Научная статья на тему 'ТРИ ШАГА К КАЧЕСТВЕННОМУ СОЧИНЕНИЮ: ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ'

ТРИ ШАГА К КАЧЕСТВЕННОМУ СОЧИНЕНИЮ: ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИНЕНИЕ / ТЕМА СОЧИНЕНИЯ / ТИП ТЕМЫ / ЛИТЕРАТУРА / ESSAY / SUBJECT OF THE ESSAY / TYPE OF TOPIC / LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родионова Виктория Анатольевна

Статья обобщает опыт работы по обучению написания сочинения в средней школе. Рассматриваются три методических шага подготовки к созданию текста сочинения-рассуждения: чтение художественного текста, понимание темы сочинения и анализ темы. Статья будет полезна как учителям-словесникам, так и родителям школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE STEPS TO A QUALITY ESSAY: EXPERIENCE OF A TEACHER OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN TEACHING STUDENTS

The article summarizes the experience of teaching essay writing in high school. Discusses three methodological steps of preparing a good essay-reasoning: reading literary texts, understanding of theme writing and analysis. The article will be useful for both teachers of literature and parents of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ТРИ ШАГА К КАЧЕСТВЕННОМУ СОЧИНЕНИЮ: ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 372.882+374.31

В. А. Родионова

ТРИ ШАГА К КАЧЕСТВЕННОМУ СОЧИНЕНИЮ: опыт работы учителя русского языка и литературы по обучению школьников

Изучение русской словесности в современной школе переживает не лучшие времена. В средней школе — в период активного знакомства с художественным текстом, становления языковой личности и аналитических способностей — основное внимание и время отданы выполнению стандартизированных упражнений и подготовке к выпускным проверочным работам. В старших классах, когда — в идеале — уже сформированы основы критического мышления, накоплен определенный багаж лингвистических и литературоведческих понятий, есть представление о стилистике русского языка и понимание индивидуального стиля писателя — основное внимание и время и учеников, и педагогов уделяется подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, исключающих как самостоятельность мышления, так и личностный подход к художественному тексту. В результате педагогическая и филологическая работа, связанная с анализом идей 40

и проблем великой русской литературы, индивидуального стиля ее авторов, развитием способности выражать свои мысли в форме устного высказывания или письменного текста (изложения с творческим заданием или сочинения), становится миссией учителей-энтузиастов (преимущественно «старой закалки») или делом родителей.

Наш многолетний опыт индивидуальных занятий русской словесностью с детьми разного возраста показывает, что из всех видов работы в курсах русского языка и литературы наибольшую трудность у современных школьников вызывает написание творческих работ на литературную тему — классических сочинений. Известно, что в начале прошлого века, еще до революции 1917 года, сочинение писали все — и гимназисты, получавшие «классическое образование», и учащиеся реальных училищ, специализирующиеся на точных науках. В начале 90-х годов ХХ века многие школьники

того времени, которые заканчивали школу, помнят, что выпускное сочинение писали все. И это было не формально-шаблонное сочинение современного ЕГЭ, а полноценный анализ художественного текста. Безусловно, все переживали, делали шпаргалки, пытались что-то списать. Но, вспоминая своих одноклассников — даже тех, кто не блистал знаниями на уроках русского языка и литературы — и, сопоставляя их сочинения с тем, что пишут современные ученики, приходит понимание того, что современные школьники часто не могут написать сочинение — классическое, основанное на анализе художественного текста, логично выстроенное, с личной позицией.

Опрос самих же школьников о причинах такой ситуации свидетельствует о стереотипных ответах не в пользу современного школьного образования, где среди таковых следующие:

- «меня не научили в школе»;

- «я не понимаю заданную тему»;

- «не знаю, как раскрыть тему сочинения»;

- «не знаю, какие художественные тексты использовать в качестве аргументов»;

- «я не понимаю логику построения текста сочинения»;

- «не знаю, как начать сочинение»;

- «не знаю, как закончить...»;

- «я не знаю, что вообще можно написать в основной части сочинения»;

- «не знаю, как найти и исправить ошибки в тексте сочинения» и пр.

То есть, по сути, причина ясна: современных школьников часто просто не учат писать сочинение. Методика развития речи, методика обучения русскому языку и литературе — систематическая, последовательная, поэтапная, созданная с учетом возраста и интересов школьников — не вписывается в рамки современных образовательных технологий. И все-таки остается уверенность в том, что сочинение нужно писать — и не только ради оценок школьных учителей и экзаменаторов. В первую очередь потому, что сочинение представляет собой наглядный, зафиксированный в письменном виде «слепок» речемыслительной деятельности человека, что в свое время было доказано отечественными учеными, говорившими о неразрывной связи развития мышления и речи человека. Значит, развивая речь, читая и создавая тексты, мы развиваем свое мышление, совершенствуем свое «Я».

Почему есть уверенность в том, что современные школьники — несмотря на их клиповое мышление, зависимость от гаджетов, отсутствие интереса к чтению, бедный словарный запас и прочее — могут научиться писать сочинение?

А. И. Герцен писал: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые»1. Наш опыт показывает, что мож-

1 Герцена А. И. Избранные философские произведения. Т. 1. Л.: Госполитиздат, 1948. С. 39.

но сделать обучение написанию сочинения «перевариваемым» современным школьником — с помощью логики, структурирования, разъяснения промежуточных этапов и интеллектуальных усилий обеих сторон. На этом пути, безусловно, немало сложностей.

Первая из них — отсутствие у школьников привычки к чтению художественной литературы. В этом плане один из наших учеников высказался следующим образом: «Книгу я не читал, но скажу...». В своей педагогической работе со школьниками приходится ссылаться на эту фразу, что нередко вызывает у современных школяров улыбку и размышления. Размышления — для многих достаточно тягостные — о том, что читать художественную литературу, входящую в обязательную программу, все-таки надо. Конечно, список книг для обязательного чтения большой. И тем более он пугает тех, кто в принципе не читает то, что задают.

Обычно ученики — и это естественно — идут по пути наименьшего сопротивления: смотрят художественные фильмы и театральные постановки, созданные по мотивам произведений классиков, читают краткие содержания, кочующие с одного сайта на другой вместе с ошибками в пересказе текста. А потом получается, что пушкинская Татьяна тайно целуется с Онегиным во время петербург-

ского бала, а Швабрин стреляется с Рощиным из-за любви к Маше Троекуровой. И это — реальные заявления школьников, которые «не читали, но говорят», то есть с апломбом, свойственным юности, высказывают свою точку зрения и анализируют факты и поступки героев, которых не было и не могло быть. Как следствие — самая страшная и самая, к сожалению, классическая ошибка в сочинении — фактическая.

Поэтому первый призыв к ученикам, желающим научиться писать сочинение, не оригинален — читайте книги: русскую художественную литературу, и не только русскую, и не только входящую в список обязательного чтения. Читайте хотя бы три страницы в день, в одно и то же время. Если вы не будете читать, вы не напишете сочинение. Это первый, самый важный шаг в направлении качественного текста.

Второй шаг в создании сочинения на «отлично» — вне зависимости от класса, в котором учится школьник и поставленной задачи (написать обычное сочинение по литературе или итоговое в 11 классе) связан с пониманием темы сочинения. Опираясь на наш опыт и опыт многих и многих учеников, следует заметить: в теме сочинения нет случайных слов. Каждое слово в формулировке темы сочинения значимо. И, соответственно, каждое слово темы должно звучать в тексте сочинения, вокруг каждо-

го слова должно выстраиваться смысловое поле ваших размышлений, каждому слову или понятию темы (за исключением предлогов/ союзов, разумеется) в идеале должен быть посвящен абзац текста. Наши ученики, следующие этому правилу, избежали сурового приговора своему сочинению, который звучит так: «Сочинение не соответствует теме». Эта формулировка свидетельствует о неудовлетворительной оценке за текст. В 11 классе, если итоговое сочинение получает незачет по этому критерию, оно дальше не проверяется.

Прежде, чем начать создавать текст сочинения — или даже начинать его планировать, необходимо задать себе вопрос: а что от меня ждут в этом сочинении? Это третий шаг в создании качественного сочинения — анализ темы. Внимательно прочитав тему, можно понять, к какому типу относится тема сочинения и, следовательно, понять то, какой именно текст оно предполагает.

Нельзя забывать, что тип темы во многом зависит от жанра сочинения. Напомним, что существует сочинение-повествование. Оно похоже на небольшой рассказ о том, что произошло с вами или литературным героем. Типичный пример такого сочинения — текст на тему «Как я провел лето» или «Как Тема спас Жучку» (по рассказу Н. Г. Гарина-Михайловского). Есть сочинение-описание. Имен-

но его ждут от нас, когда просят описать картину, явление природы, литературного героя. Например, это сочинения на тему: «Описание картины Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», «Портрет Левши (по сказу Н. Лескова)». Самым интересным и самым сложным с точки зрения жанра является сочинение-рассуждение. Его цель — сформулировать и доказать свою точку зрения по теме, убедить читателя в ее праве на существование. Темы сочинений этого типа мы будем анализировать ниже. Существует четыре варианта формулировки тем сочинения — рассуждения: монографическая тема, сопоставительная тема, обобщающая тема, публицистическая тема. Рассмотрим каждый тип подробно с трех позиций: что требует тема, какие ошибки могут возникнуть в процессе ее раскрытия, как их избежать.

Монографическая тема сочинения-рассуждения может быть представлена в двух вариантах: а) простая; б) проблемная.

Простая. Этот тип темы предполагает детальный всесторонний анализ одного («моно» — один) образа литературного героя. Безусловно, в разных классах школы может быть разная формулировка темы, но суть не меняется.

Возьмем для анализа произведения А. С. Пушкина — их изучают на протяжении всего школьного курса ли-

тературы. В 6 классе, например, это может быть сочинение на тему «Образ Дубровского в одноименном романе А. С. Пушкина». В 8 классе усложняется: тема по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» может звучать как «Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Но суть одна: такая тема требует анализ одного образа с разных сторон.

Возможная и самая распространенная ошибка здесь — анализ образа только с одной стороны.

Как избежать? Посмотреть на предмет рассуждений с разных точек зрения. Дубровский — каким он представляется для отца, для Маши, для крестьян, для Троекурова, для окрестных помещиков, для автора, для читателя?

Проблемная. Здесь, наоборот: требуется углубленное объяснение одной стороны предмета размышлений. Например, при изучении «Песни про купца Калашникова...» М. Ю. Лермонтова в 7 классе может быть дана тема «Проблема чести в «Песне...». То есть, в отличие от простой монографической темы, от нас ждут анализ одной только стороны произведения — понимания чести разными героями (Калашниковым, Кирибееви-чем, царем).

При изучении романа в стихах «Евгений Онегин» в 9 классе может быть предложена тема «Татьяна, русская душою» (А. С. Пушкин). Тема предполагает анализ одного

проблемного поля — того, что делает Татьяну любимой героиней автора: ее близость к природе, естественность, искренность, тягу к таинственности и веру в фантастическое.

Возможная ошибка: подмена проблемной темы простой, то есть отсутствие анализа необходимого аспекта предмета.

Как избежать? Внимательно прочитать тему — в ней заявлена суть проблемы, поставленной в заголовке.

Сопоставительная тема. Как мы видим из названия типа, такие темы предполагают сопоставительный анализ литературных персонажей или целых произведений, проблем, стилей авторов, то есть определение их сходств и различий.

Например, при изучении авторской сказки в 5 классе может быть предложена сопоставительная тема «Еж и заяц» — сравнительный анализ двух сказок — сказки братьев Гримм и сказки Л. Н. Толстого.

В старших классах при изучении повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина часто дается тема «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин». Ее раскрытие предполагает сравнение двух персонажей с точки зрения их соответствия кодексу дворянской чести. Сопоставительные темы могут усложняться, задавать более сложный параметр сопоставления, расширяя спектр литературных понятий, произведений и авторов: «Психо-

логизм в романах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Авторский идеал и действительность в пьесе

A. П. Чехова «Вишневый сад», «Тема Родины в произведениях А. Блока,

B. Маяковского, С. Есенина».

Возможная ошибка: подмена сопоставительной темы двумя монографическими, то есть легко написать два анализа без сопоставления.

Как избежать? Структурировать свой ответ по плану, выделить признаки, по которым будет сделано сопоставление (главные и второстепенные). Обязательно сделать выводы.

Обобщающая тема предполагает рассуждение о нескольких сходных предметах. Например, при изучении повести И. С. Тургенева «Муму» в 5 классе может быть дана тема сочинения «Какая капля переполнила чашу терпения Герасима?». В сочинении на эту тему нужно описать, какие события выпали на долю героя, как он их воспринял, и лишь затем описать решающее, изменившее Герасима в конце произведения.

В старших классах обобщение становится более литературоведческим, углубляются его социальные и мировоззренческие основания: «Кто такие «дети» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?, «Женские образы в романе «Война и мир», «Проблема духовной деградации человека в творчестве Чехова», «Природа и человек в современной литературе».

Возможная ошибка: нет четко обозначенной связи между предметами рассмотрения.

Как избежать? На этапе создания плана сочинения выделить главные признаки обобщения и следовать им.

Публицистическая тема отличается тем, что предполагает, с одной стороны, проявление личного отношения к теме, с другой — анализ литературного материала, выбранного самим автором сочинения. Например, при изучении устного народного творчества в 5—6 классах может быть предложена тема «Мой любимый герой русской былины». Она требует и самостоятельного выбора текста и героя, и личностной аргументации этого выбора.

Еще примеры тем публицистического типа: «Почему нужно уважать старших?», «Мой любимый современный писатель», «Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»?

Возможная ошибка: тема раскрывается на внелитературном материале (примерах из жизни, рассказах о случаях со знакомыми.). Неверный выбор стиля.

Как избежать? Обязательно привлекать литературный материал и обосновывать его выбор в тексте сочинения. Продумать стилевое оформление текста — он должен иметь обращенность к читателю, ориентироваться на диалог с ним.

Мы рассмотрели четыре возможных типа тем сочинений. Зная их, мы можем более внимательно читать формулировки тем — и определять, что именно предполагает тема сочинения. Это позволит легче составить план своего текста, а затем и написать его.

Рассмотренные выше три шага к написанию качественного сочинения, по сути — универсальная техника работы с текстом, основанная на многолетнем опыте работы со школьниками разного воз-

раста, на осмыслении традиций отечественной педагогики и методики русской словесности. Ее могут использовать как учителя-словесники, так и родители, а также сами ученики, заинтересованные в собственном развитии. Авторская система работы, фрагмент которой представлен в статье, последовательно изложена в проекте социальной сети «ВКонтакте» «Сочинение: классика жанра».

Поступила в редакцию 11.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.