Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ СТАРОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Геннадий Геннадьевич

Статья посвящена изучению проблемы повышения грамотности представителей старшего поколения в сфере информационных технологий. Автор рассматривает социальные предпосылки компьютерного образования пожилых граждан, анализирует опыт работы зарубежных образовательных учреждений. Отдельное внимание уделяет описанию текущего состояния и проблем развития проектов компьютерного образования пожилых в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELDER CITIZENS COMPUTER EDUCATION ON INFORMATION TECHNOLOGIES: SOCIAL PREREQUISITES AND PROSPECTS

The article considers the problem of increasing the literacy of senior citizens in the sphere of information technology. The social preconditions of senior citizens computer education are analyzed, and the experience of foreign educational institutions is examined. Special attention is paid to description of the current state and problems of development of elderly people computer education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 316.444

ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ELDER CITIZENS COMPUTER EDUCATION ON INFORMATION TECHNOLOGIES: SOCIAL

PREREQUISITES AND PROSPECTS

Г. Г. Сорокин

G. G. Sorokin

Ключевые слова: образование пожилых; демографическое старение; социология образования;

социология старости Key words: education elderly; demographic ageing; education sociology; old age sociology

Статья посвящена изучению проблемы повышения грамотности представителей старшего поколения в сфере информационных технологий. Автор рассматривает социальные предпосылки компьютерного образования пожилых граждан, анализирует опыт работы зарубежных образовательных учреждений. Отдельное внимание уделяет описанию текущего состояния и проблем развития проектов компьютерного образования пожилых в Российской Федерации.

The article considers the problem of increasing the literacy of senior citizens in the sphere of information technology. The social preconditions of senior citizens computer education are analyzed, and the experience of foreign educational institutions is examined. Special attention is paid to description of the current state and problems of development of elderly people computer education in the Russian Federation.

Компьютерные технологии все глубже проникают во все сферы нашей жизни: от профессиональной деятельности — до общения с друзьями. Умение работать с компьютерной техникой становится необходимым для эффективного функционирования социального субъекта в обществе. Ж. Т. Тощенко считает, что «человечество вступает в век, когда компьютерная неграмотность равнозначна неграмотности вообще» [9]. Специфика жизни в современном социуме требует от каждого человека, вне зависимости от его возраста, постоянной активности в направлении совершенствования своего уровня владения информационными технологиями. Пожилым людям соответствовать данному императиву времени гораздо тяжелее, чем поколениям их детей и внуков. Первые активно используют ИКТ в профессиональной деятельности, для вторых компьютер является постоянным партнером в учебе и развлечениях. Значительная часть пожилых людей не сталкивалась с информационными технологиями в предшествующей профессиональной деятельности и поэтому не имеет даже элементарных навыков работы с ЭВМ. Некоторым гражданам удалось освоить азы компьютерной грамотности, уже находясь на пенсии, самостоятельно или с посторонней помощью. Но даже эти «продвинутые» бабушки и дедушки далеко не в полной мере используют возможности, которые предоставляют компьютерные технологии для облегчения решения повседневных жизненных задач. В условиях демографического старения, когда пожилые люди становятся самой многочисленной социально-демографической группой, низкий уровень их компьютерной грамотности является серьезным препятствием для реализации мер по адаптации общества к его новой социально-демографической структуре. В связи с этим, повышение компьютерной грамотности пожилого населения представляется одной из актуальных задач социальной работы, которая должна решаться посредством реализации специализированных образовательных программ. Так, Е. Лапшина называет недостаток знаний в области современных информационных систем серьезным препятствием для полноценной интеграции геронтов в жизнь общества, она определяет обучение основам компьютерной грамотности как один из современных ориентиров в образовании пожилых [5].

Можно привести, по крайней мере, три довода в подтверждение тезиса о необходимости повышения внимания общества к проблеме компьютерного образования пожилых людей. Во-первых, информационные технологии открывают для старшего поколения новые возможности удовлетворения информационных и образовательных потребностей, позволяют им оперативно получать необходимую информацию, самостоятельно овладевать знаниями. Уже сегодня в Интернете можно найти интерактивные образовательные курсы, ориентированные на пользователей третьего возраста. По всему миру развивается дистанционное образование, которое по ряду причин (возможность обучения на дому, индивидуальный ритм обучения, относительно небольшая стоимость и т. д.) представляется одним из самых перспективных направлений формального образования представителей старшего поколения. К сожалению, низкий уровень информационной культуры пожилых граждан пока не позволяет им в полной мере реализовать возможности получения дистанционного образования. Так, согласно данным Э. Е. Чекановой, доля пожилых россиян, которые допускают возможность использования компьютерной техники в процессе их обучения, составляет менее 5 % [11].

Во-вторых, освоение информационных технологий, а также профессиональная переквалификация, с учетом информатизации современного производства, в значительной степени способствуют решению проблемы занятости старшего поколения, расширяют список вакансий, на которые могут претендовать пожилые люди. Весьма перспективным вариантом решения проблемы безработицы и занятости представителей старшего поколения является их вовлечение в модели занятости, позволяющие выполнять работу на дому, дистанционно, при помощи Интернета. Проанализировав отечественный и зарубежный опыт, И. Н. Бондаренко пришел к выводу о целесообразности создания для лиц пенсионного возраста с высоким образовательным и квалификационным уровнем индивидуальных компьютеризированных рабочих мест с использованием технологий виртуальных офисов, удаленных лабораторных комплексов, информационно-справочных и консалтинговых служб, пунктов дистанционного обучения и репетиторства и т. п. [3]. О том, что компьютерное образование старшего поколения в некоторой степени может решить проблему занятости пожилых людей, свидетельствует тот факт, что сегодня в нашей стране курсы информационных технологий пользуются большой популярностью среди работающих пенсионеров. Из всего многообразия образовательных курсов для пожилых они, пожалуй, являются единственными, к которым слушатели обращаются вследствие профессиональной необходимости.

В-третьих, повышение уровня информационной грамотности пожилых людей способствует улучшению их социального самочувствия и сближению с представителями других поколений. Описание преимуществ, которые получает общество и сам пожилой человек от приобщения к информационным технологиям, будет неполным, если не упомянуть еще одно обстоятельство. И. А. Шмерли-на констатирует, что в современном обществе «...одним из важнейших моментов маркирования пожилых граждан как «глупых и отсталых» выступают компьютерная грамотность и знакомство с миром современных информационно-коммуникационных технологий» [12]. Нередко низкий уровень информационной грамотности геронтов оказывается причиной их заниженной самооценки. В результате изучения основ информационных технологий самооценка и социальное самочувствие лиц третьего возраста значительно повышаются. Я. Стюарт-Гамильтон констатирует, что открытый доступ к персональным компьютерам имел благоприятное влияние на самоуважение и уровень удовлетворенности жизнью у стационарных и амбулаторных пациентов домов престарелых [8]. Г. Б. Хмелева отмечает у учащихся повышение самооценки и мотивации к обучению [10]. И. Н. Бондаренко рассматривает подобные образовательные программы для лиц пожилого возраста как эффективное средство повышения социальной активности, удовлетворенности жизнью, улучшения взаимопонимания с представителями младшего поколения [3]. Интересно отметить, что участники программ компьютерного образования для пожилых достаточно часто объясняют свою образовательную активность стремлением понять молодежь, сблизиться со своими внуками. «Молодые люди живут в мире информационных технологий, а мы в них ничего не понимаем. Наверное, поэтому мы говорим с ними на разных языках». Почти все практикующие специалисты (герагоги) обращают внимание на тот факт, что, несмотря на удовлетворенность слушателей содержанием учебных курсов, большинство из них выражает желание продолжить обучение на более высоком уровне; отдельные учащиеся просят включить в программу изучение сложных графических редакторов, математических пакетов и даже языков программирования.

В настоящее время компьютерное образование лиц третьего возраста в России развивается уверенно, хотя и достаточно медленно. Обучение ИКТ является наиболее востребованным у старшего поколения россиян направлением геронтообразования (по популярности с компьютерными курсами могут соперничать только курсы валеологической и медицинской направленности). Треть учреждений РФ, ведущих просветительскую и образовательную деятельность среди граждан пожилого возраста, в той или иной форме реализует программы обучения информационно-коммуникационным технологиям. Почти все образовательные учреждения для пожилых людей, которые открылись в последние 2-3 года, среди прочих направлений предлагают слушателям обучение основам компьютерных и Интернет-технологий. На базе уже функционирующих учреждений открываются курсы углубленного изучения основ ПК. В образовательные программы включаются разделы, ориентированные не только на освоение компьютера и Интернета, но и на повышение уровня информационной культуры пожилых людей в целом, формирование мировоззрения человека информационного общества. Все чаще в нашей стране реализуются мероприятия, свидетельствующие об определенных успехах компьютерного образования старшего поколения (телекоммуникационные проекты, олимпиады по информационным технологиям для пожилых и т. д.).

Курсы информационных технологий в разных учебных заведениях могут значительно различаться как по длительности и содержанию, так и по форме организации. Продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до нескольких лет. Следует также упомянуть о существовании компьютерных клубов для пожилых, консультации в которых их члены могут получать по мере необходимости. Конечно, организация обучения информатике в третьем возрасте требует гибкого подхода к отбору содержания учебного материала. С одной стороны, для решения «задачи минимум» — обеспечения уровня элементарной компьютерной грамотности — его необходимо приблизить к содержанию традиционных курсов пользователей ПК, с другой — адаптировать к потребностям и психофизиологическим особенностям пожилых людей. Как правило, среднестатистический курс содержит небольшой вводный раздел, посвященный теоретическим основам информатики, затем идет изучение операционной системы и нескольких офисных программ. При наличии технических возможностей программа обучения предполагает также знакомство с Интернетом и электронной почтой. Обратим внимание на то, что обучение пожилых людей ИКТ реализуется не только в рамках традиционного курса информатики. В некоторых образовательных учреждениях для этой цели организуются курсы информационных технологий или основ информационной культуры. Как правило, принципиальное отличие в данном случае состоит в том, что слушатели обучаются не работе с компьютером, а работе с информацией, ориентации в информационных потоках и информационных технологиях. Именно такой подход представляется сегодня наиболее актуальным. Содержание курсов информационных технологий нередко значительно выходит за пределы традиционной программы подготовки пользователя ПК. В частности, обучение на факультете информационных технологий университета третьего возраста Комплексного Центра социального обслуживания «Южнопортовый» г. Москвы, помимо освоения компьютерной грамотности, предполагает обучение работе с сотовым телефоном, цифровым фотоаппаратом и видеокамерой [6]. В программу курса информационно-коммуникативных технологий автономной некоммерческой организации «Межрегиональный центр дополнительного образования» (г. Рязань) входит ознакомление слушателей с юридическими аспектами работы с информацией.

В условиях все большего проникновения Интернет-технологий в повседневную жизнь человека актуальность приобретает интеграция пожилых людей в Интернет-сообщество. Ограничение доступа к ресурсам «всемирной сети» сегодня равносильно ограничению свободы полноценного функционирования в социуме. В экономически развитых западных странах представители старшего поколения являются самой активной и наиболее быстрорастущей категорией Интернет-пользователей. В Великобритании они составляют 13 % от всей аудитории сети, в Дании — 16,3 %, в Швеции — 17,4 %, в Голландии — 25 %, в США — 43 %, в Израиле — 45 %, в РФ — всего около 5 % [4]. В отличие от своих западных сверстников, использующих все многообразие Интернет-продуктов, в том числе Интернет-банкинг и онлайн-игры, российские пенсионеры в основном пользуются электронной почтой, справочно-информационными сервисами и социальными сетями [1]. Главным мотивом интеграции в Интернет и для пожилых россиян, и для их западных сверстников является потребность в поддержании и расширении социальных контактов. Это подтверждается и статистическими данными. Так,

около 95 % пожилых пользователей компании AOL (США) обращаются к Интернет преимущественно для общения [4]. О том, что и пожилые россияне все чаще используют «всемирную паутину» как средство связи свидетельствует возрастание их активности в социальных сетях. Если в 2008 году в сети «Одноклассники» было зарегистрировано свыше 300 тысяч россиян от 55 лет и старше, то в 2016 году таких пользователей насчитывалось уже более 20 миллионов. В отечественных СМИ неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания российской социальной сети для пожилых. В частности, возможность реализации такого проекта рассматривалась руководством Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) [2]. На Западе подобные социальные сети уже существуют, наиболее известными являются онлайн-ресурсы для пожилых Second Prime, Friends Over 50, Saga Zone, Over 50s. Как показывают наблюдения практикующих герагогов, первыми партнерами по общению в сети для пожилых людей почти всегда становятся собственные дети. По их же инициативе приобретается и компьютер с выходом в Интернет. В большинстве случаев коммуникация осуществляется посредством IP-телефонии (в частности, технологии Skype). Такое общение является более дешевым и более качественным аналогом междугородней и международной телефонной связи. Технологии IP-телефонии приобретают все большую популярность среди пожилых россиян, многие из которых имеют родственников или друзей в «ближнем зарубежье».

Невысокая (по сравнению с западными сверстниками) активность пожилых россиян в сети Интернет объясняется не только очевидными экономическими факторами, но и низким уровнем компьютерной грамотности, а также нехваткой и бессистемностью образовательных программ. Тем не менее необходимо отметить, что определенный положительный опыт приобщения старшего поколения к Интернету имеется и в нашей стране. В ряде университетов третьего возраста изучение основ работы с «всемирной паутиной» входит в программу факультетов информатики (Казань, Орел, Москва, Тюмень и др.). Примечательно, что достаточно часто проекты, направленные на интеграцию старшего поколения в глобальную компьютерную сеть, предполагают открытие пунктов бесплатного доступа в Интернет, где граждане могут получить интересующую их информацию, записаться в поликлинику, заказать лекарства, железнодорожные билеты и т. д. Повышение роли Интернета как средства коммуникации пожилых граждан с внешним миром нашло свое отражение и в образовательных проектах, реализуемых в РФ. Во многих учебных центрах при реализации программ компьютерного образования геронтов основной упор делается на знакомство слушателей с коммуникационными возможностями глобальной сети (Москва, Новосибирск, Тюмень, Зеленогорск).

На пути развития программ компьютерного образования пожилых в нашей стране возникает множество трудностей. Во многом они связаны с проблемами, характерными для становления института геронтообразования в целом (отсутствием легитимации в массовом сознании, отсутствием методики образования пожилых, недостаточной поддержкой государства и др.). Но главным препятствием развитию программ компьютерного образования геронтов в РФ является высокая стоимость их реализации. Нередко образовательные учреждения функционируют практически на общественных началах, не имеют постоянного помещения для проведения даже лекционных и семинарских занятий, очень немногие могут позволить себе собственный компьютерный класс. Большинство учреждений, осуществляющих обучение пожилых работе с компьютером, используют техническую, а часто и кадровую базу спонсоров — школ, вузов, библиотек и т. д. Но несмотря на все трудности, есть основания полагать, что у компьютерного образования старшего поколения в нашей стране имеются достаточно хорошие перспективы. На этот вывод, в частности, наталкивает тот факт, что важность повышения уровня компьютерной грамотности пожилых россиян в полной мере осознается высшим руководством нашей страны. Обучение геронтов основам информационно-коммуникационных технологий - это единственное направление образования представителей старшего поколения, которое поддерживается в РФ на государственном уровне. В январе 2015 года правительством России было принято Постановление «О внесении изменений в порядок финансирования ряда региональных социальных программ». Документ устанавливает обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров в качестве нового направления социальных программ, софинансируемых Пенсионным фондом РФ. Помимо повышения компьютерной грамотности геронтов, данная инициатива правительства преследует цели обеспечения доступности для пожилых граждан государственных информационных ресурсов и электронных госуслуг [7].

Итак, в настоящее время существует масса предпосылок приобщения представителей старшего поколения к информационным технологиям. Данный шаг откроет широкие возможности для повышения социальной активности, профессиональной ресоциализации, образования и многих других видов деятельности, которые не только могут способствовать улучшению социального самочувствия пожилых, но и принести пользу обществу, положительно сказаться на функционировании экономики, политики, семьи и других социальных институтов. Эти обстоятельства обусловливают важность развития образовательных проектов, направленных на повышение информационной культуры пожилых граждан. Несмотря на наличие объективных препятствий в осуществлении программ компьютерного образования, имеющих место в нашей стране (недостаточное количество курсов, дороговизна их реализации и т. д.), можно констатировать определенные положительные сдвиги в данном направлении, связанные, прежде всего, с развитием геронтообразования в целом, повышением внимания к проблеме компьютерного образования геронтов со стороны государства.

Список литературы

1) Абрамова П. А. Модернизационный потенциал «третьего возраста» // Социальные вызовы модернизации регионов России: материалы II Тюменского социологического форума. 28-29 июня 2011 г. / под ред. М. М. Акулич, Г. С. Корепанова, В. А. Юдашкина: в 2 ч. Ч. 2. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2011. - С. 19-24.

2) Белавин П. Социальные сети выйдут на пенсию INFOX.ru Live news // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infox.ru/business/net/2009/01/23/social.phtml (дата обращения: 30.04.2014).

3) Бондаренко И. Н. Влияние процесса старения населения в мире на практику организации социального обслуживания пожилых людей // Социально-психологическая работа с пожилыми людьми: опыт Кузбасса. Сборник учебно-методических статей / под ред. О. В. Красновой. - М., 2002. - С. 32-37.

4) Кондратов Б. Ф. Третий возраст и Интернет // Информационное общество. - 2009. - № 1. - С. 64-75.

5) Лапшина Е. В. Современные ориентиры в образовании пожилых людей // Новые знания. - 2007. -№ 4.-С. 29-31.

6) Панкратова О. Университет третьего возраста // Знанье и практика. - 2007. - № 1.

7) Постановление «О внесении изменений в порядок финансирования ряда региональных социальных программ» Официальный сайт правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru /dep_news/16593/ (дата обращения: 12.01.2016).

8) Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.

9) Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М: Гардарики, 2001. - 398 с.

10) Хмелева Г. Б. Телекоммуникационный образовательный проект как средство социальной адаптации людей старшего поколения // Образование взрослых для новой России: материалы международной конференции, г. Москва, 21-22 мая 2004 г. / Сост. О. В. Агапова, Г. Н. Лобанова. - СПб., 2004. - С. 168-173.

11)Чеканова Э. Е., Социальное конструирование старости в современном обществе: дис. ... док.социол. наук: 22.00.04 / Чеканова Элла Евгеньевна. - Саратов., 2005. - 401 с.

12)Шмерлина И. А. «Либерализация старения»: теоретические иллюзии и эмпирические «аномалии» (Часть II) // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 4. - С. 71-83.

Сведения об авторе

Сорокин Геннадий Геннадьевич, к. социол. н., доцент кафедры «Бизнес-информатики и математики», Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89097428894, e-mail: sgg01@tsogu.ru

Sorokin G. G., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Business informatics and mathematics», Industrial University of Tyumen, phone: 89097428894, e-mail: sgg01@tsogu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.