Научная статья на тему 'Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по литературе в новом формате (сочинение)'

Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по литературе в новом формате (сочинение) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE FINAL EXAMINATION / СОЧИНЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ / ESSAY TOPICS / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / EVALUATION CRITERIA / СЛОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ / THE DIFFICULTIES OF PREPARATION FOR THE EXAM / ПРИНЦИП ПЕРЕНОСА ЗНАНИЙ / THE PRINCIPLE OF KNOWLEDGE TRANSFER / WRITING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бирюкова Альбина Ивановна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем подготовки сегодняшних выпускников к государственной итоговой аттестации по литературе в форме сочинений. Автор подробно объясняет, какие требования предъявляются выпускнику при написании сочинения, знакомит с критериями оценивания, а также указывает, какие сложности могут возникнуть при подготовке к итоговой ГИА в форме сочинения, дает практические советы по использованию принципа переноса знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS FOR THE STATE EXAM IN LITERATURE ON THE NEW FORMAT (ESSAY)

The article is devoted to one of the most important problems in the preparation of today’s school graduates for the state final examination in the Russian Literature in the form of essays. The author explains in detail what is required of a graduate in writing essays, introduces the evaluation criteria, as well as indicates what difficulties may arise in the preparation for the state final exam in the form of essays, gives practical advice on the use of the principle of knowledge transfer.

Текст научной работы на тему «Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по литературе в новом формате (сочинение)»

УДК 371.3:8+371.29

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ (сочинение)

Бирюкова А.И.

Тувинский государственный университет, Кызыл

PREPARING STUDENTS FOR THE STATE EXAM IN LITERATURE ON THE NEW FORMAT (ESSAY)

Biryukova A.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается одна из актуальных проблем подготовки сегодняшних выпускников к государственной итоговой аттестации по литературе в форме сочинений. Автор подробно объясняет, какие требования предъявляются выпускнику при написании сочинения, знакомит с критериями оценивания, а также указывает, какие сложности могут возникнуть при подготовке к итоговой ГИА в форме сочинения, дает практические советы по использованию принципа переноса знаний.

Ключевые слова и фразы: государственная итоговая аттестация, сочинение, направления тем сочинений, критерии оценивания, сложности подготовки к экзамену, принцип переноса знаний.

The article is devoted to one of the most important problems in the preparation of today's school graduates for the state final examination in the Russian Literature in the form of essays. The author explains in detail what is required of a graduate in writing essays, introduces the evaluation criteria, as well as indicates what difficulties may arise in the preparation for the state final exam in the form of essays, gives practical advice on the use of the principle of knowledge transfer.

Key words: the state final examination, writing, essay topics, evaluation criteria, the difficulties of preparation for the exam, the principle of knowledge transfer.

По мнению одного из крупнейших писателей современности Василия Ивановича Белова, говорить о положительном значении гуманитарных наук даже как-то совестно. Это такая древняя и в то же время по-молодому крепкая истина.

В практике преподавания литературы стали проявляться некоторые негативные тенденции: один из структурообразующих личность предметов сведен к дисциплине по выбору, проверка знаний учащихся по самому неформальному предмету приобрела в определенной степени формализованный характер в виде заданий в форме тестов (ЕГЭ), не говоря уже об очень значительном сокращении учебного времени на изучение обширных по содержанию программ.

Поэтому не случайным представляется возвращение к формам итоговой аттестации выпускников в форме сочинений.

Этот выбор дидактического пути узаконен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок

проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2014г.).

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Направления тем сочинения были опубликованы 29 августа 2014г. на официальном сайте Министерства образования и науки России.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление). Важно отметить лите-ратуроцентричность итогового сочинения, обусловленного традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место.

Тематические направления для выпускников текущего года сформулированы следующим образом:

1. «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

5. Чем люди живы?

Каждое направление будет реализовано в ситуации экзамена пятью закрытыми темами.

В ориентировочных расшифровках тематических направлений рекомендуется осветить практически все грани творчества писателя, поэта (своеобразие творчества, особенности проблематики, специфика художественной картины мира, характерные черты лермонтовского героя и т.д.).

Утвержденные критерии позволяют оценить сочинение по 5 позициям:

• Соответствие теме.

• Аргументация. Привлечение литературного произведения.

• Качество письменной речи.

• Грамотность.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по 3 критериям (по критериям №1 и №2 - в обязательном порядке). Сочинение не должно быть списано из какого-либо источника.

Сочинение будут писать выпускники этого года 3 декабря 2014. На экзамене разрешается иметь только орфографические словари. Использование литературных текстов осуществляется по памяти.

В сочинении должны проявляться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения.

Формулировки тем не будут препятствовать возможности личностного самовыражения выпускника, свободному письменному высказыванию на выбранную тему.

Сложности подготовки к зимнему экзамену заставляют и учителя, и школьника искать путей более эффективной организации учебного процесса.

«В век информационных технологий особое значение приобретает способность структурировать и классифицировать полученные знания, включать их в разнообразные связи, укрепляя тем самым целостность области учебных дисциплин», - утверждает С.А. Зинин [1, с. 91].

Большой объем материала и сжатые сроки подготовки к итоговой аттестации в середине учебного года диктуют в методическом плане руководствоваться принципом переноса знаний: умения один и тот же литературный материал использовать, повернув его в сторону сформулированного в теме сочинения вопроса.

Такая возможность заложена в самой многогранности художественного текста, в многомерности его смыслового подтекста.

При этом подробному текстуальному анализу необходимо подвергнуть те части, фрагменты, эпизоды, которые отмечены яркой символикой, чтобы это запомнилось учащимся и послужило материалом для аргументации проблемы, предложенной в теме.

Приходится выбирать не обзорный, например, путь анализа, а вынужденно фрагментарный, мучительно соображая, какой из фрагментов наиболее важный.

Достаточно эффективно для концептуального усвоения использование возможностей текста в сопоставительном ключе, выявление ассоциативных связей -это один из приемов, который берет на вооружение современная методика.

Приведем пример из первого направления: особенность образа лермонтовского героя. Повторяя темы прошлого года, перечитываем не весь роман, а только заключительную повесть «Фаталист».

На примере двух персонажей - Вулича и Печорина попытаемся выявить и общие черты героев, и принципиальную разницу их характеров. Оба отмечены портретным сходством, силой. Когда на офицерской вечеринке зашла речь о предопределении, т.е. предписанной судьбе человека, Вулич приставил дуло пистолета к виску, к счастью, произошла осечка. Вулич рисковал попусту, проявил азарт игрока, желание «произвести эффект». Это породило бездумность, рисовку, браваду, эпатаж, даже цинизм. Это было дешевое позерство.

Печорин тоже оказался в ситуации риска. В доме заперся пьяный казак, хорошо вооруженный. Даже мать не смогла его образумить. Печорин просчитал, как можно опасного преступника обезоружить, и, рискуя собой, смог это сделать.

Его риск был вызван необходимостью спасти людей, он проявил действенность в преодолении препятствий.

Противоречивый герой, принесший в силу своего эгоцентризма, в этой повести поднялся над собой, преодолев многие индивидуалистические черты характера. Делаем вывод: в последней повести романа Лермонтов исследовал проблему судьбы, смысла жизни человека. Лермонтов не опускался до уровня бесшабашной игры с жизнью. Своим романом писатель утверждает ценности и цельность самой человеческой души, ставя ее в центр и объявляя ее мерилом всего исторического процесса человечества. В этом читатели могут увидеть сложный путь преодоления демонических начал в себе, в судьбе России и всего человечества.

Этот же материал можно трактовать и в направлении «Чем люди живы», разведя диаметрально противоположные поступки героев.

Русская классическая литература названа «святой» (Ю. Манн), в силу того, что она защищала такие вечные духовные ценности как Долг, Миролюбие, Труд, Доброта, Сострадание. Лучшие произведения современности продолжают эту традицию (В. Шукшин, В. Распутин, В. Астафьев, А. Даржай, Ч. Куулар).

Но эта же литература обнажила и болезни общества, создав целую галерею персонажей, которых можно охарактеризовать как «рыцари копейки», «джентльмены удачи».

Один из классических примеров накопителя, стяжателя гениально представил Н. Гоголь в образе Чичикова. Автор дал ему говорящее имя: Павел - один из пророков, Иван - код русской нации, но при этом фамилия смешная и нелепая - Чичиков.

Чтобы учащиеся отчетливее представили путь Павлуши Чичикова к приобретению миллиона, вместе с ребятами выстроим схему, включив в нее эпизоды основных «приключений» персонажа.

Замечательно напутствие отца: «Пуще глаза береги копейку...» Юный Чичиков хорошо усвоил отцовский урок и уже в школе проявил недюжинный талант накопителя: получив от отца 50 копеек, он сумел, ничего не потратив, по окончании учебы «стянуть в узелок 5 рублей». В десять раз приумножил свой капитал.

И далее, где лестью, хитростью, преступными деяниями выстраивал деловую карьеру. Каждый раз, когда преступление обнаруживалось, он «изобретал» новую аферу. После службы на таможне смог избежать наказания и дошел до покупки «мертвых душ». Это уже крайняя степень падения: душа должна быть живой, и Чичиков сам оборачивается «мертвой душой».

Автор с долей иронии спрашивает: «Кто он? Подлец? Ну зачем же так. В народе говорят, что бывают люди, совершающие нечистые дела». Этой своей оценкой Гоголь выводит дельца Чичикова на крайнюю степень падения: народная характеристика «на руку не чист» однозначно обозначает вора, плута, мошенника.

Композиция поэмы построена так, что Чичикову и помещикам противопоставлены мужики, умершие, но при жизни, сохранившие живую душу. Каретника Степана и других представителей крестьянства автор наделил высокими нравственными качествами - трудолюбием, талантом, хотя и не умолчал об их слабостях и пороках. По Гоголю, люди живы стремлением к высокому, к соблюдению нравственных законов (Любовь, Доброта, Совесть). А рыцари копейки (к их числу можно отнести и Плюшкина, и скупого рыцаря из одноименной маленькой трагедии Пушкина) неизбежно терпят духовный крах.

В процессе подготовки следует, видимо, хотя бы обзорно привлекать художественные тексты остро дискуссионного характера из сегодняшней близкой по времени нашим ученикам литературы.

Учащимся Государственного лицея был предложен в распечатке короткий текст, содержащий диалог молодого талантливого программиста с отцом и его другом профессором математики. Речь пойдет о книге Юрия Никитина «Баймер»

«Молодой человек, отличный специалист по компьютерным программам в беседе со своим отцом и его другом профессором математики произносит фразу:

- Интернет смахнул старые ценности, а новые создать не сумел.

Профессор: А как же Пушкин, Толстой... что же для вас и Пушкин не авторитет?..

Юноша: Я замялся, едва не промямлил типа: да как можно. Пушкин - это Пушкин, он вечен, и вообще есть вечные ценности, которые отменять никому не дано...

Я сказал хладнокровно: «Для меня человек, у которого нет выхода в интернет, уже не авторитет. Мы и есть интернет. Мы создаем новые законы, новую мораль...

Отец: Ты в самом деле отрицаешь преемственность поколений?

Юноша: Отец, я люблю тебя, но мы в самом деле качественно новое поколение! Мы - дети Интернета, а это совсем новый мир, новое время, другое мировоззрение, другая философия, другая мораль... Да, все другое. Я тебя люблю, правда. Но ты для меня как участник Ледового побоища, где красиво и героически потоптали не то фрицев, не то татар.

Я люблю этого героя в доспехах, с мечом, красивого, благородного, но к своему компу Александра Невского не допущу и в дискуссии вступать не буду. Ну, разве, что о том, что вкуснее: телячья отбивная или свиная»[2, с. 453].

К чести лицеистов, они оспорили позицию юноши: «Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для каждого человека, так и для всего человечества. Герой Никитина утверждает, что он «смахнул старые ценности, старую мораль». Да, многие люди, к сожалению, ставят приоритетом власть, богатство, но не могут быть забыты морально-нравственные ценности, такие как любовь, дружба, честь, достоинство» (Хомушку С.).

Правда, ребята не всегда могут обратить внимание на художественные детали, например, цинизм фразы молодого компьютерного гения в разговоре о возможности споров об отношениях поколений, «разве что о том, что вкуснее, телячья отбивная или свиная».

Школьники, отмечая необходимость современной электронной техники, не соглашались с утверждением «мы дети интернета». В плане ассоциативных связей вспомнили строчки из песни В. Мигули на слова А. Поперечного:

Мы - дети Галактики,

Но самое главное -

Мы - дети твои, дорогая Земля.

В этом контексте обнаружилось правильное понимание учащимися таких истинных ценностей как родная Земля, необходимость во всех поколениях сохранять Память, Благодарность, Любовь к природе, своему народу.

Таким образом, новая форма итогового сочинения предъявляет и учителям, и их воспитанникам строгий счет к совершенствованию системной работы над изучением словесности, ибо поистине, по слову Ф. Абрамова, «Литература поддерживает в духовной форме свой народ».

Библиографический список

1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: «Русское слово», 2004.

2. Никитин Ю. Баймер. М.: ЭКСМО, 2004.

Bibliograflcheskij spisok

1. Zinin S.A. Vnutripredmetnye svyazi v izuchenii shkolnogo istoriko-literaturnogo kursa. M.: "Russkoe slovo", 2004.

2. Nikitin YU. Bajmer. M.: Eksmo, 2004.

Бирюкова Альбина Ивановна - старший преподаватель кафедры

литературы Тувинского государственного университета

Biryukova Albina - Senior Lecturer, Department of Literature, Tuvan State

University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.