УДК 316 444
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
EDUCATION OF SENIOR CITIZENS IN THE CONDITIONS OF PREFIGURATIVE CULTURE
Г. Г. Сорокин
G. G. Sorokm
Ключевые слова: образование пожилых, демографическое старение, социология образования,
социология старости
Key words: éducation of senior citîzens, démographie ageing, éducation sociology, old âge sociology
Рассматриваются факторы интеграции пожилых людей в образовательное пространство, связанные с влиянием префигурат иеной культуры. Автор анализирует опыт специализированных образовательных учреждений, приводит результаты социологических исследований.
The article examines the impact ofprefigurative culture on the intégration of senior citizen s in the educational environment. The author analyses the experience of specialized educational institutions and présents the results of the sociological researches.
На протяжении всей истории человечества в основе функционирования социального института образования лежала передача знаний от старших членов общества к младшим. Данное положение вещей объяснялось естественными и вполне понятными причинами. С возрастом человек накапливал жизненный и профессиональный опыт, систематизировал полученную информацию. Таким образом, уже в зрелости индивид становился ценным носителем акту альных знаний, которыми молодёжь не располагала, но была в них заинтересована. Социальные изменения, связанные с тенденциями перехода общества к информационной стадии развития, внесли свои коррективы в распределение ролей субъектов образовательного процесса. Стремительное устаревание информации приводит к тому, что полученное однажды образование уже не является гарантом социальной и профессиональной компетентности индивида. Возникает необходимость в постоянном обновлении знаний, в образовании на протяжении всей жизни. При этом индивид рано или поздно попадает в ситуацию, когда обучаться приходится у педагога значительно моложе его самого. Практика образования взрослых свидетельствует о том, что для многих людей нежелание учиться у более молодого учителя является существенным препятствием для продолжения образовательной активности. Очевидно, что и при решении актуальной задачи образования представителей старшего поколения данное обстоятельство должно быть принято во внимание.
Американский социолог и антрополог М. Мид рассматривает установившиеся в мире тенденции обучения старших младшими в качестве признака зарождения в современном обществе новой формы культуры - префшуративной, которая и определяет новый тип социализации. Префигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Сегодня дети вырастают в мире, которого не знали старшие, поэтому7 не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта. Этот разрыв между поколениями ведет к тому, что жизненный опыт молодого человека сокращается на поколение, а воспроизведение его в отношении к своему ребенку или к своим родителям исчезает. М. Мид считает, что префигуративный тип социализации относится к постсовременности и начинает играть все более важную роль [1]. Разногласия и конфликты, возникающие в социуме между представителями различных поколений на почве изменений в процессах создания и трансляции культурных ценностей, наиболее заметно проявляются в сфере образования. К месту будет вспомнить выдающегося исследователя проблем взаимодействия поколений К. Манхейма, который считал, что «... вряд ли можно представить себе учителя, который не сталкивается ежедневно в своей работе с трудностями, при внимательном рассмотрении представляющими собой симптомы конфликтов внутри семьи, в обществе, между возрастными группами и т.д.» [2].
Стремительное развитие института геронтообразования в конце XX века обнажило и обострило проблему адаптации пожилых граждан к новому типу социализации. Сегодня молодёжь обучает старшее поколение уже не косвенно (информально), а непосредственно (не редко формально). Поэтому для поддержания функциональной грамотности от пожилых людей требуется не просто признать свою социальную или профессиональную некомпетентность и согласиться с тем, что у молодёжи можно многому поучиться, а буквально сесть за парту и учиться у «молодого» учителя. Далеко не каждый пожилой человек к этому готов. Аргументом в подтверждение данному тезису могут служить данные, полученные нами в ходе серии анкетных опросов, проведённых с 2006 по 2011 год. Объектом исследования выступали пожилые граждане, участвующие в специализированных образовательных
программах для старшего поколения. Всего опрошено 507 респондентов из девяти городов Российской Федерации. Одна из задач исследования — выявление самоощу щения учащихся в связи префигуративным характером образовательного процесса. 75% опрошенных заявили, что их абсолютно не смущает то обстоятельство, что педагоги значительно моложе их. 10% ответили, что поначалу данное обстоятельство их беспокоило, но сейчас они относятся к этому спокойно. 5,6% респондентов признались, что до сих пор испытывают некоторую неловкость. Установили следующие закономерности. Лица, проживающие одни или с супругом, реже признаются в некомфортных ощущениях при обучении, чем проживающие совместно с детьми и внуками
(13 и 19% процентов соответственно). Различия в оценке своих самоощущений у представителей данных групп, вероятно, объясняется тем. что у респондентов, проживающих отдельно от детей и внуков в процессе взаимодействия с «молодыми учителями» реже возникают ассоциации с семейными ролями, что облегчает построение деловых отношений. Небезынтересные результаты получены при распределении ответов респондентов в зависимости от их пола. Оказалось, что ощущение неловкости при обучении у лиц моложе себя испытывает каждый третий участник образовательных программ мужского пола. Среди учащихся-женщин переживают подобные неудобства всего 15%. Выявленные закономерности подтверждают влияние статусных характеристик учащихся, определяемых возрастом на степень сложности их интеграции в префигуративную среду. Особенно ярко данное влияние прослеживается в плоскости гендерных ролей. Большинство мужчин к выходу на пенсию добиваются определённых успехов в профессиональной карьере (руководящий пост, высокая квалификация в какой-либо области и т.д.). Их семейный статус также является достаточно высоким (глава семьи, патриарх и т.д.). Таким образом, ролевой набор пожилых мужчин предрасполагает их, скорее, к выполнению руководящих и преподавательских функций. В связи с этим интеграция в префигуративную среду геронтообразования у мужчин протекает болезненнее, чем у женщин (статус которых в этом возрасте, как правило, связан с выполнением второстепенных семейных ролей). Очень часто мужчины, принимающие участие в образовательных проектах, обучаются совместно со своими супругами, что также является фактором, осложняющим интеграцию. На ощущения учащихся при инклюзии в префигуративную среду оказывает влияние степень их образованности. Лица с высшим образованием в 2 раза реже соглашаются с тем, что ощущают дискомфорт, обучаясь у «молодого» учителя, чем не имеющие высшего образования. Данный факт также можно объяснить с позиции ролевого конфликта. Как известно, уровень образования является одним из главных критериев положения человека в обществе. Таким образом, процесс принятия роли ученика для более образованных геронтов априори протекает тяжелее. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что в процессе обучения, информация, предоставляемая геронтам, нередко идёт в разрез с их жизненным опытом или полученным ранее образованием.
Анализ опыта работы специализированных образовательных учреждений, ориентированных на старшее поколение, позволяет сделать вывод о существовании двух основных стратегий устранения описанных социально-психологических барьеров; исключение из образовательного процесса элементов префигуративной культуры и адаптация учащихся к префигуративному типу7 образования. Первая стратегия направлена на сведение к минимуму или исключение из образовательного процесса моментов, ассоциирующихся с традиционным «школьным» образованием. Типичными примерами учебных учреждений, использующих первую стратегию, являются группы взаимопомощи и клубы для пожилых людей. Для подобных заведений характерна неформальная обстановка, проектирование учебных мероприятий с учётом пожеланий слушателей, ориентация образования на практическое решение жизненных задач, научно-популярное изложение материала. Одним из эффективных средств создания комфортной образовательной среды в рамках первой стратегии является привлечение пожилых людей на преподавательскую работу. Часто в специализированных образовательных учреждениях преподавательские функции выполняют не профессиональные педагоги, а наиболее способные бывшие учащиеся. В настоящее время большинство учреждений, осуществляющих образование представителей старшего поколения, обращаются к первой стратегии. Опыт их работы свидетельствует о том, что для решения ряда задач данный вариант является приемлемым. В частности, эта стратегия оправдывает себя в учреждениях, где реализация образовательных программ не является основной задачей (консультативные центры, учреждения досуга и др.). Даже согласившись с тем, что искусственное создание комфортной образовательной среды может помочь пожилому учащемуся овладеть определённым набором знаний, умений и навыков, нельзя забывать и о том, что из благоприятного климата учебного заведения он рано или поздно попадает в суровую реальность префигуративной культуры. Дискомфорт, который пожилой человек испытывает при обучении вообще и при обучении у молодых людей в частности - это показатель неготовности к принятию ценностей новой культуры. В связи с этим, более предпочтительным сегодня представляется развитие образовательных практик, которые не среду адаптируют к человеку, а учат человека функционировать в изменяющейся среде. Такой подход к организации образования пожилых
людей позволяет максимально реализовывать его социализирующий потенциал. К тому же, как уже говорилось, стратегия исключения из образовательного процесса префигуративных элементов работает далеко не всегда. Например, чрезвычайно актуальную задачу профессиональной подготовки пожилых граждан решить в рамках клубной организации учебных занятий пока не представляется возможным. Поэтому, на наш взгляд, будущее геронгообразования связано с реализацией второй стратегии. Стратегия адаптации человека к префигуративному типу образования используется в университетах третьего возраста и аналогичных учебных заведениях. Формы организации занятий в данных учреждениях обычно не отличаются от школьных или вузовских, но взаимодействие между педагогом и учащимся в данном случае выстраивается по принципу партнёрства в достижении общих целей. Статус ученика в рамках второй стратегии выступает результатом компромисса между необходимостью выполнения роли объекта педагогического воздействия и правом пожилого человека на уважение и внимание со стороны молодёжи. Одним из факторов, способствующих успешной реализации образовательных задач в рамках второй стратегии, является присутствие в штате профессиональных педагогов или же специалистов в области преподаваемой дисциплины, которые являются представителями разных поколений. Такой подход используется, в частности, в Университете золотого возраста г. Орла и в Высшей народной школой г. Санкт-Петербурга [3]
Влияние префигуративного характера обучения на образовательную активность в третьем возрасте достаточно редко выступает предметом научного изучения. Дело в том, что в ходе реализации образовательных проектов для старшего поколения роль данного фактора не представляется такой заметной, как, к примеру, возрастные изменения когнитивных способностей учащихся. Большинство представителей старшего поколения, нацеленных на получение образования. - это социально активные люди. Учиться у молодёжи для них не в новинку. Они часто обращаются за помощью к различного рода «молодым» специалистам (врач, участковый милиционер, социальный работник, государственный служащий), поэтому7 спокойно относятся к ситуации, когда статус более молодого человека оказывается выше. В то же время есть все основания полагать, что роль описанного социально-психологического барьера значительно выше, чем принято считать. Он начинает действовать уже на этапе рассмотрения социальным субъектом вопроса о возможности продолжения образования и не исчезает полностью даже после его включения в образовательный процесс. Мы считаем, что низкая образовательная активность представителей старшего поколения является, в том числе, и следствием префигуративных фобий. То обстоятельство, что влияние префигуративной культуры на процесс включения представителей старшего поколения в образовательное пространство является латентным и играет для «не учащихся» пожилых гораздо большую роль, чем для «учащихся», не освобождает исследователей геронтообразования от поиска путей преодоления префигуративных барьеров. В ближайшем будущем, влияние фактора разницы возраста учителя и ученика на специфику протекания образовательного процесса значительно усилится. Это будет связано, как минимум, с двумя причинами. Во-первых, геронтообразование станет для представителей старшего поколения одним из немногих средств решения конкретных жизненных и профессиональных задач. Обратиться к услугам образовательных учреждений будет вынуждено значительное число пожилых граждан, у многих из которых нетрадиционное распределение ролей субъектов образования не вызовет одобрения. Во-вторых, появление, расширение спектра и масштаба платных образовательных услуг для старшего поколения приведёт к тому, что знания перестанут быть «гуманитарной помощью» и превратятся в товар. Данное обстоятельство позволит учащемуся потребовать от «молодого» преподавателя необходимой компетенции, наличия опыта, который традиционно ассоциируется с возрастом.
Итак, префшуративный характер геронтообразования оказывает существенное влияние на специфику7 обучения пожилых граждан. Далеко не все представители старшего поколения психологически готовы снова оказаться в роли ученика, учиться у людей моложе себя. Данное обстоятельство должно учитываться при реализации образовательных программ для геронтов. Наиболее актуальными сегодня представляются формы организации образовательного процесса в третьем возрасте, которые не исключают префигуративные элементы, а напротив, адаптируют пожилого учащегося к новому типу культуры.
Список литературы
1. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения /Пер. с англ. - М.: Наука. 1988.
2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. /Пер. с нем. и анг. - М.: Юрист. 1994. - 7(Ю с.
3. Сорокин Г. Г. Учреждения геронгообразования России //Актуальные проблемы развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Н. Р. Насыровой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. -552 с.
Сведения об авторе
Сорокин Геннадий Геннадьевич, к. с. н, доцент кафедры социологии и социального сервиса. Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел: 89097428894. e-mail: sgg01(a>tsogu.ru, sgetial@yandex
Sorokin G. G., Senior lecturer at the Department of sociology and social service, Candidate of Sciences in Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89097428894, e-mail: sgg01(a;tsogu.ni, sgenaKcbyandex.