Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕМАТИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕМАТИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / НАДПРЕДМЕТНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ / КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ТЕМЫ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ЦИТАТНАЯ ТЕМА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / FINAL ESSAY / READING LITERACY / SPEECH CULTURE / METADISCIPLINARY CHARACTER OF THE ESSAY / KEY ISSUE OF THE THEME / THEMATIC DIRECTION / QUOTATION TOPIC / VALUE ORIENTATIONS / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зинина Елена Андреевна, Барабанова Марина Анатольевна

Рассматривается итоговое сочинение как форма контроля, выявляющая уровень читательской грамотности, интеллектуального и речевого развития выпускников. Описаны методические подходы к формированию тем итогового сочинения, а также типичные недостатки в разработке тем репетиционных сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зинина Елена Андреевна, Барабанова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THEMES FOR THE FINAL ESSAY

In this article the final essay is considered as a form of control that reveals the level of reading literacy, intellectual and communicative development of graduates. The authors describe methodological approaches to developing themes for the final composition, as well as typical shortcomings in the development of themes for rehearsal compositions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕМАТИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»

I!11 I I I11 I 11 111 I I 11 11111

1 2 3

I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I

Современные подходы к разработке тематики итогового сочинения

Зинина

Елена Андреевна

Барабанова Марина Анатольевна

учёный секретарь ФГБНУ «ФИПИ», член комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе, zininа@fipi.ru

старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», член комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе, fipi@fipi.ru

Ключевые слова: итоговое сочинение, читательская грамотность, речевая культура, надпредмет-ность сочинения, ключевой вопрос темы, тематическое направление, цитатная тема, ценностные ориентации, культурный диалог.

Итоговое сочинение, с одной стороны, является одним из важных инструментов оценки уровня образовательной подготовки выпускников и позволяет выявлять сформированность функциональной, а точнее — читательской грамотности. При написании сочинения требуется осмысливать формулировку темы (её можно рассмотреть как мини-текст), применять знания и умения в разнообразных контекстах, демонстрировать понимание привлекаемых в ходе рассуждений текстов литературных произведений, проявлять способность к их интерпретации и оценке, излагать мысли о прочитанном т.п. С другой стороны, итоговое сочинение составляет интересную творческую задачу для его участников, позволяет проявить креативность мышления, способность давать критические оценки, формулировать личностную позицию по значимым вопросам. В данной форме контроля органично соединились установка на свободу суждений по важной для пишущего проблеме и разумная требовательность к владению им необходимыми умениями на завершающем этапе среднего общего образования.

Тематика итогового сочинения должна содействовать решению этих задач, стимулировать мысль в значимом для выпускника направлении, приглашать к размышлению над насущными вопросами человеческого бытия: об идеале и антиидеале, подлинных и мнимых ценностях, о смысле жизни и альтернативах выбора своего пути; о глубинных корнях трусости и предательства, о взаимопонимании между людьми и причинах одиночества, о любви как источнике радости и страдания... Словом, темы итоговых сочинений наводят фокус внимания выпускника на самые разные философские, нравственные, социальные проблемы, не закрывая возможности выбора своего, индивидуального, ракурса их осмысления.

Следует отметить, что подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявления уровня речевой культуры выпускника, его личностной зрелости и умения строить рассуждение по выбранной теме с опорой на литературный материал. Темы итогового сочинения (как всякий инструмент проверки) разрабатываются в соответствии

с определёнными требованиями. Тема, сформулированная с нарушением соответствующих требований, может исказить саму концепцию итогового сочинения, дезориентировать его участников, препятствовать рефлексии, глубоким оценочным суждениям, интерпретации прочитанного и привести к отрицательному результату.

Требования к формулировкам тем находятся в открытом доступе, они ежегодно (с первого года введения новой формы контроля в 2014 г.) размещаются на сайте ФИПИ в разделе «Особенности формулировок тем итогового сочинения» Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения):

«При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определённые требования. Темы для итогового сочинения должны:

■ соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

■ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

■ соответствовать литературоцентрич-ному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

■ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

■ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведённому на написание сочинения (3 ч 55 мин);

■ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам».

Названные требования основные, но не единственные. Добавим к ним следующие.

Темы не должны быть излишне сложными, провокационными, нацеливать на негатив.

Темы должны позволять осуществить опору на произведения, которые изучались в школе. Такой подход не ограничивает право ребёнка обращаться к любым литературным источникам, но страхует ребёнка, который не хочет или не может выйти за рамки программы. Результаты выборочной проверки сочинений показывают, что

таких большинство: в массе своей литературные примеры черпаются из школьного курса литературы.

В цитатных темах должна осуществляться опора на известные школьникам имена, причём приоритетна опора на отечественную культуру.

С учётом названных требований формируются комплекты тем для выпускных классов российских школ. Приведём образцы таких комплектов для итогового сочинения 2019/20 учебного года для разных регионов России1.

Комплект 1

113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?

407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?

503. Что мешает взаимопониманию между любящими?

Комплект 2

102. Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?

204. Можно ли жить без надежды на лучшее?

307. Как связаны добро и благородство?

408. В чём проявляется смирение?

506. Нужны ли подвиги во имя любви?

Ещё раз отметим, что темы, включённые в комплекты, составлены в строгом соответствии с Методическими рекомендациями, процитированными выше. Определённым гарантом качества тем итогового сочинения является предварительная экспертиза, которую осуществляет Совет по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Благодаря строгому соблюдению

1 Полный перечень тем итоговых сочинений 20142019 гг. // Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. — М.: Национальное образование, 2019. — С. 166-171.

алгоритма разработки и необходимых процедур за все годы проведения итогового сочинения в ФГБНУ «ФИПИ» и в Рособ-рнадзор не поступило ни одной претензии к предложенным формулировкам.

Вместе с тем определённые замечания поступают по поводу тем, которые разрабатываются не на федеральном уровне. Речь идёт о так называемых тренировочных, репетиционных темах, близких к формулировкам предстоящего итогового сочинения, потребность в которых возникает на этапе подготовки к сочинению. Приведём несколько примеров неудачных формулировок, которые создают ложное, предвзятое представление об итоговом сочинении: «Истинная» и «неистинная» семья в литературе; Что значит «быть у времени в плену» ? В чём измеряется возраст человека?В одной из школ на репетиционном сочинении выпускникам предложили такую «актуальную» тему: «Какие чувства испытывает человек, отправивший пожилого человека в дом престарелых?» В своём обращении в ФИПИ по этому и подобным поводам родители справедливо жаловались: «Нужно не просто написать сочинение на эту странную тему, но и привести примеры из художественного произведения. Мы, взрослые люди, "сломали" головы. "Перерыли" весь Интернет: нашли 1001 способ, как туда человека "определить", но о художественном произведении и чувствах — ни слова. Несчастные наши дети!»

Приведённые антипримеры показывают, как важно ответственно и профессионально отнестись к составлению темы сочинения. Учёный-методист Н.В. Беляева справедливо замечает: «Приступать к созданию итогового сочинения нужно с выбора темы. Для этого следует обдумать все предложенные темы и выбрать ту из них, которая интересна, на которую есть что сказать, акцентируя своё мнение, можно привести примеры из прочитанного литературного произведения. Обдумывание темы связано не только с тем, что школьник должен понимать значение каждого слова в формулировке темы, какой краткий ответ на этот вопрос можно дать сразу, чтобы затем в сочинении обосновать этот ответ»2.

2 Беляева Н.В. Итоговое сочинение: профилактика ошибок. — М.: Просвещение, 2017. — С. 6.

Анализ тем репетиционных сочинений позволяет выявить ряд ошибок при их составлении. Неудачные формулировки мешают выпускникам выделить проблему, дать краткий исходный ответ на ключевой вопрос темы, т.е. мешают самому процессу обдумывания темы. С этих позиций рассмотрим репетиционные темы сочинений разных лет.

Распространённым недостатком формулировки темы является отсут ствие в ней проблемы. Ниже приведены темы, не нацеливающие на рассуждение: в силу отсутствия в них познавательного противоречия, проблемного посыла.

Спор разума и чувства;

«Чувство — огонь, мысль — масло». (В.Г. Белинский);

«Честь — вот истинная красота!» (Рол-лан Ромен);

«Честь — это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер);

«Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» (Пословица);

Домостроительство в литературе.

К числу распространённых изъянов при составлении темы сочинения относится также неконкретность её формулировки. Вместо ясного, чёткого смыслового ориентира подобные темы дают изначально расфокусированный взгляд на проблему:

Когда «ум с сердцем не в ладу» ? (А. С. Грибоедов «Горе от ума»);

Природа — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (А.С. Пушкин);

« Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица).

Времена года и вехи человеческой жизни.

Безусловно, неудачными являются темы, не соответствующие возрастным особенностям выпускников. Приведённые ниже темы заведомо превышают возможности одиннадцатиклассников и являются излишне сложными как по формулировкам, так и по проблематике.

«Наш разум пробивается узкой тропой между безднами, которые манят и зовут его». (Г. Манн)

«Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу». (Неру)

«Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь» (Сэмюэль Тейлор

Кольридж) (попутно заметим, что английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» практически совершенно незнаком выпускникам).

В свою очередь ущербными являются темы слишком традиционные, строящиеся на растиражированных цитатах:

Природа — «храм» или «мастерская»?

Согласны ли Вы с утверждением А.П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

Цель оправдывает средства?

«Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

Иногда составители тем используют слишком узкие формулировки, которые создают трудности в подборе литературного материала, ограничивают возможности полноценного развёрнутого рассуждения:

Семейные династии в литературе.

Как вы понимаете выражение «дружба народов»?

Не бывает плохих наций — бывают плохие люди.

Человек — часть природы или природа — часть человека?

Человек перед лицом мироздания: гармония или трагедия?

Почему так нужны уединённые прогулки на лоне природы?

Когда и почему в Вашем восприятии время ускоряет своё течение?

«И всё-таки, как хорошо дома!.. Нет лучше места на земле» (Рэй Брэдбери).

Можно ли сравнить любовь с временами года?

Почему чтение называют физическим упражнением для ума?

Некоторые темы носят откровенно провокационный характер (Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла). Формулировка одной из репетиционных тем включала высказывание французского литератора и философа-материалиста утилитарного направления К. Гельвеция: «Одинаковое счастье — быть победителем или побеждённым в битвах любви». Данная тема составлена некорректно: предлагается альтернатива, которой, как правило, нет в жизни. К сожалению, подобные изъяны формулировок тем не являются редкостью (Что важнее: ежедневный труд или поиск смысла жиз-

ни?). Конечно, темы итогового сочинения не должны навязывать ту или иную точку зрения. Однако необходимо учитывать тот факт, что выпускник (да и учитель-эксперт) с уважением относится к тем философским максимам, которые фигурируют в предлагаемых им темах. В итоге пишущему может не хватить смелости встать над приведёнными ниже утверждениями великих и указать на их спорность или полемическую тенденциозность:

«Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н. Толстой)

«Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует». (М. Ларни)

«История любой человеческой жизни есть история поражения». (Жан-Поль Сартр)

Среди «обучающих» формулировок тем встречаются и те, что несут в себе определённый негативный заряд. Одна из таких тем базировалась на высказывании польского писателя С.Е. Леца: «Человек победит. Человека». Для понимания афоризма, безусловно, требуется более широкий смысловой контекст, нежели приведённая цитата. В представленном выше формате эта тема способствует разворачиванию в сознании пишущего пессимистической картины мира. Аналогичный и вовсе не безобидный изъян несут в себе следующие темы:

«Коротка человеческая жизнь, и не много всем нам суждено истоптать травы...» (М.А. Шолохов).

«Богаты мы едва из колыбели ошибками отцов и поздним их умом...» (М.Ю. Лермонтов).

«Мне страшно — ведь душа проходит, как молодость и как любовь» (С.А. Есенин).

«Враги сожгли родную хату...» (Михаил Исаковский).

Как это явствует из приведённых выше примеров, немало ошибок допускается при составлении цитатных тем. О роли цитаты при написании сочинения точно пишет Е.Н. Басовская: «Иногда, чтобы начать писать, необходима одна-единственная подсказка. Она задаёт направление мысли, и дальше слова приходят сами собой. Но где взять этот "рычаг зажигания"?

Опыт подсказывает: на такую роль лучше всего годится цитата. Достаточно короткая, выразительная, яркая, изъятая из трудов достойного, уважаемого человека»3.

Однако при разработке цитатных тем, к сожалению, часто берутся афоризмы, соответствующие определённому открытому направлению, но не осуществляется работа по отбору тех высказываний, которые могут соответствовать задачам итогового сочинения. Иногда цитаты бывают неоправданно громоздкими в ущерб краткости и смысловой ёмкости афористического высказывания: «Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия, завядшее из-за того, что его не поливали водой дружбы и не ухаживали за ним» (Ас-Самарканди).

Анализ цитатных тем нередко выявляет случаи, когда изъятые из контекста цитаты не позволяют в полной мере понять и оценить мысль их автора:

«Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем» (Людвиг Фейербах);

«Существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует» (Альбер Камю);

«Пройди много дорог, вернись к своему дому, и взгляни на всё как будто в первый раз» (Томаз Стернз Элиот);

«Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости» (Б. Шоу);

«В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя» (Джордж Сейвил Галифакс).

Темы подобного рода могут дезориентировать выпускников, блокировать их собственную мысль, затруднить работу над текстом, увести рассуждение в сторону спорных умозаключений. Кроме того, при разработке цитатных тем делается упор на известные школьникам авторитетные имена и произведения, оставившие яркий след в отечественной и мировой культуре. Этот принцип в последней из приведённых формулировок явно нарушен. Вряд ли может быть сколько-нибудь известен выпускникам маркиз Галифакс, английский писатель, политический и государственный деятель XVII в.

3 Басовская Е.Н. Сочинения: 9 класс. — М.: Олимп; ООО «Издательство «АСТ», 1997. — С. 189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иногда составители тем не учитывают светский характер образования, предлагая, к примеру, такую тему: «Совесть — это нравственный закон, написанный Богом в сердце человека» (Аврелий Августин).

В ряде случаев при составлении тем нарушается требование надпредметно-сти итогового сочинения. В приведённых ниже темах содержится прямая установка на литературоведческий анализ, сделан акцент на понятия из области науки о литературе, что не соответствует специфике итогового сочинения, не ориентированного на узкую предметную область:

Что мне близко (или чуждо) в мироощущении романтического героя М.Ю. Лермонтова?

Мотив пути в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Притча о блудном сыне и её осмысление в литературе.

Некоторые формулировки тем сочинения можно отнести к неудачным по целому комплексу показателей. Одна из репетиционных тем была сформулирована так: «Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются» (Ж. Ренар). Высказывание французского писателя второй половины XIX в., мало известного российским школьникам, построено на парадоксе и полемически заострено. Категоричное «никогда» по отношению к человеческому опыту может внести диссонанс в сознание пишущего и вызвать объективное затруднение в подборе литературных примеров. Велика вероятность, что сравнение опыта с «полезным подарком» уведёт автора сочинения от рассуждений о том, в чём польза опыта, и сведёт его усилия к попыткам определить и понять, чей же это «подарок».

Подводя итоги наших наблюдений, следует отметить, что итоговое сочинение, безусловно, является продуктивным направлением в построении эффективной системы отечественного образования. По мнению Н.В. Беляевой, «итоговое сочинение должно мотивировать школьников к чтению и развитию умения связно излагать собственные мысли, усиливать гуманитарную составляющую школьного образования, способствовать формированию у выпускников положительных

ценностных ориентаций и общей культуры»4. Но эта форма контроля должна опираться на разумный, деликатный подход к её практической реализации. От качества формулировки темы итогового сочинения в определённой степени зависит успех сочинения-рассуждения. Методически не продуманная формулировка темы становится преградой на пути

4 Беляева Н.В. Готовимся к Единому государственному экзамену. Итоговое сочинение: пособие для учащихся. — М.: Русское слово, 2018. — С. 13.

демонстрации читательской грамотности, реализации творческого «я» выпускника, препятствием для движения его мысли. Напротив, интересная, грамотно сформулированная тема сочинения может стать стимулом для рефлексии над прочитанным и пережитым, для создания глубокого, самостоятельного письменного высказывания, подарить радость самовыражения и ощущение своей причастности к тому, что мы называем «культурным диалогом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.