Научная статья на тему 'Образование пожилых граждан в условиях префигуративной культуры'

Образование пожилых граждан в условиях префигуративной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ СТАРОСТИ / EDUCATION OF SENIOR CITIZENS / DEMOGRAPHIC AGEING / OLD AGE SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Геннадий Геннадьевич

Рассматриваются факторы интеграции пожилых людей в образовательное пространство, связанные с влиянием префигуративной культуры. Автор анализирует опыт специализированных образовательных учреждений, приводит результаты социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SENIOR CITIZENS IN THE CONDITIONS OF PREFIGURATIVE CULTURE

The article examines the impact of prefigurative culture on the integration of senior citizens in the educational environment. The author analyzes the experience of specialized educational institutions and presents the results of the sociological researches.

Текст научной работы на тему «Образование пожилых граждан в условиях префигуративной культуры»

УДК 316 444

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

EDUCATION OF SENIOR CITIZENS IN THE CONDITIONS OF PREFIGURATIVE CULTURE

Г. Г. Сорокин

G. G. Sorokm

Ключевые слова: образование пожилых, демографическое старение, социология образования,

социология старости

Key words: éducation of senior citîzens, démographie ageing, éducation sociology, old âge sociology

Рассматриваются факторы интеграции пожилых людей в образовательное пространство, связанные с влиянием префигурат иеной культуры. Автор анализирует опыт специализированных образовательных учреждений, приводит результаты социологических исследований.

The article examines the impact ofprefigurative culture on the intégration of senior citizen s in the educational environment. The author analyses the experience of specialized educational institutions and présents the results of the sociological researches.

На протяжении всей истории человечества в основе функционирования социального института образования лежала передача знаний от старших членов общества к младшим. Данное положение вещей объяснялось естественными и вполне понятными причинами. С возрастом человек накапливал жизненный и профессиональный опыт, систематизировал полученную информацию. Таким образом, уже в зрелости индивид становился ценным носителем акту альных знаний, которыми молодёжь не располагала, но была в них заинтересована. Социальные изменения, связанные с тенденциями перехода общества к информационной стадии развития, внесли свои коррективы в распределение ролей субъектов образовательного процесса. Стремительное устаревание информации приводит к тому, что полученное однажды образование уже не является гарантом социальной и профессиональной компетентности индивида. Возникает необходимость в постоянном обновлении знаний, в образовании на протяжении всей жизни. При этом индивид рано или поздно попадает в ситуацию, когда обучаться приходится у педагога значительно моложе его самого. Практика образования взрослых свидетельствует о том, что для многих людей нежелание учиться у более молодого учителя является существенным препятствием для продолжения образовательной активности. Очевидно, что и при решении актуальной задачи образования представителей старшего поколения данное обстоятельство должно быть принято во внимание.

Американский социолог и антрополог М. Мид рассматривает установившиеся в мире тенденции обучения старших младшими в качестве признака зарождения в современном обществе новой формы культуры - префшуративной, которая и определяет новый тип социализации. Префигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Сегодня дети вырастают в мире, которого не знали старшие, поэтому7 не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта. Этот разрыв между поколениями ведет к тому, что жизненный опыт молодого человека сокращается на поколение, а воспроизведение его в отношении к своему ребенку или к своим родителям исчезает. М. Мид считает, что префигуративный тип социализации относится к постсовременности и начинает играть все более важную роль [1]. Разногласия и конфликты, возникающие в социуме между представителями различных поколений на почве изменений в процессах создания и трансляции культурных ценностей, наиболее заметно проявляются в сфере образования. К месту будет вспомнить выдающегося исследователя проблем взаимодействия поколений К. Манхейма, который считал, что «... вряд ли можно представить себе учителя, который не сталкивается ежедневно в своей работе с трудностями, при внимательном рассмотрении представляющими собой симптомы конфликтов внутри семьи, в обществе, между возрастными группами и т.д.» [2].

Стремительное развитие института геронтообразования в конце XX века обнажило и обострило проблему адаптации пожилых граждан к новому типу социализации. Сегодня молодёжь обучает старшее поколение уже не косвенно (информально), а непосредственно (не редко формально). Поэтому для поддержания функциональной грамотности от пожилых людей требуется не просто признать свою социальную или профессиональную некомпетентность и согласиться с тем, что у молодёжи можно многому поучиться, а буквально сесть за парту и учиться у «молодого» учителя. Далеко не каждый пожилой человек к этому готов. Аргументом в подтверждение данному тезису могут служить данные, полученные нами в ходе серии анкетных опросов, проведённых с 2006 по 2011 год. Объектом исследования выступали пожилые граждане, участвующие в специализированных образовательных

программах для старшего поколения. Всего опрошено 507 респондентов из девяти городов Российской Федерации. Одна из задач исследования — выявление самоощу щения учащихся в связи префигуративным характером образовательного процесса. 75% опрошенных заявили, что их абсолютно не смущает то обстоятельство, что педагоги значительно моложе их. 10% ответили, что поначалу данное обстоятельство их беспокоило, но сейчас они относятся к этому спокойно. 5,6% респондентов признались, что до сих пор испытывают некоторую неловкость. Установили следующие закономерности. Лица, проживающие одни или с супругом, реже признаются в некомфортных ощущениях при обучении, чем проживающие совместно с детьми и внуками

(13 и 19% процентов соответственно). Различия в оценке своих самоощущений у представителей данных групп, вероятно, объясняется тем. что у респондентов, проживающих отдельно от детей и внуков в процессе взаимодействия с «молодыми учителями» реже возникают ассоциации с семейными ролями, что облегчает построение деловых отношений. Небезынтересные результаты получены при распределении ответов респондентов в зависимости от их пола. Оказалось, что ощущение неловкости при обучении у лиц моложе себя испытывает каждый третий участник образовательных программ мужского пола. Среди учащихся-женщин переживают подобные неудобства всего 15%. Выявленные закономерности подтверждают влияние статусных характеристик учащихся, определяемых возрастом на степень сложности их интеграции в префигуративную среду. Особенно ярко данное влияние прослеживается в плоскости гендерных ролей. Большинство мужчин к выходу на пенсию добиваются определённых успехов в профессиональной карьере (руководящий пост, высокая квалификация в какой-либо области и т.д.). Их семейный статус также является достаточно высоким (глава семьи, патриарх и т.д.). Таким образом, ролевой набор пожилых мужчин предрасполагает их, скорее, к выполнению руководящих и преподавательских функций. В связи с этим интеграция в префигуративную среду геронтообразования у мужчин протекает болезненнее, чем у женщин (статус которых в этом возрасте, как правило, связан с выполнением второстепенных семейных ролей). Очень часто мужчины, принимающие участие в образовательных проектах, обучаются совместно со своими супругами, что также является фактором, осложняющим интеграцию. На ощущения учащихся при инклюзии в префигуративную среду оказывает влияние степень их образованности. Лица с высшим образованием в 2 раза реже соглашаются с тем, что ощущают дискомфорт, обучаясь у «молодого» учителя, чем не имеющие высшего образования. Данный факт также можно объяснить с позиции ролевого конфликта. Как известно, уровень образования является одним из главных критериев положения человека в обществе. Таким образом, процесс принятия роли ученика для более образованных геронтов априори протекает тяжелее. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что в процессе обучения, информация, предоставляемая геронтам, нередко идёт в разрез с их жизненным опытом или полученным ранее образованием.

Анализ опыта работы специализированных образовательных учреждений, ориентированных на старшее поколение, позволяет сделать вывод о существовании двух основных стратегий устранения описанных социально-психологических барьеров; исключение из образовательного процесса элементов префигуративной культуры и адаптация учащихся к префигуративному типу7 образования. Первая стратегия направлена на сведение к минимуму или исключение из образовательного процесса моментов, ассоциирующихся с традиционным «школьным» образованием. Типичными примерами учебных учреждений, использующих первую стратегию, являются группы взаимопомощи и клубы для пожилых людей. Для подобных заведений характерна неформальная обстановка, проектирование учебных мероприятий с учётом пожеланий слушателей, ориентация образования на практическое решение жизненных задач, научно-популярное изложение материала. Одним из эффективных средств создания комфортной образовательной среды в рамках первой стратегии является привлечение пожилых людей на преподавательскую работу. Часто в специализированных образовательных учреждениях преподавательские функции выполняют не профессиональные педагоги, а наиболее способные бывшие учащиеся. В настоящее время большинство учреждений, осуществляющих образование представителей старшего поколения, обращаются к первой стратегии. Опыт их работы свидетельствует о том, что для решения ряда задач данный вариант является приемлемым. В частности, эта стратегия оправдывает себя в учреждениях, где реализация образовательных программ не является основной задачей (консультативные центры, учреждения досуга и др.). Даже согласившись с тем, что искусственное создание комфортной образовательной среды может помочь пожилому учащемуся овладеть определённым набором знаний, умений и навыков, нельзя забывать и о том, что из благоприятного климата учебного заведения он рано или поздно попадает в суровую реальность префигуративной культуры. Дискомфорт, который пожилой человек испытывает при обучении вообще и при обучении у молодых людей в частности - это показатель неготовности к принятию ценностей новой культуры. В связи с этим, более предпочтительным сегодня представляется развитие образовательных практик, которые не среду адаптируют к человеку, а учат человека функционировать в изменяющейся среде. Такой подход к организации образования пожилых

людей позволяет максимально реализовывать его социализирующий потенциал. К тому же, как уже говорилось, стратегия исключения из образовательного процесса префигуративных элементов работает далеко не всегда. Например, чрезвычайно актуальную задачу профессиональной подготовки пожилых граждан решить в рамках клубной организации учебных занятий пока не представляется возможным. Поэтому, на наш взгляд, будущее геронгообразования связано с реализацией второй стратегии. Стратегия адаптации человека к префигуративному типу образования используется в университетах третьего возраста и аналогичных учебных заведениях. Формы организации занятий в данных учреждениях обычно не отличаются от школьных или вузовских, но взаимодействие между педагогом и учащимся в данном случае выстраивается по принципу партнёрства в достижении общих целей. Статус ученика в рамках второй стратегии выступает результатом компромисса между необходимостью выполнения роли объекта педагогического воздействия и правом пожилого человека на уважение и внимание со стороны молодёжи. Одним из факторов, способствующих успешной реализации образовательных задач в рамках второй стратегии, является присутствие в штате профессиональных педагогов или же специалистов в области преподаваемой дисциплины, которые являются представителями разных поколений. Такой подход используется, в частности, в Университете золотого возраста г. Орла и в Высшей народной школой г. Санкт-Петербурга [3]

Влияние префигуративного характера обучения на образовательную активность в третьем возрасте достаточно редко выступает предметом научного изучения. Дело в том, что в ходе реализации образовательных проектов для старшего поколения роль данного фактора не представляется такой заметной, как, к примеру, возрастные изменения когнитивных способностей учащихся. Большинство представителей старшего поколения, нацеленных на получение образования. - это социально активные люди. Учиться у молодёжи для них не в новинку. Они часто обращаются за помощью к различного рода «молодым» специалистам (врач, участковый милиционер, социальный работник, государственный служащий), поэтому7 спокойно относятся к ситуации, когда статус более молодого человека оказывается выше. В то же время есть все основания полагать, что роль описанного социально-психологического барьера значительно выше, чем принято считать. Он начинает действовать уже на этапе рассмотрения социальным субъектом вопроса о возможности продолжения образования и не исчезает полностью даже после его включения в образовательный процесс. Мы считаем, что низкая образовательная активность представителей старшего поколения является, в том числе, и следствием префигуративных фобий. То обстоятельство, что влияние префигуративной культуры на процесс включения представителей старшего поколения в образовательное пространство является латентным и играет для «не учащихся» пожилых гораздо большую роль, чем для «учащихся», не освобождает исследователей геронтообразования от поиска путей преодоления префигуративных барьеров. В ближайшем будущем, влияние фактора разницы возраста учителя и ученика на специфику протекания образовательного процесса значительно усилится. Это будет связано, как минимум, с двумя причинами. Во-первых, геронтообразование станет для представителей старшего поколения одним из немногих средств решения конкретных жизненных и профессиональных задач. Обратиться к услугам образовательных учреждений будет вынуждено значительное число пожилых граждан, у многих из которых нетрадиционное распределение ролей субъектов образования не вызовет одобрения. Во-вторых, появление, расширение спектра и масштаба платных образовательных услуг для старшего поколения приведёт к тому, что знания перестанут быть «гуманитарной помощью» и превратятся в товар. Данное обстоятельство позволит учащемуся потребовать от «молодого» преподавателя необходимой компетенции, наличия опыта, который традиционно ассоциируется с возрастом.

Итак, префшуративный характер геронтообразования оказывает существенное влияние на специфику7 обучения пожилых граждан. Далеко не все представители старшего поколения психологически готовы снова оказаться в роли ученика, учиться у людей моложе себя. Данное обстоятельство должно учитываться при реализации образовательных программ для геронтов. Наиболее актуальными сегодня представляются формы организации образовательного процесса в третьем возрасте, которые не исключают префигуративные элементы, а напротив, адаптируют пожилого учащегося к новому типу культуры.

Список литературы

1. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения /Пер. с англ. - М.: Наука. 1988.

2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. /Пер. с нем. и анг. - М.: Юрист. 1994. - 7(Ю с.

3. Сорокин Г. Г. Учреждения геронгообразования России //Актуальные проблемы развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Н. Р. Насыровой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. -552 с.

Сведения об авторе

Сорокин Геннадий Геннадьевич, к. с. н, доцент кафедры социологии и социального сервиса. Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел: 89097428894. e-mail: sgg01(a>tsogu.ru, sgetial@yandex

Sorokin G. G., Senior lecturer at the Department of sociology and social service, Candidate of Sciences in Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89097428894, e-mail: sgg01(a;tsogu.ni, sgenaKcbyandex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.