УДК 37;008
Н. Ю. Букарева, Н. В. Лукьянчикова
Использование диалоговых технологий при подготовке к итоговому сочинению по литературе
В статье обосновывается необходимость использования диалоговых технологий при подготовке к написанию итогового сочинения по литературе, предложены новые формы организации деятельности обучающихся на уроке, направленные на расширение круга чтения, представлений о литературном процессе, формирование коммуникативной компетенции. Продемонстрированы возможности урока-антологии, подготовка и проведение которого активизируют читательскую деятельность, помогают подобрать разнообразные аргументы для будущего сочинения. Показан опыт реализации диалоговых технологий на конкретных занятиях по литературе в одиннадцатом классе общеобразовательной школы. Предложенные разработки могут быть использованы педагогами-словесниками как универсальная модель на уроках любого типа.
Ключевые слова: диалоговые технологии, итоговое сочинение по литературе, урок-антология. N. Yu. Bukareva, N. V. Lukiyanchikova
Use of Dialogue Technologies in Training for the Final Composition on Literature
Need to use dialogue technologies in training for writing the final composition on literature is proved in the article, new forms to organize students' activity at the lesson directed to expand a circle of reading, ideas of the literary process, formation of a communicative competence are offered. Possibilities of the lesson anthology are demonstrated, its preparation and carrying out activate the reader's activity, help to choose various arguments for a future composition. Experience of dialogue technologies realization at certain Literature classes in the eleventh class of comprehensive school is presented. The offered developments can be used by language teachers and literature teachers as a universal model at lessons of any type.
Keywords: dialogue technologies, final composition in literature, lesson anthology.
Возвращение в школу сочинения как формы итоговой аттестации учащихся заставляет учителей искать оптимальные пути подготовки к этому виду работы. Полагаем, что диалоговые технологии способствуют качественной организации такого вида деятельности. В монографии «Организация диалога в процессе обучения литературе в школе и вузе» мы рассматривали возможности диалоговых технологий при анализе художественного текста, изучении литературной критики, изучении сложных теоретико-литературных понятий [1], в качестве логического продолжения такой работы видится обучение написанию сочинения.
Направления, которые в начале учебного года предлагаются школьникам ФИПИ, меняются, но учителю для реализации подготовки необходимо создать универсальный алгоритм работы, позволяющий эффективно осваивать тему в рамках любого из них. Продемонстрируем разработанный нами алгоритм на примере одного из тематических направлений 2015-2016 г. - «Любовь». ФИПИ дает следующие рекомендации: «"Лю-
бовь" - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах» [2]. На уроках подготовки к сочинению прорабатываются все аспекты данного направления, но в качестве примера остановимся на одном - любовь мужчины и женщины. Диалоговая технология позволяет рассмотреть разные стороны этого чувства.
Начиная работу с каждым направлением, учителю необходимо сформулировать как можно больше конкретных тем, раскрывающих его аспекты. Так, проблема любви между мужчиной и женщиной может быть представлена в следующих формулировках: «Настоящая любовь - это ответственность перед тем, кого любишь» (формулировка-утверждение), «Что важнее: любить или быть любимым?», «В чем драма и счастье любви?», «Может ли любовь сделать человека несчастным?» (формулировка-вопрос), «Любить
© Букарева Н. Ю., Лукьянчикова Н. В., 2016
глубоко - это значит забыть о себе» Ж.-Ж. Руссо (формулировка-цитата). Собираем «банк» формулировок по каждому аспекту направления.
Непосредственно к уроку учитель подбирает несколько художественных произведений разных авторов, которые раскрывают сложность и противоречивость любовных взаимоотношений. На занятии предлагаем остановиться на текстах небольшого объема, которые ученики прочитают дома. Желательно, чтобы эти произведения не входили в школьную программу, отражали современное состояние отечественной литературы, давали представление о творчестве писателей конца ХХ - начала XXI в.
Урок включает следующие этапы:
— постановка цели и распределение по рабочим группам;
— групповое обсуждение предложенных произведений, подготовка выступления;
— поочередные выступления представителей групп и обсуждение прозвучавших высказываний, запись в тетрадях тезисов и аргументов;
— обобщение; подведение итога урока.
На занятии важно четко определить время, отводимое на каждый этап работы.
Задача, которую ставим перед учениками, -подготовка материала для сочинения и аргументов к заявленному аспекту. Заранее с формулировками конкретных тем детей не знакомим, мы вместе с учениками предложим эти формулировки как итог диалога, работы с текстами на уроке. На занятии делим класс на подгруппы. Количество подгрупп может определяться теми аспектами проблемы, которые будут обсуждаться на уроке (полагаем, что их не должно быть больше трех-четырех).
Каждая подгруппа работает с двумя произведениями, в которых авторы по-разному осмысливают тему любви. Учитель предлагает ребятам пары текстов по принципу контраста. Это позволит ученикам осознать противоречивость чувства, многообразие его проявлений, кроме того, даст материал для раскрытия различных тем в рамках указанного направления. В каждой подгруппе ребята обсуждают доставшиеся им произведения, сопоставляют их, готовя выступление по итогам своей работы. При этом они руководствуются предложенным учителем алгоритмом, который может включать следующие пункты:
— Что объединяет эти произведения?
— В чем заключается своеобразие раскрытия основной темы каждым из авторов?
— Какую проблему ставят авторы произведений?
— Сформулируйте свою позицию по данной проблеме (тезис).
— Подберите два аргумента, используя материал предложенных произведений.
Продемонстрируем возможности реализации этой формы работы, исходя из опыта подготовки старшеклассников к сочинению в 2015-2016 учебном году.
К уроку школьники прочитали рассказы В. П. Астафьева «Если это любовь» (из сборника «Затеси»), В. О. Богомолова «Первая любовь», Л. С. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» (из сборника «Реквиемы»), Д. И. Рубиной «Бессонница» (из сборника «Несколько торопливых слов любви»), Т. Н. Толстой «Соня», В. М. Шукшина «Сапожки».
На занятии класс разделился на три подгруппы. Первой подгруппе были предложены произведения В. П. Астафьева и Т. Н. Толстой, второй - Л. С. Петрушевской и Д. И. Рубиной, третьей - В. О. Богомолова и В. М. Шукшина.
Приведем примеры выступлений учащихся.
Группа 1
Произведения Виктора Астафьева и Татьяны Толстой объединяет тема любви, но решают ее они по-разному. Виктор Астафьев показывает, как любовь может сделать одного человека полностью зависимым от другого, почти рабом. Муж-инвалид во всем потакает капризной жене, а она без стыда пользуется его чувствами. Татьяна Толстая в рассказе «Соня» тоже изображает беззаветную любовь, но здесь чувство главной героини вызывает уважение.
Проблема, которая интересует авторов: «К чему может привести самопожертвование в любви?»
Наша позиция такова: самопожертвование в любви должно возвышать человека, а не унижать его.
Доказательства этому находим в текстах писателей ХХ в.
В рассказе Толстой Соня совершает высокий, можно сказать, героический поступок: идет спасать любимого человека от голодной смерти во время блокады Ленинграда. Она жертвует последним, чтобы он остался в живых.
А Виктор Астафьев не испытывает ни жалости, ни симпатии к инвалиду. Его постоянная готовность угодить жене приводит к тому, что архитектор, человек, мужественно прошедший войну, полностью потерял чувство соб-
ственного достоинства, «по-собачьи преданно» смотрит в глаза своей эгоистичной супруге. А она, избалованная безотказностью, считает это нормой жизни, не любит мужа-инвалида, потерявшего руку на войне.
В процессе обсуждения сообщения между учениками возникла живая дискуссия. Не все готовы были принять позиции обоих писателей.
- Виктор Астафьев напрасно осуждает мужа героини. Мне кажется, это его личное дело, как он относится к жене, насколько преданно о ней заботится. У этого человека, как и у Сони, просто есть внутренняя потребность заботиться, помогать, отдавать себя.
- Я думаю, что Виктор Астафьев неслучайно называет рассказ «Если это любовь». В названии произведения звучит сомнение в том, что такие отношения можно назвать любовью. Наверное, настоящая любовь предполагает взаимное уважение, взаимную готовность помочь. Героиня рассказа вообще не способна любить кого-то, кроме себя. Она пользуется не только своим мужем, она и к любому другому человеку относилась бы так же.
- Особенно обидно, когда самопожертвование направлено на людей, не достойных этого. Возникает вопрос: нужны ли жертвы ради непорядочных людей?
Важно напомнить ученикам, чтобы они фиксировали в своих тетрадях тезис и основные положения выступлений.
Группа 2
Рассказы Дины Рубиной и Людмилы Петру-шевской объединяет идея верности любви, семейным ценностям. Обе писательницы показывают, что преданность друг другу - это самое важное для счастья мужа и жены. Но Людмила Петрушевская доказывает эту мысль на примере идеальных отношений между супругами, а Дина Рубина показывает, к какой трагедии может привести предательство в любви.
Наша позиция: верность - это основа семейного счастья.
В рассказе «Шопен и Мендельсон» писательница изображает двух старичков, которые прожили вместе всю жизнь. У них общие интересы (они любят классическую музыку). Старички внешне очень скромные, тихие и добрые, открыты людям. Соседка считает их нелепыми, но они по-настоящему любят друг друга. Здесь мы видим преданность даже в несчастье. Жена «каждый вечер <...> играла ему свой репертуар», чтобы развеселить парализованного му-
жа. Их жизнь невозможна друг без друга: как только старушка умерла, умер и ее муж. Рассказывая грустную историю, автор восхищается преданностью героев.
В рассказе «Бессонница» Дина Рубина вроде бы тоже показывает настоящую взаимную любовь. Давид действительно обожает свою жену, восхищается ею, «семья составляла для него стержень жизни». Измену жене он не воспринимал как нечто, что может разрушить их идеальные отношения. Однако эта ошибка привела к трагедии: Нина в нем разочаровалась, а у Давида не хватило времени вымолить прощение, объясниться. В день, когда стало известно о предательстве мужа, она и сын погибли. С этого момента Давид живет с огромным чувством вины. Дина Рубина показывает, что один легкомысленный поступок может уничтожить все самое святое для человека.
Обсуждая данное выступление, ученики согласились с мыслями, высказанными этой группой. Из новых идей, подсказанных классом, можно отметить следующую:
- В рассказе Дины Рубиной жена оказалась сильнее, мудрее, чем Давид. Именно она по-настоящему понимает, что такое любовь и преданность. Узнав об измене, Нина готова простить мужа, потому что для нее главное - это семья: «Здесь живет семья Давида Гудиани и собирается жить еще много лет в том же составе».
Группа 3
Рассказы Василия Шукшина «Сапожки» и Владимира Богомолова «Первая любовь» объединяет мысль о том, что любовь можно пронести через всю жизнь. Но писатели раскрывают эту идею на разном материале: в первом случае -изображая обыденную жизнь героев, во втором - героические обстоятельства.
Настоящее чувство навсегда остается в душе человека.
В рассказе «Сапожки» Василий Шукшин останавливает свое внимание на бытовой стороне жизни героев, здесь нет романтических, значительных событий. Сергей и его жена нигде не говорят о своих чувствах, словами не выражают их. Однако читателям понятно, что персонажи заботливо относятся друг к другу. Сергей решает купить своей жене сапожки, потратив на это большие для того времени деньги. «Хоть один раз-то, думал он, надо сделать ей настоящий подарок. Главное, красивый подарок... Она таких сапожек во сне не носила».
ттз
Приятели Сергея смеются над такой бессмысленной, по их мнению, покупкой, не понимают, что для Сергея главное не материальная ценность вещи, а возможность удивить и порадовать Клаву. Жена смогла почувствовать высокий смысл этого подарка. Несмотря на то, что сапожки ей не подошли, она радуется самому желанию мужа позаботиться, сделать приятное. Сергей чувствует к жене «любовь, слегка забытую».
В рассказе Владимира Богомолова «Первая любовь» события происходят в годы войны, когда каждый день для влюбленных может стать последним. Несмотря на свою молодость, командир роты и санитарка уже многое испытали. Их отношения - это не просто страсть, а забота друг о друге. Для лейтенанта важно, чтобы его любимую отправили в тыл, где она родила бы ребенка в безопасности. Девушка тоже заботится о нем, беспокоится, чтобы у молодого человека не было неприятностей. Рассказ, в отличие от произведения Шукшина, имеет трагический финал: санитарку убили в бою. Но для главного героя-рассказчика эта любовь так и осталась с ним спустя много лет после войны: «Солнце... если б я мог загнать его назад, за горизонт! Если б я мог вернуть рассвет!.. Ведь всего два часа назад нас было трое... С тех пор прошло пятнадцать лет, но я помню все так, будто это было вчера».
Обсуждая выступление, ученики размышляли:
— Настоящую любовь не может убить ничто: ни бытовые заботы, ни военные трудности, испытания. Оба автора показывают, что у человека всегда остается потребность заботиться о близком, любить.
После подведения итогов выступлений учитель дает задание: сформулировать в виде вопросов темы по направлению «Любовь», для раскрытия которых можно использовать материалы наших размышлений.
Ученики предлагали следующие варианты формулировок:
— Может ли быть любовь без самопожертвования?
— Совместима ли любовь с проявлениями эгоизма?
— Можно ли простить предательство в любви?
— Всегда ли любовь делает человека счастливым?
— Могут ли испытания убить настоящую любовь?
В качестве домашнего задания одиннадцатиклассники пишут сочинение на любую из предложенных тем, используя материалы урока.
Еще одна форма работы в процессе подготовки к написанию итогового сочинения - урок-антология. Для реализации подобных уроков в начале учебного года (когда становятся известными формулировки тематических направлений) даем детям задание подобрать из произведений русской классики, ранее изученных в школе, фрагменты, на материале которых можно было бы раскрыть каждое из заявленных направлений. Таким образом, в форме антологии будет проведено пять занятий. Знакомим учащихся с понятием «антология», формулируем задачи на перспективу. В течение первой четверти каждый одиннадцатиклассник подберет не менее пяти отрывков по количеству направлений. Непосредственно перед уроком ученик должен сделать краткий концептуальный анализ выбранного фрагмента (эпизода), показав специфику решения проблемы автором текста.
Задача урока - организовать диалог между школьниками в процессе обсуждения произведений, связанных с конкретным тематическим направлением.
На уроке учитель предоставляет слово трем-четырем ученикам, которые по очереди знакомят класс с выбранными эпизодами, формулируя основную проблему и обращая внимание ребят на особенности ее решения. Поскольку звучат, как правило, фрагменты из знакомых всем текстов, ученики подключаются к их обсуждению, часто открывают для себя новые аспекты темы. Таким образом закладываем основу будущей антологии, включающей ряд произведений по заявленному направлению. В процессе обсуждения необходимо сделать записи в тетради. На второй части урока в диалог более активно включается учитель, потому что он предлагает дополнить антологию произведениями авторов ХХ-ХХ1 вв., раскрывающих данную тему. Это позволит не только расширить круг чтения учащихся, но и сформировать их представления о динамике литературного процесса. На уроке читаются и обсуждаются два-три небольших по объему рассказа. Итогом занятия станет составление антологии.
Полагаем, что после проведенного урока уместна будет взаимопроверка: ученики сдают
друг другу тетради, в которых сделаны записи к уроку. Цель этого вида контроля в данном случае - не только проверить факт выполнения домашнего задания, но и поделиться с товарищем собственными наработками, размышлениями, чтобы расширить «банк аргументов».
В конце каждого урока-антологии ученики делают записи на стенде, заранее подготовленном учителем. На нем указаны все тематические направления, по которым в этом году ведется работа. Ребята заполняют колонки, называя авторов, произведения (с указанием части, главы, фрагмента), которые они анализировали, здесь же может быть указан тот аспект темы, для раскрытия которого уместно использовать этот текст. На уроке презентовать свои находки успевают не все, но найденный материал может и должен быть с успехом использован одноклассниками. Дети, как правило, увлекаются этим видом работы, и списки текстов с комментариями постоянно пополняются. К декабрю (времени написания итогового сочинения) класс совместными усилиями собирает весомую антологию по каждому тематическому направлению.
Продемонстрируем вариант реализации данной модели на примере подготовки к сочинению по направлению «Спор поколений: вместе и врозь» (2014-2015 учебный год).
На начальном этапе урока прозвучали выступления учеников, представлявших фрагменты из произведений русской классики: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Вишневый сад» А. П. Чехова.
Из романа «Отцы и дети» ученик выбрал эпизоды, связанные с взаимоотношениями Базарова и его родителей (главы ХХ и XXI). Школьник отметил, как по-разному относятся друг к другу представители поколений: главный герой не хочет открыто проявлять нежность к родителям, стесняется перед Аркадием того, как они расчувствовались, увидев сына после долгой разлуки. Базаров ведет себя с ними снисходительно, небрежно, тяготится пребыванием в родном доме. Особое внимание в выступлении уделялось тому, как жестоко поступает Евгений, вскоре покинув родителей. Тургенев показал, насколько разнятся представления о ценности семьи, связи между поколениями у молодежи и пожилых людей.
Говоря о романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», ученица остановилась на взаимоотношениях Наташи Ростовой с матерью (т. II, часть III, глава XXII; т. IV, часть IV, глава II).
Выступавшая отмечала, насколько доверительными были отношения в семье Ростовых. Наташа делится с мамой самыми сокровенными мыслями, не боится осуждения, непонимания. Она видит в графине самого близкого человека, рассказывает о любовных переживаниях, связанных с князем Андреем, задает ей волнующие вопросы. Мать ведет себя с дочерью как добрый советчик, она не поучает Наташу, не читает мораль, а сопереживает ей. Она искренна и честна с взрослеющей дочерью. Через некоторое время Наташа становится для матери настоящей опорой, помогает пережить гибель Пети. Важно, что в этот момент героиня сама страдает из-за потери князя Андрея, смерти брата, но понимает, что горе матери несравнимо ни с чем. Заботясь о графине, Наташа спасает не только ее, но и себя. Л. Н. Толстой изображает идеальные отношения между представителями разных поколений.
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» ученица сопоставила отношение Любови Андреевны Раневской к дочери, которое можно назвать эгоистичным, безответственным, с отношением Ани к матери. Мать оставила двенадцатилетнюю Аню в имении, уехав в Париж после смерти мужа и гибели сына. Раневская не думала о том, что и девочка в это время переживала такое же горе, ее волновали только собственные страдания. Аня не затаила обиды на мать, нигде в пьесе она не упрекает Раневскую, наоборот, жалеет ее. Семнадцатилетняя дочь едет в Париж, чтобы выручить мать из очередной неприятности, утешает после продажи имения. Особое внимание школьница уделила монологу Ани в конце третьего действия («Мама!.. Мама, ты плачешь?»), в котором дочь проявляет особую любовь, заботу, участие по отношению к Раневской. В комедии Любовь Андреевна все время произносит нежные слова в адрес Ани, говорит о своей любви к ней, но поступает при этом совершенно безответственно, тратит последние деньги, не думает о будущем своего ребенка, в конце пьесы собирается в Париж к любовнику, вновь оставляя дочь на произвол судьбы. В сообщении было подчеркнуто, что Аня кажется более взрослым и мудрым человеком, нежели ее мать.
По итогам выступлений учитель обсуждает с классом, какие аспекты тематического направления могут быть раскрыты с использованием предложенного материала.
Вторая часть занятия посвящена произведениям литературы ХХ в., в которых поднимается проблема поколений. Предлагаем прочитать и
обсудить два рассказа: К. Паустовского «Телеграмма» и Б. Екимова «Ночь исцеления».
В рассказе «Телеграмма» автором показана драматичная ситуация: пожилая женщина Катерина Петровна умирает, не дождавшись приезда любимой дочери Насти, которая занята работой и не находит времени повидаться с матерью. Настя, к сожалению, не осознает, что на самом деле матери нужны не деньги, которые она регулярно посылает, а присутствие дочки, ощущение душевного тепла. Чувство вины перед самым близким человеком приходит к девушке слишком поздно - после смерти Катерины Петровны.
В рассказе Бориса Екимова показаны иные отношения между людьми разных поколений. Внук Гриша помогает бабушке избавиться от страхов, которые мучили ее всю жизнь. Мальчик понимает, что ночные кошмары вызваны войной, голодом, волнением за детей, и сочувствует бабе Дуне. Именно его слова исцеляют родного человека.
Данные произведения продолжают антологию, в процессе составления которой ученики вступают в диалог друг с другом и с учителем. Диалог не заканчивается с окончанием урока: педагог предлагает школьникам свой список художественных текстов, расширяющих начатую антологию, и приглашает к их обсуждению на уроках или во внеурочное время. Ученики, по-
полняя антологию своими примерами, продолжают участвовать в диалоге друг с другом и с книгой.
Рассмотренные в статье формы позволяют не только более серьезно подготовиться к написанию сочинения, но и расширяют представление учеников о поставленной проблеме, круг чтения, знакомят с некоторыми новыми для них авторами.
Библиографический список
1. Букарева, Н. Ю., Лукьянчикова, Н. В. Организация диалога в процессе обучения литературе в школе и вузе [Текст] : монография / Н. Ю. Букарева, Н. В. Лукьянчикова. - Ярославль, 2015.
2. Итоговое сочинение (изложение). 2015-2016 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie.
Bibliograficheskij spisok
1. Bukareva, N. Ju., Luk'janchikova, N. V. Organizacija dialoga v processe obuchenija literature v shkole i vuze [Tekst] : monografija / N. Ju. Bukareva, N. V. Luk'janchikova. - Jaroslavl', 2015.
2. Itogovoe sochinenie (izlozhenie). 2015-2016 uchebnyj god [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie.