достаточно актуальной является деятельность по выявлению эффективных средств и методов формирования навыков боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций на занятиях по физической подготовке.
Вместе с тем, известно, что в таком единоборстве, как джиу-джитсу для обучения и тренировки приемам активно используется «базово-кустовой метод». Данный метод наиболее полно описал известный мастер боевых искусств Герман Попов. Суть данного метода состоит в том, что для обучения множества различных приемов используются несколько универсальных базовых болевых приемов. Возникла необходимость проверить эффективность использования данного метода для обучения сотрудников ОВД.
Объектом нашего исследования был учебно-тренировочный процесс обучения боевым приемам борьбы слушателей ТИПК МВД России.
Предметом исследования - методы формирования навыков боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке.
Цель исследования - определение эффективности использования базовокустового метода для формирования навыков боевых приемов борьбы у слушателей ТИПК МВД России.
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14753 УДК 351.74
Волосников И. В. Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 20. - ART 14753. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14753.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что активное использование базово-кустового метода на занятиях по физической подготовке будет способствовать эффективному формированию навыков боевых приемов борьбы слушателей ТИПК МВД России.
Исходя из цели и гипотезы, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Разработать комплекс приемов для использования базово-кустового метода формирования навыков боевых приемов борьбы у слушателей ТИПК МВД России.
3. Опытным путем обосновать эффективность базово-кустового метода формировании навыков приемов.
В исследовании были использованы научные методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; тестирование; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно-методической литературы позволил составить представление о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающиеся вопроса формирования навыков приемов, и в частности - возможности использования для этого базово-кустового метода. Анализ литературных источников и нормативных документов выявил отсутствие в некоторых учебных программах и пособиях универсальности использования основных базовых приемов, технических действий в темах «специальной» направленности, что не позволяет занимающимся совершенствовать свои двигательные действия до уровня навыка за короткий период обучения, так как при этом исключаются два основных условия формирования навыка: вариативность и большой объем повторений в учебном процессе.
Для оценки уровня сформированности навыков боевых приемов борьбы использовалось тестирование. Тестирование уровня владения навыков владения приемами самообороны состояло из двух упражнений.
1. Скорость выполнения приема
В качестве тестируемого приёма был «бросок через бедро». Место проведения - борцовский ковер. Условия выполнения теста. Тестируемый занимал место в центре ковра. Условные противники строились в колонну лицом к тестируемому. По сигналу преподавателя условные противники поочередно начинали атаковать тестируемого строго оговоренными и одинаковыми для всех приемами. За минимальное время тестируемый должен был технически грамотно выполнить заданные приемы защиты используя «бросок через бедро».
2. Количество приемов за 1 минуту
В этом тесте использовался прием «задняя подножка» для защиты: от захвата за отворот одежды; защиты от удара палкой и удара рукой. Тест «количество приемов за 1 минуту» позволил выявить степень технической подготовленности, а также уровень координационной способности слушателя, применяющего приемы с преодолением нарастающего физического утомления. Место проведения теста - борцовский ковер. Согласно условия выполнения, тестируемый занимал место в центре ковра. Тест выполняется в три подхода. Условные противники были построены вокруг тестируемого. По сигналу преподавателя условные противники поочередно начинали атаковать тестируемого строго оговоренными приемами нападения. За одну минуту тестируемый должен был технически грамотно выполнить максимальное количество раз заданный прием. В первом подходе выполнялась атака «захват
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14753 УДК 351.74
Волосников И. В. Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 20. - ART 14753. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14753.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
за отворот одежды». Тестируемый должен был выполнить бросок «задняя подножка». Во втором подходе выполнялась атака «удар палкой сбоку». Тестируемый должен был выполнить «заднюю подножку». В третьем подходе выполнялась атака «удар рукой сбоку в голову». Тестируемый должен был также выполнить «заднюю подножку». В ходе выполнения теста подсчитывалось количество приемов, выполненных за одну минуту в каждом подходе по команде экзаменатора «стоп» выполнение приемов прекращалось. Результаты фиксировались и вносились в таблицу [2].
Особенность физической подготовки состоит в том, что за довольно короткий срок слушателям образовательных организаций МВД России необходимо освоить необходимый объем техники боевых приемов борьбы на уровне навыка. Слушатели учатся выполнять: приемы защиты от ударов вооруженного и невооруженного противника; действия при угрозе оружием; приемы освобождения от захватов и обхватов. Высокие требования к уровню владения техникой боевых приемов борьбы предъявляются уже к концу процесса обучения. Надежность, автоматизированность исполнения приема, а также все, что определяет навык как оптимальную степень владения техникой движения, - основное условие качества применения боевых приемов борьбы [3].
При овладении техникой какого-либо двигательного действия первоначально приобретается умение его выполнять, затем - по мере дальнейшего углубления и совершенствования - умение постепенно переходит в навык.
Двигательное умение - начальный уровень владения двигательным действием, который характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью результатов его выполнения. Становление навыка, его совершенствование - довольно длительный процесс, который во многом зависит от количества повторений двигательного действия и вариативности его исполнения.
Условия формирования двигательного навыка за относительно короткий промежуток времени определяют требования к выбору методов и средств обучения слушателей боевым приемам борьбы. В изученных учебных программах на рассмотрение одной темы уделяется в среднем от 2 до 4 учебных часов. Естественно, за столь короткое время сформировать навыки владения техникой приемов борьбы невозможно.
Для устранения данного противоречия, на наш взгляд, необходимо, чтобы стадии формирования определенных двигательных действий от умения до навыка проходили сквозь большинство тем учебной программы. Очевидно, что в теме «Броски, болевые и удушающие приемы» возможно разучить только несколько технических действий, среди которых, например, бросок захватом руки на плечо. Совершенствование же данного броска возможно при условии, что он будет использоваться и в других темах: «Защита от ударов вооруженного и невооруженного противника»; «Действия при угрозе оружием, попытке обезоружить» и, по возможности, в других последующих темах.
В связи с этим, очень важно, чтобы в большинстве тем учебной программы использовались универсальные двигательные действия, обеспечивая тем самым их большое количество повторений и вариативность исполнения. Таким образом, очевидно, что формирование прочных навыков боевых приемов борьбы служебноприкладной физической подготовки сотрудников ОВД возможно при соблюдении ряда условий: унификации боевых приемов борьбы (позволяет сосредоточиться на освоении малого объема технических действий). Руководствуясь принципом унификации приемов, многие из задач можно решить с помощью относительно небольшого количества средств (приемов). От сотрудника требуется умение выполнять один и
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14753 УДК 351.74
Волосников И. В. Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 20. - ART 14753. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14753.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
тот же прием для решения задач разной сложности (например, умение применять рычаг руки внутрь не только в некоторых приемах освобождения от захватов, но и в приемах защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, а также при угрозе оружием) [4]. Унификация боевых приемов борьбы возможна при активном использовании базово-кустового метода.
Чтобы проверить эффективность использования базово-кустового метода для обучения боевых приемов борьбы в физической подготовке слушателей образовательных организаций проводился педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент был организован на базе ТИПК МВД России (г. Тюмень). В эксперименте участвовало 2 группы слушателей: контрольная и экспериментальная. Всего исследовались 18 человек. Основная цель эксперимента заключалась в сравнении начальных и конечных результатов уровня сформированно-сти навыков боевых приемов борьбы для определения эффективности экспериментального метода по сравнению с общепринятой методикой. Контрольная и экспериментальная группы занимались по учебной программе. На занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по разделу физической подготовки, слушатели разучивали боевые приемы борьбы [2]. За довольно короткий период обучения (4 месяца) слушателям необходимо было освоить 40 приемов. Для обучения В экспериментальной группе активно использовался базово-кустовой метод формирования навыков боевых приемов борьбы. Для обучения представителей экспериментальной группы были выбраны несколько наиболее универсальных приемов. Цифровые данные, получаемые в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики, изложенными в соответствующих руководствах.
С целью выявления эффективности использования базово-кустового метода в физической подготовки слушателей ТИПК МВД России для формирования навыков боевых приемов борьбы проводилось тестирование технической подготовки сотрудников. Уровень сформированности навыков боевых приемов борьбы определялся по двум тестам на первых занятиях и по двум тестам в конце программы обучения. Для анализа результатов тестирования сравним показатели уровня сформированности навыков приемов в ЭГ и КГ в начале и конце эксперимента по каждому тесту отдельно (рис. 1,2).
с
эксперимента эксперимента
□ ЭГ
□ КГ
Рис. 1. Результаты тестирования быстроты выполнения приема «Бросок через бедро»
за период эксперимента (с)
r\j r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14753 УДК 351.74
Волосников И. В. Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 20. - ART 14753. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14753.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
На рис. 1, изображающем показатели тестирования быстроты выполнения приема «Бросок через бедро», заметны изменения показателей у представителей ЭГ и
КГ в начале и в конце эксперимента.
При математической обработке результатов итогового тестирования быстроты выполнения приёма «Бросок через бедро» у занимающихся была получена величина t = 5,51. Полученное значение t больше граничного значения t-критерия Стьюден-та для 5% уровня значимости (2,32) при числе степеней свободы f = 8 (t < 0,05).
Полученное t = 5,51 при р < 0,05 означает, что при проведении 100 аналогичных экспериментов вероятность (р) получения подобных результатов больше 95 случаев
из 100.
Следовательно, различия между средними арифметическими значениями
представителей экспериментальной и контрольной групп в данном тесте достоверны. Изменения, выявленные у представителей экспериментальной группы в конце эксперимента значительны. Результаты сотрудников ЭГ в данном тесте превзошли результаты КГ в конце эксперимента на 27%.
□ ЭГ
□ КГ
Рис. 2. Результаты теста «Освобождение от захвата за отворот одежды одной рукой используя
бросок “задняя подножка” за одну минуту»
На рис. 2, изображающем показатели данного тестирования заметны изменения показателей у представителей ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента.
При математической обработке результатов данного итогового тестирования у занимающихся была получена величина t = 4,09. Полученное значение t больше граничного значения t-критерия Стьюдента для 5% уровня значимости (2,32) при числе степеней свободы f = 8 (t < 0,05).
Следовательно, различия между средними арифметическими значениями представителей экспериментальной и контрольной групп в данном тесте также достоверны. Изменения, выявленные у сотрудников экспериментальной группы в конце эксперимента значительны. Результаты представителей ЭГ в данном тесте превзошли результаты КГ в конце эксперимента на 33,6%.
По результатам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
В результате анализа научно-методической литературы выявлена возможность использования базово-кустового метода в прикладной физической подготовке слу-
(V С rw
Волосников И. В. Использование базово-кустового метода для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных учреждений МВД России // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 20. - ART 14753. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14753.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14753 УДК 351.74
шателей образовательных организаций для оптимизации процесса формирования навыков приемов самообороны.
На основе анализа и обобщения литературных источников по проблемам физической подготовки, был разработан комплекс приемов для возможности использования базово-кустового метода формирования навыков боевых приемов борьбы.
Результаты тестирования слушателей подтвердили эффективность использования базово-кустового метода для формирования навыков приемов. Уровень сформированности навыков приемов представителей экспериментальной группы оказался достоверно выше, чем у представителей контрольной группы (р < 0,05) в среднем на 27,5%. Это дает достаточно оснований говорить о том, что использование базово-кустового метода, способствует эффективному формированию навыков приемов самообороны у слушателей образовательных организаций МВД России.
Ссылки на источники
1. Гусев А. А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Вып. 2. - Концепт. -2014. - ART 55002. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55002.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X. - [Дата обращения 15.06.2014].
2. Троян Е. И. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 207 с.
3. Там же.
4. Там же.
Igor Volosnikov,
Lecturer, Department of physical training of police officers, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen [email protected]
Use the base-sectional method for teaching martial techniques fight students of educational institutions of the MIA of Russia Abstract. The article is devoted to the problem of study fighting techniques of police. The author offers to use the base-sectional method to study the techniques of fighting the police.
Key words: the police, physical training, martial fighting techniques base-sectional method.
Рекомендовано к публикации:
Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень 6
КОНТ ТКПТ
научно-методический электронный журнал
6