Научная статья на тему 'Обучение самопрезентации в системе высшего образования'

Обучение самопрезентации в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / SELF-PRESENTATION TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Инга Игоревна

В статье рассматривается обучение самопрезентации в рамках учебных планов и учебных дисциплин учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PRESENTATION TRAINING IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article considers self-presentation training within the education plan and educational disciplines of higher education institutions. Studying of the models offered by various authors and self-presentation training programs allows us to draw the following preliminary conclusions: 1) the existing conditions of forming of self-presentation skills are estimated by authors as not meeting the requirement of efficiency of the training process; 2) effective training of self-presentation requires implementation in the educational process of specially developed programs and techniques; 3) implementation of developments offered by the specified authors in the existing education system (in specific curricula and educational programs) is seen as problematic since it requires allocation of a separate subject, which involves a number of additional economic, personnel, time and other costs. For creation of an effective model of self-presentation training integrated into the modern education system it is necessary to consider the existing conditions of self-presentation skills formation and development within the educational process of higher school. Thus, the analysis of domestic scientists' research considered in this article has allowed to reveal a number of strict requirements which the effective model of self-presentation training shall satisfy : universality, integrability, realness; and also have significantly expanded the tasks of our research, which, despite the labor input of research process, will allow to make it more objective and in demand.

Текст научной работы на тему «Обучение самопрезентации в системе высшего образования»

Социальные науки Social sciences

УДК 378 - Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров.

ОБУЧЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016 И.И.Мишина

Мишина Инга Игоревна, аспирант. E-mail: [email protected]; [email protected]

Самарский государственный университет путей сообщения

Статья поступила в редакцию 04.02.2016

В статье рассматривается обучение самопрезентации в рамках учебных планов и учебных дисциплин учреждений высшего образования.

Ключевые слова: обучение самопрезентации, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Феномен самопрезентации стал объектом изучения российских ученых относительно недавно - с 90-х годов XX века. Традиционно самопрезентация рассматривалась в рамках таких наук, как психология и социология, а также ряда выделившихся из них направлений. Наиболее известны работы Е.В.Михайловой «Обучение самопрезентации», О.А.Пикулевой «Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации», И.Б.Захаровой «Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе» и др. Внимание авторов было сосредоточено непосредственно на природе феномена самопрезентации. Поскольку самопрезентация есть явление, напрямую связанное с поведением, т.е. с некой деятельностью человека, довольно скоро возник вопрос о формировании и целенаправленном развитии навыков самопрезентации. Естественно, что он также разрабатывался в рамках психологии: объектом исследования становились методы, средства и условия формирования навыков самопрезентации. В результате были разработаны различные тренинговые программы, позволяющие влиять на уровень сформированности навыков самопрезентации.

Так, Ж.Р.Дмитриева в рамках исследования «Социально-психологическое обеспечение планирования карьеры молодых специалистов» (2011) предлагает программу социально-психологического тренинга «Карьерная самопрезентация» [1]. Е.В.Михайлова (2003) подробно рассматривает и анализирует существующие методы обучения самопрезентации и предлагает модель обучения в рамках социально-психологического тренинга или посредством индивидуального консультирования [2]. То есть предлагается обучение «по запросу» клиента. Недостатком подобных разработок является их обособ-

ленность от системы образования и особенно -профессионального образования, в то время как теоретические изыскания как отечественных, так и зарубежных ученых, установили значимость навыков самопрезентации для профессиональной деятельности молодого специалиста.

Подобная ситуация обусловила внимание к проблеме формирования навыков самопрезентации со стороны педагогов. В основу легла идея обучения самопрезентации в рамках определенного детского коллектива или учебного заведения. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных дидактическим аспектам и педагогическим условиям формирования навыков самопрезентации и готовности к самопрезентационной деятельности.

И.Б.Захарова в своем исследовании «Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе» (2003) обозначает совокупность условий, которые необходимы для эффективного ориентирования студентов на успешную самопрезентацию. Среди которых выделяет образовательный лингво-коммуникатив-ный тренинг, как наиболее эффективную форму обучения самопрезентации [3]. Л.М.Семенова в рамках диссертационного исследования на тему «Формирование готовности к самопрезентации у будущих специалистов по связям с общественностью» (2006) предлагает внедрение структурно-функциональной модели готовности к самопрезентации, реализацию методики и комплекса педагогических условий, как обеспечивающих эффективное обучение самопрезентации [4]. В.А.Савин (2013) высказывает мнение о необходимости разработки и внедрения дидактической модели, под которой подразумевает совокупность направленных дидактических условий и технологий по формированию компетенций самопрезентации, формирование универсальных

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 1, 2016

учебных действий и ценностно-смысловых установок старшеклассников [5].

Изучение предлагаемых авторами моделей и программ обучения самопрезентации позволяет нам сделать следующие предварительные выводы: 1) существующие в настоящий момент условия формирования навыков самопрезентации оцениваются авторами как не удовлетворяющие требованию эффективности процесса обучения; 2) для эффективного обучения самопрезентации необходимо внедрение в образовательный процесс специально разработанных программ и методик; 3) внедрение предлагаемых указанными авторами разработок в существующую систему образования (в конкретные учебные планы и образовательные программы) представляется весьма затруднительным, поскольку требует выделения отдельной учебной дисциплины, что влечет за собой ряд дополнительных экономических, кадровых, временных и прочих затрат.

Для создания эффективной модели обучения самопрезентации, интегрированной в современную систему образования, необходимо рассмотреть существующие условия формирования и развития навыков самопрезентации в рамках учебного процесса высшей школы.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ были внесены существенные изменения в концепцию высшего образования, что нашло отражение в федеральных государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) [6]. Отличительной особенностью реализации стандартов третьего поколения является компетентностно-ориентированный подход в обучении. Термин «компетенция» подразумевает способность и готовность обучающегося применять знания, умения и личностные качества для эффективного решения конкретных и реальных профессиональных задач. Комплекс сформированных компетенций всех видов (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) рассматривается как результат освоения образовательной программы.

Способность и готовность обучающегося к самопрезентационной деятельности в настоящее время не выделена в отдельную компетенцию. Вместе с тем, образовательные стандарты бакалавриата нового поколения, для всех направлений подготовки, предусматривают формирование общекультурных компетенций. Такими компетенциями указываются: «способность к коммуникации в устной и письменной форме на

русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия», «способность логически точно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» и т.п. Любая ситуация межличностного взаимодействия предполагает наличие самопрезентационного аспекта, поскольку, понимая под самопрезентацией в широком смысле управление впечатлением, очевидно, что независимо от степени осознанности данного процесса, субъекты общения всегда производят какое-либо впечатление друг на друга. Таким образом, обучение навыкам самопрезентации в рамках формирования общекультурных компетенций должно предусматриваться в образовательных программах всех направлений подготовки бакалавров. С целью подробного изучения условий формирования навыков самопрезентации в рамках образовательного процесса высшего учебного заведения было проведено исследование, направленное на выявление общих закономерностей обучения самопрезентационной деятельности.

Исследование проводилось на базе Самарского государственного университета путей сообщения. В качестве исходных данных использовались учебные планы, и общие образовательные программы (ООП) всех направлений подготовки бакалавриата по которым осуществляет образовательную деятельность выбранное учебное заведение.

Репрезентативность выборки обусловлена несколькими факторами: 1) влияние федеративно-субъектной принадлежности учебного заведения на содержание учебного плана и ООП нивелируется общефедеральной нормативной базой; 2) несмотря на ведомственную принадлежность вуза, образовательная деятельность университета осуществляется по различным направлениям подготовки, среди которых «Информатика и вычислительная техника» (09.03.01), «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02), «Стандартизация и метрология» (27.03.01), «Экономика» (38.03.01), «Менеджмент» (38.03.02), «Управление персоналом» (38.03.03) и другие, что позволяет рассмотреть изучаемый процесс независимо от транспортно-технической специфики образовательной организации; 3) в выборке целенаправленно отсутствуют направления подготовки, предполагающие в качестве основной профессиональной задачи межличностное взаимодействие («Психология», «Медиакоммуникации», «Журналистика» и другие), поскольку указанные направления подготовки подразумевают фор-

Социальные науки Social sciences

мирование ряда общепрофессиональных и профессиональных компетенций, включающих самопрезентационную деятельность, в рамках изучения профильных дисциплин. Одним из важных положений исследования является значимость самопрезентации в профессиональной деятельности специалистов различных отраслей, потому представляется целесообразным рассмотреть обучение самопрезентации именно в рамках формирования общекультурных компетенций.

Оценка условий формирования навыков самопрезентации в образовательном процессе выбранного высшего учебного заведения, осуществленная посредством анализа основных образовательных программ и учебных планов, позволила сформулировать следующие положения:

1. Дисциплины, в рамках которых происходит формирование готовности и способности обучающихся к самопрезентации, можно условно разделить на общеобразовательные (история, философия, культурология, иностранный язык и др.) и специальные (русский язык и культура речи, речевой имидж делового человека и т.д.). Последние дисциплины выделены нами в специальные, поскольку их наличие в основной образовательной программе обусловлено не требованиями нормативных документов, а стремлением вуза решить конкретную педагогическую задачу повышения речевой эффективности выпускника,

т.е. в определенной степени нацелены на обучение вербальной самопрезентации. Еще раз оговорим, что наличие подобных учебных дисциплин в ООП других образовательных учреждений не обязательно, поэтому невозможно сделать вывод о существовании универсальной дисциплины, обладающей инструментами и оценочными средствами для решения заявленной проблемы.

2. Оценочные средства, предусмотренные рабочими программами указанных дисциплин, не позволяют в полной мере оценить уровень сформированности готовности обучающихся к самопрезентации, что обусловливает необходимость определения не только универсальной модели обучения самопрезентации, свободно интегрируемой в предусмотренную учебным планом дисциплину, но и фонд оценочных средств, позволяющий оценить результат обучения.

Таким образом, анализ исследований отечественных ученых, рассмотренных в данной статье, позволил выявить ряд жестких требований, которым должна удовлетворять эффективная модель обучения самопрезентации: универсальность, интегрируемость, реалистичность; а также существенно расширил задачи нашего исследования, что, невзирая на трудоемкость исследовательского процесса, позволит сделать его более объективным и востребованным.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 3 нояб. 2014 г.] // Гарант.ги. http:// www.garant.ru/

2 Дмитриева, Ж. Р. Социально-психологическое обеспечение планирования карьеры молодых специалистов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Дмитриева Жанна Рубеновна. М., 2011. С. 221.

3 Захарова, И. Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Захарова Ирина Борисовна. Красноярск, 2003. С. 221.

4 Михайлова, Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 167 с.

5 Савин, В.А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Савин Василий Анатольевич. Ростов-на/Д, 2013. С. 149.

6 Семенова, Л. M. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Семенова Лидия Михайловна. Челябинск, 2006. С. 202.

SELF-PRESENTATION TRAINING IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

© 2016 I.I.Mishina

Inga Igorevna Mishina, Postraduate. E-mail: [email protected]; [email protected] Samara State Transport University

The article considers self-presentation training within the education plan and educational disciplines of higher education institutions. Studying of the models offered by various authors and self-presentation training programs allows us to draw the following preliminary conclusions: 1) the existing conditions of forming of self-presentation skills are estimated by authors as not meeting the requirement of efficiency of the training process; 2) effective training of self-presentation requires implementation in the educational process of specially developed programs and techniques; 3) implementation of developments offered by the specified authors in the existing education system (in specific curricula and educational programs) is seen as problematic since it requires al-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 1, 2016 location of a separate subject, which involves a number of additional economic, personnel, time and other costs. For creation of an effective model of self-presentation training integrated into the modern education system it is necessary to consider the existing conditions of self-presentation skills formation and development within the educational process of higher school.

Thus, the analysis of domestic scientists' research considered in this article has allowed to reveal a number of strict requirements which the effective model of self-presentation training shall satisfy: universality, integrability, realness; and also have significantly expanded the tasks of our research, which, despite the labor input of research process, will allow to make it more objective and in demand.

Key words: self-presentation training, federal state educational standards of the third generation.

1 Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» № 273 ot 29 dekabria 2012 g.: [feder. zakon: priniat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g.: po sostoianiiu na 3 noiab. 2014 g.]. www.garant.ru/

2 Dmitrieva, Zh. R. Sotsial'no-psikhologicheskoe obespechenie planirovaniia kar'ery molodykh spetsialistov (Social and psychological ensuring of career planning of young specialists): dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05 / Dmitrieva Zhanna Rubenovna. M., 2011, p. 221, (in Russ.).

3 Zakharova, I.B. Sotsial'no-pedagogicheskoe orientirovanie lichnosti studenta na uspeshnuiu samoprezenta-tsiiu v obrazovatel'nom protsesse (Social and pedagogical orientation of the identity of the student on the successful self-presentation in educational process): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zakharova Irina Borisovna. Krasno-iarsk, 2003, p. 221, (in Russ.).

4 Mikhailova, E.V. Obuchenie samoprezentatsii (Self-presentation training): uchebnoe posobie. - M., Izd. dom GU VShE, 2006, 167 p., (in Russ.).

5 Savin, V.A. Didakticheskie osnovy razvitiia samoprezentatsii u starsheklassnikov (Didactic bases of development of self-presentation in seniors): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Savin Vasilii Anatol'evich. Rostov-na/D, 2013, p. 149., (in Russ.).

6 Semenova, L. M. Formirovanie gotovnosti k samoprezentatsii budushchikh spetsialistov po sviaziam s obshchest-vennost'iu (Formation of readiness for self-presentation of future specialists in public relations): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Semenova Lidiia Mikhailovna. Cheliabinsk, 2006, p. 202., (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.