УДК 316.444
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ
Г. Г. Сорокин
Ключевые слова: образование пожилых, демографическое старение, социология образования,
социология старости Key words: education of elderly, demographic ageing, education sociology, old age sociology
Статья посвящена анализу профессиональных и квалификационных характеристик педагогов, работающих с пожилыми людьми в Российской Федерации. Анализируются факторы, определяющие профессионализм педагогов, предлагается авторское виденье стратегии развития программ повышения их профессиональной квалификации. Рассмотрены вопросы содержания компетентностного набора современного специалиста, работающего с пожилыми людьми.
Personnel maintenance of senior citizens education in Russia. G. G. Sorokin
The article discusses the professional and qualifying characteristics of teachers working with senior citizens in Russian Federation. The factors defining professionalism of teachers are analyzed. A separate attention is given to researching the requirements towards the professional qualification of teachers. The author offers a strategy to develop the programs of teachers vocational competence improvement. The issues of the content of the competence set of a contemporary specialist working with senior people are reviewed.
Тенденции, связанные с увеличением в возрастной структуре общества пожилых граждан, приводят к ряду негативных социальных последствий. Наиболее заметными из них является: повышение нагрузки на системы здравоохранения, социальной защиты, пенсионирования; снижение уровня функциональной грамотности старшего поколения; социальная эксклюзия пожилых граждан и т.д. Очевидно, что преодоление данных проблем немыслимо без реинтеграции геронтов в социальную жизнь, открытие им доступа в недоступные прежде сферы. Это обстоятельство, в свою очередь, требует решения вопроса о повышении профессиональной и социальной компетенции геронтов. Сегодня всё чаще говорится о необходимости интеграции пожилых граждан в образовательное пространство. В подтверждение данной позиции учёными приводится большое количество аргументов, от исключительно гуманистических, в духе идей Концепции непрерывного образования, до чисто прагматических (экономические выгоды для общества и государства). Существующие в науке на данный момент социологические и психологопедагогические исследования различных аспектов образовательной деятельности в третьем возрасте свидетельствуют о наличии у пожилых людей специфических характеристик, требующих особых технологий работы с данной категорией учащихся, всесторонне учитывающей физиологические, психологические, социальные и др. факторы. Нередко подчёркивается целесообразность обособления герагогики (педагогической науки об образовании пожилых) в самостоятельное научное направление. Из всех обозначенных выше положений вытекает необходимость развития программ подготовки специалистов в области образования пожилых людей - герагогов.
Геронтообразование, являясь частью образования взрослых, разделяет многие его трудности. В частности, серьёзной преградой на пути развития современного образования пожилых и взрослых является нехватка квалифицированных преподавателей. Г. А. Ключарев отмечает тенденцию пополнения преподавательского корпуса при всё увеличивающемся притоке кадров, не имеющем специальной подготовки. Он считает, что «...кадровая проблема окажется наиболее трудноразрешимой при дальнейшем расширении массовости образования взрослых» [1]. Если сегодня к профессиональной квалификации преподавателя, работающего с молодёжью и людьми среднего возраста в учреждениях формального образования, предъявляются хоть какие-то минимальные требования, то выполнять преподавательские функции в образовательных проектах для старшего поколения, по факту, может человек, сколько угодно низкой компетентности. Отчасти такое положение вещей объясняется тем, что далеко не всегда инициатива участия в специализированных образовательных проектах принадлежит самому герагогу. Нередко к такому роду деятельности в «добровольно-принудительном» порядке привлекают штатных сотрудников центров социальной защиты, культурных учреждений и т.п. Как правило, в этом случае их преподавательский труд не предполагает дополнительного материального вознаграждения. Естественно, что человек, поставленный в такие условия, не заинтересован в развитии своих герогогических компетенций. Часто образовательные учреждения, ввиду ограниченности средств, используют бесплатный труд добровольцев-волонтёров. Вопрос о профессиональной квалификации волонтёра в данном случае не поднимается. Даже сам термин «герагог» в России употребляется по отношению к любому человеку, обучающему пожилых. Никакое профессионально-квалификационное содержание в него не вкладывается. Это является своеобразным показателем отсутствия системы профессиональной подготовки герагогов и отношения общества к образованию пожилых граждан вообще.
Геронтообразование в массовом сознании не рассматривается как серьёзная деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки. Зачастую данная позиция прослеживается в научных публикациях. В большинстве работ по проблемам образования пожилых уделяется мало внимания анализу вопросов профессиональной компетентности педагога и гораздо больше говорится о важности наличия у него ряда личностных характеристиках, необходимых для работы с учащимися (терпение, чувство юмора, отзывчивость, креативность). В отдельных публикациях подчёркивается, что выполнять функции герагога может каждый.
На первый взгляд, невысокая профессиональная подготовка преподавателей не представляет серьёзной опасности, особенно, если учесть преимущественно неформальный характер современного образования пожилых. Низкий уровень квалификации преподавателя адекватен невысоким требованиям слушателей, что должно удовлетворять всех субъектов образовательного процесса. В то же время, очевидно, что возложить какую-либо социально значимую функцию на систему образования, функционирующую по такой схеме, невозможно. Потребность в квалифицированных специалистах, профессионально владеющих методикой образования пожилых, в настоящее время возрастает. Это связано с увеличением образовательных проектов для старшего поколения и с повышением роли образовательного компонента в различных сферах, предполагающих взаимодействие с представителями данной социально-демографической группы. Т. М. Кононыгина, помимо образования, определяет следующие потенциальные сферы деятельности герагогов:
• работа в гериатрических, геронтопсихиатрических клиниках, геронтологических реабилитационных центрах, санаториях, домах ветеранов;
• организация социального обслуживания и оказания поддержки пожилым людям, особенно оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
• деятельность оздоровительных, спортивных, культурно -просветительных учреждений и организаций, библиотек, музеев и пр. по подготовке мероприятий для пожилых или с участием пожилых людей;
• бытовое обслуживание и оказание услуг пожилым людям;
• специализированные биржи для трудоустройства, центры повышения квалификации;
• добровольческая общественная деятельность в общественных организациях, работающих с пожилыми людьми и в интересах пожилых людей;
• СМИ, рекламные агентства и службы, Интернет-центры, обеспечивающие и распространяющие информацию и сведения для пожилых людей;
• поддержка близких родственников;
• разработка геронтополитики местного, регионального, национального уровней.
Автор отмечает, что данный перечень может быть дополнен и другими видами деятельности, нуждающимися в герагогической компетенции [2].
Вопрос о содержании компетентностного набора герагога, критериях оценки его профессионализма является на сегодняшний день нерешённым. Определение необходимых профессиональных характеристик педагога, работающего с пожилыми, может выступать темой отдельного научного исследования. В обязательный минимум компетенций должны войти:
• владение учебной дисциплиной;
• владение методикой образования пожилых людей.
Достаточно интересным представляется подход к определению компетентностного набора андрагога, предложенный С.Г. Вершловским, ориентация на который, по нашему мнению, может быть оправдана и при подготовке герагогов. Учёный определяет три заметно отличающихся по содержанию и направленности «роли», в рамках которых в современных условиях должен уметь действовать преподаватель-андрагог. Это роли «врача», «эксперта» и «консультанта». Деятельность в роли «врача» связана с наличием определённой психотерапевтической подготовки, необходимой для оказания помощи в восстановлении мотивации к образовательной деятельности, ослаблении «барьеров» восприятия, снижении уровня тревожности, повышении стрессоустойчивости субъектов обучения. Роль «эксперта» предполагает не только глубокое знание предмета, но и владение содержанием андрагогической деятельности. Компетентность в рамках роли «консультанта» означает, что преподаватель владеет методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых [3]. С. Г. Вершловский объединяет в одну группу компетенций владение предметом и познания в области андрагогики. Тем самым, как бы подчёркивая второстепенность знания предмета по отношению к роли психолого-педагогических компетенций педагога. Схожую позицию можно встретить и у многих других теоретиков андрагогики. К примеру, исследователь Ф. С. Пеарс считает, что идеальный учитель, работающий со взрослыми, должен обладать следующими качествами:
• любовь к своему предмету;
• желание поделиться знаниями;
• базовая компетентность в предмете [4].
При этом Ф. С. Пеарс подчёркивает, что не следует путать базовую компетентность с исключительной компетентностью. Он считает, что для обучения взрослых глубокие знания предмета не требуются, аргументируя свою позицию тем фактом, что жалобы большинства участников специализированных образовательных проектов касаются не владения преподавателем предмета, а его способностью передать свои знания [4]. В российской практике образования пожилых достаточно часто встречаются прецеденты, подтверждающие наблюдение Ф.С. Пеарса. Так, занятия, проводимые опытным вузовским профессором по всем канонам высшей школы, получают низкую оценку слушателей. В частности, грамотная теоретическая интерпретация рабочих терминов, предшествующих основному содержанию лекции, нередко вызывает недоумение и протесты слушателей: «Зачем вы нам рассказываете, что такое «здоровье»? Мы и без вас знаем, что такое «здоровый образ жизни!». В то же время работа герагога без учёной степени, заведомо невысокой предметной компетентности, не являющегося дипломированным специалистом по преподаваемому предмету, вызывает шквал положительных откликов учащихся. Залогом успеха здесь чаще всего является опыт общения с пожилыми людьми, знание психологических особенностей представителей старшего поколения и ясное представление о мотивах их обучения. Немаловажным также является умение войти в контакт со слушателями. Практика подтверждает, что важным составляющим профессиональной компетентности педагога, работающего с взрослыми, является знание возрастных психологических и физиологических особенностей аудитории, умение организовать учебный процесс сообразно специфическим характеристикам контингента учащихся. Формирование названных профессиональных качеств можно определить как главное направление подготовки андрагогов и герагогов. Именно этих компетенций больше всего не хватает сегодня российским преподавателям, задействованным в образовательных проектах для пожилых. В то же время уровень владения предметом и научная квалификация практикующих в России герагогов таковы, что можно констатировать «избыток квалификации». То есть ситуацию, когда уровень научных и предметных компетенций преподавательских кадров намного превосходит требования, достаточные для работы в специализированных образовательных проектах (участие в образовательных практиках большого количества преподавателей высшей квалификации, кандидатов и докторов наук, имеющих большой опыт преподавания в «традиционных» учебных заведениях, вообще, является одной из специфических черт российского геронтообразования). В связи с этим, рекомендации отдельных учёных о снижении требований к квалификации герагога по показателю «знание предмета» не представляются абсолютно безосновательными. Вне всяких сомнений, этот шаг будет способствовать уменьшению дефицита герагогических кадров, позволит более рационально использовать труд преподавателей высшей квалификации. Вопрос о том, не пострадает ли при этом качество образования, в целом остаётся дискуссионным и не предполагает универсального ответа для каждого конкретного случая. Очевидно, что высокая компетентность преподавателя в предметной области бесполезна, если он не может донести свои знания до учащихся. С другой стороны, утверждение о том, что глубокие знания предмета являются препятствием для работы педагога, звучит абсурдно. Пока же можно определённо сказать, что качество образования в проектах, привлекающих для преподавания «экспертов-предметников», как минимум, не хуже, чем там, где работают значительно менее квалифицированные специалисты.
Сегодня в нашей стране отсутствует целенаправленная система подготовки герагогических кадров. В связи с этим, профессиональное мастерство герагога-практика, компетентность в ключевых вопросах, затрагивающих образовательный процесс, всецело являются результатами его предыдущего профессионального опыта, полученного образования, самообразования, а также опыта, приобретённого в процессе участия в образовательных проектах для старшего поколения. Анализируя и обобщая существующий в нашей стране опыт становления образования взрослых и пожилых, можно предложить следующую стратегию подготовки кадров для российских учреждений геронтообразования. Наиболее перспективным сегодня представляется организация курсов подготовки герагогов, реализующихся, преимущественно, в форме переквалификации уже состоявшихся специалистов (социальных работников, педагогов, врачей и т.д.). При этом ни освоение конкретной учебной дисциплины, ни изучение методики её преподавания не должны входить в задачи образовательного процесса. Именно по такой схеме функционируют в России наиболее успешные проекты, направленные на подготовку герагогов. Так, достаточно интересный опыт имеется в Центре социальной адаптации и переподготовки кадров г. Новосибирска. В 2002 году на базе этого учреждения создан Информационно-образовательный центр для пожилых людей. Помимо работы с представителями старшего поколения он готовит мультипликаторов (организаторов и педагогов) для работы в учреждениях геронтообразования [5]. Большую известность также получили «Школы герагогов» - образовательные семинары, проводимые региональным представительством Общества «Знание» г. Орла.
Итак, в сложившихся социально-демографических условиях чрезвычайную значимость приобретает развитие программ образования старшего поколения, их ориентация на преодоление актуальных социальных проблем. Одним из главных препятствий для решения данной задачи в Российской Федерации является отсутствие системы подготовки герагогов. Современное отечественное геронтообразование можно назвать непрофессиональным не только исходя из ориентиров его развития и
функционирования, но и оценивая квалификацию преподавательских кадров. Среди практикующих в России герагов достаточно много преподавателей, не имеющих ни опыта работы с пожилыми учащимися, ни специальной подготовки. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере реализовать потенциал геронтообразования, отрицательно сказывается на качестве обучения. Необходимость реализации программ подготовки герагогов обусловлена не только потребностями геронтообразования, но и повышением роли образовательного компонента в различных сферах, предполагающих взаимодействие с представителями старшего поколения. Наиболее целесообразным на сегодняшний день представляется подход к организации программ подготовки герагогов, реализуемых в форме курсов повышения квалификации.
В нашей стране сегодня имеется отдельный успешный опыт, на который целесообразно опереться при разработке программ профессиональной подготовки специалистов, работающих с пожилыми людьми.
Список литературы
1. Ключарев Г., Огарев Е. Непрерывное образование в условиях трансформации. - М.: ООО «Франтэра», 2002. - 108 с.
2. Кононыгина Т. М. Герагогика: Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. -Орел: Красная строка, 2006. - 168 с.
3. Рабочая книга андрагога / Под. ред. С. Г. Вершловского. - СПб. - Тюмень: ТОГИРРО, 2000. -
204 с.
4. Дрейвс В. А. Как учить взрослых. - N-Y: LERN. 1997.
5. Чубченко С. В. Опыт образования пожилых людей в Академгородке г. Новосибирска // Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Материалы Всерос. междисциплин, науч. конф. - Москва, 30 января 2008 г. / Отв. ред. Л. М. Качалова. - М.: Изд-во СГУ, 2008. -140 с.
Сведения об авторе
Сорокин Г. Г., к. с. н., доцент кафедры социологии, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.: 89097428894, e-mail:[email protected]
Sorokin G. G., Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer at Department of sociology, Tyumen State Oil and Gas University, 89097428894, e-mail [email protected]