Социальные науки Social sciences
УДК 378 - Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров.
ОБУЧЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016 И.И.Мишина
Мишина Инга Игоревна, аспирант. E-mail: [email protected]; [email protected]
Самарский государственный университет путей сообщения
Статья поступила в редакцию 04.02.2016
В статье рассматривается обучение самопрезентации в рамках учебных планов и учебных дисциплин учреждений высшего образования.
Ключевые слова: обучение самопрезентации, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Феномен самопрезентации стал объектом изучения российских ученых относительно недавно - с 90-х годов XX века. Традиционно самопрезентация рассматривалась в рамках таких наук, как психология и социология, а также ряда выделившихся из них направлений. Наиболее известны работы Е.В.Михайловой «Обучение самопрезентации», О.А.Пикулевой «Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации», И.Б.Захаровой «Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе» и др. Внимание авторов было сосредоточено непосредственно на природе феномена самопрезентации. Поскольку самопрезентация есть явление, напрямую связанное с поведением, т.е. с некой деятельностью человека, довольно скоро возник вопрос о формировании и целенаправленном развитии навыков самопрезентации. Естественно, что он также разрабатывался в рамках психологии: объектом исследования становились методы, средства и условия формирования навыков самопрезентации. В результате были разработаны различные тренинговые программы, позволяющие влиять на уровень сформированности навыков самопрезентации.
Так, Ж.Р.Дмитриева в рамках исследования «Социально-психологическое обеспечение планирования карьеры молодых специалистов» (2011) предлагает программу социально-психологического тренинга «Карьерная самопрезентация» [1]. Е.В.Михайлова (2003) подробно рассматривает и анализирует существующие методы обучения самопрезентации и предлагает модель обучения в рамках социально-психологического тренинга или посредством индивидуального консультирования [2]. То есть предлагается обучение «по запросу» клиента. Недостатком подобных разработок является их обособ-
ленность от системы образования и особенно -профессионального образования, в то время как теоретические изыскания как отечественных, так и зарубежных ученых, установили значимость навыков самопрезентации для профессиональной деятельности молодого специалиста.
Подобная ситуация обусловила внимание к проблеме формирования навыков самопрезентации со стороны педагогов. В основу легла идея обучения самопрезентации в рамках определенного детского коллектива или учебного заведения. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных дидактическим аспектам и педагогическим условиям формирования навыков самопрезентации и готовности к самопрезентационной деятельности.
И.Б.Захарова в своем исследовании «Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе» (2003) обозначает совокупность условий, которые необходимы для эффективного ориентирования студентов на успешную самопрезентацию. Среди которых выделяет образовательный лингво-коммуникатив-ный тренинг, как наиболее эффективную форму обучения самопрезентации [3]. Л.М.Семенова в рамках диссертационного исследования на тему «Формирование готовности к самопрезентации у будущих специалистов по связям с общественностью» (2006) предлагает внедрение структурно-функциональной модели готовности к самопрезентации, реализацию методики и комплекса педагогических условий, как обеспечивающих эффективное обучение самопрезентации [4]. В.А.Савин (2013) высказывает мнение о необходимости разработки и внедрения дидактической модели, под которой подразумевает совокупность направленных дидактических условий и технологий по формированию компетенций самопрезентации, формирование универсальных
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 1, 2016
учебных действий и ценностно-смысловых установок старшеклассников [5].
Изучение предлагаемых авторами моделей и программ обучения самопрезентации позволяет нам сделать следующие предварительные выводы: 1) существующие в настоящий момент условия формирования навыков самопрезентации оцениваются авторами как не удовлетворяющие требованию эффективности процесса обучения; 2) для эффективного обучения самопрезентации необходимо внедрение в образовательный процесс специально разработанных программ и методик; 3) внедрение предлагаемых указанными авторами разработок в существующую систему образования (в конкретные учебные планы и образовательные программы) представляется весьма затруднительным, поскольку требует выделения отдельной учебной дисциплины, что влечет за собой ряд дополнительных экономических, кадровых, временных и прочих затрат.
Для создания эффективной модели обучения самопрезентации, интегрированной в современную систему образования, необходимо рассмотреть существующие условия формирования и развития навыков самопрезентации в рамках учебного процесса высшей школы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ были внесены существенные изменения в концепцию высшего образования, что нашло отражение в федеральных государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) [6]. Отличительной особенностью реализации стандартов третьего поколения является компетентностно-ориентированный подход в обучении. Термин «компетенция» подразумевает способность и готовность обучающегося применять знания, умения и личностные качества для эффективного решения конкретных и реальных профессиональных задач. Комплекс сформированных компетенций всех видов (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) рассматривается как результат освоения образовательной программы.
Способность и готовность обучающегося к самопрезентационной деятельности в настоящее время не выделена в отдельную компетенцию. Вместе с тем, образовательные стандарты бакалавриата нового поколения, для всех направлений подготовки, предусматривают формирование общекультурных компетенций. Такими компетенциями указываются: «способность к коммуникации в устной и письменной форме на
русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия», «способность логически точно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» и т.п. Любая ситуация межличностного взаимодействия предполагает наличие самопрезентационного аспекта, поскольку, понимая под самопрезентацией в широком смысле управление впечатлением, очевидно, что независимо от степени осознанности данного процесса, субъекты общения всегда производят какое-либо впечатление друг на друга. Таким образом, обучение навыкам самопрезентации в рамках формирования общекультурных компетенций должно предусматриваться в образовательных программах всех направлений подготовки бакалавров. С целью подробного изучения условий формирования навыков самопрезентации в рамках образовательного процесса высшего учебного заведения было проведено исследование, направленное на выявление общих закономерностей обучения самопрезентационной деятельности.
Исследование проводилось на базе Самарского государственного университета путей сообщения. В качестве исходных данных использовались учебные планы, и общие образовательные программы (ООП) всех направлений подготовки бакалавриата по которым осуществляет образовательную деятельность выбранное учебное заведение.
Репрезентативность выборки обусловлена несколькими факторами: 1) влияние федеративно-субъектной принадлежности учебного заведения на содержание учебного плана и ООП нивелируется общефедеральной нормативной базой; 2) несмотря на ведомственную принадлежность вуза, образовательная деятельность университета осуществляется по различным направлениям подготовки, среди которых «Информатика и вычислительная техника» (09.03.01), «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02), «Стандартизация и метрология» (27.03.01), «Экономика» (38.03.01), «Менеджмент» (38.03.02), «Управление персоналом» (38.03.03) и другие, что позволяет рассмотреть изучаемый процесс независимо от транспортно-технической специфики образовательной организации; 3) в выборке целенаправленно отсутствуют направления подготовки, предполагающие в качестве основной профессиональной задачи межличностное взаимодействие («Психология», «Медиакоммуникации», «Журналистика» и другие), поскольку указанные направления подготовки подразумевают фор-
Социальные науки Social sciences
мирование ряда общепрофессиональных и профессиональных компетенций, включающих самопрезентационную деятельность, в рамках изучения профильных дисциплин. Одним из важных положений исследования является значимость самопрезентации в профессиональной деятельности специалистов различных отраслей, потому представляется целесообразным рассмотреть обучение самопрезентации именно в рамках формирования общекультурных компетенций.
Оценка условий формирования навыков самопрезентации в образовательном процессе выбранного высшего учебного заведения, осуществленная посредством анализа основных образовательных программ и учебных планов, позволила сформулировать следующие положения:
1. Дисциплины, в рамках которых происходит формирование готовности и способности обучающихся к самопрезентации, можно условно разделить на общеобразовательные (история, философия, культурология, иностранный язык и др.) и специальные (русский язык и культура речи, речевой имидж делового человека и т.д.). Последние дисциплины выделены нами в специальные, поскольку их наличие в основной образовательной программе обусловлено не требованиями нормативных документов, а стремлением вуза решить конкретную педагогическую задачу повышения речевой эффективности выпускника,
т.е. в определенной степени нацелены на обучение вербальной самопрезентации. Еще раз оговорим, что наличие подобных учебных дисциплин в ООП других образовательных учреждений не обязательно, поэтому невозможно сделать вывод о существовании универсальной дисциплины, обладающей инструментами и оценочными средствами для решения заявленной проблемы.
2. Оценочные средства, предусмотренные рабочими программами указанных дисциплин, не позволяют в полной мере оценить уровень сформированности готовности обучающихся к самопрезентации, что обусловливает необходимость определения не только универсальной модели обучения самопрезентации, свободно интегрируемой в предусмотренную учебным планом дисциплину, но и фонд оценочных средств, позволяющий оценить результат обучения.
Таким образом, анализ исследований отечественных ученых, рассмотренных в данной статье, позволил выявить ряд жестких требований, которым должна удовлетворять эффективная модель обучения самопрезентации: универсальность, интегрируемость, реалистичность; а также существенно расширил задачи нашего исследования, что, невзирая на трудоемкость исследовательского процесса, позволит сделать его более объективным и востребованным.
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 3 нояб. 2014 г.] // Гарант.ги. http:// www.garant.ru/
2 Дмитриева, Ж. Р. Социально-психологическое обеспечение планирования карьеры молодых специалистов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Дмитриева Жанна Рубеновна. М., 2011. С. 221.
3 Захарова, И. Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Захарова Ирина Борисовна. Красноярск, 2003. С. 221.
4 Михайлова, Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 167 с.
5 Савин, В.А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Савин Василий Анатольевич. Ростов-на/Д, 2013. С. 149.
6 Семенова, Л. M. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Семенова Лидия Михайловна. Челябинск, 2006. С. 202.
SELF-PRESENTATION TRAINING IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
© 2016 I.I.Mishina
Inga Igorevna Mishina, Postraduate. E-mail: [email protected]; [email protected] Samara State Transport University
The article considers self-presentation training within the education plan and educational disciplines of higher education institutions. Studying of the models offered by various authors and self-presentation training programs allows us to draw the following preliminary conclusions: 1) the existing conditions of forming of self-presentation skills are estimated by authors as not meeting the requirement of efficiency of the training process; 2) effective training of self-presentation requires implementation in the educational process of specially developed programs and techniques; 3) implementation of developments offered by the specified authors in the existing education system (in specific curricula and educational programs) is seen as problematic since it requires al-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 1, 2016 location of a separate subject, which involves a number of additional economic, personnel, time and other costs. For creation of an effective model of self-presentation training integrated into the modern education system it is necessary to consider the existing conditions of self-presentation skills formation and development within the educational process of higher school.
Thus, the analysis of domestic scientists' research considered in this article has allowed to reveal a number of strict requirements which the effective model of self-presentation training shall satisfy: universality, integrability, realness; and also have significantly expanded the tasks of our research, which, despite the labor input of research process, will allow to make it more objective and in demand.
Key words: self-presentation training, federal state educational standards of the third generation.
1 Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» № 273 ot 29 dekabria 2012 g.: [feder. zakon: priniat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g.: po sostoianiiu na 3 noiab. 2014 g.]. www.garant.ru/
2 Dmitrieva, Zh. R. Sotsial'no-psikhologicheskoe obespechenie planirovaniia kar'ery molodykh spetsialistov (Social and psychological ensuring of career planning of young specialists): dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05 / Dmitrieva Zhanna Rubenovna. M., 2011, p. 221, (in Russ.).
3 Zakharova, I.B. Sotsial'no-pedagogicheskoe orientirovanie lichnosti studenta na uspeshnuiu samoprezenta-tsiiu v obrazovatel'nom protsesse (Social and pedagogical orientation of the identity of the student on the successful self-presentation in educational process): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zakharova Irina Borisovna. Krasno-iarsk, 2003, p. 221, (in Russ.).
4 Mikhailova, E.V. Obuchenie samoprezentatsii (Self-presentation training): uchebnoe posobie. - M., Izd. dom GU VShE, 2006, 167 p., (in Russ.).
5 Savin, V.A. Didakticheskie osnovy razvitiia samoprezentatsii u starsheklassnikov (Didactic bases of development of self-presentation in seniors): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Savin Vasilii Anatol'evich. Rostov-na/D, 2013, p. 149., (in Russ.).
6 Semenova, L. M. Formirovanie gotovnosti k samoprezentatsii budushchikh spetsialistov po sviaziam s obshchest-vennost'iu (Formation of readiness for self-presentation of future specialists in public relations): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Semenova Lidiia Mikhailovna. Cheliabinsk, 2006, p. 202., (in Russ.).