УДК 008.009
Н. В. Лукьянчикова
Возвращение сочинения: проблемы и решения
В течение достаточно длительного периода итоговая аттестация обучающихся в средней школе не предусматривала написания сочинения. Возвращение сочинения в новом формате потребовало от широкой учительской общественности обратить внимание на ряд важных аспектов в обучении литературе. В статье рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели-словесники и учащиеся выпускных классов средней школы в процессе подготовки к сочинению по литературе как форме итоговой аттестации обучающихся. Опираясь на опыт преподавания курса «Технологии и методика обучения литературе в вузе» и длительную работу в старших классах средней школы, автор предлагает вариант подготовки к итоговому сочинению на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Руководя обсуждением проблем, связанных с текстом произведения, автор организует коллективную и индивидуальную работу. Модель подготовки к написанию итогового сочинения, предложенная в данной статье, может быть реализована при изучении других произведений русской и мировой литературы.
Ключевые слова: формы итоговой аттестации учащихся, итоговое сочинение, модель работы над сочинением, композиция сочинения.
N. V. Lukiyanchikova
Return of the Composition: Problems and Solutions
The final academic assessment of schoolchildren at high school didn't provide writing of the composition during quite a long period of time. Return of the composition in a new format made the wide teacher's public pay attention to a number of important aspects in training Literature. In the article a number of problems is regarded which teachers of the language and literature and pupils of graduation classes of high school have in the course of preparation to write the composition on literature as a form of final academic assessment of schoolchildren. Relying on experience of teaching the course «Technologies and a Technique of Training Literature in a Higher Education Institution» and a long work experience in the senior classes of high school, the author offers a way of training for the final composition on the material of A. S. Pushkin's story «The Captain's Daughter». Directing a discussion of the problems concerning the text of the work, the author organizes collective and individual work. The model of training to write the final composition offered in this article can be realized at studying other works of Russian and world literature.
Keywords: forms of final academic assessment of schoolchildren, a final composition, a model of work on the composition, a structure of the composition.
Сочинение как форма итоговой аттестации вернулось в школу после длительного отсутствия, настолько длительного, что для тысяч учеников и учителей это возвращение стало настоящим шоком. Несмотря на это, оптимистично звучит комментарий министра образования Д. В. Ливанова: «Мы внимательно анализируем то, как и сами школьники, и учителя, и родители, и общественность, эксперты оценивают это решение. Все оценки положительные, и, самое главное, результат, который мы ожидаем увидеть и в этом году, и в ближайшие годы, - это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, к чтению и их способности формулировать мысли, аргументы, отстаивать свою позицию» [4].
Хотелось бы, естественно, испытывать те чувства, о которых пишет Сергей Волков (учитель одной из московских школ, редактор журнала «Литература» («1 сентября»): «...сейчас инте-
ресно смотреть обсуждение прошедшего сочинения в соцсетях. Есть, конечно, и стоны, и ругань. Но весьма умеренно. И они не так интересны. Любопытнее такие вот замечания учителей: «.меня больше не работы выпускников порадовали, а что теперь вся школа шуршит: старшие обсуждают любовь и войну, преподы думают, как о любви вообще разговаривать надо. Пошли разговоры не о „куче проверки", а о „подвигах, чести и совести". Мне хорошо» [1].
В СМИ не менее часто встречались и куда более резкие оценки факта «скороспелого» возврата сочинения как формы итоговых испытаний школьников: «Ни один лентяй, никогда не читавший и не видевший в глаза книгу из серии "Классики и современники", не спохватился и не начал судорожно читать в преддверии сего сочинения. Эссе никто из нас так и не научился нормально писать, потому что готовились мы писать исключительно по определенным критериям. Не спо-
© Лукьянчикова Н. В., 2015
рю, что уровень знания русской классики заметно снизился, но резкое введение сочинения его не повысит. К тому же 95 % получили "зачеты", так как проверяли учителя из тех же школ, что и ученики. Жизнь просто никому ломать не хотелось, а какие некоторые "шедевры" наваяли на "зачет" Вам и в страшном сне не приснится» (мнение выпускницы, высказанное в комментариях на сайте http://sochinenie 11 .m/o/265-zachet-po-socЫneшyu-poluchili-95-vypusknikov-livanov.html). Не столь радужно, как С. Волков, оценивает прошедшее сочинение Вера Кострова в «Учительской газете»: «Прочитав сочинения выпускников, словесники точно узнали (хотя подозревали и раньше), что уроки литературы, которые они проводили в течение нескольких лет, ничему детей не научили. Что нелегкий учительский труд - у кого самоотверженный, у кого добросовестный, у кого-то рутинно-повседневный - был, в сущности, напрасным. Даже более того - не просто бесполезным, но даже в чем-то вредным, ибо привел к таким печальным результатам» [2].
У каждого словесника свой опыт, свое отношение к вернувшемуся сочинению, но учителей интересует не только результат уже сданного экзамена, а еще и вопрос: что с сочинением будет дальше? Как готовиться по новым тематическим направлениям, изменятся ли критерии проверки, когда школьная оценка за сочинение будет выражена в балльном исчислении? Хотя нужно признать, что многие из нас долго не могли «отойти» от испытания, которое пережили вместе с выпускниками, готовясь к декабрьскому сочинению. Ниже указаны положения, к которым мы с моими одиннадцатиклассниками постепенно пришли в процессе подготовки:
1. Для того чтобы писать сочинение, и учителю, и ученикам нужно научиться самим формулировать свободные темы в рамках тематического направления. Внимательно изучить, какие темы в принципе (типы тем) сформулировали разработчики направлений, и работать в классе над произведением с учетом использования материала в будущем сочинении. В свое время с 11 классом, а теперь с 10 читаем произведение и задаем вопрос: а какие возможные темы сочинения я могу сформулировать, о чем хотелось бы написать, прочитав текст (либо какая из предложенных разработчиками тем может быть реализована на материале этого произведения)? Сначала я предлагала детям темы для сочинений, потом они стали постепенно сами выделять различные аспекты. Так как времени для специальной подготовки к написанию со-
чинения у нас с одиннадцатиклассниками было немного, одно из специальных занятий посвятили внимательному (с прицелом на сочинение) прочтению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»1.
На занятии еще раз вспомнили сформулированные направления, подумали, какие темы могли бы предложить в рамках этих направлений, имея в виду материал повести. По направлению «Вопросы, заданные человечеству войной» ребята предлагали такие, например, темы: «Можно ли сохранить человечность на войне?», «Как на войне раскрывается характер человека?», «Как становятся героями на войне?» и другие. Некоторые из наших тем впоследствии практически дословно совпали с предложенными разработчиками. В связи с направлением «Отцы и дети»: спор поколений» ученики задавали вопросы: «Какую роль в становлении личности может играть семья?», «Какова роль родительского наставления в жизни человека?», «Чем может быть ценен для детей опыт отцов?» и т. д. Направление «Чем люди живы?» заставило задуматься о таких темах: «Во имя чего человек может идти на самопожертвование?», «Как Вы понимаете слово «честь»?», «Что такое милосердие?», «Как противостоять ударам судьбы?», «Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?» и ряд других. Договорились, что вместе напишем сочинение по самой сложной, на их взгляд, теме из сформулированных. Ученики выбрали для совместной работы тему «Роль родительского наставления в жизни человека». Далее мы продемонстрируем, как была организована работа.
Анализируя новые направления, предложенные разработчиками для выпускников 2015-2016 учебного года («Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России»), в очередной раз убеждаемся в необходимости учить ребят самостоятельно формулировать темы в рамках конкретных направлений с учетом того или иного прочитанного (самостоятельно или для урока литературы) произведения. Когда ученик понимает, что он сам умеет формулировать тему, задавать вопрос, страх перед неизвестной темой уходит (в конце концов, чем ожидаемая на экзамене тема так принципиально отличается от тех, что я уже сформулировал, продумал?).
2. В процессе подготовки вместе с учениками выстроили модель работы над текстом сочинения. Сформулировали правила:
- Сначала анализируем формулировку темы, определяем в теме ключевые слова, объясняем
их, рассуждаем над их значением, показываем, что понимаем, о чем идет речь.
- Формулируем тезис (главную мысль, то, что будем доказывать, к чему будем подбирать аргументы).
- Продумываем, какой конкретный литературный материал будем включать в собственные рассуждения.
- Делаем логический вывод: что из этого следует?
Ниже представлена пошаговая разработка совместного написания сочинения (курсивом обозначены выписки из черновиков учащихся, их устные ответы на занятии).
Роль родительского наставления в жизни человека
1. Анализируем тему, определяем в теме ключевые слова, объясняем их, показываем, что понимаем, о чем должна идти речь в сочинении.
Ключевое слово - наставление. Как понимаем его значение?
«Наставление» - поучение, совет, завет (завещание), наказ.
Почему в формулировке речь идет именно о родительском наставлении?
Для родителей дети - главное в жизни...
Родители всегда хотят передать детям свой опыт, подсказать, научить, как себя вести в трудной ситуации...
Дети часто понимают важность родительских советов потом, когда попадают в трудное положение...
Является ли тема «родительского наставления» важной для русской литературы, христианской культуры?
Родительское наставление детям часто встречается в произведениях. Например, в «Тарасе Бульбе» отец наставляет сыновей, чтобы они ничего не боялись в жизни, чтобы не стремились к изнеженной жизни, чтобы ценили военное братство...
Пишем вступление, используя материалы беседы.
2. Какие эпизоды в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» помогают раскрытию темы?
Наставление Андрея Петровича Петруше при отъезде в армию: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
Наставление Ивана Кузмича Маше перед взятием Белогорской крепости Пугачевым: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите так, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша»
3. Формулируем тезис - главную мысль, которую будем доказывать, к которой будем подбирать аргументы.
Наставления, данные отцами детям, показывают, какими мудрыми, честными, искренними людьми являлись Андрей Петрович и Иван Кузмич, как они любили своих детей...
У таких отцов, как Гринев и Миронов, не могли вырасти плохие дети...
Гринев и Маша - благородные люди, такими их воспитали родители...
Родительские наставления помогают Гриневу и Маше перенести все жизненные испытания, остаться благородными людьми...
3. Подбираем аргументы к тезису, включая литературный материал в собственные рассуждения.
1) В наставлении Андрея Петровича Гринева главное слово - честь. Он знает, что многие его сослуживцы сделали карьеру, добились богатства, но считает, что дворянская честь, достоинство важнее почестей и материальных благ. Государство держится не на тех, кто гонится за чинами и деньгами. Стране нужны «солдаты, а не шаматоны». И жизнь показывает, что отец был прав. Петруша несколько раз оказывался перед лицом смерти, но не уронил своей чести, достоинства. Он мужественно вел себя перед казнью, «готовясь повторить ответ великодушных . товарищей», не согласился дать Пугачеву клятву не служить против него. Гринев каждый раз рисковал, но он помнил наставление отца, а еще у него перед глазами был пример Швабрина. Швабрин оказался предателем, чтобы сохранить свою жизнь, он забыл, что такое дворянская честь, перешел на сторону Пугачева. Но принесло ли предательство ему счастье и спокойствие? Нет. Швабрин оказался для всех чужим: и для пугачевцев, и для дворян. А Петр окончательно понял, что отцовское наставление: «Служи верно., береги... честь смолоду», - не обещает легкой жизни, но позволяет сохранить достоинство, гордость, душевный покой.
2) Родители учат детей не только наставлениями, но и примером. В наставлении Ивана Кузмича Маше главное - совет верить в
лучшее и жить так, как жили ее отец с матерью. И больше не надо ничего объяснять, потому что Маше уже понятно, как надо жить. Хранить верность друг другу, быть вместе до конца своих дней, выручать близкого человека, думать сначала о нем, а потом о себе. Капитанская дочка показана в повести очень скромной, стеснительной, от нее, на первый взгляд, трудно ждать решительных поступков. А она готова скорее умереть, чем стать женой предателя Швабрина, не может спокойно жить в деревне у Гриневых, когда ее любимому Петру грозит опасность. Маша забывает про страх, едет, чтобы встретиться с императрицей, собирается бороться за жизнь Петруши. Сначала удивляешься, откуда в ней берется смелость, а потом вспоминаешь наставление Ивана Кузмича: «Живите, как жили мы...»
4. Делаем логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»
...Родительские наставления становятся для детей ориентирами, хотя не все дети сразу готовы их принять. Но в трудную минуту слова отцов вспоминаются и помогают принять верное решение.
.Родительские наставления наполнены любовью к детям и заключают в себе мудрость, опыт. Родительские наставления самые правильные, потому что никто не любит своих детей так, как они.
Высказав свои мысли, сопоставив собственное мнение с мнением одноклассников, осознав, что любая формулировка темы, предложенная на экзамене, не несет в себе ничего страшного, так как выпускник и сам способен сформулировать такую же, имея опору в виде пошаговой модели, ученик чувствует себя готовым к сочинению.
Полагаем, что, не ограничивая ребят в выборе художественного материала, который они могут использовать для сочинения (любые произведения русской и мировой литературы), все-таки необходимо предложить им несколько универсальных текстов, которые могли бы «обслуживать» разные темы в рамках разных направлений.
Подводя итог сказанному, считаем необходимым отметить, что, хотя подготовка класса к итоговому сочинению добавила проблем в и без того нелегкую учительскую жизнь, она дала возможность познакомить ребят с многими произведе-
ниями современной отечественной литературы (пусть и с небольшими по объему), до которых как-то все «не доходили руки» раньше.
Библиографический список
1. Волков, С. Любовь в школьных коридорах: Учитель литературы о возвращении выпускного сочинения [Электронный ресурс] / С. Волков. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/171585-uchitel-literatury-sergey-volkov (дата обращения 11.08.2015).
2. Кострова, В. Штампы с чужого плеча. Что увидели учителя, прочитав сочинения одиннадцатиклассников [Текст] / В. Кострова // Учительская газета. -2014. - 9 декабря.
3. Пушкин, А. С. Капитанская дочка. Избранная проза [Текст] / А. С. Пушкин. - М. : Художественная литература, 1978.
4. Совещание с членами Правительства (9 декабря 2014 года, Москва, Кремль) [Электронный ресурс]. -URL:
http://special.kremlin.ru/events/president/news/47208 ((дата обращения 11.08.2015).
Bibliograficheskij spisok
1. Volkov, S. Ljubov' v shkol'nyh koridorah: Uchitel' literatury o vozvrashhenii vypusknogo sochinenija [Jelektronnyj resurs] / S. Volkov. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/171585-uchitel-literatury-sergey-volkov (data obrashhenija 11.08.2015).
2. Kostrova, V Shtampy s chuzhogo plecha. Chto uvi-deli uchitelja, prochitav sochinenija odinnadcatiklassnikov [Tekst] / V Kostrova // Uchitel'skaja gazeta. - 2014. - 9 dekabrja.
3. Pushkin, A. S. Kapitanskaja dochka. Izbrannaja pro-za [Tekst] / A. S. Pushkin. - M. : Hudozhestvennaja literatura, 1978.
4. Soveshhanie s chlenami Pravitel'stva (9 dekabrja 2014 goda, Moskva, Kreml') [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/47208 ((data obrashhenija 11.08.2015).
1 К размышлениям над этим текстом обращаемся с учениками и в 9, и в 10, и в 11 классах. Возрастающий от класса к классу читательский опыт ребят позволяет открыть в «Капитанской дочке» новые проблемы, получить ответы на волнующие вопросы. Кроме того, «Капитанская дочка» -настоящая палочка-выручалочка для пишущего сочинение на ЕГЭ по русскому языку, выполняющего задание 9 ЕГЭ по литературе. Словом, у каждого учителя есть такой любимый текст, который поможет ученикам в трудной ситуации написания творческой работы, у меня это «Капитанская дочка».