Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ОБУЧЕНИЕ РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок / рассуждение / предмет рассуждения / тема / работа над понятием объём темы / структура рассуждения / план. / lesson / reasoning / subject of reasoning / topic / work on the concept of topic scope / structure of reasoning / plan.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Светлана Николаевна, Ишутина Алина Алексеевна

статья посвящена проблеме развития речи учащихся, а точнее обучению рассуждению на литературную тему в старших классах. Работа над рассуждением с привлечением литературных произведений значительно усложняется и требует, как от учителя, так и от ученика определённой творческой подготовки и некоторых практических умений. В статье дан необходимый перечень литературоведческих понятий и терминов. Сведения по теории литературы могут оказать помощь в построении системы обучения рассуждению. Статья предназначена для учителей общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING REASONING ON A LITERARY TOPIC IN HIGH SCHOOL

the article is devoted to the problem of speech development of students, or rather teaching reasoning on a literary topic in high school. The work on reasoning involving literary works becomes much more complicated and requires both the teacher and the student to have certain creative training and some practical skills. The article provides the necessary list of literary concepts and terms. Information on the theory of literature can help in building a system of teaching reasoning. The article is intended for teachers of general education organizations.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

ОБУЧЕНИЕ РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ В СТАРШИХ

КЛАССАХ Ковтун С.Н.1, Ишутина А.А.2

1Ковтун Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы, 2Ишутина Алина Алексеевна - учитель русского языка и литературы,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102,

г. Краснодар

Аннотация: статья посвящена проблеме развития речи учащихся, а точнее обучению рассуждению на литературную тему в старших классах. Работа над рассуждением с привлечением литературных произведений значительно усложняется и требует, как от учителя, так и от ученика определённой творческой подготовки и некоторых практических умений. В статье дан необходимый перечень литературоведческих понятий и терминов. Сведения по теории литературы могут оказать помощь в построении системы обучения рассуждению. Статья предназначена для учителей общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: урок, рассуждение, предмет рассуждения, тема, работа над понятием объём темы, структура рассуждения, план.

TEACHING REASONING ON A LITERARY TOPIC IN HIGH SCHOOL

Kovtun S.N.1, Ishutina A.A.2

1Svetlana Nikolaevna Kovtun - teacher of Russian language and literature, 2Ishutina Alina Alekseevna - teacher of Russian language and literature, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NO. 102,

KRASNODAR

Abstract: the article is devoted to the problem of speech development of students, or rather teaching reasoning on a literary topic in high school. The work on reasoning involving literary works becomes much more complicated and requires both the teacher and the student to have certain creative training and some practical skills. The article provides the necessary list of literary concepts and terms. Information on the theory of literature can help in building a system of teaching reasoning. The article is intended for teachers of general education organizations.

Keywords: lesson, reasoning, subject of reasoning, topic, work on the concept of topic scope, structure of reasoning, plan.

УДК 372.882

С рассуждением школьники встречались на уроках русского языка, знают о тезисе, аргументах и выводе. В старших же классах работа над рассуждением с привлечением литературных произведений значительно усложняется и требует, как от учителя, так и от ученика определённой теоретической подготовки и некоторых практических умений.

Повторение и уяснение основных литературоведческих понятий и терминов - одна из важнейших сторон процесса подготовки к написанию рассуждения. И прежде всего, предполагается наличие у пишущего чётких представлений о единстве содержания и формы литературного произведения [1].

Сведения по теории литературы помогут раскрыть художественную природу произведения, специфику образного мышления, углубить восприятие художественного текста, развить навыки оценочной деятельности. В рамках школьной программы сведения по теории литературы могут оказать помощь в построении системы обучения рассуждению: по мере усложнения содержания литературоведческого материала от класса к классу усложняется и содержание работы по обучению рассуждения [2].

Всякое сочинение является средством исследования какой-то стороны действительности. Это и определило объём минимума общенаучных понятий, без овладения которым исследование не представляется возможным. Начнём с широко известного понятия «тема рассуждения».

Тема рассуждения в любой формулировке - всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки предмета, о котором предстоит рассуждать. Предмет рассуждения - всё то, что можно осмыслить: вещи, явления, события, их свойства и отношения: «Онегин и Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (предмет рассуждения - отношения Онегина и Ленского). Мысль -результат процесса мышления, выраженный в форме суждения, вопроса или понятия, поэтому

формулировка любой темы рассуждения сводится обычно к одному из трёх видов: теме-суждению, теме-вопросу, теме-понятию [2].

Формулировка темы-суждения отражает отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения либо утверждаются, либо отрицаются. ("Дружба - великая сила"). Формулировка темы-вопроса - предложение, выражающее недостаток информации о предмете рассуждения. («Почему выбор жертвы пал на процентщицу?»). Формулировка темы-понятия фиксирует предметы рассуждения и их существенные признаки. В языковой форме понятия выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний. («Русская историческая проза»). Тема-понятие предполагает определение самим пишущим как основного вопроса, заключённого в теме, так и основной идеи рассуждения [3].

Нетрудно заметить, что всякое понятие содержит в себе вопросы, в основе вопросов, в свою очередь, содержатся суждения. Таким образом, различные на первый взгляд формулировки логически всегда связаны между собой. Замеченное позволяет сделать важные практические выводы:

1. Как бы ни была сформулирована тема, правила построения рассуждения на любую из тем одни и те же.

2. Чтобы раскрыть содержание понятия, необходимо выделить вопросы, заключённые в нём, затем ответить на эти вопросы в форме суждений.

Помимо содержания в теме различают и объём. Объём темы - предметы, факты и явления, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание темы.

Рассмотрев формулировку темы, её объём и содержание, определим структуру рассуждения. В процессе рассуждения мы подводим читателя к идее рассуждения, которая формулируется в виде тезиса - суждения, истинность которого надо доказать или обосновать. Соответственно по структуре рассуждение будет представлять собой обоснование или доказательство.

Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов, системы умозаключений из которых слагается ход доказательства. Построим алгоритм действий учеников «Логический анализ темы»:

1.Разберись в формулировке темы, её грамматическом оформлении.

2.Определи в формулировке темы совокупность признаков, свойств и отношений предметов, о которых предстоит рассуждать, т.е. определи содержание темы.

3.Установи в тексте произведения эпизоды, каждому из которых принадлежат признаки, свойства и отношения, содержащиеся в формулировке темы, т.е. определи объём темы.

4.Выбери один из основных вопросов, заключённых в теме.

5.Дай прямой, полный ответ на этот вопрос.

б.Чётко сформулируй основной тезис рассуждения.

7.Отбери по одному основанию для доказательства тезиса рассуждения: аргументы из эпизодов

Обучение школьников работе по алгоритму - первый этап обучения рассуждению. Второй этап обучения рассуждению на литературную тему - обучение разработке плана. Разработка плана - одно из сложных умений, которое приходится осваивать школьникам. План - взаимное расположение частей рассуждения. Обычно план рассуждения предполагает вступительную, главную и заключительную части.

Круг вопросов, затрагиваемых во вступительной части, достаточно велик. Это объясняется тем, что литература, как общественное явление тесно связана с культурной жизнью общества и более других учебных предметов способствует формированию целостной мировоззренческой позиции учащихся. От содержания вступительной части зависит дальнейшее восприятие всего сочинения, поэтому вступительная часть более других частей ориентирована на читательское восприятие - либо эмоционально - образное, либо логическое. Вот почему на вступительную часть обычно возлагается две задачи:

1. Вызвать у читателей интерес к предмету рассуждения посредством обращения к их чувствам.

2. Логически подвести читателей к пониманию основной идеи рассуждения посредством обращения к их разуму.

В главной части рассуждения обосновывается основной тезис, поэтому после логического анализа темы разработка плана в этой его части затруднения не представляет: она строится обычно по схеме «тезис-аргументы».

Заключительная часть обязательна, если рассуждение строилось как дедуктивное доказательство: автор делает вывод по содержанию главной части. Как правило, в этом выводе либо новая мысль о предмете рассуждения, либо цель, ради которой рассуждение велось. В случае, когда рассуждение строилось как индуктивное доказательство, ответ на вопрос темы даётся в конце главной части рассуждения, поэтому заключительной части в рассуждении - индуктивного доказательства может и не быть [3].

Следует отметить, что работа по обучению написания сочинения - рассуждения оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Чтобы научить учащихся рецензированию, учитель должен сам владеть этими навыками, что предполагает дальнейшее

самообразование, влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития учащихся.

Список литературы /References

1. Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 1998

2. Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб. - метод. пособие. - Йошкар-Ола, 2003.

3. Басистое П.Е. Материалы к решению вопроса: что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями? / Учебно-воспитательная библиотека. - М., 1978.- Т. 2.

4. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1976.

5. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

6. Степанова Л.С. Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября» -№ 24, 27, 28- 2004 г. с. 26-31, 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.