Научная статья на тему 'Критерии оценки навыков речевой самопрезентации'

Критерии оценки навыков речевой самопрезентации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1098
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / SELF-PRESENTATION / SPEECH SELF-PRESENTATION / STRUCTURE OF SPEECH SELF-PRESENTATION / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лунева Л.П., Мишина И.И.

Изучение речевой самопрезентации с последующей разработкой методики обучения требует выделения критериев оценивания сформированности навыков самопрезентационной деятельности. В статье рассматривается структурная схема речевой самопрезентации, компоненты которой служат основой для определения критериев оценивания и разработки фонда оценочных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE SKILLS OF SPEECH SELF-PRESENTATION

The study of speech self-presentation followed by the development of teaching methods requires the selection of criteria for assessing the formation of skills of self-presentation activity. The article deals with the structural scheme of speech self-presentation, the components of which serve as the basis for determining the criteria for evaluating and developing a fund of valuation tools.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки навыков речевой самопрезентации»

УДК 37.022 ЛУНЁВА Л.П.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Лингвистика», Самарский государственный университет путей сообщения Е-таИ: /uneva@samgups.ru МИШИНА И. И.

аспирант кафедры «Лингвистика», Самарский государственный университет путей сообщения Е-та Я: ¡.тЫЫгшШзатди р$. ги

UDC 37.022 LUNEVAL.P.

Doctor of Pedagogy, professor, Department "Linguistics", Samara State Transport University E-mail: luneva@samgups.ru MISHINA I.I.

Post-graduate student of the Department "Linguistics", Samara State Transport University E-mail: i.mishina@samgups.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ CRITERIA FOR ASSESSING THE SKILLS OF SPEECH SELF-PRESENTATION

Изучение речевой самопрезентации с последующей разработкой методики обучения требует выделения критериев оценивания сформированности навыков самопрезентационной деятельности. В статье рассматривается структурная схема речевой самопрезентации, компоненты которой служат основой для определения критериев оценивания и разработки фонда оценочных средств.

Ключевые слова: самопрезентация, речевая самопрезентация, структура речевой самопрезентации, критерии оценивания.

The study of speech self-presentation followed by the development of teaching methods requires the selection of criteria for assessing the formation of skills of self-presentation activity. The article deals with the structural scheme of speech self-presentation, the components of which serve as the basis for determining the criteria for evaluating and developing a fund of valuation tools.

Keywords: self-presentation, speech self-presentation, structure of speech self-presentation, evaluation criteria.

Способность и готовность обучающихся вузов к осуществлению эффективной самопрезентационной деятельности является значимой составляющей коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, заложена образовательными стандартами в результаты обучения всех, без исключения, направлений подготовки программ высшего образования.

Самопрезентация как объект изучения появилась в поле зрения зарубежных ученых в середине XX века, а в отечественной науке - лишь в середине 90-х годов XX века. За несколько десятков лет изучения, феномен самопрезентации был признан и исследован учеными преимущественно из научных областей психологии и социологии. Наряду с теоретическими разработками в настоящее время насчитывается большое количество практикоориентированных подходов к изучению самопрезентации, которые нашли своё выражение в многочисленных тренингах по представлению себя в различных кругах и ситуациях общения.

В последнее десятилетие самопрезентация стала привлекать внимание представителей таких научных отраслей. как педагогика и лингвистика. Подобная закономерность вполне объяснима, поскольку, чем популярнее становятся тренинги, направленные на эффективное самопредставление и самопозиционирование, тем очевиднее востребованность подобных навыков и умений. В

современной деловой среде культура делового общения сотрудников является не менее важной характеристикой соискателя, чем профессиональные знания и умения [2]. Самопрезентация же, как отправная точка любого коммуникативного акта, играет в нем едва ли не важнейшую роль.

Вступление в силу образовательных стандартов, регламентирующих внедрение компетентностно - ориентированного подхода в образовании открыло новое направление научного поиска как для ученых-теоретиков, так и для исследователей - практиков. Необходимость потокового обучения навыкам эффективной самопрезентации стала очевидной. Вслед за этим стала очевидна и необходимость новых исследований в указанной области.

В настоящее время существует ряд разработанных методик обучения самопрезентации, которые можно условно разделить на социально-психологические и педагогические. К социально-психологическим можно отнести работы Ю.М. Жукова, A.B. Саватеева, Е.В. Михайловой, O.A. Пикулевой и других ученых. В рамках выделенной группы методик, обучение самопрезентации чаще всего представляет собой разновидность психологического тренинга, иногда - опосредованного, и чаще - направленного на какую-либо разновидность самопрезентационной деятельности: самопрезентация

© Лунёва Л.П., Мишина И.И. © Luneva L.P., Mishina I.I.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 76. 2017

в интернет - пространстве, самопрезентация женщин-военнослужащих, обучение самопрезентации посредством видеотренинга.

Особенностью указанных разработок, позволяющей объединить их в одну группу, является изучение и целенаправленная трансформация каких-либо качеств личности, либо их поведенческих проявлений. Так,

A.П. Панфилова относит к свойствам личности, влияющим на эффективность самопрезентации следующие: эго-компетентность, социальный интеллект, харизму, способность к быстрому реагированию, обаяние, мани-пулятивность. артистизм. Е.В. Михайлова считает, что обучение самопрезентации - это обучение исполнению социальной роли.

Педагогические разработки, в числе которых исследования С.А. Филина, И.Б. Захаровой, Л.М. Семеновой, О.В. Шевердиной и других ученых, ориентированы в большей мере на условия обучения самопрезентации. В работах перечисленных авторов большое внимание уделяется мотивации обучающихся к самопрезентационной деятельности, а также сопутствующим условиям формирования навыков самопрезентации. Так,

B.А. Савин выделяет одним из важнейших условий развития готовности к самопрезентации - организацию смыслообразующего контекста в ходе учебного процесса. Л.М. Семенова говорит о необходимости внедрения структурно-функциональной модели готовности к самопрезентации и комплекса педагогических условий эффективного функционирования данной модели. В целом, можно отметить практическую направленность исследований самопрезентации в русле педагогической науки, однако, в отличие от социально-психологического направления научного поиска, ученые уделяют большее внимание, не тренинговой форме работы, не развитию свойств личности, а разработке методики и условиям ее внедрения.

В настоящее время самопрезентация становится объектом изучения еще одного направления научного знания - лингвистики. Речевая самопрезентация - объект исследования еще менее изученный, чем феномен самопрезентации в целом. Однако, следует признать, что речь - является важнейшим коммуникативным инструментом, что не позволяет недооценить ее роль в процессе самопрезентационной деятельности. Обучение речевой самопрезентации может быть актуально в рамках таких учебных дисциплин, как педагогика, риторика, стилистика, культура речи, культура делового общения и других, но научный поиск в данном направлении, безусловно, требует междисциплинарного подхода.

Следует отметить, что обучение самопрезентации, тем более - обучение в рамках учебного процесса образовательного учреждения, требует выделения критериев оценивания, которые позволят определить уровень эффективности предлагаемой методики. Чаще всего в работах указанных авторов такими критериями становятся черты и свойства личности, в зависимость от которых ставится эффективность самопрезентации.

Логика научного исследования требует корреляции критериев оценивания со структурой оцениваемого объекта. Иными словами, оценивая выраженность тех или иных свойств личности, исследователь полагает, что именно их проявление в процессе коммуникации сделает самопрезентацию успешной. Таким образом, исследование речевой самопрезентации в рамках формирования коммуникативной компетенции требует разработки структурной схемы изучаемого объекта с последующим выделением критериев оценивания.

Рассматривая вербальную самопрезентацию как разновидность речи, оправданно будет для выделения ее структуры применить аналогичный подход.

Речевая коммуникация весьма сложна по своей структуре. И.Н. Кузнецов в своих работах подробно описывает составляющие речевого имиджа:

- технологию речевой деятельности

- внешний облик выступающего

- технические параметры речи.

Все эти показатели можно отнести к инструментам речевой самопрезентации.

В реальных коммуникативных ситуациях вербальная и невербальная информации воспринимаются во взаимосвязи. Важно понимать, что не только культура и содержание речи - основные составляющие речевой самопрезентации - но и невербальные ее характеристики оказывают влияние на результат коммуникативного акта. Основной целью речевой самопрезентации при этом остается умение демонстрировать содержательность и культуру речи.

Культу ра речи и ее содержание составляют два взаимосвязанных понятия, составляющих структуруэф-фективной речевой самопрезентации.

Содержание речи в первую очередь определяется предметом общения и являет собой семантическое наполнение общения. Содержание речи в известном смысле также зависит от словарного запаса говорящего, поскольку точная передача информации требует широкого лексикона.

Понятие «культура речи» в работах ряда исследователей (В.П. Чихачев. Н.П. Ерастов, В.В. Одинцов, В.А. Артемов) трактуется как комплекс умений и навыков сознательного отбора и применения языковых средств в зависимости от конкретных условий процесса общения [3].

Главным условием культуры речи является владение речевыми и языковыми нормами. Языковая норма - это наиболее предпочтительная для обслуживания носителей данного языка в процессе общения и наиболее целесообразная система выражения на всех лингвистических уровнях (средства произношения, словоупотребления, слово - и формообразования, синтаксические средства) [Г|.

Основным критерием языковой нормы является принцип коммуникативной целесообразности, которая способствует пониманию высказывания.

Этот компонент культуры речи способствует эффективному достижению целей общения в самых разноо-

бразных ситуациях и поэтому обнаруживает широкую область соприкосновения с психологией, социологией, психолингвистикой, лингвопрагматикой, риторикой, функциональной стилистикой.

Среди коммуникативных качеств речи, помогающих организовать общение и сделать его эффективным, выделим особо значимые для нашего исследования:

- уместность речи;

- точность речи;

- понятность;

- чистота речи;

- богатство и разнообразие речи;

- доступность;

- эмоциональность;

- выразительность;

- содержательность;

- правильность.

Этический аспект культуры речи предполагает знание русского речевого этикета, с которым связано поведение языковой личности в разных ситуациях общения. Эффективное общение предполагает соответствие этики общения представлениям о ней участников общения.

Таким образом, выделив в речевой самопрезентации два основных структурных компонента: содержа-

ние речи (смысловое наполнение сказанного) и культуру речи, становится возможным выявить критерии оценивания, характеризующие эффективность вербального аспекта самопрезентационной деятельности. В качестве таких критериев могут выступать перечисленные характеристики речи: уместность, доступность, чистота, точность. Следует отметить, что оценивание данных критериев может быть как качественным, так и количественным, но, в любом случае, требует разработки специального фонда оценочных средств. Следует также учитывать, что разработка и использование стандартизированных методик оценивания (например, ситуационные кейсы, представленные в виде компьютерного тестирования) позволяет оценить лишь теоретические знания испытуемого в указанной области, тогда как интерактивные методы (деловые игры) позволяют провести оценку сформированное™ умений и навыков.

Выделение критериев оценивания сформированно-сти умений и навыков речевой самопрезентации делает возможным дальнейшее изучение феномена речевой самопрезентации, разработку и внедрение методики обучения, а также способствует развитию методологической базы профильных дисциплин, входящих в образовательные программы высшего образования.

Библиографический список

1. АчмазоваА.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М.: Владос,2008. 176 с.

2. Лунева Л.П., Мишина II.II. Культура общения как важнейший фактор формирования коллекгива//Наука и образование транспорту. №1. Самара, 2014. С. 333-335.

3. Лунева Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя в системе повышения квалификации. Дис... докт. пед. наук. Самара, 2004.

References

1. Almazova А.А. Russian language and the culture of speech: a textbook. Moscow: Vlados, 2008. 176 p.

2. Luneva L.P., Mishina I.I. Culture of Communication as the Most Important Factor of Team Formation // Science and Education in Transport. №1. Samara, 2014. Pp. 333-335.

3. Luneva L.P. Perfection of the vocational and speech culture of the teacher in the system of professional development. Doctor thesis in Pedagogy, Samara, 2004. 543 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.