Научная статья на тему 'УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ'

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1911
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ / ТЕКСТОВЫЕ УМЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / ESSAY-REASONING / TEXTUAL SKILLS / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / EXERCISE SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме развития связной речи обучающихся основной школы. Обоснована важность развития у школьников умения создавать собственные письменные высказывания разных типов. Описан пошаговый алгоритм работы учителя по подготовке выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста, представлены примеры различных типов упражнений: рецептивных, репродуктивных, аналитических, конструктивных, творческих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING TO WRITE AN ESSAY-REASONING BASED ON THE SOURCE TEXT

The article is devoted to the problem of development of coherent speech of primary school students. The importance of developing students' ability to create their own written statements of different types is substantiated. The step-by-step algorithm of the teacher's work to prepare students for writing an essay-reasoning based on the source text is described, examples of different types of exercises are presented: receptive, reproductive, analytical, constructive, creative.

Текст научной работы на тему «УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ»

УДК 372.881.161.1

Хоменко Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

«Русский язык и русская литература», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. Статья первая

Статья посвящена проблеме развития связной речи обучающихся основной школы. Обоснована важность развития у школьников умения создавать собственные письменные высказывания разных типов. Описан пошаговый алгоритм работы учителя по подготовке выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста, представлены примеры различных типов упражнений: рецептивных, репродуктивных, аналитических, конструктивных, творческих.

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, текстовые умения, обучающиеся основной школы, система упражнений.

Elena V. Khomenko

PhD of Philology, Associated Professor, Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University;

Russian Federation, Sevastopol

LEARNING TO WRITE AN ESSAY-REASONING BASED ON THE SOURCE TEXT

Abstract. The article is devoted to the problem of development of coherent speech of primary school students. The importance of developing students' ability to create their own written statements of different types is substantiated. The step-by-step algorithm of the teacher's work to prepare students for writing an essay-reasoning based on the source text is described, examples of different types of exercises are presented: receptive, reproductive, analytical, constructive, creative.

Key words: essay-reasoning, textual skills, primary school students, exercise system.

Для цитирования:

Хоменко, Е. В. Учимся писать сочинение-рассуждение на основе исходного текста. Статья первая // Гуманитарная парадигма. 2019. № 4 (11). С. 73-87.

Главная цель обучения родному языку в школе — научить учащихся грамотно и толково выражать свои мысли в устной и письменной речи. Человек, владеющий названным умением, чувствует себя увереннее в самых различных жизненных ситуациях, ему намного легче установить контакт с собеседником, найти взаимопонимание с окружающими людьми, сделать успешную карьеру. Такого человека в обществе замечают и выделяют, его охотнее слушают, потому что точная, содержательная, логичная и правильная речь вызывает доверие к её содержанию.

Для достижения указанной цели в современных школьных программах[6]предусмотрены различные виды работ, среди которых и создание собственных письменных высказываний разных типов. Как показывает школьная практика, сочинение — самый сложный для обучающихся вид учебных упражнений, поскольку требует от них творческого и самостоятельного изложения собственных мыслей, чувств, суждений.

Рамки статьи не позволяют охватить все аспекты исследуемой проблемы. Рассмотрим подробнее методику работы по подготовке учащихся к написанию сочинения на основе исходного текста, а именно сочинения-рассуждения, связанного с объяснением того или иного слова (задание 9.3 ОГЭ).

Обучение школьников проводится пошагово и строится по следующей схеме: 1) актуализация необходимых теоретических сведений о структуре сочинения-рассуждения и ознакомление с содержательными критериями оценивания каждой его структурной части; 2) выполнение тренировочных упражнений; 3) создание собственных сочинений-рассуждений. Покажем, как может быть организована работа на первом этапе. Ниже представлена объяснительно-иллюстративная речь учителя.

Учитель. Ребята, сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения слова, состоит из трёх структурных компонентов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении необходимо дать определение тому или иному понятию и прокомментировать это определение. Определение можно дать тремя различными способами: описательным, синонимичным и через отрицание. Предположим, вам необходимо дать толкование слову «доброта». Доброта — это прекрасное человеческое

качество, благодаря которому все люди становятся лучше (описательный способ). Доброта — это душевная теплота, щедрость, любовь, забота, внимание (синонимический способ). Добрый человек — это тот, кто лишён чёрствости, бездушия, равнодушия, бесчеловечности (определение через отрицание). Работая над толкованием слова, важно помнить о том, что оно должно быть сформулировано с учётом авторской позиции. Иначе не будет смысловой связи между определением слова и примерами из исходного текста. После того, как дано толкование слова, необходимо его прокомментировать, т. е. пояснить, объяснить своими словами. Максимальное количество баллов (2) за вступление можно получить, если дано верное определение слова и дан комментарий. Если определение дано, но нет комментария, выставляется 1 балл. При неверном толковании слова вступление оценивается нулём баллов [4].

Основной структурный компонент сочинения-рассуждения включает два примера-аргумента и комментарии к ним. Первый пример-аргумент должен быть приведён из прочитанного текста, второй — из жизненного опыта. Чтобы правильно подобрать пример-аргумент из исходного текста, необходимо: 1) внимательно прочитать текст; 2) выделить ключевые слова, предложения, помогающие понять авторскую позицию (при написании сочинения обязательна ссылка на эти предложения с указанием их номера);

3) кратко пересказать события, представленные в тексте (кто главный герой, какими качествами характера он обладает, какой поступок он совершил);

4) поразмышлять над тем, почему так поступил главный герой, с какой целью, как поступок главного героя связан с анализируемым понятием, как автор относится к герою. Если в сочинении-рассуждении будут приведены только факты, то это будет пересказ, а не комментарий, и такая работа будет оценена нулём баллов.

Первый пример-аргумент, как уже было отмечено, приводится из исходного текста, и он может быть передан своими словами либо путём частичного или полного цитирования. Второй пример-аргумент может быть приведён из жизненного опыта, под которым понимается:

- случай из собственной жизни;

- случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей);

- поучительная история из жизни известных людей (писателей, актёров, художников);

- жизненная история, освещавшаяся в СМИ;

- читательский опыт.

И первый, и второй примеры должны быть прокомментированы. Иными словами, вы должны высказать свою точку зрения по

рассматриваемым вопросам. Максимальное количество баллов (3) за основную часть можно получить, если приведены два примера-аргумента: один из текста, а второй — из жизненного опыта, или два примера из текста. Если приведён один пример из текста, выставляется 2 балла, а если один пример из жизненного опыта — 1 балл. При отсутствии примеров основная часть оценивается нулём баллов [4].

Заключение должно быть по объёму небольшим, а по содержанию — логичным. В этой части важно подвести итог и ещё раз подчеркнуть значимость рассматриваемого понятия.

Для успешной работы на втором этапе школьники получают памятки «Как писать сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения слова» и «Как оценить сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения слова».

Памятка «Как писать сочинение-рассуждение, связанное с объяснением

значения слова»

Структурные компоненты сочинения Пояснения Речевые клише

1 2 3

1. Вступление: определение понятия + комментарий (объяснение) к этому определению. Дать определение слову одним из трёх способов: - описательным (чёрствость — отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам); - синонимическим (чёрствый — нечуткий, бездушный); - способом отрицательного определения (чёрствый человек — тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия). Прокомментировать — значит объяснить, пояснить определение слова (понятия). Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!!!! 1. Что такое сила воли? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. На мой взгляд, сила воли — это... 2. Что такое доброта? У каждого своё представление о ней. Я считаю, что доброта — это. 3. Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил ..

2. Пример-аргумент 1 из текста + комментарий. Для написания примера-аргумента из текста надо соединить фактуальную (кто главный герой, что он сделал) и концептуальную (почему, с какой целью главный герой поступил так; как его поступок связан с рассматриваемым морально-этическим понятием; как автор относится к герою) информации. Логические переходы от вступления к первому примеру-аргументу: 1. О том, как важно иметь друзей, писали многие авторы, в том числе Антуан де Сент-Экзюпери. В тексте,

Не забывайте опираться на текст (указывайте номера предложений). Для написания комментария надо высказать свои мысли относительно описываемой ситуации (какие чувства, эмоции вызывает у вас герой). предложенном для анализа, рассказывается о... 2. Именно таким человеком и является . из рассказа ... 3. В литературе тема Великой Отечественной войны — одна из самых распространенных. Вспомним роман.

3. Пример-аргумент 2 из текста или из жизненного опыта + комментарий. Пример из жизненного опыта — это: - случай из собственной жизни; - случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей); - поучительная история из жизни известных людей (писателей, актёров, художников); - жизненная история, освещавшаяся в СМИ; - читательский опыт. Привести пример-аргумент из жизненного опыта — значит кратко описать жизненную ситуацию. Прокомментировать пример-аргумент — значит высказать своё отношение к описываемой ситуации. Логические переходы от вступления к первому примеру-аргументу: 1. Эти же качества помогают сделать правильный нравственный выбор и. 2. Я могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня есть друг. 3. Яркий пример сострадания к чужому горю мы видим и в рассказе. 4. Очень важно быть благодарными и в повседневной жизни. 5. О человеке, обладающем редким даром жить не для себя, рассказывается и в повести.

4. Заключение. Должно быть по объёму небольшим, а по содержанию — логичным. В этой части важно подвести итог и ещё раз подчеркнуть значимость рассматриваемого понятия. 1. Обобщая всё сказанное, хотелось бы ещё раз сказать о том, как важно.. 2. Таким образом, эти примеры ещё раз убеждают нас в том, что ... 3. Таким образом, эти примеры стали убедительным доказательством того, что..

Памятка «Как оценить сочинение-рассуждение, связанное с объяснением

значения слова»

Критерий Показатели Баллы

1 2 3

Толкование значения Дано определение морально-этическому понятию, есть 2

слова комментарий.

Дано определение морально-этическому понятию, но нет 1

комментария или он недостаточно полный.

Дано неверное определение морально-этическому 0

понятию, или определение и комментарий в работе

отсутствуют.

Наличие примеров- Приведены два примера-аргумента: один пример- 3

аргументов аргумент из прочитанного текста, второй — из жизненного опыта; или два примера-аргумента из прочитанного текста. Оба примера прокомментированы.

Приведён один пример-аргумент из прочитанного текста 2

и прокомментирован.

Приведён один пример-аргумент из жизненного опыта и 1

прокомментирован.

Нет ни одного примера-аргумента. 0

Смысловая В сочинении нет логических ошибок (есть логические 2

цельность, речевая переходы от одной части к другой) и нарушений

связность и абзацного членения текста.

последовательность В сочинении допущена одна логическая ошибка или 1

сочинения имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В сочинении допущено более одной логической ошибки 0

или имеется два случая нарушения абзацного членения

текста.

Композиционная Ошибок в композиционном построении текста нет. 2

стройность Допущена одна ошибка в композиционном построении текста. 1

Допущено две и более ошибок в композиционном 0

построении текста.

На втором (тренировочном) этапе обучения учащиеся выполняют упражнения, выстроенные в соответствии с психологическими этапами усвоения знаний: восприятие, осознание, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. Такой подход реализован в выделении пяти видов упражнений: рецептивных, репродуктивных, аналитических, конструктивных, творческих. Ограниченный объём статьи не позволяет представить все типы упражнений. В данной статье охарактеризуем рецептивные упражнения и приведём их примеры. Все остальные разновидности упражнений рассмотрим в следующей статье.

Рецептивные упражнения направлены на расширение и обогащение словарного запаса учащихся, развитие умений определять способ толкования лексического значения слова, соотносить морально-этические понятия с их значением и комментарием к ним, находить в предложенном фрагменте те или иные структурные компоненты сочинения, на развитие у школьников опознавательных действий, развитие лексической зоркости.

Упражнение 1. Вы уже знаете, что существует несколько способов, с помощью которых можно дать определение морально-этическому понятию:

а) описательный (указать важнейшие отличительные признаки, описать поступки людей, в которых проявляется то или иное понятие);

б) синонимичный (назвать слова-синонимы или синонимичные сочетания);

в) через отрицательное определение (перечислить такие свойства, качества предмета, которые у него отсутствуют). Прочитайте возможные определения слова равнодушие. Укажите способ толкования лексического значения слова.

Равнодушный человек — это тот, кто не способен проявить заботу о других людях, уделить им внимание, оказать необходимую помощь в трудную минуту.

Равнодушие — отрицательное качество человека, которое проявляется в безразличном отношении к окружающим людям.

Равнодушие — это безразличие, чёрствость, бездушие, бессердечие, холодность, бесчувствие.

Упражнение 2. Прочитайте возможные определения слова сострадание. Укажите способ толкования лексического значения слова.

Сострадание — одно из самых прекрасных чувств человека, которое проявляется в добром и внимательном отношении к окружающим людям.

Сострадание — это милосердие, человеколюбие, отзывчивость, доброта, сочувствие.

Сострадательный человек — это тот, кто не способен быть безжалостным, бессердечным, бесчеловечным, чёрствым и равнодушным.

Упражнение 3. Прочитайте возможные определения слова совесть. Укажите способ толкования лексического значения слова.

Совесть — это свойство человека, которое не позволяет ему совершать безнравственные поступки.

Совесть — это честь, ответственность, убеждённость, стыд.

Совестливый человек — это тот, кто не способен на предательство и обман.

Упражнение 4. Прочитайте возможные определения слова самопожертвование. Укажите способ толкования лексического значения слова.

Самопожертвование — это положительное качество человека, которое проявляется в готовности принести себя в жертву ради спасения других.

Человек, способный на самопожертвование, — это тот, кто лишён эгоизма, равнодушия, чёрствости, жестокости.

Самопожертвование — это бесстрашие, самоотречение, жертвенность, мужество, героизм, подвиг.

Упражнение 5. Прочитайте возможные определения слова жестокость. Укажите способ толкования лексического значения слова.

Жестокость — это отрицательное качество человека, которое проявляется в бессердечном и грубом отношении к людям.

Жестокий человек — тот, кто лишён доброты, душевности и милосердия. Жестокость—бездушие, безжалостность, озлобленность, беспощадность. Упражнение 6. Соотнесите морально-этические понятия и их значения.

Морально-этическое Значение

понятие

1. Дружба 1) душевная теплота, душевная щедрость, любовь к другим.

2. Сострадание 2) отношения, основанные на уважении, доверии и полном взаимопонимании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доброта 3) способность почувствовать боль другого человека.

4. Совесть 4) чувство признательности к кому-либо за сделанное добро, оказанную помощь, проявленное внимание.

5. Память 5) свойство человека, которое не позволяет ему совершать безнравственные поступки.

6. Благодарность 6) свойство человека, которое позволяет ему сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт.

Упражнение 7. Соотнесите морально-этические понятия и их значения.

Морально-этическое Значение

понятие

1. Обида 1) героический поступок.

2. Ответственность 2) мощная энергия внутри человека, в основе которой лежит упорство, стойкость, вера в себя.

3. Подлость 3) чувство, которое испытывает человек, когда его предают или обижают.

4.Сила воли 4) поступок, который совершает человек, попав в определённую жизненную ситуацию.

5. Нравственный выбор 5) проступок трусливого жалкого человека.

6. Подвиг 6) готовность человека отвечать за взятые на себя обязательства.

Гуманитарная парадигма www.humparadigma.ru № 4 (11) — декабрь 2019 г.

Упражнение 8. Вы уже знаете, что во вступительной части сочинения-рассуждения необходимо не только дать определение тому или иному морально-этическому понятию, но и прокомментировать его. Комментарий может представлять собой предложение о значимости и важности морально-этического понятия в нашей жизни, а также предложение о том, в каких чертах характера и поступках человека оно проявляется. Соотнесите определение морально-этического понятия и комментарий к нему.

Определение морально-этического понятия Комментарий

1. Счастье — это любовь, забота и поддержка близких людей. 1. Совестливым можно назвать только того, кто никогда не предаст и не обманет. Совесть заставляет нас совершать хорошие и добрые дела.

2. Совесть — это свойство человека, которое не позволяет ему совершать безнравственные поступки. 2. Только сильные духом и неравнодушные к чужим страданиям люди могут, не задумываясь, спасти жизнь другого, рискуя собственной.

3. Сила воли — это мощная энергия внутри человека, в основе которой лежит упорство, стойкость, вера в себя. 3. Счастливым можно назвать того, кто не одинок, у кого есть любящие и понимающие родные люди.

4. Самопожертвование — это готовность принести себя в жертву ради спасения других. 4. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может обидеть.

5. Память — это свойство человека, которое позволяет ему сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. 5. Только сильные духом люди могут добиться поставленной цели.

6. Жестокость — это бессердечное, недоброе и грубое отношение к людям. 6. Способность помнить очень важна для людей в наши дни, потому что она связывает настоящее с прошлым и предостерегает нас от страшных ошибок в будущем.

Упражнение 9. Прочитайте комментарии. Определите, какие морально-этические понятия они поясняют. В случае затруднений обращайтесь к словам для справок.

1. Принимая осознанное решение, как поступить, люди постоянно делают выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Очень важно научиться делать правильный выбор, потому что от этого часто зависит не только жизнь самого человека, но и того, кого этот выбор касается.

2. Надо учиться замечать всё то доброе, что делают тебе окружающие люди, и быть признательным за это.

3. Настоящий друг всегда поймёт, поможет и поддержит в трудной ситуации.

4. Ответственным можно назвать только того, кто отвечает за свои действия и поступки, кто не предаст и не бросит в трудную минуту.

5. Она не только преображает самого человека, но и делает светлее жизнь окружающих его людей. Проявляется в хороших поступках, цель которых облегчить и улучшить жизнь людей.

Слова для справок: доброта, дружба, благодарность, ответственность, нравственный выбор.

Упражнение 10. Вы уже знаете, что в основной части сочинения-рассуждения должны быть приведены 2 примера-аргумента и комментарии к ним. Пример-аргумент — это пример, подтверждающий справедливость суждений, представленных в определении морально-этического понятия и комментарии к нему. Для написания примера-аргумента из текста надо соединить фактуальную (кто главный герой, что он сделал, где и когда происходят события) и концептуальную (почему, с какой целью главный герой поступил так; как его поступок связан с рассматриваемым морально-этическим понятием; как автор относится к герою) информации. Для написания комментария надо высказать свои мысли относительно описываемой ситуации.

Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения1 на тему: «Что такое сила воли» по рассказу Бориса Раевского «15 утром - 15 вечером» [7]. Найдите в предложенном фрагменте 1) «речевой мостик» (логический переход от вступительной части к примеру-аргументу из текста); 2) пример-аргумент из текста; 3) комментарий к нему.

О людях с железной волей писали многие авторы, в том числе и Б. Раевский. В тексте, предложенном для анализа, мы видим болезненного и физически слабого мальчика Юлия, которого все обижают (предложение 2). Но разговор со знаменитым силачом меняет его жизнь: он ставит себе

1 В упражнениях в качестве дидактического материала использованы письменные высказывания обучающихся. Стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены.

цель стать сильным (предложение 45). «Много боли и мучений пришлось вынести Юлию» (предложение 53). Но он смог осуществить свою мечту, и помогло ему в этом всё то, что составляет силу воли: выносливость, терпение, целеустремлённость.

Упражнение 11. Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое совесть» по повести Владислава Крапивина «Синий город на Садовой» [3]. Найдите в предложенном фрагменте 1) «речевой мостик» (логический переход от вступительной части к примеру-аргументу из текста); 2) пример-аргумент из текста; 3) комментарий к нему.

О том, как нужно поступать по совести, писали многие авторы, в том числе В. П. Крапивин. В тексте, предложенном для анализа, рассказывается о мальчике, который вернулся и помог пострадавшей по его вине девочке. Так, например, в предложении 45 говорится: «И в этот момент чувство тревоги, смешанное с чувством долга, сочувствия и ответственности, пересилило всё остальное». Все эти чувства и есть в совокупности определение совести. Действительно, именно совесть не позволила герою бросить беспомощную девочку.

Упражнение 12. Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое благодарность» по рассказу К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» [5]. Найдите в предложенном фрагменте

1) «речевой мостик» (логический переход от вступительной части к примеру-аргументу из текста); 2) пример-аргумент из текста; 3) комментарий к нему.

О том, как важно быть благодарным, писали многие авторы, в том числе К. Г. Паустовский. В рассказе «(Заячьи лапы» повествуется о деде Ларионе, который спасся от сильного лесного пожара благодаря зайцу. Охотник понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня. В знак признательности за своё спасение дед вылечил зайца и оставил жить у себя. На добро следует отвечать добром — такова позиция автора.

Упражнение 13. Вы уже знаете, что смысл примера-аргумента из текста можно объяснить двумя способами: 1) передать своими словами;

2) использовать частичное или полное цитирование (в обоих случаях указываются номера предложений). Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое память» по повести Анатолия Алексина «Запомни его лицо» [2]. Определите, каким способом объясняется смысл примера-аргумента из текста.

/Л ^ ^

О том, как важно помнить о минувшей войне, писали многие авторы, в том числе А. Г. Алексин. В тексте, предложенном для анализа, рассказывается о дворнике, для которого долг и ответственность

превыше всего: «Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. И сам не спустился, не спрятался» (предложения 75, 76). Во время смертельной опасности он не оставил свой пост и погиб. Мама, потрясённая поступком этого человека, тихо говорит своему сыну: «(Запомни его лицо, он спас нам жизнь» (предложения 82, 83). Именно в этих словах и заключена позиция автора: нельзя забывать тех, кому мы обязаны жизнью.

Упражнение 14. Вы уже знаете, что смысл примера-аргумента из текста можно объяснить двумя способами: 1) передать своими словами; 2) использовать частичное или полное цитирование (в обоих случаях указываются номера предложений). Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое дружба» по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» [8]. Определите, каким способом объясняется смысл примера-аргумента из текста.

О том, как важно иметь друзей, писали многие авторы, в том числе Антуан де Сент-Экзюпери. В тексте, предложенном для анализа, рассказывается о Маленьком принце, который хотел найти друзей, но не знал, как это сделать. Встретившийся Лис объяснил ему, что, только приручив кого-либо, можно обрести настоящего друга (предложение 62). А приручив, важно помнить о том, что ты навсегда в ответе за всех, кого приручил (предложение 85). Эти слова помогают нам понять истинный смысл слова «<друг». Это тот, кто всегда рядом, кто заботится о тебе, оберегает тебя, несёт за тебя ответственность.

Упражнение 15. Вы уже знаете, что в основной части сочинения-рассуждения должны быть приведены 2 примера-аргумента и комментарии к ним. Второй пример-аргумент приводится из вашего жизненного опыта. Это может быть случай из собственной жизни; случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей); поучительная история из жизни известных людей (писателей, актёров, художников); жизненная история, освещавшаяся в СМИ; читательский опыт.

Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое сила воли». Определите, что послужило основой для примера-аргумента из жизненного опыта.

Выносливость, терпение, целеустремлённость помогли и Валентину Дикулю, известному цирковому артисту, начать новую жизнь после тяжелейшей травмы позвоночника. Он не только сам сумел встать на ноги, но и оказал неоценимую помощь другим людям, оказавшимся в подобной жизненной ситуации.

Упражнение 16. Вы уже знаете, что второй пример-аргумент приводится из вашего жизненного опыта. Это может быть случай из собственной жизни; случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей); поучительная история из жизни известных людей (писателей, актёров, художников); жизненная история, освещавшаяся в СМИ; читательский опыт.

Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое дружба». Определите, что послужило основой для примера-аргумента из жизненного опыта.

Я могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня есть друг. Его зовут Иван. Мы знакомы с первого класса. Он добрый, весёлый, внимательный, верный, надёжный. Мы стараемся помогать друг другу во всём: в учёбе, в занятиях спортом, в домашних делах. Все проблемы решаем вместе. Я очень рад, что в моей жизни есть настоящий друг.

Упражнение 17. Вы уже знаете, что второй пример-аргумент приводится из вашего жизненного опыта. Это может быть случай из собственной жизни; случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей); поучительная история из жизни известных людей (писателей, актёров, художников); жизненная история, освещавшаяся в СМИ; читательский опыт.

Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое память». Определите, что послужило основой для примера-аргумента из жизненного опыта.

В литературе тема Великой Отечественной войны — одна из самых распространённых. Вспомним роман Ю. Бондарева «(Горячий снег», в котором показан маленький эпизод — часть Сталинградской битвы. Особенно поразили меня строки, описывающие, как люди вгрызались в мёрзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили. Вечная память и благодарность павшим — это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это стремление каждого из нас стать лучше.

Упражнение 18. Вы уже знаете, что второй пример-аргумент приводится из вашего жизненного опыта. Это может быть случай из собственной жизни; случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей); поучительная история из жизни известных людей (писателей, актёров, художников); жизненная история, освещавшаяся в СМИ; читательский опыт.

Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое совесть». Определите, что послужило основой для примера-аргумента из жизненного опыта.

Совесть — одно из ключевых нравственных понятий, о котором говорится в художественной литературе. Лучшие из героев произведений классиков всегда стараются поступать по совести. Примером может служить Петруша Гринёв из романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Он не может простить себе то, что обругал своего слугу Савельича, в глубине души понимая, что тот делает всё только для его блага. Так очень часто бывает и в жизни, когда мы обижаем своих близких и родных людей, не желая признавать их правоту.

Упражнение 19. Вы уже знаете, что смысл примера-аргумента из текста можно объяснить двумя способами: 1) передать своими словами; 2) использовать частичное или полное цитирование (в обоих случаях указываются номера предложений). Прочитайте фрагмент основной части сочинения-рассуждения на тему: «Что такое самопожертвование» по рассказу Нины Аксёновой «Отец» [1]. Определите, каким способом объясняется смысл примера-аргумента из текста.

Именно таким человеком и является героиня рассказа Нины Аксёновой, потому что её окружают люди, способные на самопожертвование ради неё. Когда она заболела, отец, рискуя своей жизнью, спас её (предложение 28). К сожалению, осознать своё счастье героиня смогла лишь, став взрослой (35 предложение). Очень важно ценить доброе, внимательное и заботливое отношение к себе со стороны других людей.

Итак, на первом этапе обучающиеся получают представление о структуре сочинения-рассуждения, об отличительных особенностях написания его отдельных структурных компонентов, о критериях оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.На втором этапе школьники, выполняя рецептивные упражнения, расширяют свой словарный запас, учатся давать определение морально-этическому понятию и комментировать его на основе опорных слов, словосочетаний и фраз.

Литература

1. Аксёнова, Н. Отец [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/topic-10175642_27080994

2. Алексин, А. Г. Запомни его лицо [Электронный ресурс]. URL: https:/ / www.litmir.me/br/?b=553494&p=1

3. Крапивин, В. П. Синий город на Садовой [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=33569&p=1

4. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста [Электронный ресурс] // Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по русскому языку. URL: https://d0wn.ctege.inf0/gia9/2019/dem0/rus20190ge9dem0.pdf

5. Паустовский, К. Г. Заячьи лапы [Электронный ресурс]. URL: https:/ / nukadeti.ru/skazki/paust0vskij-zayachi-lapy

6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы : проект. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010. 112 с.

7. Раевский, Б. М. 15 утром - 15 вечером [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=117356&p=1

8. Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=547292&p=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.