Научная статья на тему 'Модель процесса формирования готовности студентов к самопрезентационной деятельности'

Модель процесса формирования готовности студентов к самопрезентационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SELF-PRESENTATION ACTIVITY OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасева Саяд Акиф Кызы

В работе проанализированы понятия «самопрезентация», «самопрезентационная деятельность». Дано определение, и раскрыта сущность понятия «готовность к самопрезентационной деятельности». Представлены дидактические средства и этапы формирования у студентов готовности к самопрезентационной деятельности. Экспериментальный образовательный процесс раскрыт через содержание трех этапов: учебно-теоретического, учебно-практического, практического. Дидактические средства решения формирующих задач охарактеризованы в контексте содержания названных этапов. Обоснованы методические (средства, методы, формы организации образования) и технологические (этапы, алгоритм) основы процесса формирования готовности личности к самопрезентационной деятельности. Приведена разработанная модель процесса формирования готовности к самопрезентационной деятельности у студентов. Охарактеризованы результаты экспериментальной апробации модели, свидетельствующие об ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF FORMATION IN STUDENTS OF READINESS FOR SELF-PRESENTATION ACTIVITY

An analysis is made of the concepts of “self-presentation” and “self-presentation activity”. The author gives the definition and discloses the essence of the concept “readiness for self-presentation activity” and presents didactic means and formation stages of readiness of students for self-presentation activity. Experimental educational process is uncovered through the content of three stages: educational theoretical, educational – practical and practical. Didactic means to solve the forming tasks are shown in a context of the content of the above-mentioned stages. Methodical (means, methods, forms of the organization of education) and technological (stages, algorithm) bases of formation of readiness of the personality for self-presentation activity are proved. The work provides the developed model of formation of readiness of students for self-presentation activity and results of experimental approbation of the model testifying to its efficiency.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования готовности студентов к самопрезентационной деятельности»

УДК 378 ББК 74.580 К 21

С.А. Карасева

Ассистент кафедры менеджмента Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (филиала в г. Ставрополе); E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В работе проанализированы понятия «самопрезентация», «самопрезентационная деятельность». Дано определение, и раскрыта сущность понятия «готовность к самопрезентационной деятельности». Представлены дидактические средства и этапы формирования у студентов готовности к самопрезентационной деятельности. Экспериментальный образовательный процесс раскрыт через содержание трех этапов: учебно-теоретического, учебно-практического, практического.

Дидактические средства решения формирующих задач охарактеризованы в контексте содержания названных этапов. Обоснованы методические (средства, методы, формы организации образования) и технологические (этапы, алгоритм) основы процесса формирования готовности личности к самопрезентационной деятельности. Приведена разработанная модель процесса формирования готовности к самопрезентационной деятельности у студентов. Охарактеризованы результаты экспериментальной апробации модели, свидетельствующие об ее эффективности.

Ключевые слова: готовность личности к самопрезентационной деятельности, методы и этапы формирования у студентов готовности к самопрезентационной деятельности модель формирования готовности личности к самопрезентационной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

S.A. Karaseva

Assistant Lecturer of Management Department, Southern Russian State University of Economy and Service (Branch in Stavropol); E-mail: s. apvnva2011@,vandex. ru

A MODEL OF FORMATION IN STUDENTS OF READINESS FOR SELFPRESENTATION ACTIVITY

Abstract. An analysis is made of the concepts of “self-presentation” and “self-presentation activity”. The author gives the definition and discloses the essence of the concept “readiness for selfpresentation activity” and presents didactic means and formation stages of readiness of students for selfpresentation activity. Experimental educational process is uncovered through the content of three stages: educational - theoretical, educational - practical and practical. Didactic means to solve the forming tasks are shown in a context of the content of the above-mentioned stages. Methodical (means, methods, forms of the organization of education) and technological (stages, algorithm) bases of formation of readiness of the personality for self-presentation activity are proved. The work provides the developed model of formation of readiness of students for self-presentation activity and results of experimental approbation of the model testifying to its efficiency.

Keywords: readiness of the personality for self-presentation activity, methods and formation stages in students of readiness for self-presentation activity, model of formation of readiness of the personality to self-presentation activity in the course of professional training.

Готовность личности к эффективной самопрезентационной деятельности в современных конкурентных социально-экономических условиях выступает значимым фактором достижения субъектом труда профессионального и личного успеха, обеспечения конкурентоспособности специалистов. Актуальность проблемы поиска методических основ и практических способов формирования данного качества у студентов в процессе профессиональной подготовки определяется, прежде всего, особенностями российского рынка труда, в котором спрос на специалистов значительно ниже предложения. Кроме того,

выпускники вузов находятся в невыгодной позиции относительно опытных специалистов: как с точки зрения наличия конкурентных преимуществ, так и ввиду отсутствия у них полноценных знаний о том, какие качества, способности, умения и т.д. могут стать их конкурентными преимуществами, каким образом и кому необходимо демонстрировать эти качества [1]. Очевидно, в вузе должны решаться задачи, связанные с подготовкой студентов к конкурентному взаимодействию, в том числе к эффективному осуществлению самопрезентационной деятельности. Поиску и обоснованию методических и технологических основ такой подготовки было посвящено наше исследование. Анализ его результатов позволил сформулировать следующие выводы.

Готовность к самопрезентационной деятельности - это интегративное качество личности, формирующееся в результате овладения всеми компонентами

самопрезентационной деятельности и характеризующееся стремлением и способностью специалиста осуществлять самопрезентационную деятельность. Ее структура представлена когнитивным (система самопрезентационных знаний), мотивационно-ценностным

(совокупность взаимосвязанных целеопределяющих и средствоопределяющих мотивов самопрезентации) и деятельностно-поведенческим (система интеллектуальных и практических самопрезентационных умений) компонентами.

Личностными факторами эффективности самопрезентации выступают: преданность идее и/или фирме, профессиональная ответственность и надежность, коллективизм и способность сотрудничать, готовность следовать корпоративным нормам, творческий подход к работе, вежливость и доброжелательность, порядочность, готовность к риску и к переменам и др. Механизмами, актуализирующими самопрезентационную активность личности, являются: Я-концепция, эмпатия, рефлексия, антиципация, коммуникабельность, креативность, интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая гибкость [2; 3; 4 и др.].

Дальнейшие теоретические изыскания позволили выделить совокупность

дидактических средств и определить последовательность этапов организации образовательного процесса, нацеленного на формирование готовности к самопрезентационной деятельности (ГСпД) у будущих специалистов. Педагогические методы, приемы, формы организации образовательной деятельности приведены ниже, они поставлены в соответствии последовательности решаемых задач.

При определении процессуальных характеристик системы формирования готовности студентов к самопрезентационной деятельности мы опирались на следующую основную теоретико-методологическую базу: разработанную С.А.Хазовой концепцию развития

конкурентоспособности личности [1], обоснованные учеными этапы и содержание самопрезентационной деятельности [2; 5 и др.], идеи и положения о связи самопрезентации с Я-концепцией и имиджем специалистов [2; 5; 6; 7 и др.]. Это позволило выделить этапы формирования ГСпД студентов и определить дидактические средства решения этапных задач.

Первый этап - учебно-теоретический, направленный на формирование системы самопрезентационных знаний и интеллектуальных умений и способностей студентов решать теоретические самопрезентационные задачи в учебном процессе. Его задачи:

1. Освоение студентами дифференцированных (по научным областям) самопрезентационных знаний в необходимом объеме, развитие способностей к актуализации знаний для решения теоретических самопрезентационных задач. Для решения данной задачи целесообразно использование следующих методов и приемов: активизации и

стимулирования учебной деятельности студентов (творческое решение проблемных задач, разъяснение значимости самопрезентационной информации, самоубеждение и др.); формирования системы самопрезентационных знаний (мнемическая деятельность, интегрирование и анализ разнопредметной информации, диалогические методы обучения, подготовка предметных рефератов и докладов и др.); формирования аксиологического ядра личности (трансляция ценностного содержания образования, эмоциональное заражение, витагенные приемы и пр.).

2. Формирование интеллектуальных умений в области поиска, анализа и отбора самопрезентационной информации и способностей их применения при решении теоретических самопрезентационных задач. Ее решение обеспечивается следующими основными дидактическими средствами: решение самопрезентационных ситуационнопроблемных задач; создание ситуаций анализа самопрезентационной информации стратегий и тактик и пр.; методы развития творческого мышления и др.

3. Теоретическое освоение целесообразной для эффективности самопрезентации мотивации, формирование умений использовать различные сочетания целеопределяющих и средствоопределяющих мотивов в качестве детерминантов самопрезентационной деятельности при теоретическом проектировании самопрезентации. При решении данной задачи используются те же методы и приемы, что и при решении первых двух задач, однако их содержание связано с информацией и действиями в области мотивации самопрезентации.

Второй этап - учебно-практический, связанный с формированием способностей студентов применять самопрезентационные знания и умения в ситуациях игрового взаимодействия, а также самостоятельно проектировать способы решения самопрезентационных задач посредством разработки соответствующих проектов. Задачи этапа:

1. Интеграция самопрезентационных знаний, их классификация и распределение в соответствии с этапами и ситуациями самопрезентации. Решение задачи осуществляется с применением следующих дидактических средств: создание проблемных учебных ситуаций; изучение и обмен самопрезентационным опытом и др.; подготовка теоретических проектов и докладов интегативного самопрезентационного содержания; дискуссий по вопросам значимости, применимости, анализа и т.д. самопрезентационной информации и др.

2. Освоение практических умений в области моделирования содержания, средств, стратегий и тактик самопрезентации, формирование способностей применять знания и умения в условиях игрового самопрезентационного взаимодействия. Ведущими формами, методами и приемами обучения являются: сценарные проекты (самостоятельная разработка студентами ситуаций самопрезентации и разыгрывание их с последующим анализом), тренинги (целеопределения и целепостроения, коммуникативных и пр.), ситуационнопроблемные задачи (теоретическое моделирование каждого шага алгоритма самопрезентации), деловые и ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций самопрезентации) и др.

3. Интериоризация целесообразных мотивов самопрезентации, осознание взаимосвязи

между целеопределяющими и средствоопределяющими мотивами. Достигается посредством использования: тренингов (целеопределения, целепостроения, целереализации,

самопознания, ценностно-ориентированных, мотивации достижений и др.), консультации (по вопросам диагностики, оценки, анализа, саморазвития мотивов самопрезентации), витагенных приемов обучения как способа убеждения в необходимости освоения целесообразных мотивов самопрезентации, приемов эмоционального заражения, разъяснения (значимости ценностей и целей самопрезентации и т.п.), убеждения (беседа, пример, встречи со специалистами, создание ситуаций самоубеждения) и др.

4. Освоение способов сознательной актуализации механизмов самопрезентации и

демонстрации качеств-факторов самопрезентации. В данном случае применяются три основных группы дидактических средств: консультации (диагностики, оценки, развития факторов и актуализации механизмов самопрезентации), витагенные приемы (дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели, творческого моделирования идеальных объектов и др.), создание ситуаций успеха и ситуаций выбора, тренинги (рефлексии, антициапации, коммуникативных, развития качеств-факторов,

гибкости, креативности и пр.) и др.

Третий этап - практический, направленный на непосредственное применение

сформированных самопрезентационных знаний и умений в реальных условиях самопрезентации (при совмещении учебы с работой, в процессе производственной

практики). На данном этапе решаются задачи:

1. Освоение способов варьирования знаний в соответствии с изменяющимися условиями самопрезентации. Осуществляется посредством применения упражнений для развития эвристических способов умственных действий и творческого воображения (синтезирование и конкретизация информации, поиск аналогий, гиперболизация и агглютинация и пр.).

2. Закрепление практических самопрезентационных умений, формирование способностей их реализации в реальных условиях самопрезентации. Ведущими средствами решения данной задачи выступают: тренинги (самопрезентационного поведения и освоения алгоритма самопрезентационной деятельности), консультации (по вопросам коррекции самопрезентационного поведения, самопрезентационных стратегий, тактик, средств и приемов и пр.), деловые и ролевые игры (проигрывание отдельных шагов алгоритма самопрезентационной деятельности, целостных ситуаций самопрезентации), практическая самопрезентационная деятельность.

3. Формирование индивидуальных систем взаимосвязанных целеопределяющих и средствоопределяющих мотивов самопрезентации, их экстериоризация в самопрезентационной деятельности. Здесь целесообразно использование ситуационнопроблемных задач (выбор мотивации и целей самопрезентации, их обоснование и т.п.), консультаций (по вопросам коррекции и закрепления самопрезентационной мотивации), тренингов (мотивационных, проектирования карьеры и пр.) и т.д.

4. Формирование способностей к автоматической актуализации механизмов самопрезентации и демонстрации качеств-факторов самопрезентации адекватно условиям самопрезентации. Решается посредством применения тренингов (развития качеств-факторов самопрезентации, актуализации механизмов самопрезентации), проведения консультаций (в области самооценки, коррекции, планирования саморазвития факторов и механизмов самопрезентации), организации реальной самопрезентационной деятельности студентов.

Образовательная деятельность на каждом этапе системно организуется в виде пошагового освоения алгоритма самопрезентационной деятельности. Содержание деятельности задается в трех видах, адекватных выделенным нами наиболее общим ситуациям самопрезентации: трудоустройство, профессиональная адаптация, построение профессиональной карьеры. Помимо вышесказанного, отбор содержания, выбор средств и приемов самопрезентации осуществляется исходя из разных целеопределяющих мотивов самопрезентационной деятельности, причем целесообразно организовать вначале - освоение студентами самопрезентационной деятельности в соответствии со всеми целеопределяющими мотивами, а далее - индивидуальное совершенствование в соответствии с доминирующим мотивом.

На рисунке 1 графически изображена модель процесса формирования ГСпД студентов.

Этапы фор-ания

Цель: развитие и интеграция структурных компонентов готовности к самопрезентационной деятельности

Дидактические средства формирования ГСпД

1. Пробл. лекц.

2. Предметные рефер. и доклады

3. Ситуац.-пробл.

задачи ^__________

1.Интегрир.лекц.

2.Трен.развития

3.Д. и Р. игры

4.Интегр.проекты и диспуты

1. Консультации

2. Трен. коррекци

3. Практическая деятельность

Освоение алгоритма самопрезентацион. деятельности

1. Отбор самопрез. информации и теорет. моделирование.

2. Решение теоретических задач по реализации модели.

3. Моделирование результатов самопрезентации.

4. Теоретич. коррекция модели (исправление ошибок).

1. Создание проекта содержания самопрезентации.

2. Игровая реализация модели самопрезентации.

3. Обсуждение и анализ игрового самопрезентац. поведения

4. Коллективная коррекция модели, ее реализация.

1. Реальное моделирование содержания самопрезентации.

2. Практическая самопрезентация.

3. Текущий и итоговый анализ практической самопрезентации.

4. Текущая коррекция пооедения и итоговая коррекция целостной самопрезентационной модели.

Содержание самопредъявления: лич./корп. имидж; личность/деятельн.

н

Ситуации самопрезентации: трудоустройство, проф. адаптация, карьера

Алгоритм

1.Подготовка (сбор информации, моделирование самопрезентации)

2. Реализация модели

самопрезентации

З. Анализ

результатов

самопрезентации

4. Коррекция модели и ее реализация

Механ-мы

Я-концеп-

ция

Антиципа-

ция

Коммуника-

бельность

Эмоцион.

гибкость

Рефлексия

Эмпатия

Интеллект.

гибкость

Поведенч.

гибкость

Целеопределяющие мотивы: стремление к успеху, к власти эксперта, потребность в уважении, потребность чувств. эффективность

Результат: сформированная ГСпД студентов, проявляющаяся в наличии опыта эффективной самопрезентации

Можно видеть, что в представленной модели поэтапно характеризуются средства, методы, формы обучения и воспитания, содержание деятельности субъектов образования, обеспечивающие поступательное, планомерное, непрерывное совершенствование факторов ГСпД, развитие и интеграцию структурных компонентов ГСпД, актуализацию механизмов самопрезентации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы предполагаем, что реализация предложенной технологии в процессе профессиональной подготовки позволит эффективно формировать самопрезентационную компетентность будущих специалистов, существенно повысив тем самым их конкурентоспособность на рынке труда.

Примечания:

1. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 1. С. 211-218.

2. Альтшуллер A.A. Имидж и самопрезентация в бизнесе. URL: http: //fictionbook.ru/ author/a_a_altshuller/imidj _i_samoprezentaciya_v_bizne se/read_online .html

3. Хазова С.А., Бегидова С.Н. Акмеологическая направленность личности специалиста по физической культуре и спорту // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8.

4. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2002. 400 с.

5. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

6. Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Pеrspectives on the Self. Vol. 1. Hillsdale. N.Y.: Lawrence Erbaum, 1982.

7. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.; N.Y., 1986.

References:

1. Khazova S.A. Technological bases of training of competitive experts in physical culture and sports // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2011. Isssue 1. P. 211-218.

2. Altshuller A.A. Image and self-presentation in business. URL: http://fictionbook.ru/author/a_a_altshuller/imidj_i_samoprezentaciya_v_biznese/read_online.html

3. Khazova S.A., Begidova S.N. Acmeological orientation of the personality of an expert in physical culture and sports // Pedagogical education and science. 2008. No. 8.

4. Mitina L.M. Psychology of development of person’s competitiveness. M.; Voronezh: Moscow psychologic and social institute; MODEK, 2002. 400 pp.

5. Shepel V.M. Theory and practice of image-making. How to be liked by people. M.: Narodnoe obrazovanie, 2002.

6. Jones E.E. Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Perspectives on the Self. Vol. 1. Hillsdale. N.Y.: Lawrence Erbaum, 1982.

7. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.; N.Y. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.